Что такое словосочетание в русском языке 5 класс примеры?

9 ответов на вопрос “Что такое словосочетание в русском языке 5 класс примеры?”

  1. Mirafyn Ответить

    Словосочетание – это синтаксическая единица, которая образовывается сочетанием знаменательного слова и формы другого знаменательного слова на основе подчинительной связи: небо(какое?) голубое; пошёл (за кем?) за ним; говорить(как?) громко.
    В словосочетании выделяются два его компонента:
    Подчиняющий компонент (это главное слово) – это грамматически независимое в сочетании слово;
    Подчиняемый компонент(зависимое слово) грамматически подчиняется главному слову словосочетания.
    Снежная зима (предмет и его признак);
    Прочитать книгу (действие и предмет);
    Быстро привыкнуть (действие и его признак).
    Словосочетания, как и слова, называют предметы, их признаки, действия, состояния, однако эти названия более конкретны, например: жаркий день, выйти во двор, говорить быстро.

    Что не является словосочетаниями

    Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.
    1) сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
    2) сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
    3) слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
    4) конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
    5) сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
    6) сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
    7) сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию.

    Словосочетания бывают

    По характеру главного слова:
    глагольные словосочетания (главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием), например: посмотреть фильм, падающий снег, открыто радуюсь;
    именные словосочетания(главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением), например: подруга сестры, чёрный от пыли, седьмой справа, кто-то знакомый.
    Словосочетания бывают свободные и несвободные.
    Несвободные словосочетания сближаются со словом, например: одержать победу = победить; оказать помощь = помочь (фразеологический оборот); Белое море, Млечный путь (составные наименования); юноша высокого роста = высокий (синтаксически цельное словосочетание).
    Среди словосочетаний выделяются неделимые, цельные словосочетания (главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово): несколько слов, три человека, много шума, кто из, нам с братом, край неба, (ребёнок) с большими голубыми глазами, Великая Отечественная война и др.

    Нужна помощь в учебе?


  2. Adozel Ответить

    Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.
    Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание. Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании. Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.

    Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес». В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний. Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.

    Состав словосочетаний

    Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым. Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин». Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

    Словосочетание и предложение

    Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто. Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд. Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.
    То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

    Так же к тому, что называется словосочетанием нельзя отнести фразеологические обороты или любые составные формы различных слов.

    Виды словосочетаний

    Исходя из того, какой частью речи выступает главное слово словосочетания, принято выделять несколько их видов. Существует несколько способов образования словосочетаний:
    Именное отличается тем, что главное слово в нем может быть именем существительным, местоимением, именем прилагательным или числительным. Пример: свежий ветер, кто-то важный, полезный для нас, семеро козлят.
    Глагольное – словосочетание, в котором в качестве главного слова используется глагол. Пример: выучить урок, объехавший весь мир, сидя на диване.

  3. EDI Ответить

    Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:читать книгу, теплый день.
    Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
    Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным.
    Слово, которое поясняет, распространяет главное, называетсязависимым.
    От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
    Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
    Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
    Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

    Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

    Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

    Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

    Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
    Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
    Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
    ? ? ?
    тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
    ? ?
    рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.Виды словосочетаний
    А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
    1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
    существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желаниепонять, езда верхом;

    прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способныйпростить;

    числительным: три товарища, пятеро из нас;

    местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
    2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идтиподпрыгивая;

    причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

    деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
    3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудьво дворе.
    Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
    1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
    2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
    3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
    В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :
    1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
    2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

    Г. По степени спаянности компонентов:
    1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
    2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

    Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
    1. Количественно-именные словосочетания.
    В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
    2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

    3. Словосочетания с метафорическим значением.

    Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
    4. Словосочетания со значением неопределённости.
    Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
    5. Словосочетания со значением совместности.
    Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
    6. Контекстуально-цельные словосочетания.
    Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
    7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотимвам помочь; Она выглядела усталой.


    План синтаксического разбора словосочетания:

    Выделить словосочетание из предложения.
    Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
    Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
    Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
    Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
    См. Образцы синтаксического разбора словосочетания.
    Упражнения к теме «Словосочетание»
    Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.
    Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

    Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.
    Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
    прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *