Что такое былина 4 класс литературное чтение?

12 ответов на вопрос “Что такое былина 4 класс литературное чтение?”

  1. denver811205 Ответить

    Святогор с коня перстом ее потрагивал, —
    Не сворохнется та сумка, не шевельнется.
    Святогор с коня хватал рукой, потягивал, —
    Как урослая, та сумка не поднимется.
    Слез с коня тут Святогор, взялся за сумочку,
    Он приладился, взялся руками обеими,
    Во всю силу богатырску принатужился, —
    От натуги по белу лицу ала кровь пошла,
    А поднял суму от земля только на волос,
    По колена ж сам он в мать сыру землю угряз.

    4*. Эрудит

    Что такое былина? Какие бывают былины? Допишите предложения.
    Былина (или старины) это произведения русского фольклора о богатырях, защитниках Древней Руси и их героических подвигах.
    Былины бывают 1) героические или богатырские былины повествуют о боях и сражениях, подвигах богатырей, победах над врагами земли русской, 2) Социально-бытовые былины повествуют о ссорах и о соперничестве богатырей между собой, об их спорах, 3) Сказочные былины повествуют о волшебных событиях и приключениях богатырей.

    5. Точное слово

    Восстановите диалог героев былины. Подчеркните устаревшие слова.
    Взговорит ли Святогор тут громким голосом:
    «Ты скажи же мне, прохожий, правду истинну,
    А и что, скажи ты, в сумочке накладено?»
    Взговорит ему прохожий дана те слова:
    «Тяга в сумочке от матери сырой земли.»
    Взговорит тут Святогор да ко прохожему:
    «А ты сам кто есть, как звать тебя по имени?»
    Взговорит ему прохожий ли на те слова:
    «Я Микула есмь; мужик я Селянинович,
    Я Микула, — меня любит мать сыра земля».
    Назад к содержанию

  2. Gek006 Ответить

    Особенности ,характеризующие былины.
    Былина — это прежде всего песня. Особая, необычная, не похожая даже на те фольклорные варианты, с которыми мы уже сталкивались, но всё-таки песня. Характерен стихотворный метр былины — народный эпический стих: три-четыре чётких ударения в строке, интервалы между которыми 1–3 слога. Былина не стремится побыстрее передать информацию. Она медленна, размеренна и величава, потому что события, о которых она повествует, тоже нешуточные.
    Стих былины связан с напевной речью — речитативом, часто используется перехват, знакомый нам по народной песне: “Прямоезжая дорожка заколодела, // Заколодела дорожка, замуравела”.
    Особенность былины — то, что в отличие от сказки, события былины воспринимались самим исполнителем и слушателями как действительно происходившие. Былина — песня о старине, а старина в понимании человека того времени — основа основ, её реальность, какой бы фантастичной она ни представлялась, не вызывала сомнения.
    Вероятно, от стремления к правдоподобию и некая пространственная конкретность, присущая былине: место действия былин — Муром, Владимир, Ростов, Киев. Устанавливается и время действия в былинах киевского цикла — IX–XI века — расцвет киевской Руси.
    Материал былины — важнейшие исторические события, как правило, войны с исконными врагами, угрожавшими Руси. Чтобы стать достоянием эпоса, событие должно быть в представлении народа весьма значительным. Не случайно среди 120 сюжетов былин нет ни одного, посвященного ежедневным событиям.
    Опора на историю тем не менее не мешает былине быть порой совершенно неправдоподобной. Реальность включает в себя, например, явно мифические элементы: Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник.
    Былина противопоставляет добро злу, и зло подлежит уничтожению, но образы, воплощающие зло, в этих двух жанрах фольклора несколько различны.
    Важная особенность былины в том, что враг в ней (даже будучи мифическим существом) воспринимается как враг государства, которому служит богатырь. Видимо, и создаются былины тогда, когда нация испытывает необходимость объединения, сплачивания. Время возникновения былин, конечно, трудно определить однозначно, но, по-видимому, оно предшествует образованию Киевского государства. .
    Стремление к единству, к объединению актуально и в период феодальной раздробленности, и в период возникновения и укрепления Москвы — возможно, именно этим объясняется жизненность, актуальность жанра в течение нескольких столетий
    Главное качество богатыря — воинская доблесть. Все остальные качества — второстепенные. Это отражало действительность того времени. Достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою. С этим связана и композиция былины, кульминационным событием которой будет именно сражение — насыщенное гиперболами.
    Основные богатыри киевского цикла, конечно, хорошо известны детям, и все они, в их представлении, храбры, сильны, умны, справедливы, беспощадны к врагам Русской земли, которую любят беззаветно и пламенно. Илья самый могучий, самый главный богатырь, а Алёша Попович — самый молодой.
    Среди особенностей поэтики следует отметить и зачин и концовку.
    Былинам киевского цикла свойственна общность композиции. Экспозиция — выезд богатыря из родительского дома или присутствие его на княжеском пиру; по дороге в Киев герой совершает подвиги, или на княжеском пиру становится очевидной необходимость сражения с антагонистом. Сам богатырский поединок — кульминационный момент былины — обычно занимает немного времени, после этого герой вновь возвращается на княжеский двор. Каждый эпизод закреплён в пространственном и временном отношении. Смена событий сопровождается обязательным перемещением героя.

  3. yrfen Ответить

    1*. Эрудит

    Что такое фольклор? Допишите предложение.
    Фольклор – устное народное творчество, произведения, созданные безымянными авторами и передававшиеся из поколения в поколение, из уст в уста. Фольклор включает в себя былины, сказки, песни, сказы, пословицы, поговорки, загадки и другое.
    Пометка для родителей: Расскажите ребенку о замечательной книге А.В.Суворова «Наука побеждать», написанной в 1806 году, где полководец  раскрывает секреты своих побед. Процитируем обращение Суворова к солдатам из этой книги: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву, молись Богу! От него победа! Чудо богатыри! Бог нас водит, он нам генерал. Ученье – свет, неученье – тьма! Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохою владеть – хлеб не родится! За ученого трех неученых дают.»

    2. Соответствие

    Из каких произведений эти отрывки? Запишите названия, укажите жанр.
    Богатырь превратился в муравья. Он
    забрался в замок, нажал на пружину –               Былина
    и замок открылся. Царица вышла
    на волю.

  4. bovo1v Ответить

    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Примечание
    1.Организация учащихся.
    2.Актуализация знаний.
    3.Подготовка к первичному восприятию.
    4.Первичное восприятие.
    5.Проверка первичного восприятия.
    6. Словарная работа.
    7.Чтение учениками.
    8.Анализ былины.
    9.Работа с образом.
    10. Физ. пауза.
    11. Работа с тетрадью на печатной основе.
    12.Работа с карточками.
    13.Тест
    14. Итог урока.
    15. Рефлексия
    Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свои рабочие места, уберите все лишнее со столов.
    Ребята, сегодня у нас с вами будет интересная тема, но какая я вам пока не скажу.
    Сначала давайте вспомним, какой жанр вы изучали на прошлом уроке?
    А чем отличается рассказ от других жанров?
    Сегодня мы с вами будем изучать очень интересный, но не простой жанр.
    Для того, чтобы вы смогли определить, что это за жанр ко мне выходят 6 человек и получают от меня буквы.
    Ребята, что за слово можно составить из этих букв?
    Сегодня мы изучаем с вами новый жанр, который называется былина.
    Может быть, кто-то знает, что такое былина?
    Для того, чтобы узнать, давайте возьмем карточку № 1, и …. прочитает нам.
    Итак, какие признаки былины мы с вами можем выделить?
    Сегодня мы с вами будем изучать былину, которая называется «Святогор-богатырь».
    Как вы думаете, почему назвали богатыря Святогор, какое значение есть в его имени?
    Как вы думаете, можно ли не очень сильного человека назвать Святогор? Почему?
    А сейчас послушайте былину Святогор-богатырь.(учебники детей закрыты.)
    Сколько богатырей было в былине?
    Сколько богатырей мерилось силой?
    Чем закончилась попытка Святогора поднять «Сумочку»?
    Давайте с вами откроем учебники на странице 21 и посмотрим на содержание текста былины.
    Эта былина достаточно сложная для чтения, нам нужно ее красиво прочитать.
    Для этого я заранее подобрала для вас слова, значение которых я хочу, чтобы вам было понятно.
    А теперь посмотрите на страницу 23, прочитайте незнакомые вам слова.
    А теперь начинаем читать.
    (чтение по рифме).
    Молодцы, вы хорошо прочитали, но так как былина сложная, прочитаем еще раз.
    1)Где гулял Святогор?
    2)Был ли такой человек, с которым Святогор мог помериться силой?
    3)Ребята, а кто сказал Святогору, что он обладает такой великой силой?
    4)Какие слова сказал Святогор, похваляючись своей силой?
    5)Кого увидел Святогор после тех слов?
    6)Смогли сразу Святогор догнать прохожего?
    7)Найдите в тексте, что потребовалось сделать Святогору, чтобы догнать прохожего.
    8)Как повел себя прохожий?
    9)Найдите в тексте слова, как Святогор осматривал сумочку прохожего.
    10)Скажите словами автора, что делал Святогор, чтобы поднять сумочку?
    11) Смогли Святогор поднять сумочку?
    12)Найдите в тексте, что произошло со Святогором в этот момент?
    13)Найдите в тексте, что спросил Святогор у прохожего?
    14)Как звали прохожего?
    Ребята, как вы думаете, какие слова характеризуют этого персонажа?
    (Я заранее подобрала для вас высказывание.Сможете теперь сами подобрать слова?)
    Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.
    Я буду называть вам часть тела, до которой вам надо дотронуться, но внимательно слушайте, потому что я буду вас путать. Дотроньтесь до носа, дотроньтесь до уха, дотроньтесь до шеи(Повторяю, но показываю не правильно). Вот мы немного отдохнули и готовы продолжить урок.
    Открываем тетради на печатной основе на странице 12.
    Давайте с вами дополним модель обложки.
    Как вы уже видите былина обозначается ромбом.
    Как вы думаете, какая тема у данного произведения?
    Каким цветом нам необходимо будет закрасить ромб?
    Кто автор былины?
    Давайте напишем над ромбом фамилию автора, а под ромбом название былины.
    Давайте выполним №3 на страницах 12-13.
    А сейчас поработаем в парах, возьмите карточки №2. Перед вами части пословицы, составьте из этих частей  пословицу.
    Мы с вами собрали 3 пословицы, давайте прочитаем их.
    Какая-то из этих пословиц подходит к этой былине?
    Почему?
    Теперь возьмите карточку № 3 и ответьте на вопросы теста.
    1.Где гулял Святогор?
    А) в степи
    Б) в поле
    В) в лесу
    2.Кого встретил Святогор?
    А)прохожего
    Б)коня
    В)Илью Муромца
    3.Назовите жанр произведения Святогор-богатырь.
    А)рассказ
    Б)былина
    В)повесть
    4.Что было у прохожего?
    А) мешок
    Б)корзина
    В) сумочка
    5. Как звали встреченного Святогором человека?
    А)Алеша Попович
    Б) Добрыня Никитич
    В)Микула Селянинович
    6.Смогли Святогор поднять сумку?
    А)легко поднял
    Б)поднял лишь на волос от земли
    В)не поднял
    -Сдайте пожалуйста свои работы.
    Ребята, давайте вспомним, что вы узнали нового?
    С каким жанром познакомились?
    Какие слова вы узнали?
    Ребята, встаньте пожалуйста те, кто понял, что такое былина.
    Встаньте пожалуйста те, кто увидел человеческие черты богатыря.
    Вот наш урок и подошел к концу, спасибо всем за внимание, мне было приятно с вами работать, до свидания.
    Рассказ
    В рассказе происходят реальные события, сюжет, реальные герои.
    Былина
    Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.
    Святая гора
    Нет, нельзя. Потому что человека сравнивают с горой.
    Два.(Святогор и Микула Селянинович)
    Один.
    Неудачей.
    Прошу прочитать учеников слова.
    1.В чистом поле.
    2.Не было.
    3.Он сам, считает себя богатырем и подвигов никаких он не совершал.
    4.(прочитать отрывок произведения)
    5.прохожего с «сумочкой».
    6.Не смог.
    7.(прочитать фрагмент произведения)
    8.Послушался Святогора, остановился и сбросил сумочку.
    9.(прочитать фрагмент произведения)
    10.(прочитать фрагмент произведения)
    11.Поднял суму от земля только на волос.
    12.(прочитать фрагмент произведения)
    13.(прочитать фрагмент произведения)
    14.Микула Селянинович
    Похваляючись;
    А сам чует в себе силу великую;
    С кем бы силой богатырскую помериться;
    Грузно с силы.
    О Родине.
    Красным цветом.
    Л. Н. Толстой.
    Нет, потому что эти пословицы о доблести русских богатырей, а Святогор не каких подвигов не совершал, и только похвалялся своей силой.
    1-б
    2-а
    3-б
    4-в
    5-в
    6-б
    Слайд №1
    (Рассказ, басня, былина, повесть)
    Прошу прочитать карточку №1.
    Былина
    РеальноеВымысел
    событие
    Вывожу на слайд название былины.
    Не нахаживал-не встречал;
    Во всю прыть-со всей силой;
    Приладился-приноровился, приспособился;
    Взговорит-говорит
    Накладено- лежит.
    Слайд с изображением Святогора.
    Слайд с обложкой.
    Слайд с пословицами.
    Не родом богатырь славен, а подвигом.
    Богатырь умрёт, имя его останется.
    Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
    Тема урока:Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь».
    УМК «Школа 21 века»
    Предметные умения
    УУД
    Работать с жанром былина.
    Познакомить учащихся былиной Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь».
    Анализировать  былину- «Святогор-богатырь».
    Познавательные
    формулирование познавательной цели;
    поиск и выделение необходимой информации
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
    находить ответы на вопросы в тексте.
    Регулятивные
    определять цели и проблему урока;
    оценивать свою деятельность;
    учиться высказывать своё предположение.
    Коммуникативные
    Уметь выслушивать другое мнение, доказывать свою точку зрения;
    Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
    Оформлять свои мысли в устной форме.
    Личностные
    уметь сопереживать героям произведения;
    оценивать ситуации и поступки;
    самоопределяться в жизненных ценностях.
    Опорные
    понятия, термины
    Новые
    понятия, термины
    Приладился, взговорит, накладено, во всю прыть, не нахаживал.
    Межпредметные связи
    Формы работы
    Ресурсы
    Индивидуальная работа, беседа, работа в парах, фронтальная работа.
    Учебник Литературное чтение 4 класс, ИКТ, интернет- ресурсы.
    Былина – вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.
    Былины — русские народные песни-сказания о богатырях. Они относятся к эпической поэзии, в которой выразились некоторые исторические реалии и мечты народа о сильном и добром защитнике.
    Департамент образования города Москвы
    ГБПОУ Педагогический колледж №15
    Информационная карта урока окружающий мир,
    проведенного студенткой группы Ш-31
    Захаровой Дарьей Владимировной
    в 4 «Д»  классе ГБОУ СОШ №1466
    Дата проведения урока: 24.01.2017
    Отметка за проведение:
    Подпись учителя:
    Подпись методиста:

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *