Что такое социальная структура общества почему она представляет?

9 ответов на вопрос “Что такое социальная структура общества почему она представляет?”

  1. Anhelika Ответить

    Ответ оставил Гость
    Социальная структура общества означает объективное деление
    общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению,
    по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в
    социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются
    такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические,
    профессиональные, социально-демографические группы, социально-
    территориальные общности (город, село, регион). Итак, в общий, универсальный критерий прогресса включаются следующие признаки: увеличение степени дифференцированности (разнообразия) системы, сопряженное с интегрированностью ее частей, компонентов; усиление мобильности, эффективности и надежности материальных систем, увеличение их способности преодолевать противоречия; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени организации, степени целостности системы. Все это – признаки, объединяемые одним понятием “системный” (или “системно-структурный”). Если все отмеченные признаки системного критерия прогресса, а к ним могут быть добавлены некоторые другие, связать с понятием “высший”, то прогресс можно определить как развитие системы от низшего к высшему. Противоположное направление развития – регресс – в таком случае будет изменением системы от высшего к низшему.
    Системный критерий прогресса – основной, но он дополняется другими, например, если брать живую природу – экологическим критерием, для всей материальной действительности – энергетическим критерием, а при охвате познавательной сферы – информационным критерием. Все они находятся под определяющим влиянием системного критерия.
    Прогресс всегда относителен. Для определения того, подчинены ли изменения прогрессу, нужно устанавливать “систему отсчета”, ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и то же явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным: прогрессивным в одном отношении, регрессивным в другом. Так, возникновение в органической природе паразитических форм оценивается как регресс по сравнению с исходными, им предшествовавшими формами, но в системе органического мира в целом это есть прогресс, связанный с усложнением взаимоотношений живых организмов, с расширением функциональных возможностей живого. Прогресс не абстрактен, но всегда конкретен, для его выявления требуется конкретный анализ. Прогресс, как уже отмечалось, связан с регрессом. И не только в том плане, что восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую ветвь. Помимо этого, сама прогрессивная ветвь может совмещаться с временными отступлениями назад (как в случае контрреволюции в социальной области) или иметь возвраты на более высокой ступени развития (во всех случаях проявления спиралевидной формы развития) . Прогресс связан с регрессом еще и “вертикально”, когда общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций. Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.
    Из изложенного видно, что нет “чистого”, т. е. никак не связанного с регрессом, прогресса (как нет и “чистой” ветви нисходящего развития) .
    Прогресс всегда связан также с круговоротами (элементов, условий) , с механическими движениями; не исключает реальный прогресс и хаотичности в отдельных сторонах материальных систем. Однако в прогрессе все эти изменения и образования подчинены главной тенденции развития материальной системы. В свою очередь, прогресс одной материальной системы, включенной в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной нисходящей ветви развития или круговорота системы большего порядка.
    В проблему прогресса в качестве одного из ее аспектов входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся в том, что формы такого развития (по отношению к социальным явл

  2. BigEmiray Ответить

    СРОЧНО! Что такое социальная структура общества? Почему она представляет жесткий каркас? Может быть, для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура была гибкой системой, которую можно легко сжимать, скручивать и производить иные механические действия? ПОЖАЛУЙСТА, СРОЧНО НАДО ОТВЕТИТЬ!

    Ответы:

    Социальная структура представляет собой одну из трех предметных областей – структура, организация, личность, – которые в совокупности образуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами – (социо-профессиональной, социо-статусной, социо-региональной, социо-этнической) изображает статику общества, его «социальный скелет» . Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.
    На пересечении структуры и организации находится личность.
    Социальная структура – это еще и совокупность всех функционально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе. Термин «структура» подразумевает ограниченное число элементов, жестко связанных между собой – наподобие кристаллической решетки.
    Именно по Этому !!!

  3. Delalore Ответить

    1. Запиши определение понятия.
    Социальная структура — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Чтобы более наглядно представить всю сложность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества.
    2. Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.
    Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
    Фазы развития социальной группы:
    • диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);
    • группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);
    • группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);
    • группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).
    Функции социальной группы:
    • Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
    • Инструментальная — определяет место и формы работы.
    • Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
    Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д.
    Первичная группа – это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни.
    Вторичные группы – это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях.
    Внутренняя группа – это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит.
    Внешняя группа – группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит.
    Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания.
    3. В структуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распредели номера приведённых ниже примеров по соответствующим графам таблицы.
    1) Женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы.


    4. В приведённом списке указаны черты большой и малой социальной группы и отличия большой социальной группы от малой. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
    1) обязательные личные контакты между членами группы
    2) наличие у людей сходных социальных признаков
    3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
    4) количество членов группы


    5. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда.
    Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу.
    6. Объясни смысл понятий.
    Иерархия — порядок подчинённости низших звеньев к высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчинённый по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причём на более высоких уровнях И. осуществляются преим. функции согласования, интеграции.
    Страта — элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение.
    Переход человека в более высокую страту называют восходящей по вертикали социальной мобильностью. Нисходящая социальная мобильность означает, что человек спустился по социальной лестнице вниз. Горизонтальная мобильность — это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его положения.
    Поданным некоторых социологических исследований, стратификационная модель российского общества выглядит следующим образом: элита — правящий политический и экономический слой; верхний слой — крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы; средний слой — представители малого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры; базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса; низший слой — малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные; социальное дно.
    Заполни пропуски в схеме.
    Страта социальная — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или статусным).
    7. Запиши определение понятия.
    Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
    Заполни пропуски в схеме.
    Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
    Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности). Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
    Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной.
    Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.
    Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной.
    Вертикальные лифты и горизонтальные лифты. Вертикальные лифты бывают вверх и вниз.
    Примеры: (горизонтальные) дочь сапожника вышла замуж за сына ремесленника.
    Примеры: (вертикальные вверх) Молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала.; (вертикальные вниз) крупный бизнесмен обанкротился и стал бездомным.
    8. Что такое социальное неравенство? Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.
    Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
    В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
    Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
    Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период.
    Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.
    Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
    9. Прочитай текст и выполни задания.
    Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
    1) ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
    2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
    3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
    Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжёлый процесс. Это объясняется тем, что:
    — участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
    — участники конфликта имеют различный статус (учитель— ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
    — конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
    — учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации.
    1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.
    2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

    Учитель спокойнее реагирует на выпады ученика и пытается показать, в чем тот неправ.
    Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
    Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
    Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
    Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
    При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
    3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?
    Конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них.
    4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:
    а) для учащегося: Он сможет разрешить свои проблемы, у него появится опыт поведения в этой ситуации, он выявит свои ошибки и больше не будет так делать.
    б) для учителя: Он получит опыт поведения в конфликте, научится понимать, решать проблемы.
    в) для свидетелей конфликта: Они смогут посмотреть на ошибки участников конфликта, и в дальнейшем уже будут знать, как поступать.
    5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:
    а) для учащегося: Принять точку зрения умных, взрослых людей, ведь, возможно, в сижу своего возраста, ты еще пока не можешь понять всей сути.
    б) для учителя: Прислушиваться к ученикам, да, иногда они могут говорить глупости, но ведь иногда они могут сказать что-то действительно стоящее.
    в) для свидетелей конфликта: Не влезать в гущу событий, конфликт разрешится и без вашей помощи.
    Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
    Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
    Второй момент — анализ ситуации без превратности.
    Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
    Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
    Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *