Что такое фонетический разбор слова 4 класс?

12 ответов на вопрос “Что такое фонетический разбор слова 4 класс?”

  1. Je$$ Ответить

    Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».
    Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
    Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.
    Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

    Гласные буквы

    В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».
    Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё»  = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.
    Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:
    когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
    когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
    когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].
    Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.
    Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].
    Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].
    Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].
    Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.
    Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа?з) и сложных слов (таких, как трёхъя?дерный).

    Согласные буквы

    В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.
    Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:
    [б] – [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
    [в] – [ф]: [в]ода – [ф]анера;
    [г] – [к]: [г]олос – [к]орова;
    [д] – [т]: [д’]ятел – [т]уча;
    [ж] – [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
    [з] – [с]: [з’]има – о[с’]ень.
    Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.
    А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:
    [б] – [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
    [в] – [в’]: [в]ата – [в’]илка;
    [г] – [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
    [д] – [д’]: [д]ож[д’];
    [з] – [з’]: [з]олото – [з’]евать;
    [к] – [к’]: [к]уст – [к’]исть;
    [л] – [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
    [м] – [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
    [н] – [н’]: [н]ос – [н’]юх;
    [п] – [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
    [р] – [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
    [с] – [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
    [т] – [т’]: [т]апок – [т’]ень;
    [ф] – [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
    [х] – [х’]: [х]оккей – [х’]ек.
    Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.
    Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:
    [й’] – [й’]од;
    [л] – [л]ама;
    [л’] – [л’]ейка;
    [м] – [м]орковка;
    [м’] – [м’]юсли;
    [н] – [н]осорог;
    [н’]– [н’]етопырь;
    [р] – [р]омашка;
    [р’] – [р’]ебенок.
    Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга».
    А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:
    [х] – [х]орек;
    [х‘] – [х‘]ирург;
    [ц] – [ц]апля;
    [ч’] – [ч’]еловек;
    [щ’] – [щ’]етина.
    Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?».
    Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:
    [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
    [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
    [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.
    Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.
    Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:
    [й’] – [й’]огурт;
    [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
    [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.
    Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].
    Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

    План фонетического разбора

    Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
    Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
    Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
    Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
    Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
    Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
    Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует  количеству букв, и объясните их.
    В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – [ ]. В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

    Специальные знаки транскрипции

    Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:
    [ ‘ ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О’сень);
    [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ’мный);
    [’] – знак смягчения согласного звука;
    [?] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [?рка], король [к?рол’]);
    [j’] – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
    [иэ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э»  в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘иэсна]);
    [ыэ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шыэптат ‘];
    [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мъл?ко]);
    [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
    [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
    [ ? ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [б?й’ац:ъ]).
    Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

    Правила транскрипции

    Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:
    озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [к?з’ба]);
    оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [к?фч’эк]);
    оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
    смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
    смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
    нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
    сочетания букв  «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
    сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [к?н’эшнъ]);
    суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
    окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
    в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).
    А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

    Примеры фонетической транскрипции слов

    отъезд
    отъ-е’зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
    [атй’э’ст]
    о – [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е – [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] –  гласный, ударный
    з – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д – [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    6 букв, 6 звуков
    Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й’] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.
    Еще один пример:
    грамматика
    грам-ма’-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
    [грам:ат’ика]
    г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
    10 букв, 9 звуков
    Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]
    И последний:
    становились
    ста-но-ви’-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
    [станав’и’л’ис’]
    с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
    11 букв, 10 звуков
    Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

    Вместо послесловия

    Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.
    Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  2. Gugami Ответить

    Фонетический разбор – это звуковой анализ слова. Чтобы правильно сделать фонетический разбор, нужно разграничивать звуки и буквы нашей речи.
    Звук – это наименьшая звуковая единица слога.
    Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
    Звук — это то, что мы слышим и произносим.
    Буква — это то, что мы видим и пишем.
    При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

    Гласные звуки в фонетическом разборе

    Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не встречая препятствий, выходит легко через рот.
    Гласных звуков шесть — [а, о, у, э, ы, и], но на письме они обозначаются десятью буквами — а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-[йэ], ё-[йо], ю-[йу], я-[йа]. Примеры: ехать — [j’э]хать, ёжик— [j’о]жик, юла — [j’у]ла, яма—[j’а]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j’] (в начальной школе допустимо обозначение как [й]).
    А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
    Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми: мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
    Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] : Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].
    Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
    в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
    после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
    после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
    В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
    Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
    [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
    Обратите внимание:
    Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
    Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
    Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
    Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э]: Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.
    Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
    после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
    гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: кОтик — [ кОт ‘ и к], скворцы — [с к в а р ц ы];
    гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
    в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
    гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].

    Согласные звуки в фонетическом разборе

    Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных букв всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких согласных и 10 глухих.
    Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
    Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ
    Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
    Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слове они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.
    Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз’ба], а пишем косьба.
    Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите – б, в, г, д, ж, з.
    Остальные 4 звонких – р, л, н, м и 4 глухих – х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим.
    Из числа согласных выделяются 4 шипящих – ж, ч, ш, щ.
    Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.
    Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
    Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].
    При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
    Был, бал — согласные б, л в этих словах твердые. Били — согласные б, л в этом слове произносятся мягко.
    Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.
    Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией — подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова: стал — сталь, был — быль, стань — cтan, жарь — жар.
    Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие ч, щ — всегда мягкими.
    После ц мягкий знак никогда не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч, щ мягкий знак иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов – рода, числа, обозначения части речи (ночь, мышь, режь, туч).
    Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
    1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными — сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
    2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и “ц”) произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком — бил, бюро, дядя, реже, серый.
    В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь — весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
    В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется — ранний, каменщик, кончик.
    Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)
    Итог:
    б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные согласные по звонкости-глухости.
    л, м, н, р, й — непарные звонкие согласные.
    х, ц, ч, щ — непарные глухие согласные.
    ч, щ, й — всегда мягкие согласные.
    ж, ш, ц — всегда твердые согласные.
    ж, ш,ч, щ — шипящие.
    Обратите внимание:
    парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): гриб — [гр’ и п], лавка — [л а ф к а];
    Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
    Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
    Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
    Сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]: звёздный — [з в’ о з н ы й’], лестница — [л’ эс ‘н’и ц а].
    Иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]: когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
    иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: сделал — [з’ д’ э л а л].
    Между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко: зонтик — [з о н’ т ‘и к];
    иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
    Удвоенные согласные располагаются
    после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
    перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
    сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: бриться — [бр’ иц:а];
    иногда сочетание ЧН, ЧТ произносится как [ш]: конечно — [ кан ‘ эшна ], скучно — [ скушна ], что — [ш т о], чтобы — [штобы];
    буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
    в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: белого — [б’ Э л а в а].

    Мягкий и твердый знаки в фонетическом разборе

    Ь и Ъ не обозначают звуков, но влияют на произношение слова, а значит и на транскрипцию.
    Мягкий знак
    служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
    выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука [й’]: вьюга [в’й’уга], заячьи [зай’ач’й’и];
    указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь [л’иш], беречь [б’эр’эч’].
    Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].

    Слог при фонетическом разборе

    Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например: го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.
    Сколько в слове гласных, столько и слогов.
    Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
    В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.
    Правила деления на слоги >>

    Ударение

    Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).
    Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому оно называется свободным (кни’га, бума’га, переде’лка).
    Ударение может быть как подвижным, так и постоянным. Постоянное ударение всегда ставится на одном и том же слоге (тоска, тоски, тоской). Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).
    Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у?же и уже?, засы?пать и засыпа?ть, до?ма и дома?).

    Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:
    Запишите слово.
    Запишите транскрипцию.
    Поставьте ударение.
    Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
    Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
    Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
    Опишите звуки:Гласный, ударный или безударный.Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
    Сосчитайте и запишите количество звуков.
    Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
    Образец фонетического разбора:
    его [й’и-во?] – 2 слога
    е— [й’] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
    [и] гласный, безударный
    г— [в] согласный, звонкий парный, твердый парный
    о— [о] гласный, ударный
    3 буквы 4 звука
    соловья? [са|ла|в’йа] -3 слога
    с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
    о [а] — гласный, безударный
    л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
    о [а] — гласный, безударный
    в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
    ь [-]
    [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
    я
    [а?] — гласный, ударный.
    7 букв, 7 звуков.
    пра?здник; [пра?|з’н’ик] – 2 слога
    п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
    р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
    а [а?] — гласный, ударный
    з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
    д [-]
    н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
    и [и] — гласный, безударный
    к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
    8 букв, 7 звуков
    В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию. Помните, что Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я — буквы и их в транскрипции быть не может.
    Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.
    Основные трудности вызывает правильная запись транскрипции слова. Закройте глаза и проговорите слово так, как вы обычно его произносите в своем разговоре, но медленно. Это и будет транскрипция. Выделите звуки, произносимые мягко, найдите звуки, которые не соответствуют буквам. Определите буквы, которым соответствует 2 звука. И тогда при определенном опыте у вас станет легко получаться записывать транскрипцию любого сова.

    Задания на закрепление темы

    Могут быть предложены следующие типы упражнений:
    найдите слова, в которых:
    – количество букв больше, чем звуков;
    – количество букв меньше, чем звуков;
    – все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
    – есть звук [б’] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
    – звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

  3. Mr.Pumba Ответить

    Конспект урока по теме: «Русский язык. Фонетический разбор слова. Обобщение знаний.» 4 класс.
    Цели: 1) повторить и обобщить знания по разделу «Фонетика »; уметь  различать звуки русского языка, давать характеристику звуков;
    2)развивать умение выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов);
    3) воспитывать  чувство прекрасного, уважительного отношения к русскому языку на примерах высказываний русских писателей.
    Формирование универсальных учебных действий:
    Личностные УУД
    Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
    Регулятивные УУД
    Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;  умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
    Познавательные УУД
    Формирование: умения объяснять значение слов, предложений- высказываний,   классифицировать звуки русского языка;  устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные  звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; правильно оформлять транскрипцию слов, выполнять фонетический разбор слов, читать осознанно и выполнять работу с текстом.
    Коммуникативные УУД
    Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать  друг с другом.
    Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная,групповая, фронтальная.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
    Оборудование: телевизор, карточки с проверочной работой, рабочие карты успехов, карточки со словами- опорами по задачам урока.
    Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
    Слово приветствие.
    Урок русского языка, друзья!
    На вас надеюсь, как всегда!
    Мы хороший, дружный класс,
    Всё получится у нас!
    -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
    2. Мотивация. Целеполагание, определение темы урока.
    Слайд.
    Слова то шелестят, как трава, то бормочут , как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд. ( К. Паустовский)
    – Прочитайте строки К. Паустовского. С чем автор сравнивает слова? Какие глаголы автор употребляет для сравнения? Что значит шелестеть, бормотать ( говорить тихо, невнятно), позванивать, пересвистывать?( Толковый словарь)
    – Каким словом ( глаголом) можно заменить все глаголы в предложении? ( звучат). Слова звучат по-разному. Что значит звучат? ( используйте при ответе однокоренное слово) . Т.е состоят из разных звуков.
    Работа со звуками.
    – Если звук к лишний, то какой признак объединяет остальные звуки? ( а ,о, к,у, ы, э, и), ( н, з,к, в, л,р), (м, п, л, с, к) ( гласные, звонкие согласные, мягкие согласные).
    Слово из греческого языка
    «Звук» в переводе обозначает.
    Эта наука очень важна,
    Мы на уроках её изучаем.
    – Сформулируйте тему урока. ( Обобщение знаний о ….   …… …….  .    ………. .) . Используя слова-опоры на карточках , определите задачи урока.( – повторить, вспомнить, обобщить, давать, различать, выполнять ; – фонетика, характеристика звуков, гласные ( ударные, безударные), согласные ( звонкие, глухие; мягкие, твёрдые), фонетический разбор слова, транскрипция слова) Слушайте друг друга, чтобы не повторять ответы. Слайд 2.(- обобщить знания о звуках русского языка, уметь  их различать, давать характеристику звуков;
    – выполнять фонетический разбор слов, правильно оформлять звучащую речь ( запись транскрипции слов), орфографически правильно записывать слова.
    На протяжении всего урока вы будете заполнять таблицу ваших успехов, из которой будет видно насколько успешно вы поработали на уроке.
    3. Минутка чистописания.   Орфографическая минутка.
    Прослушайте внимательно информацию о буквах  и запишите их:
    – буква, которая обозначает 2 звука в слове яркий; (я)
    –  согласная буква, которая находится в 3 слоге слова выразительный; (з)
    – гласная буква, которая находится в слове богатый после согласной  буквы, обозначающей глухой непарный, твёрдый парный звук. ( ы)
    – согласная буква, которая обозначает в слове красивый глухой парный, твёрдый парный звук ( к).
    – Запишите слово из букв.( язык).
    Объясните значение этого слова. ( орган вкуса, русский язык, т.е  национальный, государственный язык) . Значит слово язык какое? ( многозначное- омоним). Составьте предложение со словосочетанием русский язык, используя слова.
    – Русский язык – один из самых красивых и выразительных языков мира. Это объясняется преобладанием в нем мелодичных звуков . А каких?: гласных и звонких согласных. Мы это сейчас пронаблюдаем.
    Работа в паре.
    На доске предложение:
    Одно из главных богатств народа — его язык!  (запишите транскрипцию слов предложения, подсчитайте количество гласных звуков, согласных звонких и согласных глухих. Сделайте вывод, каких звуков больше. ( адно ис главных багацтв народа йиво йэзык)
    количество гласных звуков
    Количество согласных звонких
    Количество согласных глухих
    14
    16
    5
    Вывод: в русском языке преобладают ……………… и ……………..( звонкие согласные и гласные звуки).
    4. Проверка д/з ( работа в группах)
    Для расширения вашего кругозора д/з было – найти и сравнить фонетические особенности русского языка и  других языков, заполнить таблицу, в которой нужно указать, в каких языках преобладают гласные, либо согласные звуки.( несколько учеников сообщают).
    5.Актуализация знаний.
    Упражнение «Вопрос- ответ». Все приготовили 10 вопросов по теме « Фонетика». ( фронтальный опрос).
    6. Работа по теме урока.(Формирование способов практических действий).
    1) – Вспомните, пожалуйста, по какому плану даём характеристику гласных и согласных звуков. ( гласные: ударные или безударные, согласные: глухие или звонкие , парные или непарные; мягкие или твёрдые, парные или непарные.)
    – Вспомните позиции, когда буквы я, е, ё, ю обозначают по 2 звука. ( после гласной, в начале слова, после ъ и ь разделительных знаков).
    2)Работа в группе.( карточка). Проверочная работа.
    1. Объедините звуки в группы ( у с ы п д р й а ч), укажите названия групп.
    Как можно распределить звуки одной из групп ещё? Выполните эту группировку.
    В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведите номер ответа.
    1)забота, льдины, итоги, месяц;
    2) яблоко, цирк, йогурт, велосипед;
    3) эскимо, булка, чайник, йод.
    3. Прочитайте слова. Запишите , какой звук есть во всех этих словах.
    Иней, ярмарка, подъём, зайка, копьё, каюта. ______________________
    4.Распределите слова по столбикам.
    Денёк, будка, поздний, дышать, груздь, удочка, держит, модный, диванчик.
    Слова со звуком д
    Слова со звуком д
    3) Сегодня параллельно с темой «Фонетика» мы говорим и о  красоте, значимости русского языка.
    Работа с текстом.
    Одно из главных богатств народа — его язык!  Век за веком шёл своим неповторимым историческим путём русский народ. И во все времена его неизменным «спутником» был русский язык. Менялись века, обычаи, нравы. И всё же на протяжении тысячелетий он оставался всё тем же русским языком. Языком, на котором говорили Великий князь Киевский Владимир (Красно Солнышко), Ломоносов, Пушкин и Лермонтов,  Есенин и Чехов.
    С детских лет и до самой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Первые слоги «ма-ма», колыбельные, сказки, стихи – и вот уже знакомство с русским языком началось. Оно продолжается в школе, университете, и на протяжении всей нашей жизни.
    – О чём вы узнали  из текста?  Найдите 2 абзац текста. В 1 предложении 2 абзаца найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Во 2 предложении слова, в которых звуков меньше, чем букв. Во 2 предложении найдите слово с парной согласной в корне и выполните фонетический разбор слова.( проверка по цепочке).
    7. Итог урока.
    1)Начали урок строками К.Г. Паустовского и заканчиваем урок строками этого писателя :
    Нам дан во владение самый………, ………., …………и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский (богатый, меткий, могучий).
    – Ребята, а какими  словами дополнили бы вы эти строки? Строки Паустовского звучат так.
    2)Подведение итогов по рабочей таблице. У кого во всех столбцах плюсы?(8)
    У кого 6- 7 +? (4)  4-5? ( 3)
    3) Закончите предложения:
    На уроке меня посетило …….. настроение, потому что……
    Я вспомнил….
    Мне удалось…..
    Мне понравилось…..
    Я могу похвалить себя за..
    8. Д\З.
    Устно составить рассказ на тему «Что я знаю о звуках русского языка», представив письменно план рассказа.
    Таблица успехов.
    Мин. чистописания.
    Орф.
    Пятими
    нутка
    Обобщение по теме
    Проверочная работа ( в группе)
    Работа с текстом
    Запись букв + слово
    Работа в паре над предложением
    (запись транскрипции, подсчёт звуков)
    Упражнение «Вопрос- ответ»
    Задание 1.
    Задание 2.
    Задание 3
    Задание 4
    Фонетический разбор слова

  4. бабушкин пирог Ответить

    Фонетический разбор слова «лазер», пример

    Ла-зер – 2 слога
    л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;
    а — [а] – гласный и ударный;
    з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;
    е — [э] – гласный и неударный;
    р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.
    5 б. 5 зв.
    Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.
    Слух помогает при обучении ораторскому искусству, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.
    Это интересно! Как отличить заимствованные слова в русском языке: примеры иноязычных выражений

    Разделение на слоги

    Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
    Виды слогов:
    открытые — заканчиваются на гласный;
    закрытые – на согласный;
    прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
    Разборы слова по слогам строятся по правилам:
    Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
    Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
    Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
    Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца].

  5. MrCheezer Ответить

    При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.
    В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
    но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
    А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща  [ч’ащ’а], часы  [ч’асы].
    Я,  Ё,  Ю,  И, Е —  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:
    мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли  [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
    Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
    Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный [й’] и соответствующий гласный,  если они  стоят
    в  начале  слова: яма  [й’aма ], ёлка  [й’олка],  юла  [й’у ла ],  ель  [й’э л’];
    после гласных: маяк [май’ак],  поёт  [пай’от],  поют [пай’ут],  поел [пай’эл];
    после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ],  объём [абй’ом], вьюга [вй’уга],  съезд [сй’эст].
    В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
    Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и]
    [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
    В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
    Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

    Согласные звуки.

    При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
    Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
    Звонкие
    образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
    Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],  [з’],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
      Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
    Глухие
    произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    П, Ф, К, Т, Ш, С  —  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]  имеют парные звонкие;
    X, Ц, Ч, Щ  —  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] — всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .
    Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
    «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
    Фока, хочешь поесть щец?
    Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
    Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
    Мягкие:   [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].  При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
    Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно  различать для правильного произношения и написания слов:  мол [мол]  — моль [мол’],  угол [угол] — уголь [угол’], нос [нос] — нёс [н’ос].
    Л, М, Н, Р, Й —  всегда звонкие.
    Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
    X, Ц, Ч, Щ —  всегда глухие  согласные.
    Ч,  Щ,  Й  —  всегда мягкие  согласные.
    Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
    Ж, Ш,Ч, Щ —  шипящие.

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ  (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ  СЛОВА

    Запишите слово.
    Поставьте ударение.
    Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
    Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
    Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
    Опишите звуки:
    Гласный, ударный или безударный.
    Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
    Сосчитайте и запишите количество звуков.
    Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

    Примеры

    ко|леч|ко — 3 слога, 7 б., 7 зв.
    К
    [к]
    согл., глух., тв.
    О
    [а]
    глас, безудар.
    Л
    [л’]
    согл.,  звон., мягк.
    Е
    [э]
    глас, удар.
    Ч
    [ч’]
    согл., глух., мягк.
    К
    [к]
    согл., глух., тв.
    О
    [а]
    глас, безудар.
    Ель — 1 слог, 3 б. 3 зв.
    Е
    [й’]
    согл.,  звон., мягк.
    [э]
    глас, удар.
    Л
    [л’]
    согл.,  звон., мягк.
    Ь
    [-]
    не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

    Обратите внимание !

    Для гласных.

    Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  — йотированные.
    Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
    Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]:   Лён —  [л’ о н] —  3  буквы,  3  звука.
    Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
    Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э]: Ёлка —  [й’  о л к  а] —  4 буквы,  5  звуков. Поёт [пай’о т  ] — 4 буквы, 5 звуков.
    Буква И
    после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и];
    после согласных Ж, Ш, Ц   даёт звук [ы]:
    зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
    гласная О  под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
    кОтик — [ кОт ‘ и к], скворцы — [с к в а р ц ы];
    гласная Е  под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
    лес [л’эс],  лесА [л’исА] (см.   лисА [л’исА]), весна [в’исна];
    в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е  согласный произносится твёрдо:
    кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
    гласная Я под ударением даёт звук [а],  а без ударения [э], [и]:
    мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].

    Для согласных.

    парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
    гриб — [гр’ и п], лавка — [л а ф к а];
    Й, Ч, Щ  — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
    Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
    Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т пишутся:
    чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
    сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]:
    звёздный — [з в’ о з н ы й’], лестница — [л’ эс ‘н’и  ц а].
    иногда на месте буквы Г  перед глухой согласной произносятся звуки [к],  [х]:
    когти —  [к о к т’ и], мягкий —  [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
    иногда буква С  в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
    сделал — [з’ д’  э л а л].
    между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
    зонтик — [з о н’ т ‘и к];
    иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:
    стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
    Удвоенные  согласные располагаются
    после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
    перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
    сочетания ТСЯ, ТЬСЯ   (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
    бриться — [бр’ иц:а];
    иногда   сочетание  ЧНЧТ  произносится  как   [ш]:
    конечно  — [ кан ‘ эшна ], скучно  — [ скушна ],  что —  [ш т о], чтобы —  [штобы];
    буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ  обозначают звук [щ’]:
    щавель  [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый  [ щ ‘асливый ‘ ],  извозчик  [извощ ‘ик], перебежчик  [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
    в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]:
    белого — [б’ Э л а в а].
    Похожие темы:
    Фонетическая шпаргалка
    Гласные
    Согласные.
    Звуки и буквы.
    Слог

  6. Sarvarbek Usmanov Ответить

    Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки, и как составляется транскрипция. Если вы не знакомы с этими понятиями, советуем прочитать материалы о звуках русского языка и правила фонетики. Фонетический разбор помогает определить состав слова с точки зрения букв и звуков, поэтому его ещё называют звуко-буквенным разбором.
    Сайт phoneticonline.ru содержит примеры фонетического разбора слов русского языка всех частей речи. Воспользуйтесь формой поиска для просмотра фонетического разбора нужного слова. Разбор слова делается с помощью программы в автоматическом режиме. Советуем использовать фонетический разбор исключительно для самопроверки, так как он может быть неверным либо используемые нами правила могут отличаться от правил вашей учебной программы.
    Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро?га и дорога? — различные слова, имеют разные значения, сне?га и снега? — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.
    Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *