Что такое общество урок 10 класс боголюбов?

6 ответов на вопрос “Что такое общество урок 10 класс боголюбов?”

  1. chtets* Ответить

    Урок 1
    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.
    План урока.
    Понятие “общество”.
    Взаимосвязь общества и природы.
    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
    Общественные науки, их особенности.
    Общество в узком смысле:
    Круг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество);
    Регион (российское общество, приморцы);
    По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора);
    Отдельное конкретное общество, страна, государство;
    Исторический этап в развитии человечества
    (феодальное общество, капиталистическое общество);
    Человечество в целом .
    Общество в широком смысле:
    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Прошлое, настоящее и будущее человечества.



    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ОБЩЕСТВО
    Первоосновой взаимодействия людей является
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.
    Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходить за рамки опыта.
    ЖИВОТНЫЕ
    Приспособление к существующим природным условиям.
    Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Важным условием жизни человека является
    КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью

    Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!
    Общество – это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей.
    Общество – это всегда совокупность людей
    Общество – это совокупность общественных отношений, складывающиеся между людьми
    Материальные отношения (производственная сила общества)
    Духовные отношения (возникают и проходят через сознание людей)
    Общество и природа.
    ОБЩЕСТВО
    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.
    В чем состоит обособление общества от природы?
    Общество и природа.
    ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение.
    И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».
    ОБЩЕСТВО
    Сознание, воля.
    ПРИРОДА
    стихия
    Субъективные законы развития
    Создает культуру – вторую природу
    К чему привела такая установка сегодня?
    Общество и природа.
    ОБЩЕСТВО
    Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    ПРИРОДА
    Оказывает воздействие на развитие стран и народов
    Влияет на естественную среду обитания человека
    «+» или «-»
    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом
    Материальная культура – здания, транспортные средства, предметы быта, приборы, оборудование и т.д.
    Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения
    Экономическая
    сфера
    Социальная
    сфера
    Политическая
    сфера
    Духовная
    сфера
    Общество – это сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни
    Связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями)
    Связанная со специализированным духовным производством (искусство, наука, философия, мораль)
    Связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ
    Связанная с организацией общества и управления им, система институтов управления
    ● традиционное (доиндустриальное, аграрное)
    ● индустриальное
    ● постиндустриальное
    (информационное)
    Типология обществ
    Черты сравнения
    Традиционное
    Индустриальное
    Постиндустриальное
    Время возникнове-
    ния
    10 тыс. лет
    назад
    в результате аграрной революции
    XIXв.
    промышленная революция
    (Англия)
    70-80 гг. XXв.
    Основной фактор производства
    земля
    (главное богатство)
    капитал
    знания
    Основной продукт производства
    пища
    промышленная продукция
    услуги
    Основные черты производства
    ручной труд
    (соха, плуг)
    применение техники
    автоматизация производства, компьютеризация общества
    Характер труда
    индивидуальный труд
    стандартная
    деятельность
    творческое
    начало в труде
    Занятость
    населения
    основа – с/х
    (75%)
    основа –
    промышлен-ность (85%)
    основа –
    информация
    (70% – услуги)
    Основной вид
    экспорта
    сырье
    продукция
    производства
    услуги
    Социальная
    структура
    сословия,
    классы,
    замкнутость
    соц. структур
    классы,
    подвижность и открытость соц. структур
    дифференциация в зависи-мости от
    уровня образования и квалифика-ции
    Продолжи-
    тельность жизни
    40-50 лет
    70 лет
    более 70 лет
    Воздействие человека на
    природу
    локальное,
    неконтроли-руемое
    глобальное,
    неконтроли-
    руемое
    глобальное,
    контролируемое
    Взаимодей-
    ствие с другими странами
    несуществен-
    ное, закрытость
    стран
    тесное
    открытость
    общества
    Политическая
    жизнь
    монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод
    Парламен-
    таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод
    гражданское
    общество, политический плюрализм
    Духовная жизнь
    мало образован-ных людей, религиозные ценности
    вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов
    особая роль науки, образования
    Общественные науки
    Обществознание – это школьная учебная дисциплина, под которой понимается некий синтез базовых знаний общественных наук.
    Науки, которые изучают общество и человека в нем
    Эстетика
    Политология
    Социология
    Юриспруденция (правоведение)
    Экономика (экономическая теория)
    Этика
    Культурология
    Этнология
    Общественные науки
    Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.
    Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.
    История – наука о прошлом человечества.
    Культурология – наука, изучающая культуру общества.
    Лингвистика – наука о языке.
    Политология – наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
    Психология – наука о развития и функционирования психики человека.
    Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.
    Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.
    Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.
    Философия – наука о всеобщих законах развития общества.
    Этика – наука о морали.
    Эстетика – наука о прекрасном.

  2. Dima_5959 Ответить

    Урок по
    обществознанию в 10 классе.

    Учитель Ткачёва Любовь Ермолаевна.
    Тема: «Что такое общество»
    Литература:
    Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов,
    А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011
    г.
    Цель урока: Познакомить учащихся с
    элементным составом, структурой общества,
    социальными институтами.
    I/ Ориентировочно-мотивационный
    этап.

    Тест по теме « Развитие знаний об
    обществе»
    Первым трудом по обществознанию можно
    считать:
    А. «Политику» Аристотеля.
    Б. «Капитал» К.Маркса.
    В. «Государство» Платона.
    Г. «Государя» Н. Макиавели.
    Ответ: в.
    Платон разделил общество на:
    А.два класса.
    Б. четыре класса.
    В. три класса.
    Ответ: в
    Отцом западного либерализма, теоретиком
    конституционной монархии и разделения
    властей на законодательную, исполнительную
    (включая судебную) и федеральную( внешних
    сношений) считается:
    А.Ж.Ж. Руссо.
    Б. К.Маркс.
    В. И.Кант.
    Г. Дж. Локк.
    Ответ: г
    4. Если материальный мир может быть
    предметом точного измерения и анализа,
    то почему таковым не может стать
    социальный мир? На этот вопрос первым
    попытался ответить:
    А. Ж.Ж.Руссо.
    Б. К.Маркс.
    В. Ш.Л. Монтескье.
    Г. И. Кант.
    Д. О.Конт.
    Е. Дж. Локк
    Ответ: д
    Основоположником теории классов и
    социального конфликта является:
    А. Ж.Ж. Руссо.
    Б. К.Маркс.
    В. Ш.Л. Монтескье.
    Г. И.Кант.
    Д. О.Конт.
    Е. Дж. Локк.
    Ответ: б
    6.Основателем классической экономики
    считается:
    А. К.Маркс
    Б. Г.Спенсер.
    В. Д.С. Милль.
    Г. А.Смит
    Ответ: г
    Главное произведение Н. Макиавелли:
    А. «Государь»
    Б. «Государство»
    В. «Капитал»
    Г. «Диалоги»
    Ответ: а
    Знаменитый труд « Закат Европы» создал:
    А. Алексис де Токвиль.
    Б. Эдуард Бернетт Тайлор.
    В. Освальд Шпенглер
    Ответ: в
    Теорию культурно-исторических типов
    выдвинули:
    А. Алексис де Токвиль.
    Б. Эдуард Бернетт Тайлор.
    В. Освальд Шпенглер.
    Г. Льюис Генри Морган.
    Д. Н.Я. Данилевский.
    Ответ: д
    Культурно – исторические типы различаются
    по своеобразным сочетаниям четырех
    основополагающих элементов:
    А. религиозного.
    Б. культурного.
    В. научного.
    Г. политического.
    Д. духовного.
    Е. экономического.
    Ответ: а, б, г, е.
    Определяющим фактором развития
    промышленности выступает:
    А. индустриальное общество.
    Б. доиндустриальное общество.
    В. постиндустриальное общество.
    Ответ: в
    В каком обществе главным институтами
    являются церковь и армия:
    А. в индустриальном.
    Б. в доиндустриальное.
    В. в постиндустриальном.
    Ответ: б
    Переходом, от какого общества (типа
    хозяйства) к какому явилась неолитическая
    революция:
    А. от охоты и собирательства к земледелию.
    Б.от земледелия к индустриальному
    обществу.
    В. от капиталистического к социалистическому.
    Г. от традиционного к современному.
    Ответ: а.
    Учитель: Тема сегодняшнего урока вы
    видите на экране . С понятием «общество»
    мы знакомы.
    Актуализация определения понятия «
    Общество»

    Учащиеся дают 4 определения общества,
    с которыми они знакомились в 8-9 классах.
    Общество-
    этап исторического развития
    человечества.

    система отношений.
    форма объединения людей, сложившееся
    в процессе совместной деятельности

    обособившаяся от природы часть
    материального мира, но тесно связанная
    с ней.

    Примеры. В каком значении употреблено
    понятие общество в следующих высказываниях?
    А. Двери в зал распахнулись и его взору
    предстало довольно разношерстное
    общество.
    (коллектив)
    Б. За сословиями феодального общества
    закрепляется определенный круг прав и
    обязанностей.
    (конкретный этап)
    В. Пришельцы обнаружили на земле общество,
    отличающееся сложным устройством и
    разнообразием.
    ( как система)
    Г. В обществе в отличие от природы
    действует закон ускорения.
    ( как человечество в целом)
    Учитель: Сегодня мы должны изучить
    строение общества, познакомиться с
    элементным составом и структурой
    общества.
    II.Ориентировочно-исполнительский
    этап.

    Общим для многих интерпретаций общества
    является характерный для современной
    науки системной подход. Общество
    мыслится как целостная динамическая
    система
    . Система- это упорядоченное
    множество взаимосвязанных элементов,
    обладающее структурой и организацией
    и образующее целостное единство. Общество
    с позиций философии и социологии
    представляет собой сложную систему,
    поскольку характеризуется рядом
    признаков.

    Наиболее простым признаком общества
    как системы является его качественная
    обособленность. Т.е. способность быть
    автономным явлением, отличным от других
    явлений природы.
    Вторым необходимым признаком системности
    общества является гетерогенность
    строения. Которая означает, что данная
    система не только выделяется среди
    прочих объектов, но и сама состоит из
    автономных частей.
    Третьим признаком общества как системы
    является то, что все его части взаимосвязаны,
    что проявляется в некоторых интегральных
    свойствах системы.
    Таким образом, общество как система
    выделяется относительно других явлений.
    Состоит из взаимосвязанных частей и
    обладает интегральными свойствами,
    которые отсутствуют у отдельных его
    частей. Иными словами любая система
    обладает совокупностью элементов, т.е.
    элементным составом и структурой, как
    совокупностью отношений между элементами.
    Исходя из выше сказанного, социум как
    система состоит из элементов- индивидов
    и их объединений, находящихся между
    собой в взаимодействии, т.е. каким то
    образом структурировано и прежде всего
    своей совокупной деятельностью.
    Следовательно, общество можем определить
    как совокупность индивидов и их
    объединений.

    1. Элементный состав общества в теории
    систем элемент определяется как
    наименьшая дробная часть целого,
    сохраняющего качественную определенность.
    Элементом общества является индивид-
    наиболее общее и абстрактное понятие,
    включающее в себя всю совокупность его
    свойств и отношений, в силу чего оно
    недостаточно информировано, а потому
    нуждается в уточнении и конкретизации.
    Индивид может выступить как человек,
    личность, гражданин.
    Личность
    характеризует индивида с позиции его
    автономности и независимости от других
    и общества в целом. Личностью можно
    назвать индивида, который обладает
    возможностью выйти из общественного
    производства без ущерба для благосостояния
    своего и своей семьи. В психологическом
    плане личностью становится индивид,
    который способен формировать собственное
    мнение и защищать вопреки мнения
    большинства. Таким образом личность
    обязательно связана с обществом и может
    формироваться только при наличии
    проявления активности в обществе.
    Индивид как гражданин характеризует
    взаимосвязь с государством. Определяется
    его правовой статус, политическое,
    экономическое положение в обществе.
    Гражданин является полноправным
    гражданином социума, обладает не только
    правами, но и обязанностями по отношению
    к обществу и государству, т.е.
    политико-правовая характеристика
    индивида.
    2. Семья- первая общественная объединение,
    которое человек застает родившись. (
    характеристика видов браков семей в
    разное время развития общества). Главная
    функция семьи это воспроизводство и
    социализация индивида, а так же
    экономическая функция при реализации
    которой она превращается в экономическую
    ячейку общества, став важнейшим элементом
    социума.

    3. Корпоративные объединения, которые
    создаются с целью ведения совместной
    хозяйственной деятельности посредством
    объединения имущества. Денежных средств
    или трудовых усилий его участников.
    Корпоративные объединения представляют
    собой основную производственно-хозяйственную,
    финансовую или более широко экономическую
    единицу общества. Они могут выступить
    в форме АО, Товариществ, Предприятий.

    4. Общественные организации, представляют
    собой объединения по политическим,
    духовным, творческим, религиозным,
    профессиональным и прочим интересам.
    Общественные объединения это добровольное
    самоуправляемое некоммерческое
    образование, созданное по инициативе
    граждан, объединившихся на основе
    общности интересов для реализации общих
    целей, указанных в уставе общественных
    организаций. Виды общественных
    объединений:

    -Общественная организация ( предусматривает
    членство, совместную деятельность
    участников, направленную на защиту и
    достижения уставных целей.),
    -общественное движение (массовое
    движение, участники которого не имеют
    членства, преследует социальные,
    политические и иные общественно-полезные
    цели),
    – общественный фонд ( не имеющие членства,
    цель которого заключается в формировании
    имущества на основе добровольных взносов
    и иных поступлений, которые используются
    на общественно-полезные цели),
    – общественное учреждение ( не имеющие
    членчтва, ставящие своей целью оказание
    конкретных вида услуг, отвечающих
    интересам участников и соответствующих
    уставным целям),
    – орган общественной самодеятельности
    ( не имеющих членства, его цель совместное
    решение социальных проблем, возникающих
    у граждан по месту жительства, учебы,
    работы; результат его деятельности
    удовлетворение потребности неограниченного
    круга лиц).
    II/ Функции и институты
    общества- как способ сосуществования
    людей, общество должно функционировать
    т.е. выполнять определенный набор
    функций:

    производство материальных благ и услуг
    воспроизводство и социализация человека
    духовное производство и регулирование
    активности людей.
    распределение продуктов труда
    регламентация и управление деятельностью
    и поведения
    Для реализации этих функций формируется
    соответствующие структуры, т.е. организации
    ( институты) и отношения.
    Социальный институт это устройство
    общества, созданное для удовлетворения
    его важнейших потребностей, регулируемое
    сводом социальных норм. Социальный
    институт- это реальная совокупность
    людей, которая трудится в определенной
    сфере.
    Это исторически сложившиеся,
    устойчивая форма организации совместной
    деятельности, регулируемой нормами,
    традициями, обычаями и направленное на
    удовлетворение потребностей общества.

    Приведите примеры социальных
    институтов, которые функционируют в
    различных сферах общества. Задание №1

    В современном обществе существуют
    десятки социальных институтов:
    государственных, правовых, культурных,
    религиозных, идеологических.
    Ключевыми институтами с точки зрения
    организации общества являются
    наследование, власть, собственность
    и семья.

    В системе политических институтов
    современного общества выделяются,
    наряду с ведущими институтами власти,
    демократические институты политического
    представительства, президентства,
    разделения властей, местного самоуправления,
    парламентаризма и т.д.
    В системе правовых институтов выделяются
    такие составляющие, как институты
    судебной власти, судебной экспертизы,
    судопроизводства, адвокатуры, присяжных
    и др.
    В структуру религиозных институтов (
    на примере христианства) входят институты
    целибата (безбрачия священников в
    католичестве),епископата, крещения,
    исповеди, монашества и т.п.
    Внутри социального института родства,
    наряду с основными институтами семьи
    и брака, развиваются институты материнства
    и отцовства, побратимства, наследования,
    имя – наречения и др.
    Социальные институты определяют общество
    в целом, каждый институт выполняет
    общественно значимую функцию.
    В процессе удовлетворения потребностей
    возникают между социальными институтами
    связи и отношения. Совокупность этих
    связей и отношений составляет структуру
    общества. Именно структура придает
    разрозненным элементам целостность и
    качественную определенность и дает
    возможность назвать данную совокупность
    системой. Чем сильнее внутренние связи
    и отношения, тем выше надежность и
    устойчивость системы.
    Общество- это сложная динамическая
    система, включающая в себя в качестве
    подсистем сферы общественной жизни.

    Экономическая, или материально-производственная
    сфера- это область общественной жизни,
    связанная с деятельностью человека по
    производству, распределению, обмену,
    потреблению материальных благ,
    материальных условий жизни людей.
    Социальная сфера- это область общественной
    жизни, связанная с отношениями между
    различными социальными общностями(
    классами, нациями, социальными слоями
    и т.п.), их ролью в жизни общества.
    Политическая, или политико-правовая
    сфера- это область общественной жизни,
    связанная с организацией общества и
    управления им, системой институтов
    управления.
    Духовная сфера- это область общественной
    жизни, связанная, со специализированным
    духовным производством, с функционированием
    социальных институтов. В рамках, которых
    создаются и распространяются духовные
    ценности.
    Развитие каждой из сфер общественной
    жизни подчиняется собственным
    закономерностям, но самостоятельность
    сфер относительна. Неполадки в
    функционировании одной из них сразу же
    сказывается на состоянии других.
    Например, нестабильность экономической
    жизни порождает кризис в политической
    сфере, напряженность в социальных
    отношениях, дезорганизацию людей в
    духовной сфере, неуверенность в настоящем
    и будущем.
    III.Рефлексия.
    1.Элементы общества: индивид, семья,
    корпоративные объединения, общественные
    некоммерческие объединения.
    2. Функции общества: производство
    материальных благ и услуг, воспроизводство
    и социализация человека, духовное
    производство и регулирование активности
    людей, распределение продуктов труда,
    регламентация и управление деятельностью
    и поведения
    4.Социальные институты: экономические
    институты, политические институты,
    правовые институты.
    3. Общественные отношения: Экономические,
    социальные, политические, духовные.
    Учитель: Сейчас я хочу вам предложить
    небольшую игру. Игра называется
    «Синквейн». В переводе с французского
    языка означает 5 строчек. Это игра
    поможет вам применить ваши знания в
    другой ситуации, способствует развитию
    аналитического мышления.
    Правила игры: Дается одно слово –
    существительное, которое пишется на
    первой строчке. На второй строчке нужно
    написать два прилагательных, которые
    характеризуют данное слово. На третьей
    –три глагола. На четвертой – четыре
    слова: пословицу , поговорку которая
    будет отражать характер данного слова.
    На пятой напишем одно слово на основе
    собственного мнения.
    Например:
    1.общество
    2.многофункциональное, сложное
    3.развивает, создает, радует
    4.нельзя быть свободным от общества.
    5.коллектив
    А сейчас попробуйте сами. По следующим
    словам: личность, экономика. институт,
    любовь, дискуссия.
    IV.Домашнее задание § 1,
    вопрос 1, 2, составьте таблицу «Общественные
    науки».

  3. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *