Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя?

5 ответов на вопрос “Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя?”

  1. Silverbrand Ответить

    3
    Тема
    №12

    Духовная жизнь
    общества

    Тема №10. Духовная
    жизнь общества

    Духовная жизнь
    общества. Ее основные элементы


    Духовная
    жизнь общества

    – нематериальная форма освоения мира
    и общения между людьми с помощью разума.
    Она является
    важной стороной функционировании я
    развития общества.. Наполненная богатым
    содержанием – создает благоприятную
    духовную атмосферу, хороший
    морально-психологический климат в
    обществе. И, наоборот, бедная и
    невыразительная – создает полную
    бездуховность в обществе.
    Духовная
    жизнь есть проявление
    человеческой
    сущности.

    Духовная жизнь
    имеет весьма сложную структуру.
    Элементы духовной
    жизни:

    Духовные
    потребности людей,
    направленные
    на создание и потребление соответствующих
    духовных ценностей.
    Духовные ценности.
    Духовная
    деятельность

    по созданию духовных ценностей и в
    целом духовное
    производство
    .
    Духовное
    потребление
    духовных
    ценностей.
    Духовные отношения
    между людьми.

    Проявления
    межличностного духовного общения
    людей.

    Основу
    духовной жизни общества составляет
    духовная
    деятельность
    .
    Духовная
    деятельность –
    деятельность
    сознания, в процессе которой возникают
    определенные мысли и чувства людей, их
    образы и представления о природных и
    социальных явлениях.
    Результат
    этой деятельности: определенные взгляды
    людей на мир, научные идеи и теории,
    моральные, эстетические и религиозные
    воззрения. Затем они воплощаются в
    соответствующих нормах поведения, в
    произведениях искусства, обрядах,
    ритуалах и т.д.
    Духовные
    ценности –
    те
    или иные взгляды людей, научные идеи,
    гипотезы и теории, художественные
    произведения, моральное и религиозное
    сознание, духовное общение людей.
    Духовные
    потребности

    внутренние побуждения человека к
    духовному творчеству, к созданию духовных
    ценностей и к их потреблению, к духовному
    общению.
    Они:
    а)
    объективны
    по содержанию, т.к. обусловлены всей
    совокупностью обстоятельств жизни
    людей. И выражают объективную необходимость
    духовного освоения ими окружающего
    мир.

    б)
    субъективны
    по форме
    ,
    как проявление внутреннего мира людей.

  2. Nele Ответить

    Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.
    Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.
    Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.
    Таким образом, главное здесь – не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность – свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».
    Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.
    Проблема духовности – это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему – природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» – категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.
    Таким образом, духовная жизнь – важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.
    Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.
    Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества – его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.
    Основные элементы духовной жизни общества
    Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.
    Элементами духовной жизни общества принято считать также:
    – духовные потребности;
    – духовная деятельность и производство;
    – духовные ценности;
    – духовное потребление;
    – духовные отношения;
    – проявления межличностного духовного общения.
    Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.
    При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка – освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. – общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.
    Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.
    Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.
    Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.
    Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.
    Усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.). Следовательно, эффективность духовного труда намного выше эффективности труда материального. Собственно, в этом состоит одна из причин того, что лиц, занятых духовной деятельностью, меньше, чем занятых в материальном производстве. Другие причины – естественные ограниченные возможности общества содержать таких людей, а также степень их таланта и способностей.
    Духовный труд, оставаясь всеобщим по содержанию, по сути и форме своей является индивидуальным, персонифицированным – даже в современных условиях, при высочайшей степени своего разделения. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Вероятно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются коллективам авторов. В то же время существует множество научных или художественных коллективов, работа которых при отсутствии признанных лидеров носит откровенно неэффективный характер.
    Особенностью духовной деятельности является принципиальная невозможность отделить применяемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) в силу их идеального характера от непосредственного производителя. Поэтому отчуждение в обычном понимании, характерное для материального производства, здесь невозможно. К тому же основное средство духовной деятельности с момента ее зарождения остается, в отличие от материального производства, практически неизменным – интеллект отдельной личности. Поэтому в духовной деятельности все замыкается на творческую индивидуальность. Собственно, в этом и обнаруживается основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, будучи всеобщими по содержанию, могут применяться только индивидуально.
    Духовная деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, поскольку сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность во многом напоминает игру, когда удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение – в духовной деятельности продуктивно-творческое начало доминирует над репродуктивно-ремесленным.
    Следовательно, духовная деятельность самоценна, обладает нередко значимостью безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства – нелепость. Кроме того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их обладатель, нежели производитель, то в сфере духовной интересен производитель ценностей, идей, произведений, а не их владелец.
    Диалектика духовной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве производителю благ навязывается сам труд, а его результаты в основном отчуждаются от работника, он лишен возможности их потреблять. В духовной сфере производством занимаются немногие, большинству же навязываются продукты – идеи, теории, ценности, образы, сам процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача состоит в том, чтобы увеличить возможности потребления, во втором – производства.
    Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.
    Духовные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.
    Ценности – форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность «приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой – создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей «земной» основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.
    Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.
    Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. – выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.
    Духовные отношения – категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.
    Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
    Духовное общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
    Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.
    Общественное сознание – целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание – феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.
    Общественное сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное).
    Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность.
    Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Общественное сознание может как опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям.
    Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного наследия поколений. Следовательно, оно имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.
    Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Это означает, что общественное сознание невозможно вне индивидуального сознания. Носителями общественного сознания являются индивиды, обладающие собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного приобщения к нему вновь и вновь появляющихся на свет индивидов. Все содержание и формы общественного сознания созданы и кристаллизованы именно людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Авторская индивидуальность идеи и даже образа может быть элиминирована обществом, и тогда они осваиваются индивидом в надличностной форме, но само их содержание остается человеческим, а происхождение – конкретно-индивидуальным.
    Вместе с тем общественное сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние – внутри себя и по-особому структурированная идеально-объективная реальность, с требованиями которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными и социальными явлениями. Своими объемом, возможностями, преобразовательной силой общественное сознание для общества несомненно значимее субъективного конечного и ограниченного отдельным человеком личного сознания. Власть общественного сознания над личностью выражается в безусловном восприятии его исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление индивидуальности.
    Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное сознание чаще всего стихийно, вместе с тем близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное сознание – тот источник, из которого черпают свое содержание и вдохновение философия, искусство, науки, и вместе с тем первичная форма понимания обществом социального и природного мира.
    Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей реальностью.
    Теоретическое сознание – уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания – «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков.
    Общественная психология и идеология являются уровнями и вместе с тем структурными элементами общественного сознания, в которых выражается не только глубина понимания социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп и общностей. Это отношение проявляется прежде всего в их потребностях, мотивах и побуждениях к освоению и преобразованию социальной действительности.
    Общественная психология представляет собой совокупность присущих людям и социальным группам и общностям чувств, настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также потребностей, интересов, убеждений, верований, социальных установок. Она выступает как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетается понимание происходящих в обществе процессов и духовно-эмоциональное отношение к ним. Общественная психология может проявляться как психический склад социальных и этнических общностей, т.е. социально-групповая, корпоративная или национальная психология, во многом обусловливающая их деятельность и поведение.
    Основными функциями общественной психологии являются ценностно-ориентирующая и мотивационно-побудительная. Отсюда следует, что социальные и политические институты, государство прежде всего, должны учитывать особенности общественной психологии различных групп и слоев населения, если они хотят добиться успеха в реализации своих замыслов.
    Идеология представляет собой теоретическое выражение объективных потребностей и интересов различных социальных групп и общностей, их отношение к социальной действительности, а также систему взглядов и установок, отражающих социально-политическую природу общества, его строй и социальную структуру.
    Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и общностей, которые могут не просто не совпадать, но быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно весьма условно. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько выражаемые ею интересы конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами. Следовательно, далеко не все идеологии научны. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя действительность и способствуя появлению социальных мифов, затемняя сознание масс и замедляя развитие общества.
    Поэтому идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной.
    Если общественная психология формируется стихийно, то идеология создается ее авторами вполне сознательно. В роли идеологов выступают мыслители, теоретики, политики. Благодаря различным системам и механизмам – образования, воспитания, средствам массовой информации – идеология целенаправленно внедряется в сознание больших масс людей. На этом пути вполне возможно манипулирование общественным сознанием.
    Сила влияния той или иной идеологии определяется степенью ее научности и соответствия реальности, глубиной проработки ее основных теоретических положений, положением и влиянием тех сил, которые в ней заинтересованы, способами воздействия на людей. Учитывая особенности психологии социальных групп, идеология в лице ее носителей способна оказать влияние на смену всей системы социально-психологических установок и умонастроений составляющих эти группы людей и придать их действиям определенную целенаправленность.
    Формы общественного сознания – способы самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Их можно также определить как социально необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.
    Основными формами общественного сознания, как уже отмечалось, являются философия, религия, мораль, искусство, право, политика, наука. Каждая из них отражает определенный аспект социальной жизни и воспроизводит его духовно. Формы общественного сознания обладают относительной самостоятельностью, следовательно, собственной природой и логикой внутреннего развития. Все формы общественного сознания активно влияют на окружающую действительность и происходящие в ней процессы.
    Критериями различения форм общественного сознания являются:
    – объекты отражения (окружающий мир в его целостности; сверхприродное; нравственные, эстетические, правовые, политические отношения);
    – способы отражения действительности (понятия, образы, нормы, принципы, учения и т.д.);
    – роль и значение в жизни общества, определяемые функциями каждой из форм общественного сознания.
    Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, как и те области бытия, которые они отражают. Тем самым общественное сознание выступает как целостность, воспроизводящая целостность природной и социальной жизни, обеспеченную органичной связью всех ее сторон. В рамках общественного сознания как целостности взаимодействуют также обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
    В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания – общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание.
    Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир посредством обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного, т.е. выходящего за рамки ограниченного существования, конечного эмпирического бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии – обращение ее преимущественно к внутреннему миру человека, этическим проблемам. Изменяется характер связи религиозного сознания с политикой – чаще всего она опосредована идеологическим воздействием, моральной оценкой политической деятельности. Вместе с тем носители религиозного сознания нередко занимаются активной политической деятельностью (Ватикан, Иран, фундаменталисты и т.д.) Отчетливой является тенденция представить религию в качестве универсального начала, воплощающего общечеловеческий интерес, а также высшей моральной силы, призванной противостоять мирским «порокам» и «злу».
    Искусство представляет собой форму общественного сознания и практически-духовного постижения мира, отличительный признак которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство воссоздает (образно моделирует) саму человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Оно обращено не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как он сотворен из материала мира реального.
    Мораль есть гуманистическое измерение и заданность истории, поскольку реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. Ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определенные общественные устои (или, напротив, требуя их изменения). Нравственная норма – не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен следовать в своей деятельности и поведении. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его же моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим.
    Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или порицание) имеет идеально-духовный характер; она выступает не в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а как оценка, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответственно направлять свои действия.
    Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном или неправомерном. Фактором, оказывающим решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся система права. В свою очередь, правосознание воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий уровень. Главной функцией правосознания является регулятивная.
    Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий – политические «убеждения», «ориентации», «установки», «культура», «общественное мнение» и т.п. В философском плане политическое сознание может быть рассмотрено как, во-первых, способность людей соотносить себя в мыслях и чувствах с миром политических отношений; во-вторых, процесс реализации этой способности; в-третьих, естественный продукт (результат) этого процесса. Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа, политическое сознание оказывает на общество активное влияние, ускоряя или замедляя его развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Эта роль особенно велика в кризисных и транзиторных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив. Существует прямая корреляция между массовым распространением определенного типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего ему типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.
    Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Возможность использования достижений науки не только в конструктивных, но и деструктивных целях порождают противоречивые формы ее мировоззренческой оценки, от сциентизма до антисциентизма.

  3. FixPlay Ответить

    Духовная
    жизнь общества

    Полляк
    Григорий ЭМ – 133003 (М 106)

    Под
    духовной жизнью общества обычно понимают
    ту область бытия, в которой объективная
    реальность дается людям не в форме
    противостоящей предметной действительности,
    а как реальность, присутствующая в самом
    человеке, являющаяся неотъемлемой
    частью его личности.
     Духовная
    жизнь человека возникает на основе его
    практической деятельности, является
    особой формой отражения окружающего
    мира и средством взаимодействия с ним.
    К духовной жизни относят, как правило,
    знания, веру, чувства, переживания,
    потребности, способности, стремления
    и цели людей. Взятые в единстве, они
    составляют духовный мир личности. Будучи
    порождением общественной практики,
    духовная жизнь тесно связана с другими
    сферами жизни общества и представляет
    собой одну из подсистем социума.

    Духовная
    сфера жизни общества охватывает различные
    формы и уровни общественного сознания:
    нравственное, научное, эстетическое,
    религиозное, политическое, правовое.
    Соответственно ее элементами
    являются
     мораль,
    искусство, религия
     и
    право.

    Мораль
    Особую
    роль в регулировании жизни общества и
    поведения его членов играет
     мораль.
    Мораль (от
    лат. moralitas — относящийся к нраву,
    характеру, складу души, привычкам; и
    лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение)
     форма
    общественного сознания, в которой
    находят свое отражение взгляды и
    представления, нормы и оценки поведения
    отдельных индивидов, социальных групп
    и общества в целом.

    Мораль
    регулирует поведение человека во всех
    сферах общественной жизни, поддерживая
    и санкционируя определенные общественные
    устои, строй жизни, общение людей. Однако
    содействие регуляции социального
    поведения людей не является единственной
    функцией морали. Мораль — это прежде
    всего жизненный ориентир, в котором
    выражается стремление человека к
    самосовершенствованию. Ее основная
    функция — утверждение человеческого
    в человеке.

    При
    помощи морали общество оценивает не
    только практические действия людей, но
    и их мотивы, побуждения и намерения.
    Особую роль в моральной регуляции играет
    формирование в каждом индивиде способности
    относительно самостоятельно вырабатывать
    и направлять свою линию поведения в
    обществе без повседневного внешнего
    контроля. Эта способность выражается
    в таких понятиях, как
     совесть,
    честь, чувство собственного достоинства.

    Моральные
    требования к человеку имеют в виду не
    достижение каких-то частных и ближайших
    результатов в определенной ситуации,
    а следование общим нормам и принципам
    поведения. Выполняя, наряду с появившимся
    позднее правом, роль регулятора поведения
    людей, мораль имеет с ним общие черты,
    но в то же время принципиально отличается
    от него по ряду существенных моментов.

    Единство
    между ними выражается в том, что:

    1)
    в системе социальных норм они выступают
    самыми универсальными, распространяющимися
    на все общество;

    2)
    у норм морали и права единый объект
    регулирования — общественные отношения;

    3)
    как нормы права, так и нормы морали
    исходят от общества;

    4)
    нормы права и нормы морали имеют сходную
    структуру;

    5)
    нормы права и нормы морали выделились
    из мононорм первобытного общества.

    Религия
    Термин
    «религия» в переводе с латинского языка
    буквально означает «связывание, повторное
    обращение к чему-либо». Гораздо сложнее
    дать определение понятию «религия».
    Таких дефиниций существует великое
    множество, они зависят от принадлежности
    авторов к той или иной философской
    школе, традиции. Так, марксистская
    методология определяла религию как
    специфическую форму общественного
    сознания, извращенное, фантастическое
    отражение в сознании людей господствующих
    над ними внешних сил. Верующий человек,
    скорее всего, определит религию как
    взаимоотношение между Богом и человеком.
    Современное обществознание пытается
    дать более нейтральное определение:
    под религией чаще всего понимаются
    совокупность взглядов и представлений,
    система верований и обрядов, объединяющая
    признающих их людей в одну общность.
    Основа любой религии — вера в
    сверхъестественное, т. е. в необъяснимое
    с помощью известных науке законов
    противоречащее им.

    Спорной
    является и проблема происхождения
    религии. Церковь учит, что религия
    появляется вместе с человеком, существует
    исконно. Материалистические учения
    рассматривают религию как продукт
    развития человеческого сознания.
    Убедившись в собственном бессилии, в
    неспособности преодолеть власть слепой
    необходимости в определенных сферах
    жизнедеятельности, первобытный человек
    приписал естественным природным силам
    сверхъестественные свойства. Для
    достижения желаемых целей в этих сферах,
    наряду с вполне рациональными, но
    недостаточными действиями, люди стали
    совершать ритуальные, символические
    акты, призванные гарантировать получение
    искомого результата. Постепенно
    сформировалась и вера в то, что подобные
    действия (обряды, ритуалы, таинства)
    помогают каким-то таинственным способом
    прийти к заветным целям. В конечном
    счете возникли прочные представления
    о неких надчеловеческих, сверхъестественных
    силах, связях, отношениях. Подобные
    построения, несмотря на всю их видимую
    логичность и убедительность, не нашли
    подтверждения в археологических данных.
    Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют
    о наличии примитивных религиозных
    верований уже у неандертальцев. К тому
    же первобытный человек ощущал себя
    частью природы, не противостоял ей, хотя
    и пытался определить свое место в
    окружающем мире, приспособиться к нему.

    Одной
    из первых форм религии был
     тотемизм 
    поклонение какого-либо рода, племени
    животному или растению как своему
    мифическому предку и защитнику (само
    слово «тотем» на языке североамериканских
    индейцев означает «род его»). Тотемизм
    своими корнями уходит еще в праобщество
    и первоначально выражал веру в глубокое
    внутреннее тождество всех членов того
    или иного первобытного объединения с
    особями одного определенного вида
    животных. Постепенно он оброс значительным
    количеством ритуалов, магией (колдовством),
    под кот рой понимаются действия и обряды,
    совершаемые целью повлиять сверхъестественным
    путем на окружающий мир. От магии
    неотделим и фетишизм (от слова «фетиш»
    — магическая вещь) — вера в магические
    свойства различных предметов (амулетов,
    фигурок и т. п.). Магия и фетишизм не
    являются особыми формами религии, их
    пережитки сохраняются в рамках многих
    современных верований (даже мировых
    религий), хотя и осуждаются официальной
    церковью.

    Все
    ныне существующие религии можно условно
    разделить на три большие группы:

    1)
    родоплеменные примитивные верования,
    сохранившиеся по сей день;

    2)
    национально-государственные религии,
    составляющие основу религиозной жизни
    отдельных наций (например, индуизм,
    иудаизм и др.);

    3)
    мировые религии. Их всего три: христианство,
    буддизм и ислам.

    К
    признакам мировых религий относят:

    а)
    огромное число последователей во всем
    мире;

    б)
    космополитизм: они носят меж— и
    надэтнический характер, выходя за
    пределы наций и государств;

    в)
    они эгалитарны (проповедуют равенство
    всех людей, обращены к представителям
    всех социальных групп);

    г)
    их отличает необычайная пропагандистская
    активность и прозелитизм (стремление
    обратить в свою веру лиц другого
    исповедания). Все эти свойства и обусловили
    широкое распространение мировых религий:
    христиан в мире насчитывается более
    1,4 млрд человек, мусульман (приверженцы
    ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

    Любая
    религия включает в себя несколько
    важнейших элементов. Среди них: вера
    (религиозные чувства, настроения,
    эмоции), учение (систематизированная,
    специально разработанная для данной
    религии совокупность принципов, идей,
    понятии), религиозный культ (совокупность
    действий, которые совершают верующие
    с целью поклонения богам, т. е. обряды,
    молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно
    развитые религии имеют и свою организацию
    — церковь, упорядочивающую жизнь
    религиозной общины.

    Прогнозировать
    будущее религии чрезвычайно сложно. В
    обществе происходят разнонаправленные
    процессы: с одной стороны, все большее
    число сфер человеческой деятельности
    секуляризируется, высвобождается из-под
    влияния религии, с другой — во многих
    странах (особенно в бывших социалистических)
    роль и авторитет церкви растут. Очевидно,
    однако, что обещанное вытеснение религии
    научным мышл
    ением
    произойдет весьма нескоро.

    Искусство
    Искусством
    принято называть специфическую форму
    общественного сознания и человеческой,
    деятельности, которая представляет
    собой отражение окружающей действительности
    в художественных образах.
     Посредством
    создания произведений искусства
    происходит реализация такого вида
    познавательной деятельности людей, как
    художественное познание.

    Искусство
    зародилось еще в античную эпоху, однако
    в этот период оно еще не считалось
    каким-то особым видом деятельности.
    Древние греки называли «искусством» и
    умение строить дома, и навыки управления
    государством, и процесс лечения людей
    и т. п. Обособление же собственно
    эстетической деятельности, т. е. искусства
    в его современном понимании, раньше
    всего произошло в области ремесла. Это
    можно отчетливо проследить на примере
    гон-чарного ремесла. Изготовление
    посуды, в частности знаменитых греческих
    ваз, сопровождалось украшением их
    различного рода орнаментами. Орнаментом
    называют узор, построенный на регулярном
    ритмическом чередовании и организованном
    расположении абстрактно-геометрических
    или изобразительных элементов. Ранние
    греческие орнаменты — меандры —
    представляли собой изломанную по прямым
    углом линию, образовывавшую ряд одина
    ковых, связанных друг с другом мотивов.

    Постепенно
    процесс создания эстетического был
    перенесен из сферы материальной в сферу
    духовную а сама художественная
    деятельность превратилась в создание
    человеком особого (второго наряду с
    предметным), вымышленного мира.

    Искусство
    представляет собой высшую форму
    эстетического сознания. Оно является
    необходимым элементом общественного
    сознания, обеспечивающим его целостность,
    мобильность, устойчивость в настоящем
    и направленность в будущее.

    Предмет
    искусства — человек, его отношения с
    окружающим миром и другими индивидами,
    а также жизнь людей в определенных
    исторических условиях. Искусство
    обусловлено миром природы и общественных
    отношений, которые окружают индивидов.

    Формой
    бытия искусства является художественное
    произведение, имеющее видовую и жанровую
    определенность и осуществляющееся в
    качестве материального предмета —
    знака, который передает людям определенную
    художественную концепцию, обладающую
    эстетической ценностью.

    Искусство
    как феномен культуры подразделяют на
    ряд видов, каждый из которых обладает
    специфическим языком, своей знаковой
    системой. Ученые выделяют следующие
    виды искусств.

    1.
    Архитектура
     (зодчество)
     вид
    искусства, представляющий собой систему
    зданий и сооружений, формирующих
    пространственную среду для жизни
    человека.

    Архитектура
    занимает особое место среди других
    видов искусств, поскольку она не
    изображает предметы, а создает их.
    Архитектура бывает общественная, жилая,
    градостроительная, садово-парковая,
    промышленная, реставрационная.

    2.
    Живопись
      вид
    искусства, произведения которого
    представляют собой отображение жизни
    на определенной поверхности при помощи
    цвета.

    Произведение,
    создаваемое художником-живописцем,
    называется картиной. Картина может быть
    нарисована на дереве, бумаге, картоне,
    шелке или холсте.

    Совокупность
    произведений, объединяемых общим кругом
    тем или предметов изображения, называется
    жанром. В живописи различают следующие
    жанры:

    а)
    портрет — изображение человека или
    группы людей, существующих или
    существовавших в действительности;

    б)
    натюрморт — изображение окружающих
    человека вещей;

    в)
    пейзаж — изображение естественной или
    преобразованной человеком природы;

    г)
    бытовой жанр — изображение повседневной
    жизни людей;

    д)
    анималистический жанр — изображение
    животных;

    е)
    исторический жанр — изображение
    исторических событий и деятелей.

    От
    живописи следует отличать графику,
    которая так же, как и живопись, связана
    с изображением на плоскости, но ее
    произведения, как правило, выполняются
    на бумаге, меньше по формату и легче
    перемещаются в пространстве.

    Различают
    станковую, книжную, журнальную и газетную
    графику. Жанры графики в основном
    повторяют жанры живописи. В известной
    мере специфическим графическим жанром
    является карикатура (сатирический
    рисунок, шарж).

    3.
    Скульптура
      вид
    изобразительного искусства произведения
    которого имеют физически мате риальный,
    предметный объем и трехмерную форму,
    размещенную в реальном пространстве.
     Скульптуру
    подразделяют на круглую (голова, бюст,
    торс статуя) и рельефную. Рельефом
    называют выпуклое изображение на камне.
    Все рельефы делятся на барельефы,
    горельефы и контррельефы. Барельефом
    называют низкий рельеф, который
    возвышается над плоскостью менее чем
    на половину своего реального объема.
    Горельеф — это высокий рельеф, который
    возвышается над плоскостью более чем
    на половину своего реального объема.
    Контррельеф представляет собой
    углубленный рельеф.

    Различают
    также скульптуру станковую, декоративную
    и монументальную. Станковая — это
    небольшая скульптура, предназначенная
    в основном для украшения помещений.
    Декоративная — скульптура средних, а
    монументальная — больших и огромных
    размеров.

    4.
    Декоративно-прикладное искусство
      вид
    изобразительного искусства, непосредственно
    связанный с бытовыми нуждами людей.
     К
    декоративно-прикладному искусству
    относят произведения, выполняемые из
    самых различных материалов (традиционно
    из дерева, глины, камня, стекла и металла).
    Особенностью данного вида искусства
    является его утилитарность, включенность
    в повседневную жизнь людей. Как и
    архитектура, декоративно-прикладное
    искусство является постоянно действующим
    фактором формирования среды обитания
    человека.

    5.
    Литература
      вид
    искусства, отражающий действительность
    в словесно-письменных образах.

    Первые
    литературные произведения — легенды,
    былины, мифы — появились еще тогда,
    когда человечество не имело письменности,
    и передавались из уст в уста. Устное
    народное творчество принято называть
    фольклором.

    6.
    Музыка
      вид
    искусства, отражающий действительность
    в звуковых художественных образах.
     Музыку,
    предназначенную для пения, называют
    вокальной. Если же произведение
    исполняется только на инструментах, то
    такую музыку называют ин-струментальной.

    7.
    Театр
      вид
    искусства, специфическим средством
    выражения которого является сценическое
    действие, возникающее в процессе игры
    актера перед публикой.

    8.
    Цирк
      искусство
    акробатики, эквилибристики, гимнастики,
    пантомимы, жонглирования, фокусов,
    клоунады, музыкальной эксцентрики,
    конной езды, дрессировки животных.

    9.
    Балет
      вид
    искусства, содержание которого
    раскрывается в танцевально-музыкальных
    образах.

    10. Кино  вид
    искусства, произведения которого
    создаются с помощью киносъемки реальных,
    специально инсценированных или
    воссозданных средствами мультипликации
    событий.

    11.
    Фотоискусство
      искусство
    создания химико-техническими средствами
    зрительного образа документального
    значения, художественно выразительного
    и с достоверностью запечатляющего в
    застывшем изображении существенный
    момент действительности.

    12.
    Эстрада
      вид
    искусства, включающий в себя малые формы
    драматургии, музыки и хореографии,
    основные произведения которого
    представляют собой отдельные законченные
    номера.

    Искусство
    полифункционально: оно выполняет в
    обществе множество разнообразных
    функций.

    Общественно-преобразующая
    функция искусства проявляется в том,
    что оно, оказывая идейно-эстетическое
    воздействие на людей, включает их в
    направленную и целостно ориентированную
    деятельность по преобразованию общества.

    Утешительно-компенсаторная
    функция заключается в восстановлении
    в сфере духа гармонии, утраченной
    человеком в реальной действительности.
    Своей гармонией искусство влияет на
    внутреннюю гармонию личности, способствует
    сохранению и вос-становлению ее
    психического равновесия.

    Художественно-концептуальная
    функция выражается в свойстве искусства
    анализировать состояние окружающего
    мира.

    Функция
    предвосхищения характеризует способность
    искусства предвосхищать будущее. На
    этой способности основаны фантастические,
    утопические и социально прогнозирующие
    произведения искусства.

    Воспитательная
    функция искусства отражает роль искусства
    в формировании целостной человеческой
    личности, чувств и мыслей людей.

    Внушающая
    функция проявляется в воздействии
    искусства на подсознание людей, на
    человеческую психику. В напряженные
    периоды истории она играет ведущую роль
    в общей системе функций искусства.

    Эстетическая
    функция — это специфическая способность
    искусства формировать эстетические
    вкусы и потребности человека, пробуждать
    в личности желание и умение творить по
    законам красоты.

    Гедонистическая
    функция показывает особый, духовный
    характер искусства, призванного
    доставлять людям удовольствие. Она
    опирается на идею самоценного значения
    личности и осуществляет ее, доставляя
    человеку бескорыстную радость
    эстетического наслаждения.

    Познавательно-эвристическая
    функция показывает познавательную роль
    искусства и выражается в его способности
    к отражению и освоению тех сторон жизни,
    которые труднодоступны науке.

    Специфика
    искусства как формы художественного
    познания заключается в том, что, во-первых,
    оно является образным и наглядным.
    Предмет искусства — жизнь людей —
    чрезвычайно разнообразен и отражается
    в искусстве во всем своем многообразии
    в форме художественных образов. Последние,
    будучи результатом вымысла, тем не менее
    являются отражением действительности
    и всегда несут на себе отпечаток реально
    существующих предметов, событий и
    явлений. Художественный образ выполняет
    в искусстве те же функции, что и понятие
    в науке: с помощью него происходит
    процесс художественного обобщения,
    выделения существенных признаков
    познаваемых предметов. Созданные образы
    составляют культурное наследие общества
    и способны, став символами своего
    времени, оказывать серьезное влияние
    на общественное сознание.

    Во-вторых,
    для художественного познания характерны
    специфические способы воспроизведения
    окружающей действительности, а также
    средства, при помощи которых происходит
    создание художественных образов. В
    литературе таким средством является
    слово, в живописи — цвет, в музыке —
    звук, в скульптуре — объемно-пространственные
    формы и т. д.

    В-третьих,
    огромную роль в процессе познания мира
    с помощью искусства играет воображение
    и фантазия познающего субъекта.
    Художественный вымысел, допускаемый в
    искусстве, является совершенно
    недопустимым, например в процессе
    научного познания.

    В
    отличие от различных общественных наук,
    изучающих отдельные стороны жизни
    людей, искусство исследует человека в
    целом и наряду с другими видами
    познавательной деятельности является
    особой формой познания окружающей
    действительности.

    Искусство
    включено в целостную систему форм
    общественного сознания, куда наряду с
    ним входят уже рассмотренные выше
    философия, политика, пра-во, наука,
    мораль, религия. Все они реализуют свои
    функции в едином культурном контексте,
    возникающем благодаря их взаимосвязям.

    Политика
    Политическая
    сфера
     —
    это отношения людей, связанные прежде
    всего с властью, которые обеспечивают
    совместную безопасность.

    Греческое
    слово politike (от polis — государство, город),
    появившись в трудах античных мыслителей,
    первоначально использовалось для
    обозначения искусства управления
    государством. Сохранив это значение в
    качестве одного из центральных,
    современный термин «политика» сейчас
    употребляется для выражения
     общественной
    деятельности, в центре которой стоят
    проблемы приобретения, использования
    и удержания власти.
     Элементы
    политической сферы можно представить
    таким образом:

    политические
    организации и институты
     —
    социальные группы, революционные
    движения, парламентаризм, партии,
    гражданство, президентство и т.д.;

    политические
    нормы –
     политические,
    правовые и моральные нормы, обычаи и
    традиции;

    политические
    коммуникации –
     отношения,
    связи и формы взаимодействия между
    участниками политического процесса,
    а также между политической системой в
    целом и обществом;

    политическая
    культура и идеология
     —
    политические идеи, идеология, политическая
    культура, политическая психология.

    Потребности
    и интересы формируют определенные
    политические цели социальных групп. На
    этой целевой основе возникают политические
    партии, общественные движения, властные
    государственные институты, осуществляющие
    конкретную политическую деятельность.
    Взаимодействие крупных социальных
    групп друг с другом и институтами власти
    составляет коммуникативную подсистему
    политической сферы. Это взаимодействие
    упорядочивают различные нормы, обычаи
    и традиции. Отражение и осознание этих
    отношений формируют культурно-идеологическую
    подсистему политической сферы.

  4. Aurinara Ответить

    Духовная жизнь общества – нематериальная сфера жизни общества. Духовная сфера включает в себя: духовные отношения, организации и социальные институты, которые создают духовные ценности: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.
    Одной из сторон духовной жизни общества является общественное сознание – это совокупность взглядов и представлений людей, духовная жизнь данного общества. Носителем общественного сознания может быть как отдельный человек, так и социальная группа (например, политическая партия). Общественное сознание может быть направлено на любые сферы жизни общества, от политики до искусства – человек может иметь представления и мнения о любом объекте. Выделяют уровни общественного сознания:
    • бытовое сознание – это жизненно-практический опыт человека, то, как человек воспринимает окружающий его быт и бытовую деятельность;
    • нравственное (этическое) сознание – представление общества о морали; система нравственности человека;
    • религиозное сознание – религиозные взгляды и представления человека;
    • политическое сознание – идеи, которые выражают политические интересы социальных групп, наций и государств;
    • эстетическое сознание – восприятие прекрасного, красоты и искусства. Эстетика – это чувственное восприятие человеком творчества и эталонов красоты;
    • научное сознание – форма деятельности людей, которая направлена на познание природы и человека с помощью научных методов (экспериментов, анализа, синтеза, гипотез и т. д.);
    • философское сознание – изучение мышления человека и способов познания, познание окружающего и закономерности развития мира. Основные вопросы, которые пытаются решить философы: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир.
    Культура (от лат. – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающейся человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей свободную самореализацию личности. Культура не может существовать без общества, поскольку она сама создается людьми и развивается под воздействием общества. Культура и ее элементы: религия, право, искусство, наука, философия, мораль, эстетика и этика.
    В философии понятие «культура» появилось в эпоху Просвещения. Тогда она понималась как этап в развитии общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Культура противопоставлялась природе и варварству первобытного общества.
    В рамках аксиологического подхода культура стала рассматриваться как «система ценностей». Теоретики марксизма трактовали культуру как совокупность материальных (архитектура, живопись, скульптура, предметы быта, оборудование, транспортные средства) и духовных ценностей поэзия, еатр, образование, язык, правила и нормы).

  5. GAЛАVARESS Ответить


    Тема: Духовная жизнь общества: понятие
    Раздел: Бесплатные рефераты по философии
    Тип: Контрольная работа | Размер: 20.95K | Скачано: 54 | Добавлен 21.10.13 в 08:57 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
    Вуз: Финансовый университет
    Год и город: Барнаул 2012
    Оглавление
    Введение 3
    1.1 Духовная жизнь общества и взаимосвязь понятий: духовная культура; духовная жизнь общества; общественное сознание. 4
    1.2 Объективная и субъективная сторона общественной жизни, понятие «объективация». 6
    1.3 Взаимосвязь материальной и духовной жизни общества. 8
    2. Содержание духовной жизни общества. 10
    2.1 Понятия: духовное производство, духовные отношения, духовное общение, духовные потребности и интересы, духовное потребление. 10
    2.2 Понятия: идеальные явления; менталитет; творцы; носители и трансляторы духовной жизни общества. 13
    3. Взаимоотношения материального и духовного производства, их сходства и различия. 14
    Список литературы 17

    Введение

    Духовность – сложное понятие. Дух – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
    Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.
    Духовная жизнь общества и человека – сложный феномен. Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

    1. Социальная природа духовной жизни общества.

    1.1 Духовная жизнь общества и взаимосвязь понятий: духовная культура; духовная жизнь общества; общественное сознание.

    Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.
    Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, “срез” духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включаю щей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру.
    Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Общество может быть названо обществом, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться. Особенность общественного сознания в том, что оно влияя на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, преобразовывать его. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Общественное сознание обладает преемственностью. Новые идеи возни возникают не на пустом месте, а на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него.
    Общественное сознание имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. Различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историческом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно экономических формациях.
    Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей. [4 гл.18 § 1-8 ]

    1.2 Объективная и субъективная сторона общественной жизни, понятие «объективация»

    Объективная его сторона – это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся.
    Субъективная сторона общественного бытия людей – это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие “бытие” применимо только в том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятельности людей, в их общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно общественное бытие в его. так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение – идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.
    В любой культуре существует общий механизм взаимодействия субъекта и объекта культуры — опредмечивание и распредмечивание. В первом случае происходит объективация субъективного, во втором имеет место обратный процесс — субъект делает своим достоянием то идеальное начало, которое содержалось в предмете культуры.
    Процесс опредмечивания мыслится не только как создание предметных продуктов культуры, например картин художника, но и как объективация культуры с помощью знаков и знаковых систем. Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект в качестве носителя его значения и смысла.
    Опредмечивание и распредмечивание могут происходить только в обществе, делая возможным общение, совместную жизнь и деятельность людей, формирование субъекта. Объективация вне общества бессмысленна (нет «других»), распредмечивание вне общества немыслимо, ибо возможно только в общении, и прежде всего — в живом общении. Индивид приобщается к культуре данного социума с помощью языка. В повседневной жизни, в системе образования субъект шаг за шагом постепенно осваивает все более широкий круг явлений культуры, ибо он должен быть подготовлен к их восприятию. Известно, что в науке надо начинать с азов, чтобы двигаться дальше. Усвоение знаний, содержащихся в работе по математической физике, требует овладения физикой и высшей математикой. Иначе говоря, способность субъекта к распредмечиванию объектов культуры зависит и от уровня его собственного развития как субъекта культуры.
    Процессы опредмечивания и распредмечивания протекают не только при взаимодействии субъекта с предметным миром культуры, но и в непосредственном взаимодействии самих субъектов, то есть в их прямом субъект-субъектном общении, отличном от гносеологического субъект-объектного отношения, на котором зиждется здание науки. При этом субъект-субъектное отношение может быть и непосредственным (живое общение) и косвенным, опосредствованным, общение с субъектом через его творения, общение с воображаемым субъектом и т. д. Культура по природе своей диалогична. В этом также проявляется ее социальность. [4 гл.14 § 2]

    1.3 Взаимосвязь материальной и духовной жизни общества.

    Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека.
    Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственности материально-духовной природы самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним.
    Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею духовные блага и т.д. кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т.д.).
    Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.
    Еще одна любопытная особенность духовных потребностей – их принципиально неограниченный характер. «Пределов роста» потребностей духа просто нет. Естественными же ограничителями такого роста выступают лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей да сила желания каждого человека участвовать в создании этих ценностей.
    В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества.
    Иначе говоря, духовная деятельность самооценка, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства – нелепость, а вот искусство для искусства – вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд. Разумеется, относительная самодостаточность духовной деятельности вовсе не отрицает ее результативности.
    Именно духовное начало является источником прогрессивного развития экономических отношений. Вся материальная жизнь есть лишь внутреннее явление жизни духовной и в ней коренится. По мере развития человечество ставит под контроль окружающую его природу, насыщает ее духовными началами, что и выражается в виде становящейся все более зависимой от сознания и воли человека системы материального производства. [2 c.213]

    2. Содержание духовной жизни общества.

    2.1 Понятия: духовное производство, духовные отношения, духовное общение, духовные потребности и интересы, духовное потребление.

    Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.
    Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
    Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.
    Когда мы говорим о духовных отношениях между людьми почему-то не думаем, что духовные отношения могут быть только между духовными людьми. И духовные отношения не могут быть односторонними, потому что с недуховным человеком невозможно общаться, оставаясь на духовном уровне, потому что такое общение будет им неправильно понято или не понято никак. И, конечно же, ответная реакция недуховного человека будет соответствовать ему самому. Тогда, говоря о духовных отношениях, мы будем иметь в виду общение на различные «умные темы»? На самом деле, духовность – это состояние человека, стремящегося к восхождению своего сознания, и не только мечтающего об этом или читающим духовную литературу, но работающим над собой в этом направлении. Духовность не может быть каким-то модным увлечением, так как на путь, ведущий к совершенству сознания, человек становится по зову своего сердца. И однажды человек осознает, что этот путь является смыслом его жизни. Человек, идущий духовным путём, стремится к полной свободе от привязанностей к материальному плану этого мира, и не только от материальных его ценностей, но и витальных привязанностей.
    Духовное общение — это способ проявления духовного состояния людей. Общаясь, люди выражают мысли, чувства, переживания, живут духовно. Иначе говоря, духовное общение есть способ осуществления духовной жизни, ибо с ним связано: духовное производство и духовное отношение, духовное потребление и обмен мыслями, чувствами, мнениями…
    Духовные потребности, или потребности в самореализации, – это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя.
    Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей.
    Духовные интересы предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.
    Духовные интересы людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением само углубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие интересы побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.
    Данные интересы характеризуются своей не насыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Духовные потребности и интересы имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей и интересов духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве. [1 гл.5 § 1-4]

    2.2 Понятия: идеальные явления; менталитет; творцы; носители и трансляторы духовной жизни общества.

    Идеальные явления – это те явления, которые сотворены сознанием человека, зависят от сознания, существуют в сознании.
    Менталитет – это образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие менталитета утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета — духовность, коллективизм, широта души. Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.
    Каждый человек творец. И пределов у творческого потенциала нет. Можно просто ненадолго потерять веру в свой талант. Понятие творец – многоплановое и, стоит заметить, бесконечное. Есть творец вселенной, есть творцы материальных ценностей, а есть и творцы ценностей духовных. Что важнее в этом мире? Полагаем, нельзя изъять и мироздания ни одну из озвученных выше ипостасей творчества – развитие цивилизации, стало-бы невозможным. Миро создатель создал все мудро и передал свою мудрость и искру творческого озарения нам, своим отпрыскам. В обществе обладатель духовных благ (носитель) никого не интересует, накопление духовных богатств бессмысленно. По этому ценится не владелец продуктов духовного труда (носитель), а их производитель или транслятор (не тот, кто знает больше стихов или песен, а тот, кто умеет их сочинять или исполнять их).[1]

    3. Взаимоотношения материального и духовного производства, их сходства и различия.

    Культура(производство) – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно. Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство.
    В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как “вторая природа”, которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая “возделывание души”.
    Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
    Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).
    Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
    Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция творчества человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
    Все функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта – во-первых, критически-творческой деятельности – во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.
    Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие. [2;3гл5,10]

    Список литературы

    Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 – М., 2002.
    Ивин А.А. «Основы социальной философии» – М. 2006.
    Риккерт Г. «Науки о природе и о культуре» – М. 1998.
    Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2е издание – М. 2005.
    Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *