Что такое право в понимании римлян как трактуется?

14 ответов на вопрос “Что такое право в понимании римлян как трактуется?”

  1. p0sitiff Ответить

    1. Источник права на Востоке – свод законов правителя, царя. Источник права в Риме — доисторические судебные дела, законы римских царей (Законы Солона или Свод законов 12 таблиц).
    Главное назначение законов и на Востоке, и в Риме заключалось в регулировании общественных отношений.
    Различия:
    • Римское право – классическое и составляет основу для современного права европейских стран
    • Римское право более демократичное
    • Нормы Римского права назывались именами своих авторов
    • Законы Хаммурапи определяли законность власти царя
    • Законы Хаммурапи были более жесткими, включали жесткие наказания
    • Законы Хаммурапи основаны на принципе «талиона»
    2. В римском обществе право имеет огромную роль, потому что оно, действительно, регулировало общественные отношения и отражало то, как римское общество развивалось сквозь время; римское право не подвергалось резкому, коренному изменению или повороту назад, оно всегда развивалось относительно развития демократической мысли. Кроме того, право для римского общества представляло собой договор между гражданами, который не подлежит нарушению. Сходство заключается в том, что и на Востоке, и в Римской империи закон брал свое начало от обычая.
    3. Право в понимании римлян – тот самый договор между гражданами Рима, необходимый для решения вопросов, и реализуемый посредством справедливости. Сегодня право – регулятор общественных отношений; совокупность норм и правил, необходимых для регулирования общественных отношений, и которые государство создает, охраняет и регулирует
    4. Институции Гая описывают полную правовую систему Рима. Принцип такой – право – договор между гражданами, позволяющий регулировать отношения между ними. Этот принцип лег в основу «республики». Ну и также принцип справедливости. Хотя оба эти принципа существуют в современной западной судебной системе.
    5. Разум природы – закон. Поскольку Цицерон писал «извечный закон был разумом, происшедшим из природы, побеждающим к честным делам». Закон человеческий и божеский – наличие естественного права и позитивного. То есть существует божеский закон, из природы (естественное право) и человеческий (позитивное), и по Цицерону, человеческий закон не должен противоречить божескому. Для Цицерона божеский закон имеет наивысшую силу, огромное значение. И различие в том, что естественное право – априродно, неотъемлемо, его никто не давал, и никто не может отобрать, а позитивное – приобретается и зависит от государства; меняется государство, меняется и позитивное право. А сходство в том, что и то, и другое части правовой системы.
    6. Выделены следующие отрасли: Jus publicum (публичное право), Jus privatum (частная собственность), Jus civile (гражданское право), Jus gentium (право народов или международное право), Jus honorarium (преторское право).
    7. Под частным правом понималась частная собственность, как признак уважения и свободы. Например, граждане имели землю в собственности, а те, кто не имели земли, работали на чужой земле, и были зависимы, а значит, не свободны. Современная гражданско-правовая отрасль соответствует римскому частному праву.
    8. Конкретно, законы Хаммурапи имели раздел, посвященный частному праву, а именно частной собственности и имущества. В Законах Хаммурапи были положения, касаемо собственности царя, храмов, приближенных к царю и общинникам, а также касаемо охраны имущества, дарованное царем за службу, положения об операциях с недвижимостью, операции с движимым имуществом. Это было, потому что общество было разделено, имело социальное неравенство, частная собственность была только в отношении царя и его людей, поэтому законы должны были охранять существующее положение.

  2. Qwerty3001 Ответить

    1.
    Если ссылаться на тексты законов Хаммурапи, то мы можем сделать вывод о том, что источником права на востоке служил свод законов. А в Риме источниками права были законы римских царей, то есть также писанные законы. Главным значением свода законов является наличие всех законов, кодификация. Свод законов состоят из правил, которые обеспечивали безопасность. Различия: законы Хаммурапи ставили целью определить законность царской власти, а что касается римского права, то оно было обычным (сводом правил) и законами.
    2.
    Право играло большую роль, так как закрепляло государство и власть не как дар божий, а как договор между народом и правителем. Сходства в отношении к праву на Востоке и в Римской империи: первоначальным источником всех законов был обычай.
    3.
    Право в понимании римлян было частным и публичным. Публичное право распространяется на всю территорию Римской империи, а частное право – к отдельным лицам. Сейчас право трактуется как совокупность норм и правил, которые регулируются, охраняются и создаются государством. Кроме того, право понимается как узаконенная свобода человека.
    4.
    Судопроизводство может быть описано в Законах Солона и Своде законов двенадцати таблиц, который является более обширным. Главный принцип – верховенство закона, его упорядоченность и структурированность.
    5.
    «Разум природы» может быть заменен публичным правом, а «закон человеческий и божеский» – естественным правом. То есть естественное право подразумевает наличие первостепенных и абсолютных прав человека, которые были определены его рождением, а позитивное право – то, что человек приобретает в течение жизни в определенном государстве. Различие: естественное право является неотъемлемым, а сходство: это важные части правовой системы.
    6.
    Вообще, существуют следующие отрасли права: гражданское, административное, конституционное, налоговое, семейное, земельное, трудовое, уголовное, финансовое, таможенное и уголовно-исполнительное. А римское право имело следующие отрасли: jus publicum (публичное), jus privatum (частное), jus civile (гражданское), jus gentium (право народов), jus honorarium (должностное право).
    7.
    Частное право – право, которое базируется на частнособственнических отношениях. Сейчас это гражданско-правовая отрасль права, которая берет свое начало в кодексе Юстиниана. Например, каждый римлян в первую очередь частное лицо, а не политическое. Так, все вопросы, касающиеся людей, а не политики рассматриваются частным правом.
    8.
    Да, законы Хаммурапи содержат раздел, который посвящен частному праву. Это так, потому что законы Хаммурапи содержат разделы о семейном и наследственном праве, о преступлении против личности, а также вопросы, касаемо имущества в частных случаях.

  3. Greating Ответить

    Система всего римского права состоит из двух основных частей: римское частное и публичное право. Этот вид деления был предложен юристом Ульпианом. Он утверждал, что элементы римского права отображают сущность отношений, регулируемых ими. По его словам, публичное право – это сфера государственного интереса, а приватное – правоотношения между частными лицами. Публичное право создано для охраны и выражения интересов всего римского общества. Нормы данной отрасли – императивные, так как отсутствует возможность их изменения сторонами. Римское частное право – основа, которая живёт в законодательных актах многих стран. С её помощью регулировались обязательственные, торговые, наследственные, семейные и другие правоотношения. Частная отрасль права являлась наиболее приближенной к повседневной жизни граждан Рима. Два представленных элемента римского права впоследствии были существенно расширены и дополнены. Следует заметить, что подобное деление существует и сегодня практически во всех странах. Таким образом, именно римские юристы создали универсальный способ деления сфер регулирования отраслей права в зависимости от типа правоотношений. Но система Римского права также включала и другие элементы, которые составляли основу частной и публичной отрасли.

    Иные отрасли права

    Помимо приватного и частного права, выделяют отрасли, которые были сформированы на основе специфических правоотношений. Например, Jus civile (право граждан) – это право, субъектами которого всегда выступали квириты (римские граждане). Данная отрасль наиболее древняя, так как основывается на обычаях Царского периода в Риме. Многие учёные считают, что все остальные отрасли созданы на основе Jus civile. Подобная теория во многом подтверждается, так как право граждан основано на источниках римского частного права, которое впоследствие было изменено и кодифицировано.

    Существовали также две другие отрасли. Для одной был характерен принцип территориальности, так как она действовала не во всём государстве, другая правовая отрасль появилась вследствие деятельности отдельных субъектов. Jus gentium (народное право) действовало на территории зависимых от Рима земель. Проще говоря, данная отрасль регулировала правоотношения жителей, которые пребывали на завоёванных землях. Появление этой отрасли было необходимо, потому что было нужно организовать единый правовой климат не только в самом Риме, но и на его далёких окраинах. При этом следовало учесть тот факт, что все завоёванные народы имели совершенно разные обычаи, культуру и традиции. Благодаря праву народов этот барьер удалось отчасти поломать. Право преторов стало полной противоположностью народному. Оно основывалось на эдиктах магистратов и других государственных чиновников (преторов, эдилов, провинциальных правителей). Интересен тот факт, что субъектами преторского права были граждане Рима, поэтому эта отрасль во многом схожа с гражданским правом (Jus Civile). Различие в том, что гражданское право регулировало правоотношения внутри самого общества, а Jus honorarium – общества и государственной власти.
    Позднее все эти специфические отрасли вошли в состав приватной и публичной составляющей римского права. Как мы видим, система римского права является достаточно простой, если разобраться в правоотношениях, регулируемых каждым из элементов.

    Рецепции римского права

    После падения Восточной римской империи право этого государство продолжало жить в нормативных актах других государств. Процесс имплементации римского права получил название рецепции. Он начался в Западной Европе примерно в XII веке (эпоха феодализма). Рецепции появлялись из-за того, что римское частное право уже имело готовые правовые структуры, которыми вполне можно регулировать товарно-денежные, обязательственные отношения, удовлетворять интересы частных лиц и т.п. Более того, некоторые правители находили в нормах частного права подтверждение своей неограниченной и абсолютной власти. Отсюда следует, что римляне создали «бессмертный» механизм, которым пользовались на протяжении многих веков после падения их государства.
    Предметом рецепций стало классическое римское право (частное). В данном случае нельзя было заимствовать у римлян публичную отрасль, так как государственное устройство феодальных держав было совершенно несхоже с римским. Тем не менее частную отрасль вполне можно включить в законодательство с долей небольших изменений. Нужно отметить тот факт, что римское право заимствовалось полностью или же частично. Все зависело от правового климата того государства, где создавалась рецепция. Сегодня известно несколько памятников-рецепций римского частного права, а именно:
    – Франция: «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези», «Извлечение Петра».
    – Германия: «Немецкое гражданское уложение», «Саксонское зерцало».
    – Англия: «О законах и обычаях Англии».
    – Русь:«Соборное уложение».

    Упомянутые памятники во многом помогают изучить не только основы римского права, но также историю его развития. Как это ни парадоксально, но многие нормы живы и по сей день в гражданских законодательствах европейских стран, например Российской Федерации, Федеративной Республики Германии, Франции, Польши, Украины и т. д.

    Роль римского права в современной науке

    На сегодняшний день право Древнего Рима как правовая дисциплина изучается во многих учебных заведениях, которые известны на весь мир. Значение римского права для многих государств просто колоссально, о чём свидетельствует история этой правовой системы. Германия существовала на нормах римского частного права вплоть до 1900 года. Интересен тот факт, что до этого времени использовались практически неизменные нормы римского права. По сути, правовая система Древнего Рима до начала XX века продолжала жить в Германии. Большую роль право римлян сыграло для Франции. Закон Лотаря II был всецело создан на основе римского классического частного права. Также римляне своей работой смогли создать основу для многих правовых систем и даже целых правовых семей, существующих на сегодняшний день. Римское право оказало сильное влияние на мировую культуру.
    Таким образом, можно выделить следующие позитивные моменты:
    1. Грамотность юридической техники римского права.
    2. Исключительный характер римского частного права.
    3. «Гибкость», возможность видоизменения, имплементации.
    4. Абстрактность понятий.
    5. Возможность регулирования всего массива правоотношений.
    Учитывая все выше представленные особенности, напрашивается вывод, что понятие римского права включает в себя не только характеристику правовой системы древнего государства, но ещё и целый массив знаний, а также историю развития соответствующей отрасли во многих современных государствах.

  4. vendetman Ответить

    1.
    Если ссылаться на тексты законов Хаммурапи, то мы можем сделать вывод о том, что источником права на востоке служил свод законов. А в Риме источниками права были законы римских царей, то есть также писанные законы. Главным значением свода законов является наличие всех законов, кодификация. Свод законов состоят из правил, которые обеспечивали безопасность. Различия: законы Хаммурапи ставили целью определить законность царской власти, а что касается римского права, то оно было обычным (сводом правил) и законами.
    2.
    Право играло большую роль, так как закрепляло государство и власть не как дар божий, а как договор между народом и правителем. Сходства в отношении к праву на Востоке и в Римской империи: первоначальным источником всех законов был обычай.
    3.
    Право в понимании римлян было частным и публичным. Публичное право распространяется на всю территорию Римской империи, а частное право – к отдельным лицам. Сейчас право трактуется как совокупность норм и правил, которые регулируются, охраняются и создаются государством. Кроме того, право понимается как узаконенная свобода человека.
    4.
    Судопроизводство может быть описано в Законах Солона и Своде законов двенадцати таблиц, который является более обширным. Главный принцип – верховенство закона, его упорядоченность и структурированность.
    5.
    «Разум природы» может быть заменен публичным правом, а «закон человеческий и божеский» — естественным правом. То есть естественное право подразумевает наличие первостепенных и абсолютных прав человека, которые были определены его рождением, а позитивное право – то, что человек приобретает в течение жизни в определенном государстве. Различие: естественное право является неотъемлемым, а сходство: это важные части правовой системы.
    6.
    Вообще, существуют следующие отрасли права: гражданское, административное, конституционное, налоговое, семейное, земельное, трудовое, уголовное, финансовое, таможенное и уголовно-исполнительное. А римское право имело следующие отрасли: jus publicum (публичное), jus privatum (частное), jus civile (гражданское), jus gentium (право народов), jus honorarium (должностное право).
    7.
    Частное право – право, которое базируется на частнособственнических отношениях. Сейчас это гражданско-правовая отрасль права, которая берет свое начало в кодексе Юстиниана. Например, каждый римлян в первую очередь частное лицо, а не политическое. Так, все вопросы, касающиеся людей, а не политики рассматриваются частным правом.
    8.
    Да, законы Хаммурапи содержат раздел, который посвящен частному праву. Это так, потому что законы Хаммурапи содержат разделы о семейном и наследственном праве, о преступлении против личности, а также вопросы, касаемо имущества в частных случаях.

  5. Sheron_pandora Ответить

    Система права, сложившаяся в Древнем Риме, сыграла исключительную роль в развитии европейского права. В современных правовых системах Европы и Америки основная юридическая терминология, многие правовые институты, структура изложения материала в кодексах законов и учебных руководствах ведут своё происхождение из римского права.
    Римское право — выдающийся памятник римской культуры и одновременно составная часть современной европейской культуры.
    Европейское право формировалось и складывалось в античном обществе, открывавшем широкие возможности (по сравнению в другими доиндустриальными обществами) для развития частной инициативы и права частной собственности. В Древнем Риме впервые в мире появляются учёные правоведы, а правоведение во 2-1 вв. до н. э. становится наукой (в античном смысле этого слова) . В своём наивысшем развитии европейское право во многом представляет собой результат совместного творчества великих римских юристов. Многие правоведы более позднего времени именовали римское право «правом юристов» и «писаным разумом» . Римские юристы делили право на публичное (ius publicum), которое «относится к положению римского государства» , и частное (ius privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц» . Своё внимание они уделяли почти исключительно последнему, и именно частное римское право стало основой для развития европейского права.
    Характерным для частного римского права является высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни, т. е. прежде всего каждому римскому домовладыке (pater familias) — главе фамилии (большой патриархальной семьи) . В трудах римских юристов были тщательно и всесторонне разработаны способы защиты личных и имущественных прав индивидов, правовые понятия и конструкции, относящиеся в первую очередь к вещному, наследственному и обязательственному праву.
    Опираясь на свои достижения в анализе конкретных правовых казусов и работы греческих философов (и прежде всего Аристотеля) , римские юристы создали язык права, равного которому не знала ни одна другая правовая система древнего мира. После гибели античного мира римское право постепенно теряет свое былое значение и выходит из употребления. Однако с 12 в. в Европе начинается широкая рецепция — восприятие и усвоение — римского правового наследия.

  6. OneX97 Ответить

    Смотреть что такое “РИМСКОЕ ПРАВО” в других словарях:

    РИМСКОЕ ПРАВО — – право Древнего Рима – наиболее развитая система права рабовладельческого общества (см. Рабовладельческое право). Римские юристы различали право публичное (ius publicum) и право частное (ius privatum) (о публичном и частном праве см. в статье… … Советский юридический словарь
    Римское право — (лат. jus romanum; англ. Roman law) правоДр. Рима, наиболее развитая система права рабовладельческого общества. Для правовых систем романо германского типа, к которому (с оговорками) принадлежит и традиционное российское право, Р.п. имеет особую… … Энциклопедия права
    Римское право — (Roman law) Юристы чаще называют его гражданским правом, что означает свод законов, разработанных в период, который предшествовал реформам императора Юстиниана (VI в.). Сегодня системы гражданского права существуют во всех странах членах… … Политология. Словарь.
    РИМСКОЕ ПРАВО — РИМСКОЕ право, система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Частное римское право содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право явилось… … Современная энциклопедия
    Римское право — РИМСКОЕ ПРАВО, система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Частное римское право содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право явилось… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    РИМСКОЕ ПРАВО — система права Др. Рима. Включало Частное право и публичное право. Содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Частное римское право явилось классическим правом общества, основанного на … Большой Энциклопедический словарь
    Римское право — право Древнего Рима наиболее развитая правовая система раннего общества. Римские юристы различали право публичное и частное. Римское право частное пережило само Римское государство и сыграло значительную роль в развитии гражданского права в… … Теория государства и права в схемах и определениях
    РИМСКОЕ ПРАВО — право Древнего Рима наиболее развитая правовая система древности. Разделялось на частное право и публичное право. Частное Р.п. содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав, обязательств… … Юридический словарь
    РИМСКОЕ ПРАВО — право древнего Рима; часть его, гражд. право получило особенно детальное развитие и сыграло видную роль в истории всех цивилиз. народов; оно легло в основу всех гражд. кодексов, действующих в Европе до наст. времени; поэтому р. п. составляет до… … Словарь иностранных слов русского языка
    Римское право — Римское право  правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих … Википедия

  7. a-kazakov Ответить

    ��� ����� “������� �����”? ��� ��������� ������� ������ �����. ������� � ���������.
    ������� ����� ����� �������� ���� – �������� �������� ������� ����� ���������, ����������� ������� ��� ����������� ��������������� ������� �����, � ������� ����������� � ��.
    ������� ������ ��������� ��������� ����� (���. jus publicum) � ������� ����� (���. jus privatum). ������ ��������� “� ��������� �������� �����������”, ������ – “� ������ ��������� ���” (�� ����������� ������ ������-��� ��������, III �.). ��������� ����� �� �������� �������� �����������, �� ������� �������� � ��������������� ���� ������� ��������� ���������������� �������: ���������� ��������� (����� ��� ������� �����), ������� “������� � ������������”, ���������� � ������������� ����������� ��� ����� �������,����������� � �����,������� ������ � ������� ��������� ��������������� ���. ���������� ���� ������� ������� ������� �����. ��� ����� � ������ ���������������� ������ ������������������ ����������, ������� ��� ����� ������������ ������� �������� ������� � ��������� (��. �������� �������� �����), ��� ������� �������� �.�. �� ������� ��� ���������� �������� ������ ������� (�������� � ��������� ����� ������������� � ����������� �����). ������������ �������� �������� �������, ������������ ��������� ������������, ��������� �������, ����� � ������ ������� ���������� ������������ ������������ �����.
    �������� ����������\’�.�. ���� ��, ��� ������ ������� ��������� (���. civis romanus) �������� ������ �������������� �����: ������ ���������, �.�. �� ���� ������� ������, – ���� � �� ���������� ������� ������. �� ���� �������� �������� ���������� �������� � ������� �������� � ������������� ����� ���������� ��������� ���������� ����������� �� �����. ����� ����������-
    �� �������� ������������� ����� � �� �����������, �.�. �����������, ������� �� ������� ����������. ������������� � ���� ����� ��������� ��������� ����������� ������� ����, ���������� ��� ������� ��������� ������� ����� ��������� �.�., ������� �����, �������������� �� ����� ������ ���������� (������������, ����������� � �������� ���������� �����). ��� ������� �������� �������� “����� �������” (���. jus gentium). � “����� �������” ������� ������ �������� ��� ������������ �������, ��� � ��������� ����� �� ����, ��������� ��� �����, ��� � �� � ������ �� �������� ���������� ������� ����������, � ����� � ����� ����������� ��������������, ��� ���������� ���������, ���������� ��������, �����-�������, �����, �������������, �� ����������� ���, ������� ���� ������� ���������� �.�. � ���������� ����� � ���������� ������������� ��� ���� ������� ������� ����������� ��������� ���� ��������� �����. ��� �������� ��������� ������� ��������� ��������� ���������� ������������� ����� (���. jus naturale).
    �.�. ��������������� �������������������� �������; � ��� ������� �� ���������� �������� ������� ���������� ������� �������������� ���������������.
    ������������ ���������������� � ������� ���� ���� ������������� ����� ������������ ��������� � �������� �� � ������� ����������������, � ����� ������� ������ ������� � ������������ ������� ����������� �� ���������� ������ ����� �������� ������ (���. jurisdictio). ��� ���������� ���������� �.�. ��� ����� ��� �����. ��������������� ���� ���������������� ���� �������� � ��������� ���������� ����� – ���������� ������ ������� � ������������ ������������� ����� ������� (���. legos) �� ��������� ����������� ��������. ������ � ������������� ����� ��������������� ������������ ����������������. �������� ��������� �.�. ����������� � ���������� ������� �������, ������������ �������������� ������� ��������� ����� �� ����� ���������� � ���������� ���������� ��� – �������, ��� ������������ ��� �����������. ������ � ���� �.�. �������� � ������ ������ ��������. �������� ���������� � � ����������� ������� ����� ����� �������� ������ – ��������� ������������ ���� �����������, ����������� (� ������� �� ��������) ��� ���������� � ���������. ����������� ������� ���� �� �������,������� �����������, � ������� ���������� �������������� ������ � �������
    ������ ������������ ����. �������������� ������ ���������������� � ����������� ��������� ��������. �� ������ ������� ������������ ���������� ������ (���. edictum perpetuum). � ������������ ����� ���������� ������� ���������� ���������� �����.
    ������� ������ ������������ ������� �����������. ������� � �������, ���������� ����� ������������� ���������� ������� ����� ������ ����������� ������������, ������ �� ���������� (���. responsa prudentium) �������� ������������ ����. ������ � ��-����� (I �. �.�.) �������� ������ ���� ������, ��� ������������, ����������� ����� ����. ��������� �������� ������� ��� ������, �� ����� �������� ��� ����� �������� �������� �����-��������: �������� �������� ��� �����, �� ����� �������� ������ ����� �������� �������� ������������. ����� ������������ ���������� ��� ������ (���� � ���); ����� ����������� – ����-��� ����� ��� (���������� ������� ����������� ����� ��������� �.�. – ������������, ��������� �� ���). �� II �. ��������� ������� ������� ���-�����. �� ������ ����������� �������� � ����� II – ������ III �. �������� ��������, �����, �������. ��������� ������������ ������� ������� ��� �������� (������ �������� III �.).
    ������������� �������������� �.�. ���� ����������� ��� ����� ������� ������� �������. ��� ������������ ���������� ��������� I � 528- 534 ��. �.�. ��������� 3 ��������, ������� ���� ������� ���� ������: ����������, ������� � ������ – ������� ������������� �������. ������������ (����� 565 �.) � ���� ��������� ��� ����������� ��������� – �������. � XII �. ��� ��������� �������� ����-�������� ����������� ���� ������������ ���������� ��� ��������� ����� ������������ ����� (���. Corpus juris civilis) (��. ���� ���������).
    �������� ����� ������� �������������, ������� ������������� �������� ��������, ������� � ������� ���� ������� ��������. ����������� ����� ������������� ��� ����������� ����������� ����� ������������ � ������������� ������ � ���� ���� �������������, ������� ����������� ��������� � ������, ���� ������������ ������������ ������������ ����������-�������� �����������. ������ ������ ����������� ����� ������������� �� �.�. ������� ��������, �.�. “����� �� ����� ����”. ������� ������������� ����� ������������� (� ������� �� ������������� ������������� � ���������� � ��-
    ��������� �����)��������������� ���, ��� ������������ �������� ����� ������ ������������� �� �������� � ���������� ��������� �� �����������.
    ����� ������� ������������� �������� � ���� ���� ���������� � �������������� �����. �.�. ����� ������������ �� ��������� � �� ������. ������� ��������� ��������� ��� ����������� ��������� ����, ��������� ������������ ��� ����, ����� ��� ����������� ����� ����� ������. �.�. ��������� ������� ������� ������������� ������������. ������ ������� ��������� �� ���� ��������������: ��������� ������� ������������� ���������� �� ���, ��� ������ ��� ���� ���������, ������ ����������. ������������ �� ������ � ���������� �����, �������� ����������� � ������� 12 ������, ���� ��������� �� ������� ��-�������� ������� (���. agnatio), �.�. �������, ����������� �� ���������� ���������� ����� ��� ����� ������ ���������-�� (���. paterfamilias). �� ���� �������� ������������� � ������������ ����� ������ ����������� ����� ����������, � ��������� ������� �������� ����� �������� – ����������� ������� (���. cog-natio). ���������������� ����� �� ���������� ������� ������������� (��������) ���� �������� (���� � �� � ������ ����) ���������� �������; ������������ ������� �������� ������� ������� ���� � ������������ ����������������.
    ������ � ������ ������������� ����� ��������� � ���������� �������� ������������� �������� � �.�. ����������������� �����, �������� ������� (���. contractus). � �.�. ����������� ������������ ��������� ��������� ���������, ������ �� ������� �������� �������� �����������, ������� ������ �������� ���� (���. actiones). ����������� ������ ������ ���������� ���������� (���������) ���������, ����� ���������������������(����������)��������, ��� ������� ��������� ��������� (��� �� �� �����������, � �� ���-�������� ��������) �������� � ������-�������� ����������. �������� ������������� ���������� �������� ������� � �������� � ���������� �������������, ������� ����������, �������� ��� � �������������, ��������� ����������� �������������. ������� ������\’� �������� �� ������ ��������� �������� ��� ������������ ������������ �����.
    � �.�. ����� ��������� � ���� ������� ����� ��������� �������� ��������� � �������, ��� ����������������, ����������� ����, ��������, ����������� � �.�.
    �������� �������� ���������� ����� �� ����� ������. �������� ������� ������� �������� �������������� �������� “��� ������������,���������, ��� ��������� � ��������� ��� ������” (���. nullum crimen, nullum poena sine lege). ������ � ������ �� ������ �����������, ����� ��������� ����� ���� ��������� �� ������������; ���� ������ ������� ������� �� ���������� ����������� ���, ������� ��� ������� �������� �������� �� ����������.
    ������� ����������� �������� ���������� ����� �� ������������. ��� ������������ �� ����� �������, ������� ������ 12 ������, �� ������������� �������� �������� � ������.
    ���������� �������� ������� ������������ ������ ������������� ������ �����������(������, “����������� ������� �������� ������”) � ������� ���������� (��������������, ���������� �������� �����, ������� ���������������� ��������� � �.�.). �������� � ���� ������������� ������������ �� ������������ �������� ������, �������. ���� ��������� ������ ��������� ��������: �� ���� � �� �� ������������, �������� ���������� ����������� ����, ���� ��������� �� ������ ������ � �������, ����� ������ �������� ��������������� � ��������� �������, ������ � �������� ������������ ������� ��� �������. � ������� ��������� � �������� ����� ������� � ������ ������� �����, ��������� �������� ��������, ����������� ������ � �����, ���-������� �������� � ��. ����� ��������� �� �������.
    � ������ ������� ������ ������ ��������� ���������� � ������������ ������������, �����������������, ��������� � ��. ������������ ��������, ��� � ������������ ������, ������ �� ������ ������� ������� ���������, ������� ��������������� �� ��������� � ���� �� ����������, ������������ �� ����� ������.
    ���������� ������ �������� ��������� �������� �� ������� ����� ��� ��-������������ ������� (���. legis actiones – ����, ���������� �� ������). �� ������� �� ���� ������: ������ ���������� in jure � ���� ������ ����������, ������ – in judicis – ���������� ��������� ����������. ��� ��������� ��������, ����������, ����������� ������ ����������� ����� � ���������; ����� ����������� � �������� �� ������ ���������� ��� ���������������,�� � ������ ��������� ����������� ������� ����. � ������ ������ ����� � �������� �������� � ����������� ���� �� ����� (������� � ����) � ����������, �������� ������������ ��� ������ ������� ������� ������. ����� ����� ������������
    �����, ���������� � ����� ������������ ��� ������� ������ ������, ������, ���� ����� �� �������� � ������������ ������ ������������ �������, �������� ���� ���� (������ ������ ��������) � ������������ ����� �����, ������� �� ��� ������ �� ��������� ������ ������ ���� ������ (� ����) � ���� “������ �������”. �������� ���� ��� � ��������� ������. ��� ������ ������ �������� ������ �������� ����� (�� ������ ����������, ������������ �������), ���� ���� � �������� ��������� ����������� ���������� �������. �� ���� ������ ������ ��������������� �������� �����������. �� ��� ������ ������ ����� ���������� �������,����������,������������ �������������� ��������������, ���� ��� ����, � ������� �������. ��� ���� �������������, ��� �� ���������, �� �������� ���������� ����� ���� �� �����.
    � �������� ������� �����������-��� ������� ����������� ������� ����������� ���������, � ������� �������� ���� ����������� �������. ����� ����� �������� ���������� � ���, ��� ����������� ������� ����� ������������� �� �������, ���������� ������� ����������, � ������. ����� � �������� �������� ���� ����� ����������� � ����� ����������, �������� �� �������� ������ ����� ���� �������������� ������� � �������� ��������������, � �� ��, ��� �������������� �� ������������ ������ ������������ �������� �����. ������ ������ ����������� �������� ����� � ������� �� � ����������� �������, ������������ ����� (���. formula). ����������� ������� ���� �������� �� �� ������, � �� ���������� ���������-������ ����������� �������.
    ��������� ���� ��������������� � �����������-������������ ��������, ������� ����� ������ ����������� � �������� ��������� �������� � �������� ������������ ������������� ���������. � �������� ��������� �������� �������, �������� � ���� ������ ���������������. ��������� �� ��������� ��������-�������� ���������� �������� ������. � ���� ����� ������ ���� �� �������� ������ �������������, ����������� �������� ����������, � ����������� ���, ������� ������������ � �������� ��������� �������� �����. �����������-������������ ������� ���� ��������� ������������ ������:
    ����������� � ����, ��������� ������������� ����������, �������� ����������, ��������� � ��������� ���� �� ������������ ���������, ������� ��������� ��������; ��� ������ ��������� � ����� ������������������ ����������.
    ������� ��������� � ������ �������� ����� ����������� �������������� (����������) ��������� ������� ��� ����� �����������.
    ������ ������ ���������� �������� ��� ������������� ��������� �������, ������� ����� ���������� �������������� ����������� ����� (��������� �����������). � ���� ����� ������ ���� �� �������� �������������; ��������������� ��������� ������ ������-�������� (���� ��� �� ���������� � �������� ���������������-����������� ���������� �����), ������ ��������� �������, �����, � ����� (� ������ ������������) �������� �������������� ���. ��� ������������ ��� ���������� ����������� ����������� ������ ���������� �����������, ������� ������� ���� �� ������������� �������� ����������� �����������.
    � ������������� ������ �������� ��������, ������ �� ������ ������ ������� �������� ���������� �� ����� � ������ �������������, �������� ����� �����. ������ �������� �������� � ���, ��� ����� ������������� ����� ������� ���������� – ���������� (������) � ����������� (�����) ������ ����������� �����, ����������� � ��������� ������������� ��������������. ����� �������, �������� ������������ � ��������� � ����������� ����� ����� �������� ���������. ��� � ������������� ��������� ������������. ������ �����, ������� ��� ������ ������� ���� ������ ���������. ����, ������������� � ������ ��������� �������, �������� ����� �����������. �������� ���� ���������� �������� � ���� ��� ������������ ����������. ���������� �� ��������������� � �������� ��������� �� ������������. ����� ��� ���������� ��������, ��� �������� ����������� � ��� �� ������� ��������. �������� ���������������� ��������� ������������ ������ ����� �����. ������ ���������, ���������� ������������ �������� ���, ��� ��� ����������� �� ����� ����������, ������������ ������� ����� ����������������.
    � ���� �������������� ����, ������� ������� �.�. � �������� ����������� ����� � ��������, ��� ���������� ��������� � �������� ��������������� ���������� � ����������� ����� �� � ���������� �����. � ���� ������ ��� �.�. ����� ����� �������� ��������������� ������� ����.
    ���..-����������� �������. �., 1953;
    �������� �.�. ������� �����. �., 1994;
    ������� ������� �����. �., 1994; ����� �.�. ������� ������� �����/���. ���. �.�. ��������. �., 1995; ������ �.�.
    ������� ������� �����: �����. �����.. 1995; ������ �. ��., ���� �. ��. ������� ����� � ����� ����� ������//����������� � �����, 1994, � 12;������ �.�. ��������� ������ �������� � ������� �����. �., 1996.
    ������� �.�.

  8. vip.fargus Ответить

    Наиболее полное юридическое закрепление и практическое применение в эпоху античности естественно-правовые воззрения получили в Древнем Риме.
    В основу древнеримского понимания естественного права было положено учение стоиков о природном законе этического характера, разлитого во всем мироздании.
    «Стоическое обожествление закона и справедливости было всего ближе сердцу римских юристов и вообще сердцу римского народа», — утверждал Б.П. Вышеславцев.
    “Верные учению стоиков, римские юристы естественный закон не обособляли от самой природы. Закон природы и сама природа сливались в их понимании. Закон естественный не представлялся как нечто стоящее над явлениями природы, над ними возвышающееся; напротив, они считали его присущим вещам и явлениям, их проникающим, в них проявляющимся”, — отмечал Н.М. Коркунов.
    Классические юристы Древнего Рима придерживались мнения, что существует «область обязательных правил, которая не зависит от положительных установлений отдельных законодательств и вытекает из велений природы и воли Божества. Этими правилами регулируются те действия и инстинкты, которые присущи всем людям и даже всем живым существам, вне человеческого рода».
    Несмотря на определенное сходство и единый источник происхождения древнеримских естественно-правовых представлений, единого и общепринятого понимания естественного права в Древнем Риме найти невозможно, а текстуальные его закрепления в позитивно-правовом материале крайне многообразны и казуистичны.
    «Таким же неустойчивым оказывается понятие о естественном праве римлян. Под этим именем у последних понимаются то законы в научном смысле (quod natura omnia animalia docuit), напр., брачное сожитие, произведение потомства; то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа (quod naturalis ratio inter omnes homines constituit); тo, наконец, естественное право противополагается общепризнанному положительному праву, напр., в вопросе о рабстве, которое противоречит природе (contra naturam), хотя и укреплено всюду законами», — писал Г.Ф. Шершеневич.
    Анализируя естественно-правовые представления древнеримских юристов, ученый пришел к выводу, что можно указать на три основных значения (источника) jus naturale в римском праве и доктрине:
    (1) естественное право как совокупность насущных потребностей всего живого мира;
    (2) естественное право как общепризнанное, общенародное, универсальное право, jus gentium;
    (3) естественное право как aequitas, бессознательное чувство справедливости.
    Применительно к свойствам, которыми римские юристы наделяли естественное право, можно привести вывод И.В. Михайловского, который указывал следующие черты:
    «1) вечность, неизменность и разумность;
    2) оно – основа положительного права и
    3) оно критерий для его оценки и надлежащих улучшений»8.
    ГАЙ. Римский юрист-классик Гай (117/138 – 180/192) основывает свое понимание естественного общенародного права (ius gentium) на противопоставлении цивильному праву (ius civile, ius strictum), рассчитанному исключительно на граждан Рима.
    По мнению Гая – который здесь практически вторит Аристотелю – у любого народа действуют как нормы национального права, установленные этим народом и рассчитанные на особенности его быта, так и нормы, одинаково признаваемые всеми народами и основывающиеся на естественном разуме — на естественных свойствах субъектов, объектов, обязанностей и притязаний, независимо от особенностей конкретной национальной среды. «Что же составляет естественное основание у всех людей, то у всех народов рассматривается как справедливое и называется правом народов», — утверждал Гай.
    В то же время важно отметить, что далеко не все римские юристы подобно Гаю отождествляли естественное право (jus naturale) и право общенародное (jus gentium) — потому как считали, что, согласно естественному праву, все люди свободны и равны, и, следовательно, по естественному праву не должно существовать классов, господ и рабов, в то время как у всех народов существуют различия в классах, существует и рабство.
    Вместе с тем, подобно многим другим римским юристам, Гай полагал, что естественное право обладает приоритетом перед цивильным правом, которое не может ему противоречить. В книге второй («О вещах») «Институций Гая» утверждается, что право собственности по естественному праву приобретается либо посредством передачи вещи, либо путем завладения бесхозными вещами (дикие звери, рыбы, птицы), либо путем захвата вещей у врагов; также по естественному праву собственнику земли принадлежат все постройки воздвигнутые на его земле, а также и плоды, выращенные на ней.
    Можно видеть, что понимание естественного права Гаем (как, впрочем, и другими римскими юристами) носит строго практический характер и не содержит каких-либо абстрактных норм нравственно-правового характера. По этому поводу известный дореволюционный юрист позитивистского направления В.М. Хвостов отмечал: «Конечно, если бы римские юристы были такими же теоретиками, как греческие философы, то они могли бы увлечься абстрактной теорией и создать систему норм очень стройную, право может быть очень разумным, но не соответствующим практическим нуждам современного ему оборота и непонятным обществу, среди которого это право должно было применяться. От этой опасности избавило классических юристов то обстоятельство, что постоянные столкновения с действительной жизнью, возникавшие при разрешении отдельных практических казусов, не позволяли им забывать требования, которые предъявляла к юриспруденции сама жизнь, и чрезмерно увлекаться проведением в действующее право начал juris naturali, как они представлялись их воображению».
    УЛЬПИАН. Основываясь на определении естественного права, данном Гаем, классик римского права Ульпиан (170—228) подразделяет нормы естественного права на два вида: первый вид норм соответствует физиологическим склонностям, инстинктам людей, т.е. их природе как живых существ («естественное право — это то, чему учит вся живая природа, ведь это право свойственно не только человеку, но и всему живому, что рождается на земле, в море и присуще также птицам»; отсюда — союз мужского и женского, рождение потомства и забота о нем, воспитание).
    В этой связи Н.Н. Алексеев отмечал: «Наиболее элементарное истолкование понятия о природе мы находим в тех естественно-правовых учениях, которые основу естественного права усматривают в различных, чисто естественных отношениях и связях, наблюдаемых в общественной жизни не только у людей, но и животных». Таким образом, естественное право в данном смысле отождествляется с естественными инстинктами живого мира.
    Поскольку человек всегда являлся частью живого мира, то и данное естественное право по своему содержанию «совпадает с наиболее древними и с наиболее распространенными историческими институтами».
    Второй вид норм естественного права соответствует интеллектуальной природе людей, отличающей их от животных (jus generis humani).
    Известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич в отношении понимания естественного права Ульпианом указывает: «С одной стороны, jus naturale является правом, вытекающим с необходимостью из насущных потребностей всего живого мира. Поэтому такое право определяет поведение и жизнь так, как и животных, это то право quod natura omnia animalia docuit. Законы природы смешиваются с нормами права. С другой стороны, по взгляду Ульпиана, jus naturale имеет применение только к человеческим отношениям, так как подобные поступки, как воровство, расторжение брака, не могут быть совершены животными».
    Естественное право, свойственное всему живому, по Ульпиану, устанавливает неизбежность браков и родительского попечения о детях, констатирует природное равенство людей, указывает на ничтожность обязательств, направленных на невозможное и недостижимое для людей, отказывает в индивидуальном обладании воздухом, морем. Соответствующее интеллектуальной природе людей естественное право требует жить честно, не вредить другому, отдавать каждому то, что ему принадлежит.
    ПАВЕЛ. Древнеримский юрист Павел (II—IIIвв.) основывает свое понимание естественного права на противопоставлении целесообразности, выгоды и справедливости, добра. Положительное право основывается на соображениях выгоды, пользы для большинства в том или ином государстве, а естественное право покоится на соображениях справедливости, добра и черпает свои истоки из морального закона, действующего, согласно учению стоиков, во всей природе и отражающегося в моральном естестве людей.
    Важно отметить, что для понимания древнеримских юристов не свойственно противопоставлять право естественное и право положительное. Ульпиан специально подчеркивает, что «цивильное право не отделяется от естественного права или от права народов», но лишь что-то добавляет к нему либо исключает из него.
    С одной стороны, в их понимании естественное право входит в содержание положительного в качестве его основного организующего начала, потому как при полном уклонении от начал справедливости и добра невозможна никакая целесообразная регламентация человеческих отношений.
    С другой стороны, положительное право, руководствуясь стремлением к наиболее целесообразному приспособлению к условиям конкретной социальной среды и обеспечению интересов большинства, никогда не в состоянии осуществить начал справедливости и добра во всей их полноте и последовательности. Именно поэтому естественное право стоит над положительным в качестве критерия для оценки и дальнейшего совершенствования последнего.
    Анализируя правовые нормы, признававшиеся римскими юристами естественно-правовыми, известный русский теоретик права и государствовед Н.М. Коркунов классифицирует их по источнику (основанию), каким может служить:
    (а) природа человека;
    (б) природа вещей — объектов права;
    (в) природа правоотношений.
    (а) На основе природы человека римские юристы считали естественным институт опеки, а обязательства несовершеннолетних недействительными; не относили человека к числу плодов (Ульпиан), применяли закон, запрещающий убийство родственников и патронов, не только к свободным, но и к рабам — поскольку и те, и другие — прежде всего люди (Венулей Сатурнин).
    (б) В силу природы вещей естественно-правовым признавалось правило, что все вещи, способные многократно превращаться в прежнюю массу (например, серебро), никогда не избегают действия власти вещества и потому называются именем такого вещества (Павел). Аналогично, в силу своей природы море, проточная вода и воздух находятся в общем пользовании (Марциан), пограничная стена составляет общую собственность соседей (Гай), а потребляемые вещи не могут являться объектом временного пользования, узуфрукта.
    (в) Из природы правоотношений естественно-правовой признавалась норма, согласно которой в случае спецификации право собственности на вещь остается за собственником материала, поскольку право собственности считалось, по мнению сабинианцев, абсолютным правом, не уступающим никаким произвольным его нарушениям (Павел). Считалось естественным правило, что отношения должны прекращаться тем же способом, каким они устанавливались (Ульпиан), а фактически неисполнимые договоры должны признаваться недействительными.
    Критикуя древнеримские воззрения о естественно-правовых нормах Н.М. Коркунов указывает, что правила о названии некоторых вещей именем материала и о невозможности для потребляемых вещей быть объектами права временного пользования — основываются всецело на исторически устоявшемся у римлян словоупотреблении и не имеют, следовательно, никакого отношения к «природе». В основе норм, запрещающих убийство родственников рабами и признание человека, ребенка рабыни, плодом, лежат определенные нравственные требования эмоционального, а не рационального характера, которые не могут быть отнесены к юридическим нормам.
    Сами же представления о нравственности и справедливости даже у одного народа в одно и то же историческое время могут быть противоречивыми, на что и указывает Н.М. Коркунов: с одной стороны, римские юристы полагали, что причисление человека к плодам противоречит природе человека, с другой стороны, сами же римляне признавали рабов вещами, говорящими орудиями.
    Некоторые нормы, признававшиеся естественными римскими классиками, имеют своим основанием объективные условия природы, которые ни один человек, общество и государство не могут проигнорировать. К таким «естественным» нормам, в частности, относятся правила об общем пользовании морем, воздухом, о различии между недвижимостью и движимыми вещами, о различиях в психических возможностях людей по возрасту (правило о недееспособности несовершеннолетних). Однако такие нормы лишь юридически фиксируют пределы физически возможного, естественные характеристики человека и устанавливаются эти правила отнюдь не природой, а обществом и государством, а потому в их содержании вполне могут иметься различия у разных народов и в разные исторические периоды, т.е. такие правила носят исторически и культурно обусловленный, а не естественно-природный характер. «Конечно, совершенно ясно, что нормативные акты должны быть лимитированы ограничениями природы (т.е. ограниченными ресурсами) или должны быть совместимы с природой для того, чтобы быть эффективными, но это не означает, что они сотворены природой. Наоборот, именно мы навязываем наши стандарты, наши нормы, наши идеалы природному миру, несмотря на то, что сами являемся частью этого мира».
    Иными словами, сами по себе возраст, различия между движимыми и недвижимыми вещами, свойства моря, воздуха не имеют юридического значения, являясь лишь физической данностью, выступающей в качестве естественной предпосылки для создания людьми юридических норм в результате осознания таких данностей. Сам же процесс их осознания и придания им определенного юридического значения у разных народов может протекать по-разному: даже в современном гражданском праве возраст полной дееспособности варьируется от государства к государству — в рамках европейской цивилизации — от 18 лет до 21 года, а возраст уголовной ответственности — от 7 до 16 лет; в современном и средневековом гражданском праве придается важное юридическое значение различию между недвижимыми и движимыми вещами, в то время как в раннем римском праве различие движимости и недвижимости не принималось в соображение.
    «Таким образом — заключает свой анализ Н.М. Коркунов — во всех этих примерах нельзя усмотреть каких-то необходимых естественных норм. Все они одинаково представляют собою изменчивые, исторически вырабатывающиеся нормы положительного права». Необходимо также добавить, что правило об общем пользовании воздухом практически невозможно нарушить, и поэтому его нельзя отнести к юридическим нормам, одним из важнейших признаков которых является принципиальное наличие возможности нарушения.
    «Идея естественного права привела в сознание и развила понятие о равноправности всех (свободных) людей, основанное в jus gentium, познакомила римскую мысль с учением об общечеловеческом союзе (societas hominium) и способствовала постановке в юриспруденции основных вопросов о праве, каковы вопросы об его природе, конечном источнике, последнем основании, руководящих принципах, субъектах. Влияние этой идеи было частью общего философского влияния. Это последнее выразилось в особенности в том, что направило юриспруденцию к обобщениям и систематической разработке права и, вообще расширив ее кругозор в области отвлечений, сообщила ей особую твердость на пути сознательно самостоятельной разработки права», — отмечал выдающийся романист С.А. Муромцев.
    Подводя итог краткому рассмотрению древнеримских естественно-правовых представлений необходимо акцентировать несколько моментов.
    Во-первых, тот факт, что именно в Древнем Риме впервые идея естественного права находит прямое и детализированное воплощение в позитивном праве, что явилось следствием восприятия естественного права в качестве части права позитивного, ярко выраженной практической направленности мышления римских юристов. «Не содержа в своем абстрактном виде в каком она перешла в римскую юриспруденцию никаких положительных указаний, идея естественного права, по существу своему, могла образовать наиболее живую часть конкретного состава только из материала справедливости (aequitas), выработанного практикой. Естественное право было поэтому не самобытною силою, а формулою, объединившею практику. Юристы не реализовывали идею jus naturale, а сводили к ней практическое право».
    Во-вторых, невозможно не заметить той пронзительной разницы в характере естественно-правовых построений римских и современных юристов: для первых характерно натуралистическое видение естественного права, свободное от какой-либо единой, монолитной политической идеологии, для вторых естественное право — это идеологическая ширма, за которой скрываются либеральные и принципиально непроверяемые политико-идеологические установки создателей позитивного права; римские юристы воспринимали естественное право как совокупность норм (объективное право), в то время как современные юристы сводят его к конгломерату конституционно зафиксированных прав человека (субъективное право).
    В-третьих, нельзя не согласиться с тем, что романо-германская правовая семья, «воздвигнутая» на фундаменте римского права, во многих чертах переняла древнеримские естественно-правовые представления: многие юридические «аксиомы» и общеправовые принципы современного романо-германского права своими корнями уходят в древнеримскую юриспруденцию, в которой такие правила считались «естественными» и очевидными.
    Не вдаваясь глубоко в анализ этого аспекта, отметим лишь, что jus est ars boni et aequi Цельза выражено в современном романо-германском праве общеправовым принципом справедливости, который свойственен как отраслям частноправового (гражданское право), так и публично-правового характера (уголовное, уголовно-процессуальное, административное право); запрет на обогащение от ущерба другого закреплен в институте неосновательного обогащения; очевидное для римских юристов правило о возможности заключения соглашений всеми совершеннолетними лицами в современном европейском праве нашло свое выражение в общеправовой презумпции правосубъектности совершеннолетних лиц и др. Среди прочих норм римского права, ставших впоследствии аксиомами европейского процессуального права, исследователи отмечают следующие: «никто не должен быть судьей в своем собственном деле» («nemo debet isse judex in propria causa»), «никто не может устанавливать законы для самого себя» («nemo jus sibi dicere potest»), «никто никогда не вершит правосудие сам» («nemo inquam judicet idipsum»).
    Совершенно обоснованно исследователи отмечают, что «теоретическая разработка римскими юристами (и соответствующая им практическая общественная деятельность) социальной концепции справедливого естественного права и обоснование с этих позиций требований справедливости всякого позитивного права предопределили основные социальные ориентиры для всего последующего развития европейского права и юриспруденции».
    (2004)

  9. alivemau5 Ответить

    Ответ:
    Римское частное право — это совокупность правовых норм, которые защищают интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право включает в себя семейные отношения, институты собственности, наследования, обязательств.
    Частное право предоставляет простор автономии отдельных лиц (глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев), однако пределы этой частной автономии определяет публичное право. Нормы публичного права должны соблюдаться всегда и не могут быть изменены отдельными лицами.
    Важнейшим принципом римского частного права являлось бесправие рабов. Раб был вещью, собственностью господина, не имел никаких прав. Права были лишь у свободных людей. Система римского частного права закрепляла за рабовладельцами неограниченную возможность эксплуатации рабов.
    Но изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Лишь с развитием производства и расширением торговли с соседними государствами круг лиц, являвшихся субъектами частного права в римском государстве, стал увеличиваться.
    Частное право (jus privatum) в Древнем Риме состояло из:
    1. Jus civile (цивильное право) – это собственное право всех жителей римской общины (по-другому цивильное право называлось квиритским правом – jus quiritium – то право, которое распространялось на всех коренных жителей Рима, квиритов).
    2. Jus praetorium (преторское право) – право, творимое претором – высшим должностным лицом – для дополнения и исправления цивильного права в “целях общественной пользы” (должность городского претора, ведавшего делами правосудия, была учреждена в 367 году до н.э.).
    3. Jus gentium (право народов) – служившее для регулирования отношений между перегринами (иностранцами), а также перегринами и римлянами и творимое претором перегринов (должность перегринского претора учреждена в 242 году до н.э., и претор перегринов, или иностранцев, получил такие же полномочия, какие имел городской претор, с той разницей, что юрисдикция претора перегринов распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и римлянами).

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *