Что такое разные формы одного и того же слова?

7 ответов на вопрос “Что такое разные формы одного и того же слова?”

  1. Mr.Pumba Ответить

    В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.
    Прочитайте предложения:
    Маша рисовала синей краской.
    Дети рисовали синими красками.
    Витя рисовал синюю бабочку.
    Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.
    Это значит, что их лексическое значение не изменилось.
    Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.
    Окончания образуют форму слова.
    Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

    Правила и примеры образования форм слова

    Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше…
    Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
    Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная…
    Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
    Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
    Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его основу и окончание. Основа будет одинаковой, а окончания – разными.
    Сосн[а], сосн[Ы], сОсн[ы], сосн[е], сосн[ой], о сосн[е].
    Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
    Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник?, (много) книг?, окон? мамин?, лисий?, лежал?, облокотил(?)ся.
    Наречия  (слева, сверху, здесь) не изменяются,  то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

    Формообразующие суффиксы

    Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.
    Формообразующие суффиксы: суффиксы прошедшего времени -л-: плавал, несла, цвели; инфинитива (суффиксы неопределённой формы) -ть, -ти : плавать, нести, цвести.
    В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.
    При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

    Однокоренные слова

    Дом (строение), домашний (находящийся дома), бездомный (не имеющий дома), домовитый (хозяйственный) – это родственные слова, у них у всех корень -дом-, но лексическое значение слов (оно приведено в скобках) разное. Это однокоренные слова.
    Однокоренные слова – это слова родственные, с одним корнем, но разные по своему лексическому значению.
    Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных (родственных) слов. Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов.  Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например: жарить – пережарить (приставка ПЕРЕ-), поджарить (приставка ПОД-). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Например: трава – травка (суффикс -К-), травинка (суффикс -ИНК-), травушка (суффикс -УШК-).
    Пример:
    Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.
    Здесь разные слова с одним и тем же корнем -боль-, но с разным лексическим значением.
    Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.
    Все на самом деле просто:
    1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
    2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
    3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.
    Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на “отлично”. Потренируемся?

    Задания для самопроверки:

    Запиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.
    1)   Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.
    Ответ:
    Сосна (однокоренные слова):  сосенк[а], соснов[ый], сосняк[].
    Сосна (формы слова): под сосн[ой], о сосн[е], сОсн[ы].
    2)   Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
    Ответ:
    Игра  (однокоренные слова): игра/ть\, игрушк[и], игрушечн[ый], игрок[].
    Игра (формы слова):  в игр[е], до игр[ы].
    3)    Стрела, стрелы, без стрелы, стрелок, стрелять, к стреле, перестрелка, со стрелой, о стреле.
    Ответ:
    Стрела (однокоренные слова):  стрелок[], стреля/ть\, перестрелк[а].
    Стрела (формы слова): стрел[ы], без стрел[ы], к стрел[е], со стрел[ой], о стрел[е].

  2. Sevil Kurbanova Ответить

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
    Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.
    Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счёт новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путём образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.
    В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.
    Лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Лексическое значение складывается  из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами. Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключённого в корне стул, и словообразовательного значения, выражаемого  уменьшительным суффиксом – чик; ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.
    Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число (из космоса – сущ. род. пад., ед. числа), у глагола – лицо и число (запустят – глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам. Например, при изменении существительного костёр образуются падежные формы единственного и множественного числа (костёр – костра – костру и т. д.); при изменении местоимения я – падежные формы единственного числа (я, меня, мне и т. д.); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего – будущего времени – личные глагольные формы единственного и множественного числа (побеждать – побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).
    В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) – такой, как у апельсина;  лимонный (запах) – такой, как у лимона;  гористый (край) – обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова  (содержащий большое количество гор);  рыхлить (землю) – действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова (рыхлый).
    К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имён существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.
    Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.
    Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым ещё не знакомы).
    Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имён существительных при изменении остаётся постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.
    Затем склоняется прилагательное липовый (мёд). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам (липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи) остаётся прежним.
    Предлагается назвать глаголы. Глагол цветёт учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.
    После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.
    Следующая задача учителя – показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова  липа, липовый.
    Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе) другой предмет имеет отношение.
    Сопоставляются формы слова липа (липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня (липовый). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса      – ов- от основы существительного липа.
    Делается общий вывод:
    а)  формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова – прибавлением суффиксов и приставок;
    б) при изменении слов лексическое значение их остаётся прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.
    Примерные виды заданий для закрепления изученного.
    Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Докажите правильность ответа.
    В лесу под д..ревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и д..ревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.
    (Г. Скребицкий).
    2. Бл..стят коньки,
    Бл..стит каток,
    Пушистый снег искрится.
    Надень коньки
    Свои, дружок,
    Попробуй прокатиться.
    (В. Доникова).
    В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный. Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть, есть однокоренные слова каток – прокатиться.
    Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную.
    Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме винительного падежа.
    Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь сл..ды на снегу да писк пром..лькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.
    (По Н. Плавильщикову).
    Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительного лес стоит в обоих предложениях. В данном тесте можно также работать над формами слова снег.
    В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:
    Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
    Являются ли они формами одного слова?
    Между далью и правым г..ризонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с ч..рнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие ч..рные лохмотья.
    (А. Чехов).
    Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.
    Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?
    Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.
    (В. Бонч-Бруевич).
    Ответ учащихся будет приблизительно таким:
    Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.
    Грибное (место) – место, где растут грибы.
    Грибник – человек, который любит собирать грибы.
    Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса –н-, а существительное грибник – с помощью суффикса –ник.
    Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник – существительные, грибное – прилагательное, белела –глагол, белизна – существительное).
    Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:
    Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.
    1) Б..лела гора над чащей лесной. Своей изв..стковую б..лизной. (С. Щипачёв).              2) Зак..лосилась  рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацв..ла. (Н. Плавильщиков).
    3) Зап..вали песню зап..валы,
    Подп..вали все до одного,
    И она им сердце согр..вала
    Только жаром сердца своего!
    (А. Прокофьев).
    Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.
    Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.
    1. На реке, реке Кубани                         Золотистыми хлебами
    За волной волна бежит                      Степь Кубанская шумит.
    (М. Исаковский).
    2. На з..лёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.
    Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся весёлые песни к..сцов.
    Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.
    (По И. Соколову–Микитову).
    3. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая  листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.
    (По А. Кожевникову).
    Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.
    Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию – служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.
    (Р. Гамзатов).
    Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Санкт-Петербурга Звягинцева Н.И.

  3. Gak Ответить

    Тип урока: изучение нового материала.
    Тема: « Различение разных форм одного слова и  однокоренных слов».
    Цель:
    Формировать  представления о сходстве и различии  разных форм одного и того же слова и однокоренных слов.
    Обобщить  знаний об однокоренных словах и роли окончания, как формообразующей части слова.
    Развивать умения образовывать однокоренные слова и формы слова.
    Воспитывать любовь к предмету.
    Оборудование: таблицы, схемы, информационные средства.
    Технологии используемые на уроке:  Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод, информационные технологии.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    – Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы открыли новое знание.
    2..Языковая разминка.
    Групповая работа.
    – Работать будем в группах:
    – Начнём урок с разминки. Каждой группе своё задание.
    1 группа: разбор по членам    и частям речи предложения.( на доске)
    Мы шли по лесной тропинке.
    2 группа: списать без ошибок предложение, в котором Буратино допустил ошибки. (Задание на индивидуальных карточках).
    Душистый запах цветов наполнял воздух. (При записи на доске умышленно сделать 3 ошибки, дети должны найти эти ошибки).
    3 группа: разбор по членам предложения и частям речи предложения.(На доске запись: Пословица- мудрость народа.
    4 группа: работает по слайду №1.(см. приложение).  Поставить знаки препинания и разобрать предложение по члена и частям речи.
    Белый медведь-крупный хищник Арктики.
    Проверка работ.
    Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить  выполненную работу всех групп, а может и по выбору.
    Проверка работы 4 ой группы
    После проверки сообщение. слайд №2 (см. приложение).
    «Белый медведь-самый крупный из современных хищников. Длина тела 2 -2,5 метра, масса до 450 кг. Слой жира на спине, задней части тела и бедрах достигает 10 см в толщину. Мех хорошо сдерживает отдачу тепла телом. Белый медведь питается, в основном, тюленями и рыбой, иногда ест морские водоросли и даже падаль.
    Единственное животное, способное противостоять белому медведю в Арктике — морж. Белые медведи хорошо плавают, могут оставаться под водой несколько минут. Убежища устраивают в расселинах скал или между нагромождениями льдин. Берлогу, круглую камеру, роют в снегу, на южном склоне, куда залегают на зиму.Белые медведи внесены в Международную Красную книгу».
    3. Постановка проблемы.
    – Корни заблудились.Помогите каждому корню найти свою семью.
    (на доске карточки со словами: рис, грибы, грибник, рисование, нарисовал, грибная, вода, водить, подводник, грибные, гриб, зарисовка.)
    Проверка: при проверке предполагается, что дети не включат слова:
    рис и водить, так  как нет родства с корнями, а если включат, то поработать над значением этих слов.
    1группа слов: грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
    2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
    3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.
    Создание проблемной ситуации.
    – Итак, не включив слова рис и водить в группы слов, можно предположить, что (на доске предположение):
    Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
    – Проведём исследование.
    4. Решение проблемы. Исследование.
    – Допишите окончания так, чтобы получилось предложение:
    Саш. слушает  Даш.  .
    Варианты: Саша слушает Дашу.
    Сашу слушает Даша.
    – Одинаковый ли смысл предложений? (разный).
    – Убедимся, что разный. О ком говорится в 1 предложении, во 2ом.?
    – Почему изменился смысл 2-ого предложения? (поменяли окончание).
    – Изменили окончание, а своё значение имена изменили? (нет).
    – Значит, слова Света и Свету –это одно и то же слово или разные?
    (одно и то же).
    – Поскольку эти слова являются одним и тем же словом, но с разными окончаниями, такие  слова называют формами слова.
    ( на доске появляется схема)
    формы слова
    одно и то же слово
    разные окончания у одного слова
    ( из истории возникновения устойчивых оборотов)
    – Русский язык очень богат. Для выразительности своей речи люди, общаясь друг с другом, используют крылатые фразы, фразеологические обороты, устойчивые выражения. История возникновения некоторых оборотов очень интересна.
    – Например выражения – «работать, спустя рукава» и «работать, засучив рукава», зародились в те далёкие времена, когда на Руси носили одежду с очень длинными рукавами.(на экране слайд №3, см. приложение).
    – Работать с такими длинными рукавами было очень неудобно и приходилось их всё время засучивать, а рукава вновь спускались и их опять засучивали.
    – Народ подметил это и о людях, которые работали хорошо, говорили: « Работает, засучив рукава» и наоборот о людях, которые работали плохо стали говорить:
    «Работает, спустя рукава».
    -Познакомимся с устойчивыми оборотами, связанными со словом голова.
    – Какие обороты знаете вы?
    -Если изобразить в виде карикатур, то это будет выглядеть так:
    (На экране появляется слайд №4.(см. приложение).
    – Выбросить из головы- постараться забыть.
    -Отвечать головой – взять на себя ответственность.
    – Ходить на голове- шалить, озорничать.
    – Светлая голова- умный, думающий человек.
    – Снег на голову- неожиданно, внезапно появиться.
    – Слово голова во всех словосочетаниях звучит по-разному почему? (разные окончания).  Слайд №.5 (см. приложение). 
    – Выделим их.
    – Могут ли при помощи окончания образовываться новые слова? (нет).Если дети скажут да, то попросить выделить основу.
    – Выделим основы.
    – Что видите? (о основа одинаковая – голов)
    – Какую особенность формы слова отметим в таблице?
    (в таблицу добавляется):
    формы слова
    одно и то же слово
    разные окончания у одного слова
    одинаковые  основы
    – У каждого на столе карточка со словами:
    Лес, лесник, лесная, лесок.
    – Самостоятельно нужно выделить основу, корень, окончание.
    После выполнения слайд №6.(см. приложение):
    – Какие это слова? (однокоренные)
    -Почему? Можно ли, выделив корень, определить родство слов? (да).
    – Но при этом, что нужно учитывать? (показать пример с рисом).
    -Чтобы в корне было заключено основное значение слов.
    (появляется схема слайд №7.(см. приложение):
    однокоренные слова
    одинаковый корень
    в корне заключено основное значение слов
    – Какие выделили основы? (разные)
    (в таблицу добавить )
    однокоренные слова
    одинаковый корень
    в корне заключено основное значение слов
    разные основы
    – Разные основы, значит лексическое значение какое? (разное)
    (добавить в таблицу)
    однокоренные слова
    одинаковый корень
    в корне заключено основное значение слов
    разные основы      
    разное лексическое значение
    – Мы выделили ряд особенностей форм слова и однокоренных слов.
    формы слова
    одно и то же слово
    разные окончания у одного слова
    одинаковые  основы
    -Вернёмся к предположению, которое прозвучало вначале урока
    Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными.
    – Посмотрим на группы слов.
    1группа слов : грибы, грибник, грибная, грибные, гриб.
    2 группа слов: рисование, нарисовал, зарисовка. ( рис) не писать.
    3 группа слов: вода, подводник.( водить ) не писать.
    – Вы не включили слова РИС и ВОДИТЬ  в группы слов, т.к. эти слова не имеют родства  с группами слов.
    – Посмотрите на слова 1-ой группы, что вы теперь можете сказать.
    (слова   ГРИБ, ГРИБНАЯ – являются формами слов грибы и грибные).
    Вывод: не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными – подтвердился.
    5. Закрепление.
    Игра:  «Не ошибись» слайд №8.(см. приложение). 
    – Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова.
    Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.
    – Поиграем в игру: «Найди свою пару». слайд №9.(см. приложение). Соедините стрелками формы слова. (Работа в паре, 1 группа помогает 2-ой, проверка своих работ по слайдам).
    – Задание: «поле свободы».
    На доске помещены 4 слова: светлый, старый, берёзовый, ленивый.
    -Запишите одно слово. По углам класса помещены карточки со словами.  Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым словом по выбору.
    1 карточка: старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень
    2 карточка старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.
    3 карточка старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.
    4 карточка старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.
    Проверка. слайд №10.(см. приложение).
    Игра: «лото».
    На карточках даны слова: мороз,морозная, заморозок, морозу, морозы, морозные, морозное
    – Собираем однокоренные слова, потом собираем формы слова.(дети выходят к доске и помещают нужные карточки. слайд №11.(см. приложение).

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *