Что такое гипотеза в исследовательской работе примеры?

13 ответов на вопрос “Что такое гипотеза в исследовательской работе примеры?”

  1. Tojazahn Ответить

    Актуальность или обоснование актуальности творческого проектаобязательно и включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов.
    Проблема
    Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.
    Объект и предмет исследования (для исследовательских работ)
    Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
    Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
    Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
    Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
    Цель работы
    Цель исследовательской или проектной работы – это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.
    Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями!
    Схема составления цели
    Исследовательской работы (проекта)
    Творческого проекта
    1. Выберите одно из слов типа:
    изучение,
    исследование,
    выяснение,
    выявление,
    определение,
    анализ,
    установление,
    показ,
    проверка,
    привлечение к проблеме,
    обоснование,
    обобщение,
    описание,
    знакомство и др.
    1. Выберите одно из слов типа:
    изготовление,
    разработка,
    создание,
    усовершенствование,
    выполнение,
    изучение способов,
    выполнение,
    рисование,
    вышвание,
    освоение ремесла и др.
    2.Добавьте название предмета исследования
    2. Добавьте название продукта проекта (изделия)
    3. Добавьте одну из фраз типа:
    – в какой технике будет выполнено, из чего, какими средствами?
    – каково применение изделия?
    – для кого будет предназначено?
    – из чего изделие?
    – полезность изделия?
    – чему или кому посвящено изделие?
    Задачи
    Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начала до конца.
    Задачи творческого проекта – это все последовательные этапы организации и изготовления продукта с начала до конца.
    Чтобы определить задачи работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели?»
    Обычно задачи перечисляются и начинаются словами:
    Исследование
    Творческий проект
    выяснить,
    изучить,
    провести,
    узнать,
    проанализировать,
    исследовать,
    определить,
    рассмотреть,
    найти,
    предложить,
    выявить,
    измерить,
    сравнить,
    показать,
    собрать,
    сделать,
    составить,
    обобщить,
    описать,
    установить,
    разработать,
    познакомиться и т.п
    научиться,
    разработать,
    усовершенствовать,
    ознакомиться,
    освоить,
    определить,
    выбрать,
    подобрать,
    провести,
    изучить,
    развить,
    соблюдать,
    проанализировать,
    закрепить… и т.п
    Гипотеза (обязательна для исследовательской работы)
    Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии илидоказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

  2. Чувство юмора Ответить

    Гипотеза в дипломной работе – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое надо проверить опытным путем или обосновать теоретически. Этой задаче подчинены отбор материала, ход изысканий и структура ВКР – обычно академического, реже прикладного характера.
    Доказательством гипотезы в теоретических дипломных работах служат собранные для написания основной части факты, в практических – официально задокументированные результаты опытов, экспериментов, исследований, специально проведенные расчеты.
    Все представленные сведения обобщаются в заключении диплома, на основании этого резюме делается вывод о состоятельности научного допущения: если оно подтверждается, то приобретает статус положения теории. Гипотеза в курсовой или ВКР может касаться объекта исследования в целом или его структуры, отдельных или общих свойств, связей между образующими его элементами.

    Признаки правильной гипотезы

    Корректная формулировка гипотезы не должна представлять собой очевидное утверждение или не вызывающий сомнений факт. В третьем веке до нашей эры высказывания Аристарха о том, что Земля вращается вокруг солнца, носили явно гипотетический характер. Теория о гелиоцентрическом устройстве мира все еще была бы великолепной гипотезой, даже если Копернику или Галилею в XVI-XVII столетиях пришлось бы писать диплом, но в XXI – это уже аксиома, неопровержимая истина, годящаяся для реферата третьеклашки по природоведению.
    Атрибуты корректной гипотезы для диплома:
    отсутствие в формулировке спорных или неуточненных понятий, которые сами могут послужить предметом исследования;
    четкая соотнесенность с убедительными фактами;
    возможность проверки имеющимися в науке теоретическими или эмпирическими методами;
    связь с заявленной проблемой;
    познавательная эффективность;
    практическая полезность для разработки программы дальнейших исследований.
    Основной критерий, которому должна соответствовать гипотеза диплома, – проверяемость.
    Чтобы убедиться в том, что предположение удалось сформулировать верно, достаточно определить, надо его ли доказывать.

    Как написать

    Несмотря на то что гипотеза выдвигается во введении диплома, формулировать ее рациональнее только после того, как написана основная часть. На первом этапе исследования начисто это сделать невозможно хотя бы потому, что для начала надо тщательно изучить предмет, проанализировать источники и литературу, чтобы свободно ориентироваться в информационной базе, и только затем делать собственные прогнозы, касающиеся выявленной проблемы. Кроме того, если в дипломе предусмотрена практическая глава, то гипотеза предваряет эмпирические исследования, по результатам которых может потребоваться корректировка предварительного допущения, объекта, предмета, предмета или даже темы работы.
    Гипотеза в курсовой работе или дипломе выдвигается после написания основной части.
    Простой условный пример: кафедра предложила студенту рассмотреть непревзойденные диетические свойства бразильского ореха. В процессе подготовки выяснилось, что материала даже на курсовую работу не хватит, не то что на 65-страничную ВКР. Руководитель разрешил писать о кедровых орехах (изменился предмет). Изначальная гипотеза формулировалась так: они в три раза полезнее, чем импортируемые. Изучение лабораторных анализов показало, что пищевая ценность отечественных и экзотических продуктов абсолютно одинакова. Выход из создавшейся ситуации – перефразировать гипотезу, к примеру, следующим образом: кедровые орехи не менее полезны, чем заграничные. Если бы оказалось, что они недостаточно питательны или содержат мало микроэлементов, то пришлось бы менять тему на «заурядность диетических свойств кедровых орехов».
    Схема этапов работы над гипотезой дипломной или курсовой работы

    В формулировке гипотезы используются ключевые слова темы диплома или курсовой.
    Недопустимо оперировать речевыми оборотами, подчеркивающими субъективность мнения: «я думаю, допускаю, считаю, полагаю…», «мне кажется…». Рекомендуемые клише: «следует ожидать…», «если… то…», «предполагается…».

    Пример гипотезы в дипломной работе

    Предполагается, что исследование конкретизирует особенности личностных профессиональных качеств преподавателя культурологии и выявит условия их формирования.
    Следует ожидать, что в сфере консалтинга имеется ключевой пакет факторов успеха, благодаря целенаправленному задействованию которых возможно максимально эффективно сконцентрировать финансовые и технические ресурсы на приоритетных для компании направлениях с целью скорейшего завоевания лидирующих позиций на рынке.
    Ожидается, что разработанный комплекс внешкольных мероприятий, основанный на формировании командного духа, послужит основой для повышения сплоченности классного коллектива.
    Итак, гипотеза исследования в дипломной работе – это вероятный путь решения проблемы, требующий фундаментальной теоретической аргументации или практического подтверждения. Именно это предположение определяет научную значимость проведенной работы, так как способствует переходу от анализа фактов к новому знанию.
    Автор: Виктория Шейх Халиль.

  3. Полина Кулыгина Ответить

    людмила казарина
    Предназначение гипотезы в исследовании
    Виды гипотез:
    1) По иерархической значимости: • Генеральные • Вспомогательные
    2) По широте использования: • Универсальные • Частные
    3) По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.
    Требования к гипотезам:
    1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
    2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.
    3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
    4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.
    5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
    6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.
    7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.
    8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.
    Формирование и развитие гипотезы включает в себя:
    1) Подготовительный этап
    2) Формирующий этап
    3) Экспериментальный этап
    После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).
    ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
    Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.
    Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.
    Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».
    После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
    К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
    гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
    – она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
    Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
    Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
    Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.
    Приведем пример формулирования гипотезы по теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если:
    – стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;
    – в единстве учитывает процесс и результат деятельности;
    определяет динамику продвижения учащихся;
    – способствует саморазвитию учащихся.
    Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:
    1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;
    2) обоснованием способов решения проблемы;
    3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.
    Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.
    К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:
    1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;
    2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);
    3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).
    Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить:
    1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;
    2) экспериментально проверить ее эффективность.
    Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.
    Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.
    Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:
    – провести анализ теоретических подходов по проблеме …;
    – проанализировать психологическую литературу по проблеме …;
    – раскрыть и конкретизировать сущность понятия “….”.
    Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:
    – провести диагностику …;
    – изучить особенности ….
    Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер. Например:
    – выявить взаимосвязь …;
    – разработать рекомендации по формированию …;
    – разработать программу, направленную на … .
    В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.
    Гипотеза исследования
    Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. “ Научная гипотеза – это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы. По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:
    1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.
    2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: “Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников”. Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.
    3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.
    4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна. Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том, что “педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте”, может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: “Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет” – именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.
    В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.
    Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.
    В общем виде гипотезу можно рассматривать: как часть научной теории;
    как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

  4. Cordador Ответить

    Механизм построения гипотезы
    Простая гипотеза
    Основа построения
    Результат
    Логическая цепочка
    Индуктивная
    Наблюдение факта или явления
    Предсказание обобщения
    От частного к общему
    Дедуктивная
    Анализ теоретического материала
    Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности
    От общего к частному
    Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.
    Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.
    По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.
    По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
    Главная характеристика гипотезы исследования
    При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
    Как сформулировать гипотезу?
    Существует множество методов построения гипотез (по сути – поиска новых идей):
    Мозговая атака – коллективный метод поиска новых идей и решений.
    Аналогия символическая – аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.
    Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.
    Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
    И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.
    Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?
    Ввозможные гипотезы.
    Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.
    Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.
    Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.
    Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.
    Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.
    Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.
    Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?
    Способы проверки гипотезы.
    1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
    2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
    Следующий этап работы – наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента..
    И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.
    Удачи при проведении исследования!!!

  5. Kanin Ответить

    Цель формирования гипотезы в курсовой работе
    Для чего нужна вторая гипотеза исследования в курсовой
    Проверка корректности гипотезы
    Примеры написания правильных гипотез в курсовых работах
    Гипотеза в курсовой работе является едва ли не самой сложной и важной частью. От формулировки данной части введения зависит дальнейшее направление исследования и успех студента на защите курсовой.
    В теории, гипотеза исследования в курсовой работе – это одна из форм творческого поиска, представляющая собой совокупность предположений о способах достижения цели курсовой работы.

    Цель формирования гипотезы в курсовой работе

    Формулировка гипотезы определяет путь, по которому будет решаться поставленная проблема, от нее зависят методы и объект исследования, она определяет новизну и ход работы – от неверно написанной гипотезы тема может потерять актуальность. Отсюда вытекает ряд требований:
    Она не должна иметь много положений, обычно требуется одно;
    Нельзя использовать неоднозначные или малопонятные понятия и категории;
    Обязательна возможность изучения и проверки предположения.

    Для чего нужна вторая гипотеза исследования в курсовой

    Можно решить, что это весьма странно, но исследователи не ставят себе цель подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. Вместо этого они пишут вторую, прямо противоположную первой (она называется «нулевой») и доказывают ее ошибочность. Через опровержение второй гипотезы можно решить задачу подтверждения первой.

    Проверка корректности гипотезы

    Есть несколько способов эффективно сформулировать гипотезу:
    Сначала идет обуславливающая часть, а потом результирующая. Пример: если заниматься зарядкой по утрам, то повысится работоспособность человека;
    Купить курсовую
    В начале располагается результирующая часть, а после – обуславливающая. Иными словами, сначала результат, потом условие его достижения. Пример: работоспособность повысится, если заниматься зарядкой;
    Может включать в себя аргумент, т.е. между действиями и результатом может быть определенная связь. Пример: физическая активность в утреннее время сказывается на работоспособности человека в течение дня.

    Верно сформулированная гипотеза должна отвечать следующим характеристикам:
    Проверяемость. Исследователь должен располагать средствами для проверки своих предположений;
    Научная обоснованность и соответствие теме. Вопрос, поднимаемый в курсовой, не должен противоречить принятым в науке принципам, теориям и законам;
    Лаконичность. Точностью формулировки и однозначность терминов.

    Примеры написания правильных гипотез в курсовых работах

    В заключение, приведем конкретные примеры:
    Уровень теоретических знаний школьников в учебных предметах возрастет, если применять на уроках технологию проблемного обучения;
    Естественный свет оказывает положительное влияние на рост сельскохозяйственных растений;
    Устная критическая обратная связь сказывается на процессе принятия критики сильнее, чем письменная.
    Пример верно сформированных гипотез

  6. Gam Ответить

    Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
    Основные способы проверки (подтверждения, доказательства) гипотезы:
    1) на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний, логики;
    2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п.
    Гипотезы бывают:
    а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);
    б) объяснительные (вскрывающие причины его);
    в) описательно-объяснительные.
    К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования:
    – она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;
    – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
    – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
    – требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
    Примеры
    Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества; доминирующей сферой является профессиональная.
    Пример гипотезы в работе теоретического характера
    Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси, в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.
    Пример гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть
    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на сплоченность коллектива старших классов влияет количественное соотношение мужского и женского пола. При этом доминирующее количество мальчиков определяет то, что коллектив подростков имеет более высокий процент сплоченности.

    Составление плана исследования

    План представляет собой определенный порядок разделов/глав, подразделов/параграфов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план способствует лучшей организации самостоятельной деятельности исследователя, помогает систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения.
    Как правило, пункты плана соответствуют задачам исследования.
    Пример
    Задача исследования
    Пункт плана (оглавления)
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    1. Охарактеризовать роли женщины в соответствии с гендерными особенностями.
    1.1. Характеристика ролей женщины в соответствии с гендерными особенностями
    2. Изучить источники, влияющие на формирование образа женщины.
    1.2. Источники формирования образа женщины у дошкольников
    3. Определить и охарактеризовать особенности образа женщины в представлениях старших дошкольников.
    2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ 2.1. Характеристика инструментария и участников исследования 2.2. Особенности образа женщины в представлениях детей

  7. Lairius Ответить

    Главная
    Учебники – Философия
    Лекции по философии – часть 9
    поиск по сайту правообладателям
    Гипотеза в научном исследовании
    Гипотеза в научном исследовании
    Содержание
    Введение …………………………………………………………………стр 2 1 . Гипотеза……………………………………………………………….стр 3 2. Типы гипотез ………………………………………………………….стр 5 3. Требования к гипотезе…………………………………………………стр 7 4. Основные этапы построения гипотез…………………………………стр 10 5. Функции гипотез в научном исследовании………………………….стр 11Заключение…………………………………………………………………стр 13Литература…………………………………………………………………стр 14 Введение
    Основные моменты в становлении научной идеи – это проблема, гипотеза и закон. При этом эти элементы теории взаимосвязаны между собой, едины и генетически взаимообусловлены. Так, проблема может возникать и действительно возникает только в контексте научного знания, будучи сформулированной, проблема приводит к построению гипотезы, наконец, закон трактуется как особого рода гипотеза, удовлетворяющая некоторым дополнительным формальным, методологическим и гносеологическим требованиям. Взятая в целом, цепочка «проблема – гипотеза – закон» образуют систему, которую можно рассматривать как научную идею: проблема – это истоки идеи, гипотеза – ее предварительное оформление, закон – законченная и проверенная опытом формулировка [ 4, с. 3].Правильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.
    Известный британский философ, логик и математик А. Уайтхед подчеркивал, что систематическое мышление не может прогрессировать, не используя некоторых общих рабочих гипотез. Такие гипотезы направляют наблюдения, помогают оценить значение фактов различного типа и предписывают определенный метод.
    1.
    Гипотеза
    Ни одно научное открытие не совершается без умения предвидеть, прогнозировать предстоящий эксперимент, опыт. Научное предвидение – важнейшее условие педагогического исследования, поскольку помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи. Конкретной формой научного предвидения выступает гипотеза. После определения объекта и предмета, цели и задач исследования, при разработке экспериментальной работы и ее осмыслении постоянно приходится возвращаться к гипотезе как опорной точке научно-исследовательской работы.Гипотеза – это предположение, приблизительный ответ на поставленные задачи исследования;
    одновременно это допущение того, в какой взаимосвязи находится изучаемое явление с другими, каковы его внутренняя структура, сущность, движущие силы и т.д. Выдвижение гипотезы есть путь к открытию связей между явлениями. Гипотеза как средство перехода от старого знания к новому неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. В форме гипотезы происходит реальное движение познания к новым, более глубоким, обобщениям, к раскрытию законов закономерностей, принципов и др.
    Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объединяющим элементом или идеей в которых выступает предположение. Предположение в гипотезе служит средством познания предмета, его основных взаимоотношений и закономерностей; сведения, которые оно содержит, имеют вероятностный характер; в процессе обоснования и развития гипотезы оно должно быть доказано, отвергнуто или заменено другим; на его основе создается система знаний, которая помогает вскрывать новые факты, закономерности и является инструментом движения познания.[1]
    Гипотеза – подлежащее проверке на истинность утверждение о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами или явлениями.
    Формирование гипотезы в сознании исследователя – сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний значительную роль играют проблемное видение, альтернативное мышление, способность к аналогиям и переносу, интуиция, т.е. те психические качества и процессы, которые характерны для творчества.
    Проблемное видение – особое психическое качество человека, заключающееся в умении видеть перспективы развития в той или иной области познания, выделять главные, ведущие его направления, связывать частные вопросы с более общими, проблемными. Оно рождается из сочетания опыта, интуиции и развитых исследовательских способностей. И хотя высший уровень развития этого качества, отличающий крупных ученых, – явление уникальное, определенная степень развития проблемного видения необходима каждому исследователю.[1]
    Альтернативный характер мышления связан с умением видеть неочевидные решения, часто противоположные общепринятым или напрашивающимся, обнаруживать новые качества и связи в известном.
    Интуиция, связанная с прямым, без четкого и осознанного логического обоснования и доказательства, усмотрением решения, основывается на неосознаваемых или подсознательных психических процессах и является результатом большого опыта, прежних поисков и решений.
    2.
    Типы гипотез
    Существуют разныетипы гипотез, определяемые их познавательной значимостью.

    Первичная, или рабочая, гипотеза определяет направление исследования, его основные задачи, критерии классификации и оценки фактов. Такие гипотезы применяются чаще всего тогда, когда исследуемая область мало разработана. Они играют вспомогательную роль при сборе материала и его первоначальной классификации. Результаты исследования, полученные на основе рабочей гипотезы, создают предпосылки для дальнейшего познания и помогают сформулироватьнаучную, или реальную, гипотезу.
    – Научная гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выражения. В ней высказывается предположение о существующих отношениях между явлениями или их закономерностях, о существовании определенного явления, свойства или результата. В экспериментальных исследованиях предположение может выражать отношение между зависимой и независимой переменными величинами. Различия между первичной рабочей гипотезой и реальной – относительны. В процессе познания первая переходит во вторую.
    По характеру содержания можно выделить
    -описательные гипотезы, предполагающие существования какого-либо явления (процесса), типичные для исследований, проводимых на эмпирическом уровне. Они ограничиваются предположением о функциональной связи между педагогическими воздействиями и их конечными результатами, описанием причин и возможных следствий. Они выводят исследователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффективным, чем другие, но без объяснения механизма этого явления. Даже обозначенные функциональные связи между явлениями представлены нерасчлененно, что лишает исследователя возможности их проверить.
    – Объяснительные гипотезы, вскрывающие причины явления (процесса), фиксируют возможные следствия из определенных причин, а также характеризуют условия, при которых эти следствия обязательны, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий возможно данное следствие, каков механизм их проявления.
    – Гипотезы теоретического характера связаны с предположением закономерного характера положения, доказываемого в ходе исследования. Они требуют серии процедур, подтверждающих, что связь, существующая между факторами, условиями, носит именно закономерный характер.
    В ходе исследования часто приходится строить ряд гипотез разных уровней, отражающих последовательные шаги в научном познании. К сожалению, во многих исследованиях гипотеза выдвигается после завершения работы. Почему это происходит?
    Во-первых, пытаясь ответить на поставленные в исследовании задачи, авторы нередко смотрят на проблему чужими глазами, невольно подпадая под влияние прочитанной литературы, и используют то объяснение, которое уже было сделано в науке.
    Во-вторых, что типично для начинающих исследователей, – относительно узок круг знаний в изучаемой области и всей науке о ней; многих ее взаимосвязей они не представляют.
    В-третьих, личный опыт практической работы у каждого исследователя неповторим, своеобразен, что также сказывается на формировании научной гипотезы.
    Наконец, гипотеза часто составляется наспех, и ей не уделяется должного внимания в ходе опытной работы. Это приводит к тому, что научная гипотеза, как правило, примитивна или излагает общеизвестные истины и поэтому всегда подтверждается данными исследователя. А в строго выполненном научном исследовании что-то в гипотезе подтверждается, а что-то отвергается.
    Пути построения гипотезы различны. Когда гипотеза строится на некоторых данных и идеях других исследователей, необходимо проверить, что в них верно, а что неточно. Но преимущественно гипотеза должна составляться лишь после углубленного изучения теории и практики состояния изучаемого вопроса, после вводного эксперимента. В ходе исследования должны уточняться и возникать новые положения гипотезы. Поэтому важно показать, как с каждым новым этапом исследования изменяются гипотеза и методика ее проверки.
    В идеале гипотезыиндуктивного типа (на основе анализа опыта) должны сочетаться с гипотезамидедуктивного типа, которые строятся на основе главных теоретических положений современной науки и изменяются вместе с накоплением знаний и фактов. При этом необходимо опасаться ложного построения гипотезы на основе недостаточно проверенных, хотя и общепринятых идей, или на основе субъективного восприятия опыта, фактов. Ложные гипотезы наносят исследованию ощутимый вред: создают видимость научных аргументов, увеличивая число ошибок и заблуждений, которые потом, в ходе дальнейших исследований, будут опровергаться другими. Признаком ошибочной гипотезы является стремление доказать общеизвестные истины или положения, при котором вместо поисков положительного материала гипотеза нацеливает на обнаружение отрицательного материала (хотя в исследовании будут обнаружены различные факты).
    3.
    Требования к гипотезе
    К гипотезе предъявляют следующие требования:
    – она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко большее;
    – в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
    – при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
    – требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.[2]
    Гипотеза должна соответствовать теме, поставленным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Нередко встречаются интересные гипотезы, которые оказываются лишь искусственно привязанными к проблеме.
    Гипотеза должна нацеливать на решение проблемы, а не уводить от нее. Нельзя давать воображению уводить себя в дебри проблем. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расширить гипотезу, чем вначале строить слишком много предположений, для проверки которых иной раз мало многолетней работы целого научного коллектива или которые даже нет смысла проверять ввиду их абстрактности, оторванности от науки и практики, схоластичности.
    Гипотеза должна соответствовать хорошо проверенным фактам, объяснять их, предсказывать новые. Из гипотез, которые должны объяснять целую серию фактов, предпочтение отдается той, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов.
    Гипотеза, объясняющая явления определенной области, не должна противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. Если же новая гипотеза вступает в противоречие с уже известными, но при этом охватывает более широкий круг явлений, чем в предшествующих теориях, то последние становятся частным случаем новой, более общей, теории.
    Гипотеза должна быть доступна проверке. Предположения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать; они за редким исключением не могут входить в фонд науки как теоретическая ценность, как научный фонд знаний. Поступок исследователя будет справедливым, если он вслед за научными выводами раскроет гипотетические положения своего научного поиска, которые не удалось проверить.
    Научная гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике. Тогда она станет органической частью исследования.
    Чтобы реализовать эти требования, при разработке гипотезы рекомендуется последовательно продумать и дать ответ на следующие вопросы:
    1. Что наиболее существенно в предмете исследования (процесс формирования качества, связь между педагогическими явлениями, характеристика педагогического явления, процесса, формирование отношений между субъектами учебной, спортивной деятельности и т.д.)?
    2. Что представляют собой составные элементы объекта исследования, из которых складываются изучаемое качество, виды отношений, группы свойств, признаки педагогических явлений и др., так как для гипотезы необходима их структура.
    3. Каковы модель изучаемого процесса, свойства личности, качества? Как можно схематически изобразить составные элементы и связи между ними? Какие данные есть для такой модели? Какие предположения можно сделать по косвенным данным, по интуиции?
    4. Как предположительно протекают процесс, явление, что происходит с элементами при развитии явления? Как изменяется их связь от изменения внешних условий, педагогических влияний? Какова диалектика связи внешних условий и внутренних факторов при нормальном, ускоренном и неправильном протекании процесса, явления?
    5. В чем сущность изучаемого процесса, явления? Таковы основные положения, определяющие повышение качества конструирования и использования гипотезы как методологической основы педагогического исследования.[5]
    4.
    Основные этапы построения гипотез
    Основные этапы построения гипотез можно разделить на три части:
    1. Выдвижение гипотез – это основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть:
    теоретически надежна, приемственна с предшествующим знанием, не противоречащая фактам науки;
    – логически согласована с проблемой и целью;
    – включать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;
    – приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;
    – предоставлять возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.
    2. Формулировка (разработка) гипотез. Выдвинутую гипотезу необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки гипотезы зависят ход и результат ее проверки.
    3. Проверка гипотез. Доказательство, достоверность гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования. подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижении новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.
    5.Функции гипотез в научном исследовании.
    Гипотезы присутствуют на всех стадиях научного исследования независимо от его характера – фундаментального или прикладного, однако наиболее выражено их применение в следующих случаях:1)обобщение и суммирование результатов проведенных наблюдений и экспериментов,2)интерпретация полученных обобщений,3)обоснование некоторых ранее введенных предположений и4)планирование экспериментов для получения новых данных или проверке некоторых допущений.Гипотезы настолько распространены в науке, что ученые иногда даже не замечают гипотетического характера знания и полагают, что возможны исследования без предпосылок в виде гипотез. Однако это мнение явно ошибочно. Как говорилось выше, исследование состоит в постановке, формулировании и решении проблемы, а каждая проблема возникает только внутри некоторого предварительного знания, содержащего гипотезы и даже предпосылка проблемы имеет гипотетический характер.Рассмотрим основные функции гипотез в науке. Во-первых, гипотезы применяются для обобщения опыта, суммирования и предположительного расширения наличных эмпирических данных. Наиболее известным видом таких обобщающих наличный опыт гипотез является перенос свойств ряда элементов некоторого класса на весь рассматриваемый класс с помощью методов классической энумеративной индукции. Другим примером гипотез этого класса могут быть так называемые «эмпирические кривые», связывающие ряды данных наблюдений, представленных точками на координатной плоскости. По сути дела, даже представление количественных данных на координатной плоскости точками является в известной мере гипотетическим, поскольку всегда допустимы ошибки измерения или точность их ограничена вполне определенным пределом.Во-вторых, гипотезы могут быть посылками дедуктивного вывода, т.е.произвольными предположениями гипотетико-дедуктивной схемы, рабочими гипотезами или упрощающими допущениями, принимаемыми даже при сомнении в их истинности.В-третьих, гипотезы применяются для ориентировки исследования, придания ему направленного характера. Такую функцию выполняют частично (эмпирически или теоретически)обоснованные гипотезы, которые являются одновременно и объектом исследования. Выполняя эту функцию, гипотеза выступает либо в форме рабочей, либо в форме предварительных и неточных положений программного характера, например «Живые организмы можно синтезировать при воспроизведении физических условий нашей планеты, имевших место 2 млрд.лет назад»и т.п.В-четвертых, гипотезы используются для интерпретации эмпирических данных или других гипотез. Все репрезентативные гипотезы являются интерпретирующими, поскольку позволяют объяснить ранее полученные феноменологические гипотезы.В-пятых, гипотезы можно применять для защиты других гипотез перед лицом новых опытных данных или выявленного противоречия с уже имевшимся ранее знанием. Так, У.Гарвей (1628) ввел предположение о циркуляции крови, которое противоречило опытным данным о различии венозной и артериальной крови по составу; чтобы защитить исходное предположение от этого опытного опровержения, он ввел защитную гипотезу о замкнутости артериального кровообращения невидимыми капиллярами, которые и были позже открыты.В заключении выше сказанного, можно сделать вывод, что гипотезы представляют собой неустранимый элемент эмпирических наук, особую форму развития естествознания, т.е.гипотеза – является формой развития биологического знания.Научное исследование как таковое состоит в исследовании проблем, предполагающем формулирование, разработку и проверку гипотез. Чем более смелой является гипотеза, тем больше она объясняет и больше степень ее проверяемости. Однако вместе с тем, чтобы быть научным, предположение должно быть обоснованным и проверяемым, что исключает из области науки гипотезы adhoc и гипотезы ,вводимые только на основании их формальной элегантности и простоты. Задачей в научном исследовании является не попытка избегать вообще употребления гипотез, но вводить их сознательно, так как развитие знания в принципе невозможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта, в частности при развитии биологического знания [ 8, с. 76-97 ]. Заключение
    В заключении сделаем некоторые выводы на основе всего выше сказанного и приведенного в пример.Непосредственное определение гипотезы звучит примерно так: Гипотеза – это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза – это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.Уже в том, что гипотеза является формой развития, движения всякого знания, проявляется ее диалектическая природа: она необходимая форма перехода от неизвестного к известному, ступень превращения первого во второе, вероятного знания в достоверное, относительного в абсолютное. Если в науке нет гипотез, то это значит, что в ней нет и проблем, на решение которых они направлены, стало быть в ней знание не развивается.Итак, мы видим, что научный поиск включает в себя два момента: 1) постановку проблемы и 2) формулировку гипотезы. При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы поиск завершается открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию поиска.Список использованной литературы
    1.М.Я.Виленский/электронный ресурс/http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N5/p15-17.htm
    2. http://www.managment.aaanet.ru/issys/2.php
    3. Истоки. Наука высших измерений.,Москва.,1994.4. Карпович В. Н./ Проблема, гипотеза, закон./ текст/ Новосибирск.,1980.5. http://www.apkpro.ru/content/view/2294/590/

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *