Что такое группа компаний с юридической точки зрения?

13 ответов на вопрос “Что такое группа компаний с юридической точки зрения?”

  1. nodirjon Ответить

    Смотреть что такое “ГРУППА КОМПАНИЙ” в других словарях:

    ГРУППА КОМПАНИЙ — (group of companies) Холдинговая (родительская) компания и ее филиалы; дочерние компании. Компания является дочерней (subsidary) по отношению к другой, если эта другая владеет более чем половиной номинальной стоимости ее акционерного капитала или … Финансовый словарь
    группа компаний — Холдинговая (родительская) компания и ее филиалы; дочерние компании. Компания является дочерней (subsidary) по отношению к другой, если эта другая владеет более чем половиной номинальной стоимости ее акционерного капитала или имеет в ней сколько… … Справочник технического переводчика
    группа (компаний) — группа Материнская компания со всеми ее дочерними компаниями. [ОАО РАО “ЕЭС России” СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN groupholding … Справочник технического переводчика
    Группа компаний BLcons — Логотип Группы компаний BLcons … Википедия
    Группа компаний Систематика — Тип Открытое акционерное общество Год основания … Википедия
    Группа компаний «НМЖК» — Группа компаний «НМЖК» … Википедия
    Группа компаний ИСТ — Группа компаний «ИСТ»  российский холдинг, в состав которого входит более двадцати компаний и предприятий, работающих в различных отраслях российской экономики. Штаб квартира  в Москве. Содержание 1 История 2 Собственники и руководство 3… … Википедия
    Группа компаний “Союз-Виктан” — Союз Виктан – международная группа компаний, производитель ликероводочных изделий. Основана в 1994 г. в Симферополе (Крым, Украина). Производственные мощности расположены в Симферополе и в городе Рузе (Московская область, Россия). Штаб… … Энциклопедия ньюсмейкеров
    Группа Компаний «КиН» — Год основания 1940 Расположение … Википедия
    Группа компаний Аквариус — Аквариус Тип ООО Год основания 1989, Москва … Википедия

  2. Ghorin Ответить

    По мнению В. В. Грузенкина, «группой компаний являются организованные и (или) контролируемые одним или несколькими лицами два и более самостоятельных хозяйствующих субъекта, связанных или не связанных между собой юридическими или иными отношениями, управляемых
    из одного центра с целью получения прибыли» [2]. В данном определении, хотя и максимально приближенном к современному пониманию корпоративной группы, нельзя согласиться с дефиницией в части «и (или)»: только контроль, а отнюдь не факт организации может выступать объединяющим признаком.
    Отсутствие единообразной трактовки понятия «группа компаний» обусловлено тем, что практически весь понятийный аппарат развитой рыночной экономики в отечественной науке находится еще в стадии развития. В известной степени подтверждает этот вывод и работа по реформированию гражданского законодательства. Так, в ст. 65.1 проекта федерального закона № 47538-61 все юридические лица предполагалось разделить на две группы: корпоративные и унитарные. В соответствии с логикой авторов законопроекта подавляющее большинство участников хозяйственного оборота по новому российскому законодательству должно было попасть под категорию «корпорации» независимо от состава и количества участников. И хотя эта статья законопроекта в итоговый документ не попала2, сам факт ее обсуждения на уровне второго и третьего чтений свидетельствует об определенном кризисе понятийного аппарата применительно к определению хозяйствующих субъектов.
    В этой связи уместно обратиться к мировому опыту, где категория «группы компаний» достаточно проработана. Так, М. Пети отмечал, что в большинстве стран — членов Европейского Союза имеется собственное, более или менее специфическое определение группы компаний, подчеркивая важность данного вопроса для права, бухгалтерского учета и отчетности, трудового права, налогового права, права конкуренции или права несостоятельности [16].
    Д. Маклин определяет группу компаний как «кластер юридически отдельных фирм, связан-
    1 Законопроект № 47538-6 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 12.04.2012).
    2 Федеральный закон от 30.12.2012 N° 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят в третьем чтении 24.04.2013).
    ных управленческими отношениями» [10]. По мнению Р. Гранноветера, отношения в группе могут носить как формальный, так и неформальный характер, а объединяющим признаком выступает общий административный или финансовый контроль [14].
    Европейские специалисты применяют два подхода к толкованию понятия «группа компаний» (связанные предприятия): юридически самостоятельные организации (единицы), связанные отношениями экономической зависимости, а также проводящие единую хозяйственную политику [9]; организации, в которых один из участников обладает контролем над другими. Иными словами, между ними должны существовать отношения власти и подчинения или субординации [15].
    В ряде государств отношения юридических лиц, входящих в одну группу, закреплены нормативно. Такое регулирование имеет место в Германии (Закон об акционерных обществах 1965 г., кн. 3), Бразилии (Закон об акционерных обществах 1976 г., гл. 20—22.), Португалии [12] и ряде других стран. Так, Закон об акционерных обществах Германии исходит из понимания группы компаний как «особой экономической единицы», при этом принимается во внимание «фактическое наличие или отсутствие единого центра принятия решений, а также связей между предприятиями, характеризующих последние как господствующее и зависимое» [8]. Отдельные сходные нормы содержат и законы ряда других европейских государств, в частности с 2004 г. ряд специальных норм, направленных на повышение общего уровня регулирования групп компаний, появился в законодательстве Италии [6], а немецкое понимание группы компаний принято за основу при составлении всех нормативных актов Европейского Союза.
    Даже в правовых системах Великобритании и США, где регулирующие вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов минимизированы, в рамках налогового и бухгалтерского учета группы компаний рассматриваются как особые экономические субъекты.
    В отечественном праве понятие «группа компаний» не закреплено, хотя и используется в ряде законодательных актов, в том числе и в Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О
    консолидированной финансовой отчетности» (ред. от 29.12.2012). Учитывая темпы интеграции РФ в мировую экономическую систему, можно было бы рекомендовать раскрытие в российском законодательстве рассмотренного понятия, тем более что тенденция к его введению в единое нормативное русло прослеживается не только на национальном, но и на наднациональном уровне, и развитие МСФО является одним из ярких тому доказательств.
    Согласно определению, содержащемуся в МСФО (IFRS) 10, ключевым при определении группы является наличие контроля. В состав группы входят материнская компания, а также подконтрольные ей хозяйствующие субъекты, относящиеся к одной из следующих категорий: дочерние, совместные, ассоциированные и структурированные, при этом каждый из субъектов при определении группы должен быть подвергнут тщательному анализу на соответствие трем важнейшим признакам контроля: наличие полномочий, подверженность рискам, связанным с переменным доходом, либо наличие прав на получение дохода, возможность использования полномочий.
    Традиционно уровень контролируемости определялся на основании наличия той или иной доли акций (доли в капитале) компаний, но в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 10 перечень характеристик, подлежащих оценке, начиная с 2013 г. существенно расширился (табл. 1), причем по каждому фактору необходимо анализировать данные как материнской компании, так и компаний, определенных как подконтрольные ей, включая дочерние, совместные, ассоциированные, структурированные.

  3. Shadowfist Ответить

    Андрей Крупский, управляющий партнер
    юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и Налоговый консалтинг»
    Журнал “Финансовый директор” № 4/2011
    Какие задачи решал автор: создание прозрачной структуры бизнеса перед продажей блокирующего пакета акций стратегическому инвестору.
    За счет чего: изменение схемы владения компаниями, формирование управляющей компании, создание вспомогательных юридических лиц.
    Один из важнейших этапов практически любого проекта по привлечению инвестора, стратегического или финансового, – подготовка юридической структуры бизнеса. Не обошла стороной эта задача и группу компаний «Наше все!»*, специализирующуюся на торговле игрушками и товарами для новорожденных. В состав группы входит несколько магазинов, действующих в разных регионах России, а также оптовое торговое подразделение.
    Бизнес нуждался в дополнительных инвестициях для развития розничной торговой сети. В планах собственника было продать 25 процентов плюс одна акция инвестиционному фонду с возможностью обратного выкупа этой доли. То, что реализовать подобную стратегию будет непросто, руководству холдинга стало ясно сразу после первых встреч с потенциальными инвесторами. Несмотря на то что с экономической точки зрения такая сделка была интересна многим фондам, они не готовы были вкладываться в бизнес, не имеющий четкой, стабильно функционирующей юридической структуры. Под идеальной структурой, в самом упрощенном варианте, многие инвесторы подразумевают следующую схему: собственник владеет компанией, зарегистрированной за пределами РФ, а той в свою очередь принадлежат 100-процентные пакеты акций (долей) юридических лиц, действующих на территории России.

    Исходная ситуация

    В группе «Наше все!» структура предприятий формировалась стихийно. Многие решения принимались исходя из сиюминутных задач. Например, когда требовалось открыть новый магазин, регистрировалась новая компания, собственником которой формально был доверенный человек владельца всего бизнеса. Реальный собственник группы владел лишь двумя организациями, на балансе которых были здания, сдаваемые в аренду магазинам группы. Еще один объект коммерческой недвижимости принадлежал собственнику напрямую, без посредничества юридических лиц.
    Каждый из магазинов был представлен юрлицом, которое в свою очередь принадлежало отдельной компании. Розничное направление имело два эшелона юридических лиц (см. схему 1). Также в структуре группы существовала оптовая торговая компания, которая поставляла товары в магазины холдинга и оптовым покупателям. Плюс эта же компания реализовывала товары в розницу, но через индивидуальных предпринимателей, по сути своих же сотрудников.
    Схема 1. Юридическая структура группы «Наше все!» до преобразования

    Главная цель создания столь сложной и абсолютно непрозрачной структуры – скрыть от налоговых органов существование холдинга. По мнению собственника, решать вопросы с проверяющими гораздо дешевле одному небольшому магазину, нежели группе с серьезными оборотами. К тому же такая структура холдинга позволяла использовать самые разнообразные схемы оптимизации налогообложения. Но подобная ситуация не устраивала инвесторов. Наиболее перспективный из инвестиционных фондов, с которыми проводились предварительные переговоры, сформулировал такие условия:
    приобретение доли в уставном капитале компании, которая по факту получит деньги от продажи акций для последующего инвестирования в развитие группы и владеющая всеми. И ей же должны принадлежать все операционные подразделения, а также ключевые активы;
    гарантия непосредственного контроля над использованием инвестиций и текущей хозяйственной деятельностью.
    Другими словами, для того, чтобы привлечь средства инвестора, необходимо было выстроить структуру, в которой всеми компаниями владело бы одно юридическое лицо. Это классическая организационная пирамида, вершина которой – компания, зарегистрированная в иностранной юрисдикции и напрямую принадлежащая собственнику бизнеса.

    Реформа группы

    Надо признать, что собственнику бизнеса было непросто решиться на перестройку юридической структуры бизнеса. Прозрачные взаимосвязи между предприятиями группы, с одной стороны, делали холдинг привлекательным для инвесторов, с другой – создавали дополнительные налоговые риски. В частности, риск тщательного контроля трансфертных цен со стороны налоговиков и связанных с этим претензий (ст. 40 НК РФ). Однако группа действительно нуждалась в серьезных инвестициях. Поэтому реформу откладывать не стали.
    Сначала в одной из иностранных юрисдикций была создана холдинговая компания. Та самая «вершина пирамиды», которая опосредованно владела всеми предприятиями и активами холдинга на территории РФ. Это юридическое лицо учредило еще две иностранные фирмы (см. схему 2). Первая в результате всех преобразований стала владельцем операционных компаний – магазинов и торгового дома, а вторая опосредовано получила в собственность объекты недвижимости. Такая двухуровневая структура гарантирует собственнику конфиденциальность.
    Схема 2. Юридическая структура группы «Наше все!» после реформы

    В структуре группы была сформирована классическая управляющая компания (УК). Эта бизнес-единица так же, как и иностранные фирмы, полностью принадлежит холдинговой компании, но зарегистрирована на территории РФ. Главная задача УК – операционное управление предприятиями группы. Создание управляющей компании также было продиктовано требованиями инвестора – «контроль над использованием инвестиций и операционной деятельностью». И на этом преобразования не закончились.
    Группа отказалась от услуг индивидуальных предпринимателей. Все контракты между ИП и клиентами были расторгнуты и перезаключены на юридическое лицо – торговый дом. Сделано это было по нескольким причинам. Во-первых, финансовые результаты деятельности индивидуальных предпринимателей нельзя включить в консолидированную отчетность по МСФО, а во-вторых, с юридической точки зрения у владельца группы нет возможности контролировать активы, которые находятся во владении ИП.
    В ходе реорганизации бизнеса было сокращено количество юридических лиц. Бизнес-единицы, выполнявшие идентичные функции, объединялись в рамках одной компании. Например, из нескольких магазинов, действовавших в одном регионе как абсолютно независимые предприятия, было создано одно общество с ограниченной ответственностью. В зависимости от конкретной ситуации использовались те или иные правовые формы реструктуризации: присоединение, слияние. Правда, в некоторых случаях подобное укрупнение было невозможно. Например, у магазина заключен долгосрочный договор аренды со сторонним арендодателем, не имеющим никакого отношения к группе. Превращать такую торговую точку в подразделение другого юридического лица означало бы, что надо перезаключать договор. Но у руководства не было уверенности, что собственник помещения согласится сохранить прежние условия и не воспользуется ситуацией, чтобы, например, повысить арендную плату.
    Торговая компания практически не претерпела никаких изменений. Единственное, о чем стоит сказать, в рамках этого юридического лица было создано подразделение, занимающееся централизованной закупкой товаров для всех магазинов. Это в свою очередь позволило несколько снизить цены на приобретаемые товары благодаря эффекту масштаба.
    После того как все эти преобразования были завершены, номинальные владельцы магазинов (те самые доверенные люди собственника бизнеса) продали «свои» доли иностранной компании – «владельцу операционных подразделений».

    Порядок в документах

    Создание холдинга с прозрачными механизмами владения и управления должно сопровождаться принятием корпоративных документов, описывающих содержание этих механизмов, полномочия руководителей компаний и т.д. В случае с «Наше все!» это была достаточно кропотливая работа. Потребовалось разработать положения о советах директоров, ревизионных комиссиях, наблюдательных советах.
    К тому же пришлось тщательно прописывать полномочия управляющей компании. От имени магазинов и торгового подразделения заключили с УК договоры на управление. Кстати, директоров этих операционных подразделений перевели на работу в управляющую компанию, где они получили статус управляющих. По сути, они продолжили руководить теми же бизнес-единицами, что и раньше, но уже под надзором генерального директора УК. И такие перемены для холдинга «Наше все!» пошли только на пользу. Дело в том, что до реформы в практике группы было два прецедента, когда директора магазинов злоупотребляли своими полномочиями (растрата, заключение крупных убыточных для бизнеса сделок, прием на работу родственников с завышенными окладами). Появление надзора позволило минимизировать риск таких нарушений.
    Не обошлось и без формализации взаимоотношений между компаниями холдинга. Дело в том, что юридические лица, входящие в состав группы, взаимодействовали друг с другом намного более плотно, нежели это выглядело на бумаге. Для каждой подобной ситуации были составлены соответствующие договоры с необходимыми приложениями. Например, отдел продаж, сотрудники которого оформлены в одной организации, продавали товары, по факту принадлежавшие другой компании, разумеется, из числа предприятий холдинга. Для формирования четкой позиции по основаниям таких взаимоотношений были оформлены агентские договоры между этими юридическими лицами.
    Другой пример – с рядом поставщиков были достигнуты договоренности о предоставлении бонусов и скидок, однако условия их предоставления и размеры юридически не были зафиксированы. Пришлось перезаключать контракты.
    Практически полностью была переработана документация, закрепляющая трудовые взаимоотношения созданных компаний с коллективом – трудовые договоры, должностные инструкции, положения об отделах и пр. А особое внимание в ходе реформы было уделено оформлению топ-менеджеров.
    Аудит оформления прав на объекты интеллектуальной собственности также стал неотъемлемым этапом подготовки холдинга к привлечению капитала. В случае с группой «Наше все!» это касалось в первую очередь товарного знака, который нужно было не только правильно зарегистрировать, но и зафиксировать права на его использование.
    На практике же каждый из магазинов использовал единый для всего холдинга бренд, но не имел формальных оснований для этого. Для решения проблемы был разработан единый стандартный договор франчайзинга. Он был заключен между компанией – правообладателем, которая владеет товарным знаком, и магазинами.

    Итоги проекта

    Результат проведенных реформ – группа привлекла инвестора (инвестиционный фонд), который приобрел 25 процентов плюс одну акцию холдинговой компании.
    По условиям заключенного соглашения инвестор также взял на себя обязательства по дополнительному финансированию бизнеса в соответствии с бизнес-планом. А владелец бизнеса получил право досрочного выкупа доли, проданной фонду, через три года по цене, которую определит независимая оценочная компания.
    Таблица. Смета затрат на проект (укрупненно)

  4. Nuanrad Ответить

    Почитайте еще внимательно Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (утв. приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276) (с изменениями от 31 октября 2000 г.)
    в том числе определение группы лиц:
    Группа лиц – группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
    лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли – продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;
    лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;
    Я думаю, что у Вас не возникло группы, так как в настоящее время ГУП не приватизировано и никаких акций (голосов) нет. Это просто договор о совместном финансировании и совместной деятельности с соответствующими последствиями деления результатов.
    Может быть я не прав, по меньшей мере я так понял Ваши дополнительные пояснения.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *