Что такое общество в узком смысле и широком смысле?

11 ответов на вопрос “Что такое общество в узком смысле и широком смысле?”

  1. Zulkijin Ответить

    Как понять, что это именно общество

    Наличие органа, на которого возложены функции контроля над процессами воспроизводства и саморегулирования (пример: предводитель, модератор форума).
    Существование в особых материях, именуемых социальным временем и социальным пространством. Примечательно, что указанные материи никак не связаны с общепринятыми понятиями временных и пространственных показателей (пример: тайное сообщество, клан игроков в покер из разных стран).
    Исторические предпосылки. Процесс формирования любого общественного объединения протекает в условиях изначального наличия какой-либо общности людей, связанных между собой чем-либо (пример: родственные отношения, моральные устои, национальные традиции).

    Структура

    Структурой общества называется совокупность тех или иных социальных групп/общностей и взаимосвязей как между ними, так и между их членами.
    Социальная общность как структурная единица является формированием, в состав которого входят люди, объединенные общими стремлениями, деятельностью или интересами, например, содружество журналистов, клуб любителей животных, сообщество фанатов определенного артиста.
    Ничего не понятно? Ну, тогда смотрим видео (там все полочкам):

    Функции общества

    Любой социальный институт преследует конкретные цели, которые и становятся аспектами, обуславливающими его функции. Например, функции армии заключаются в обеспечении безопасности определенной территориальной единицы, больниц – излечивать людей от различных патологий и функциональных нарушений органов и систем организма.
    Специалисты из разных областей (социология, философия, обществоведение, история), изучая и анализируя функции общества и пытаясь их классифицировать, выделили 4 основные из них:
    Управленческая/контролирующая. Заключается в регулировании взаимосвязей и взаимоотношений между членами социальных институтов путем создания определенных правил, норм поведения, морально-нравственных канонов, санкций, обязанностей, табу;
    Производственная/распределительная. В основе этой функции лежит создание и массовое производство товаров и продуктов согласно потребностям членов общества;
    Социальная. Распределение и доведение до сознания членов сообщества поведенческих норм, обеспечение их понимания и соблюдения;
    Функция воспроизводства. Обеспечение появления новых членов.
    По роду осуществляемой деятельности функции социальных институтов подразделяются на 2 типа – явные и скрытые.
    В первом случае это официально оформленная деятельность, полностью принятая государственными органами и людьми (пример: учеба в ВУЗах, брак).
    Во втором случае имеет место непреднамеренная либо умышленно скрытая деятельность (теневая экономика, криминальные структуры).

    Сферы и элементы

    Элементами сообщества называются структурные составляющие различных общественных сфер:

    Политическая сфера — управленческая сфера, регулирующая межнациональные отношения, взаимосвязи между членами социальных институтов, государственными структурами и обществом. Ключевые элементы – суды, армия, политика, парламент, государство (что это такое?) и т.д.;
    Духовная сфера — включает в себя процессы формирования, распространения, осознания членами сообщества морально-нравственных норм, а также передачи этих норм представителям последующих поколений. Ключевые элементы – этика, мораль, образование, культура и т.д.;
    Экономическая сфера — ответственна за производство, обмен и потребление. Если представить, что общество является организмом, то экономика будет выступать в качестве физиологических процессов, протекающих в нем. Благоприятное течение указанных процессов и обеспечивает сообществу нормальное существование. Ключевые элементы – товар, налог и банк, коммерция (что это?) и бизнес, деньги и товарооборот, рынок и т.д.;
    Социальная сфера — охватывает взаимоотношения и их принципы в различных возрастных и социальных общностях. Данная сфера – один из основных показателей стабильности и благополучия общественного существования. Ключевые элементы – семья (что это?), род, класс, сословие, нация.

    Понятие общества в разных науках

  2. Девушка с цепью Ответить

    Биологическое начало:
    1) анатомия
    2) физиология
    3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
    Основные отличия человека от животных:
    1) Человек способен производить орудия труда, использовать их;
    2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
    3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
    Только для человека возможна самореализация личности.
    Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
    Виды потребностей:
    Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
    Социальные (общение, самореализация и др.)
    Духовные (вера, творчество)
    Задатки– природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
    Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
    Талант– уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
    Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
    Вопрос 5 Личность, особенности подросткового возраста
    Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
    Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
    Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
    Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
    Процесс социализации продолжается всю жизнь..
    Особенности подросткового возраста:
    1) Психологические изменения
    2) Физиологические изменения
    3) Развитие мышления
    4) Формирование самосознания
    5) Формирование мировоззрения
    6) Полярность мнений и поведения
    7) Чувство взрослости
    Вопрос 6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
    Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
    Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.
    Структура деятельности включает в себя:
    Объект
    Субъект
    Мотив
    Цель
    Средства
    достижения
    Результат
    Труд– это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
    Игра– это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
    Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
    Вопрос 7. Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение
    Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
    Признаки малой группы:
    1) Наличие общей цели;
    2) Совместная деятельность;
    3) Личное взаимодействие членов группы;
    4) Длительность существования;
    5) Добровольный характер
    6) Определённый эмоциональный фон.
    Различают следующие типы малых групп:
    Условные (нет постоянных контактов)
    Реальные (постоянные контакты)
    Естественные (складываются сами по себе)
    Формальные (официальные)
    Неформальные (неофициальные)
    Вопрос 8. межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
    Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
    Формальные:
    – переговоры о приеме на работу;
    – беседа директора с родителями ученика
    – отношения между должностными лицами в служебное время
    – назначение деловой встречи по телефону.
    Неформальные:
    – вечеринка друзей;
    – поездка с приятелями на пикник;
    – туристический поход;
    – знакомство с соседом
    – беседа с приятелем по телефону.
    Общение– это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
    Через общение человек:
    – получает знания об окружающем мире
    – происходит передача опыта
    – усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
    – усваивает правила и нормы поведения
    – учится оценивать поступки других людей
    – формирует личные качества:
    – принципиальность, отзывчивость,
    – честность, доброту и др.
    Вопрос 9. межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
    Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
    Причины конфликтов:
    1) Неумение контролировать эмоции
    2) Негативные чувства (зависть, корысть)
    3) Невоспитанность
    4) Различные ценностные ориентации
    5) Возрастные
    Стратегии поведения в условиях конфликта:
    Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
    Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
    Соперничество – открытая борьба за свои интересы
    Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
    Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон

  3. Dagdaghma Ответить

    Общество в широком социологическом смысле – это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления и универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения.
    Общество в узком социологическом смысле – это сложноорганизованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. В таком понимании общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное, феодальное, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское, российское, японское общество и т.д.).
    Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (например, дворянское, купеческое, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское, благотворительное, спортивное, театральное общество и др.). Сюда же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.
    Наконец, общество нередко подменяют другим понятием: общность. Правда, с ним возникает немало трудностей. И в конечном итоге оно оказывается столь же широким и размытым, как и категория “общество”. Действительно, мы говорим о духовной общности живущих людей со своими предками, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши предки, близкие и дальние, входят в общность в той мере, в какой решения реально существующих индивидов определяются фактом существования их предков в прошлом. История страны определяет ее настоящее, а прошлые достижения в науке и культуре – будущие завоевания и успехи. Наши мировоззрение, взгляды, традиции в значительной степени определены нашими предками. Стало быть, не являясь живыми, они тем не менее активно участвуют во всех делах своих потомков.

  4. (:ПеЧеНьКа:) Ответить

    На рубеже 19—20 вв. эта дихотомия двух противостоящих друг другу взглядов на общество была существенно усложнена, а в ряде отношений просто опрокинута “прорывом” в обществознание принципиально нового подхода, свидетельствовавшим о своеобразном возврате теоретической концептуализации общества от социологического реализма к социологическому номинализму — поворот, вызвавший первый большой общетеоретический кризис социологии, едва успевшей определиться в качестве самостоятельной научной дисциплины. Этот поворот был связан с целой серией разнообразных попыток концептуализировать общество, отправляясь от индивида, а не от тех или иных надындивидуальных целостностей. В аспекте по преимуществу социально-философском первопроходцем в этом отношении стал Г. Зиммель, а в собственно социологическом аспекте — М. Вебер, авторы, причисленные к классикам социологии уже в последней трети нашего века. В целом “одиссея” понимания общества в 20 в. отмечена не только противоборством двух его толкований в рамках социологического реализма марксистского, с одной стороны, и позитивистского (органицистски-функционалистского, структурно-функционалистского, системно-структурного и т. д.) — с другой, но и все более углубляющейся и заостряющейся борьбой между социологическим реализмом и социологическим номинализмом, которая была лишь временно приостановлена в период наступления структурного функционализма Т. Парсонса, попытавшегося соединить дюркгеймовский пансоциологизм с веберовским подходом, основанным на утверждении приоритета “социального действия”, предпринимаемого каждым индивидом на свой страх и риск. Одним из результатов неудачи аналогичных попыток как-то “примирить” социологический реализм в понимании общества с социологическим номинализмом стал второй большой кризис социологии в кон. 60—70-х гг., за которым последовал период своеобразной теоретической депрессии — “взвешенности парадигм” понимания общества, не опровергнутых, а лишь отодвинутых в тень в ходе предшествующей эволюции социально-философской мысли 20 в., но в то же время не получивших убедительного научного подтверждения. Но самым главным — и весьма опасным — результатом такой неудачи стала радикально-номиналистическая тенденция “распредмечивания” социологии как науки об обществе, сопровождающаяся окончательной дискредитацией самого понятия “общество”, мотивируемой его непреодолимой “двусмысленностью” и “многозначностью”. Одним из очевидных симптомов этой тенденции может служить интерпретация известным социологом Э. Гидденсом концепции И. Уоллерстайна, который, по его мнению, “решительно порывает с той эндогенно ориентированной сконцентрированностью на внутреннем развитии “обществ”, которой охвачена большая часть социологии” (Гидденс Э. Девять тезисов… с. 68). Вместо того чтобы исследовать внутренние тенденции развития современных обществ, Гидденс предлагает, подобно Уоллерстайну, сосредоточивать основное внимание на глобальных “социальных системах”, изображая их в виде “сетей, системность которых не предполагает их полную внутреннюю взаимосвязанность” (там же). Все, что прежде сопрягалось с обществом как некоей предметно определенной и онтологически укорененной структурой, утекает сквозь эти релятивистские “сети”. Вынужденный же все-таки назвать реальных носителей этих бессубстанциональных “систем”, Э. Гидденс предпочитает говорить уже не об “обществах”, а о “государствах”, возвращая социальную теорию на досоциологический уровень. На этом фоне приобретает многообещающий смысл попытка видного американского социолога Дж. Александера реанимировать понятие “общественного сообщества” позднего Парсонса, открывающее возможность прояснить “концепцию гражданского общества”, получившую “второе дыхание” на исходе 20 в. Речь идет о до сих пор еще недостаточно оцененном понятии, с помощью которого Парсонс “пытался объяснить, как сфера солидарности может отличаться от рынка и государства и от более специфических идейных и эмоциональных сфер, таких, как религия, наука и семья” (АчександерДж. После неофункционализма… с.245).

  5. Ariuwield Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
    В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.
    (по В.В. Миронову)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *