Что такое политическая идеология каковы характерные черты каждой?

24 ответов на вопрос “Что такое политическая идеология каковы характерные черты каждой?”

  1. miledi Ответить

    Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными, здесь в значительной степени происходит и их потребление… Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности. Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества. Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новее идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. (С. Э. Крапивенский) 4. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенных автором. 5. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства. 6. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни. 7. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.

  2. LONEWOLF Ответить

    Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.
    Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.
    Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.
    Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.
    Политической идеологии присущи следующие функции:
    выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
    внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
    интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
    организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
    обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
    легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.
    Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.
    Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:
    теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
    программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
    актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

    Основные виды политической идеологии

    Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.
    Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.
    Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм, изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.
    Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.
    Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм, проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.
    За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.
    Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

    Либерализм

    Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.
    Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

    Консерватизм

    Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

    Коммунизм

    Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.
    Базовые ценности при этом следующие:
    общественная собственность на средства производства материальных благ;
    классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
    воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
    забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
    идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
    коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

    Социалистическая демократия

    Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

    Национализм

    Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
    Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.
    В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

    Фашизм

    В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
    Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.
    Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

    Анархизм

    Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
    идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
    любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
    Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.
    В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
    Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

    Роль идеологии в политике

    Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.
    Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.
    Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).
    Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.
    Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.
    В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.
    Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

  3. Kajirr Ответить

    Определите, какие потребности человека проявились в описанных далее ситуациях. Запишите порядковый номер каждой ситуации в соответствующей графе, приведенной в конце задания таблицы.
    1.
    Я знаю сам, зачем иду по земле!
    С кем мне легче дышать!
    Кому служить! С кем жить! Кого не любить!
    А кого уважать!
    К. Кинчев
    2.
    «Звание Героя Российской Федерации присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные со свершением геройского подвига. Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации. »
    Из Положения «О звании Героя Российской Федерации»
    3.
    Лунные поляны, ночь как день светла,
    Спи, моя Светлана, спи, как я спала.
    В уголок подушки носиком уткнись,
    Звезды как веснушки мирно светят вниз.
    А. Гладков
    4.
    «Благотворительный фонд “Кто, если не Я?” создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей. »
    5.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    А. С. Пушкин
    6.
    «Открылось клубное сообщество в интернет-портале “Одноклассники. ru”.
    На сайте “Одноклассники. ru”, который помогает найти старых друзей и позволяет поддерживать связь с ними и общаться, появилось наше сообщество – “Клуб волонтеров”. Присоединяйтесь, приглашайте знакомых и становитесь нашими друзьями! Вместе мы сделаем мир ярче!
    Стать членом сообщества – ПРОЩЕ ПРОСТОГО!»
    7.
    «Парта должна быть удобной, универсальной, а также соответствовать ГОСТам по школьной мебели. Немаловажным фактором при выборе школьных парт является их универсальность. Парта-трансформер отлично подойдет для ребенка, за такой партой он будет чувствовать себя комфортно. Современные школьные парты должны соответствовать данным требованиям. »
    Из Требований к школьной мебели
    8.
    «Я стал нервно разглаживать скатерть. На скатерти виднелись неотмытые пятна. На ней много и вкусно ели. Ели омаров и мозги с горошком. Ели маленькие бифштексы с соусом пикан. Большие и средние бифштексы тоже ели. Сыто отдувались, удовлетворенно цыкали зубом…Отдуваться мне было не с чего, и я принялся цыкать зубом. »
    А. и Б. Стругацкие
    9.
    «Диплом по специальности, курсы и тренинги, составленное по всем правилам резюме, – и будет вам работа, утверждают многочисленные статьи-пособия и опытные кадровики. Будет, наверняка будет и, может, даже очень хорошая. А что если хочется самую-самую, в одном-единственном месте, – в компании престижной, звездной, о которой и помыслить-то не решаешься. И тем не менее, способы туда попасть существуют. »
    Журнал «Карьера»
    Ваш ответ (только цифры через запятую в порядке возрастания без пробелов):
    Потребности человека
    Порядковый номер ситуации
    Биологические
    Экзестенциальные
    Социальные
    Престижные
    Духовные

  4. _Riddik_ Ответить

    Под идеологией понимается система взглядов, отражающих политические интересы государств, этносов, классов и отдельных индивидов.
    Сторонники конкретной идеологии, как правило, создают партию, ставящую политические цели, и стремятся политическими методами прийти к власти, чтобы реализовать на практике свои теории.
    Идеология отличается от социальной науки тем, что, используя ее готовые выводы, выстраивает определенную модель действий и систему рационализации этих действий, отнюдь не обязательно совпадающих с научными результатами[1].
    И. Валлерстайн, анализируя состояние современных идеологий после краха коммунизма, поставил почти риторический вопрос: «Сколько на самом деле существовало различных идеологических течений?»[2]. И сам же ответил парадоксальным образом: «Три» — либерализм, консерватизм, социализм, — «но можно свести и к одной» — либерализму[3]. При исследовании политики, политической борьбы — а борьба, противостояние вытекает из различий — мы не можем сводить всю современную идеологическую палитру к одной краске. Наша задача заключается в обратном: показать разнообразие современных идеологий как основ политических размежеваний. Для этого воспользуемся методом, который предложил тот же Валлерстайн для анализа мирсистемы, — методом разделения акторов на акторов ядра, находящихся в центре мировых процессов и тенденций и пользующихся наибольшим влиянием, на акторов периферии и акторов полупериферии. Тогда получается следующая картина.
    С уходом коммунистической идеологии идеологический вакуум начал заполняться другими идеологическими теориями. Наметилось определенное возрождение прежних идеологических учений, в первую очередь либерализма, консерватизма и социализма, которые сегодня составляют наиболее устойчивое идеологическое ядро мировой идеологической системы. Идеология коммунизма в наши дни вытеснена на идеологическую периферию и вместе с другими периферийными идеологиями, такими как анархизм, коммунитаризм, либертаризм, находится в тени идеологий ядра, но вместе с идеологиями ядра продолжает определенным образом влиять на население самых разных стран мира и выступать как мировая идеология. Набирают силу новые идеологии, такие как либертаризм, коммунитаризм, экологизм или старые идейные теории, востребованные новыми политическими и социально-экономическими процессами, например феминизм, демократизм, христианско-демократическая идеология. Не теряют силу националистические идеологии. Они стремятся сохранить свои позиции на полу- периферии мировой идеологической арены.

  5. Kathridi Ответить

    ?Вопрос 1. Всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей?
    Политические убеждения — совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.
    Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека — с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей.
    Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т. д. и т. п.
    Манипуляция массовым сознанием — один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

    Вопросы и задания к документу

    Вопрос 1. В чём состоит позитивное значение расширения объёма общедоступной информации?
    Позитивное значение расширения объёма общедоступной информации состоит в расширении знаний человечества. Общедоступная информация дает людям право получить исчерпывающие знания практически в любой области.
    Вопрос 2. Каковы негативные последствия такого расширения?
    Человечество сталкивается с им же созданной угрозой — с опасностью утонуть в безбрежном океане неструктурированной информации. Причём эта опасность связана не только с переизбытком информации, но и с возрастающей энтропией информационного пространства, наполняемого неравноценной по своему качеству информацией, а то и вовсе захламляемого «информационным мусором» или даже заражаемого «информационной отравой».
    Вопрос 3. В чём проявляются трудности ориентации в неструктурированной информации?
    Из-за большого объема похожих друг на друга данных трудно выбрать то, что действительно нужно.
    Вопрос 4. Как следует понимать слова об энтропии информационного пространства?
    Информационная энтропия — мера неопределённости или непредсказуемости информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.
    Вопрос 5. Как вы думаете, почему многие предпочитают пользоваться «привычными источниками политической информации»?
    Привычные – телевидение, радио и интернет, газеты. Они наиболее удобны в использовании.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»?
    Политическое сознание — это одна из форм общественного сознания. Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями — классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.
    Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это — субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях — обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.
    Вопрос 2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними?
    Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическими институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы, переживая политические события, люди познают мир политики, у них формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникают практический опыт, представления, эмоции, привычки. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей.
    Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создаёт науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.
    Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики.
    Вопрос 3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?
    В современной науке под политической идеологией понимается совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.
    Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми.
    И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на её использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определённый субъект политики отражает в своём сознании политическую жизнь, осознаёт собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы.
    Содержанием политической идеологии является отношение к государственной власти, различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований.
    Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.
    Что же касается идеологии, то ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную её картину.
    Социальная группа, чьи интересы обслуживает определённая идеология, предрасположена к её восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощённая интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.
    Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задаётся принятой ими идеологией. Определённая идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет её идеологическим позициям других политических партий, ведёт с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу.
    В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.
    Важными формами воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают её цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашённых лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.
    Политические партии как носители определённой идеологии используют её как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками.
    Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, её сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за неё на выборах. Поэтому любая партия ведёт борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии. Различные политические организации стремятся распространить в обществе или определённой части населения свои оценки прошлого и настоящего, своё понимание политической ситуации, свои представления о будущем.
    Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определённых социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль.
    Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию.
    Вопрос 4. Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.
    Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.
    Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII—XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях — равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни — свободу мысли и слова.
    В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищённой от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признаёт необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоёв общества.
    Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма — традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоёв. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида.
    Вместе с тем консерватизм, как и либерализм, придаёт основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства.
    Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма — мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.
    Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой уметённых слоёв об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу.
    Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растёт пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду.
    На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм.
    Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.
    Социализм, с точки зрения социал-демократов, — это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Социал-демократические партии, находившиеся у власти в некоторых странах (например, в ФРГ, Швеции), реализовав в политике свою идеологию, существенно повлияли на развитие в этих странах социальной демократии.
    Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации, сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Опыт реализации коммунистической идеологии правящими партиями в СССР и ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы завершился крахом созданной в этих странах общественно-политической системы.
    Идеология фашизма в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как к внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации.
    Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия — всё это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей национал-социализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.
    В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.
    Вопрос 5. Каковы характерные черты политической психологии?
    В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология — политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания и является плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания. Он представляет собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включает как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы.
    Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой — настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики.
    Учёные, изучающие политическую психологию, раскрывают её роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и её отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвёртых, психология масс и массовых настроений. Важное направление — изучение восприятия населением политической информации, распространяемой прежде всего по каналам радио и телевидения.
    Вопрос 6. Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют своё политическое влияние?
    Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.
    В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Ещё одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям.
    Наиболее распространённые СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создаёт «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, лёгкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвёртой властью».
    Возникновение Интернета обусловило качественно новую ситуацию в сфере политических коммуникаций. Благодаря ему появился мировой рынок новостей, функционирующий без контроля органов власти. Интернет дал возможность каждому его пользователю получать те сведения, которые ему нужны. Политика стала более открытой. Интерактивный характер Интернета предоставил новые возможности для выражения гражданами своих потребностей, для участия в обсуждении волнующих их общественно-политических проблем. Вместе с тем Интернет создаёт опасность манипулирования потребителями сетевой информации, поскольку в нём содержится огромный поток непроверенных, недостоверных материалов.
    Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы, как сказано выше, и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определённым общественным силам сторону.
    Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале XX в. Какая идеология лежала в основе политической программы каждой из них?
    1. В 1901 году оформилась партия социал-революционеров (эсеры), которые считали себя наследниками народников. Идеология: социализация земли, свержение самодержавия. Они предполагали опираться на народные массы, вели свою агитацию. Средства – индивидуальный террор.
    2. Социал-демократы. Опиралось это движение на марксистское учение.
    Программа-минимум: свержение самодержавия и установление демократической республики, всеобщее избирательное право, широкое местное самоуправление и право наций на самоопределение, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам их надела, отрезанного в 1861 году и отмена выкупных платежей. Программа-максимум: установление диктатуры пролетариата (остальное аналогично минимуму). В связи с расхождением во взглядах, раскололось на меньшевиков и большевиков соответственно.
    3. Черносотенное движение: главная организующая сила – дворяне-помещики. Они были на стороне самодержавия, “все беды великой и могучей России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев…”
    4. “Союз 17 октября” или октябристы. Эта партия была удовлетворена манифестом 17 октября и выступала за прекращение революции.
    Вопрос 2. Как вы думаете, что имел в виду польский писатель Б. Чешко в следующем рассуждении: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем»? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос?
    Всех политиков рано или поздно на чем-то ловят, вне зависимости, совершали они что-то или нет, так как если не совершали, то они могут быть кому-то просто неугодны, но нужно быть к этому готовыми, чтобы тебя не застали врасплох.
    Вопрос 3. Закон «О средствах массовой информации», дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами, в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Объясните значение этой правовой нормы.
    Это делается для того, чтобы полученная информация и не утаивалась журналистами с целью возможного шантажа данных людей, и чтобы не было возможности распространять неподтвержденные слухи и сплетни на официальном уровне.
    Вопрос 4. В 2010 г. было проведено социологическое исследование по вопросу: «Есть ли у вас представление, в каком направлении движется наша страна, какие цели поставлены перед ней нынешним руководством?» 15% опрошенных ответили: «Довольно ясное представление», 43% заявили: «Довольно смутное представление», а 23% отвечавших — «Нет никакого представления». В то же время 7% затруднились ответить, а 12% заявили, что дела в стране пущены на самотёк. Какие выводы о политическом сознании граждан вы можете сделать из приведённых данных? Чем можно объяснить полученные результаты? Аргументируйте свою позицию.
    Низкое политическое самосознание. Это связано с недоверием населения к политическим силам нашей страны.
    Вопрос 5. Как вы понимаете слова известного российского учёного П. Л. Капицы: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения»?
    Значение и роль средств массовой информации в жизни общества и функционировании государства трудно переоценить. Основная задача СМИ заключается в информировании людей по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества, что обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости власти. Учитывая это, средства массовой информации способом воздействия на сознание людей стремятся сформировать у них определенных установки, оценки и суждения для создания положительного стереотипа законопослушного поведения граждан, выработки стремления соблюдать нормы права и уважать закон.

  6. Drilltech Ответить

    Другой американский политолог Д. Истон считает тезис о «конце идеологии» мифом, который, по его мнению, на деле маскирует безраздельное господство «консервативно-идеологической идеологии».
    Действительно, история еще не знала ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями.
    Призывы к деидеологизации в действительности несостоятельны. И если речь идет о нашей стране, то здесь сегодня имеет место не деидеологизация, а переидеологизация или реидеологизация политической жизни, т.е. замена социалистической идеологии марксистского толка иной по своему социальному характеру и направленности идеологией.
    Например, либерально-демократической, по крайней мере, антикоммунистической.
    И все же проблема деидеологизации существует.
    Разумный элемент в ее постановке состоит в требовании покончить с гиперидеологизацией, под каким бы политическим предлогом она ни преподносилась, не допускать того, чтобы идеологические ценности превалировала бы над практическо – политическими, а тем более социально-экономическими целями и действиями.
    План
    1. Сущность и характерные черты идеологии. Ее разновидности.
    2. Политическая идеология, ее место и социальные функции в современном мире.
    3. Основные идейно-политические доктрины XX века.
    4. Особенности идеологического развития современной России.
    Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом дестют де траси в книге Іэлементы идеологииІ (1801 –1815) для обозначения учения об идеях; учения, которое позволило бы установить твердые основания для политики, этики и т.д.
    В Наполеоновской Франции термин приобрел пренебрежительный оттенок. Им называли тех, кто проповедовал взгляды, оторванные от жизни, практики.
    Идеология – это одно из самых противоречивых понятий в социологии. Представляя собой духовное явление, идеология трактуется сегодня как:
    (1). Совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг каких-то ценностей. Например: коммунизм, фашизм, национализм, монархизм и т. д. Такое понимание идеологии характерно для США.
    (2). Иллюзорное (поставленное на голову сознание, искаженное отражение в головах людей окружающего мира); оно имеет классовый характер; и обусловливается экономикой. Такое понимание идеологии характерно для марксистской традиции.
    (3). Любая совокупность социально – детерминированных идей и убеждений, истинных или ложных, в которых отражается отношение человека к окружающему миру, обществу, другим людям; социальные проблемы и конфликты; содержатся указания (программные, целеполагающие) как и что следует сделать, чтобы сохранить существующий порядок или его разрушить (заменить другим). (см.:
    Основой идеологического отражения действительности являются интересы. Именно интересы во многом определяют специфичность идеологии.
    Некоторые авторы (и их немало) трактуют идеологию как определенный вид суеверия, связывают идеологию с верой (не наукой, а верой). К ним относятся, например, Ю. Бохеньский (Швейцария). По Марксу, как уже было отмечено, идеология – это иллюзорное сознание.
    Существует также понятие «научной идеологии». Его ввел в обиход В. Ленин.
    Как бы не трактовали идеологию, никто ее не отрицает совсем (как таковую и ее функции). Говорят даже о так называемом идеологическом пространстве, в котором живут и общество, и человек. Более того, думается, что идеологии уготована долгая жизнь, какой она будет в будущем – это другой вопрос: общечеловеческой, классовой, просто групповой?
    Специфика идеологии заключается в том, что она:
    (1) есть отражение интересов;
    (2) имеет частный и поэтому частичный характер, особенно если принять во внимание становящуюся сейчас мировую, общечеловеческую идеологию, центральной, стержневой идеей которой является гуманизм. Гуманизм – это современная общечеловеческая (надклассовая) идеология.
    Идеология в обычном понимании этого слова носит групповой, классовый характер, что говорит об особой близости идеологии и политики.
    Политика и идеология, – можно так сказать, это близнецы-сестры.
    Идеология включает в себя идеи, ценности, теории, доктрины, убеждения, верования и т.д. Это во-первых. Во-вторых, систему идеологического воздействия, идеологические органы. Как таковая она во многом обусловливает характер функционирования и развития общества.
    Иногда в качестве ее характерных черт называются то, что она:
    а) представляет собой своего рода картину мира;
    б) интерпретирует знания ( вчерашние и настоящие);
    в) является организующей формой жизни;
    г) влияет на преобразование общества;
    д) побуждает к действию.
    Среди функций идеологии:
    (1) познавательная; (2) оценочная; (3) программно-целевая; (4) футурологическая; (5) интегрирующая; (6) защитная; (7) социально-организующая.
    Идеология приравнивается иногда к духовной власти.
    Некоторые авторы логику соотношения идеологии с политикой и экономикой, усматривают не в формуле «экономика – политика – идеология », а в формуле «идеология – политика – экономика». Именно идеология обусловила одно из важнейших различий между Востоком и Западом (разные идеологии, – разное место человека в социуме). Восток: человек находится под воздействием коллектива. Запад: человек ставится в центре Вселенной; природа – не храм для человека, а всего лишь мастерская. Здесь (Запад) человек – активный индивидуалист. Для западных идеологий характерно также акцентирование внимания на правах и свободах личности.
    Именно на Востоке родилась так называемая государственная идеология (здесь и религия, и развлекательное искусство и т.д.
    Сейчас происходит определенная диффузия, интеграция восточной и западной идеологий.

  7. Balladotius Ответить

    Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.
    Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.
    Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности – это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.
    Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:
    ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
    мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
    интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.
    Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.

    Понятие и особенности политических идеологий

    Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.
    Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.
    Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:
    индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;
    свобода – свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;
    разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;
    равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);
    толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;
    согласие – политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;
    конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.
    В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
    Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:
    традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
    несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;
    иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
    порядок — общество может существовать только в том случае,
    если государство установит в нем закон и порядок;
    патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
    собственность – консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.
    В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
    Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:
    равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
    приоритет общества – индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
    коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
    общественная собственность – частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
    массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;
    плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.
    Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.
    Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».
    Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.
    Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.
    Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.
    Основные политические идеологии на рис. 1 расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. 1 можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие — к правым. Как правило, левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые — это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы — сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственно центристами можно назвать и тех, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, — неолибералов и неоконсерваторов. Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы — в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.

    Рис. 1. Политические идеологии

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *