Что такое рифма 3 класс литературное чтение ответы?

11 ответов на вопрос “Что такое рифма 3 класс литературное чтение ответы?”

  1. silence Ответить

    Стоящий у истоков силлабо-тонической системы стихосложения К. Тредиаковский подчёркивал важность рифмы, отмечая, что
    «рифма – согласие конечных между собой в стихе слогов».
    С ним согласен В. Жирмунский:
    «Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения».
    Д. Самойлов конкретизирует:
    «Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха».
    Более краткое определение, что такое рифма, даёт Ю. Лотман:
    «Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении».
    Важно, что рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
    С точки зрения ритмической организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, её самое главное ударение.
    Немного лет тому назАд,
    Там, где, сливаяся, шумЯт,
    Обнявшись, будто две сестрЫ,
    Струи Арагвы и КурЫ
    Был монастырь. Из-за горЫ
    И ныне видит пешехОд
    Столбы обрушенных ворОт
    И башни, и церковный свОд…
    М.Ю.Лермонтов. Мцыри
    В приведённом отрывке, написанном четырёхстопным ямбом, мы ясно видим, какую важную функцию выполняет рифма. Точная, мужская, параллельная – эта рифма помогает автору держать торжественный, сказовый строй строки, придаёт поэме динамику, отдаляя её от лирики и приближая к эпическим жанрам. Обратите внимание на 4 строку: «…Был монастырь. Из-за горы…». Вследствие неудержимого ритма и точной рифмовки возникающая пауза в середине строки практически не чувствуется. Удачная рифма может сотворить немало подобных стихотворных «чудес».
    Разновидностей рифм огромное количество. Но, прежде чем перейти к классификации, необходимо упомянуть ещё одну вещь. Рифмуются не буквы и не звуки. Рифмуют фонемы. Поэтому такая рифма, как «ворот – свод» – точная и звучит отлично, потому что рифмуются фонемы и .

  2. #ЗаЧаРоВаННаЯ КаКаЯ-тО# Ответить

    раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);
    пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).
    Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.

    5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.

    Я согласен с этим утверждением. Например, произведение Ивана Федоровича можно читать под ритмичную, быструю музыку. А указанное произведение Никитина – под медленную, торжествую.
    Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
    Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.
    Ритм – это определенное чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.

    6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:

    На дворах и домах
    Снег лежит полотном
    И от солнца блестит
    Разноцветным огнём.
    На безлюдный простор
    Побелевших полей
    Смотрит весело лес
    Из-под чёрных кудрей…

    7. Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение “снег лежит полотном”?

    Под эти строки можно сделать иллюстрацию с изображением села, которое окутано снегом.
    За селом виднеются поля и лес.
    Они также покрыты густым снежным одеялом.
    На иллюстрации должно присутствовать солнце, лучи которого падают на снег.
    При этом людей здесь нет, все они попрятались от мороза в своих теплых домах.
    Указанное сравнение помогает представить, насколько много было снега – ни единого места без него.
    Создается ощущение, что снег создал непроходимые сугробы.
    Возможно, из-за этого простор был безлюдным (подчеркнутое слово).
    Поэтому на иллюстрации нужно изображать большое количество снега.
    Подчеркнутое слово «разноцветный» рисует в голове картину солнечного, но морозного дня – лучи играют на снегу, создавая разноцветное сияние.
    Возникает впечатление, что на снег кто-то рассыпал блестки.
    Слово “чёрных” передает томность леса, его непроходимость.
    Такие кудри создают контраст со снегом белоснежного цвета.
    Еще я представляю лес спящим, опустошенным.
    Ведь все животные попрятались на зиму в норки, а птицы улетели в теплые края.

    8. Подумай, в чём “секрет” сравнения “снег лежит полотном”. Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

    Указанное выражение говорит о том, что снег покрыл все видимые автору просторы Земли, без него не осталось ни единого местечка.
    Ведь полотно – это белоснежный, сплошной материал.
    То есть, такое сравнение – снега с полотном – дает полное представление того, насколько масштабным был снежный покров.
    Благодаря этому, в голове рисуется картина очень заснеженных местностей.

  3. Moris Ответить

    Хорошие нетривиальные рифмы – практически обязательное условие при написании стиха, тем более если автор намеревается создать шедевр. Стихи чаруют читателя не только своим содержанием, но и формой: четким элегантным ритмом, к месту употребленными словами и оборотами речи, и, конечно же, хорошо подобранной рифмой.
    На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и «любовь-кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

    Разновидности рифм

    Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.
    Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.
    Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».
    Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
    Вместо имения вымыты
    Местоимения “вы”, “мы”, “ты”.
    Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.
    Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
    А ты думал – я тоже такая (А),
    Что можно забыть меня (В),
    И что брошусь, моля и рыдая (А),
    Под копыта гнедого коня (В).
    Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.
    Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.
    Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».
    Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.
    Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».
    Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.
    Гипердактилическая рифма – такая, в которой ударение падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».
    Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить,
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Поэтические хитрости

    Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.
    Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.
    Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».
    Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.
    Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.

  4. Mulhala Ответить


    Ребята, помните, как поэт Цветик из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» учил Незнайку писать стихи? Если верить Цветику, это довольно легко: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». А что такое рифма, Цветик объяснил коротко: «это когда слова заканчиваются одинаково».
    Незнайка оказался способным учеником и принялся рифмовать довольно бойко. Только сочинились у него не стихи, а дразнилки. А если бы Незнайка узнал о рифмах немного больше, может быть, у него и получились бы настоящие стихи?
    Я расскажу о рифмах на примере стихотворения, которое прислал мне в редакцию Павел М. из города Старый Оскол.
    Портфель
    Портфель я в школу собирал.
    Взял ручку и тетрадку,
    Верёвку, гильзу и пенал,
    Дневник, фонарь, рогатку,
    Свисток, капроновую нить,
    Свой старенький напильник
    И, чтобы другу позвонить,
    Я прихватил мобильник.
    Портфель свой так я поднабил,
    Что, вам признаюсь честно,
    Мне не хватило даже сил
    Его и сдвинуть с места!
    Не правда ли, здесь автору удалось с юмором описать ситуацию знакомую многим. (Бывает, я и сам так собираюсь.) Только неуклюжее словечко «поднабил» несколько портит последнюю строфу. Я думаю, автор для сохранения ритма просто поспешил удлинить слово «набил». Жаль, стоило поискать варианты. Вот что придумал я:
    Так туго свой портфель набил,
    Что мне, признаюсь честно,
    Немного не хватило сил
    Его подвинуть с места!
    Обратите внимание на пары слов в конце каждой строки, которые заканчиваются одинаково: собирал – пенал, нить – позвонить, напильник – мобильник и так далее. Автор расставил рифмы по местам ладно и ловко, как свои вещи в портфель уложил! Он нашёл много удачных рифм. Давайте разберемся, какие они.

    Точные и неточные

    Не подскажете, который час? – этот вопрос мы задаём, когда желаем узнать точное время.
    Рифмы, как часы, бывают точными и неточными. В точных рифмах полностью совпадают гласные и согласные звуки рифменных окончаний слов: напильник – мобильник, нить – позвонить.
    В неточных рифмах совпадение звуков неполное: честно – места. Если два эти слова прочитать «про себя», то рифмы будто и совсем нет. Но вы, конечно, помните – многие слова произносятся не так, как пишутся. Слово «честно» вслух звучит как «чесна», со звуком «а» на конце. Такие рифмы называются акустическими. В них окончания слов различны по написанию, но совпадают по звучанию (красавица – кудрявиться, рыться – злится, существо – ничего). В русском языке большинство рифм – акустические. Я думаю, это правильно, ведь рифма для слуха, а не для глаз!

    Богатые и бедные

    Знаете, чем богатый отличается от бедного? У богатого много (земли, денег, овец, знаний, друзей), а у бедного – мало. Среди рифм есть и те, и другие, только их богатство измеряется звуками: много звуков рифмуется – рифма богатая, мало – бедная. Ну-ка, посчитаем, что у нас в «Портфеле».
    Напильник – мобильник. Рифмуется 5 звуков – богатая рифма!
    Тетрадку – рогатку. На один меньше, но тоже хорошо! Удивлены, что я посчитал разные буквы «д» и «т»? А произнесите слово «тетрадка» вслух!
    Набил – сил. Всего два звука – бедна рифма.
    Находить богатые рифмы нелегко, особенно если ты недавно начал сочинять стихи. Тому, кто много читает, это даётся гораздо легче. Чем больше ты читаешь – тем быстрее растёт твой словарный запас, тем легче подыскать нужное слово!

    Мужские и женские

    В стихах принято различать мужскую и женскую рифму по расположению ударного слога. Если ударение в рифме падает на последний слог – рифма мужская, а на предпоследний – женская.
    Когда поэт хочет придать стихам более энергичный, мужественный характер, он использует только мужскую рифму. Например, так написана поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»:
    …передо мной
    Была поляна. Вдруг по ней
    Мелькнула тень, и двух огней
    Промчались искры… и потом
    Какой-то зверь одним прыжком
    Из чащи выскочил и лёг,
    Играя, навзничь на песок.
    Так герой поэмы рассказывает о встрече с барсом. Сколько энергии и напряжения в этих строках! Но такая рифмовка встречается в поэзии довольно редко. Обычно в стихотворении мужские и женские рифмы чередуются. Проверьте сами, как это получилось в стихотворении «Портфель».
    Ваш МУРЗИЛКА

  5. Adodar Ответить

    1. От чьего имени написано стихотворение?

    События в произведении описаны от имени мальчика.
    Возможно, это Афанасий Афанасьевич в детстве.

    2. Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов.

    В данном стихотворении рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й.
    Благодаря такой рифме, стихотворение читается очень интересно, в необычном темпе.

    3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

    «Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег».

    Стихотворение “Зреет дождь над жаркой нивой…” А. Фет стр. 65

    1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?

    Поэт описал период начала осени.
    Как раз в это время можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей.
    Также поэт очень интересно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня.
    Из-за этого возникает ощущение, что они живые.

    2. Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? Почему Фет выбирает именно эти слова?

    Они дают представление душного, по-летнему жаркого дня.
    Хотя это уже начало осени.
    Читая такие слова, представляешь, как тяжело находиться под раскаленным солнцем.
    При этом приятно наблюдать за золотыми хлебами, что дозревают на поле.
    Поэт хорошо передает характер ранней осенней поры, раскрывает свое восхищение ею.
    В его словах воплощена вся та красота, которую можно наблюдать на поле в период ранней золотой поры.

    3. Прочитай стихотворение выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Почему?

    Читать данное произведение нужно с неким восторгом от красоты золотых полей, осеннего дня.
    В голосе должна присутствовать нежность, восхищение и любовь к природе.
    Также можно задействовать поднесенную интонацию, что передает величество описанной поры.

  6. Lain Ответить

    Смотреть что такое “РИФМА” в других словарях:

    рифма?ч — рифмач, а, ом … Русское словесное ударение
    Рифма — звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать себя заст|авил И лучше выдумать | не мог» (Пушкин). Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами,… … Литературная энциклопедия
    РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
    РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
    Рифма —     РИФМА «отмечает сходным звучанием слов определенное место (большей частью конец) в метрических и евфонических звукорядах». (Валерий Брюсов, «О рифме», «Печать и Революция», кн. I, 1924 г.) Отсюда к рифме прежде всего должно подходить со… … Словарь литературных терминов
    Рифма — (происхожд. спорно: от греч. ruJmoV или древненемецк. rim,число) созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время какв аллитерации главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе гласным, полнота созвучия. в Р. требует тожественности … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    РИФМА — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Современная энциклопедия
    РИФМА — жен., греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы…. читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин … Толковый словарь Даля
    рифма — эпифора, ассонанс, консонанс, созвучие Словарь русских синонимов. рифма сущ., кол во синонимов: 6 • ассонанс (2) • ви … Словарь синонимов
    Рифма — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *