Что такое erp система и как она работает?

20 ответов на вопрос “Что такое erp система и как она работает?”

  1. батя не бей Ответить

    Преимущества современных ERP систем

    Рынок ERP систем растет из года в год, причем как в стоимостном выражении, так и в количестве автоматизированных рабочих мест. Об этом говорят многочисленные исследования рынка. Почему же все больше предприятий, от гигантов до небольших компаний, стремятся к внедрению современных ERP систем?
    Основные преимущества, которые дает внедренная на предприятии ERP система:
    Более глубокое понимание процессов, происходящих в компании и уменьшение времени реакции на изменения. Благодаря консолидации всей ключевой информации в единой системе, появляется возможность оперативного получение управленческой отчетности по всем аспектам деятельности предприятия в режиме реального времени;
    Как следствие, частным (но очень важным) преимуществом консолидации операций и данных в одной системе является обеспечение сопоставимости данных, устранение дублирования и формирование единого видения происходящих процессов у всех участников;
    Современные ERP системы содержат встроенные инструменты прогнозирования, которые можно использовать для принятия обоснованных решений о дальнейших шагах по развитию бизнеса;
    Сокращение издержек за счет внедрения единых сквозных бизнес-процессов, автоматизации трудоемких задач, ликвидации избыточных процессов, а также упрощения процедур обучения и адаптации новых пользователей;
    Благодаря единообразному IT-ландшафту ERP система позволяет повысить безопасность при хранении данных, упростить задачи ограничения доступа и тем самым повысить уровень информационной безопасности.

    Недостатки ERP систем

    Для полноты картины, обозначив преимущества, следует остановиться и на недостатках перехода на современные ERP системы:
    Высокая стоимость внедрения и владения. До сих пор традиционная схема внедрения ERP систем подразумевает крупные первоначальные затраты при внедрении. Причем деньги надо потратить еще до того, как система заработает, а бизнес получит свои преимущества.
    Высокие риски внедрения. Существует большое количество сложностей при внедрении, здесь и тяжелое наследие в виде особенностей работы старого программного обеспечения, которые надо учесть при переходе, и сопротивление персонала изменениям, и отсутствие квалифицированных кадров внутри предприятия, способных организовать процесс перехода и дальнейшей поддержки, и многое другое. До сих пор проекты внедрения ERP систем на предприятиях остаются одними из самых рискованных для бизнеса.
    Недостаточная универсальность ERP решений. Несмотря на то, что ведущие производители пытаются сделать свои решения максимально гибкими и подходящими под любые требования бизнеса, понятно, что практика далека от теории. На рынке может просто отсутствовать полностью подходящее решение, поэтому зачастую происходит адаптация продукта под конкретную организацию, что значительно увеличивает стоимость проекта.
    ERP системы постоянно развиваются, и ведущие вендоры стараются в новых версиях программного обеспечения учесть имеющиеся недостатки и максимально их нивелировать.

    Как определить, что ваш бизнес нуждается в ERP

    Любая компания по-своему уникальна, хотя и сталкивается в разное время с общими для всех подобных организаций проблемами. Ниже мы постараемся помочь определить, пришла ли пора подумать вашей компании об инвестировании в ERP систему.
    Если большинство из пунктов ниже можно применить к вашему предприятию, то, вероятно пришло время серьезно подумать о необходимости внедрения на предприятии ERP системы:
    Члены вашей команды тратят слишком много времени на задачи, решение которых может быть упрощено или автоматизировано;
    У вас нет оперативного доступа к данным, которые требуются для принятия решения здесь и сейчас;
    У вас много разноплановых интеграций с внешними системами;
    У вас на предприятии используется большое количество несвязанных друг с другом программных продуктов и инструментов;
    У вас нет достоверной информации об остатках ТМЦ на складах или денежных средствах в кассах;
    Вы лично тратите много времени на поиск информации, пытаясь повысить производительность и эффективность работы сотрудников, а подразделения с трудом взаимодействуют и неохотно обмениваются информацией друг с другом;
    У вас нет полноценного доступа к информации, когда вы покидаете пределы офиса;
    Вам не хватает инструментов контроля выполнения принятых решений.
    Чтобы быть уверенным, что инвестиции в новую ERP систему окупятся, надо детализировать конкретные проблемы, которые существуют в вашей организации, и перед принятием решений точно понять, как ERP система сможет помочь решить эти проблемы.

    Лидеры рынка программного обеспечения класса ERP

    Современный международный рынок систем ERP огромен и продолжает постоянно расти. На сегодняшний день на нем представлены тысячи поставщиков программного обеспечения, точного числа которых никто не знает – часть игроков уходят с рынка, но постоянно появляются новые.
    В основном на рынке представлены отраслевые решения, разрабатываемые под нужды конкретных отраслей промышленности: определенные направления производства, логистика, розничная торговля и другие. Однако в лидерах международного рынка держатся компании, предлагающие максимально комплексные решения.

    Первое место на рынке (здесь и далее оценка доли рынка в суммовом выражении) занимает SAP, являясь не только самым успешным, но и одним из самых старейших игроков на рынке программного обеспечения для крупных корпораций.
    Будучи основанным в 1972 году, сейчас SAP открыл дочерние компании по всему миру и организовал взаимодействие с рядом внешних команд, занимающихся разработкой дополнений для программных продуктов компании.
    SAP представлен на рынке двумя основными продуктами:
    SAP Business All-in-One. Это ERP решение, построенное на последней на сегодняшний день платформе SAP HANA, позиционируется как комплексное решение, охватывающее 25 отраслей бизнеса, включая, разумеется, производство и продажи, и предназначенное для крупных компаний. Включает в себя продукт для бизнес-анализа (BI) и прогнозирования.
    SAP Business One. Было выпущено на рынок, чтобы укрепить позиции SAP в сегменте решений для небольших/средних организаций. Решение построено на базе той же платформы, что и SAP All-in-One, но менее функционально и универсально.
    На второе место в 2017 году вышла компания Microsoft с продуктом Microsoft Dynamics AX. Не смотря на меньшую, по сравнению с продуктами компании SAP, универсальность, решение подходит для компаний, занимающихся торговлей и оказанием услуг, благодаря чему компания ежегодно увеличивает свою долю рынка и активно развивает свой продукт.
    Третье место разделили Oracle и Infor, а далее следуют (с большим отрывом) компании второго эшелона: Epicor, Sage, NetSuite и другие.
    В исследовании Panorama также отмечается, что первое место по срокам окупаемости инвестиций в ERP заняла SAP. По скорости внедрения лидируют продукты Oracle, а по затратам на внедрение пальму первенства захватили системы NetSuite, которые обходятся заказчикам в среднем в 2,8% от выручки.
    Отдельно отмечены такие преимущества систем Infor, как широкие возможности использования мобильных версий удаленными офисами и сотрудниками, надежные и интуитивно понятные средства анализа бизнес-данных и оптимальные показатели времени и стоимости внедрения, а также окупаемости инвестиций.
    Отдельно стоит остановиться на российском рынке.

    Лидирующее положение на российском рынке с долей чуть меньше 50% занимает SAP, далее с долей около 32% следует 1С и с существенным отрывом остальные игроки: Oracle, Галактика и другие.
    Однако, помимо оценки доли рынка в суммовом выражении, можно взглянуть на количество автоматизированных рабочих мест на российском рынке. По количеству внедрений и автоматизированных рабочих мест более 80% рынка занимает компания 1С, являясь, по сути, монополистом в части ERP систем для малого и среднего бизнеса. Это легко объяснимо тем фактом, что купить 1С ERP и обслуживать ее в десятки раз дешевле, чем программы-конкуренты.

  2. ZISEQO Ответить

    ERP расшифровывается как Enterprise Resources Planning, то есть «планирование ресурсов предприятия». Русский перевод аббревиатуры не помогает сразу понять суть термина, поэтому обратимся к истории.
    Распространение персональных компьютеров в 80-90-е годы прошлого века открыло перед бизнесом широкие возможности по автоматизации. Программные решения пришли на смену ручному труду и бумажному носителю в бухгалтерских задачах, складском учете, документообороте, мониторинге работы технологического оборудования.
    Важными особенностями нового подхода стали не только перевод данных в «цифру», новые возможности по передаче и анализу информации, но и интеграция разных по своей природе потоков данных. Теперь топ-менеджмент и руководители направлений получили полную картину работы предприятия, возможность анализировать загрузку производства, складские запасы и финансовые потоки. На основании этих данных принимались более взвешенные решения, появилась возможность эффективно планировать ресурсы.
    Такой подход к организации информационных систем на предприятии получил название ERP, а прикладные решения для его реализации стали называть EPR-системами. Пожалуй, это наиболее простой и исчерпывающий ответ на часто задаваемый вопрос: «CRM, ERP — что это?».
    Вы удивитесь, но программы автоматизации бухгалтерского учета, управление проектами, кадровые приложения — все это компоненты ERP-системы, ее базовые функции. Системы управления взаимоотношениями с клиентами, или CRM (customer relationship management system) — также часть ERP.
    Тем не менее, сегодня перечисленные функциональные системы относят к ERP нечасто. Все потому, что бухгалтерия, управление проектами, CRM и некоторые другие функции стали популярными как самостоятельные программные модули. Действительно, многие компании пользуются только электронной бухгалтерией, а остальные данные просто заносятся в Excel.
    Спорить о том, стоит ли относить бухгалтерию и CRM к ERP или рассматривать их как отдельные решения, — дело неблагодарное. Оставим его рыночным аналитикам. Очевидно, что тренд на автоматизацию с каждым годом усиливается. Перечисленные системы будут только набирать популярность: увеличатся продажи лицензий и объем услуг по внедрению.

    Зачем внедрять ERP?

    Системы ERP способствует решению задач по мониторингу и планированию. Помимо этого, они ускоряют работу каждого отдела и конкретных сотрудников. Вот результаты некоторых внедрений ERP:
    топ-менеджмент может в любой момент получить представление о текущей ситуации или проанализировать деятельность компании за выбранный период;
    на порядок сократились временные затраты на рутинные операции, а также снизились риски, связанные с человеческим фактором;
    компания получила логичный и прозрачный документооборот;
    каждый сотрудник и руководитель владеют информацией (и только действительно нужной).
    ERP-системы сразу снижают затраты на обслуживание производственных и бизнес-процессов. В долгосрочном плане положительный эффект достигается благодаря тому, что стратегические решения принимаются более взвешенно. Бизнес без ERP-системы можно сравнить с водителем, который управляет машиной с закрытыми глазами.
    Система управления ресурсами предприятия — это не только зрение водителя, но и сводные данные всех приборов, зафиксированные и учтенные в единой системе. ERP — это контроль взаимодействия механизмов и систем двигателя во времени, благодаря которому водитель может легко определить, когда нужно притормозить, а где ускориться для достижения максимального результата.

    Целесообразность внедрения ERP-систем

    Если ERP-системы так хороши, то закономерен вопрос: почему сегодня не все предприятия провели тотальную информатизацию, а многие вообще ограничиваются только электронной бухгалтерией?
    Причина в следующем. Чтобы ERP-система была эффективной, она должна максимально четко учитывать бизнес-процессы предприятия. Часть компаний просто не могут формализовать свои бизнес-процессы из-за низкой культуры ведения бизнеса. Другие с трудом решаются на какие-либо изменения в своей деятельности, особенно если «все и так работает».
    В любом случае, процесс внедрения индивидуальных ERP небыстрый и недешевый. Помимо денег, он требует еще и времени ключевых менеджеров. А если в систему будет заложена неверная логика, то автоматизация может негативно сказаться и на показателях компании, и на морали сотрудников. То есть при внедрении важно привлечь опытных и компетентных специалистов. Возможно, некоторым компаниям действительно целесообразнее продолжить работу в Excel.

    Виды и компоненты ERP-системы

    ERP-системы как крупные интегрированные системы можно классифицировать по следующим признакам:
    Универсальные платформы и отраслевые системы. Отраслевые системы ориентированы на конкретные бизнес-процессы. Это означает, что в них либо есть специальные модули (например, для расчета заказа в типографиях), либо стандартные функции в них имеют свои особенности (например, на ликероводочных заводах ведется параллельный складской учет продукции в переводе на спирт). Универсальные платформы редко продаются «как есть», поскольку не бывает типовых бизнесов. И они, как правило, также дорабатываются под конкретного клиента и его бизнес-процессы.
    Системы для управления холдингом и отдельными предприятиями. Здесь все просто. Бывают решения для одного хозяйствующего субъекты и сложные системы, объединяющие и передающие данные по сети предприятий. Независимо от типа ERP характерные компоненты поставки включают в себя программные модули, реализующие функции управления финансами, бухгалтерией, взаимоотношениями с клиентами (CRM), кадрами (HR), сбытом, цепочкой поставок, производством и производственными активами, планирования. Частый функционал ERP — управление проектами. На верхнем уровне для топ-менеджмента компании создаются модули, агрегирующие информацию с нижних уровней и от отдельных подразделений. Здесь формируется управленческая отчетность, которая помогает принимать верные решения. В заключение отметим, что оптимизация и контроль бизнес-процессов являются насущной необходимостью при ведении любой коммерческой деятельности. Лучшим доказательством необходимости и эффективности ERP-систем является та положительная динамика, которую начинают демонстрировать компании, прошедшие путь успешного внедрения.
    Попробовать бесплатно

  3. Centridred Ответить

    Таким образом, в определенных сегментах рынка CRM-системы с расширенными возможностями могут составлять конкуренцию ERP. Это свойственно, например, сфере торговли и услуг — но только там, где не нужно обеспечивать работу огромных предприятий с тысячами сотрудников. Этот вариант подойдет, например, компании в 50 сотрудников, которая имеет несколько торговых точек, склад с товаром и отдел продаж. Вместо того, чтобы внедрять сложную ERP с множеством невостребованных функций, можно взять CRM с модулем для управления товарооборотом — такая программа обойдется дешевле и будет проще в освоении.
    Итак, оба IT-продукта занимаются автоматизацией бизнес-процессов, но CRM — на уровне взаимоотношений между компанией и клиентами, а ERP — на уровне внутренней организации всего предприятия. Если же вам необходимы возможности обеих программ, то еще на стадии выбора системы стоит задуматься, какой из вариантов интеграции будет наиболее удобен.
    Если же вы решите внедрять именно CRM-систему, то попробуйте SalesapCRM. Это облачная программа для управления бизнесом, которая наверняка понравится тем, кто ценит свое время. Мы сделали SalesapCRM максимально простой в освоении, но при этом максимально функциональной. Зарегистрируйтесь, это бесплатно!

  4. БаБа_ГаЛя Ответить

    Функционал ERP-систем различается, однако есть и единые для всех программных продуктов функции:
    1. Разработка планов производства, продаж.
    2. Ведение технологических спецификаций, предусматривающих операции и ресурсы, необходимые для производства того или иного изделия.
    3. Определение и планирование потребностей в производстве комплектующих и материалов, затрат и сроков для выполнения плана.
    4. Управление закупками и запасами.
    5. Управление производственными ресурсами в различных масштабах: от предприятия или отдельного цеха до конкретного станка.
    6. Управление финансами предприятия, ведение управленческого, бухгалтерского и налогового учета.
    7. Управление проектами.
    В сравнении с иными программными решениями ERP-система имеет ряд преимуществ:
    Создание единой информационной среды, существенно облегчающей и оптимизирующей работу отделов и руководства.
    Возможность распределения прав доступа между сотрудниками любых отделов, начиная с руководителя и заканчивая младшим менеджером отдела продаж.
    Наличие большого спектра решений для организаций различного типа и масштаба.
    Возможность управления несколькими подразделениями, предприятиями, концернами, корпорациями.
    Совместимость с различными программными продуктами и платформами, высокая надежность, гибкость, масштабируемость.
    Возможность интеграции с уже использующимися на предприятии системами и приложениями, в частности, с системами автоматизации проектирования, управления технологическими процессами, продажами, документооборотом.
    Наряду с другими системами, автоматизирующими производство, ERP значительно упрощает процесс управления предприятием, распределения ресурсов и планирования продаж.

  5. YSAIKOE Ответить

    К группе критериев «потребности организации» могут относиться:
    Соответствие бизнес процессам организации. ERP система должна иметь возможность настраиваться под процессы организации. Этот критерий определяет гибкость системы при изменениях деятельности компании.
    Масштабируемость. ERP система должна позволять тиражировать решения на несколько подразделений или несколько видов деятельности компании. Также, она должна иметь возможность подстраиваться под масштаб организации.
    Соответствие стратегии организации. Эксплуатация ERP системы осуществляется в течение длительного периода времени. Поэтому она должна помогать реализации стратегических планов компании. Выбор системы необходимо осуществлять с учетом перспектив развития.
    Наличие отраслевых решений. Процессы организации зависят от отрасли деятельности и рынка, на котором она работает. При выборе системы необходимо учитывать эти факторы.
    К группе критериев «применяемые технологии» могут относиться:
    Программная архитектура. В зависимости от потребности и возможностей организации необходимо выбирать соответствующую программную архитектуру ERP системы, например «облачные сервисы», «клиент-серверную» архитектуру или «объектно-ориентированную» архитектуру.
    Техническая архитектура. Этот критерий выбора взаимосвязан с предыдущим. Выбор технической архитектуры может потребовать от организации обновления каналов связи, аппаратного обеспечения, средств вычислительной техники.
    Технология внедрения ERP системы. Этот критерий зависит от поставщика услуг. Как правило, крупные производители ERP систем предлагают применять технологию внедрения под свой программный продукт. Такие технологии есть у SAP , ORACLE, Microsoft и др.
    К группе критериев «функциональность» могут относиться:
    Состав модулей. Выбор модулей ERP системы необходимо осуществлять в зависимости от текущей и будущей потребности организации. Система должна иметь возможность расширяться по функциональности.
    Интеграция. При выборе системы необходимо учитывать возможность интеграции с действующими системами управления во взаимосвязанных областях.
    Наглядность. Существенным элементом функциональности ERP системы является простота интерфейса и удобство работы пользователей. При выборе, необходимо учесть возможность настройки интерфейса под потребности пользователей.
    Соответствие нормативной базе. ERP система затрагивает многие сферы деятельности предприятия, которые регулируются законодательством. Поэтому, важным критерием выбора будет возможность системы настраиваться на требования местного законодательства.
    К группе критериев «поддержка» могут относиться:
    Цикл поддержки. При выборе ERP системы необходимо определить, как долго поставщик будет поддерживать систему. Существует ли возможность перехода на новую версию ERP системы, существует ли возможность доработки системы под запросы организации.
    Наличие службы поддержки. В ходе работы, у пользователей ERP системы всегда будут возникать вопросы и сложности. Для эффективной работы системы важно, чтобы поставщик мог гарантировать поддержку работы пользователей системы.
    Опыт внедрения. Этот критерий связан с работой поставщика ERP системы. Необходимо обращать внимание на количество успешных внедрений ERP систем у того или иного поставщика.
    К группе критериев «стоимость владения» могут относиться:
    Стоимость программного обеспечения. Для работы ERP системы организации необходимо покупать лицензии на ее использование. При выборе нужно учитывать метод расчета стоимости этих лицензий (например, на группу пользователей или на одно рабочее место и т.п.).
    Стоимость аппаратного обеспечения. В зависимости от применяемой архитектуры стоимость аппаратного обеспечения может существенно различаться. Организации может потребоваться приобретать серверное оборудование, обновлять парк вычислительных средств.
    Стоимость обслуживания. Этот критерий также является существенным в составе затрат на приобретение ERP системы.
    Стоимость модернизации и обновления. У некоторых поставщиков ERP систем стоимость модернизации и обновлений может равняться или превосходить стоимость первоначального приобретения.

    Внедрение ERP системы

    Внедрение ERP системы, как правило, является длительным и сложным процессом. У каждого крупного производителя ERP системы разработаны свои технологии и методики внедрения. Эти методики несколько отличаются друг от друга, но общий порядок действий, в основном, одинаковый. Кроме того, порядок внедрения ERP системы может различаться в зависимости от программной и аппаратной архитектуры ERP системы. На эти методики стоит обращать внимание, когда осуществляется выбор поставщика услуг.
    Организации, которая приняла решение внедрять ERP систему, необходимо со своей стороны предпринять ряд действий для успешной реализации проекта внедрения.
    К таким действиям относятся:
    1. Подготовка внедрения. На этапе подготовки организации необходимо определить основные цели, ради чего будет внедряться ERP система. Это позволит четко понять результаты и ожидания от внедрения ERP системы. Так как внедрение ERP системы является довольно затратным проектом, необходимо оценить предполагаемый бюджет, который организация сможет выделить на внедрение. Также, на этом этапе определяется ответственный за проект, и выявляются ключевые специалисты (члены команды проекта со стороны организации), определяется порядок их взаимодействия.
    2. Анализ бизнеса. Эти действия являются одними из самых критических во всем проекте. Как правило, ERP система должна работать в течение десятка лет и более. Поэтому необходимо определить перспективы развития как самой организации, так и рынка на длительный период.
    На этом этапе организация должна оценить:
    перспективы развития рынка и компании на несколько лет;
    состав и возможность развития бизнес процессов организации;
    потребности в автоматизации.
    3. Выбор ERP системы. Выбор системы необходимо осуществлять на основе текущих и будущих потребностей бизнеса. При оценке различных вариантов, необходимо руководствоваться критериями, указанными выше (критерии выбора ERP систем). Чтобы выбрать систему наиболее подходящую под потребности бизнеса, желательно, отобрать не менее 3-х вариантов систем разных производителей.
    4. Выбор поставщика. Как правило, на рынке существует много поставщиков одной и той же ERP системы. Это компании вендоры или системные интеграторы. Они предлагают комплекс услуг по техническому внедрению ERP системы. При выборе поставщика ERP системы необходимо обратить внимание на его специализацию. Можно выделить три типа специализации поставщиков.
    У каждого из типов поставщиков есть свои преимущества и недостатки:
    горизонтальная специализация. У таких компаний большое количество заказчиков, которые работают в разных отраслях. Как правило, такие поставщики имеют развитые службы поддержки. Однако, подход к внедрению у них «типовой» для всех заказчиков.
    вертикальная специализация. Эти поставщики специализируются на работе с заказчиками из ограниченного количества отраслей (от одной, до трех). Это позволяет им создавать решения, специально настроенные под специфику отрасли. Подход к внедрению у таких компаний «заточен» под конкретную отрасль.
    клиентоориентированная специализация. Эти поставщики, как правило, внедряют ERP систему под потребности заказчика. При внедрении они берут за основу базовую функциональность ERP системы и дорабатывают ее под условия бизнеса заказчика. У этого варианта есть существенный недостаток, связанный с обновлением системы и стабильностью ее работы.
    5. Управление проектом. Ответственный за внедрение ERP системы и специалисты организации должны осуществлять управление проектом внутри компании. Они должны вести план проекта, контролировать сроки, бюджет, объем работ, соответствие целям внедрения. Еще одной важной задачей по управлению проектом является координация взаимодействия сотрудников организации с представителями поставщика (командой внедрения от поставщика).
    6. Тестирование. Даже при самой лучшей организации внедрения, существует риск возникновения ошибок в работе системы. Поэтому, по ходу ввода в эксплуатацию функционала ERP системы, необходимо предусмотреть обязательное тестирование работы процессов, подразделений и модулей ERP системы. Лучшим способом тестирования является выполнение параллельной работы в старой системе и во внедряемой ERP системе. Это позволит избавиться от основных ошибок.
    7. Тренинги и обучение. Обучение сотрудников является обязательным условием работы ERP системы. В зависимости от сложности системы оно может занять несколько недель. Перед началом обучения необходимо убедиться, что ERP система была протестирована. Одним из плохих вариантов является случай, когда поставщик услуг совмещает тестирование и обучение пользователей. В этом варианте сотрудники организации (будущие пользователи системы) выступают в качестве тестировщиков системы.
    8. Ввод в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию является важным моментом в процессе внедрения ERP системы. Существует два варианта ввода системы в эксплуатацию: запуск системы сразу во всей организации, и поэтапный ввод. Второй вариант является более предпочтительным, т.к. позволяет постепенно переходить на новые условия работы. В случае возникновения ошибок или проблем в работе, будет затронута только часть бизнеса (отдельные процессы или подразделения), а не вся организация.

    Основные ошибки при внедрении ERP системы

    Внедрение ERP системы является одной из самых сложных, трудоемких и дорогих задач по совершенствованию деятельности. В ходе внедрения всегда возникают проблемы и ошибки, в той или иной степени влияющие на сроки, стоимость, и результативность проекта.
    К основным ошибкам проекта внедрения ERP системы можно отнести:
    плохое планирование. Для успешной реализации проекта, внедрение ERP системы должно быть тщательно спланировано. Плохое планирование часто приводит к потере приоритетов, путанице с автоматизацией процессов, слабому пониманию текущего и перспективного состояния процессов.
    недостаточная оценка поставщиков ERP системы. Организации плохо прорабатывают вопрос выбора поставщиков ERP системы. В результате, выбор делается в пользу поставщиков, предложивших минимальную цену. Часто, поставщик снижает цену для того, чтобы получить хотя бы одного клиента и отработать на нем внедрение новой для себя системы. В результате, после завершения проекта может оказаться, что функциональность ERP системы сильно ограничена или система работает с ошибками.
    отсутствие понимания потребностей. Начиная внедрение ERP системы, многие организации не понимают, какие функции и модули им необходимы, какие потребности организации могут быть автоматизированы за счет ERP системы. Это приводит к тому, что внедряется множество ненужных и неиспользуемых функций и модулей или наоборот, необходимые функции применяются ограниченно.
    недостаточное понимание затрат времени и ресурсов. Как правило, организации недооценивают время и ресурсы, требуемые для внедрения ERP системы. Это приводит к завышенным ожиданиям от системы. Сотрудники организации начинают полагать, что ERP система начнет работать в полном объеме через короткое время и для ее работы не потребуется много усилий.
    отсутствие квалифицированного персонала в команде внедрения. Частой ошибкой проектов внедрения ERP системы является привлечение в команду проекта простых исполнителей работ. Команда проекта со стороны организации должна включать в себя высококвалифицированных специалистов (ключевых сотрудников) по каждому направлению деятельности организации: финансам, управлению, закупкам, производству, складу и др.
    отсутствие приоритетов. Перед началом проекта организации не устанавливают приоритет в достижении целей. Это приводит к тому, что в ходе внедрения ERP системы приходится решать много задач, постоянно переключаясь между ними. В результате, увеличивается время внедрения, появляются дополнительные ошибки и проблемы.
    не проводится обучение сотрудников. Недостаточное или полное отсутствие обучения сотрудников является частой причиной неудачного внедрения ERP системы. Сотрудники не понимают, как работать в системе и это вызывает отторжение. Система окажется невостребованной, ее функционал будет задействован в ограниченном объеме.
    недооценка точности данных. В основе работы ERP системы лежит обработка данных. Поэтому точность и эффективность работы системы будет зависеть от достоверности и точности данных, которые вводятся в ERP систему. Для снижения ошибок необходимо изначально вводить в систему достоверные и точные данные. Сотрудники, работающие с системой, должны тщательно проверять данные перед вводом в систему.
    использование устаревших приложений. Еще одной проблемой, приводящей к низкой эффективности внедрения ERP системы, является продолжение использования устаревших приложений. Работа дублируется в ERP системе и старых приложениях. Организации продолжают их использование т.к. оплачена их поддержка и продление лицензий. Это приводит к тому, что переход на работу в ERP системе затягивается.
    не проводится эффективное тестирование системы. Часто, поставщики ERP системы предлагают провести тестирование на ограниченном круге пользователей. Такое тестирование не сможет выявить все недостатки и не позволит смоделировать реальную пользовательскую нагрузку.
    отсутствие стратегии обслуживания и модернизации. Если компания не разработает стратегию обслуживания и модернизации своей ERP системы, то она будет быстро устаревать. Техническая (аппаратная) часть ERP системы требует модернизации, т.к. со временем растет объем данных, и требуются новые вычислительные мощности. Программная часть должна постоянна модернизироваться в соответствии с изменяющимися требованиями законодательства и рынка.
    Указанные выше проблемы внедрения являются наиболее общими и часто встречающимися. Помимо указанных, всегда возникают проблемы, специфические для каждого конкретного предприятия или организации. “ффективным методом избежать или свести к минимуму потери от таких ошибок является тщательная подготовка и планирование каждого этапа проекта внедрения ERP системы.

  6. Нюша Ответить

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

    Презентация «Новое поколение решений 1С для цифровизации бизнеса»
    192 kB

    Брошюра “Медицинские ERP-решения фирмы “1С” (.pdf, ~72 Мб) (артикул 2900001789851)
    72169 kB

    Листовка “54-ФЗ: Поддержка нового порядка применения ККТ в решениях и сервисах 1С” (.pdf, ~100 Kб) (артикул 2900001778558)
    98 kB

    Листовка “Программы “1С” с поддержкой маркировки меховых изделий” (.pdf, ~ 1 Мб)
    299 kB

    Листовка “Восемь советов налогоплательщику НДС-2015” (.pdf, ~ 0,5 Мб) (артикул 2900001662444)
    1498 kB

    Листовка “1C:ERP–flagship enterprise information system” (.pdf, ~ 4,5Мб)
    4610 kB

    Листовка “НДС-2015: сдаем по новым правилам, с книгами покупок и продаж” (.pdf, ~ 100Кб) (артикул 2900001643153)
    81 kB

    Брошюра “1С:ERP Управление предприятием 2” для просмотра (.pdf, ~8.7 Мб) (артикул 2900001639606)
    26135 kB

    Брошюра “1С:ERP Управление предприятием 2” для печати (.pdf, в архиве zip ~193 Мб) (артикул 2900001639606)
    197787 kB

    Листовка “1С:Центры компетенции по ERP-решениям” (.pdf, ~ 1Мб) (артикул 4601546116376)
    0 kB

    Листовка “1С-Отчетность” (.pdf, ~38 Мб) (артикул 4601546099723)
    37105 kB

    Листовка “1С:Линк” (.pdf, ~37 Мб) (артикул 2900001509985)
    1177 kB

    Книга
    «Сборник задач для подготовки к экзамену «1С:Специалист-консультант» по внедрению подсистемы «Бюджетирование» в «1С:ERP Управление предприятием 2.1» (артикул 4601546126986)»

    Книга
    «Сборник задач для подготовки к экзамену «1С:Специалист-консультант» по внедрению подсистем управленческого учета в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.1» (артикул 4601546125798)»

    Книга
    «Сборник задач для подготовки к экзамену «1С:Специалист-консультант» по внедрению подсистем «Управление производством и организация ремонтов» в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.1» (артикул 4601546125675)»

    Книга
    «Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием» (артикул 4601546124715)»

  7. Kerabandis Ответить

    В настоящее время разработаны и введены в эксплуатацию две категории ERP-систем: ERP и ERP II.
    ERP – это программный комплекс, который помогает настроить управление любой компанией во всех сферах ее деятельности.
    ERP II – специальная программа, модули которой разрабатываются с учетом нюансов деятельности отдельной компании (ее размера, организационно-правовой формы, вида осуществляемой деятельности).
    На рынке информационных услуг представлены уже готовые программные комплексы, которые специализируются, например, на предприятиях малого бизнеса, организациях, работающих в какой-то конкретной сфере и т. д., то есть являются узконаправленными. Также существуют ERP-системы для использования в международных холдингах, компаниях, имеющих удаленные подразделения и т. д.
    При этом ERP-системы могут работать на основе различных платформ. Сейчас самой оптимальной и чаще всего используемой является облачная структура, т. к. именно она обладает наиболее подходящим функционалом, комфортна и доступна в использовании.

    Автоматизация процессов, которая сведет брак на производстве к нулю

    Задача производителя — выпускать конкурентоспособную продукцию, минимизируя затраты. Для этого нужно регулярно согласовывать планы компании по производству и закупкам. В этом помогут контроль и автоматизация производственных процессов. Как ее построить, рассказала редакция журнала «Коммерческий директор».
    Кейс по внедрению системы автоматизации

    Какие функции выполняет система ERP на предприятии

    Функционал, в рамках которого возможно использование ERP-системы, зависит от масштабов и направления деятельности конкретной компании, специфики ее работы, но в целом он должен быть направлен на общее управление бизнесом. Стандартный функционал таков:
    1. Производство
    подготовка планов;
    составление спецификаций на производимые товары или оказываемые услуги для расчета объемов необходимых расходных материалов и часов работы сотрудников;
    составление планов и управление работой компании в различных масштабах: начиная от конкретного производственного оборудования и заканчивая целыми подразделениями.
    2. Финансы
    составление планов использования денежных ресурсов организации и отслеживание результатов;
    текущий бухгалтерский учет, учет по налогам и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, финансовая отчетность и контроллинг;
    работа с активами компании, к которым можно отнести денежные средства на банковских счетах, ценные бумаги, основные средства (к примеру недвижимость).
    3. Логистика
    управление поставкой материалов и отправкой готовой продукции: ведение базы договоров и контрагентов, составление планов и отчетов по товарам на складе и т. д.;
    подготовка данных по всем необходимым расходным материалам в целях исполнения рассчитанных ранее производственных норм.
    4. Кадры
    учет кадров и ведение табелей рабочего времени, составление штатного расписания, расчет заработной платы;
    поиск и оформление сотрудников;
    подготовка планов по трудовым ресурсам.
    5. Маркетинг и реклама
    составление планов по реализации продукции;
    подготовка и проведение рекламных кампаний и маркетинговых коммуникаций;
    расчет цен на изготавливаемую продукцию, разработка скидочных программ, проведения распродаж и т. д.
    6. Проекты. Отчетность
    наличие в большом количестве стандартных форм отчетности по всем направлениям деятельности организации, а также возможность создания дополнительных отчетов;
    проверка и анализ результатов деятельности предприятия;
    разработка общей политики работы организации, в т. ч. установка сроков для каждой из поставленных задач, расчет необходимых в этих целях ресурсов (денежных средств, материалов, рабочего персонала).

    ERP-система на предприятии: 4 этапа внедрения

    Полноценное внедрение ERP-системы в организацию может занять срок от пары недель до нескольких лет (в зависимости от объемов и масштабов деятельности компании). При этом устанавливать ERP-систему могут как собственные IT-специалисты предприятия, так и сотрудники компании-разработчика.
    Внедрение ERP-системы можно разделить на следующие этапы:
    Этап 1. Первичная организация
    Этап, в котором определяются задачи, ставятся цели, после чего формируется технический план проекта.
    Этап 2. Разработка проекта
    Далее изучается работа предприятия: планы развития, производственные процессы. Эта информация является основой для подбора структуры ERP-системы, а также для внесения корректировок в технический план (при необходимости).
    Этап 3. Исполнение проекта
    Порядок осуществления бизнес-процессов на предприятии будет основан на устанавливаемой ERP-системе, поэтому на данном этапе необходимо перенести данные из систем учета, которые использовались ранее, в ERP-систему, унифицировать их между собой. В ситуации, когда выясняется, что модулей ERP-системы недостаточно для данного предприятия, на этом этапе возможна ее доработка. По окончании установки до сотрудников организации доводятся основные принципы работы ERP-системы и проводятся пробные тесты.
    Этап 4. Пуск в эксплуатацию
    На заключительном этапе можно найти и устранить проблемы, возникающие при работе ERP-системы.

    С помощью каких методов внедряется ERP-система

    Для внедрения ERP-системы могут быть использованы следующие методы:
    Поэтапная реализация, когда поочередно проводится внедрение ERP-системы в некоторые взаимосвязанные процессы, что минимизирует риски возникновения проблем.
    «Большой взрыв» – вся система устанавливается одномоментно. Такой подход может быть использован в небольшой организации с простыми производственными процессами. При этом нужно особое внимание уделить этапу тестирования, чтобы выявить все возможные ошибки в работе ERP-системы.
    Развертывание – частичная установка программного обеспечения с последующим распространением на другие структуры предприятия. На отдельном участке метод развертывания может применяться как поэтапно, так и одномоментно, т. к. в целом риски неудачного внедрения невелики.
    Выбор метода внедрения ERP-системы для каждого предприятия должен производиться очень тщательно, путем анализа возможных затрат, а также с учетом опыта других компаний.

    Кто обучает персонал тому, что собой представляет ERP-система

    Объяснение основ работы с ERP-системой является одним из самых трудных этапов ее внедрения. Ведение бизнеса с использованием ERP-системы может изменить бизнес-процессы на предприятии, что влечет за собой необходимость осуществлять наравне с должностными обязанностями также и функционал, связанный с использованием данного программного комплекса. Таким образом, главным моментом для руководства компании становится подготовить к работе с ERP-системой персонал морально.
    При внедрении ERP-системы может возникнуть проблема отсутствия желания у обычных сотрудников обучаться работе с ней, ведь такая автоматизация больше облегчает работу руководящему составу. В этой ситуации выходом становится перевод таких работников на другие должности. Большая часть персонала, как правило, мыслит в перспективе и понимает необходимость обучения для использования полученных знаний в работе.
    От качества проведенного обучения будет зависеть эффективность использования ERP-системы. Сотрудники должны хорошо понимать основы ее работы и иметь соответствующую мотивацию, ведь если персоналу не будет понятно, для каких целей используются такие нововведения, то и результаты внедрения ERP-системы не будут заметны. Таким образом, работники должны понимать, что использование этого программного комплекса может быть важным рычагом для улучшения эффективности деятельности всего предприятия.
    Обучение сотрудников основам работы с ERP-системой следует начать заранее. Можно провести внутреннюю рекламную кампанию, подготовить доступную информацию о целях, которые будут достигнуты после начала использования данного программного комплекса. В специально разработанном документе – «Стратегии обучения персонала» – эта задача обозначена первой. В этом документе все сотрудники предприятия разбиваются на группы в зависимости от объема необходимых обучающих мероприятий, а также перечисляются все остальные шаги обучения.
    Как правило, выделяется несколько групп, на которые разбивается весь персонал. К примеру, отдельной группой можно выделить руководство компании и менеджеров среднего звена, которые будут непосредственно управлять работой предприятия и принимать необходимые решения. Еще одна группа – это та часть пользователей, которая выполняет основной функционал в работе с ERP-системой, не вникая в подробности бизнес-процессов, однако обладая глубокими знаниями работы программного комплекса. И третья группа – это основная часть сотрудников, которые будут вводить первичные данные в программу.
    Первые две группы должны проходить обучение у сотрудников организации-разработчика ERP-системы, тогда как основная часть персонала из третьей группы может изучить основы работы программы дистанционно или через уже получивших необходимые знания коллег.
    Обучение может проводиться как в учебных центрах консалтинговых агентств, так и непосредственно на предприятии. В некоторых случаях разработчики ERP-системы определяют обязательным условием получение соответствующего сертификата у сотрудников второй группы.
    Консалтинговые агентства заключают договоры с основными вендорами, такими как SAP, Microsoft, Oracle, Sun, Cisco, что дает им право обучать работе с программой и выдавать подтверждающие документы по окончании обучения. Сведения об этом можно найти на официальных сайтах таких компаний. У отечественных разработчиков – «Парус» и «Галактика» – открыты свои учебные центры.

    ERP-система: пример успешного внедрения

    Одно из предприятий, занимающихся производством и продажами холодильного оборудования, – Howe Corporation (США) – в целях более эффективного ведения бизнеса решило внедрить ERP-систему на основе сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) 2-го поколения. Это дало возможность сразу же получить результаты и увидеть преимущества использования данной ERP-системы, т. к. значительно повысились качество и рентабельность всех бизнес-процессов.
    Эта организация получила возможность более качественно анализировать объем материальных запасов и необходимость их восполнения. После внедрения ERP-системы Howe Corporation имеет все необходимые инструменты для планирования деятельности как в краткосрочной, так и в более длительной перспективе, что позволяет не использовать ненадежный календарный способ планирования.
    Также все возможности использования ERP-системы оценила и международная компания Alfa Laval, которая поставила перед собой цель добиться улучшения производственных показателей путем повышения эффективности бизнес-процессов. В одном из отделений Alfa Laval в Болгарии была использована система ERP Epicor iScala, которая помогла осуществлять подробный анализ использования материалов и производственного сырья, контролировать сроки их закупки для исполнения соответствующих заказов, что повлияло на снижение уровня производственных отходов. При этом, т. к. ERP-система полностью автоматизировала все бизнес-процессы, это позволило снизить объемы лишней продукции на складах, а также минимизировать простои на производстве.
    Еще одна компания – IO Electronics – тоже может послужить примером удачного использования ERP-системы. Их целью было успешно достигнуть поставленных на ближайшие 4 года показателей.
    Как рассказал директор IO Electronics, при стремительном развитии деятельности и освоении других производственных направлений рентабельность работы предприятия может значительно снизиться, если возникнут сбои в обмене информацией между внутренними подразделениями. Однако при использовании ERP-системы вся информация становится доступна в режиме онлайн. По факту выполнения поставленной задачи в ERP-системе проходят обновления, что позволяет проследить весь производственный процесс и увидеть фактическое наличие той или иной продукции, а также избежать переизбытка материальных запасов на складах.

  8. baru Ответить

    Любое предприятие похоже на сложный механизм. Рабочие процессы – движущая сила этого механизма; они взаимосвязаны. Некачественная работа любого элемента замедляет бизнес-процессы и со временем приводит к поломке всего механизма.
    Программное обеспечение для ERP само по себе не может гарантировать качественную работу предприятия, но помогает выявить и своевременно исправить возникшие проблемы. Автоматизированная система ERP от 1С состоит из модулей. Они управляют и связывают разные направления работы предприятия: производство, запасы, закупки, продажи, персонал, маркетинговое планирование, финансы и сделки с клиентами. Модули взаимодействуют между собой, как составные части механизма. В зависимости от рабочей сферы предприятия, для него подбираются подходящие модули.

    Какие преимущества дает автоматизация управления предприятием?

    Автоматизация бизнес-процессов создает прозрачную систему управления предприятием, уменьшает влияние человеческого фактора, механизируя рутинные операции. ERP, внедренное по правильной методике, позволяет увидеть “узкие места” в работе, снизить издержки, и со временем увеличить выручку и конкурентоспособность предприятия.

    Из каких этапов состоит внедрение ERP?*

    Предпроектный анализ. (Необходим, для предварительной оценки целесообразности и стоимости внедрения ERP).
    Исследование бизнес-процессов.
    Выявление процессов, отличающихся от типовых.
    Демонстрация модели работы ERP для предприятия.
    Составление и подписание документации.
    Разработка технического задания.
    Загрузка начальных данных из старой системы в новую.
    Запуск проекта.
    Обучение персонала.
    *Этапы могут отличаться от указанных на разных предприятиях.

    Что нужно, чтобы ERP-система работала?

    Выбрать надежного партнера для внедрения ERP со знанием отрасли и наличием проверенных на опыте методик. В процессе автоматизации грамотный интегратор применит эти методики к существующим бизнес-процессам, чтобы они идеально вписались в новую систему. Это важно, потому что правильнее, проще (и дешевле) исправить недостатки в рабочих процессах до автоматизации, чем подстраивать готовую систему под процессы с шероховатостями.

  9. COHABU Ответить

    С конца 90-х годов ХХ века в коммерческом лексиконе и общемировом деловом пространстве все чаще зазвучала аббревиатура
    ERP (Enterprise Resource Planning). Расшифровывается она как планирование ресурсов предприятия. Первоначально им
    интересовались в промышленности. Но сегодня прогрессивные комплексы используют шире. Уже с начала 2000-х годов они —
    источник прибыли, инструмент оптимизации работы для компаний независимо от сферы, организационной формы, региона, охвата
    рынка.
    Аналитики, профильные СМИ, непосредственные владельцы бизнеса говорят о необходимости разворачивания комплексов
    Enterprise Resource Planning на предприятиях. Их преимущества в оптимизации производственных, учетных, управленческих,
    других процессов наглядно видны в компаниях, пользующихся продуктами, которые поставляют интеграторы. Как они достигают
    выраженного эффекта, из чего состоит ERP-система и как она разворачивается «в реальности»?

    Исторический обзор

    Класс систем для оптимизации управления ресурсами (это финансы, персонал, материальные активы и так далее) был
    впервые рассмотрен в начале 90-х годов ХХ века, когда в известной консалтинговой фирме Gartner сформулировали
    концепцию развития методики MRPII (manufacturing resource planning – планирование производственных ресурсов).
    Аналитик Л. Уайли, написавший для работодателя исследование, обратил внимание на важность сбалансированного
    управления ресурсами на базе единой модели. В жизнь концепцию воплотили крупные компании (Oracle, Baan, JD Edwards и
    другие). Изготовители прикладного ПО начали постепенно осваивать успешные разработки, вскоре они развились в пакеты,
    управляющие материальными потоками внутри предприятий.
    Рынок по внедрению продуктов окончательно сформировался к концу десятилетия, почти 70% международных корпораций
    перешли на EPR. Уже в начале 2000-х годов их поставщики консолидировали опыт. Это привело к «буму» на ERP-системы.
    Их стал использовать малый и средний бизнес (до этого решения охватывали крупные машиностроительные комплексы).
    Разработкой программных средств занялись в Microsoft, Sage. Потенциал комплексов оценили в сфере услуг, энергетики,
    государственного управления, других отраслях. Из-за спроса расширилось предложение — в ERP-системах появились новые
    модули, увеличился перечень функций.
    Очередной виток развития связан с расширением возможностей интернет-сети. Практически все поставщики добавили в ERP
    инструменты веб-доступа, интерфейсы для удаленной работы. После нескольких поглощений среди основных «игроков на
    рынке» объем проданных лицензий на ПО заметно вырос — до почти 30 миллиардов долларов США. С конца 2000-х годов
    системы стали дополнять комплексами поддержки сервис-ориентированной архитектуры, стандартизированным вызовом
    функций и прочими опциями.

    Цель и задачи внедрения комплексов по планированию ресурсов на предприятии

    Цель разворачивания любой ERP-системы — оптимизировать расходы и ресурсы организации. Чтобы ее достичь, решаются
    конкретные задачи: создать общее пространство взаимодействия компонентов, настроить обмен данных, сделать доступ
    к ним простым, понятным и др. ERP-система устанавливает единые стандарты для процессов на производстве, работы
    удаленных подразделений и сотрудников, с ней намного проще определять их результативность. Успешное внедрение
    решений помогает объединить учет на складе и в бухгалтерии, отказаться от устной, бумажной передачи информации,
    зависимой от человеческого фактора.
    Задача ERP — помочь предприятию избежать задержек, простоев, брака. А они возникают, если проектирование и
    производство не увязаны. Комплексы на общей платформе позволяют соблюсти сроки по договорам поставки. На складе
    не скапливается избыток продукции просто «на всякий случай», не возникает ее нехватка из-за несогласованности
    работы отделов. Среди других задач, которые решаются внедрением ERP-систем, называют:
    управление всеми ресурсами фирмы, а не отдельными их блоками;
    создание общефирменной информационной среды и БД для интеграции заданий для всех отделов;
    планирование бизнес-процессов, позволяющее развивать бизнес, наращивать базу клиентов, увеличивать прибыль;
    управление потоками финансов за счет оптимизированного учета (в том числе налогового), минимизации времени на
    подготовку отчетов;
    ускорение, автоматизация документооборота, оптимизация скорости доступа к данным;
    организованное, прозрачное бюджетирование на всех уровнях;
    эффективное, обоснованное планирование работы предприятия;
    прозрачный контроль работы удаленных подразделений, отделов, работников;
    прозрачное управление производством, кадрами и другими «блоками» компании на основании достоверных и полных
    данных.

    Структура и принцип работы

    Ключевой принцип работы платформ — единство базы данных (БД) для точности, оперативности управления,
    контроля. Сегодняшняя ERP-система — единый комплекс, в котором хранятся и обрабатываются практически все
    критически важные данные организации. Под ними понимают информацию, без которой нормальное функционирование
    предприятия невозможно.
    К критически важным относят сведения с производства, из отдела продаж, управления персоналом — то, что имеет
    значение для конкретной организации. В ERP включают т. н. большинство данных — информацию о внутренних
    процессах фирмы — но учет всего массива привел бы к необоснованному удорожанию продукта. Поэтому
    разработчики вместе с заказчиками продукта останавливаются на взаимоприемлемом компромиссе. Объем, состав
    данных, которые будут включаться в БД и обрабатываться системой, определяют эмпирическим путем.
    Все ERP объединены схожей архитектурой, в которой присутствуют:
    платформы с ядром (программной средой ERP) и базовыми функциями — справочниками пользователей, клиентов,
    продукции, неотключаемыми инструментами, необходимыми для работы предприятия;
    базы данных с «рычагами» управления, комплексами хранения, интерпретации, обработки, отправки информации и
    обеспечивающим ПО;
    компонентов-модулей, подключаемых, если понадобится, и использующих информацию из единой БД, — они
    используются внутри компании или для взаимодействия с внешней средой, друг от друга не зависят, их можно
    добавлять, изменять или удалять;
    продукты для связи и интеграции с приложениями со стороны — для телефонии, обмена информацией.
    Существуют ERP-системы без «прямолинейной», выраженной разбивки по модулям — они поставляются встроенными,
    но используются также, по мере надобности. Фундаментален для ERP принцип «конструктора» с единой базой и
    модулями, которые добавляются в зависимости от задач и органично интегрируются. Это позволяет называть
    решение системой — комплексом, в котором есть «опорные точки» и гибкие взаимосвязи между ними. Нельзя
    использовать понятие ERP для отдельных решений, которые были внедрены независимо друг от друга. Все данные
    должны быть едины.

    Модули и функционал

    Благодаря принципу взаимосвязанности, но независимости модулей они могут внедряться поэтапно и
    подбираться под заказчика ERP. Решения разворачивают и вводят в эксплуатацию последовательно, выстраивая
    группировки, гибко выстраивая структуру, иерархию. Это позволяет аккуратно реализовать функции
    ERP-системы, где предусмотрены:
    планирование продаж, поставок, процессов и мощностей на производстве, необходимых материалов;
    создание и поддержка конструкторско-технологических спецификаций для определения состава продукции,
    количества ресурсов для ее изготовления;
    управление закупками, запасами — от учета и ведения договоров до складской оптимизации;
    ведение финансов — составление планов, контроль их выполнения, все виды учета;
    проектное управление.
    Классическая «схема» ERP — внедрение модулей финансов, персонала и операционного блока. В последний
    входит производство (с его поддержкой), логистика, сбыт. Зачастую руководство компаний просит вынести
    отдельные составляющие операционного блока в независимые модули — техобслуживание и ремонт (EAM),
    управление спецификациями и производством (APS, PLM, MES), другие. Отдельно рассматривается модуль для
    «внешнего» взаимодействия — клиентско-дистрибутивный CRM.
    Главная книга и другие составляющие финмодуля — непременный компонент ERP-систем, их центр и условие для
    объективной оценки положения фирмы и рисков инвестиций в нее. В блок, как правило, добавляют счета
    дебиторов/кредиторов, расходов/доходов, калькулирование себестоимости, казначейские, контроллинговые
    инструменты. В модуле ERP для персонала предусматривают кадровый, пенсионный и табельный учет, работу с
    командировками, расчет з/п и производительности, управление квалификацией и оценку сотрудников, подбор
    кадров.

    Достоинства и ограничения систем>

    Аргументы «за» ERP-системы— это простота, прозрачность доступа ко всем данным без изнурительных
    сверок. Информация в единой БД заранее согласована, документооборот унифицирован, устранены
    искажения и ошибки при передаче сведений между отделами. Заказчик получает готовый набор полезных
    ему инструментов, которые автоматизируют все операции и связывают их между собой. Процессы на
    производстве синхронизируются, задачи прозрачно отслеживаются, а типовые действия выполняются
    автоматически.
    Среди других достоинств ERP:
    эффективное разграничение прав на доступ: данные ERP-систем защищены. Правда, для безопасности
    приходится точечно выстраивать иерархию и настройки. Но временные потери на это себя оправдывают;
    повышение производительности предприятия — все циклы ускоряются, простои устранены, взаимодействие
    между отделами бесперебойно, а трудовые процессы прозрачны;
    «бесшовное» добавление новых модулей — не нужны доработки, надстройки, усилия по интеграции,
    ERP-система расширяется и модифицируется быстро;
    повышение эффективности принятых управленческих решений за счет доступа к полной и объективной
    информации в БД ERP;
    прозрачный контроль работы персонала, уменьшение злоупотреблений, выявление расхождений в «режиме
    реального времени».
    Минусы ERP-систем — следствие их достоинств. Из-за большого количества связей в общей БД требуется
    время на разворачивание комплекса, перенос информацию, наладку работы. Однако, за последние годы
    процессы стали отлаженными и освоенными. По данным Panorama Consulting практически все сегодняшние
    ERP полностью вводятся в действие в течение 16 месяцев, не больше.
    Необходимо обеспечить бесперебойную работу серверов, внедрить ПО, закупить оборудование для
    поддержки процессов и организовать обучение персонала. Из-за этого на старте цена ERP-системы может
    показаться значительной, но единоразовые расходы «переносятся» на долгосрочную перспективу, где
    окупаются до нескольких раз.

    ERP и CRM — синергия взаимодействия комплексов внутри компании и во внешней среде

    Отдельно следует сказать о комплексном внедрении решений для управления процессами внутри фирмы
    и CRM-систем, служащих для выстраивания взаимоотношений с клиентской базой. Маркетинг, сбыт,
    гарантийное обслуживание, поддержка контактов с заказчиками — важнейшие факторы прибыльности
    бизнеса.
    Взаимосвязанное внедрение ERP-системы и CRM даст эффект синергии — результат, многократно
    превышающий «арифметическое» суммирование выгод. Объединяя их, предприятие получает комплекс,
    направленный и внутрь, и вовне. Он поможет выстроить прибыльную концепцию производства,
    предложить клиентам востребованную и качественную продукцию и повысить результат от принятых
    управленческих решений.

  10. Стихнет голос Вечной войны Ответить

    Основной раздел про ERP здесь
    Как известно, одной из главных проблем российских предприятий является низкая эффективность производства, которая, по оценкам McKinsey, в четыре раза ниже, чем в США. Задача модернизации экономики поставлена на государственном уровне, и предприятиям, особенно использующим наукоемкие технологии, необходимо искать внутренние резервы оптимизации.

    Решения ERP – это системы управления ключевыми бизнес-процессами предприятия. ERP система включает в себя модули: планирование деятельности компании, бюджетирование, логистика, ведение учета, управление персоналом, управление производством, управление клиентами. Корпоративная, управленческая, бухгалтерская отчетность позволяет высшему руководству получить комплексную картину деятельности предприятия, что делает ERP систему незаменимым инструментом автоматизации операционной деятельности и поддержки принятия текущих и стратегических управленческих решений. По сути, ERP система – это комплексное хранилище и использование информации, возможность получения данных по направлениям деятельности организации в рамках работы в одной системе.
    Проект по внедрению ERP системы можно разделить на следующие стадии: планирование проекта, постановка целей; диагностика и анализ требований; выбор и обоснование платформы, готового решения; проектирование информационной системы; документирование и согласование проектных решений; разработка программного обеспечения; тестирование информационной системы; развертывание системы; обучение пользователей; эксплуатация и поддержка, а также оценка результатов. Управление проектами основывается на лучших практиках и методологиях. В зависимости от желаний, потребностей и масштаба проекта заказчика внедрение ERP систем может длиться как от трех месяцев, так и до 24 месяцев.
    Стоимость проекта по внедрению ERP систем включает в себя стоимость покупки лицензий (существует также возможность аренды лицензий) и стоимость услуг по настройке и внедрению системы или отраслевого решения. Стоимость проекта, конечно же, зависит от методологии внедрения, от объема консалтинговых услуг, от желаний и потребностей заказчика. Также нужно учитывать расходы на ИТ-инфраструктуру, мотивацию команды и эксплуатацию системы.
    Внедрение ERP системы позволяет компаниям увеличить свои доходы, за счет лояльности старых клиентов и привлечению новых; снизить управленческие и операционные затраты в среднем на 15%; снизить коммерческие затраты на 35%; сэкономить на оборотных средствах; уменьшить цикл реализации; снизить страхового уровня складских запасов; уменьшить дебиторскую задолженность; увеличить оборачиваемость средств в расчетах; увеличить оборачиваемость материальных запасов; улучшить утилизацию основных фондов.
    Внедрять ERP систему необходимо в тех случаях, когда четко определена цель внедрения, существует заинтересованность ТОП – менеджмента в ясности и автоматизации бизнес-процессов в организации, в компании существуют ресурсы для внедрения и мотивация, заказчик определился с платформой и командой внедренцев – разработчиков.

    Концепция ERP

    Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.
    Один из важных вопросов – относится система к классу ERP, либо является учетной. Чтобы ответить на этот вопрос, не следует забывать, что ERP-система (как следует из названия) – это в первую очередь система планирования ресурсов. Она описывает не только ситуацию «как было» и «как есть», но и «как будет», «как должно быть». ERP-системы не просто хранят данные о происходящем на предприятии, но и имеют в своем составе модули планирования и оптимизации всех видов ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, временных и т.п.), а большинство функций учета,
    реализованных в системе, направлено на поддержку функционирования этих модулей.
    Для реализации функций планирования и оптимизации необходимо наличие в системе обратной связи. Т.е. на основании целей управления составляется план, затем по ходу выполнения работ проводится фиксация реальных показателей, их анализ и на основании сравнения поставленных целей и достигнутых результатов вырабатывается корректирующее воздействие. Учётная система позволяет только фиксировать результаты. Она, в отличие от ERP-системы не включает в себя функции для автоматизации планирования, и сравнения `план — факт`. Иначе говоря, с помощью учетных систем можно выполнить только некоторую аналитическую часть управления, но не синтетическую. В этом принципиальное отличие ERP-системы от учетной системы.

    Функции ERP-систем

    В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы. Основные функции ERP систем:
    ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;
    формирование планов продаж и производства;
    планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;
    управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;
    планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;
    оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;
    управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов.
    См.также: Что считать ERP-системой: методика TAdviser

    Особенности внедрения

    Классические ERP-системы, в отличие от так называемого «коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжёлых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор КИС, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнёрской компании — поставщика или консультанта. Поскольку КИС строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей.
    Любая ERP-система, как правило, рассчитана на определенный сегмент рынка. Так, SAP чаще используют на крупных промышленных предприятиях, Microsoft Dynamics – в компаниях среднего размера и разного профиля, 1С – в компаниях небольших, а также в случае ограниченного бюджета.
    Стоимость внедрения ERP, в зависимости от размера компании, сложности и выбранной системы, может составлять от 20 тыс. USD до нескольких миллионов USD. В эту сумму включаются лицензии на ПО, а также услуги по внедрению, обучению и поддержке на этапе запуска системы в эксплуатацию.

  11. Blueing Ответить


    WorldSkills — это международное движение, занимающееся проведением профессиональных соревнований для молодых людей в возрасте до 22 лет.
    Международный финал проводится раз в два года. В этом году местом проведения финала стала Казань (прошлый финал был в 2017 году в Абу-Даби, следующий будет в 2021 году в Шанхае).
    Чемпионаты WorldSkills — это самые большие мировые чемпионаты профессионального мастерства. Начались они с рабочих профессий, а в последние годы все больше внимания уделяется “профессиям будущего”, включая IT-дисциплины, под которые на чемпионате в Казани был выделен отдельный огромный кластер.

    В IT-блоке есть компетенция (конкретный «вид спорта») под названием «Программные решения для бизнеса» (IT Software Solutions for Business).

    В каждом из соревнований ограничивается разрешенный список используемых инструментов. И если, например, для «ландшафтного дизайна» ограничивается именно список возможных инструментов (конечно, без указания явного производителя или цвета), то в компетенции «Программные решения для бизнеса» список допущенных технологий, которые могут использовать участники, жестко ограничен с указанием конкретных технологий и конкретных платформ (.NET и Java с определенным набором фреймворков).
    Позиция фирмы 1С по этому вопросу следующая: информационные технологии – это очень динамичная область, в мире постоянно появляются новые технологии и средства разработки. С нашей точки зрения правильно позволить специалистам использовать те инструменты, с которыми они хотят и привыкли работать.
    Осенью 2018 г дирекция WorldSkills услышала нас. Теперь предстояло обкатать методику включения новых технологий в соревнования. Это непросто.
    В инфраструктурный лист чемпионата в Казани включили платформу 1С:Предприятие (1С:Enterprise) и организовали экспериментальную площадку IT Software Solutions for Business Sandbox.

  12. Gosida Ответить

    Начнем с CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентами. Она предназначена для автоматизации рабочих процессов. Хранит все данные о клиентах, сделках, задачах и переписке. Предоставляет понятный интерфейс, набор базовых отчетов, графиков и статистических данных. В ней же можно проследить, как сделка продвигается по воронке продаж и определить, насколько эффективен каждый менеджер.
    Представим, как работает компания без CRM. Менеджер Нина, которой мешают длинные ногти, полчаса впечатывает в таблицу информацию о клиенте. Владислав забыл выехать на встречу с заказчиком, хотя записал напоминание в ежедневник. А руководитель, Игорь Андреевич, тратит несколько дней, сводя воедино отчеты из разных таблиц, и смутно догадывается, что все они полны ошибок и неточностей.
    Это лишь часть “прелестей”, которыми чревато влияние человеческого фактора, а это неизбежно, если рабочие процессы в отделе продаж не автоматизированы. CRM успешно решает эту задачу. Человек не компьютер и не должен им быть. Поэтому система позволяет менеджерам заниматься непосредственно продажами, руководству — контролем и аналитикой, а остальные обязанности CRM берет на себя.
    Система может быть представлена облачным или коробочным решением. Облачные системы хранят данные в сети, а работа с ними происходит в браузере. Пользователь не может купить такой продукт целиком, а платит аналог арендной платы за доступ. Коробочное решение, наоборот, покупается единоразово. Это пакет программного обеспечения, который размещается на серверах компании. Настройка и поддержка в этом случае производится самостоятельно, а пользователи работают прямо в окошке программы. Пример популярного коробочного решения — Microsoft Office.

    Хорошие (да, это не лучшее слово, но так оно и есть) CRM гибко интегрируются по API с другими системами. Например, с сайтом, почтой, телефонией и коллтрекингом. При связке с телефонией система фиксирует входящие и исходящие звонки. При этом автоматически создаются сделки и задачи. Если же интегрироваться с коллтрекингом, то в систему будут передаваться детальные данные о рекламном источнике звонка, кампании и даже ключевом слове.
    Подытожим, CRM позволяет:
    Видеть все активности менеджеров, количество лидов и запросов в режиме реального времени. Руководитель знает, сколько звонков и встреч проводит каждый сотрудник, как общается с клиентами. Может определить эффективность каждого менеджера и отдела в целом. Создавать контакты, сделки и задачи по факту звонка, если CRM интегрирована с виртуальной АТС и такая логика у нее прописана.
    Настраивать собственные отчеты и воронку продаж, уникальную для бизнеса. Например, можно создать отдельные воронки по всем направлениям, с которыми работает компания.
    Построить коммуникацию между сотрудниками. Они смогут ставить задачи, назначать ответственных, контролировать их выполнение.
    Определять эффективность рекламных каналов при интеграции с сервисом аналитики звонков. От момента привлечения потенциального клиента до закрытия сделки. Посчитать конверсию каждого этапа воронки продаж.
    Анализировать проигранные сделки для “работы над ошибками”. Для этого можно прослушивать записи телефонных разговоров, которые автоматически прилагаются к карточке сделки. Это помогает понять, как общение менеджера связано с тем, что продажа сорвалась.
    Выгружать большие массивы данных в другие системы для дальнейшего анализа.
    Оговоримся, что все это может идеальная CRM. По факту, возможности систем могут сильно отличаться. Чтобы не наломать дров при выборе системы, читайте статью «Выбираем CRM: алгоритм и рекомендации”.
    Как ни полезна CRM, но она отвечает только за автоматизацию продаж. Но ведь этим бизнес не ограничивается. В любой компании есть глобальная внутренняя “кухня”, которая и составляет суть конкретного бизнеса. Это производство, закупки, логистика, бухгалтерия и многое другое. И вот тут на сцену выходит ERP.

    Что такое ERP

    ERP — это информационная система, объединяющая все активности предприятия для оптимизации ресурсов, рабочих процессов и их контроля. Более подробная расшифровка есть в Википедии, где она занимает 4 строчки. Суть основного отличия CRM от ERP в том, что CRM полезна для любых компаний, а ERP — для крупного бизнеса.
    Представим, как работает стандартное производственное предприятие. Отдел продаж ведет учет в Excel или в CRM, бухгалтерия в 1С, склад в специализированной программе. Общение между отделами происходит устно или в переписке. Часть данных может потеряться или содержать ошибки. А руководству без регулярных совещаний непросто понять, как обстоят дела в каждом из отделов. Не говоря уже о том, насколько эта волокита замедляет процессы компании.
    И вот тут на помощь приходит ERP, которая объединяет данные о ключевых процессах бизнеса в одну систему. Чаще всего она состоит из таких частей:
    Платформа с базовым функционалом. Например, универсальными справочниками для работы с клиентами или для товаров и услуг.
    База данных. Сюда стекается информация из всех отделов. Выставление счета, закрытая сделка, отгрузка или закупка — все это можно увидеть в одном интерфейсе, если обладать соответствующим уровнем доступа.
    Модули. В крупных предприятиях такое количество процессов, что все их важно перенести в ERP. Поэтому специально для них в системе могут быть такие модули:
    бухгалтерия;
    складской учет;
    логистика;
    производство;
    снабжение;
    персонал;
    продажи.

    Да, продажи сюда тоже входят. Ведь без них не бывает и бизнеса. И это, по сути, ответ на вопрос, чем CRM отличается от ERP-системы. Она не столько отличается, сколько является составной частью ERP, его модулем. Но этом стоит остановиться подробней.
    Разумеется, процессы литейного завода и сети гипермаркетов, мягко говоря, различны. Поэтому ERP могут достаточно сильно отличаться и по структуре, и по набору модулей. Можно выбрать платформу с зашитыми модулями при желании использовать их независимо друг от друга. Другие системы превращают модули в отдельные продукты. В этом случае можно купить “голое” ядро с набором модулей на выбор. Разработка и настройка решения под конкретный бизнес зависит от специфики компании.
    Например, для международной сети отелей модуль производства бесполезен. Крупному заводу, наоборот, без него не обойтись. Если же компания постепенно растет, можно без проблем расширить количество модулей, максимально быстро их подключив. Также ERP может интегрироваться с другими системами с помощью API.
    Если коротко, то ERP позволяет:
    Собирать все процессы предприятия в одном интерфейсе — от продажи до ведения проекта, от счетов до коммуникации между сотрудниками.
    Объединять данные из всех филиалов в одной системе. Легко обмениваться информацией между разными отделами и согласовывать их действия.
    Построить аналитику. С помощью CRM можно получить данные лишь по части воронки продаж. ERP же подразумевает работу с BI (Business Intelligence) — инструментами для обработки огромных объемов данных. Представьте, сколько информации о продажах ежедневно накапливается у супермаркета. BI помогают сохранить и упорядочить эти данные, при потребности формируя их в понятные аналитические отчеты. С такими платформами ERP соединяется с помощью коннекторов — готовых решений для связки со сторонними приложениями.
    Контролировать сотрудников. Руководство видит в ERP, что в данный момент происходит в конкретном отделе и компании в целом. Может сопоставить расход и приход, сколько было запрошено товаров для закупки и сколько по факту куплено и т. д. Это поможет заметить недобросовестность сотрудников.
    Понятно, что такая сложная система не настраивается самостоятельно. Ее внедрением занимается команда специалистов. Аналитик или команда аналитиков анализируют и прописывают процессы для бизнеса, на их базе внедряются модули и дорабатываются под нужды компании. Настраиваются дополнительные опции, например, задается объем склада, очередность этапов воронки продаж, при каких обстоятельствах будут приходить уведомления о ключевых событиях и т. д.
    Иногда компании внедряют самописные аналоги ERP. Или же к CRM пытаются “прикрутить” дополнительные модули. Например, бухгалтерию для самостоятельного выставления счетов менеджерами. Или склад, чтобы сейлзы видели остатки товара. В итоге при объединении слишком разных процессов зачастую получается гибрид, который усложняет работу и отнимает рабочее время у менеджеров по продажам. К тому же велика вероятность, что система не выдержит нагрузки или данные будут передаваться некорректно.
    В отличие от ERP такую систему невозможно собрать, как конструктор. Или что-то отключить по мере надобности. Вернее, попытаться можно. Но никто не гарантирует, что все будет работать корректно. Если же бизнес будет расти и изменяться, рано или поздно такой гибрид перестанет ему подходить, а изменить его уже будет сложнее.

    CRM и ERP-системы: отличия и как выбрать

    Как мы видим, проведя сравнение CRM и ERP-системы, разница существенная. Невозможно сказать, что какая-то из них лучше, а какая-то хуже. Все зависит от потребностей и размера бизнеса. При выборе системы решающую роль играют следующие моменты:
    Масштаб предприятия. ERP — это глобальная экосистема, которая объединяет все возможные процессы компании. Небольшому бизнесу такая сложная платформа ни к чему. Имеет значение и наличие филиалов. В рамках одного города, и тем более офиса, можно легко зайти в нужный кабинет и все выяснить лично. Если же представительства компании разбросаны по стране или даже нескольким странам, ERP становится единой системой, в которой работают все сотрудники.
    Сложность бизнес-процессов. Для крупного производства, которое закупает сырье, обрабатывает, перевозит и реализует, лучше всего подходит ERP. В противном случае “голова не знает, что делают ноги”. То же самое, если в компании проект поэтапно переходит от одного отдела к другому. А вот интернет-магазину, который работает по схеме “купи-продай”, больше подходит CRM. Так как здесь усилия сфокусированы на построении взаимоотношений с клиентами.
    Финансы. Если на все предыдущие пункты вы ответили “Да”, а вот с последним проблемы, то придется вас огорчить. ERP — удовольствие не из дешевых. В его стоимость входит настройка ПО под запросы конкретного бизнеса, время специалистов, который изучит вашу нишу, внедрение системы, обучение сотрудников работе с ней и многое другое. В этом случае имеет смысл начать с CRM. Эта система доступней, ее можно настроить самостоятельно, менеджерам будет несложно разобраться, а руководитель получит эффективный инструмент контроля.
    Если резюмировать, то ERP многозадачен. В то время как CRM — это исключительно инструмент для автоматизации продаж. В то же время, CRM может входить в ERP как модуль или даже отдельный продукт от той же компании.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *