Что такое каллиграфия каковы ее место и в искусстве китая?

13 ответов на вопрос “Что такое каллиграфия каковы ее место и в искусстве китая?”

  1. melPV Ответить

    Тушь для Каллиграфии

    Хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск. С изобретением бумаги, они были улучшены.
    В рецептуру туши входили такие ингредиенты, как смолянистая сажа сосны, свиной жир, растительные масла и даже ароматические вещества, которые не только придавали легкий аромат картине, но и не позволяли туши тускнеть в течение многих веков.
    Тушь тщательно перемешивали, сушили и формировали в виде небольших продолговатых брикетов, нередко на них наносился выпуклый узор или надпись (например, “золото не меняется”).
    Перед использованием тушь растирали в тушечнице, которой не следовало быть ни слишком гладкой (тогда тушь трудно растереть), ни слишком шероховатой (тогда тушь крошится, и на бумаге остаются ее мелкие частички).
    В древние времена императора Цяньлуна династии Цин (1644 – 1911) уделялось большое внимание производству чернил и были даже эксперты для оценки качества чернил.

    Бумага для Каллиграфии

    Также тщательно подбирали и бумагу, чтобы тушь по ней не растекалась. Изготовленная из смеси измельченной древесной коры и рисовой соломы, бумага была абсолютно белой, тонкой и прочной. Изготовления бумаги является одним из «четырех великих изобретений”, которые привнес древний китайский народ.
    До создания бумаги, наши предки использовали узлы в шнурах для записи событий. Затем вырезали на костях, слоновой кости, раковинах черепах и бронзе. В течение очень многих лет они писали на кусочках бамбука. В начале династии Хань богатые люди писали на белом шелке, но это было вне досягаемости для большинства людей,так как ткань была очень драгоценна.
    Цай Луня сделал ценный вклад в историю. Именно его исследования привели к созданию бумаги. Впоследствии, многие сорта бумаги были произведены различного качества и интенсивности использования. Сегодня Xuan бумага первоначально сделанная в провинции Аньхой также сияет своим обаянием.

    Чернильный камень

    Чернильный камень в Древнем Китае считался самым важным из “четырех сокровищ”, так как хороший чернильный камень был главным условием достижения желаемого вида чернил.
    Хороший чернильный камень был весьма ценным и дорогостоящим приобретением. У чернильного камня шероховатая поверхность, дабы при соприкосновении с ней чернильной палочки образовывался порошок для изготовления чернил. Сразу производили небольшое количество чернил, так как они быстро испарялись.
    При изготовлении чернильного камня использовались самые различные материалы: керамика, фарфор, кирпич и природный камень. Конечно же последний вид материала распространен был больше всего.
    В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей. Одним из самых необычных из них был “травяной стиль”: выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта “обретения тушью формы”, живо до сих пор.
    Китайская Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба.

  2. sexzone13 Ответить

    Китайская каллиграфия, насчитывает пять тысяч лет, она всегда отражала духовное состояние китайского общества. Это сущность китайской культуры и предмет гордости китайцев. Сегодня по всему миру растет интерес к китайской каллиграфии и живописи.
    Для того чтобы овладеть китайской письменностью потребуется выучить 5000 иероглифов, комбинация которых дает около 20 000 слов. Это одна из самых объемных из известных систем письменности. Количество китайских иероглифов в знаменитом Словаре Канси (康熙字典 Zìdiǎn Канси, который считался стандартным руководством на протяжении XVIII и XIX вв. и был составлен по заказу императора Канси династии Цин) составляет около 47 035. Хотя справедливости ради стоит заметить, что большинство иероглифов в словаре архаичны.
    В своей основе иероглифы происходят от рисунков, которые для простоты написания подверглись упрощению. Иероглифы означают звуки, слога, слова или части слов грамматически значимые.
    Китайская каллиграфия это искусство и невероятное явление в сокровищнице человеческой культуры. Феномен китайской каллиграфии заключается в том, что это не только посменный язык и средство общения, но и инструмент выражения внутреннего мира художника.
    Китайскую каллиграфию можно назвать живописью настолько сильно она оказывает на зрителя влияние разнообразием стилей и богатством форм. И на самом деле китайская живопись и каллиграфия как две родные сестры. Они не разлучные. Каждый китайский мастер является одновременно и каллиграфом, и художником.
    В Китае всегда придавали большое значение умению владеть кистью. «Четыре драгоценности ученого» — именно так называют обязательные предметы образованного человека в Китае. Кисть, бумага, тушь и тушечница это предметы, без которых не обходились поэты, художники, каллиграфы, ученые, философы. К слову сказать, все перечисленные предметы вы можете приобрести в нашем магазине.

    Даже китайские императоры были хорошими мастерами в каллиграфии. Император Цянь Лун правивший во времена династии Цин оставил после себя много своих работ на стеллах в храмах.

  3. nibolz25 Ответить

    Каллиграфия. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в. ; кисть в дальневосточных странах) , так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа. Этим вызваны свобода ритма и острая экспрессия кисти во многих образцах К. Китая, Кореи, Японии. Известные мастера кит. К. — Ван Си-чжи (4 в.) , Сюань-цзун (8 в.) , Ми Фэй (11 в.) . В странах, где ислам ограничивал изобразительное творчество, К. стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометрическим или растительным узором, даже с изобразительными элементами. Среди крупнейших каллиграфов — мастера шрифта “насхи” Ибн Мукла (10 в.) , Ибн Бавваб (11 в. ) и Якут Мустасими (13 в. ) в Багдаде, Иран. и средне-азиатские мастера шрифта “насталик” Мир Али Теб-ризи (14 в.) , Султан Али Мешхеди (15 в.) , Мир Али Харави, Шах Махмуд Нишапури, Ахмед аль-Хусейни (16 в.) . В Европе в античную эпоху были созданы классические образцы греческого и латинского письма, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века К. , очагами которой были монастырские скрипторпи, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма. Выдающиеся образцы К. , начиная с “Остромирова евангелия” (переписано в 1057 дьяконом Григорием) , известны на Руси. С 15 в. ведущая роль в европейской К. перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам — создателям вычурных шрифтовых композиций, ставших предметом роскоши. Книгопечатание резко ограничило области применения К. , а с появлением машинописи она сохранилась в основном как предмет обучения в начальной школе (“чистописание”), а также в ряде областей, где применяются художественные рисованные шрифты (оформление книги, плакат, промышленная графика и т. д.) .

  4. xvit82 Ответить

    У китайцев есть стремление все явления разложить по полочкам, создать иерархию. Это, наверное, учение Конфунция так проявляется. Так вот, из всех видов искусств первым и главным считается каллиграфия.
    Когда появились иероглифы, точно неизвестно, но в провинции Хэннань в 20 веке были обнаружены датированные 5-7 тысячелетием до нашей эры керамические сосуды с геометрическим орнаментом, элементы которого, возможно, являются зачатками древнейшего китайского письма.
    По преданию, иероглифы были явлены легендарному императору Фу Си, правившему в 28 веке до н. э. Случилось это так: император предавался размышлениям на берегу Желтой реки Хуанхе, вдруг из вод к нему вышел дракон-лошадь, на спине которого были знаки. Фу Си скопировал их, постиг их смысл и создал восемь триграмм, положивших начало китайской иероглифике.

    Создание целостной системы иероглифического письма приписывают другому легендарному императору, который считается отцом всех китайцев, Хуан Ди (25 век до н. э.)

    Самые древние образцы иероглифических надписей, дошедшие до нас — это надписи на бронзовых сосудах и гадательных костях и панцирях черепах, относятся они к 17-13 векам до н.э. Знаки писались столбцами сверху вниз, первый столбец располагался справа, последующие левее. Поэтому и картины, как мы уже выяснили, следует рассматривать справа налево.

    Скажу два слова об иероглифах. Они имеют совершенно другую природу по сравнению с буквенным или слоговым письмом; изначально это были картинки (по крайней мере для слов, означающих предметы).
    Существует пара сотен иероглифов-ключей, из которых составлено большинство вообще всех иероглифов. Когда смотришь, какие понятия включает тот или иной иероглиф, поражаешься порой образности, остроумию, изобретательности китайского языка. Например, иероглиф орхидея состоит из ключей трава, ворота, весна — получается, что это растение, открывающее ворота весне; энергия ци — пар над рисом; любовь — когти, зубы, сердце, подкашивающиеся ноги (есть даже мнемо-стишок для запоминания этого иероглифа: когти в сердце так вцепились, что аж ноги подкосились). А вот духовная любовь — разговор по душам под двумя шелковыми покрывалами. Мама — женщина и лошадь; добродетель — дорога, смотреть прямо, сердце, т.е. путь к искреннему, чистому сердцу; хорошо — женщина и ребенок. Вот иероглиф хорошо в обычном и более художественном воплощении.


    Вернемся к разным стилям каллиграфии и краткой истории их возникновения. Постепенно начертание иероглифов менялось, и в 9-8 веке до н.э. сформировался первый стиль, доживший до наших дней, называется он чжуаньшу. Современные китайцы не понимают такие иероглифы, но они используется — через почти три тысячелетия! и сейчас. Конечно, не для повседневных нужд, а в каллиграфической и художественной практике, а еще резчиками печатей, но об этом разговор впереди.

    В 3 веке до н.э. Китай объединился, иероглифика в этом сыграла не последнюю роль: письменным языком могли пользоваться все, независимо от того, как он звучал в устной речи. Итак, Китай стал централизованным государством, соответственно, увеличился обмен письменными депешами, поэтому возник запрос на более быстрое и простое письмо. Так постепенно сформировался стиль лишу («деловое письмо»).

    К 3 веку н.э появляется скорописный стиль — цаошу («травяное письмо»), где иероглиф, а зачастую и несколько иероглифов пишутся безотрывно.

    Тогда же возник стиль синшу («ходовое» или «бегущее письмо»), или полускоропись, наверное, самый распространенный в наше время обиходный стиль письма. Вот самое знаменитое каллиграфическое произведение, созданное Ван Сичжи, — «Предисловие к стихам, написанным в орхидеевой беседке» (3 век)

    Чуть позже зародился и кайшу («образцовое или уставное письмо») — тоже широко распространенный в современном китайском письменном языке стиль, который сохраняет статус официального вот уже более 1300 лет. Это работа другого знаменитого каллиграфа Оуяна Сюнь (7 век).

    А вот табличка с образцами иероглифов во всех пяти стилях. Первый столбец — архаичное пиктографическое написание, потом чжуань, лишу, полускоропись, скоропись, устав. Солнце, луна, гора, вода, дождь, дерево. Хорошо видно, как картинка преобразовывалась за века.

    Кроме того, периодически каллиграфы создают свои авторские художественные стили. Вот например бамбуковая каллиграфия и головастиковая каллиграфия.


    Популярно искусство написания иероглифа в виде изображения. Посмотрите на лошадь, рожденную из соответствующего иероглифа (он самый правый в надписи).

    А вот моя копия даосской сакральной каллиграфии (цитата из Дао де цзин, складывающаяся в фигуру даоса)

    Так что же такое китайская каллиграфия? Красивое написание какого-то текста? Складывание из него интересных композиций?Это и в европейской каллиграфии есть, чем же китайская каллиграфия отличается?
    Начну с более внешних особенностей. Китайская каллиграфия трехмерна. Кисть каллиграфа как будто танцует (китайская поговорка: кисть танцует, тушь летает). Он пишет ритмично и переходит от одной черты к другой совершая плавные движения кистью в воздухе. Это, наверное, сродни игре на фортепиано (сама не играю, поправьте, если не права).

    Зритель, глядя на каллиграфическое произведение, как бы прописывает его. Конечно, если вы не знакомы хотя бы с основами каллиграфии, типа порядка написания черт, сложно мысленно воссоздать движения каллиграфа, но для китайца, японца, корейца это вполне естественно.
    Теперь самое главное и трудное для нашего, европейского понимания. Повторюсь, в представлении китайцев, иероглифы — это не просто способ передачи информации. Это мистическое явление, обнажающее суть вещей. Соответственно в каллиграфии, конечно, важна форма (гармоничность каждого иероглифа и их соотнесенность между собой, баланс черт и пустот между чертами и пр), но главное — это движение. Каллиграфическую пластику наделяют свойствами живой плоти, там есть «костяк» (структура), «жилы» (работа кисти), «мышцы» (тушь) и «кровь». Кровь должна циркулировать, в каллиграфической работе циркулирует энергия ци. В трактатах по каллиграфии упоминается множество видов энергопотока, которые ассоциируются с разными типами движений в живой и неживой природе. Вот как описывают каллиграфию: словно птица Пэн, парящая неустанно и уносящаяся вдаль; словно дракон грозит, тигр устрашает, меч занесен, тетива арбалета натянута; словно дракон проносится через небесные врата; словно дремлющий тигр и танцующий феникс в дворцовых покоях; словно шквалистый ветер; словно танец красавицы, изогнувшейся в талии; словно бессмертный, насвистывающий что-то среди деревьев.

    Энергопоток невозможно создать, он может появиться, если каллиграф готов технически и духовно. Каллиграф через кисть лишь улавливает его: «Кисть чувствует, тушь увлекает», то есть кисть нащупывает энергопоток, а тушь устремляется в него.

    То есть используя принцип подобия циркуляции энергии, каллиграф может воспроизводить мир, не прибегая к реалистическим формам, как это делает живопись. При этом смысл текста по большому счету не имеет значения. «Строение иероглифа, его внешний облик может создать самые разнообразные впечатления — иероглиф может как будто неподвижно стоять, или идти, или лететь; двигаться, то, словно удаляясь от нас, то, наоборот, приближаясь; он может как бы спокойно лежать в дрёме или, пробуждаясь, вставать; иероглиф бывает печальным или, напротив, весёлым, он может передавать ритмы то весенние, то летние, то осени, то зимы; может походить на дерево, источенное жуками, или на острое лезвие ножа или копья…; иероглиф может напоминать движение струй воды или языков пламени, движение облаков или дымки, наконец игру солнечных лучей или лунных бликов…» — из трактата о каллиграфии первого века н.э.

    Важно и другое: каллиграф в своей практике создает себя как личность. Посмотрите китайский фильм «Герой» (очень красиво снятый и наполненный глубоки смыслом), там один из главных персонажей пишет иероглиф меч, чтобы овладеть искусством удара мечом.

    Считается, что каллиграфия формирует человека, потому что в отсутствие сюжетной канвы негде спрятать свои недостатки; невозможно казаться, а должно только быть; нельзя изобразить силу, ее надо проявить; не получится разыграть полноту чувств, ее можно только иметь. Выдающиеся каллиграфы всех эпох, даже будучи вундеркиндами, достигали настоящего мастерства лишь в зрелые годы, не ранее 40 лет, а их творческий расцвет приходился на 50–90 лет.

    Поговорки гласят: «Каллиграфия подобна своему автору» «Истолковывать каллиграфию — все равно что вести беседу; смотреть на каллиграфию — все равно что видеть самого человека». Показательно, что каллиграфы начали подписывать свои произведения с конца 3 века, а художники — только с 10 века. Прославленный каллиграф, художник и эксперт Ми Фу считал, что живописное произведение подделать возможно, а каллиграфическое — нет, ибо различие в энергетических вибрациях штриха неизбежно выдаст фальсификатора.
    Рассматривая произведение каллиграфа, китаец следует за его кистью, включается в его энергопоток, ведет с ним диалог. Чжао Мэнфу — один из редчайших мастеров, достигших максимальных высот и в каллиграфии, и в живописи.

    Спасибо всем, кто осилил, буду рада услышать ваше мнение о восприятии каллиграфии.

  5. ozicom23 Ответить

    В этом, возможно, скрывается главная причина столь раннего изготовления бумаги. Приблизительно в 200 году появилась бумага из коры шелковицы, а примерно через 200 лет – уже из бамбука. Как известно, приоритет изобретения бумаги принадлежит Китаю – и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Согласно историческим хроникам, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань. Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив все это добро в каменную ступу, его растирали с водой в кашицу, потом заливали в специальную форму с сетчатым дном из тонких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Затем ее трясли, чтобы волокна переплелись. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его снимали, высушивали на солнце, а затем выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом. Спустя семь веков техника бумажного производства была освоена в исламских странах, а еще через четыре столетия эта уникальная технология проникла через Северную Африку и Испанию на европейский континент, заменив собой папирус и пергамент. Вплоть до настоящего времени бумага во всем мире изготавливается по китайскому методу.
    Тушь является не менее необходимым атрибутом для художника и каллиграфа. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В тушь более высокого качества добавляются ароматические вещества: мускус и гвоздика. Полученная смесь впрессовывается в деревянную форму, придающую туши при затвердевании вид плитки, палочки или призмы. Твердая тушь в Китае издавна приобрела культовое значение, поскольку считалась самым важным элементом искусства каллиграфии. К выбору туши подходят с большой тщательностью, поскольку ее качество самым непосредственным образом сказывается на выразительной силе художественного произведения. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Она тверда, и ей не свойственна липкость. Цвет – ярко-черный, без примесей. Китайская тушь стала применяться в Европе в качестве особого типа краски лишь в XVII веке. Так же в Китае развивается производство письменных принадлежностей, которые оформляются как самые дорогие вещи. Это предмет культовый, требующий особого отношения, как со стороны ее создателя, так и со стороны каллиграфа. Существует целый церемониал, предшествующий непосредственно каллиграфии, который, как раз, и заключается в тушечнице. Множество таких предметов найдено в археологических раскопках, множество находиться в музеях традиционной культуры, но и в современном мире к “бумаге, кисти, туше и тушечнице” китайское искусство неравнодушно. Общепризнанным шедевром письма дачжуань, которое представляет собой модификацию письма гувэнь, являются надписи на каменных барабанах. Они были обнаружены археологами в провинции Шэньси. Копии – эстампажи с этих надписей хранятся в храме Конфуция в Пекине. Известно, что стиль дачжуань каллиграфа У Чаншо вырабатывался на копиях с этих шедевров (одна из таких копий, выполненная У Чаншо, хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств). Стиль сяочжуань, упростивший громоздкость стиля дачжуань и получивший особое распространение на цинских и ханьских каменных стелах, явился сильнейшим толчком для развития китайской каллиграфии и живописи. Самым известным памятником стиля сяочжуань была каменная стела – эпитафия “Ишаньбэй” (“Эпитафия с горы Ишань”) из провинции Шаньдун. Сохранились копии надписей танских знаменитых каллиграфов (Ли Янбина, например). Стиль сяочжуань называют также “проволочное письмо”, “металлическая нить”. Официальный стиль лишу формируется во второй половине III века до н. э., его возникновение связывается с именем Чэн Мяо, который отработал три тысячи иероглифов и назвал их лишу. Этот стиль письма иногда называют цзошу – деловое письмо. В ханьское время он становится официальным стилем. Практически все выгравированные на камне тексты и государственные документы написаны в этот период стилем лишу. Он представляет собой гораздо более четкие, простые в очертаниях иероглифы, чем изысканные и сложные иероглифы сяочжуань. Его иногда называют бафэнь – восьмичленным, то есть очень четким, тяготеющим к квадратной форме.
    В конце периода Хань искусство каллиграфии достигает необычайно высокого уровня, что, несомненно, было связано с усовершенствованием кисти. Мастер стал более свободед, смог использовать новые приемы живописи. Каллиграфия в этот период становится областью изящных искусств. Крупнейшим мастером стиля бафэнь был Цай Юн. Признанным каллиграфом в стиле лишу в XVII веке был Шитао (образец стиля лишу кисти Шитао хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств). Регулярный стиль кайшу представляет собой модификацию стиля лишу. О стиле кайшу нельзя сказать, что он появился вслед за лишу, он развивался параллельно. Этот стиль известен как быстрый, сокращенный, но это еще не цаошу (скоропись), который появится позже. Кайшу даже называют чжэншу – регулярный стиль. Он вырос из различных вариаций стиля лишу в период поздней Хань и развивался особенно интенсивно в течение четырех столетий, от постханьского до танского времени. Вэйские надписи на каменных стелах были для художников, особенно цинского времени, высоким образцом для подражания. Мастер Цзинь Дунсинь (как и так называемые “Восемь чудаков из Янчжоу”) писал особым стилем, сочетавшим нормы кайшу и лишу. чем достигался эффект необычности, странности, который так ценился этим художником. Для его иероглифов характерны “квадратные” концы линий. Он писал вертикально поставленной кистью, как обычно делают при нанесении глазурной росписи на фарфор, поэтому его стиль письма получил название цзишу – стиль глазурной росписи. (Прекрасный образец письма Цзинь Дунсиня хранится в том же Шанхайском музее.) Общепризнанным патриархом стиля кайшу счи тается Чжун Ю. Особенно ценится его надпись “Го кэ цзюэ бяо”, выгравированная на камне.Самый прославленный каллиграф в истории китайской каллиграфии – мастер Ван Сичжи также писал стилем кайшу. Этот стиль получил широкое распространение при танском императоре Тайцзуне. Его плодотворно претворял Оуян Сюнь. В период Сун его особенно широко применяли Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и Ми Фу, а в период Юань – Чжао Мэнфу. Синшу – быстрое деловое письмо – было изобретено Лю Дэшэном в конце ханьской династии. Он стал развиваться параллельно кайшу. Знаменитый текст из “Беседки орхидей” (“Ланьтин сюй”) написан стилем синшу. В нем есть следы влияния лишу и бафэнь. Именно к этому стилю чаще всего обращаются художники, делая надписи на картинах.
    И, наконец, стиль цаошу, который под другим названием – чжанцао – существовал еще раньше кайшу. Возникновение стиля цаошу связывают с именами Чжан Чжи, Цай Юна и Ду Цао. Чжанцао, собственно, означает “травянистое письмо”. Развивался этот стиль из лишу в его разновидности бафэнь. Замечательными мастерами стиля цаошу были ханьский каллиграф Чжан Чжи и великий Ван Сичжи. Особенно широкое распространение этот стиль получил в период Тан, в частности в среде чаньских монахов (образцом такой каллиграфии цаошу может служить автобиография монаха Хуайсу, написанная на банановых листьях). В период Сун Хуан Тинцзянь писал в стиле цаошу, словно воссоздавая “движение ветра и облаков, дракона и змеи”, – утверждал его современник. Особой оригинальностью отличалась каллиграфия У Чаншо, который умел сочетать принципы цаошу с дачжуань. Многие поэтические названия линий в каллиграфии ведут к их изобразительной основе. Несколько основных типов штрихов стали определяющими. Их называют “семь тайн” (ци мяо):
    1) горизонтальная линия хэн описывается как подобие облаков, распространяющихся на тысячи ли;
    2) точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня;
    3) линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает лезвие меча или рог носорога;
    4) вертикальная прямая чжи – как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы;
    5) линия еань – резко изогнутая, подобно сухожилиям и связкам в старом луке;
    6) на – откидная, противоположная по направлению линии пе, то есть идущая сверху вниз слева направо, подобна волне, которая внезапно изгибается, меняя направление, или летящему облаку, полет которого сопровождается раскатами грома;
    7) ши – буквально “скоблить”, “отбрасывать негодное”- пишется почти так же, как и на, но более сильно и резко, напоминая свисающие иглы сосны. Вертикальная линия шу уподобляется в учебниках каллиграфии ноге барана. Она пишется сверху вниз с небольшим поворотом кисти на конце. Много разновидностей линий существует в классической каллиграфии, и соответственно много приемов их воспроизведения. Линия пе левая откидная пишется сначала легким поворотом направо и затем широким движением налево и в конце слабым возвратом направо, К типу пе относятся, например, линия в виде листа орхидеи (лань е), “возвратный кончик” (хой фэн), ровная (пинпе). Откидная линия направо называется на. Существует также несколько разновидностей этого штриха: “золотой нож” (цзинь дао), наклонная (цэ), прямая (пинна). Горизонтальная линия называется хэн. Пишется она сначала движением налево, затем направо и потом опять налево. Очень часто встречающийся иероглиф “жэнь” (человек) пишется двумя линиями – пе и на. В китайской эстетической теории выделяются четыре свойства каллиграфических линий: кость, мясо, мускулы и кровь. “Иероглиф. в котором выявлены костяк и мускулы, но мало мяса. называется “мускулистый”; иероглиф, в котором много мясистости и слабый костяк, называют “поросенком” – так определяет основные качества каллиграфии один из древних трактатов. В каллиграфии выявлены так называемые восемь болезней, или пороков (ба бин), которых должен прежде всего избегать художник. Например, линия пе не должна быть похожа на хвост крысы, линия шу – на ногу аиста, линия хэн – на секцию бамбука или сломанную ветку и т. д.
    Изобразительный, живописный характер каллиграфического знака сказывается с особой силой в описательной характеристике некоторых иероглифов. Например, характер иероглифа “синь” (сердце), написанного в стиле лишу, напоминает рыбака в лодке; в иероглифе “цзе” (границы), написанном Чжао Чжицянем, угадывается летящая сова; в иероглифе “и” (мысль), написанном в стиле цаошу Су Дунпо, угадывается фигура сидящего ученого. В иероглифе “суй” (следовать), написанном в стиле цаошу Ван Сичжи, видится прообраз танца с развевающимися лентами, а иероглиф “е” (знак печати, знак подтверждения) напоминает стоящего на одной ноге журавля. Красота китайской каллиграфии – в выразительности пластических элементов, в нахождении их равновесия, в динамичности, отсутствии застывшей симметрии. Именно на каллиграфии разработана была в Китае школа оценок произведений живописи. Главное достоинство произведений живописи и каллиграфии заключается в том, что динамика ощущалась и в покое и в движении. Это достигалось, как утверждал Ван Сичжи, “[правильным] положением кисти” – биши. Каллиграфия теснейшим образом связана с искусством танца. Кстати, можно вспомнить, что танцы на льду оцениваются по оставленным танцорами узорам на льду, по их “каллиграфии”. Художник Цзян. И отмечает, что в пластике русского балета он увидел каллиграфическую выразительность. Красота движений кистью художника оценивается, как “танец кисти”, как “игра кистью”. Каллиграфия – это и танец, и музыка, и архитектура – в общем, каллиграфия стремиться воплотить гармонию, идеальную, чистую суть вещей, показать красоту линии, света, формы. Это самое философское из всех видов искусств. Техника каллиграфии и монохромной живописи практически одна и та же. Кисть держат чаще всего совершенно вертикально. Положение всех пальцев при этом столь же важно, как и аббревиатура для пианиста. Положение руки и роль пальцев в письме было предметом специальных сочинений великих каллиграфов – Вэй Фужэня и Ван Сичжи. Обычно кисть держат строго вертикально и сцепленными вместе пятью пальцами, но при этом особую важность приобретает и положение запястья, В целом в искусстве каллиграфии выделяются четыре важнейших положения запястья. Нормальное положение называется пинвань. оно связано с особым положением руки – чжэньвэнь, когда под правую руку подкладывают левую. Эта позиция руки наиболее эффективна при письме маленьких иероглифов и при письме деталей. Положение руки тивань (поднятое запястье) дает большую свободу и широту движения руке. Так пишут большие иероглифы на свитках в стиле сей. И, наконец, положение руки сюаньвань (висящее запястье) представляет собой самое сложное положение руки, но и дающее наибольшие возможности для движения кистью при письме скорописью. В каллиграфии выделяются три важнейших движения кистью: дунь (поворот), ти (подъем) и на (нажим). В иероглифах ценится квадратность. которая достигается техникой письма дунь, и округлость, которую выражают приемом ти. В каллиграфической технике дунь пишут квадратные иероглифы в стиле кайшу, а округлые – синшу и цаошу – в технике ти. Стилистические изменения в каллиграфии от эпохи к эпохе были связаны главным образом с изменениями в композиции иероглифа. И каллиграфы эпохи Хань, и танский каллиграф Оуян Сюнь, и сунский мастер Ми Фу, и юаньский Чжао Мэнфу – все они, стремясь к усовершенствованию классических стилей, прежде всего вносили новое в композицию. Начинается иероглиф с остова композиции (фэнцзянь, бубай), образуется путем разделения квадрата на две или четыре части и соблюдения равновесия между пустыми и заполненными линиями местами в квадрате. Иногда делят квадрат, в который вписывается иероглиф, и на девять “полей”. Этот метод представляет собой аранжировку линий (подобную аранжировке цветов в искусстве букета). Наставления Ван Сичжи “О восьми составных линиях иероглифа юн”, характеризуют основные приемы композиции. Танский теоретик каллиграфии Оуян Сюнь выявил тридцать шесть правил написания иероглифа. Приводим некоторые из них.
    Первый принцип, который необходимо соблюдать, называется байшэ (разъединение и соединение); он необычайно важен именно в живописи, лучшие мастера которой предпочитают нагромождению мелких деталей несколько выразительных крупных штрихов. Второй принцип называется бицзю (уходить и приближаться), когда выделяются определяющие элементы и убираются, отходят на задний план второстепенные. Третий называется цюань ча (пронзать и прошиать). Вертикальные линии иероглифа должны “пронзать”, а горизонтальные “прошивать” (например, в иероглифе “чжун” – середина). Одним из важнейших принципов построения иероглифа является сян бэй (лицевая и оборотная сторона). Этот принцип дает впечатление волнового движения текста. Не менее часто встречается в литературе термин пяньцэ (наклон). Цзян И уподобляет его эстетическому эффекту от наклона Пизанской башни Этот принцип утверждает выразительность откидных линий пе и на. Принцип сянъян (взаимная уступка) выражается в изменениях размеров составных частей иероглифа, когда выделяется правая или левая, верхняя или нижняя его части. На основе принципа фугаи (покрывать сверху) строятся иероглифы типа “юнь” – облака, “цзинь” – золото, “сюэ” – снег, в которых верхний элемент не подавляет нижний, а находится с ним в строгой пропорции. Идиоматическое выражение “мань бу яо сюй” (при заполнении не надо оставлять пустот), означает, что при вписывании в квадрат все его поле должно быть заполнено иероглифом (как, например, в иероглифе “го” – государство). А принцип илянь (связь с основной мыслью) чаще всего выдвигается при написании иероглифов короткими, разрозненными точками и штрихами (например, “чуань” – река), между которыми при всей их раздельности должна существовать внутренняя ритмическая связь.
    Принцип цзехуа (обмен) постулирует правило для каллиграфа и художника, дающее возможность обмена местами элементов иероглифа (например, иероглиф “е” – гусь – имеет три варианта написания). Принцип цзянцзянь (увеличение и уменьшение) выражает возможность увеличения одной части иероглифа за счет другой и добавления линий для более полного написания иероглифа или, напротив, сокращения их. Принцип чэнчжу (нижняя подпорка) характеризует архитектонику знака с особой весомостью нижней части при вертикальной структуре иероглифа. Принцип чжаои (приветствие) выражает тесную взаимосвязанность сложных элементов иероглифа, а принцип хуйбао (схватывание) – включенность элементов иероглифа в определяющий элемент. Оуян Сюнь характеризует подлинно совершенную (цюэ хао) каллиграфию прежде всего формулой, которая является определяющей и для китайской живописи, – “идея пребывает раньше кисти”. В обучении стилю каишу основным источником является руководство Оуян Сюня и другого знаменитого танского каллиграфа – Сунь Гоцзина. Наставления их во многом сходны с наставлениями в искусстве танца. Оба они считали, что для выработки совершенного стиля большую роль должно сыграть копирование эпитафий например, известна такая копия Хэ Шаоци). Тесную связь каллиграфии с живописью можно легко проследить на лучших образцах китайской живописи. Например, свиток Шитао “Хижина в горах” написан каллиграфическим стилем синшу. У Чаншо написал каллиграфией дачжуань свиток “Цветы мэйхуа”, а Ци Байши стилем лишу писал креветок. Наибольший эстетический эффект, по мнению китайских исследователей, в этой работе имеют заключительные линии хэн для изображения глаз. С каллиграфией связана и аксиология в китайской искусствоведческой литературе.
    Гравировка традиционных печатей, художественная значимость печати в живописном свитке практически не изучались в отечественной синологической литературе, и на Западе только в последние годы появились работы, в которых искусствоведы обратили внимание на этот феномен, но пока рассматривали печати лишь на уровне описания и фактической документации. Термин “цзиньшисюэ” – изучение металла и камня – означает искусство резьбы печатей. В VII-XVIII веках было много образцов великолепного единства трех начал, трех совершенств – поэзии, каллиграфии, живописи, однако не уделялось еще достаточно внимания печатям. Они были лишь охранительным клеймом, знаком принадлежности государству или частному владельцу. История китайских печатей насчитывает более двух тысячелетий. В качестве охранительной отметки на древних свитках художники стали пользоваться ими приблизительно с VIII века, а примерно с Х века – ставить на собственных произведениях. Однако долго еще, вплоть до XV века, художник лишь рисовал иероглифы для печатки, а резал их ремесленник. Такие положение сохранялось отчасти и потому, что для печатей с то время использовали довольно твердые материалы – золото, серебро, медь, рог, слоновую кость – и работа ножом требовала специальной подготовки и значительной сноровки. В середине XV века для изготовления печатей стали пользоваться каменными породами, добываемыми в местечках Цинтянь и Чанхуа в провинции Чжэцзян. Гравировка мягкого камня не представляла уже такой трудности, и многие художники и каллиграфы начали теперь сами и рисовать и резать печати. В XVII веке это искусство вступает в фазу необычайного подъема. Уже подавляющее большинство художников и каллиграфов отличается и в резьбе печатей. Гравировка в стиле чжуань получила признание как особый вид искусства, и постепенно печать превратилась в важную и неотъемлемую часть любого произведения живописи. Великие мастера прошлого – Чжу Да, Шитао, Цзинь Дунсинь и художники XX в. – Ци Байши, Чжао Чжицянь и У Чаншо были и прославленными мастерами гравировки печатей в стиле чжуань.

  6. ktr Ответить

    Китайская каллиграфия – это искусное красивое написание иероглифов, которые состоят из стандартных черт, от одной до 28.
    Китайская каллиграфия заняла почетное место в области искусства Китая.
    При написании иероглифов требуется усидчивость, нужно чувствовать кисть и знать, куда поплывет тушь.

    Стили китайской каллиграфии

    Для достойной оценки искусства китайской письменности нужно иметь хотя бы общее представление о его основании и развитии с течением времени.
    Ещё с Ханьской эпохи (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) китайская письменность упростилась и преобразовалась, тогда зародился стиль лишу. После Ханьской династии были придуманы ещё три стиля: цаошу, кайшу и синшу. На данный момент китайская каллиграфия насчитывает много стилей, из которых можно выделить пять основных: чжуаньшу, лишу, синшу, кайшу и цаошу.

    Чжуаньшу

    Официальный стиль во времена династии Цинь, который распространился в регионы, завоеванные этой династией. Все черты этого письма тонкие, а концы заострены.
    Есть два главных варианта чжуаньшу: большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань).
    Саму печать изготавливают преимущественно из древесины, а для нанесения иероглифов используют кисть и тушь.

    Лишу

    Развивался благодаря одному из вариантов чжаньшу в годы правления династии Хань.
    Отличительная черта этого стиля – расширяющийся «хвост» черт.
    Стиль изначально использовали для стенографических записей.

    Синшу

    Его ещё называют «бегущий стиль», так как при письме кисть практически не отрывается от бумаги. Своему рождению этот стиль обязан кайшу. Создал его Лю Дэшэн. И в настоящее время это самый молодой стиль китайской каллиграфии.
    Синшу пишется быстро и как бы небрежно, но его манера отличается своей энергичностью и выразительностью. Синшу по достоинству оценен как художественный стиль китайской традиционной письменности.

    Кайшу

    Стиль пользующийся большей популярностью из всех остальных стилей и первый, которому обучают иностранцев.
    Кайшу был создан между правлением династии Хань и Троецарствием. Основателем стиля принято считать Чжун Яо.
    Иероглиф «кай» переводится как «образец». Иероглифы этого стиля отличаются квадратной формой за счёт ровных и прямых черт.

    Цаошу

    Также называют «травяной стиль», образовавшийся из стиля лишу. Однако, чтобы его читать, нужно обладать определёнными навыками, просто знать лишу недостаточно, необходимо обучиться цаошу.
    Этот стиль схож со стилем синшу тем, что иероглифы пишут так же не отрывая кисть от поверхности. Цаошу никогда не был особо распространён, так как его округлые знаки трудны для прочтения.

    Китайская каллиграфия очень интересна и многообразна, поэтому учиться ей лучше у опытных наставников в центре китайской культуры и языка «Тайшань», одновременно изучая и разговорный китайский язык, оттачивая произношение. Множество программ обучения дают возможность выучить китайскую письменность и язык любому желающему.

    Драгоценности ученого

    Именно так называют инструменты для китайской каллиграфии – кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти четыре предмета необходимы каждому образованному человеку, живущему в Китае. При помощи этих принадлежностей возможно добиться особой выразительности китайской каллиграфии.

    Кисть

    Возможности кисти намного богаче, чем возможности шариковых и перьевых ручек относительно графической части.
    Кисти, которые применяются в настоящее время, бывают трёх типов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены: янхао, ланхао и цзыхао.
    Янхао – кисти, изготовленные из козьей шерсти. Такие кисти очень мягкие и гибкие.
    Ланхао ещё носят насвание кисти «волчьего волоса», хотя на самом деле материал для их изготовления – шерсть маленького зверька, который называется колонок. Эти кисти обладают большей жесткостью, нежели янхао, и используются для написания тонких линий.
    Цзыхао носят название «фиолетовый волос», изготавливают их из кроличьей шерсти. Четкость линий – характерная черта этих кистей.
    В особых случаях, для того, чтобы придать свойствам кисти сбалансированность, используют комбинированную кисть, изготовленную из шерсти двух животных. Такие кисти называют цзяньхзо. Опытные каллиграфы имеют в своём распоряжении несколько кистей различных типов.

    Тушечница

    Тушечница – обязательный атрибут для каллиграфа, изготавливается преимущественно из камня, что делает её долговечной. Нередко тушечница передавалась от поколения к поколению. Камень должен быть из мелкозернистой породы, такой, чтобы не повредил кисть, но при этом твёрдый для того, чтобы растереть тушь.

    Тушь

    Тушь изготавливают с применением сажи на основе клея.
    К выбору туши стоит подойти основательно, ведь именно от неё зависит качество написания. Хорошая тушь должна быть ярко-черного цвета без каких-либо примесей.

    Бумага

    Многие считают изобретателем, открывшим столь необходимую вещь Цай Луня, который жил во время правлении династии Восточная Хань.
    Сюаньчжи – особый сорт бамбуковой бумаги, именно его применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага производится вручную, она очень мягкая и гибкая, благодаря чему высоко ценится каллиграфами. Её свойства полностью отвечают требованиям китайской живописи.
    Не у всех есть возможность приобрести особую бамбуковую бумагу, в таком случае на первых порах подойдёт бумага, с похожими абсорбирующими свойствами. Часто новички в первое время использую газетную бумагу.

    Где и как обучиться китайской каллиграфии

    Китайская каллиграфия – занятие интересное и увлекательное, но непростое. Именитые каллиграфы оттачивали своё мастерство годами.
    Возможно ли самостоятельно постичь мастерство китайской письменности? Если и возможно, то очень трудно, долго и кропотливо. Всевозможные учебники для самостоятельного изучения хороши, но они не способны отвечать на возникшие вопросы.
    Можно нанять репетитора, но нужно быть уверенным в опытности и компетентности.
    Пожалуй, единственным верным решением станет занятие в центре китайской культуры и языка. Там вам подберут и удобный график посещения, и дадут все необходимые знания, ответят на возникшие вопросы и помогут отточить ваши графические способности.
    Назад

  7. Miovod Ответить

    Рассматривая работы китайских и японских живописцев и каллиграфов, многие наверняка обращали внимание на небольшие киноварно-красные печати с необычными иероглифами. Маленький изысканный акцент, которому западные искусствоведы и зрители обычно не придают особенного значения. В лучшем случае, печати рассматривают как аналог авторского клейма-подписи. Но в китайской культуре все, что  связано с этими миниатюрными печатями имеет значение, которое трудно переоценить.
    Что же такое печать-чжуань? Какую информацию она несет? Как изготавливается? Какова история возникновения традиции использования печатей? И, наконец, почему составление и резьба печатей считается одним из самых почитаемых видов искусства в Китае?
    Попытаемся ответить на эти вопросы в нашем небольшом исследовании.
    *
    История использования печатей насчитывает не одно тысячелетие. Гравировка печатей обозначается терминами чжуанькэ 篆刻 или 刻印 кэинь. Иероглиф (zhuàn – печать­) напоминает тем, кто знаком со стилями каллиграфии, о стиле чжуаньшу – письме  древнейшими иероглифами. Далеко не всякий китаец сможет прочитать текст написанный стилем чжуаньшу. За историю своего развития китайская иероглифическая письменность прошла ряд трансформаций, когда пиктография постепенно уступала место более лаконичной и удобной для письма кистью структуре иероглифа. Однако всякий серьезный каллиграф непременно обращается к изучению стиля чжуань, потому что никакой другой стиль не поведает так глубоко о корнях китайской традиции и культуры. Кроме того, каллиграфы ценят чжуаньшу за возможность практиковать и проявлять сбалансированную силу руки и духа, когда кисть, подобно резцу, движется ровно и уверенно. Поскольку письменность чжуаньшу возникла задолго до изобретения кисти и бумаги, долгий период времени иероглифы вырезались. Отсюда легко узнаваемые черты стиля чжуаньшу: равномерная толщина линии, отсутствие точки и ломаной, вытянутость композиции иероглифа по вертикали, симметрия некоторых отдельных иероглифов и их элементов. С развитием каллиграфии кистью стиль чжуаньшу вышел из повседневного употребления при письме, однако, надежно занял нишу печатей.
    По печатям на произведении можно проследить путь свитка с течением времени сквозь столетия от одного коллекционера к другому. Чжао Мэнфу 趙孟頫 ( Zhao Mengfu ) (1254-1322)
    Изначально печати несли функцию упорядочивания государственных бумаг, архивов и коллекций произведений искусства. Это, прежде всего, были императорские   (си) и чиновничьи (чжан) печати. Использование таких печатей стало правилом во времена правления династии Цинь  (221 г. до н.э.)Император Циньши-хуанди провел реформу письменности и установил порядок ведения государственных архивов.  Архивные печати могли быть именными, могли указывать на дату и место составления документа. Позже коллекционеры переняли императорскую традицию и стали отмечать печатями произведения искусства, которыми владели. Так по печатям на книге, каллиграфической или живописной работе можно проследить ее путь с течением времени сквозь столетия от одного коллекционера к другому.
    *
    Ма Годзюнь – современный каллиграф (р.1953г.) Именная печать
    Авторы довольно долгое время не ставили свои печати на работах. Такая традиция утвердилась примерно с Х века (Династия Сун). Художник лишь подбирал иероглифы для печати и составлял композицию, изготавливал же печать ремесленник. Это связано с тем, что первоначально основным материалом для печатей был металл (золото, серебро, медь), очень твердые породы камня, иногда кость. Однако, со временем, в ход пошли более мягкие минералы и даже дерево. Примерно с ХV века многие художники и каллиграфы уже делали печати самостоятельно. Постепенно искусство гравировки печатей достигло необычайного подъема, а сама печать стала важной и неотъемлемой частью любого каллиграфического или живописного произведения.
    Помимо именных печатей – фамилии, имени или творческого псевдонима автора или коллекционера, а также названия их кабинетов-студий большое распространение получили печати «сяньчжан» 閒章 – «свободные» или «досужные» неофициальные печати. Такие печати содержат философские или стихотворные афоризмы либо авторские сентенции, отражающие взгляды мастера-интеллектуала на жизнь. Печать приобретает значение своеобразного смыслового акцента, теперь это ещё и очень тонкое и меткое дополнение к работе, усиливающее многослойность произведения. Зачастую автор произведения раскрывается и как мастер изысканного и лаконичного афоризма, и как художник, безупречно владеющий композицией, а так же искусный резчик.
    Ци Байши: по всей поднебесной много моих картин, но большинство из них – подделки
    Ци Байши (齐白石, 1864 – 1957), известный у нас как художник и мастер стиля «се-и», говорил о своих работах:
    «У меня поэзия — на первом месте, гравировка в стиле чжуань — на втором, каллиграфия — на третьем, живопись — на четвертом.»
    Расставляя приоритеты таким образом, художник отодвигает живопись на последнее место,  а содержание текста (поэзия), искусство создания лаконичного образа-текста (печать), динамика и пластика каллиграфии опережают собственно картину.
    Мастер Му Юйчунь рассказывает на лекции по каллиграфии: “Говорят, есть четыре драгоценности кабинета ученого. Но на самом деле их пять. Пятая – это печать”.
    Таким образом, сама печать становится произведением искусства и входит в круг «драгоценностей кабинета ученого», занимая достойное место с  четырьмя традиционными предметами: кистью, тушью, тушечницей и бумагой. Ци Байши, например, у себя на родине известен и почитаем как виртуозный мастер создания печатей, чьи чжуань-печати отличаются смелостью композиции, спецификой начертания иероглифов и оригинальностью текстов, заключенных в ней.
    *
    Печать Ци Байши по типу янвэнь: Старина из рода Ци
    Внимательно рассматривая печати на свитках с живописью и каллиграфией, мы заметим, что они различаются формой -­ чаще всего это квадрат или прямоугольник, несколько реже встречаются круглые, овальные и фигурные оттиски, например в форме тыквы-горлянки. Но помимо различной формы, их можно разделить на два типа по сочетанию красной мастики и белого цвета самой бумаги:
    печати с красными иероглифами на белом фоне и
    печати с белыми  иероглифами на красном фоне.
    Печать Ци Байши типа иньвэнь: Старый Пин устал (Пин – одно их имен Ци Бай Ши)
    Первый тип – это янские печати «янвэнь» ­(阳文  yángwén) – печати с выпуклой рельефной резьбой, требующие от мастера большей виртуозности  владения резцом, сосредоточенности и больших затрат времени на изготовление. Второй тип – иньские печати «иньвэн» (阴文  yīnwén) – это более простые в техническом исполнении печати, но и они требуют от художника не менее свободного владения композицией и точности воплощения замысла. В  трактате”Руководство к освоению чжуани”  Чжао Хуаньгуана говорится:“В шрифте красном (янвэнь) важна четкость и легкость. В шрифте белом (иньвэнь) – тяжесть и беспорядочность. Однако тяжесть не должна переходить в нагромождение, завал, а беспорядочность – в болото”.
    “Должно присутствовать многообразие в каждом элементе – точке, линии, квадрате, окружностях… Существует три опасности в чжуани: отсутствие школы, традиции; недифференцированное отношение к элементам знака при его построении; несоблюдение гармонии разреженно-плотного в композиции. Одна из опасностей в резьбе: рука и сердце в разобщенности, есть форма, нет смысла – идеи”.
    Именная печать, сделанная на заказ. Автор: Стелла Недбаевская
    При составлении печати следует посвятить особенное внимание тончайшему балансу между иероглифами, а также между пустотами и заполненным пространством. Кроме того, мастера предупреждают от излишней сложности композиции: иероглифы должны быть узнаваемыми, общая композиция – не создавать впечатление затейливой вязи, а отчетливо выражать, заключенную в ней идею. Вцелом, хорошая  печать создает ощущение гармонии и  ясности.
    “Когда в знаках на печати не достигнуто единства между разреженным и плотным, то надо применить метод перестановок. Однако нельзя, играя мастерством, создавать причудливые композиции, в которых проступала бы нарочитость. Надо, чтобы при этих перестановках каждый знак оставался четким и любому понятным. Только тогда можно говорить о большом мастерстве” – пишет Ху То, современный художник, ученик Ци Байши.
    *
    “Дракон и феникс приносят удачу”. Печать для Мастера Му Юйчуня, составленная и вырезанная Стеллой Недбаевской. Текст выбран Му Юйчунем
    На сегодня уже невозможно представить не только живописное и/или каллиграфическое произведение, но и любую художественную работу без одной или даже нескольких печатей. На фарфоровой посуде зачастую имитация печати рисуется тонкой кистью надглазурной краской. На исиньских чайниках ставится несколько традиционных печатей – обязательный элемент декора и своеобразный знак качества. Сегодня в магазинах, предлагающих товары для китайской живописи и каллиграфии, можно приобрести готовые печати, причем не только в стиле чжуаньшу, но и с иероглифами лишу и кайшу.
    Печать с циклическим знаком “петух” для каллиграфии, написанной в год петуха. Автор: Юлия Христолюбова
    Однако, тот, кто всерьез увлечен живописью и каллиграфией, понимает важность именно индивидуальной традиционной печати, составленной и изготовленной осмысленно, отражающей жизненные взгляды, эстетические предпочтения и соотносимой с культурным багажом автора. Более того, в своем арсенале желательно иметь несколько печатей, как именных, так и «свободных», чтобы была возможность каждую работу подчеркнуть необходимыми, уместными содержанию и случаю акцентами.
    Печать “Летать, полет”. Автор: Лариса Романовская
    И, в завершение материала, небольшая рекомендация практикующим: обратите внимание на место печати, собственно, на работе. Если для живописных произведений расположение печати зависит от свободного решения художника и общей композиции, то для каллиграфии на сегодня сложилось правило:
    Печати, имеющие отношение к имени автора, дате и месте написания работы, располагаются в нижней середине листа и слева от текста. Печати комментирующего содержания, авторские акценты – в области комментирующего текста (даже при его отсутствии), а именно – в верхней правой части свитка. Причем, слева могут быть поставлены две печати, справа, желательно, одна.
    Му Юйчунь. “Китай”- 中国. Печати на работе расположены согласно правилу: “лево-низ, право-верх”
    Если каллиграф чувствует себя уверенно в оформлении композиции печатями, он в некоторых ситуациях, по своему усмотрению, может нарушать это правило.
    *
    Видеосюжеты о печатях можно посмотреть по ссылкам:
    Китайские печати чжуань. Что это такое?
    Китайские печати чжуань – как правильно сделать оттиск
    “Мастерство кисти возвращает к истокам”. Автор печати: Стелла Недбаевская
    Заказать каменные печати в стиле чжуаньшу можно у каллиграфа и художницы Стеллы Недбаевской. Вы сможете обсудить содержание печати, получить помощь в подборе иероглифов и текста, выбрать соответствующий камень. Время изготовления печати: 1-2 недели.
    *
    Контактная информация:
    stellashufa@gmail.com
    тел. +380 67 2388648

  8. denis.ru.tem Ответить

    О Проекте
    Выставка
    Выставка Рукописной Конституции Российской Федерации
    Москва ‘2021
    Выставка «Великая китайская каллиграфия и живопись» ‘2019
    Выставка «Великой русской и китайской каллиграфии» в Государственной Думе
    Выставка ко Дню Победы ‘2018
    Москва ‘2017
    Москва ‘2015
    Москва ‘2012
    Великий Новгород ‘2010
    Москва ‘2009
    Выставка «Тайны мировой каллиграфии»
    Санкт-Петербург ‘2008
    Новости
    Репортажи
    Фоторепортажи
    Видеорепортажи
    Аудиорепортажи
    Публикации в электронных СМИ
    Публикации в печатных СМИ
    Организаторы
    Приветствия духовных лидеров
    Партнёры проекта
    Информационные партнеры
    Друзья проекта
    Виртуальный тур
    Участники проекта
    Галерея
    Познавательная каллиграфия
    Что такое каллиграфия …
    Музеи каллиграфии
    Каллиграфия в мире
    Каллиграфы США
    Каллиграфы Европы
    Каллиграфы Японии
    Каллиграфы Китая
    Интересное…
    Инструменты каллиграфа
    Прикладная каллиграфия
    Статьи и очерки
    Афоризмы и цитаты
    Фильмы о каллиграфии
    Видеоуроки
    Вокруг каллиграфии
    Библиотека
    Электронная библиотека
    Библиотеки: интересные факты
    История
    Миниатюрные книги
    Древние рукописи
    Документы РГАДА
    Документы ГИМ
    Документы РГБ
    Письменность
    Из глубины врёмен
    Письменные принадлежности
    Подписи
    История подписи
    Психология подписи
    Образцы подписей
    Иероглифы
    Восточная каллиграфия
    Японская живопись
    Китайская живопись
    Граффити
    Виды и стили граффити
    Граффити-сленг
    Кодекс райтера
    История граффити
    Как рисовать граффити
    Контакты
    Контакты
    Аккредитация СМИ

  9. qvz Ответить

    Интересное наблюдение удалось сделать во время посещения элитных офисов, дорогих магазинов и просто значимых для китайцев мест, везде весят картины с иероглифами. Чем более высокий статус у человека в обществе, тем более дорогая и большая картина весит у него в кабинете. Многие вывешивают свои работы, что не менее ценно. Приходя в гости к китайцам обязательно оцените прекраснейший формат написания иероглифов, это будет сделать не трудно. Мы не видели еще ни одной плохой картины, все работы просто потрясающие.


    Ещё очень интересный момент можно увидеть в Маньчжурии летом в парке отдыха «Бэйху». Каллиграфией занимаются прям на площади, на кафельной плитке. Каким образом, спросите Вы. Всё просто, берут дрын от лопаты, на конце привязывают большую тряпку или губку. В ведерко наливают воду из озера, которое там же рядом. Обмакивают кончик импровизированной кисти в прозрачную имитацию туши и легкими движениями выводят невообразимой красоты иероглифы. Делать это нужно достаточно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. И так часами они очень старательно выводят каждый иероглиф, он высыхает, но следом появляется новый. Вот такого рода медитация, полная концентрация и погружение в себя. Наблюдение за этим тоже не менее волшебный процесс.

    Очень жду когда закончится зима и мы снова сможем погружаться в атмосферу волшебства наблюдая за творением искусства.
    С почтением к Вам, Алёна.

  10. MaGmaSky Ответить

    О Проекте
    Выставка
    Выставка Рукописной Конституции Российской Федерации
    Москва ‘2021
    Выставка «Великая китайская каллиграфия и живопись» ‘2019
    Выставка «Великой русской и китайской каллиграфии» в Государственной Думе
    Выставка ко Дню Победы ‘2018
    Москва ‘2017
    Москва ‘2015
    Москва ‘2012
    Великий Новгород ‘2010
    Москва ‘2009
    Выставка «Тайны мировой каллиграфии»
    Санкт-Петербург ‘2008
    Новости
    Репортажи
    Фоторепортажи
    Видеорепортажи
    Аудиорепортажи
    Публикации в электронных СМИ
    Публикации в печатных СМИ
    Организаторы
    Приветствия духовных лидеров
    Партнёры проекта
    Информационные партнеры
    Друзья проекта
    Виртуальный тур
    Участники проекта
    Галерея
    Познавательная каллиграфия
    Что такое каллиграфия …
    Музеи каллиграфии
    Каллиграфия в мире
    Каллиграфы США
    Каллиграфы Европы
    Каллиграфы Японии
    Каллиграфы Китая
    Интересное…
    Инструменты каллиграфа
    Прикладная каллиграфия
    Статьи и очерки
    Афоризмы и цитаты
    Фильмы о каллиграфии
    Видеоуроки
    Вокруг каллиграфии
    Библиотека
    Электронная библиотека
    Библиотеки: интересные факты
    История
    Миниатюрные книги
    Древние рукописи
    Документы РГАДА
    Документы ГИМ
    Документы РГБ
    Письменность
    Из глубины врёмен
    Письменные принадлежности
    Подписи
    История подписи
    Психология подписи
    Образцы подписей
    Иероглифы
    Восточная каллиграфия
    Японская живопись
    Китайская живопись
    Граффити
    Виды и стили граффити
    Граффити-сленг
    Кодекс райтера
    История граффити
    Как рисовать граффити
    Контакты
    Контакты
    Аккредитация СМИ

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *