Что такое рифма 4 класс литературное чтение?

8 ответов на вопрос “Что такое рифма 4 класс литературное чтение?”

  1. making Ответить

    Стоящий у истоков силлабо-тонической системы стихосложения К. Тредиаковский подчёркивал важность рифмы, отмечая, что
    «рифма – согласие конечных между собой в стихе слогов».
    С ним согласен В. Жирмунский:
    «Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения».
    Д. Самойлов конкретизирует:
    «Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха».
    Более краткое определение, что такое рифма, даёт Ю. Лотман:
    «Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении».
    Важно, что рифма – регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
    С точки зрения ритмической организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, её самое главное ударение.
    Немного лет тому назАд,
    Там, где, сливаяся, шумЯт,
    Обнявшись, будто две сестрЫ,
    Струи Арагвы и КурЫ
    Был монастырь. Из-за горЫ
    И ныне видит пешехОд
    Столбы обрушенных ворОт
    И башни, и церковный свОд…
    М.Ю.Лермонтов. Мцыри
    В приведённом отрывке, написанном четырёхстопным ямбом, мы ясно видим, какую важную функцию выполняет рифма. Точная, мужская, параллельная – эта рифма помогает автору держать торжественный, сказовый строй строки, придаёт поэме динамику, отдаляя её от лирики и приближая к эпическим жанрам. Обратите внимание на 4 строку: «…Был монастырь. Из-за горы…». Вследствие неудержимого ритма и точной рифмовки возникающая пауза в середине строки практически не чувствуется. Удачная рифма может сотворить немало подобных стихотворных «чудес».
    Разновидностей рифм огромное количество. Но, прежде чем перейти к классификации, необходимо упомянуть ещё одну вещь. Рифмуются не буквы и не звуки. Рифмуют фонемы. Поэтому такая рифма, как «ворот – свод» – точная и звучит отлично, потому что рифмуются фонемы и .

  2. Brafym Ответить

    XI районная научно-практическая конференция учащихся
    общеобразовательных школ Черниговского района «Я познаю мир»
    секция языкознания
    Способы рифмовки (проект)
    Автор: Троханенко Станислав Романович
    учащийся 2 «Б» класса МБОУСОШ №8
    Руководитель: Главатских Вера Геннадьевна
    учитель начальных классов МБОУСОШ№8
    с.Черниговка
    2018 г.
    Оглавление
    Введение ……………………………………………………………….. 3
    Основная часть
    I .Что такое рифма?……………………………………………………………………….4
    II. Наблюдение за способами рифмовки………………………………4
    III. Как я использую рифмы……………………………………………6
    Заключение ……..……………………………………………………….8
    Список литературы …………………………………………………….9
    Приложение……………………………………………………………10
    Введение
    Рифма-это созвучие слов в стихотворных строках. Благодаря ей автор выделяет важные слова, стихи звучат мелодично и легко запоминаются. Рифмы используются в текстах, рекламах, в объявлениях, поздравлениях. Их применяют для развлечений и для учебы. Интересно и не просто рифмовать и изучать необычные рифмы.
    Актуальность работы состоит в том, что во все времена, а сегодня особенно популярна поэзия. Много молодых авторов ищут необычную рифму, способы рифмовки, чтобы хорошо понимать стихи и самому их сочинять, нужно знать и отличать разные рифмы: перекрестную, парную, кольцевую. Поэтому мне стало интересно какие рифмы можно встретить в стихотворениях моих учебников.
    Цели моей работы: 1.Выяснить какая рифма перекрестная, парная или кольцевая чаще встречается в учебниках по литературному чтению и хрестоматиях (автор Л.А. Ефросинина 2 класс УМК «Школа 21 века)
    2.Узнать какие авторы чаще применяли в своих стихотворениях ту или иную рифму.
    3.Попробовать использовать рифму (в игре, при написании собственного стихотворения)
    Задачи:
    Посчитать какая рифма перекрестная, парная или кольцевая встречается чаще в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).
    Сделать диаграмму, и поделиться с ребятами на уроке.
    Узнать какие поэты чаще использовали в своих стихотворениях перекрестную, парную или кольцевую рифму в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.А. Ефросинина УМК «Школа 21 века»).
    Показать как можно использовать рифму.
    Основная часть
    I Что такое рифма?
    Рифма- это звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк. Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.
    Например:
    Мама- рама
    Магазин – апельсин
    Снежок – бережок
    Витрина – картина
    Пирог – порог.
    II. Наблюдение за способами рифмовки
    Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.
    Способы рифмовки
    1.Парная рифма (схема ААВВ)
    Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.
    Шла лисичка по мосту, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. (Потешка) 2. Кольцевая рифма (схема АВВА)
    Первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.
    И там я был, и мёд я пил;
    У моря видел дуб зелёный;
    Под ним сидел и кот учёный
    Свои мне сказки говорил.
    (А.С.Пушкин)
    3. Перекрестная рифма (схема АВАВ)
    Первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.
    Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор как в солнечных лучах-
    Это платье золотое
    У березки на плечах.
    (Е.Трутнева «Осень»)
    Из моих наблюдений я сделал вывод, о том, что в учебниках и хрестоматиях за 2 класс (автор Л.Е.Ефросинина УМК «Школа 21 века») на 1 месте перекрестная рифма, на 2 –парная, а 3 место занимает – кольцевая рифма.

    В своих произведениях парную рифму чаще всего использовали: А.Н. Майков, А.С.Пушкин, С.В.Михалков.
    Перекрестную: Ф.П.Савинов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Плещеев.
    А.С.Пушкин также в стихотворениях применял кольцевую рифму.
    III.Как я использую рифмы
    Чтобы лучше понимать способы рифмовки можно играть в такие игры:
    «Склад-несклад»
    «Исправь меня»
    «Сочини дальше»
    В эти игры мы играли с ребятами в школе. Им очень понравилось. (см. Приложение 1, Приложение 2 )
    Когда я провел основное исследование, я решил сам попробовать сочинить стихотворение. И вот, что у меня получилось:
    С 9 мая поздравляем!
    Счастья, благополучия желаем!
    Спасибо за эти счастливые дни,
    В нашей жизни вы одни.
    Нет заслуги больше вашей!
    Навеки в памяти вы нашей!
    В стихотворении я использовал парный способ рифмовки.
    IV.Заключение.
    Итак, я убедился, что рифма очень сложна, но интересна. Мне понравилось изучать ее у разных авторов и самому рифмовать слова.
    Я планирую продолжать это исследование в учебниках 3 класса.
    Список литературы:
    1. Л.А Ефросинина .Книгочей Литература 1-4 класс – 2013г. Издательство книги: Вентана-граф; 144стр
    2. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.
    3. Л.А Ефросинина Литературное чтение часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 178 стр.
    4. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть первая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 168 стр.
    5. Л.А Ефросинина Литературное чтение Хрестоматия часть вторая, 2 класс -2013г. Издательство книги: Вентана-граф 179 стр.
    5. Аббязова Э.А. статья из журнала «Начальная школа» -2012 год №3. 12стр ; Издательство «Начальная школа и образование»
    Приложение 1
    « Игры»
    Игра «Склад – несклад». Ход игры:
    Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:
    рогатая – бодатая, жевалка – глоталка.
    Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.
    Игра «Сочини дальше». Ход игры:
    Водящий дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.
    На-р: водящий говорит «В море плавает тюлень..»
    Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».
    Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.
    Н-р: «В море плавает олень,
    По лугу бежит тюлень».
    Усложнение: водящий раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.
    Игра «Исправь меня». Ход игры:
    Водящий произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
    Приложение 2
    «Игры на уроке»

  3. Dokazahn Ответить

    Тип урока: урок изучения нового материала
    Задачи урока:
    ознакомить учащихся с понятием “рифма”,
    выделить основные признаки рифмы,
    упражнять в чтении,
    развивать речь учащихся, воображение, выразительность чтения.
    Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
    Оборудование: букварь под редакцией Нечаевой (часть В), магнитофон,
    компьютер, проектор для демонстрации презентации
    (Приложение 1)
    . При отсутствии – рисунки, таблицы с опорными словами,
    ребусы-картинки.
    Ход урока
    Вводное чтение учителем. Знакомство с книгой Н.Носова “Приключения
    Незнайки”

    – Ребята, вы должны догадаться, кто герой нашего урока. “В цветочном городе
    жили коротышки: Знайка, Пилюлькин, поэт Цветик. Но самым рассеянным был
    коротышка, который многого не знал, поэтому все его звали…”
    дети хором: “Незнайка!”
    (На доске или на экране – рисунок с изображением Незнайки и фамилия автора
    книги).
    – Вот кто герой урока. А книгу про Незнайку написал замечательный писатель
    Николай Носов.
    Подготовка к теме.
    Букварь Нечаевой, часть В, стр.36 .
    Чтение хорошо читающего ученика “Как Незнайка сочинял стихи”.
    – Что же такое “рифма”? (разные ответы детей)
    Чтение учителем.
    – Вот как объясняется это в книге Н.Носова “Приключение Незнайки”. (Чтение
    отрывка).
    – Что необходимо, чтобы получилась “рифма”?
    Выявление основных признаков рифмы. (слова оканчиваются одинаково,
    слова должны быть похожи, должно быть так, чтобы получилось “складно”)
    Самостоятельное чтение. – Давайте покажем Незнайке как мы умеем читать
    самостоятельно.
    Выборочное чтение по вопросам.
    – У кого Незнайка хотел научиться сочинять стихи?
    – Как объяснил Цветик Незнайке “что такое рифма”?
    (Это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка-шутка, коржик –
    моржик).
    Чтение по вариантам Незнайкиных стихов.
    – Целый день Незнайка сочинял стихи и, наконец, придумал:
    Знайка шел гулять на речку,
    Перепрыгнул через овечку.
    Торопыжка был голодный,
    Проглотил утюг холодный.
    У Авоськи под подушкой
    Лежит сладкая ватрушка.

    – Есть ли в стихах Незнайки рифма? Докажите.
    Подчеркивание рифмующихся слов в учебнике.
    Магнитофонная запись или чтение учителем стихотворения Джона Чиарди “Об
    удивительных птицах”.

    На улице прохожего увидел я вчера
    Он ящик нес. На ящике написано “Игра”.
    Я два квартала шел за ним (поверьте, я не вру).
    И наконец спросил его:
    – А как играть в игру?
    Он улыбнулся вежливо,
    Потом мне отвечал:
    – Уверен, что такой игры еще ты не встречал.
    Две птицы удивительных есть в ящике моем
    И если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем.
    А чтобы могли начать, запомнить должен ты,
    Что у несхожих этих птиц похожие хвосты.
    Поймать таких смешных пичуг – весьма нелегкий труд.
    Недаром люди умные их рифмами зовут.
    И вправду, птицы шустрые из ящика большого
    Вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово.
    Одна достала слово гвоздь,
    Другая – сразу гость и трость.
    Одна достала слово грусть.
    Другая – фразу “ну и пусть”.
    Одна достала слово слон.
    Другая – звон и телефон.
    “Теперь, – сказал мне человек,– пора и нам сыграть.
    Я буду доставать слова, ты должен рифмовать”.
    Достал он слова кочка,
    А я ответил “бочка, и строчка, и сорочка,
    И сразу два листочка, и на прощанье точка”.
    Мы с ним играли целый час похожими словами,
    Теперь мы покидаем вас,
    и вы играйте сами.
    (Во время прослушивания на доске или экране появляются карточки из “черного
    ящика”– похожие хвосты, рифма, гвоздь-гость-трость, гвоздь-гость-трость, грусть
    – ну и пусть, слон-звон– телефон, кочка-бочка, строчка-точка).
    – Назовите признаки рифмы. (должны оканчиваться одинаково, похожие хвосты,
    должно получаться складно)
    Музыкальная пауза
    “Маленькая страна” (пение и движения детьми под музыку)
    Ребусы (по вариантам) ,
    1 вариант – дочка
    2 вариант – игрушки.



    .
    Соревнование
    “Кто больше?” – Подберите рифму к указанным словам.
    (Дочка– кочка, почка, бочка, точка, мочка…
    Игрушки– хлопушки, лягушки, вертушки, болтушки,…)
    (На доске под рисунками прикрепляются карточки со словами, которые назовут
    дети. Карточки заготавливаются заранее, если названо слово, которое не
    предусмотрел учитель, оно вписывается в столбик мелом).
    Чтение с доски по вызову.
    Вывод определения самими детьми.
    – Что это за слова?
    – Почему мы можем сказать Незнайке, что это “рифма”?
    (Дети называют основные признаки рифмы, дают ей определение).
    Домашнее задание.
    – Вспомните, какие ошибки допустил Незнайка.
    – Придумайте свой “стишок”.
    Выставка книг Н. Носова.
    – Мы с вами познакомимся с другими произведениями этого замечательного
    автора.

  4. Top_KeD Ответить

    Хорошие нетривиальные рифмы – практически обязательное условие при написании стиха, тем более если автор намеревается создать шедевр. Стихи чаруют читателя не только своим содержанием, но и формой: четким элегантным ритмом, к месту употребленными словами и оборотами речи, и, конечно же, хорошо подобранной рифмой.
    На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и «любовь-кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

    Разновидности рифм

    Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.
    Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.
    Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».
    Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
    Вместо имения вымыты
    Местоимения “вы”, “мы”, “ты”.
    Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.
    Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
    А ты думал – я тоже такая (А),
    Что можно забыть меня (В),
    И что брошусь, моля и рыдая (А),
    Под копыта гнедого коня (В).
    Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.
    Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.
    Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».
    Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.
    Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».
    Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.
    Гипердактилическая рифма – такая, в которой ударение падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».
    Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить,
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Поэтические хитрости

    Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.
    Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.
    Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».
    Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.
    Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *