Что такое народничество охарактеризуйте его цель задачи состав участников?

13 ответов на вопрос “Что такое народничество охарактеризуйте его цель задачи состав участников?”

  1. DROPEX Ответить

    Народники стали преемниками и продолжателями Герцена и Чернышевского. В 60-е и 70-е годы 19 века ведущим направлением стало революционное народничество. народники полагали, что капитализм не имеет почвы для развития в России, а искусственно насаждается властью сверху. Революционные народники выступали за безвозмездную передачу всей земли крестьянам, требовали покончить с произволом полиции и чиновников, мечтали о свободе и равенстве для всего народа. Они надеялись, что им удастся поднять крестьянство на революцию, которая затем осуществит необходимые социалистические преобразования в стране. Революционные народники выражали настроения широких крестьянских масс.
    В революционном народничестве существовало три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Идеологом бунтарского направления был М.А.Бакунин. Основная задача революционеров: разрушение гос-ва и всякой государственности, что должно привести к социализму и всеобщему равенству. Главная сила революции- это крестьянство и городские полупролетарские слои. Тактика строилась на широком использовании бунтарских методов.
    Пропагандистское направление было связано с именем П.Л.Лаврова. Он считал, что народ еще не готов к революции, и, по его мнению, интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ. Не немедленный бунт, а длительная пропаганда- главная задача.
    Теоретиком заговорщицкого направления был П.И.Ткачев. Он, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции Революционная интеллигенция должна путем заговора захватить государственную власть и установить новый общественный порядок.
    В начале 70-х годов движение народников приняло форму «хождения в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Эта акция не имела успеха. Главной причиной неудачи была беспочвенность веры народников в исконные «коммунистические инстинкты» крестьянина.
    В 1876 году возникает централизованная конспиративная организация «Земля и воля». Задача-подготовку крестьян к революции.
    Однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической арены. В 80-90-х годах 19 века значительное распространение получили идеи либерального народничества. Его представители- Абрамов, Воронцов, Михайловский выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию «малых дел», считая, что крестьянство нуждается не в революции и социалистических преобразованиях, а в реальной помощи образованных людей. Остро критикуя террор, они переносили практическую деятельность в культурническую работу среди крестьян: устройство больниц, развитие сети школ, защита юридических прав крестьян. Жизнь опровергла планы либерального народничества.

  2. BAFUXUS Ответить

    Народники стали преемниками и продолжателями Герцена и Чернышевского. В 60-е и 70-е годы 19 века ведущим направлением стало революционное народничество. Идеализируя общинные порядки, народники полагали, что капитализм не имеет почвы для развития в России, а искусственно насаждается властью сверху. Революционные народники выступали за безвозмездную передачу всей земли крестьянам, требовали покончить с произволом полиции и чиновников, мечтали о свободе и равенстве для всего народа. Их силы были направлены на пропаганду революционных идей в массах, на подготовку народа к восстанию. Они надеялись, что им удастся поднять крестьянство на революцию, которая затем осуществит необходимые социалистические преобразования в стране. Революционные народники выражали настроения широких крестьянских масс. В революционном народничестве существовало три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Идеологи народничества признавали революцию единственным способом освобождения народа, однако они расходились во взглядах на формы и методы борьбы.
    Идеологом бунтарского направления был М.А.Бакунин. Основная задача революционеров: разрушение гос-ва и всякой государственности, что должно привести к социализму и всеобщему равенству. Главная сила революции- это крестьянство и городские полупролетарские слои. Тактика строилась на широком использовании бунтарских методов. Отдельные вспышки крестьянских восстаний следовало слить в общую крестьянскую революцию, которая уничтожит гос-во. На его развалинах возникнет анархия в форме федерации самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.Пропагандистское направление было связано с именем П.Л.Лаврова. Он считал, что народ еще не готов к революции, и, по его мнению, интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ. Не немедленный бунт, а длительная пропаганда- главная задача. Чтобы развернуть пропаганду, необходимо создать революционную организацию.
    Теоретиком заговорщицкого направления был П.И.Ткачев. Он, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции полагая, что самодержавие в России не имеет под собой социальной опоры, его ничего не стоит уничтожить силами одной организации. Революционная интеллигенция должна путем заговора захватить государственную власть и установить новый общественный порядок.
    В начале 70-х годов движение народников приняло форму «хождения в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Эта акция не имела успеха. Главной причиной неудачи была беспочвенность веры народников в исконные «коммунистические инстинкты» крестьянина. Но осознание этого пришло не сразу.В 1876 году возникает централизованная конспиративная организация «Земля и воля». Своей задачей организация считала подготовку крестьян к революции. Десятки участников демонстрации были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу и в ссылку. Плеханову удалось скрыться.
    Однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической арены. В 80-90-х годах 19 века значительное распространение получили идеи либерального народничества. Его представители- Абрамов, Воронцов,
    Михайловский выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию «малых дел», считая, что крестьянство нуждается не в революции и социалистических преобразованиях, а в реальной помощи образованных людей. Остро критикуя террор, они переносили практическую деятельность в культурническую работу среди крестьян: устройство больниц, развитие сети школ, защита юридических прав крестьян. Жизнь опровергла планы либерального народничества.
    40.Марксизм и большевизм в России: история зарождения и распространение.
    В пореформенный период, в условиях интенсивного развития промышленности, влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е годы 19 века предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. В 1875 году в городе Одессе возник «Южнороссийский союз русских рабочих», а в 1878 году в городе Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народничества.В 80-е года рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. В 90-е года наблюдается новый подъем стачечного движения.
    В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксистская организация была создана в 1883 году в Женеве во главе с Плехановым. В своих работах они вели идейно-теоретический спор с народниками, пропагандируя марксизм. Плеханов обосновал вывод о том, что Россия не может прийти к социализму, минуя капитализм. Главной революционной силой являлся пролетариат, а не крестьянство. Все усилия революционеров должны быть направлены на политическое воспитание рабочего класса и создание политической партии, призванной стать во главе массового пролетарского движения. В 80-90-х гг. XIX в. в России возникают первые марксистские кружки – Д. Благоева, П. Точинского, М. Бруснева, Н. Федосеева. В этот же период начинается деятельность В.И. Ульянова (Ленина). В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки были объединены в единую социал-демократическую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Деятельность марксистских организаций положила начало формированию политических партий.Острота социальных проблем привела к первоначальному оформлению социалистических партий. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию была предпринята в 1898 г. на I съезде РСДРП в Минске. Однако оформление партии произошло только на ее II съезде в 1903 г. Большую роль в созыве и проведении съезда сыграла марксистская газета «Искра», в редакцию которой входили Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов. Программа РСДРП состояла из двух частей: программы – максимум, где была сформулирована конечная цель – установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества, и программы – минимум, в которой говорилось о ближайших задачах: свержение самодержавия и установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня, отмена для крестьян выкупных платежей, право наций на самоопределение. На II съезде были приняты программа и устав партии, но выявились острые разногласия по организационным вопросам – о принципах построения партии. С 1903 г. в РСДРП определились два течения – большевистское и меньшевистское.
    В 1902 году в этой партии произошел раскол на большевиков и меньшевиков.
    «большевики»
    1903г. Лидеры: Ленин, Плеханов. состав: рабочих, литераторов, крестьян земледельцев, остальные- разночинная интеллигенция и торгово-промышленные служащие. численность: 2.5-8.4 тыс. ч. Насильственное устранение самодержавия. Соцреволюция, диктатура пролетариата. Низвержение царизма
    В своей практической деятельности большевики руководствовались программой РСДРП.
    Равноправие всех граждан независимо от национальности, право населения получать образование на родном языке, право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введение родного языка наравне с государственными во всех местных общественных и государственных учреждениях. Право на самоопределение за всеми нациям, входящими в состав государства.
    Самодержавие народа, всеобщее равное прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов, свобода передвижения и промыслов, уничтожение сословий и полная равноправность всех граждан, выборность судей народом.
    «меньшевики»
    июль-август 1903г Лидеры: Цедербаум (Мартов), Аксельрод, Плеханов, Хинчук, Крохмаль, Бронштейн, Маевский.
    состав: рабочих, литераторов, интеллигентных свободных профессий, студентов и рабочих. Численность- 45 тыс.ч.
    Насильственное устранение самодержавия. Соцреволюция, диктатура пролетариата.В своей практической деятельности меньшевики руководствовались программой РСДРП. принятой Конфискация всех земель, кроме мелкого, прежде всего, крестьянского землевладения. Предоставление всем гражданам демократических свобод, выборность судей народом, отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее, обязательное, бесплатное образование детей до 16 лет.К концу столетия в политической жизни страны появляются новые черты, связанные с образованием партий. Было положено начало формированию многопартийной системы в России.
    41. Государственные Думы в России (1906-1917гг).

  3. Stinzon Ответить

    Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
    О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
    Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
    – Россия должна идти по своему пути.
    – Капитализм чужд развитию России.
    – Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
    – Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
    – Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
    – Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
    – Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
    – Только революция способна провести социальные идеи.
    Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

    Цели народничества

    Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

    Основные направления движения народничества

    Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
    Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
    Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
    Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

    Деятельность народников

    В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
    Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
    4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
    К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
    В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
    Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
    Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

    Значение народничества

    Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
    Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

  4. Barrie Ответить

    Народники стали преемниками и продолжателями Герцена и Чернышевского. В 60-е и 70-е годы 19 века ведущим направлением стало революционное народничество. народники полагали, что капитализм не имеет почвы для развития в России, а искусственно насаждается властью сверху. Революционные народники выступали за безвозмездную передачу всей земли крестьянам, требовали покончить с произволом полиции и чиновников, мечтали о свободе и равенстве для всего народа. Они надеялись, что им удастся поднять крестьянство на революцию, которая затем осуществит необходимые социалистические преобразования в стране. Революционные народники выражали настроения широких крестьянских масс.
    В революционном народничестве существовало три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Идеологом бунтарского направления был М.А.Бакунин. Основная задача революционеров: разрушение гос-ва и всякой государственности, что должно привести к социализму и всеобщему равенству. Главная сила революции- это крестьянство и городские полупролетарские слои. Тактика строилась на широком использовании бунтарских методов.
    Пропагандистское направление было связано с именем П.Л.Лаврова. Он считал, что народ еще не готов к революции, и, по его мнению, интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ. Не немедленный бунт, а длительная пропаганда- главная задача.
    Теоретиком заговорщицкого направления был П.И.Ткачев. Он, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции Революционная интеллигенция должна путем заговора захватить государственную власть и установить новый общественный порядок.
    В начале 70-х годов движение народников приняло форму «хождения в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Эта акция не имела успеха. Главной причиной неудачи была беспочвенность веры народников в исконные «коммунистические инстинкты» крестьянина.
    В 1876 году возникает централизованная конспиративная организация «Земля и воля». Задача-подготовку крестьян к революции.
    Однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической арены. В 80-90-х годах 19 века значительное распространение получили идеи либерального народничества. Его представители- Абрамов, Воронцов, Михайловский выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию «малых дел», считая, что крестьянство нуждается не в революции и социалистических преобразованиях, а в реальной помощи образованных людей. Остро критикуя террор, они переносили практическую деятельность в культурническую работу среди крестьян: устройство больниц, развитие сети школ, защита юридических прав крестьян. Жизнь опровергла планы либерального народничества.
    41.Марксизм и большевизм в России: история зарождения и распространения.
    В пореформенный период влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 1875 году в городе Одессе возник «Южнороссийский союз русских рабочих», а в 1878 году в городе Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство.
    В 80-е года рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. В 90-е года наблюдается новый подъем стачечного движения.
    В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксистская организация была создана в 1883 году в Женеве во главе с Плехановым. Плеханов обосновал вывод о том, что Россия не может прийти к социализму, минуя капитализм. Главной революционной силой являлся пролетариат, а не крестьянство
    В 80-90-х гг. XIX в. в России возникают первые марксистские кружки – Д. Благоева, П. Точинского, М. Бруснева, Н. Федосеева. В этот же период начинается деятельность В.И. Ульянова (Ленина). В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки были объединены в единую социал-демократическую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Деятельность марксистских организаций положила начало формированию политических партий.
    Программа РСДРП состояла из двух частей: программы – максимум, где была сформулирована конечная цель – установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества, и программы – минимум, в которой говорилось о ближайших задачах: свержение самодержавия и установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня, отмена для крестьян выкупных платежей, право наций на самоопределение. На II съезде были приняты программа и устав партии, но выявились острые разногласия по организационным вопросам – о принципах построения партии. С 1903 г. в РСДРП определились два течения – большевистское и меньшевистское.
    ‡агрузка…
    «большевики»1903г. Лидеры: Ленин, Плеханов. состав: рабочих, литераторов, крестьян земледельцев, остальные- разночинная интеллигенция и торгово-промышленные служащие. численность: 2.5-8.4 тыс. ч. Насильственное устранение самодержавия. Соцреволюция, диктатура пролетариата. Низвержение царизма
    В своей практической деятельности большевики руководствовались программой РСДРП.
    «меньшевики»
    июль-август 1903г Лидеры: Цедербаум (Мартов), Аксельрод, Плеханов, Хинчук, Крохмаль, Бронштейн, Маевский.
    состав: рабочих, литераторов, интеллигентных свободных профессий, студентов и рабочих. Численность- 45 тыс.ч.
    Насильственное устранение самодержавия. Соцреволюция, диктатура пролетариата.
    В своей практической деятельности меньшевики руководствовались программой РСДРП. принятой Конфискация всех земель, кроме мелкого, прежде всего, крестьянского землевладения. Предоставление всем гражданам демократических свобод, выборность судей народом, отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее, обязательное, бесплатное образование детей до 16 лет.
    К концу столетия в политической жизни страны появляются новые черты, связанные с образованием партий. Было положено начало формированию многопартийной системы в России.
    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

  5. LOLhsiz_kdjes+ Ответить

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Цели и задачи работы.
    Цель данной работы состоит в рассмотрении основных направлений в идеологии народничества.
    Дать определение понятию «монголо-татарское иго» Дать определение влияния иго на русскую историю.
    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
    1. рассмотреть основные направления в идеологии народничества;
    стр.2
    2. дать характеристику
    пропагандистскому
    направлению народничества;
    стр.7
    3. дать характеристику
    анархическому (бунтарскому)
    направлению народничества;
    стр.9
    4. дать характеристику
    заговорщическому
    направлению народничества;
    стр.11
    5. дать определение понятию «монголо-татарское иго»;
    стр.12
    6.охарактеризовать влияние «монголо-татарское иго» на политическое и социально-экономическое развитие русских земель;
    стр.13
    7.Вывод.
    стр.17
    8.Список использованной литературы.
    стр.18
    Объект исследования – народничество 1870-х гг.
    Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением народничества 1870-х гг.
    Основная часть
    Глава 1. Основные направления в идеологии народничества.
    Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.
    Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:
    отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;
    стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;
    лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;
    идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
    представление о русском крестьянине как о человеке будущего, “социалисте по природе”;
    критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.
    В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
    В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения (идеологических направления) – пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

  6. Nikosho Ответить

    Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.
    Основные даты:

    1874-1875 – «хождение народничества в народ».
    1876 – создание «Земля и воля».
    1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
    1 марта 1881 – убийство Александра 2.
    Видные исторические деятели народничества:
    Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
    Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
    Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
    Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
    Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
    Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

    Идеология революционного народничества

    Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.
    У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.
    Герцен А.И.
    Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

    Идейные течения народничества 70-х годов

    В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
    Идейные течения народничества:
    Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
    Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
    Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.
    Все направления развивались параллельно.

    Хождение в народ


    Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
    – «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» – говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.
    – «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» – был ответ крестьян.
    Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

    «Земля и воля»


    В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
    Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
    Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.
    К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

    Черный передел

    «Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

    Народная воля

    «Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

    Окончание деятельности народничества и краткие итоги

    В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

    К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

  7. Бунтарка Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Федеральное агентство по образованию
    Сибирский федеральный университет
    Институт градостроительства управления и региональной экономики
    Реферат
    Тема: Народничество: понятие, задачи, направления
    Выполнила студентка
    группы СФ 09-41
    Ткач А.В.
    Проверил К.И.Н. доцент
    Грязнухин А.Г.
    г. Красноярск 2009 год

    Содержание
    1. Введение
    2. Основная часть
    2.1 Народничество как особое явление русской культуры и общественного сознания
    2.2 Народнические организации и их деятельность
    2.3 Направления народничества
    2.3.1 Либерально-революционное
    2.3.2 Социально-революционное
    2.3.3 Анархистское
    2.3.4 Консервативное
    2.4 Возобновление «кружковщины». Неонародничество
    Заключение
    Хронологическая таблица
    Список литературы

    1. Введение
    Народничество как идеология российского освободительного движения существовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы 19 в. Однако временем расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с конца 60-х по начало 80-х, включая “старую” (1879-1882) “Народную волю”. Эта “революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции” давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.
    Во-первых, идейные основы народничества, заложенные на рубеже 50-60-х годов А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским, оставались и в 70-е годы знаменем освободительной борьбы, причем они дополнялись и уточнялись, сообразно с требованиями времени.
    Далее, именно в 70-е годы в рамках народнической теории полностью сложились и были изжиты все самые характерные для народничества тактические направления – пропагандистское, бунтарское, заговорщическое.
    Далее, 70-е годы – это время проверки на практике теории и тактики народничества, время непрерывного демократического подъема, главной силой которого были народники.
    Наконец, вторая революционная ситуация 1879-1882 гг. – эта вершина нараставшего в течение десяти лет демократического подъема, обозначила собою момент наивысшего раскрытия, торжества и крушения народничества как единственной тогда в России революционной доктрины единственной же организованной силы, партии революционеров. В условиях 1879-1882 гг. “старое”, классическое народничество от Герцена и Чернышевского до А.И. Желябова и Г.В. Плеханова всеобъемлюще проявило и почти исчерпало себя.

    2. Основная часть

    2.1 Народничество как особое явление русской культуры и общественного сознания

    Генезис народничества связан с историей становления русской интеллигенции. Идея “печалования и сострадания о неправде и рабстве человека” придала особую окраску всей системе общественного сознания России второй половины 19 в. Снимая противостояние западничества и славянофильства, сторонники новой идейной доктрины попытались соединить элементы обоих течений русского протолиберализма. Их своеобразные взгляды — теория некапиталистического пути развития России, перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины — стали значимым и достаточно обособленным явлением русской философской мысли и культуры. Народники были убежденными атеистами, но в их сознании свободно уживались социализм и христианские ценности (высвобождение общественного сознания из-под церковного диктата, “христианство без Христа”, но с сохранением общекультурных христианских традиций).
    Многие из народников стремились на собственным примере показать возможность создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье, науке, искусству, морали, религии. Они хотели личным участием изменить социальное развитие страны, облагородив его. Социокультурный идеал народничества оказал сильнейшее влияние на все российское общество, обнаружив себя к началу 20 в. не только в русском либерализме, но даже и в консерватизме. Народнические идеи активно оспаривались многими общественными деятелями и философами, но при этом они заставляли их проникаться отдельными постулатами народничества.
    Понятие народничества и идеология народничества были заложены А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:
    -отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;
    -стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;
    -лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;
    -идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;
    -представление о русском крестьянине как о человеке будущего, “социалисте по природе”;
    2.2 Народнические организации и их деятельность
    народничество революционный анархический консервативный
    Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 – начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г) Члены его единственным средством преобразования действительности считали революцию. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.
    В 1861-1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А.А.Слепцов, Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, Н.И.Утин, С.С. Рымаренко), вдохновленные идеями А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Ее они ожидали к 1863 – после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией “Колокола”.
    Своеобразными центрами полулегальной деятельности “Земли и воли” стали книжный магазин Н.А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге, где они и выработали свою программу. В ней декларировалась передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась в 1864 г, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами. Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863-1866 г. выросла и действовала революционная организация “ишутинцев”, возглавляемая Н.А. Ишутиным, целью которой была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания (Д.В.Каракозов – повешен, Ишутин заключен в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где он сошел с ума).
    В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация “Народная расправа”(77 человек во главе с революционным фанатиком С.Г. Нечаевым). Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Люди, вовлеченные в «Народную расправу», оказались жертвами шантажа и интриг ее организатора, олицетворявшего фанатизм, диктаторство, беспринципность и лживость. Когда студент И.И. Иванов, сам бывший членом «Народной расправы», выступил против ее руководителя, призывавшего к террору, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Уголовное преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.
    В противовес беспринципности «нечаевщины» возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков таких кружков. Один из них, созданный С.Л.Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое Н.В.Чайковским. В кружке «чайковцев» впервые заявили о себе такие видные деятели как М.А. Натансон, С.М.Кравчинский, П.А.Кропоткин, Ф.В. Волховский, С.С. Синегуб, Н.А. Чарушин и др. Общество занималось изучением социалистической литературы.
    Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков в особенности «Большого общества пропаганды» участвовали в массовой акции. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже – «первого хождения в народ». Оно стало серьезной проверкой для народнической идеологии. Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя». При этом они выражали надежду на то, что власть, «не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу», что бунт «окажется излишним», а потому теперь нужно якобы собрать Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе. К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль, последовали правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу – «Процессу 193-х».
    “Земля и воля” (1876-1879). Руководили организации М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: агитацию словом и делом; акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее “вредных” представителей власти).
    Часть сторонников пропагандистской работы обоснованно настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к долговременным оседлым деревенским поселениям (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ») и стали создавать поселения народников в деревне. Но новое “хождение в народ” также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды (политиков) и продолжения борьбы за социалистические идеалы (“деревенщиков”).
    После многочисленных противоречий между членами организации стало ясно, что общего обсуждения конфликтной ситуации не избежать. 15 июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке, съезд показал, что общих идей у «политиков» с пропагандистами становится все меньше. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась.
    Сторонники старой тактики – «деревенщики», считавшие необходимым отказ от методов террора (Плеханов, Л.Г.Дейч, П.Б.Аксельрод, Засулич и др.) объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределение земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»). Они объявили себя главными продолжателями дела «землевольцев».
    «Политики», то есть сторонники активных действий под руководством заговорщицкой партии создали союз, которому дали название «Народная воля». Вошедшие в него А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и др. Народовольцы ставили своей целью:
    -революционный захват власти;
    -созыв Учредительного собрания;
    -утверждение политических свобод;
    -построение, в перспективе, общинного социализма.
    Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г.1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией .
    “Черный передел” (1879-1882 гг.). Его руководители – Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции – бунта при помощи пропаганды в деревне.
    В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу “Освобождение труда” – первую русскую социал-демократическую организацию.
    2.3 Направления народничества

    В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы – социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. По степени радикализма в народничестве различаются такие направления как: консервативное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское направления.

    2.3.1 Либеральнореволюционное направление
    Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название “пропагандисткого”, а в постсоветской — “умеренного”) были Петр Лаврович Лавров и Н.К.Михайловский. Их взгляды содержали следующие идеи:
    интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство, не готово к социальной революции, поэтому главная задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений; внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы; для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; после победы народа необходимо сохранение “государственного элемента”, роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений; социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.
    В 1870-х годах утверждение о враждебности государства историческому прогрессу, под которым подразумевалось торжество рабочего социализма, считался в леворадикальной литературе банальностью, трюизмом. Вследствие этого П.Л. Лавров в своей книге “Государственный элемент в будущем обществе” (1875) не считает нужным останавливаться на критическом разборе существующих форм государственности. Однако в наше время может возникнуть закономерный вопрос о том, каковы же были реальные причины антиэтатистской направленности радикально-народнического мировоззрения, что лежало в основе ненависти идеологов действенного народничества не только к формам самодержавно-государственного устройства, но и к принципу государственности вообще. Как и Лавров, Михайловский стремился увидеть в каждом человеке гармоничного и свободного субъекта истории. Введя в русскую философию термин “борьба за индивидуальность”, он заставлял единомышленников ощущать естественность стремления человека к свободе, к личной неприкосновенности, к равенству в правах, к взаимопомощи и солидарности.
    2.3.2 Социальнореволюционное направление
    Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления Петр Никитич Ткачев предполагал, что: крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества; поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту; самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно “висит в воздухе”; поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества; для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные. Его последователи сформулировали тезис в лозунге “цель оправдывает средства”. Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа. Ткачев считал, что социальный взрыв будет иметь “нравственно-очищающее воздействие” на общество, что бунтарь в силах сбросить с себя “мерзость старого мира рабства и унижений”, поскольку только в момент революционного действия человек ощущает себя свободным. По его мнению, не стоило заниматься пропагандой и ждать, пока народ созреет к революции, не нужно “бунтовать” деревню.

    2.3.3 Анархистское направление
    Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что: главная несправедливость – социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство; поэтому цель борьбы – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, – худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя; основное средство борьбы – революционный бунт народа. При этом крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту; после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.
    Несколько лет спустя отношение Бакунина к русскому самодержавию принимает характер бескомпромиссного отрицания. В “Прибавлении А” (1873) анархо-теоретик ставит в вину монархическому режиму консервацию наиболее реакционных черт русского народного быта. По его убеждению, главное историческое зло, против которого обязаны бороться революционеры, – патриархальность.
    Патриархальность пронизала всю вертикаль русской социальной жизни – от семьи до государства, “положив на неё тот характер тупоумной неподвижности, той непроходимой грязи родной, той коренной лжи, алчного лицемерия, и, наконец, того холопского рабства, которые делают её нестерпимой”. Анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.
    Бакунин считал русского человека бунтарем “по инстинкту, по призванию”, а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта. Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал “коллективный ум” народа к созданию коммун, автономий, федераций.
    2.3.4 Консервативное направление
    Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Ап. Григорьевым, Н.Н.Страховым). Его деятельность, в основном, представленная творчеством журналистов, сотрудников журнала “Неделя” П.П.Червинского и И.И.Каблица. В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу писателя П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением.
    Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно сказалось новое отношение к народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так и, в общем, их направлении. Стремлением к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».

    2.4 Возобновление «кружковщины». Неонародничество
    С середины 1880-х в России наметились тенденции к децентрализации революционного подполья, к усилению работы в провинции. Такие задачи ставила, в частности, «Молодая партия Народной воли».
    В 1885 в Екатеринославле собрался съезд южных народовольцев (Б.Д.Оржих, В.Г.Богораз и др.), пытавшийся объединить революционные силы региона. В конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля”» (А.И.Ульянов, П.Я.Шевырёв и др.). Программа последней, наряду с утверждением террористической борьбы, содержала элементы марксистских оценок ситуации. Среди них – признание факта существования капитализма в России, ориентация на рабочих – «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в Киеве – «Южнорусская группа народовольцев».
    В 1893-1894 «Социально-революционная партия Народного права» (М.А.Натансон, П.Н.Николаев, Н.Н.Тютчев и др.) поставила задачей объединить антиправительственные силы страны, но это ей не удалось. По мере распространения в России марксизма народнические организации утрачивали господствующее положение и влияние.
    Возрождение революционного направления в народничестве, начавшееся в конце 1890-х (так называемое «неонародничество») оказалось связанным с деятельностью партии социалистов-революционеров (эсеров). Она сформировалась через объединение народнических групп в виде левого крыла демократии. Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу, народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие – в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М.Р.Гоц, О.С.Минор и др. – бывшие народники.

    Заключение
    Итак, мы рассмотрели идеологию народничества, народнические организации и их деятельность, дали характеристику направлениям народничества. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур – культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества. Многие из народников стремились на собственном примере показать возможность создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье, науке, искусству, морали, религии. Они хотели личным участием изменить социальное развитие страны, облагородив его. Социокультурный идеал народничества оказал сильнейшее влияние на все российское общество, обнаружив себя к началу 20 в. не только в русском либерализме, но даже и в консерватизме. Народнические идеи активно оспаривались многими общественными деятелями и философами, но при этом они заставляли их проникаться отдельными постулатами народничества.

    Хронологическая таблица
    Дата
    Событие
    1856-1858 гг.
    Возник студенческий кружок в Харьковском университете
    1861 г.
    Возник кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским
    1861-1864
    Возникновение тайного общества Петербурга «Земля и воля»
    1864 г.
    «Земля и воля» самораспустилась
    1863-1866 г.
    Выросла и действовала революционная организация “ишутинцев”, возглавляемая Н.А. Ишутиным
    1866 г.
    Член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II
    1869г.
    В Москве и Петербурге начала деятельность организация “Народная расправа”
    1874г.
    Весна и лето. «Первого хождения в народ».
    1876-1879гг.
    Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров
    1879 г
    “Земля и воля” раскололась на сторонников пропаганды(политиков) и продолжения борьбы за социалистические идеалы (“деревенщиков”)
    15 августа 1879
    «Земля и воля» распалась.
    1 марта 1881 г
    Александр II был убит
    1879-1882 гг.
    “Черный передел”, руководители – Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич
    1883 г.
    Чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу “Освобождение труда” – первую русскую социал-демократическую организацию.
    декабря 1886
    в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля”» (А.И.Ульянов, П.Я.Шевырёв и др.)
    1891г.
    в Петербурге работала «Группа народовольцев», в Киеве – «Южнорусская группа народовольцев».
    1893-1894
    «Социально-революционная партия Народного права» (М.А.Натансон, П.Н.Николаев, Н.Н.Тютчев и др.) планировали объединить антиправительственные силы страны.
    1900-1901.
    Образовалась Южная партия социалистов-революционеров и «Союз эсеров», организаторами выступили М.Р.Гоц, О.С.Минор и др. – бывшие народники.

    Список литературы
    1) Богучарский, В.Я. Активное народничество семидесятых годов/В.Я. Богучарский.- М.: 1999.
    2) Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций/В.О.Ключевский. – М.: 1997.
    3) Аксенова, М.Д. Детская энциклопедия. История России/М.Д.Аксенова.- М.: 1998.
    4) Ключевский, В.О. Избранные лекции “Курса русской истории”/ В.О. Ключевский. – М.: 2002.
    5) Буганов, В.И. История России. Конец XVII-XIX век/ В.И. Буганов, П.Н.Зырянов. – М.: Просвещение, 2006.
    6) http://ru.wikipedia.org\
    7) http://slovari.yandex.ru/
    Размещено на Allbest.ru

  8. Nikitos Ответить

    Методические указания

    Анализируя четвертый вопрос, подумайте, какие факторы способствовали активизации общественной жизни России во второй половине XIX в.
    Какую роль в формировании идеологии народничества сыграл нигилизм?
    Кто был его наиболее ярким представителем?
    В условиях проведения реформ 60-х–70-х гг. XIX в. в российском обществе широкое распространение получили идеи социализма. Выясните, каковы основные положения теории крестьянского социализма.
    Что такое народничество? Охарактеризуйте его цель, задачи, состав участников движения, его сильные и слабые стороны.
    Какие средства борьбы использовали народники? Насколько эти средства были эффективными в достижении поставленных целей?
    Кто являлся сторонником насилия и террора (См. приложение 29)?
    Что служило для народников теоретическим обоснованием тактики террора?
    Близкую к народовольцам деятельность осуществляла организация «Народная расправа», (См. приложение 30) руководимая С. Г.Нечаевым (портрет, биография 34). Ознакомьтесь с составленным им «Катехизисом революционера» и дайте оценку его взглядам на суть и задачи революционной деятельности (См. приложение 31)
    Какие террористические акции были осуществлены народовольцами?
    Чем, по – вашему, можно объяснить «охоту» за императором Александром II, объявленную членами группы «Народная воля»? Являлись ли организованные на него покушения выражением неприязни к личности императора? Для ответа на этот вопрос ознакомьтесь с содержанием письма Исполнительного комитета «Народной воли» к Александру III (портрет) (Cм. приложение 32)
    Последним шагом в деятельности революционного народничества явилось покушение на Александра III 1 марта 1887 г., организованного террористической группой, в состав которой входил А.И.Ульянов (портрет, биография 35) (брат В.И. Ульянова (Ленина). В дальнейшем многие народники перешли на идейные позиции марксизма. Постарайтесь ответить на вопросы:
    Чем была привлекательна для бывших народников марксистская теория?
    На чем было основано их убеждение в приемлемости марксизма для России?
    Каковы были результаты деятельности революционных народников всех направлений? Привела ли она к улучшению жизни народа?
    Можно ли считать народничество специфическим явлением общественной жизни России или подобное направление общественной мысли характерно и для других стран?
    Террористическая тактика народовольцев привела к усилению реакции в стране, арестам и казням. По мнению некоторых историков, деятельность народовольцев значительной степени затормозила эволюционное развитие России. Среди ближайшего окружения императора Александра III в это время выделяется фигура ближайшего советника, учителя и верного человека императора обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева (биография 36). Именно он категорически отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова (биография 37) по либерализации государственной и общественной жизни страны. Он резко выступал против западной буржуазной цивилизации, буржуазных нравов, критиковал «парламентскую говорильню», поддерживал связи со славянофилами, хотя и не разделял их взгляды полностью. Он призывал Александра III «задушить в стране крамолу», определить черту оседлости для евреев, очистить учебные заведения от «обезумевших философов и мечтателей» (имея в виду С.М. Соловьева).
    Новым важным фактором русской общественной жизни в конце XIX в. в России стало появление марксизма и формирование первых марксистских кружков и групп.
    Что явилось социальной основой данного явления?
    В чем сильные и слабые стороны марксизма?
    Какие первые рабочие организации вам известны? В чем выражалась их деятельность?
    Чем российское рабочее движение отличалось от западноевропейского?
    Почему в России марксизм был воспринят не только как философия, но и как руководство к действию?
    Кто был организатором «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»?.
    Когда возникла Российская социал-демократическая рабочая партия? Кто были ее лидеры?
    Какие задачи ставила РСДРП?
    При подготовке ответа используйте материал Приложения к вопросу 4.

  9. MixFix Ответить

    В 1867 г. социалист Герман Лопатин организовал «Рублевое общество». Члены организации ежегодно вносили 1 руб. в кассу общества. На эти деньги содержались учителя, которые ездили по селам, работали в земских школах и вели там социалистическую пропаганду. Вскоре члены общества были арес-тованы полицией.
    В 1869 г. социалист С. Нечаев создал организацию «Народная расправа», в которую входило несколько студентов. В случае захватала власти общество планировало уничтожение всех благородных и богатых сословий. Против Нечаева не раз выступал студент Иванов. Тогда Нечаев и два его сообщника убили Нечаева. Преступление было раскрыто полицией. Решили устроить открытый уголовный процесс над социалистами. Более 100 социалистов предстало перед судом в 1871 г. Материалы суда печатали все прави-тельственные газеты. Страна узнала о благородных помыслах социалистов. После такой пропаганды тысячи молодых людей влились в социалистическое движение.
    Социалистов 70-х гг. называют народниками, т.к. они ценой своей жизни хотели улучшить жизнь народа. У народников появились 3 новых вождя: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев. Все они жили за границей и оттуда присылали в Россию свои журналы. Бакунин считал, что народ всегда готов к революции. Но ее начнут разбойники. Народ поддержит это выступление и ликвидирует государственность. Будет жить коммунами: земля будет у крестьян, а фабрики и заводы – у артелей рабочих. Лавров напротив считал, что народ не готов к революции. Поэтому надо вести длительную пропаганду. Когда народ будет готов к революции, он сам ее совершит: передаст землю крестьянам, а фабрики – рабочим. Ткачев считал, что народ никогда не будет готов к революции, необходимо создать революционную партию, которая захватит власть и осуществит социалистические реформы.
    Лидеры народничества призвали своих сторонников идти в народ. Весной 1874 г., переодевшись в крестьянскую одежду, тысячи юношей и девушек пошли в народ. Но народ их не понял. 1 тыс. социалистов была арестована и предана суду. Суровые приговоры получили бакунисты за призывы к восста-ниям.
    Осенью 1876 г. сторонники Лаврова создали партию «Земля и воля». Они решили создавать длительные поселения социалистов в деревне и идти туда в качестве врачей, учителей, агрономов, а в свободное от работы время занима-ться пропагандой идей социализма среди крестьян. Однако уже к концу 1876 г. многие социалисты покинули деревни: не было времени для пропаганды, множились доносы на подозрительных молодых людей.
    В июле 1877 г. в Доме предварительного заключения высекли арестован-ного социалиста-дворянина Боголюбова. Тогда произошел перелом в на-строениях многих социалистов. В начале 1878 г. Вера Засулич стреляла в обидчика, генерал-губернатора Трепова. Была арестована. Но суд присяжных её оправдал. Сторонники поступка Засулич в партии «Земля и воля» создали организацию «Свобода или смерть» и стали мстить за казненных товарищей. Жертвами этой организации стали шеф Корпуса жандармов, прокуроры, судьи и жандармы. Власть ответила новыми репрессиями.
    В апреле 1879 г. землеволец Александр Соловьев неудачно покушался на императора. По требованию одного из лидеров партии Г. Плеханова был про-веден съезд, на котором партия «Земля и воля» была ликвидирована и были созданы 2 организации: партия «Народная воля» и организация «Черный пе-редел».
    Народовольцы решили убить императора, спровоцировать политический кризис и захватить власть в стране. С конца 1879 по 1 марта 1881 г. они совершили 7 покушений на императора. Покушение 1 марта 1881 г. стало роковым для Александра II.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *