Идеология что такое политическая идеология каковы характерные черты?

14 ответов на вопрос “Идеология что такое политическая идеология каковы характерные черты?”

  1. Mavenis Ответить

    Другой американский политолог Д. Истон считает тезис о «конце идеологии» мифом, который, по его мнению, на деле маскирует безраздельное господство «консервативно-идеологической идеологии».
    Действительно, история еще не знала ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями.
    Призывы к деидеологизации в действительности несостоятельны. И если речь идет о нашей стране, то здесь сегодня имеет место не деидеологизация, а переидеологизация или реидеологизация политической жизни, т.е. замена социалистической идеологии марксистского толка иной по своему социальному характеру и направленности идеологией.
    Например, либерально-демократической, по крайней мере, антикоммунистической.
    И все же проблема деидеологизации существует.
    Разумный элемент в ее постановке состоит в требовании покончить с гиперидеологизацией, под каким бы политическим предлогом она ни преподносилась, не допускать того, чтобы идеологические ценности превалировала бы над практическо – политическими, а тем более социально-экономическими целями и действиями.
    План
    1. Сущность и характерные черты идеологии. Ее разновидности.
    2. Политическая идеология, ее место и социальные функции в современном мире.
    3. Основные идейно-политические доктрины XX века.
    4. Особенности идеологического развития современной России.
    Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом дестют де траси в книге Іэлементы идеологииІ (1801 –1815) для обозначения учения об идеях; учения, которое позволило бы установить твердые основания для политики, этики и т.д.
    В Наполеоновской Франции термин приобрел пренебрежительный оттенок. Им называли тех, кто проповедовал взгляды, оторванные от жизни, практики.
    Идеология – это одно из самых противоречивых понятий в социологии. Представляя собой духовное явление, идеология трактуется сегодня как:
    (1). Совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг каких-то ценностей. Например: коммунизм, фашизм, национализм, монархизм и т. д. Такое понимание идеологии характерно для США.
    (2). Иллюзорное (поставленное на голову сознание, искаженное отражение в головах людей окружающего мира); оно имеет классовый характер; и обусловливается экономикой. Такое понимание идеологии характерно для марксистской традиции.
    (3). Любая совокупность социально – детерминированных идей и убеждений, истинных или ложных, в которых отражается отношение человека к окружающему миру, обществу, другим людям; социальные проблемы и конфликты; содержатся указания (программные, целеполагающие) как и что следует сделать, чтобы сохранить существующий порядок или его разрушить (заменить другим). (см.:
    Основой идеологического отражения действительности являются интересы. Именно интересы во многом определяют специфичность идеологии.
    Некоторые авторы (и их немало) трактуют идеологию как определенный вид суеверия, связывают идеологию с верой (не наукой, а верой). К ним относятся, например, Ю. Бохеньский (Швейцария). По Марксу, как уже было отмечено, идеология – это иллюзорное сознание.
    Существует также понятие «научной идеологии». Его ввел в обиход В. Ленин.
    Как бы не трактовали идеологию, никто ее не отрицает совсем (как таковую и ее функции). Говорят даже о так называемом идеологическом пространстве, в котором живут и общество, и человек. Более того, думается, что идеологии уготована долгая жизнь, какой она будет в будущем – это другой вопрос: общечеловеческой, классовой, просто групповой?
    Специфика идеологии заключается в том, что она:
    (1) есть отражение интересов;
    (2) имеет частный и поэтому частичный характер, особенно если принять во внимание становящуюся сейчас мировую, общечеловеческую идеологию, центральной, стержневой идеей которой является гуманизм. Гуманизм – это современная общечеловеческая (надклассовая) идеология.
    Идеология в обычном понимании этого слова носит групповой, классовый характер, что говорит об особой близости идеологии и политики.
    Политика и идеология, – можно так сказать, это близнецы-сестры.
    Идеология включает в себя идеи, ценности, теории, доктрины, убеждения, верования и т.д. Это во-первых. Во-вторых, систему идеологического воздействия, идеологические органы. Как таковая она во многом обусловливает характер функционирования и развития общества.
    Иногда в качестве ее характерных черт называются то, что она:
    а) представляет собой своего рода картину мира;
    б) интерпретирует знания ( вчерашние и настоящие);
    в) является организующей формой жизни;
    г) влияет на преобразование общества;
    д) побуждает к действию.
    Среди функций идеологии:
    (1) познавательная; (2) оценочная; (3) программно-целевая; (4) футурологическая; (5) интегрирующая; (6) защитная; (7) социально-организующая.
    Идеология приравнивается иногда к духовной власти.
    Некоторые авторы логику соотношения идеологии с политикой и экономикой, усматривают не в формуле «экономика – политика – идеология », а в формуле «идеология – политика – экономика». Именно идеология обусловила одно из важнейших различий между Востоком и Западом (разные идеологии, – разное место человека в социуме). Восток: человек находится под воздействием коллектива. Запад: человек ставится в центре Вселенной; природа – не храм для человека, а всего лишь мастерская. Здесь (Запад) человек – активный индивидуалист. Для западных идеологий характерно также акцентирование внимания на правах и свободах личности.
    Именно на Востоке родилась так называемая государственная идеология (здесь и религия, и развлекательное искусство и т.д.
    Сейчас происходит определенная диффузия, интеграция восточной и западной идеологий.

  2. Радующий Ответить

    Под идеологией понимается система взглядов, отражающих политические интересы государств, этносов, классов и отдельных индивидов.
    Сторонники конкретной идеологии, как правило, создают партию, ставящую политические цели, и стремятся политическими методами прийти к власти, чтобы реализовать на практике свои теории.
    Идеология отличается от социальной науки тем, что, используя ее готовые выводы, выстраивает определенную модель действий и систему рационализации этих действий, отнюдь не обязательно совпадающих с научными результатами[1].
    И. Валлерстайн, анализируя состояние современных идеологий после краха коммунизма, поставил почти риторический вопрос: «Сколько на самом деле существовало различных идеологических течений?»[2]. И сам же ответил парадоксальным образом: «Три» — либерализм, консерватизм, социализм, — «но можно свести и к одной» — либерализму[3]. При исследовании политики, политической борьбы — а борьба, противостояние вытекает из различий — мы не можем сводить всю современную идеологическую палитру к одной краске. Наша задача заключается в обратном: показать разнообразие современных идеологий как основ политических размежеваний. Для этого воспользуемся методом, который предложил тот же Валлерстайн для анализа мирсистемы, — методом разделения акторов на акторов ядра, находящихся в центре мировых процессов и тенденций и пользующихся наибольшим влиянием, на акторов периферии и акторов полупериферии. Тогда получается следующая картина.
    С уходом коммунистической идеологии идеологический вакуум начал заполняться другими идеологическими теориями. Наметилось определенное возрождение прежних идеологических учений, в первую очередь либерализма, консерватизма и социализма, которые сегодня составляют наиболее устойчивое идеологическое ядро мировой идеологической системы. Идеология коммунизма в наши дни вытеснена на идеологическую периферию и вместе с другими периферийными идеологиями, такими как анархизм, коммунитаризм, либертаризм, находится в тени идеологий ядра, но вместе с идеологиями ядра продолжает определенным образом влиять на население самых разных стран мира и выступать как мировая идеология. Набирают силу новые идеологии, такие как либертаризм, коммунитаризм, экологизм или старые идейные теории, востребованные новыми политическими и социально-экономическими процессами, например феминизм, демократизм, христианско-демократическая идеология. Не теряют силу националистические идеологии. Они стремятся сохранить свои позиции на полу- периферии мировой идеологической арены.

  3. =ДеВчУшКа иЗ сНеЖкА= Ответить

    Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.
    Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.
    Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм, изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.
    Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.
    Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм, проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.
    За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.
    Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

    Либерализм

    Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.
    Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

    Консерватизм

    Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

    Коммунизм

    Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.
    Базовые ценности при этом следующие:
    общественная собственность на средства производства материальных благ;
    классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
    воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
    забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
    идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
    коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

    Социалистическая демократия

    Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

    Национализм

    Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
    Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.
    В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

    Фашизм

    В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
    Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.
    Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

    Анархизм

    Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
    идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
    любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
    Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.
    В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
    Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

    Роль идеологии в политике

    Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.
    Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.
    Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).
    Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.
    Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.
    В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.
    Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

  4. Celas Ответить

    Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными, здесь в значительной степени происходит и их потребление… Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности. Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества. Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новее идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. (С. Э. Крапивенский) 4. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенных автором. 5. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства. 6. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни. 7. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.

  5. Chocolate girl Ответить

    § иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
    § порядок — общество может существовать только в том случае,
    § если государство установит в нем закон и порядок;
    § патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
    § собственность – консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.
    В XX в. сформировалсянеоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
    Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:
    § равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
    § приоритет общества – индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
    § коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
    § общественная собственность – частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
    § массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;
    § плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.
    Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.
    Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».
    Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.
    Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.
    Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования:феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; иэнваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.
    Основные политические идеологии на рис. 8.3 расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. 8.3 можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие — к правым. Как правило,левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые — это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы — сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственноцентристами можно назвать и тех, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, — неолибералов и неоконсерваторов.Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы — в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.

  6. Morarad Ответить

    Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида – представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.
    Базовые ценности либеральной идеологии: священность и не отчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собствен­ность), их приоритете над интересами общества и государства. Индивидуализм выступал как главный социальный и экономический принцип. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка, ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.
    Консерватизм базовыми ценностями пропагандирует порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.
    Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему тогда либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззре­нием пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота.
    Базовые ценности следующие. 1) Общественная собственность на средства производства материальных благ. 2) Классовый подход к регулированию социальных отношений. Главная цель – защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства. Пролетарская революция – путь достижения этой цели. 3) Воспитание но­вого человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду. 4) Взамен индивидуализма забота об общественных интересах. Труд на общее благо. («Кто не работает, тот не ест»). 5) Идеал равенства и принцип эгалитаризма, т.е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме. 6) Главный механизм интеграции элементов социальной структуры – коммунистическая партия. Для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством. Оно под ее руководством постепенно заменяется системой общественного самоуправления.
    Социал-демократизм стал сегодня политической доктри­ной центристских сил. Эти идеи зарождались как левая идеоло­гия, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце 19 века и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник – немецкий политический философ Эдуард Бернштейн (1850-1932). В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положения марксизма: об обострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и другие. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственного демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции «демократического социализма». Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода, справедливость, солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической, возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем и т.д.
    Национализм. В привычном словоупотреблении понятие национализма вос­принимается негативно, хотя по существу это не вполне верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению на­ции. Во втором национализм направлен против других народов и несет в себе угрозу не толь­ко для чужого, но и для своего общества. Ведь он превращает национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь, культивирует, чуть ли не зоологическое отношение к человеку.
    Принято считать, что этничес­кое происхождение – это самая общая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т.д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя «россиянами», то включают в понятие политический компонент – гражданство. США, Россия или Швей­цария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у ав­стрийцев и швейцарцев – германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих друг с другом, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.
    В идеологии же национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На этой основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «не националов» во имя нации или ратовать за их ассимиляцию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед «инородным» и оттого не­нависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращается в одну из наиболее опасных современных идеологий.
    Фашизм. В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
    Фашизм(ит. fascismo от fascio – пучок, связка) – это идеология, пропагандирующая шовинис­тический национализм, дополняющийся расизмом и ан­тисемитизмом. Одни исследова­тели считают фашизм единым феноменом, другие ис­ходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фа­шизм. «Классические» об­разцы – итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, они, прежде всего радикальные государственники. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем – воплощение груп­пового сознания.
    Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX века. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населения было более всего унижено поражением в первой мировой войне 1914 – 1918 годов. Немецкая версия фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 году и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и тому подобные кризисные феномены провоциру­ют неофашистские проявления.
    Анархизм. Это учение занимает противополож­ные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм(греч. Anarchia – безначалие, безвластие): 1) идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудитель­ным характером в пользу ассоциаций, основанных на доб­ровольном сотрудничестве между индивидами и группа­ми; 2) всякие направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
    Ряд анар­хистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анар­хизма была создана английс­ким писателем В. Годвином (1756-1836), выдвинувшим в «Исследова­нии о политической справедливости»(1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма и включе­ние этого понятия в научный оборот были осуществлены немец­ким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность»,1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обме­не товарами между независи­мыми производителями.
    В развитие анархистской докт­рины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин («Государственность и анархия»,1873), отстаивал идею революционного уничтожения государства и создания «свободной федера­ции» крестьянских и проле­тарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская вер­сия анархизма). П.А. Кро­поткин («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия»,1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов взаимной помощи призвал переходить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма). В русской эмигрантской среде анархистские идеи развивали А.Л. Солоневич, А.Л. Карелин(мистический анархизм).
    Современные формы анархизма отличаются огромным разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т.д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов – итальянец Тони Негри).
    Вопросы для повторения:
    1. что такое политическое сознание и какова его структура?
    2. каково значение понятия «политическая идеология»?
    3. что такое политические ценности и идеалы?
    4. каковы функции политической идеологии?
    5. каковы признаки классификации политической идеологии?
    6. каково содержание основных видов политической идеологии?
    Тема 1.4. Политическая культура.

  7. Young Ответить

    5. функция выражения и защиты интересов определенной группы: политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп.
    Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания, а именно:
    – претензии на тотальную значимость (глобальность):любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи:
    нормативность:идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.
    Стремление различных группа общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов политических идеологий.
    Они различаются по двум основаниям:
    – по социально-политической парадигме, т.е. по предлагаемой модели желаемого общества, идеологии делятся: на правые, центристские и левые (просоциалистические);
    – по отношению к прогрессу и технологии его осуществления: на радикальные, выступающие за глубокие революционные преобразования; консервативные, стремящиеся сохранить установившийся политический порядок; реформаторские, предпочитающие путь постепенных реформ с умеренными политическими ориентациями.
    Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако при этом они неоднородны: они включают в себя спектр политических идеологий от ультраправых до либерально-демократических.
    Левые политические идеологиивидят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному:
    – коммунисты– отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предлагают достижение равенства и справедливости в условиях планово-организованной экономики, приоритета общественной собственности и др.;
    – социалисты и социал-демократы – негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а равенство «стартов», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами.
    3. Основные политические идеологии.
    Либерализм.В настоящее время это одна из наиболее влиятельных идеологий. Особым авторитетом она обладает в Европе, где и произошло ее зарождение.Классический либерализм зародился в XVII в. как идео­логия буржуазии, окончательно сформировался к середине XIX в. Огромную роль для формирования его как целостной идеологической системы сыграли Джон Локк, Шарль Монтескье, Джон Милль, Иммануил Кант, Адам Смит и Томас Джефферсон.
    Основные ценности данного направления – права человека и его свобода, а их приоритет, защита и выражение – основная цель либерализма.
    Социальная основа либерализма – индивидуализм, когда сводный и активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.
    Основные принципы либерализма:
    рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;
    принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;
    – наличие четких границ деятельности государства в обществе: его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;
    – признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;
    – понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.
    Опираясь на доктрину «правового государства» Локка и идею Милля о том, что человек сам лучше любого прави­тельства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии бо­ролись за «негативную свободу», т.е. свободу от социального контроля государства, от различных ограничений. Понимание свободы в либерализме индивидуалистично: личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Среди всех свобод для либералов на первом месте – свобода экономи­ческая, свобода предпринимательства. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформулирова­ны А.Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициати­вы. Будучи сторонниками естественного права (все люди рав­ны от рождения) либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулируют разви­тие производительных сил, политической демократии. Право рассматривается ими как инструмент, гарантирующий свобо­ду выбора ценностей, форм деятельности. Эти идеи воплоти­лись в принципах свободного рынка, конкуренции; в сфере по­литики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма.
    Либерализм известен, прежде всего, своей ориентацией на свободные рыночные отношения. Рынок в понимании теоретиков либерализма – это такая организация экономики страны, в которой основную роль играют предприниматели, а государство в экономическую жизнь вмешивается в очень незначительной степени. По этой причине одним из основных прав человека с точки зрения либерализма является право на частную собственность. Роль государства в рыночной экономике, с точки зрения либерализма, сводится к охране основных прав человека, и прежде всего – его права на собственность.
    Современные формы либерализма нередко называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:
    – зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;
    – государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;
    – признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе. В отличие от классического либерализма, он не отрицает вмешательства государства в экономическую жизнь, хотя и считает его допустимым и необходимым лишь в небольшой степени. По мнению М. Кейнса, без вмешательства государства обойтись нельзя, т.к. сама экономическая система не в силах бороться с монополизмом и экономическими конфликтами;
    В дореволюционной России либерализм был представлен тремя партиями: Партий народной воли (кадеты); Партией демократических реформ; Партией свободомыслящих.
    Консерватизм.Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на ос­мысление противоестественности сознательного преобразова­ния социальных порядков (особенно после 1789 г. во Фран­ции). Эта идеология ориентируется на стабильность общества и почтение к традициям и прошлому. У истоков его стояли английский философ Эдмунд Берк, французские философы Луи Бональд, Жозеф де Местр и русские философы Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) и Ильин Иван Александрович (1882-1954).
    Консерватизм признает незыблемость естественным об­разом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества. Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых — традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы Основные принципы консерватизма:
    – идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в обществе: органического – постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организаций упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;
    – отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей;
    – убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления. Поэтому желательным является последовательное ограничение его вмешательства в регуляцию общественных отношений, замещение его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению социального многообразия;
    – отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;
    – приверженность социальной стабильности, т.к. нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. Свидетельство тому – опыт социальных революций. Консерватизм признает незыблемость и неизменность традиций. Они выступают против резких изменений, тем более происходящих в результате революций. Конечно, это не означает, то консерватизм отрицает любые изменения общества. Однако эти изменения происходят как бы сами собой, т.е. на основании преемственности и постепенного, медленного обновления.
    Консерватизм отрицает равенство всех людей, подчеркивая иерархичность человеческого общества.
    В центре ценностной системы консерватизма стоят семья, государство, религия, нация и собственность.
    Клас­сический консерватизм расходится с либерализмом в отноше­нии власти и собственности. Власть дана от бога, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне. Консервативное мировоззре­ние представляет собой комплекс принципов, главные из ко­торых – традиция, религиозность, авторитет, свобода и от­ветственность, естественное неравенство людей, скептицизм. Консерватор, в отличие от либерала, – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общно­сти выше, чем интересы индивида или какой-то группы.
    Неоконсерватизмвозник в 20 в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются в теории – А. Хайек. В политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
    Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.
    В дореволюционной России консервативные идеи пропагандировались такими политическими партиями как «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Торгово-промышленная партия» и «Союз 17 октября».
    Коммунизм. Это идеология, опирающаяся на социальные, философские и экономические идеи К. Маркса. Внутри коммунистической идеологии существуют отдельные направления (например, ленинизм, троцкизм и т.д.), однако различия между ними не столь существенны.
    Основная идея коммунизма состоит в необходимости построения бесклассового общества, в котором все средства производства должны принадлежать народу в целом, а не отдельному классу. Только в таком обществе, по мнению коммунистов, могут быть созданы условия для всестороннего развития человека.
    Достижение этой цели, с точки зрения коммунизма, невозможно без уничтожения частной собственности, семьи и государства. Дело в том, что эти институты, по мнению коммунистов, являются порождением буржуазной идеологии, а следовательно, существуют для того, чтобы помешать пролетариату осознать свои истинные интересы.
    С точки зрения коммунистической идеологии, единственным путем к построению справедливого общества является революция. Основной силой, которая должна совершить революцию, коммунисты считают пролетариат. Впрочем, в некоторых ответвлениях (прежде всего, в маоизме) такой силой считается крестьянство, интеллигенция и молодежь.
    Следует отличать коммунизм как идеологию от марксизма как направления социальной и политической мысли. К. Маркс разработал особый метод объяснения социальных явлений, который высоко оценивается многими исследователями – независимо от того, являются ли они сами марксистами. По крайней мере, марксистский анализ позволяет выделить важные объективные закономерности, которые лежат в основании социальной динамики.
    В то же время марксизм как идеология содержит очень важное противоречие. С одной стороны, он стремится к объективности своих объяснений и в целом этой цели достигает. Но с др. стороны, он опирается и на субъективную классовую идеологию, а точнее, на идеологию пролетариата. А это неизбежно приводит к односторонности.
    Социал-демократизм.К середине XIX века в Европе возникают левые обще­ственно-политические движения, ставящие целью достижение такого устройства общества, в котором реализовался бы прин­цип социального равенства (социал-демократия) и принцип ин­дивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Сразу выделились два направления: ради­кально-революционное и социал-демократическое (эволюци­онное), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.
    Первое связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, пред­ложившими коммунистическую модель, в которой сторонников второго направления не устраивал радикализм в методах осу­ществления и отрицание ряда идей либерализма (пролетарская революция как метод перехода к новому обществу, диктатура пролетариата как способ «нейтрализации» буржуазии, ликви­дация частной собственности, замена рыночных отношений все­объемлющим государственным планированием).
    В русле второго направления складываются новые фор­мы социализма: «гильдейский», «австромарксизм», «неосоци­ализм», «государственный социализм». Все оттенки социали­стической и коммунистической концепции имеют множество сторонников, как в партиях, так и в общественных движениях.
    Социал-демократия – идеология, которая образовалась в результате отделения от коммунизма. Ее основателями считаются Эдуард Бернштейн и Эдуард Давид. В настоящее время эта идеология имеет очень сильное влияние в странах Европы, особенно в Италии, Швеции, Франции и Великобритании, где она существует в особой, «местной» разновидности, получившей название лейборизм.
    По сравнению с коммунистами, социал-демократы гораздо менее радикальны. По крайней мере, они видят основное средство достижения социальной справедливости не в революции, а в постепенном реформировании общества. Целью общественного развития для них также является социализм. Однако основную роль в становлении социализма должен играть не определенный класс, разрушающий капиталистическое государство, а само государство. Если коммунисты тесно связывают государство с экономикой (оно обеспечивает сохранение существующего экономического строя), то социал-демократы полагают, что государство в целом независимо от экономики, а следовательно, может на нее воздействовать.
    Основными ценностями социал-демократии считаются свобода, справедливость, солидарность. Только государство, основанное на этих ценностях, может считаться социалистическим и демократическим. И именно эти принципы обеспечивают постоянное совершенствование государства.
    Интегрирующей эти подходы стала модель «демократическо­го социализма», взятая на вооружение во второй половине XXвека Социалистическим Интернационалом, объединяющим лейбористские, рабочие, социалистические, демократические партии и движения ряда стран. Они стремились рассматри­вать социализм не как строй, а как процесс внедрения соци­альной справедливости в общественную жизнь, где главное в определении идеологий и политики – баланс индивидуаль­ного и коллективного начал жизни. Эта новая модель тракту­ется как общество, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечиваются основные общечеловеческие цен­ности и каждый может развивать свои качества, пользуясь га­рантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах свободы, солидарности и справед­ливости.
    Фашизм идеология, которая в качестве главной ценности объявляет либо нацию, либо государство, в результате чего интересы и права отдельного индивида считаются вторичными.
    Он сформировался в первой половине 20 в. В нашем сознании он связывается, прежде всего, и гитлеровской Германией, которая развязала войну с целью достижения господство немецкой («арийской») нации над всем миром и уничтожения славян, евреев и цыган, которых они рассматривали как «полулюдей». Однако фашистским государством была, например, Италия, в которой основной целью считалась не нация, а государство. К основателям фашизма относят Адольфа Гитлера, Йозефа Геббельса и Беннито Муссолини.
    В настоящее время эта идеология не играет сколько-нибудь существенной роли в политической жизни, хотя фашистские и неофашистские группировки достаточно активны и дают о себе знать в разных странах мира.
    Анархизм.Он сформировался в середине 19 в. и оказывал важную роль на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Основателями его считают Макса Штирнера, Петра Кропоткина, Жоржа Сореля, Пьера Жозефа Прудона, Вильяма Годвина и Михаила Бакунина. Наибольшей популярностью идеи анархизма пользовались в России в начале 20 в., особенно в период революции 1917 г.
    По мнению анархистов, государство представляет собой зло (угнетение, войны, репрессии), от которого следует освободиться: в государстве нет необходимости, общество может существовать без него. Основная ценность – общество, свободное от государства.
    Столь же негативно относятся анархисты и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблемы воздействия или завоевания государственной власти. Основной упор они предлагают делать на неполитических, прежде всего экономических средствах социальной борьбы – деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых выступлениях. Большое значение придается тактике «прямого действия» – непосредственным массовым действиям граждан, направленным против государственной власти, в том числе и «пропаганде смертью» – терроризму.
    Практически любая анархическая теория и связанная с нею практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства.
    В идеологии анархизма есть положительные черты. Его сторонники полагают, что человек – это существо, которое способно самостоятельно, без посторонней помощи познать истину, понять, что такое справедливость и как должно быть устроено государство, чтобы все были счастливы. И все это он может сделать без опоры на божественные и юридические законы. Кроме того, анархисты достаточно много писали о том, что любая власть – это негативное явление, которое портит обладающего ею человека. А потому власть как феномен вообще следует «упразднить», «ликвидировать».
    Существует ряд неустранимых недостатков анархизма, предопределяющих его неспособность, как к масштабному политическому действию, так и к долговременному осуществлению власти в обществе:
    – картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;
    – следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность их изменять тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;
    – как правило, внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба, как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющие эти движения и делающая недостижимыми их политической цели. Между анархистами нет согласия относительно частной собственности. Так, анархо-капиталисты выступают в защиту частной собственности, а анархо-коммунисты отрицают ее.
    Однако в самой политической и социальной структуре современных обществ появляются причины и условия, снова и снова рождающие настроения и склонность к принятию анархических программ и действий: бюрократизм своим следствием имеет широко распространенные антибюрократические и антигосударственные ориентации, проявления социального и политического неравенства оборачиваются стремлением к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе.

    Вопросы для обсуждения и дискуссии.
    1. Что представляет собой политическое сознание и какова его сущность?
    2. Охарактеризуйте условия и пути формирования политического сознания.
    3. В чем заключается отличие политического сознания от политической культуры?
    4. Какова структура политического сознания?
    5. В чем различие между тремя уровнями политического сознания?
    6. Какова природа политических установок и ценностей?
    7. Какие функции выполняет политическое сознание?
    8. Что такое идеология и какие функции она выполняет в обществе?
    9. Сформулируйте характерные признаки правых идеологий.
    10. Чем отличаются левые идеологии от правых?
    11. Назовите основные положения либеральной идеологии. Как вы считаете, в чем достоинства и недостатки?
    12. Каковы основные положения консервативной идеологии?
    13. Когда и почему появилась коммунистическая идеология? Чьи интересы она отражает?
    14. Что вызвало появление фашизма? Опишите то общество, которое стремились создать идеологи фашизма.
    15. Каковы отличительные особенности социал-демократической идеологии по сравнению с другими идеологиями? Чем обусловлена практическая эффективность социал-демократической идеологии?
    16. Каковы основные положения анархизма?
    Литература
    Августин Блаженный и civitas terrenа // Полис. – 2006.– № 4.
    Алюшин А. Л. Гарольд Лассауэлл о природе политической реальности // Полис. – 2006. – № 5.
    Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей / под общ. ред. В.С. Комаровского. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Изд-во РАГС, 2002, 2003, 2004, 2005.
    Антанович Н.А. Политология: конспект лекций / Н.А. Антанович. – Минск: ТетраСистемс, 2008..
    Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
    Вебер М. Харизматическое господство // Социс. – 1989. – № 5
    Глазунов, О. Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии: научное издание / О.Н. Глазунов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
    Гаджиев, К. С. Политология: основной курс: Учеб. для вузов / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2007.
    Дюверже, Морис. Политические партии: [Пер. с фр.] / М. Дюверже. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект: Парадигма, 2005.
    Ирхин Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №1.
    Ирхин Ю.В. Особенности японской управленческой культуры: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №2.
    Ирхин Ю.В. Гражданская государственная служба России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2007. — №2.
    Ирхин Ю.В. Электронное правительство и общество: мировой опыт и Россия // Социологические исследования. 2006 .— № 1.
    Ирхин Ю.В. Социология культуры: сравнительный анализ политической культуры обществ Запада, России, Востока и Африки. Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
    Краткий словарь-глоссарий по политологии / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
    Макиавелли, Никколо Государь: сочинения: Пер. с ит. / Макиавелли, Никколо. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
    Николо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Н. Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб., 2002.
    Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990.
    Халипов, В. Ф. Энциклопедия власти: энциклопедия / В.Ф. Халипов. – М.: Академический Проект, Культура, 2005.
    Петров, В. К. Устойчивость государства: научное издание / В.К. Петров, С.Г. Селиванов. – М.: Экономика, 2005.
    Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – Изд. 2-е. – М.: Приор-издат, 2005.
    Политология: учеб. для вузов по спец. “Политология” / Г.Н. Смирнов и др.; Дипломат. акад. МИД РФ. – М. : Проспект, 2006.
    Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. – М.: Экзамен, 2005.
    Политология: учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М. : Гардарики, 2006.
    Основы политологии: контр. работы для студ. заоч. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.
    Основы политологии: планы семинар. занятий для студ. днев. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2007.
    Темы докладов, рефератов, сообщений по политологии: к самостоятельной работе / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.
    Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.М. Демидов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007.
    Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития: материалы науч.-практ. конф. студ. и аспирантов / Отв. за вып. О.В. Любовникова; БГСХА им. В.Р. Филиппова. – Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2005.
    Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007.
    Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.
    Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
    Политология: курс лекций / Рос. гос. торг.-экон. ун-т ; Отв. ред. Б.Н. Бессонов. – М.: НОРМА, 2007.
    Политология: учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Комаровского. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2006.
    Политология: учебник для вузов по спец. “Финансы и кредит”, “Бух. учет, анализ и аудит”, “Мировая экономика и междунар. отношения” / Финансовая акад. при правительстве РФ; [Общ. ред. А.Г. Грязновой]. – 3-е изд, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М., 2008.
    Политология: учеб.-метод. комплекс / А.В. Шалак; Байкальский гос. ун-т экономики и права . – 4-е изд., перераб. и доп. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008.
    Кретов Б.И., Горбунов А.А. Прикладная политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») – М., 2009.
    Кретов Б.И. Политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») – М., 2007.
    Платон. Государство // Соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994.
    Платон. Законы // Соч. в 4 т. Т. 4. – М., 1994.
    Рощин Е. Н. История понятий Квентина Скиннера // Полис. – 2006.– № 4.
    Томас Джефферсон о демократии. – СПб., 1992.
    Филиппов А. Ф. политическая эзотерика и политическая техника в концепции Карла Шмита // Полис. – 2006. – № 4.
    Соловьев А.И. Политология: учеб. — М.: Аспект-Пресс, 2003, 2005.
    Шпак А. В. Неклассическая традиция толкования «власти», «силы» и «насилия» // Философия права. – 2005. – № 1.
    Шимов Я. В. Гражданское общество и правящая элита в переходный период: чешский вариант // Полис. – 2005. – № 3.
    Фишман Л. Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»? // Полис. – 2006. – № 4.
    Садохин А.П. Политология. Конспект лекций: учебное пособие/ А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2007.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *