Что такое парные и непарные согласные звуки?

13 ответов на вопрос “Что такое парные и непарные согласные звуки?”

  1. Касейрон Ответить

    Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.
    Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] — [м?], [н] — [н?], [л] — [л?], [р] — [р?] и [j?]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.
    Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой — глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].
    Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.
    Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал — во[гз]ал, сбить — [зб?]ить, косьба — ко[з?б]а. Этот процесс называется озвончением.
    Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб — зу[п], подпрыгнуть — по[тп]рыгнуть, глаз — гла[с]. Этот процесс называется оглушением.
    Часто у детей возникает вопрос: ц — звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] — аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] — тоже глухой.
    Таблица глухих и звонких согласных парных:

  2. Donttouchmyego Ответить

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
    парныенепарные
    твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [ж], [ш], [ц]
    [ч’], [щ’], [й’]

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
    парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
    парныенепарные
    звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие
    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]
    [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]
    [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]
    [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
    Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

  3. Braris Ответить

    Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
    Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
    Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
    К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
    Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
    Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р’], [п] – [п’], [м] – [м’], [в] – [в’], [д] – [д’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [з] – [з’], [б] – [б’], [г] – [г’], [н] – [н’], [с] – [с’], [л] – [л’], [т] – [т’], [х] – [х’]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

    Таблица для запоминания согласных звуков

    Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
    Таблица. Согласные: твердые и мягкиеПарные
    Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э
    Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
    Твердые и мягкие согласныеббалб’битваввойв’векоггаражг’геройддырад’дёготьззолаз’зевокккумк’кедыллозал’листваммартм’месяцнноган’нежностьппаукп’песнярростр’ревеньссольс’сеноттучат’терпениеффосфорф’фирмаххудобах’химияНепарныежжирафччудошширмащлещинаццельйвойлокЗапомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
    Таблица. Согласные: звонкие и глухиеПарныеЗвонкиеГлухиеБПВФГКДТЖШЗСНепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

    Детские стихи для лучшего освоения материала


    Буквы ровно 33 в русском алфавите,
    Чтоб узнать, сколько согласных –
    Десять гласных отнимите,
    Знаки – твердый, мягкий –
    Сразу станет ясно:
    Получается число ровно двадцать одно.
    Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
    Но вовсе не опасные.
    Если произносим с шумом, то они глухие.
    Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
    Звуки согласные гордо говорят:
    Они по-разному звучат.
    Твердые и мягкие
    На деле очень легкие.
    Одно простое правило запомни навсегда:
    Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
    А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
    Как кошачьи лапки.
    А другие смягчим так:
    Если добавим мягкий знак,
    Тогда получим ель, моль, соль,
    Какой же хитрый знак такой!
    А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
    Получим мягкую согласную.
    Знаки-братья, мягкий, твердый,
    Мы не произносим,
    Но чтоб слово изменить,
    Их помощи попросим.
    Всадник скачет на коне,
    Кон – используем в игре.

  4. Zulabar Ответить

    Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
    При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.
    В речи звучание определяет последующая за согласным буква.
    Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.
    Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.
    Пример различия:
    Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.
    Фонетическая транскрипция:
    [Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].
    Правила произношения:
    твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
    мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
    твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
    твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом;
    согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
    всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
    исключения из правил:
    всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

  5. Meziramar Ответить

    В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

    Звонкие и глухие согласные

    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
    Звонкие согласные звуки: [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й]
    Глухие согласные звуки:  [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш] [х] [х’] [ч’] [щ’]

    Парные и непарные согласные

    Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
    Звонкие [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [з] [з’] [ж]
    Глухие [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [с] [с’] [ш]
    Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
    Звонкие [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й]
    Глухие [х] [х’] [ч’] [щ’]

    Мягкие и твёрдые согласные

    Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
    Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:
    Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
    Мягкие [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]

    Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
    Твёрдые [ж] [ш] [ц]
    Мягкие [ч’] [щ’] [ й’ ]

    Шипящие согласные

    Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

    [ж] [ш] [ч’] [щ’]

    Свистящие согласные


    [з] [з’] [с] [с’] [ц]
    Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.
    При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

  6. Darus Ответить

    Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
    Мягкие согласные обозначают
    с помощью вот такого значка [ ‘].
    Произнесите пары слов и обратите внимание на первый звук:
    мал [м] – мял[м’]
    был [б] – бил[б’]
    нос [н] – нёс [н’]
    дыма[д] – Дима [д’]
    Когда мы произносим мягкий звук,
    серединка языка приподнимается и
    стремится прикоснуться к середине нёба.
    Попробуйте ещё раз:
    [м]-[м’]
    [б]-[б’]
    [н]-[н’]
    [д]-[д’]
    Твёрдые и мягкие согласные звуки образуют пары.
    Если у мягкого согласного звука есть твёрдая пара,
    такой согласный называют
    парным по мягкости – твёрдости.
    Это надо знать, когда вы осуществляете
    фонетический разбор слова,
    о котором можно прочитать здесь.
    Чтобы объяснить ребёнку
    понятие твёрдости – мягкости
    согласных звуков,
    звуки в паре часто называют “братьями”.
    Твёрдый – “старший брат”, мягкий – “младший брат”.
    Эти звуки обозначаются одной и той же буквой,
    и отличаются лишь положением языка
    при произношении.
    Для того, чтобы помочь ребёнку осознать
    явление твёрдости – мягкости и научить определять,
    какой звук он произнёс, или услышал, (есть дети,
    которым это даётся крайне сложно), я играю
    с учениками в такую обучающую игру:
    “Назови второго брата”


    Я бросаю ребёнку мяч
    и называю твёрдый согласный звук, а он должен
    подобрать ему мягкую пару и бросить мяч обратно:


    Я: [м] , ребёнок: [м’]
    я: [д] , ребёнок: [д’]
    я: [п] , ребёнок: [п’] и т.д.


    В следующий раз мы поиграем наоборот – я называю
    мягкий согласный звук, а ребёнок – твёрдый:


    я:[л’], ребёнок: [л]
    я:[с’], ребёнок: [с]
    я:[т’], ребёнок: [т].


    Затем игра усложняется: я называю согласный звук,
    а ребёнок должен определить, твёрдый это звук,
    или мягкий.


    Следующее усложнение – я называю не отдельный звук,
    а звук в слове, например, прошу указывать мягкость или
    твёрдость первого звука в слове.


    Пар твёрдых и мягких согласных звуков
    в русском языке 15:
    твёрдые мягкие
    [б] [б’]
    [в] [в’]
    [г] [г’]
    [д] [д’]
    [з] [з’]
    [к] [к’]
    [л] [л’]
    [м] [м’]
    [н] [н’]
    [п] [п’]
    [р] [р’]
    [с] [с’]
    [т] [т’]
    [ф] [ф’]
    [х] [х’]
    Но есть и такие согласные звуки, у которых нет пары
    по мягкости – твёрдости.
    Эти звуки называют
    непарными по мягкости – твёрдости.
    Таких звуков – 6.
    Три непарных твёрдых согласных звука:
    [ж], [ш], [ц].
    И три непарных мягких согласных звука:
    [й],[ч],[щ].
    Я уже сказала о том, что парные согласные –
    и мягкий, и твёрдый – обозначаются одной и той же буквой.
    Как же нам тогда при чтении
    произносить согласные звуки – твёрдо или мягко?
    Или как обозначить мягкость согласного звука,
    когда мы пишем какое – то слово?
    На письме мягкость согласных звуков обозначается
    1. С помощью буквы ь.
    2. С помощью гласных букв е, ё, и, ю, я.
    Эти гласные ещё называют гласными второго ряда,
    в отличие от гласных первого ряда: а, о, у, ы, э,
    которые указывают на твёрдость стоящего перед ними парного согласного.
    Знание того, как на письме обозначается мягкость
    согласного звука, дарит нам ещё один способ
    определить, какой перед нами парный согласный звук –
    твёрдый или мягкий?
    Если после парного по мягкости – твёрдости согласного
    пишется ь или буквы е, ё, и, ю, я, согласный мягкий!
    пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].
    (Не путайте с непарными – [ж,ш,ц,й,ч,щ]
    – на них это правило не распространяется!) :
    мышь [мыш], тишь [тиш], молодёжь [малад’ош],
    цепь [цэп’], цитрус [цытрус] – ни ь, ни буквы е, ё, и, ю, я
    не означают, что звуки [ж, ш, ц] стали мягкими!
    Здесь можно узнать, что такое буквы и что такое звуки.
    В этой статье я рассказываю о гласных звуках и буквах.
    В этой статье я рассказываю о том, как образуются
    согласные звуки.
    Если вам необходимо разобраться со звонкостью и
    глухостью согласных звуков, вам сюда.
    Если у вас часто возникают вопросы по программам
    начальной школы, рекомендую вам приобрести
    “Справочник школьника”, где есть практически
    вся информация по школьным предметам.
    Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Ирина Терентьева, Наталья Курбатова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-699-30092-1, 5-8123-0332-0

  7. Vusho Ответить


    Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
    Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.
    Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
    Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
    Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].
    Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.
    Непарные по твёрдости-мягкости
    Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].
    Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].

    §7. Обозначение мягкости согласных на письме

    Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
    Для этого используются разные способы:
    йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя – [т’о´т’а], дя´дя – [д’а´д’а];
    буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;
    буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].
    Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


    Обсуждаем проблему толкования

    В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] – непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш].
    Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
    Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
    Для взрослых и старшеклассников.
    Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
    Для этого в лингвистической практике существует два значка:
    1) надстрочная черта над звуком;
    2) двоеточие.
    Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] – мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.
    Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

    §8. Место образования согласных

    Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
    глухость-звонкость,
    твердость-мягкость,
    способ образования: смычка-щель.
    Важен последний, четвертый признак: место образования.
    Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других – языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

    §9. Позиционные изменения звуков

    1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

    Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
    Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
    Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
    Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
    В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
    Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
    Сравни:
    под ударением: [дом] – [дам] – [о] ≠ [а].
    без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
    Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
    Сравни:
    под ударением: [м’эч’] – [м’ач’] – [э] ≠[a].
    без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м – [м’ич’о´м]- мячо´м – [и] = [и].
    А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них – это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.
    Сравни:
    [лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

    Обсуждаем проблему толкования

    Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
    Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
    Они правы.
    Сравни произношение слов: Москва – москвичи. Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´] – ясно слышен звук [а]. А слово москвичи? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´] – молоко´, [хърашо´] – хорошо´, [кълбаса´] – колбаса´.
    Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
    ада´] – вода´ – [въд’иной’] – водяно´й: [а]≠[ъ]
    [драва´] – дрова´ – [дръв’ино´й’] – дровяно´й: [а]≠[ъ]
    Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
    Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
    Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].
    После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´семь, де´вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´с’ьм’] – [ь], [д’э´в’ьт’] – [ь].

  8. Mitaur Ответить

    ЦЕЛИ:
    актуализация, уточнение и конкретизация знаний
    учащихся о парных и непарных звонких и глухих
    согласных; введение в активный словарь терминов парные
    согласные и непарные согласные;

    развитие речи, внимания, памяти, мышления,
    фонематического слуха; обогащение словарного
    запаса;
    воспитание культуры общения и интереса к
    русскому языку.
    ХОД УРОКА
    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
    – Я приветствую вас как сотрудников Звуковой
    лаборатории Русскоязычного института. С чего
    начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с
    приветливыми, доброжелательными людьми приятнее
    общаться.
    II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.
    – Наша Звуковая лаборатория работает под
    девизом:
    Русский язык – это интересно!
    – Вы согласны? Почему?
    – Выполняя это упражнение, мы произнесли много
    разных слов. Скажите, из чего состоят слова?
    – На какие две группы делятся все звуки русского
    языка?
    – Каких звуков в русском языке больше?
    – Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы
    сегодня будем работать.
    – Какую работу необходимо выполнить?
    Повторить:
    Развивать умение:
    – В нашей лаборатории нужно трудиться, зная
    важные сведения о звуках:
    Звуки живут в словах.
    Их слышно, но не видно.
    Их можно произнести, но нельзя написать.
    – А как обозначаются звуки на письме?
    III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
    – Посмотрите на буквы на доске:
    С, б, ж, х, ф, д.
    – На какие группы их можно разделить?
    – Составьте и запишите разные цепочки с буквами
    каждой группы:
    схф сфх хсф хфс фсх фхс
    бжд бдж жбд ждб дбж джб

    – Какие звуки обозначают написанные вами буквы
    в первой строке? Во второй?
    – Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и
    глухих согласных.
    IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
    Сегодня к нам пришло новое слово, которое
    необходимо исследовать. Вы его сможете
    определить, если расположите прямоугольники в
    порядке увеличения количества точек в каждом из
    них.

    – Какое слово вы составили?
    – Запишите его в тетрадь.
    – Определите ударный слог, подчеркните
    безударную гласную.
    – Что такое лопата?
    – Какие отличительные признаки этого
    инструмента вы можете назвать?
    – Скажите полностью, что обозначает слово
    лопата.
    – Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте
    им характеристику.
    – Как произносятся согласные звуки?
    – Итак, звуки речи произносятся при помощи или
    шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите
    на схему “Скала Звучности” и попробуйте
    рассказать, как называются звуки, которые
    произносятся при помощи голоса; шума; голоса и
    шума.

    V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и
    глухие согласные.

    На доске написаны пары слов:
    Бочка – почка;
    Доска – тоска;
    Влага – флаги;
    Голос – колос;
    Жар – шар;
    Зуд – суд.
    – Прочитайте вслух написанные пары слов.
    Значение каких слов вам неясно?
    – Чем похожи между собой эти слова?
    – Произнесите первые звуки в словах левого
    столбика.
    – Какие это согласные звуки?
    – Как они произносятся?
    – Произнесите первые звуки в словах правого
    столбика.
    – Какие это согласные звуки?
    – Как они произносятся?
    – Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что
    вы можете о них сказать?
    (Первые звуки в каждой паре слов встречают
    одинаковое препятствие. Только звонкий
    произносится с голосом, а глухой – без голоса.)
    Значит, каждый звонкий звук с соответствующим
    глухим образует пару:
    ЗВОНКИЕ [Б] [Б,] [В] [В,] [Г] [Г,] [Д]
    [Д,] [Ж] [З] [З,]
    ГЛУХИЕ [П] [П,] [Ф] [Ф,] [К] [К,] [Т] [Т,]
    [Ш] [С] [С,]
    – Пользуясь таблицей, назовите пары согласных
    по звонкости/глухости.
    – Как можно назвать звуки, имеющие пару?
    ВЫВОД: пар по звонкости/глухости – 11. Парные
    согласные дружат. Они почти близнецы и
    отличаются друг от друга только одним: у звонкого
    согласного есть голос, а у глухого – нет.
    – Какими буквами на письме обозначаются данные
    звуки?
    Б В Г Д Ж З
    П Ф К Т Ш С
    – Запишите парные согласные в тетрадь.
    VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
    – Я буду называть слова. Если слово начинается
    на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки
    разводите в стороны. Если слово начинается на
    глухой парный согласный – встаёте, руки
    опускаете вниз.
    Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить,
    тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
    VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
    1. Узнавание парных согласных по
    звонкости/глухости.
    – Найдите и выпишите слова, в которых есть одна
    из пар согласных по звонкости-глухости.
    Подчеркните парные согласные.
    Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок,
    шефство, туда, буфет, серый, сюда.
    2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).
    – Откройте учебник на с.73.
    – Познакомьтесь со словами в упражнении.
    – Назовите слова для справок.
    – Обратите внимание на образец. Что вы можете
    сказать об этих словах? Чем они различаются? Так
    же подберите пары к остальным словам.
    Башня – пашня, сова – софа, гости – кости, дачка
    – тачка, жар – шар, розы – росы.
    – В записанных словах назовите и подчеркните
    буквы на месте парных звонких и глухих согласных
    звуков.
    VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой
    моторики.

    Цветок.
    Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел,
    Он вспорхнул и улетел.
    Маятник.
    Маятник качается
    Вперёд-назад, назад-вперёд,
    От жёлтого к зелёному,
    Потом наоборот.
    Пока стрелка качается,
    Уж столько раз подряд,
    Ты на зелёный с жёлтого
    Переводи свой взгляд.

    IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные
    звонкие и глухие согласные.

    – Прочитайте слова. Какой согласный звук
    произносится в начале каждого слова – звонкий
    или глухой?
    Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь,
    чайка, йод.
    – Рассмотрите таблицу. Объясните, почему
    названные согласные расположены именно так.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *