Что такое социальные нормы как они образуются?

16 ответов на вопрос “Что такое социальные нормы как они образуются?”

  1. James_Batwell Ответить

    Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.
    Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.
    Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

    Понятие социальной нормы

    Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
    Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.
    Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:
    обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
    моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
    нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
    правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
    эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
    политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
    религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
    корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.
    Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.
    Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

    Система социальных норм

    В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, общественных местах и т. д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем с помощью сложившихся в обществе социальных норм.
    Система социальных норм — часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм:
    технические (в широком смысле);
    социальные.

    Технические нормы

    Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой.
    Технические нормы указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать на воздействие сил природы. Пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил.
    Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.
    Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

    Социальные нормы

    Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.
    Социальные нормы – это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).
    Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.
    Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.
    Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.
    Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:
    правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
    правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
    не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.
    Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

    Виды социальных норм

    Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются но двум основным критериям:
    способу их формирования (создания);
    способу обеспечения их действия (охраны, защиты).
    В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.
    Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.
    Нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.
    Религиозные нормы – правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.
    Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.
    Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
    Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.
    Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

  2. Saithigrinn Ответить


    Слово «норма» переводится с латинского языка как «правило, образец, стандарт». Нормы – это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников социального общения.
    Нормы бывают несоциальные (естественные, технические) и социальные. Социальными нормами регулируются взаимоотношения между людьми.

    Понятие социальной нормы

    Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.
    Признаки социальных норм:
    регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
    являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
    появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
    рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
    за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).

    Классификация социальных норм

    Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:
    Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут – только в результате сознательной деятельности людей.
    Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
    В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.
    Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.
    Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.
    Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.
    Высшими моральными принципами для человека являются его:
    совесть;
    порядочность;
    честность;
    осознание собственного долга.

    Обычаи, традиции и деловые обыкновения

    Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.
    К разновидностям обычаев относятся ритуалы и обряды – выполнение определенных символических действий.
    Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.
    Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.
    Данные правила предусматривают определенный порядок в какой-либо сфере, они имеют локальный характер.
    Например, принято, что в школе ученика встают при появлении учителя в классе. Или в организации проводятся планерки в какое-то конкретное время.

    Вас может заинтересовать ментальная карта “Кредитный договор с банком”, где перечислены наиболее распространенные нарушения банков
    Или уточните ЗДЕСЬ как в судебном порядке оспаривается прекращения трудового договора

    Что такое корпоративные нормы?

    Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений).
    Данными нормами устанавливается порядок создания и деятельность всех этих обществ, а также их взаимоотношения с государственными органами и другими организациями.
    Корпоративные нормы создаются самими общественными объединениями и прописываются в уставах и других учредительных документах.
    Корпоративные нормы обязательны только для членов таких объединений.
    Если члены объединений нарушают корпоративные нормы, к ним применяются различные санкции – выговор, исключение из объединения и др.
    Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами.
    Законодательством определяется порядок образования и их деятельность некоторых общественных объединений.
    В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на объединение, конституцией предусмотрена свобода общественных объединений.
    Запрет установлен только на преступные объединения, использующие насильственные методы.

    Религиозные нормы

    Религиозные нормы – правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями. Религиозные нормы являются обязательными для верующих.
    Религиозные нормы изложены в религиозных книгах, например, в Библии, Коране, Талмуде и др., кроме этого церковные организации, церковные деятели принимают различные акты.
    Религиозные нормы определяют порядок церковных обрядов, служб, соблюдение постов и т.д.
    Религиозные нормы могут устанавливать и нравственные правила, например, заповеди из Ветхого Завета – не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

    Политические нормы

    Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений). Эти отношения направлены на то, чтобы завоевать либо упрочить государственную власть.
    Политические нормы могут излагаться в форме политических лозунгов (например, принцип демократии, свободы слова и др.), а также в виде конкретных норм – приватизация, пенсионная программа, реформа образования и т.п.)
    Политические нормы могут излагать в своих трудах философы, политические деятели, лидеры политических партий, социальных движений, их взгляды можно услышать в публичных выступлениях, прочитать в уставах и программах партий и иных общественных объединений.
    Политические нормы могут касаться государственной власти, форм управления, различных программ.

    Нормы права

    Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством. Нормы права являются выражением государственной воли, издаются государством в определенной форме (закон, постановление, указ и т.п.).
    За нарушение правовых норм следуют наказания со стороны государства.
    Виды норм права по различным основаниям:
    по отраслям права – нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и т.п. права,
    по функциям, которые выполняют нормы права – это регулятивные и охранительные;
    по характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.
    по кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).

    Общие черты социальных норм

    Все виды социальных норм имеют общие особенности: это правила поведения, которые являются обязательными для определенного круга людей либо для общества в целом. Они должны применяться постоянно, порядок их применения регламентирован, за их нарушения следуют наказания.
    Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.
    Санкция – это реакция людей (общества) на поведение того или иного лица в конкретной ситуации. Санкции могут быть поощрительными и наказывающими.
    Санкции выполняют необходимую функцию контроля за выполнением социальных норм.

    Девиантное и конформистское поведение

    Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.
    Существует деструктивный и асоциальный тип девиантного поведения:
    деструктивный тип – это отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.),
    асоциальный тип — это поведение, наносящее вред обществу (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).
    Противоположностью девиантному поведению является конформистское поведение, т.е. такое поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам и ценностям.

  3. UBETU Ответить

    Все нормы можно разделить на ряд основных групп:
    Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
    Социальные традиции – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
    Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
    Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
    Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
    Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
    Правовые нормы – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
    Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, гигиена и т.д.)
    Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

    Также виды социальных норм делят на формальные и неформальные. Первые закреплены на юридическом уровне: их нарушение приведет к проблемам с законом (штраф за разбитое окно). Вторые существуют на «честном слове», доброй воле личности (по идее чужую жену нельзя уводить из семьи, но если очень хочется, то можно).

    Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:
    запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
    побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
    рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
    повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).

    По масштабу социальной группы, к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

    Функции правил социального поведения

    Социальные нормы в обществе выполняют три функции:
    Регуляция – правила регулируют всевозможные поведенческие модели: призывают, поощряют одобряемые и порицают, ограничивают негативные (например, правила дорожного движения: выезд на встречную полосу запрещен).
    Социализация – помогают индивиду (кто это?) стать полноценным членом общества, облегчают его «вливание» (пример: Петя знает, что бить девочек нельзя, за это его уважают в классе).
    Оценочная функция делит поступки, с неформальной точки зрения, на хорошие и плохие, законные и незаконные, а право в системе социальных норм указывает на их законность или незаконность.

    Зачем людям соблюдать нормы?

  4. Akijin Ответить

    Религиозные нормы – правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.
    Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные нормы и т.д. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.
    Наиболее важными регуляторами поведения людей всегда выступали обычаи, право и мораль. Как известно, самыми древними правилами поведения людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняют его, не задумываясь, зачем это нужно, – просто так заведено испокон веков. Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.
    Младшей сестрой обычая явилась другая система правил поведения – мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но от обычая они отличаются тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.
    Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, на коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личного отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль – это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция – утверждение подлинно человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, абсолютно чужды миру природы, они являются плодами «второй природы» человека – культуры.
    Именно по мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться собственные, индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные). И в связи с защитой личности, отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения – право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей). Неравенство развивалось по двум направлениям: неравенство в престиже, а, следовательно, во влиянии и власти, и неравенство в имуществе. Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.
    Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения своих собственных потребностей посредством силового воздействия на других индивидов. Но этот способ защиты был недостаточно надежным. Кроме этого, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, – государство, а инструментом государства стал закон – акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства[32].
    В настоящее время правовые и моральные нормы занимают в системе нормативного регулирования доминирующее, главенствующее положение. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что и те, и другие имеют наиболее обширную сферу действия – потенциально они охватывают все общество. В этом плане сфера действия морали и права в значительной мере пересекается. В то же время они являются самостоятельными элементами нормативной системы, единство, взаимосвязи и взаимодействие которых заслуживает особого внимания.
    Единство правовых норм и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Единство между правом и моралью выражается в том, что:
    – в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
    – у норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения;
    – как и нормы права, нормы морали исходят от общества;
    – нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
    – нормы права и нормы морали выделились из слитных (синкретичных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.
    Право и мораль служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, развитию и духовному возвышению человека, защите его прав и свобод, поддержанию общественного порядка и гармонии. Мораль и право выступают мерой личной свободы индивида, устанавливают границы дозволенного и возможного в регулируемой ими ситуации поведения, способствуют балансу интересов и потребностей. Они являются фундаментальными общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры народа и общества, показывают уровень социального прогресса цивилизации.
    Вместе с тем нормы права и нормы морали всё же отличаются друг от друга следующими признаками:
    По происхождению.
    Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.
    По форме выражения.
    Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей, существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч. Недавние попытки навязать обществу четко сформулированные вышестоящими партийными инстанциями заповеди в виде Морального Кодекса строителя коммунизма («Человек человеку друг, товарищ и брат») вряд ли могут расцениваться как удачный эксперимент. В свою очередь, правовые нормы в современных условиях чаще всего получают письменное выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и т.д.), что повышает их авторитет, придает их требованиям четкость и определенность.
    По механизму воздействия. Право может регулировать только поступки людей, т.е. только такие их действия (или бездействие), которые воспринимаются и осознаются самим действующим субъектом как общественные акты, как проявления субъекта, которые выражают его отношение к другим людям. Правовые нормы не могут прямо вмешиваться в мир мыслей и чувств. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено во вне, во внешней физической среде – в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности.
    «Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, – я вступаю в сферу, подвластную для законодателя. Помимо своих действий, – писал Маркс, – я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»[33]. Поэтому человека нельзя привлечь к юридической ответственности за низменные чувства и грязные мысли, если они не объективировались во вне в той или иной общедоступной форме, но мораль однозначно осуждает и то, и другое. Мораль предъявляет требования не только к благородству поступков, но и к чистоте мыслей и чувств. Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов поведения, ценностей и устремлений, принципов поведения, и в определённом смысле не предполагает наличия неких заранее внешне установленных механизмов регулирования. Как известно, основным внутренним механизмом нравственной саморегуляции является совесть, а неформальным, внешним – обычаи и традиции как многовековая коллективная мудрость народа.
    По способу охраны от нарушений.
    Нормы морали и нормы права в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Само общество, его гражданские институты, коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. «Злые языки страшнее пистолета!» – восклицал Молчалин в знаменитой пьесе Грибоедова. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. особую юридическую ответственность, порядок возложения которой строго регламентирован законом и носит процессуальный характер. Человек наказывается от имени государства. И хотя в каждом отдельном случае могут непосредственно нарушаться и интересы отдельных «частных» лиц, государство не может доверить применение мер юридической ответственности к правонарушителю этим «частным» лицам. Правонарушитель открыто противопоставил свою волю общей воле, воплощенной государством в нормах права, и его осуждение и наказание должно носить не только личный, но и государственный характер. Государство даже в правонарушителе должно видеть «человека, живую частицу общества, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, … члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого священно, и, наконец, самое главное – гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника»[34].
    Последствия аморального, безнравственного поведения также могут быть тяжёлыми и непоправимыми. Однако нарушение нравственных норм, в основном, не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Ответственность за нарушение нравственных норм носит иной характер и не имеет строго регламентированной формы и процедуры осуществления. Мораль располагает традиционной и достаточно ограниченной системой санкций. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению или даже принуждению, к нему применяются меры общественного и индивидуального воздействия (замечание, требование извинения, расторжение дружеских и иных взаимоотношений и т.п.). Это ответственность перед окружающими людьми, коллективами, семьёй и обществом, а не перед государством.
    По степени детализации.
    Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т.д.). Требования морали категоричны и не знают исключений: «не убий», «не солги». Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Давая конкретную формулу правомерного поведения, право стремиться подробно обозначить все варианты запретов. Например, заповедь «не убий» в уголовном законе представлена целым реестром составов: просто убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; и даже – причинение смерти по неосторожности. Кроме этого, как видим, право считает правомерным (при соблюдении установленных в законе условий) причинение смерти в состоянии необходимой обороны, либо при задержании преступника.
    По сфере действия.
    Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе и правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя только общественные отношения, подконтрольные государству. Как уже отмечалось, мораль призвана воздействовать на внутренний мир человека, формировать духовную личность, право же не способно вторгаться в сферу чувств и эмоций, в глубинный внутренний мир личности. Однако сфера действия морали не безгранична. Большинство правовых процедурных и процессуальных моментов (последовательность стадий процесса законотворчества, порядок ведения судебного заседания, осмотр места при дорожно-транспортном происшествии) являются этически нейтральными и в силу этого – не могут регулироваться моралью.
    Нельзя забывать, что в каждой стране официально признается, по общему правилу, одна единая и единственная система права, которой должно подчиняться все население этой страны. Моральные требования не составляют такой единой и единственной системы. Мораль может дифференцироваться в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным или иным делением общества: господствующая мораль – корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых. Групповая «мораль» особенно криминализированной и маргинализированной частей общества, чаще расходятся с общими для всех граждан правовыми установлениями, чему яркие примеры в немалом количестве можно найти в жизни современного российского общества. Однако их тиражирование через средства массовой информации без должного акцента на негативность и крайнюю патологичность подобных явлений уже приводит к распространению таких субкультур отдельных групп на всё общество (например, в языке бытового общения).
    Различия в моральных принципах и моральных установках существуют не только между определенными социальными группами (можно указать на особенности профессиональной этики врачей, юристов, учителей и т.п.), но и между людьми одной и той же социальной группы. Достаточно вспомнить индивидуальный свод морали одного из героев романов Л.Н. Толстого – Вронского: «Жизнь Вронского была тем особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать… Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно; что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно; что обманывать нельзя никого, но мужа можно; что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д.». Понятно, что подобных «индивидуальных» правовых норм не может быть.
    По принципу действия. В юридической литературе давно отмечается, что норма права исходит из формального равенства между теми людьми, на которых распространяется ее действие. Право в этом смысле есть применение равного масштаба к разным людям. Например, в современном обществе действуют принципы всеобщего и равного избирательного права, согласно которым все избиратели имеют один голос, хотя кто-то образован, а кто-то не очень, кто хорошо разбирается в политических проблемах, а кто-то хуже и т.д. Но право и не может действовать иначе, потому что оно охраняет и выражает интерес каждого – в данном случае – избирателя, а интересы всех избирателей равны. Мораль не признает этого равенства. По ее канонам, кому больше дано, с того и больше спросится[35].
    Различия права и морали служат основанием их взаимодействия и сотрудничества. Они служат высоким целям – идеалам добра и справедливости, достижению гармонии и процветания, развитию личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они, по крайней мере, не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно через право шел процесс преодоления кровной мести – одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.
    В связи с этим нельзя категорично утверждать, что право проводится в жизнь только принудительными методами. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Конечно, реализация права представляет собой сложный процесс, в котором используются и методы убеждения, профилактики, воспитания, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Исследования психологов показали, что в обеспечении подчинения правилам такие факторы, как доверие, честность, правдивость и чувство причастности, гораздо важнее принуждения. Как отмечает Г.Дж. Берман, именно тогда, когда праву доверяют, и принудительные санкции не требуются, оно и становится эффективным: кто правит законом, тому незачем присутствовать повсюду со своим полицейским аппаратом. Сегодня это доказано от противного – тем фактом, что в наших городах тот раздел права, санкции которого наиболее суровы, а именно уголовное, оказалось бессильным и не может породить страх там, где оно не сумело создать уважение иными средствами. Сегодня каждый знает, что никакая сила, которую способна применить полиция, не может остановить городскую преступность. В конечном счете преступность сдерживает традиция законопослушания, а она, в свою очередь, как раз и основана на глубоком убеждении, что право не только институт светской политики, но и имеет отношение к высшей цели и смыслу нашей жизни[36]. Тесно соприкасаясь, право и мораль, как правило, поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, в формировании у граждан должной нравственной и правовой культуры, в предотвращении ряда преступлений. Такие преступления, как азартные игры, проституция или наркомания, как правило, не связаны с сознательным желанием причинить вред, а относятся к так называемым «преступлениям без жертв». В данном случае недостаточно упразднить за них обычные уголовные санкции, связанные с заключением или штрафами, высвободив тем самым массу времени и энергии полиции, судов и пенитенциарных органов[37]. Здесь более целесообразно создание новых правовых процедур, как в рамках самих уголовных судов, так и вне их: новых общественных служб типа литургий – для вынесения решений (коль скоро поведение таких лиц антиобщественно), включая участие в них психологов, социальных работников, духовенства, а также членов семьи, друзей, соседей – до, во время и после слушания дела. Большинство правонарушителей отнюдь не больные люди, и мы обязаны подходить к рассмотрению этих дел более гуманно и творчески, осуждая не людей, а их поведение и конкретные условия, порождающие это поведение[38].
    Итак, в процессе осуществления своих функций право и мораль должны помогать друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. И задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены. Нравственными и правовыми критериями выступают базовые понятия – добро, зло, честь, достоинство, долг и др., а также принципы – справедливости, гуманизма, уважения, открытости, формального равенства и др.
    Эта сложная взаимообусловленность права и морали выражается в том, что эти фундаментальные начала являются всё же общими, универсальными для всей нормативно-регулятивной системы общества. Однако, именно в праве, справедливость как формальное выражение равенства в свободе характеризует в основном внешнюю приверженность нравственности, связанностью с ней лишь только посредством регулятивной формы, а не внутреннего содержания. Приблизительно того же мнения придерживается и В.С. Нерсесянц: «…справедливость входит в понятие права… право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая… только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своём рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. И по смыслу, и по этимологии (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость»[39].
    Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции. Это может выражаться в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Часто право не может квалифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих моральных критериев (подобный поступок – зло), поскольку иначе невозможно правильно определить признаки и меру ответственности за такие, например, деяния как «хулиганство», «оскорбление», «клевета», «унижение чести и достоинства», оценочных понятий «цинизма», «особой жестокости», «корысти», «низменных побуждений», «личной неприязни», «морального вреда» и др., выступающих мотивами и элементами многих правонарушений.
    Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий и бесконфликтный. Между ними могут довольно часто возникать острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всём согласуются, а нередко прямо противоречат друг другу. Например, на Руси широко была известна взаимопомощь при поимке преступника на месте преступления, вора при краже или прелюбодея в объятиях чужой жены. Наказание следовало немедленно и не влекло последствий – кровной мести, так как рассматривалось как само собой разумеющееся (совершённое по совести, по обычаю). Еще в советский период многожёнство осуждалось как моралью, так и преследовалось Уголовным кодексом (наказывалось лишением свободы). Между тем, современный Уголовный кодекс РФ в отношении подобных деяний просто молчит, т.е. полностью нейтрален, а в нравственной сфере данный проступок относится к весьма серьёзному аморальному поведению, разрушающему семейный союз как основу нравственной социализации личности и устоев общества.
    Причины возникающих противоречий между правом и моралью заключаются в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоёв, групп, классов. Расхождение между правом и моралью вызывается сложностью и противоречивостью, несбалансированностью самой социальной жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней жизненных ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового развития сознания людей, изменчивостью социальных и природных условий и т.д.
    Мораль по своей природе более консервативна, чем право, она неизбежно отстаёт от течения жизни, от тенденций экономического, научно-технического и политического развития общества, а, соответственно – и от новелл законодателей, которые стремятся их отразить в нормативных правовых актах. Мораль формировалась веками, а содержание правовых норм в той или иной мере менялось каждым новым политическим строем. И сейчас право более подвижно, динамично, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения (проблемы смены пола, гомосексуализма, эвтаназии и аборта, изменения пола зародыша ребёнка на ранних стадиях беременности по желанию родителей и т.д.). Право своим неуёмным темпераментом и молодостью, новизной и революционностью, формальностью и утилитарностью как бы подталкивает мораль в его развитии к изменениям, соответствующим современному уровню развития общества.
    Между нормами права и морали могут возникать и конфликтные ситуации, которые негативны не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Так, например, нормы российского законодательства (Закон 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека») закрепляют презумпцию «согласия индивида на трансплантацию». Между тем ряд граждан по причине различных моральных и религиозных убеждений категорически против того, чтобы их умерший родственник был донором, однако нормы права требуют проведения трансплантации для спасения жизни иных людей, если умерший при жизни не выразил в установленной форме своё нежелание быть объектом трансплантации. Столь же остра проблема эвтаназии. Одни считают, что моральный долг врача – гуманное прекращение страданий, другие – что аморально вмешательство иных лиц в вопросы жизни и смерти. Сторонники и противники эвтаназии есть и в странах, где она официально разрешена (право дозволяет, а мораль осуждает), и в странах, где она официально запрещена (право запрещает, а мораль разрешает).
    Также неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, клонирование (повторение генотипа из стволовых клеток) животных и человека, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом. Между тем, очевидно, что здесь встаёт другая более острая проблема – нравственных целей и ориентиров для самой науки, научной деятельности и научного эксперимента. Может ли наука, двигаясь по пути прогресса и эволюции, пусть даже в самых благородных целях просвещения и познания научной истины, нарушать моральные императивы?
    Последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также создание в 1953 году А.Д. Сахаровым водородной бомбы, способной уничтожить всё живое в радиусе нескольких десятков километров, должно было отрезвить человечество и поставить жирную точку в этом вопросе для всей науки. И дело здесь не в аморальных и беспринципных политиках, которые могут её использовать в своих корыстных интересах, а в самой науке, которая, обожествляя саму себя, оторвалась (отчасти по вине государства) от общества, его нравственной и духовной среды, его насущных жизненных интересов. Она не может быть вне моральных принципов, а, наоборот, должна соблюдать, утверждать и даже бороться за них вместе с активной частью общества, указывая направления взвешенного, а не патологичного прогресса цивилизации. И, к сожалению, право, находясь на передовой социальных изменений, не справляется со сложной задачей сдерживания духовно-нравственных патологий во всех сферах жизнедеятельности общества, а иногда само их усиливает.
    Таким образом, удельный вес, сфера действия того или иного регулятора в различные исторические эпохи то расширялась, то сужалась. В нынешних условиях кризисного состояния российского общества и всей цивилизации противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности и обществу. Легализация многих сомнительных форм обогащения, безудержная погоня за наживой и удовольствием неразвитых душ сильно подорвали моральные устои общества.
    Изменились социальные и духовные ценности. Мораль неразвитого большинства общества стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, противоправным действиям. В результате обвальной криминализации общества право не эффективно осуществляет свои регулятивные и охранительные функции, иногда просто «не замечает» многие опасные антисоциальные явления.
    Необходимо отметить, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой всех правовых систем. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь достичь не удаётся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере уменьшить, ослабить и сгладить, но не снять полностью.
    Вершин нравственности не достигло ни одно общество, так как нравственность – это не абсолютная константа, а относительная. Это бесконечный поиск идеала и гармонии, взвешенности и соответствия, адекватности и соразмерности, справедливости и целесообразности, гуманизма и воздаяния. Это движение к развитию, совершенствованию и самосовершенствованию, бесконечности и прогрессу.

  5. JevexMP Ответить

    Развитие правил полностью связано с общественной эволюцией людей.
    Первобытному человеку в общине для решения сложных ситуаций достаточно было, ритуалов. Ритуал – это первые правила, представляющие собой назначенный в общине перечень особых действий.
    За ритуалами последовали более развитые в понимании обычаи. Затем – религиозные правила. Они образуются в результате того, как люди понимают свою незначительность перед природой. Формируются культовые поклонения в разных богов, человек поклоняется природным силам.
    В это же время начинает появляться нравственность, с развитием государства образуются первые нормы права и экономики.

    Рис. 1. Понятие “Социальная норма”

    Чем отличаются нормы?

    Для описываемых правил характерен ряд отличительных моментов. К данному понятию относятся следующие основные черты.

    Социальность, регулирующая социальные сферы

    Они включают понятие гражданина, отношения в обществе, а именно связь между человеком и коллективными группами, человеческое поведение. Так, соцнормативы формируют определенные структуры и выступают регулятором имеющего значение для человека поведения в социуме.

    Объективность

    Люди как общественная система объективно нуждаются в урегулировании их действий. Правила социума берут начало с давних пор. Закономерно на это влияет надобность социальности. Правила развиваются как итог объединения нормативов, фиксирования стойких систематических связей и актов симбиоза лица в обществе.
    Потребность в фундаментальности и воплощении в жизнь этих требуемых общественности отношений и актов функционирования людей и рождает феномен урегулирования в нормативном и социальном плане.
    Важно! Также необходимо принимать во внимание значение субъективности в основании норм. Регуляторы не развиваются, не пройдя, не изменившись из-за осознания общественности. Нужны ли те или другие правила – человек должен полностью и адекватно осознать.

    Регламентированность

    Правила носят обобщенный характер, воздействуют как регулирующие поведенческие аспекты. Их адресаты определяются не приблизительно, а посредством указания на их отличительные черты (возрастной показатель, адекватность или, к примеру, нормативные позиции к статусу юрлица).
    Нормативность показана и в систематичности работы соцнорм: правило начинает работать каждый раз, когда развивается типовая ситуация, указанная как провокатор для вступления в урегулирование.
    Важно! Следует понимать, что соцнормы всегда по информативности определены. Однако по типу – это обобщенная поведенческая схема.

    Рис. 2. Социальные нормы

    Соцнормы

    Соцнормы – это меры свободы человека, устанавливающие пределы его экспансии, эффективности поведения в соцплане, методов удовлетворения пожеланий и требований.
    Правила социума как нормативное отражение социальной надобности всегда так или иначе обязательны, носят характер предписания. Урегулированию присуща процедурность, а именно присутствие особенных процедур, в деталях прописанных и предусмотренных порядков реализации, воздействия соцнорм.
    Важно! Существует понятие – санкции. Каждый установленный свод норм обладает механизмами воплощения в жизнь того, что было предписано. За несоблюдение предусматривается наказание.
    Систематичность относится как к отдельным правилам, так и их массиву в отношении общественности. Сказать иначе, человек должен стремиться к развитию данной системы, усовершенствованию ее, нормализации связи между разновидностями соцнорм.
    Сегодня в мире действуют соцнормы:
    Традиций
    Религиозные
    Законности
    Моральных устоев
    Политические
    Трудовые и корпоративные
    Все эти виды правил социума коррелируются в сфере нормативной жизненной системы, сберегая при этом свойства особенных регулирующих моментов.
    Анализ их регулирующих моментов необходимо выполнять, учитывая:
    Источники возникновения;
    Предметы регулировки;
    Уровня организации внутри;
    Формы жизни (объективности вне системы);
    Методики регулирующего действия;
    Способы, средства воплощения в жизнь правил и прочих моментов.
    Главными регулирующими моментами являются право и мораль. Моральные принципы выходят на первый план.

    Признаки и классификация

    Соцнормы – это поведенческая составляющая в обществе, установившаяся из-за общественного отношения и осознанной деятельности человека. Какие признаки имеют нормы социума? Признаки сегодня отмечаются следующие:
    Регулирование типичных ситуаций для общественности (вид взаимодействий в определенном круге граждан);
    Обязательны для каждого, кто “попал” в типовую ситуацию;
    Развиваются не в одно время, а когда в них есть необходимость;
    Рассчитаны, не на определенного человека, а абсолютного на всех;
    За несоблюдение правил могут следовать санкционные меры.
    Разделить по классам соцнормы можно по различным основаниям:
    Первостепенно, по методу их “зачатия”. Правила могут формироваться спонтанно, то есть сами собой, а могут исключительно в процессе осознанности человеком.
    По методике их стабилизации. Правила бывают устные и письменные.
    В зависимости от особо определенных тонкостей их развития и реализации. Это важнейшая классификация, в которую входят нормативы:
    Морали
    Корпоративные
    Религии

  6. DesertIG Ответить

    Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.
    Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
    Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.).В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
    Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
    Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
    Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.
    К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
    Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений.
    Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.
    Моральэто взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.
    Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
    Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

    Высшими моральными принципами для человека являются его:

    – совесть;
    – порядочность;
    – честность;
    – осознание собственного долга.
    Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен “золотом правиле”: “поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”. Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

    Нормы права

    3.2. Взаимоотношение права и морали

    Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.
    Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
    Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:
    Мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.
    Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество – это монополия государства, его исключительная прерогатива.
    Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством.
    Правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.
    У морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право – несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.
    Мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.
    В то же время право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил – это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и моральное порицание виновных работников.
    Право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.
    Различия между правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения. Нормы права наряду с иными методами (убеждением, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).
    Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими – вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.
    В чем же совпадают право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов (“не убий”, “не укради” и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.
    Любое противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль. Право и мораль постоянно связаны при осуществлении правосудия, охраны общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).
    В чем же право и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.
    Для возникновения таких противоречий, несогласованностей имеется несколько причин. Одна из них – это большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих актах. Другая причина – конъюнктурные, политические, лоббистские и иные факторы, которые всегда присутствуют в правотворческой работе, а также и просто ошибки законодателя.
    Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом В.С. Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.

  7. ashes on her cheek Ответить

    По мере развития общества в отношениях между его членами устанавливались правила поведения. Из поколения в поколения они повторялись и превратились уже в обычаи. Они соответствовали тому, как должен был поступать человек в различных ситуациях. Это так называемая общепринятая реакция на внешние события.
    Со временем люди стали постепенно различать и выделять такие понятия как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это стало основой появления норм морали. Люди уже могли оценивать поступки и проступки других, определять, что допустимо делать, а что нет.
    Религиозные нормы появились задолго до обычаев и морали. Первобытные люди, не знающие причин природных явлений, считали, что действия богов. Появились ритуалы жертвоприношений. Люди убивали животных и других людей, считая, что, таким образом, они задабривают богов.
    Как было отмечено выше, система табу – это определенный свод правил, нарушение которых могло привести к серьезным последствиям. Это запреты, согласно которым членам общества категорически воспрещались конкретные действия. Существует мнение, что благодаря табу вождь племени вырабатывал покорность и послушание своих подданных. Многие запреты касались и пищи (женщинам не доставались лучшие куски мяса), отношений между мужчинами и женщинами.
    В отличие от табу, зарок – это клятва отказа от чего-либо, которую человек сам себе давал. Он являлся определенным способом показать свою индивидуальность или характер. Это особенно проявлялось во время военных действиях.
    Заклинания были распространены среди людей, которые жили еще в пещерах. Они позволяли влиять на других людей и заставлять их делать то, что от них требовалось. Видом заклинания было проклятие. В этом случае человек обращался к богам или другим силам с просьбой наказать другого человека.
    Вышеперечисленные социальные нормы по ходу эволюции человека и общества видоизменялись и в настоящее время уже выглядят дикостью.

    Место социальных норм в развитии современного общества

    Современное общество состоит из различных социальных групп. Делание основано на таких признаках, как род занятий, профессия, возраст, пол и др. каждой группе свойственные свои нормы и принципы морали, свои правила поведения в социуме. Но наличие общепринятых норм никто не отменял, их также следует соблюдать.
    В обществе социальные нормы выполняют следующие функции:
    регулируют общий ход социализации;
    объединяют людей в группы, а группы в общество;
    контролируют отклоняющееся поведение;
    служат образцами, эталонами поведения.

  8. Proha2007 Ответить

    По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).
    Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:
    Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
    Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
    Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
    Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
    Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
    Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
    Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).
    Дополнительные материалы к уроку:
    ?? Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные нормы и их функции»
    Интеллект-карта по обществознанию №42

    ????? Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно ?? здесь или ?? здесь
    Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
    Инстаграм Абулова Барият
    YouTube канал «Школа обществознания»
    ВК паблик «Школа обществознания»
    © Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
    Предыдущий урок
    Следующий урок

  9. Magamand Ответить

    Раздел ЕГЭ: 3.8. Виды социальных норм
    Во избежание возникновения спорных ситуаций, а также сглаживания уже возникших конфликтов люди придерживаются социальных норм.
    Социальные нормы (от лат. norma — правило, стандарт) — исторически сложившиеся и принятые обществом правила и образцы поведения индивидов. Соблюдение социальных норм возможно только при сознательной деятельности людей.

    ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Все социальные нормы возникают при условии соответствия следующим принципам:
    многократное повторение;
    постоянство;
    подробный порядок осуществления;
    границы допустимого и недопустимого поведения.
    Социальные нормы помогают человеку ориентироваться в обществе, подсказывают модели поведения, которые способствуют наилучшей социализации индивида.
    Функции социальных норм:
    помогают личности влиться в общество;
    показывают образцы правильного поведения;
    контролируют и управляют общим ходом социализации;
    ведут контроль отклоняющегося поведения.
    Контроль над действиями людей в исполнении ими социальных норм достигается с помощью:
    разрешения — показа возможных необязательных вариантов поведения;
    предписания — чёткого указания о совершении определённого действия;
    запрета — показа отрицательных вариантов поведения, которых следует избегать.

    ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    По способу закрепления:
    устные;
    письменные.
    По силе воздействия на количество людей:
    межличностные;
    групповые;
    классовые;
    национальные;
    общечеловеческие.
    По степени обязательности исполнения:
    побуждающие;
    запрещающие;
    повелительные;
    рекомендательные.

    ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Нормы обычаев

    Время возникновения: первобытность.
    Что устанавливают: общественные привычки (нравы, традиции, ритуалы). В отношении нарушителя используются меры общественного воздействия.
    Что определяют: силу привычки.
    Пример: Исполнение гимна стоя.
    Нормы морали

    Время возникновения: появление человеческого общества.
    Что устанавливают: представление людей о добре и зле, хорошем и плохом.
    Что определяют: общественное мнение, внутренние установки людей.
    Пример: Не врать, не ругаться.
    Эстетические нормы

    Время возникновения: формирование у человека чувства прекрасного.
    Что устанавливают: исторические условия.
    Что определяют: общепризнанные представления о красивом и уродливом в творчестве, производстве, поведении, быту.
    Пример: Есть с помощью ножа и вилки.
    Правовые нормы

    Время возникновения: появление государства.
    Что устанавливают: предписания государства или самого народа.
    Что определяют: авторитет государства и его принудительные силы.
    Пример: Переходить дорогу только на зелёный свет.
    Религиозные нормы

    Время возникновения: появление первых религиозных культов.
    Что устанавливают: предписания священных книг и правила поведения, принятые церковью.
    Что определяют: внутренние убеждения людей, деятельность церкви.
    Пример: Женщины в церкви покрывают голову платком.
    Корпоративные нормы

    Время возникновения: создание корпораций.
    Что устанавливают: общественные организации.
    Что определяют: общественные объединения, внутреннюю убеждённость членов организации.
    Пример: своевременный приход на работу.
    Вы смотрели конспект «Социальные нормы».
    Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
    Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
    Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

  10. Nuazar Ответить

    Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
    Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
    Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
    Основные характеристики различных социальных норм
    Виды социальных норм
    Их характеристика
    Примеры социальных норм
    Обычаи
    Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять
    Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
    Традиции
    Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества
    Регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
    Нормы морали
    Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе
    «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
    Правовые нормы
    Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его
    «Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
    Окончание табл.
    Виды социальных норм *
    Их характеристика
    Примеры социальных норм
    Правовые нормы
    принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система
    религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
    Религиозные нормы
    Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм
    «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
    Политические нормы
    Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах
    «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.
    Эстетические нормы
    Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер
    Разработанная древнегреческим скульптором По-ликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.
    Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

  11. PokemonGo Ответить

    Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды.Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.
    ·
    o нормы традиций – это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
    o политические нормы— это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами,социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти,способом организации и деятельности государства.
    o экономические нормы— представляют собой правила поведения,регулирующие общественные отношения,связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.
    o нормы общественных организаций(корпоративные нормы) являются правилами поведения,ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
    o религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е.верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;
    2. По способу образованиясоциальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
    3. По способу закрепленияобщественные правила поведения делятся на письменные и устные.Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах,постановлениях, указах и т. д.).
    В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-техническиеи собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.
    Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *