Что такое морфемный разбор слова 5 класс?

7 ответов на вопрос “Что такое морфемный разбор слова 5 класс?”

  1. Karmen Ответить

    Понимание того, из чего состоит слово, позволяет нам не только составлять новые слова, но и производить морфемный разбор любого слова в русском языке.
    Некоторые слова состоят только из одной морфемы, которая является корнем. В других случаях слова имеют все возможные морфемы, а при их изменении (чередовании гласных или согласных звуков) – у морфем появляются варианты.
    Морфемный разбор слова подразумевает вычленение у слова всех возможных морфем. Это происходит, когда мы выделяем приставку, корень, суффикс, окончание, при условии, что эти морфемы есть в словах.
    Начиная производить морфемный разбор слова, мы должны выделить основу и окончание слова. Окончание слова является его грамматическим показателем, поэтому необходимо не только его найти, но и описать его значение.
    На втором этапе морфемного разбора мы выделяем корень, затем подбираем несколько однокоренных слов.
    В заключительной части разбора необходимо выделить все оставшиеся морфемы. Это могут быть приставка, суффикс. Также нужно объяснить лексическое и грамматическое значение данных морфем.

  2. willy ed Ответить

    08.09.2014, 22:05

    Памятка пятиклассникам “Разборы слов и предложений”.
    1.Фонетический разбор слова (№1)
    Схема фонетического разбора слова.
    1)Поставь ударение в слове, запиши его транскрипцию, раздели на слоги, укажи количество слогов.
    2) Запиши характеристику звуков: для гласных звуков укажи, какие они- ударные или безударные; для согласных укажи, какие они- звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
    3) Укажи количество букв и звуков
    Пример:
    вторник¹ [фторн’ик], втор-ник, 2 слога
    в – [ф] – согласный, глухой, твердый,
    т – [т] – согласный, глухой, твердый,
    о – [о] – гласный, ударный,
    р – [р] – согласный, звонкий, твердый,
    н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий,
    и – [и] – гласный, безударный,
    к – [к] – согласный, глухой, твёрдый.
    __________________________
    7 букв, 7 звуков
    2. Морфемный разбор слова (№2)
    Схема морфемного разбора слова
    1. Определи слово как часть речи.
    2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
    3 Укажи основу слова.
    4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
    5. Выдели приставку.
    6. Выдели суффикс.
    Пример морфемного разбора слова.
    пришкольный (прилаг.)
    1. Часть речи -прилагательное,
    2.окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ),
    3.основа – ПРИШКОЛЬН-
    4.корень -ШКОЛЬ-
    5.приставка ПРИ-
    6. суффикс – -Н-
    3. Морфологический разбор имени существительного (№3).
    Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени существительного.
    I. … – существительное, т.к. обозначает предмет (кто? что?).
    II. 1. Начальная форма. И.п., ед.ч. 2. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. 3. Непостоянные признаки: употреблено в … падеже, … числе.
    III. Синтаксическая роль существительного (Каким членом предложения является?)
    Пример морфологического разбора имени существительного.
    Котёнок Васька сидел на полу около шкафа.
    I. (Около) шкафа – сущ., т.к. обозначает предмет ( около чего?).
    II. 1. Н.ф. шкаф 2. Пост. призн.: неодуш., нарицат., м.р., 2 скл. 3. Непост. призн.: в Р.п., ед.ч.
    III. Сидел (где?) около шкафа.
    3. Морфологический разбор имени прилагательного (№3).
    Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени прилагательного.
    I. … – прилагательное, т.к. обозначает признак предмета (какой? какая? какое? какие?).
    II. 1. Начальная форма. И.п., м.р., ед.ч. 2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения (если есть), полная или краткая форма. 3. Непостоянные признаки: употреблено в … падеже, … числе, в … роде (в ед. ч.).
    III. Синтаксическая роль прилагательного (Каким членом предложения является?)
    Пример морфологического разбора имени прилагательного.
    В синем небе звёзды блещут.
    I. синем – прилаг., т.к. обозначает признак предмета ( в каком?).
    II. 1. Н.ф. синий 2. Пост. призн.: качеств., в полной форме. 3. Непост. призн.: в П.п., ед.ч., м.р.
    III. В небе ( каком?) синем (определение).
    3. Морфологический разбор глагола (№3).
    Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор глагола.
    I. … – глагол, т.к. обозначает действие предмета (что делает?).
    II. 1. Начальная форма – неопределённая форма. 2. Постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), переходный или непереходный, возвратный или невозвратный, спряжение . 3. Непостоянные признаки: употреблено в … наклонении, времени ( в изъявительном наклонении), в … лице, …числе (в настоящем, будущем времени), в …числе, в … роде (в ед. ч.) – в прошедшем времени.
    III. Синтаксическая роль глагола (Каким членом предложения является?)
    Пример морфологического разбора глагола.
    В синем небе звёзды блещут.
    I. Блещут – глагол, т.к. обозначает действие предмета ( что делают?).
    II. 1. Н.ф. блистать 2. Пост. призн.: несов., неперех., невозвр., 1спр. 3. Непост. призн.: в изъяв.накл., в наст. вр., во мн.ч., в 3 лице.
    III. Звёзды ( что делают?) блещут(сказуемое).
    4. Синтаксический разбор простого предложения (№4)
    1. Выписать предложение из текста.
    2. Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу.
    3. Разобрать предложение по членам предложения: найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.
    3. Найти второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.
    4.Составить схему предложения, указав в ней грамматическую основу и (при наличии) однородные члены предложения, обращение, вводные слова, обособленные члены предложения, т.е то, что делает предложение осложнённым).
    5. Записать характеристику предложения (по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное), по числу грамматических основ (простое, сложное),по наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое), неосложнённое, осложнённое (предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обращением, вводными словами, обособленными членами предложения).
    Пример синтаксического разбора простого предложения:
    Городской человек редко встречается с землёй и природой.
    Устно:
    1.Грамматическая основа “человек встречается”: подлежащее – “человек”, выражено существительным в И.п., сказуемое – “встречается”, выражено глаголом.
    2. Человек (какой?) городской, это определение, выраженное прилагательным; встречается (с чем?) с землёй и природой, это дополнения, выраженные существительными; встречается (когда?) редко, это обстоятельство, выраженное наречием.
    3. Рисуем схему предложения
    4. Характеристика предложения: по цели высказывания -повествовательное, по эмоциональной окраске -невосклицательное, по числу грамматических основ – простое,по наличию второстепенных членов предложения – распространённое, осложнено однородными дополнениями.
    Письменно:
    Городской человек редко встречается с землёй и природой.
    Схема предложения.
    (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными дополнениями)
    Лексический разбор слова (№5)
    Записать предложение, в котором есть слово для лексического разбора слова. Выписать слово.
    1. Указать его лексическое значение (толкование слова).
    2.Однозначное или многозначное? В прямом или переносном значении?
    3.Подобрать синонимы к слову.
    4.Подобрать антонимы к слову.
    5.Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?
    6.Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?
    Пример лексического разбора слова.
    Вся комната янтарным (№5) блеском озарена.
    1.Янтарным-1.Сделанный из янтаря-окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье.
    2.Золотисто-жёлтый, цвета янтаря. Янтарное зерно пшеницы.
    2.Многозначное, в переносном значении.
    3.Золотой, золотистый.
    4.-
    5. В переносном значении.
    6.В переносном значении употребляется в произведениях художественной литературы.
    Орфографический разбор слова (№6).
    Москва непрерывно изменяется (№6).
    Необходимо объяснить правописание слова “изменяется”.
    1. Проверяемая безударная гласная в корне слова “е”, проверочное слово – “измЕна”
    2.В слове “изменяется” пишу приставку из-, так как корень начинается со звонкой согласной.
    3.В слове “изменяется” пишу окончание -ет, так как это глагол 1 спряжения (изменять, оканчивается на -ять, глагол 1 спряжения).
    4. Пишу -тся без мягкого знака, так как это глагол 3 лица, настоящего времени, в вопросе нет мягкого знака (что делается?)
    Пунктуационный разбор №7
    Наверное, никто сегодня не придёт.
    Необходимо объяснить знаки препинания в предложении, составить схему предложения.
    1.В конце предложения ставится точка, так как предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное.
    2.После слова “наверное” ставится запятая, так ка это вводное слово.

  3. Vor Ответить

    Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:
    определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
    выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
    определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
    обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).

    Примеры морфемного разбора слов

    Наполнивший

    Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.
    Наполнивший – действительное причастие  прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.
    Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.
    Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.
    Разбор слов по составу
    В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор,  который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.
    Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

    Просто

    Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.
    В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.
    В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

    Розовый

    Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.
    Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).
    Если же речь идет о цвете, розовое платье,  розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

    Конспект урока в 6 классе

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *