Что такое парные согласные звуки 1 класс?

16 ответов на вопрос “Что такое парные согласные звуки 1 класс?”

  1. Screamy666 Ответить

    Согласные звуки могут произноситься с большей или меньшей степенью звучности. В соответствии с этим выделяют звонкие и глухие согласные.
    Глухие согласные звуки состоят из шума, а звонкие согласные звуки – из шума и голоса.
    Некоторые согласные звуки являются парными по звонкости-глухости, т.е. могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. А некоторые являются непарными, т.е. их звучание не зависит от положения.
    Таблица согласных звуков парных и непарных по звонкости/глухости:
    Группы
    согласных
    Парные
    Непарные
    Звонкие
    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]
    [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]
    Глухие
    [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]
    [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’]
    Согласные парные звонкие звуки оглушаются:
    в конце слова – зуб [зуп], стог [сток], плов [плоф]
    перед глухими согласными звуками – губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска]
    Согласные парные глухие звуки озвончаются:
    перед звонкими согласными звуками – сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба]
    Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – это орфограмма, которая требует проверочного слова.
    Непарные по звонкости/глухости согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками (звонкими или глухими) они находятся.
    Например: сор [сор], дом [дом], корка [корка], Димка [димка]

  2. novatoxl Ответить

    Что такое звонкие и глухие согласные звуки? Как они делятся? По какому правилу их выбирать? Ответы на эти вопросы в нашей публикации.
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Согласные, которые произносятся  с шумом и голосом — звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся только с шумом, — глухие согласные звуки.
    Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары. В русском языке таких пар одиннадцать:
    [б] — [п], [б`] — [п`],
    [в] — [ф], [в`] — [ф`],
    [г] — [к], [г`] — [к`],
    [д] — [т], [д`] — [т`],
    [з] — [с], [з`] — [с`],
    [ж] — [ш]

    Звонкие и глухие согласные звуки и их правописание

    Парные согласные в конце слов — это орфограмма. Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать.
    Для проверки парных по звонкости — глухости согласных в конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука шёл гласный: снег — снега, урок — уроки.

    Тест — звонкие и глухие согласные (2 класс)

    А теперь потренироваться подбирать проверочные слова для проверки парных согласных и предлагаем пройти онлайн-тест.

  3. UNDERAND Ответить

    План урока по русскому языку в 1классе
    По теме: «Парные согласные» по УМК «Школа России», авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
    Учителя начальных классов:
    АртёменковаС.А., Сустовская МБОУ  СШ
    ВоробьёваЛ.Л.       Пречистенская МБОУ  СШ
    Морозова С. В.  МБОУ « СШ №16»г.Смоленск
    Новицкая Л.В. МБОУ « СШ№6» г.Смоленск
    ФедосоваИ.В. МБОУ « СШ№6» г.Смоленск
    ХарапоноваН.А. МБОУ « СШ№6» г.Смоленск
    Черткова Н.Ф. МБОУ « СШ№5» г.Смоленск
    Технологическая карта урока
    Предмет: Русский язык
    Класс: первый
    Тип урока: урок  изучения нового материала.
    Тема
    «Парные звонкие и глухие согласные звуки»
    Цель
    Обогатить знания о парных звонких и глухих согласных звуках, формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки,  формировать навыки каллиграфического письма, провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и согласных звуков, парных согласных звуков. способствовать развитию орфографической зоркости.
    Прогнозируемые результаты:
    Образовательные:  Учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки,  доказывать правильность написания данной орфограммы.
    УУД
    Личностные УУД:  выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
    Регулятивные УУД: корректируют свою деятельность: вносят изменения в процесс познания с учетом возникших трудностей и ошибок.
    Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
    Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, дают характеристику звукам.
    Планируемые результаты
    Предметные: наблюдать за слабой и сильной позициями звуков в предложенных словах
    Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
    Метапредметные:
    а)регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.
    б)познавательные: воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для решения учебной задачи.
    в)коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.
    Основные понятия
    Орфограмма «Глухие и звонкие согласные звуки»
    Межпредметные связи
    Связь с окружающим миром.
    Оборудование
    основные
    дополнительные
    Лента букв,смайлики
    Презентация
    Музыкальное сопровождение физкультминутки
    Формы урока
    фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,
    Технология
    Технология личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.
    Дидактическая
    структура
    урока
    Деятельность
    учеников
    Деятельность
    учителя
    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
    Планируемые результаты
    Предметные
    УУД
    Организационный момент
    Время:2 мин
    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
    Время: 2 мин
    Целеполагание-3мин
    Организация восприятия и осмысления новой информации.
    Работа по теме    урока
    Подготовка класса к работе. Учащиеся стоя проговаривают вслух: « Наш девиз: «Никогда не падать вниз. Быть должны у нас в порядке, ручки , книжки и тетрадки»
    Учащиеся садятся: «Спинка прямая, локти у края»
    Произносят слова: шар – жук
    Произнесите слова :вни… ,   деви…
    «Добрый день»
    Вспомним эти правила.
    На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и внимательным.
    Говорите четко, внятно
    Чтобы все было понятно.
    Если хочешь отвечать,
    Надо руку поднимать.
    Если друг стал отвечать,
    Не спеши перебивать.
    А помочь захочешь другу,
    Подними спокойно руку.
    -Ребята, продолжить наш урок я хотела бы  с загадок: 1 «Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел под облака» (шар)
    2.Два рога-не бык, шесть ног без копыт, летит-так воет, сядет- землю роет(жук)
    Запишите  отгадки. Что интересного вы заметили, когда произносили согласные звуки?
    Значение слова
    Выбор смайлика
    Настроение
    Отгадывают загадки
    (одни произносятся с шумом, а  в других слышен голос)
    Тему урока прочитаем в учебнике на стр.92
    Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния.
    Напоминание о правилах работы с товарищами.
    Здоровье
    Работа со словарём
    -Прочитайте буквы.
    -Чем различаются они  в каждой паре?
    Упр.2
    Б-п..в-ф
    Постановка учебной задачи Время: 2 мин
    -Сегодня на уроке мы вспомним  звонкие и глухие согласные звуки.
    – Сегодня научимся писать слова с парными согласными звуками.
    -Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы?
    Коммуникативные УУД:  используют речь для регуляции своего действия.
    Формирование навыков каллиграфического письма.
    Время: 5мин
    1.Графический диктант
    2. Закрепление написания изученных букв- 2мин
    – Можно составить слово «сок»
    -Запишите буквы по алгоритму:
    1.наклонная вниз, задерживаемся на строке, по наклонной вверх, задерживаемся на строке. Смыкаем букву и по крючковой до середины;
    2.ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной, задерживаемся на строке, по наклонной вниз, «качалочка», крючковая до середины.
    3.»секрет», по «секрету» наклонная вниз, поднимаемся до середины, прижимаясь, бугорком уходим вправо вверх, опускаемся на 1/3 и отрываем ручку, ставим на середину и выписываем «стульчик». наклонная, «качалочка», крючковая дл середины.
    – Какие буквы вы записа
    -Какое слово можно составить из этих букв?
    -Запишите слово  сок каллиграфически правильно.
    -Рассмотрите строчные буквы л,м,я. Назовите их сходные элементы.
    -Проговорите алгоритм написания каждой из этих букв и запишите их в тетрадь.
    -Назовите недостающие элементы букв.
    Регулятивные УУД: ориентируются в рабочей тетради
    Представление   нового материала. Время-8мин.
    Звонкие и глухие согласные
    Работать будем  в учебнике
    Прочитайте слова на стр.93,упр.4
    кора-гора
    жар-шар
    Коммуникативные УУД: работать коллективно, слушать и понимать речь друг друга.
    1.Подготовка к усвоению нового материала-3мин
    2.Усвоение нового материала-6мин
    Парные звуки по глухости и звонкости
    – Игра на отработку способов проверки парной согласной на конце слова.
    -Назовите звуки, которыми различаются слова каждой пары
    -По какому признаку эти звуки являются парными?
    -Рассмотрите таблицу на стр. 38 и скажите, по каким признакам звуки размещены в таблице?
    -Какие согласные звуки не имеют парных по мягкости? Почему?
    -Составьте предложение с  этим словом, запишите его в тетрадь.
    – Подчеркните буквы, которые обозначают парные звонкие согласные одной чертой, а парные глухие- двумя.
    -Проверьте написанное.
    Запомните правило!
    Если слышишь парный звук,
    Будь внимателен, мой друг:
    Парный сразу проверяй.
    Слово это изменяй.
    Зуб на зубы, куст – кусты…
    Будешь грамотным и ты.
    Игра «Не соглашайся»
    Сугроб, шаг, глаз,, зуб, столб, дрозд, город, завод, мороз, сноп, наряд, слог, медведь, крот, арбуз, огород, мёд, холод, гриб, труд.
    – Учитель говорит слово, а ученики произносят это слово с отрицанием «нет»
    Познавательные УУД: различают согласные звуки по глухости и звонкости .
    Физкультминутка
    Время:3 мин.
    Хомка, хомка, хомячок…
    Полосатенький бочок,
    Хомка раненько встаёт,
    Закрепление изученного материала
    Время:7 мин
    -Найдите  слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы.
    -По какому признаку звуки (ж) и (ш) являются парными?
    – По какому признаку звуки (д,) и (т,) являются парными?
    -По какому признаку звуки (з) и (с) являются парными?
    – Какую согласную напишешь в конце слова?
    Коммуникативные УУД: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.
    Рефлексия
    Время: 1 мин.
    Оценивание своей работы учащимися

    Какое у  вас настроение?
    -Поняли ли вы тему урока?
    Требовалась ли вам помощь на уроке:
    а) учителя?
    Б) соседа по парте?
    Спасибо за урок.
    -По каким признакам согласные звуки являются парными?
    Регулятивные УУД: оценивают результат своих знаний

  4. Zufir Ответить

    Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них – противопоставление звуков по глухости-звонкости.
    Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
    Парные согласные
    примеры слов с парными согласными
    стол[б]ы – стол[п]
    дро[в]а – дро[ф]
    доро[г]а – доро[к]
    боро[д]а – боро[т]ка
    бла[ж]ить – бла[ш]
    моро[з]ный – моро[с]
    Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

    Правило правописания парных согласных

    В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

    Правило может быть изложено в следующих пунктах:
    корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
    правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
    выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
    Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

    Применение правила

    Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

    Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
    бо[п] – бобы – боб;
    бро[т] – брода – брод;
    бро[ф”] – брови – бровь;
    гвоз[т”] – гвозди – гвоздь;
    огоро[т] – огороды – огород;
    дро[ш] – дрожи – дрожь;
    поло[с]ка – полосонька – полоска;
    ко[з”]ба – косить – косьба;
    ре[з”]ба – резать – резьба;
    горо[д”]ба – городить – городьба;
    кро[в”] – кровный – кровь;
    стра[ш] – стражник – страж.

    Парные согласные. Примеры различения слов

    Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
    (суп) густ – (над речкой) куст;
    (телеграфный) столб – (Александрийский) столп;
    кора (дуба) – (высокая) гора;
    (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
    (букет) роз – (мальчик) рос;
    (новый) дом – (толстый) том.

    В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

    Тест по изученной теме

    трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.
    Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
    6. Ж или Ш?
    Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
    гу…ки (__________);
    фла…ки (__________);
    гри… (__________);
    гла… (__________);
    пры…ки (____________);
    ло…ка (____________);
    лоша…ь (______________);
    зу.. (_______).
    Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

    9. Вставьте буквы в тексте:
    Лебе…ь – царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
    10. Исправьте ошибки:
    Я люблю читать скаски.
    Как душисты яготки земляники!
    На грятках посеяна моркофка.
    Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
    Лотка плыла по озеру.
    Берек постепенно приближается.
    Сторош не спит.
    Громко тяфкает во дворе дворняшка.
    Ёш шуршит в кустах.

    Ответы

    1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

    2. Допишите предложение:
    Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

    3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:
    погру..ка
    , подво..ный, гла..кий
    , наря..ный, лоша..ка
    , осторо..ный, гото..ить, ду..ки
    , ло…ки
    , дру..ный.
    4. Напишите звуки в квадратных скобках:
    трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.
    5. Подчеркните проверочное слово:
    Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок
    – прыжки
    6. Ж или Ш?
    Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.
    7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
    гуДки (гудок);
    флаЖки (флажок);
    гриБ (грибы);
    глаЗ (глаза);
    прыЖки (прыжок);
    лоДка (лодочка);
    лошаДь (лошади);
    зуБ (зубы).
    8. Выберите правильный вариант:
    ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.
    9. Вставьте буквы в тексте:
    ЛебеДь – царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!
    10. Исправьте ошибки:
    Я люблю читать скаЗки.
    Как душисты ягоДки земляники!
    На гряДках посеяна моркоВка.
    ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
    ЛоДка плыла по озеру.
    БереГ постепенно приближается.
    СтороЖ не спит.
    Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
    ЁЖ шуршит в кустах.
    На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
    Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
    Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими
    , а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

    Парные по звонкости-глухости согласные звуки

    Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
    [б]
    [д]
    [з]
    [г]
    [в]
    [ж]
    [п]
    [т]
    [с]
    [к]
    [ф]
    [ш]
    Эти согласные звуки называются парными
    по звонкости – глухости.
    Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()
    Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
    [б]
    [б’]
    [д]
    [д’]
    [з]
    [з’]
    [г]
    [г’]
    [в]
    [в’]
    [ж]
    [п]
    [п’]
    [т]
    [т’]
    [с]
    [с’]
    [к]
    [к’]
    [ф]
    [ф’]
    [ш]
    У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые
    . А ещё их называют шипящими

    звуками.
    Все эти звуки обозначаются буквами:
    [б]
    [б’]
    [п]
    [п’]
    [д]
    [д’]
    [т]
    [т’]
    [з]
    [з’]
    [с]
    [с’]
    [г]
    [г’]
    [к]
    [к’]
    [в]
    [в’]
    [ф]
    [ф’]
    [ж]
    [ш]


    Непарные звонкие согласные звуки

    Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные.
    Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
    Во второй домик – непарные
    звонкие согласные
    звуки:
    Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий.
    Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
    [л]
    [л’]
    (эль)

    [м]
    [м’]
    [н]
    [н’]
    [р]
    [р’]
    [й’]
    (и краткая)

    Звуки второго домика называют ещё сонорными

    , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.


    Непарные глухие согласные звуки

    В третий домик мы поселим непарные глухие согласные
    звуки:
    [х]
    [х’]
    [ц]
    [ч’]
    [щ’]
    Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый
    , а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие.
    Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
    [х]
    [х’]
    [ц]
    [ч’]
    [щ’]
    Звуки [ч’], [щ’] – шипящие

    звуки.
    Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

    Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

    Закрепление знаний на практике

    Выполним задания.
    1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
    д

    очка – точка


    б

    очка – почка


    ш

    ар – жар


    удочка – уточка



    2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
    1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
    Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос
    )

    2) С глухим — траву она срезает,
    Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)


    3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
    С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)




    Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
    Шесть мышат в камышах шуршат.

    У ежа – ежата, у ужа – ужата.

    Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

    Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
    Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
    Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
    Fictionbook.ru ().
    Deafnet.ru ().
    Samouchka.com.ua ().
    Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
    Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный

    ?
    (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.)
    .
    Прочитайте пословицу: «

    Умей вовремя сказать, вовремя смолчать».

    Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)

    4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
    Какие звуки называют согласными?
    Из чего состоит согласный звук?
    Какими бывают согласные звуки?
    Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
    Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
    Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

    Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками
    . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие
    . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
    Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.
    Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-
    глухости
    : [б]
    [п], [в]
    [ф], [г]
    [к], [д]
    [т], [з]
    [с], [ж]
    [ш].
    Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ
    ».
    См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

    Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?

    Фу!
    ».
    Согласные звуки обозначаются буквами:
    Б
    , В
    , Г
    , Д
    , Ж
    , З
    , Й
    , К
    , Л
    , М
    , Н
    , П
    , Р
    , С
    , Т
    , Ф
    , Х
    , Ц
    , Ч
    , Ш
    , Щ
    .
    Всего в русском языке есть 21 согласная буква
    .
    Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
    Твёрдые и мягкие звуки
    различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
    Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:
    Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
    Твёрдые

    [ж]
    [ш]
    [ц]
    Мягкие

    [ч❜]
    [щ❜]
    [й❜]
    Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)
    Примечание:
    в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.
    Твёрдость

    согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А

    , О

    , У

    , Ы

    , Э

    .
    Мягкость

    согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е
    , Ё
    , И
    , Ю
    , Я
    , а также буквой Ь
    (мягкий знак).
    Сравни: нос
    [нос] — нёс
    [н❜ос], угол
    [у́гол] — уголь
    [у́гал❜].
    Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными
    , что в переводе с латинского значит «звучные».
    Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими
    . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
    Звуки [ж]
    , [ш]
    — это непарные твёрдые шипящие звуки.
    Звуки [ч❜]
    и [щ❜]
    — это непарные мягкие шипящие звуки.
    Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими
    .
    Согласный звук не бывает
    ударным или безударным.
    В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].
    Внимание!
    Согласный звук может образовывать слог только с
    Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [
    ] свидетельствует о мягкости произношения.
    Вконтакте
    Звуки разделены на:
    Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства
    (распевания, «пения гладью»).
    Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.
    Согласные разделяют на:
    глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
    твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.
    Буквы, обозначающие согласные звуки

    Глухие

    Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.
    Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

    Звонкие

    При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну
    , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.
    К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
    При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.
    Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.
    Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).
    Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению
    . К примеру: дом – том, суд – зуд, код – год.

    Парные согласные

    Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.
    Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
    В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].
    Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные
    . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

    Парные согласные

    Непарные согласные

    Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.
    Непарные согласные разделяются на:
    соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
    шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
    Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!
    Важно!
    [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

    Непарные согласные

    Твердые и мягкие

    Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.
    При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка
    .
    В речи звучание определяет последующая за согласным буква.
    Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.
    Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной
    .
    Пример различия:
    Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.
    Фонетическая транскрипция:
    [Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].
    Правила произношения:
    твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
    мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
    твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
    твердые произносятся, если буква стоит последней в слове
    : класс, дом;
    согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
    всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
    исключения из правил:
    всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.
    Выпуск 51
    Новый урок русского языка начался с повторения. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало:
    Согласных больше чем гласных.
    Согласные нельзя спеть.
    Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З.
    Или только с шумом: П, Т, Ф.
    Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.
    — Как это парные? — удивился Зубок. Они что в бане парятся?
    — Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Сейчас Шуня и Веснушка расскажут, какие они знают согласные: звонкие глухие парные непарные. И приведут примеры.
    Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар — шар.
    — Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса.
    — Но бывает так, что мы не сразу можем понять: какую букву писать в слове. В конце слов многие звонкие согласные слышатся глухо. Например: в слове «зуб» слышится звук «п», а пишем звонкую согласную «б».
    — Так как же нам разобраться во всех этих звонких глухих парных непарных согласных? — расстроился Зубок. Неужели всё учить наизусть?
    — Нет, не надо учить все слова наизусть, — успокоила Василиса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать. Например, в слове «год» на конце слышится глухая «т». Меняем слово — в начале января мы поздравляем с Новым годом. В слове «годом» ясно слышится звонкая «д». Вот её и пишем в слове «год».
    Однако не все согласные парные. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. На доске нарисованы два домика. В одном будут жить парные согласные, а в другом — непарные. Помогайте, друзья!
    Парные Непарные
    Ж — Ш М, Н
    З — С Х, Ц
    К — Г Р, Л
    А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Ученики придумали такие слова: муха, царь, луна, рыцарь. Муха села царю на макушку. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! А вы придумали свой рассказ?
    Урок, на котором мы изучали звонкие глухие парные непарные согласные подошёл к концу.
    Хоть и парные эти согласные,
    Но они всё равно очень разные.
    Зуб и суп, кров и плов,
    Что писать в конце слов?
    То ли звонкий, то ли потише,
    Кот — кота, год — года.
    Различим без труда.
    И в конец букву верно напишем.

  5. firehold Ответить

    Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
    Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
    Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
    Группы согласных
    Парные
    Непарные
    Твёрдые
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [ж], [ш], [ц]
    Мягкие
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [й’], [ч’], [щ’]
    На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) – парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
    Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
    мягким знаком ь – мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
    гласными буквами е, ё, и, ю, я – пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
    Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными – з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
    Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
    Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
    Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
    Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
    Например:
    [ж] – жара [жара], жёлтый [жолтый’]
    [ш] – шар [шар], шью [шй’у]
    [ц] – цапля [цапл’а], цирк [цырк]
    Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
    Например:
    [й’] – йогурт [й’огурт], мой [мой’]
    [ч’] – час [ч’ас], чек [ч’эк]
    [щ’] – щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

  6. mazilo09 Ответить

    Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
    Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
    Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
    К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
    Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
    Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р’], [п] – [п’], [м] – [м’], [в] – [в’], [д] – [д’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [з] – [з’], [б] – [б’], [г] – [г’], [н] – [н’], [с] – [с’], [л] – [л’], [т] – [т’], [х] – [х’]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

    Таблица для запоминания согласных звуков

    Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
    Таблица. Согласные: твердые и мягкиеПарные
    Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э
    Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
    Твердые и мягкие согласныеббалб’битваввойв’векоггаражг’геройддырад’дёготьззолаз’зевокккумк’кедыллозал’листваммартм’месяцнноган’нежностьппаукп’песнярростр’ревеньссольс’сеноттучат’терпениеффосфорф’фирмаххудобах’химияНепарныежжирафччудошширмащлещинаццельйвойлокЗапомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
    Таблица. Согласные: звонкие и глухиеПарныеЗвонкиеГлухиеБПВФГКДТЖШЗСНепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

    Детские стихи для лучшего освоения материала


    Буквы ровно 33 в русском алфавите,
    Чтоб узнать, сколько согласных –
    Десять гласных отнимите,
    Знаки – твердый, мягкий –
    Сразу станет ясно:
    Получается число ровно двадцать одно.
    Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
    Но вовсе не опасные.
    Если произносим с шумом, то они глухие.
    Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
    Звуки согласные гордо говорят:
    Они по-разному звучат.
    Твердые и мягкие
    На деле очень легкие.
    Одно простое правило запомни навсегда:
    Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
    А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
    Как кошачьи лапки.
    А другие смягчим так:
    Если добавим мягкий знак,
    Тогда получим ель, моль, соль,
    Какой же хитрый знак такой!
    А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
    Получим мягкую согласную.
    Знаки-братья, мягкий, твердый,
    Мы не произносим,
    Но чтоб слово изменить,
    Их помощи попросим.
    Всадник скачет на коне,
    Кон – используем в игре.

  7. knowingthedarkness Ответить

    Согласные звуки выделяются в отдельные пары по следующим признакам:
    По соотношению шума в голосе (звучности):
    Звонкие (Например, «в» и «д»: вода)
    Глухие (Например, «ф» и «т»: фата)
    По положению языка при произношении:
    Мягкие;
    Твердые.
    В процессе произношения звонких согласных различаются:
    Шум;
    Голос.
    А в процессе произношения глухих только шум.
    Глухие не дают возможности проговорить их громко (прокричать).
    По данному признаку образуются пары звуков:
    [б] — [п], [б’] — [п’] (бар — пар);
    [з] — [с], [з’] — [с’] (злой — слой);
    [в] — [ф], [в’] — [ф’] (враг — флаг);
    [г] — [к], [г’] — [к’] (гол — кол);
    [д] — [т], [д’] — [т’] (дрова — трава);
    [ж] — [ш] (жить — шить).
    Звонкие парные согласные [б], [б’]; [з], [з’]; [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’]; [ж] могут изменяться на глухие [п], [п’]; [с], [с’], [ф], [ф]; [к], [к’]; [т], [т’], [ш] в двух случаях:
    в конце слова (плод [т]);
    перед глухим согласным (дуд[т]ка).
    Глухие парные согласные звуки могут изменяться на звонкие — только в положении перед звонким согласным, кроме [р], [р’]; [й’]; [л], [л’], [н], [н’], [м], [м’], [в], [в’] (с[з]делать, прос[з’]ба).
    Каждый парный звук (звонкий и глухой) имеет в слове одну из следующих позиций:
    Сильную, в которой отчётливо различается звук;
    Слабую, в которой звук сложно определяется.
    Сильной позицией считается:
    перед гласными (вар, фара, дом, том, бинт, пена, сон, зонт, гол, кол, жир, шина);
    перед сонорными (власть, флаг, дно, тля, блок, плот, слон, зло, гном, клоп, жмых, шлак).
    Слабой позицией считается:
    в конце слова (ров, плод, лоб, зуб);
    перед глухими, когда звонкие оглушаются (лод[т]ка, нож[ш]ка, круж[ш]ка);
    перед звонкими, когда глухие озвончаются (кос[з’]ьба, вок[г]зал.
    При написании, чтобы проверить парную согласную букву, надо изменить слово так, чтобы из слабой позиции она оказалась в сильной (плод — плоды, лоб — лбы, нет ягод — ягодка).
    Но есть исключительные звуки, которые не имеют своей пары:
    По глухости (они всегда звонкие):
    [р], [р’];
    [л], [л’];
    [н], [н’];
    [м], [м’];
    [й’].
    Это сонорные звуки, при произношении которых практически не слышно шума (воздух выходит через нос или боковые края щек). Когда такие звуки стоят в конце слова, не происходит оглушения (в отличие от парных звонких):
    Короб [п] — колокол [л];
    Мороз [с] — мотор [р];
    Плед [т] — плен [н];
    Лев [ф] — лом [м];
    Берег [к] — бой [й’].
    А глухие согласные, стоящие после сонорных, не получают звонкости:
    Горка [к], вулкан [к], банка [к], конфета [ф].
    По звонкости (они всегда глухие):
    [ц];
    [ч’] (шипящий);
    [щ’] (шипящий);
    [х], [х’].
    Формирование пар по мягкости и твёрдости — важный признак согласных звуков. Их произношение отличается позицией языка во рту:
    При произношении мягких — тело языка сдвигается вперед так, что его середина приподнимается к небу ([н’], [м’], [з’]).
    При произношении твердых — тело языка полностью оттягивается назад ([н], [м], [з]).
    По данному признаку образуются пары звуков:
    [б’] — [б] (белка — бор);
    [п’] — [п] (пила — плот);
    [в’] — [в] (вилка — волк);
    [ф’] — [ф] (фиалка — флот);
    [з’] — [з] (зеркало — зонт);
    [с’] — [с] (сено — стон);
    [к’] — [к] (кит — кот);
    [г’] — [г] (гиря — гора);
    [д’] — [д] (день — дуб);
    [т’] — [т] (тина — торт);
    [м’] — [м] (мина — мост);
    [н’] — [н] (низ — ноль);
    [л’] — [л] (лень — лук);
    [р’] — [р] (рис — рот);
    [х’] — [х] (хек — хор)
    Но существуют звуки, которые не создают пар:
    по мягкости (они всегда твердые):
    [ж] (жизнь);
    [ц] (цирк);
    [ш] (шина).
    По твердости (они всегда мягкие):
    [ч’] (чайник);
    [й’] (йог);
    [щ’] (щука).
    На письме свидетельствуют, что согласные мягкие следующие буквы после согласных (кроме всегда твердых):
    «е», «ё», «ю», «я» (йотированные)
    Плен — [пл’эн], клёв — [кл’оф].
    «и»
    Нитка — [н’итка], кит — [к’ит].
    «ь»
    Пень — [п’эн’], сеть — [с’эт’].

  8. Swell_teetoff Ответить

    В категории объявлений: 9Показано объявлений: 1-9
    Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта преграду.
    Согласные звуки могут состоять только из шума, то есть образовываться без участия голосовых связок, или из шума и голоса — тогда в образовании согласного звука участвуют голосовые связки.
    В отличие от гласных, согласные звуки не образуют слогов.
    Согласные звуки в б`ольшей степени, чем гласные, играют смыслоразличительную роль в русском языке.
    Классификация согласных звуков
    В образовании согласных звуков голос участвует не всегда,
    поэтому их классификация основана не только на акустических, но и на
    артикуляционных признаках.Акустические
    признаки положены в основу деления согласных на глухие и звонкие;
    артикуляционные – в основу деления согласных по месту, способу образования,
    наличию или отсутствию смягчения (палатализации), вызываемого дополнительным
    подъёмом средней части спинки языки к твёрдому нёбу (от лат. palatum– нёбо).
    Согласные звуки по степени участия голоса и шума
    По степени участия голоса и шума согласные делятся на:
    шумные глухие – образуются без участия голоса: [п], [с], [ш];
    шумные звонкие – образуются при участии голоса и
    шума, но преобладает шум: [б], [г], [д];
    сонорные (от лат. sonorus– звучный) – образуются при участии
    голоса и шума, но преобладает голос: [л], [н], [м].
    Согласные звуки по наличию голоса (Г) и шума (Ш)
    шумные
    сонорные (Г + Ш)
    глухие (Ш)
    звонкие (Г + Ш)
    [к], [к'] [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф],
    [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']*
    [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж],
    [з], [з'], [j']*
    [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']
    * ПримечаниеЛатинской
    буквой j обозначен
    согласный звук йот, который выступает
    в ударном слоге перед гласным: йод, район, яблоко. В безударном слоге
    он выступает в виде неслогового гласного [й]: стайка.
    Русской
    буквой щ мы, за неимением
    графических возможностей, обозначаем долгий мягкий звук [ш'ш'] (обычно долгота
    обозначается линией над знаком), как это делается в школе.
    Согласные звуки по наличию смягчения
    По
    наличию смягчения
    По наличию смягчения согласные делятся на твёрдые и мягкие.
    Смягчение (или палатализация) согласных состоит в том, что при произнесении
    мягких согласных средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, как это
    бывает при произнесении звука [j]. Согласные, которые образуются с этой дополнительной
    артикуляцией называются мягкими ([б'], [в'], [д']), без неё – твёрдыми ([б],
    [в], [д]).
    Согласные звуки по наличию смягчения
    твердые
    мягкие
    [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н],
    [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]
    [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [j'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'],
    [щ']
    Примечание
    По звонкости-глухости и по
    твёрдости-мягкости согласные могут образовывать пары, в таком случае мы говорим о парных согласных звуках или парности согласных.
    Согласные звуки в рамках школьной программы
    Таблица согласных звуков с учетом твердости-мягкости и звонкости-глухости (школьный минимум)
     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
     Звонкие
    Глухие
     твёрдые
    мягкие
     твёрдые
    мягкие
    [б]
    [б']
    [п]
    [п']
    [в]
    [в']
    [ф]
    [ф']
    [г]
    [г']
    [к]
    [к']
    [д]
    [д']
    [т]
    [т']
    [ж]
    [ш]
    [з]
    [з']
    [с]
    [с']
    [j], [й]
    [л]
    [л']
    [м]
    [м']
    [н]
    [н']
    [р]
    [р']
    [х]
    [х']
    [ц]
    [ч']
    [щ']
    Согласные звуки по месту образования
    В зависимости от того, какой орган активно участвует в
    образовании согласных звуков, он делятся на:
    губные – образующиеся в результате работы
    губ, главным образом нижней;
    губно-губные
    – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б'],
    [п], [п'], [м], [м'];
    губно-зубные
    – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в'], [ф],
    [ф'];
    язычные – образующиеся в результате
    движения спинки языка.
    зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или
    сближается с верхними зубами: [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц];
    нёбно-зубные
    – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба:
    [ж], [ш], [ч], [р];
    среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j'];
    заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с
    твёрдым нёбом: [г], [к], [х].
    Согласные звуки по месту образования
    губные
    язычные
    губно-губные
    губно-зубные
    зубные
    небно-зубные
    среднеязычные
    заднеязычные
    [б], [б'], [п], [п'], [м], [м']
    [в], [в'], [ф], [ф']
    [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц]
    [ж], [ш], [щ'], [ч'], [р], [р']
    [j]
    [г], [г'], [к], [к'], [х], [х']
    Согласные звуки по способу образования
    По
    способу образования
    По способу образования – особенности преграды, встречаемой
    струёй воздуха, и преодоления этой преграды – согласные делятся на:
    смычные (или взрывные) – при их образовании органы речи смыкаются друг с другом
    и воздушная струя разрывает эту преграду: [б], [п], [д], [т], [г], [к];
    щелевые – при их образовании органы речи
    сближаются, создавая узкую щель для прохода воздушной струи: [в], [ф], [ж],
    [ш], [з], [с], [х];
    слитные (или аффрикаты – от лат. fricare– тереть) – при их образовании
    органы речи сначала смыкаются, а затем образуют узкую щель: [ц], [ч'];
    Примечание. Особенности образования аффрикат
    можно наблюдать, если последовательно быстро произнести звуки [т] – [с] → [ц],
    [т'] – [щ'] → [ч']. В процессе речи эти аффрикаты могут попасть в положение
    перед шумными звонкими согласными и тогда образуются звонкие аффрикаты [дз] и
    [д'ж']: отец бы пришёл – [ат'эдз_бы], мяч
    бы купить – [м'ад'ж'_бы].
    смычно-прохо´дные – при их образовании наблюдается
    полное смыкание и в то же время воздух имеет возможность проходить через нос
    или рот:
    носовые:
    [м], [н];
    рто´вые
    (или боковые):
    [л];
    дрожащие (или вибранты) – при их образовании кончик языка, слегка загнутый и
    поднятый к альвеолам, благодаря прохождению воздушной струи вибрирует, дрожит:
    [р].
    Позиционная мена согласных звуков
    Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением
    относительно других звуков и местом в слове. Мена
    глухих и звонких согласныхОглушение
    – шумные звонкие согласные меняются
    на парные глухие:
    на
    конце слова: гру[б]ый – гру[п],
    здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
    перед
    шумными глухими: бече[в]а –
    бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.
    Озвончение – шумные глухие согласные меняются
    на парные звонкие:
    перед
    шумными звонкими (кроме [в]): про[с']ить
    – про[з']ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т']тить – моло[д']ба, [к]_лесу –
    [г]_берегу.
    Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать. Мена твёрдых и мягких согласныхСмягчение — позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в
    положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н']чик, же[н]ский – же[н']щина,
    о[д]на – о[д']ни, рабо[т]а – рабо[т']ник, ка[з]на – в ка[з']не, сви[с]т –
    сви[с']теть.
    Источник: http://lik-bez.com/board/soglasnye_zvuki/58

    Парные звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?

    Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
    Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки.
    Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

    Парные звонкие, глухие согласные звуки

    Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
    Классификация согласных звуков
    По правилам грамматики, согласные бывают:
    Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
    Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
    Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
    Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
    Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
    ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст.
    Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
    Парные звонкие, глухие согласные:
    Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение.
    Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона.
    Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
    Виды согласных
    Таблица парных согласных – звонких, глухих:
    Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать.
    Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *