Что такое устная и письменная речь 6 класс?

11 ответов на вопрос “Что такое устная и письменная речь 6 класс?”

  1. vp4444 Ответить

    Третье различие связано с генезисом развития: устная речь – первична, а письменная речь – вторична, т.к., по мнению Христиана Винклера, письменность – это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи.
    Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь!»
    Восприятие этих двух форм высказывания отличается между собой и носит ситуативно-личностный характер. По мнению Хайнца Кюна:
    «Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в парламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения».
    Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь – не письмо» – кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.
    Искусство речи является древнейшей из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. (С тех времен до наших дней дошло понятие «филиппики».) Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».
    Одно старое изречение гласит:
    «Это противный недостаток, если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, которая говорит, как человек».
    Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения и направлена на определенный состав слушателей.
    Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. С одной стороны, они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи – буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речи пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния.
    Устная речь связана не только с личностью (ее направленностью, перцептивной организацией, психическими процессами), но и с невербальными элементами (мимикой, жестами, позами и т.д.). Она также связана со смысловым полем (ведь слово «спасибо» можно сказать с разной интонацией и смыслом), а письменная речь – однозначна по смыслу.
    В устной речи возможны «вольности» и отсутствие нормативности (возможны замены слов и фраз, лексиконы, слова-паразиты), а письменная речь нормативна (имеет орфографические и синтаксические компоненты).
    Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции:
    устная речь по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы,
    письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.
    Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.
    В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и – в какой-то мере – переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда между близкими людьми достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь -ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.
    В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, – более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь.
    Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т.д.), которыми так богата устная речь, особенно у некоторых людей, в письменной речи очень ограничены.
    Письменная речь требует особенной продуманности, плановости, сознательности. В условиях устного общения собеседник и в какой-то мере даже молчаливый слушатель помогают регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т.д. В письменной речи это непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя.
    Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть:
    разговорной речью (беседа),
    ораторским выступлением (доклад, лекция).
    Жанрами речи являются монолог и диалог.
    Эпистолярный стиль – особый стиль, значительно приближающийся к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи.
    В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
    Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное, шперрунг (поток мыслей).
    Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.
    Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
    Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.
    Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию-речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во-первых, что устная и письменная речь – не противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для одной речи, переходят на другую.
    Во-вторых, коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звучанием устной речи, но и с различием функций, которые они выполняют (устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для коммуникативного общения, а письменная речь выполняет другие функций.

  2. luk.dmi Ответить

    Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты.
    Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени – одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т. е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц, например. «Откройте учебники на странице 89. Рассмотрите рисунок прибора для получения кислорода. Дома зарисуйте установку. А теперь посмотрите, на столе у меня установлен аналогичный прибор». (Это речь учителя на уроке химии). Учитель при этом должен наблюдать и контролировать действия учащихся, которые не могут быстро и механически выполнять указания педагога. Поэтому в устной речи учителя появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, паузы, повторы.
    Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Такой должна быть речь учителя при объяснении.
    Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Такой устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько самостоятельных.
    Многие огрехи письменной речи – функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение пауз, реприз, элементов колебания и т. п. – является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации. В устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.
    Речь учителя все же должна более строго соответствовать литературным нормам, чем речь обывателя.
    Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи) и вторична по отношению к устной речи. С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.
    Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когданепосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством, т. е. находятся в разных географических точках, и временем. Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.
    Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения ичасти текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано.
    Привожу в качестве примера отрывок из работы «ТЕХНИКА И МЕТОДИКА НАТУРНОГО УЧЕБНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»:
    «Под понятием “натурный учебный химический эксперимент” мы подразумеваем средство обучения химии в виде специально организованных и проводимых опытов с веществами (реактивами), включаемых учителем в учебный процесс с целью познания, проверки или доказательства учащимися известного науке химического факта, явления или закона, а также для усвоения обучающимися определенных методов исследования химической науки.
    Учебный химический эксперимент следует рассматривать, прежде всего, как дидактический инструмент для достижения главных целей обучения. С помощью химического эксперимента в школе можно учить детей наблюдать явления, формировать понятия, изучать новый учебный материал, закреплять и совершенствовать знания, формировать и совершенствовать практические умения и навыки, способствовать развитию интереса к предмету и т.д.»
    Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, абзацы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом; официально-деловом и художественном стилях.
    Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – «устной и письменной» надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией, мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

  3. _VonFront_ Ответить

    МОУ «Лицей № 4» г. Саранск

    Цели: вводим понятие озвученная письменная речь; учим различать свободную устную речь от озвученной письменной речи.
    Постановка проблемы:
    Ребята, можете ли вы сразу ответить на вопрос, поставленный в теме урока? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся знаниями, полученными на предыдущем уроке.
    Ребята, мы с вами говорили о том, что любая мысль может быть выражена в письменной и устной форме. И, говоря об особенностях письменной речи и устной речи, пришли к следующим выводам:
    (запись на доске)
    устную речь а письменную
    мы произносим речь пишем
    и слышим, и читаем
    Следовательно, письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Устная же речь воспринимается на слух. Содержание ее должно усваиваться слушателями сразу.
    Так ли это?
    Если это так, то устная речь – это речь звучащая, произносимая, слышимая.
    Согласны ли вы с этим?
    Но всегда ли это так?
    Поразмышляем!
    Итак, я вас попросила подготовить любое стихотворение для прочтения его вслух наизусть.
    Прочитайте, пожалуйста.
    Как вы думаете, это устная речь? Если отталкиваться от сделанных нами выводов о том, что устная речь – это речь звучащая, произносимая, слышимая, это так. Да, это устная речь!
    – А теперь прочитайте вслух по учебнику русского языка правило, например о гласных в приставках пре – и при-. Вы и теперь произносите текст, и мы вас слышим.
    Можно ли такую произносимую и слышимую речь считать устной? Как вы думаете?
    Как вы думаете, какая форма речи была первична при чтении вслух правила или чтении наизусть? (Письменная)
    Значит, воспроизводилась эта форма речи. (Письменная)
    В первом случае это была озвученная письменная стихотворная речь, а во втором – озвученная письменная научная речь.
    Можно ли всякую произносимую и слышимую речь считать устной? Почему?
    О каких особенностях устной речи вы уже знаете?
    Собственно устная речь – это речь говоримая, живая, творимая на глазах. Устной речи свойственна устная импровизация. И хотя при произнесении письменный текст приобретает особенности устной речи, такая звучащая речь не является устной в полном смысле слова.
    Какая это речь?
    Сравним наши выводы с теоретическими сведениями в учебнике на с.96
    II. Закрепление материала.
    Упр.155. Прочитайте текст и определите, где запись живой устной речи, а где – озвученный письменный текст?
    Чем похожи эти рассказы? Чем различаются?
    Ребята, как вы думаете, на что следует обратить внимание при озвучивании письменного текста, чтобы он легко воспринимался слушателями?
    (На тон, темп, громкость произношения)
    Упр.156
    Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, проведем небольшую речевую разминку.
    Подышим, подышим…
    1. По моей команде быстро и энергично сделаем вдох носом. На выдохе считаем вслух все вместе до 20. Хватило ли вам воздуха?
    2. А теперь сосчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.
    Разомнем язычок!
    1. Колечко. Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка натянется до боли. Подергайте язык 2-3 секунды, а потом расслабьте.
    2. Хоботок. Сожмите губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпятите их вперед. А теперь подвигайте этим «хоботком» вправо, влево, вверх, вниз, по кругу.
    У кого губы краснее?
    Не запутайтесь в звуках!
    Проговорите медленно слова.
    Поступать – проступать.
    Грабить граблями.
    Щавель на щи.
    Упр.158.
    Я предлагаю произнести эти слова так, чтобы привлечь внимание слушателей. Не просто произнести, а произнести их под музыку.
    ( Под любую классическую музыку ребята произносят текст.)
    Подведем итог. Каковы особенности озвученной письменной речи? Что удалось, а что нет?
    Д/з Упр.157 Когда уместно использовать озвученную письменную речь?

  4. zank1 Ответить

    Мы уже говорили с вами, что речь делится на устную и письменную. Один из принципов методики развития речи заключается во взаимосвязанном развитии устной и письменной речи. Методика развития письменной речи в школе разработана значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. Поэтому работа по развитию письменной речи идёт более организованно.
    Устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
    Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер её зависит от конкретной обстановки общения, т.е. того, кто говорит, с кем, о чём, иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логическое ударение, жесты, мимика. Всё это позволяет понимать устную речь с полуслова, что не может не отражаться на её специфическом оформлении. Синтаксис устной разговорной речи обычно отличается наличием кратких предложений, часто неполных, отсутствием сложных конструкций, обособленных оборотов с различными формами причастий и деепричастий и т.д. Устная речь допускает также сокращение форм слова.
    Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличие собеседника. В ней чаще используются осложнённые простые предложения и сложные синтаксические конструкции.
    Замечено, что хорошо говорящие обычно хорошо излагают мысли на письме. С другой стороны, многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи.
    В связи с этим одинаково важным является развитие устной и письменной связной речи.
    При разработке системы упражнений в устной речи следует учитывать специфические особенности одного вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.
    Письменная же речь по своей конструкции отличается большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, «вольностей» стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.
    Устная речь бывает как диалогической, так и монологической.
    Она обладает рядом признаков: – интонационная выразительность; -интонация целого текста, отдельного предложения, что связано с логическим членением текста, местом логического ударения и т.д.
    Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной. Так, например, письменному изложению должно предшествовать устное изложение того же самого или аналогичного текста, сочинению по картине – устный рассказ по той же или специально подобранной картине или устное рисование. Письменному сочинению может предшествовать устное сочинение на ту же литературную тему, план может составляться не только к письменному, но и к устному сочинению.
    Понятие о формах речи: устной и письменной даётся в 5 классе: устная – это такая речь, которую мы произносим, письменная, которую мы пишем и видим (с. 8, § 2, 5 класс). На странице 10 особое внимание уделяется вспомогательным средствам устной речи: люди могут говорить по-разному: весело и грустно, быстро и медленно. Многое можно сказать и без слов, с помощью движения рук или выражения лица, то есть жестами или мимикой. Средствами выразительности устной речи являются высота тона голоса, его тембр, темп речи, мимика, жесты.

  5. EvilKotan Ответить

    1 класс


    Тема. «Речь устная и письменная».
    Цель. Сформировать понятие о двух формах
    речи – устной и письменной.
    Оборудование. Карточки с терминами;
    магнитофон; аудиозапись «Птичьи голоса»;
    рисунки, иллюстрирующие термины «устная» и
    «письменная речь».
    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы урока

    Учитель. Ребята, хотите поиграть? Тогда во
    время моего чтения постарайтесь представить
    картину происходящего.
    Учитель читает стихотворение Виктора Лунина
    «Капли и цапли»:

    Капают, капают
    На болото капли,
    Бегают, бегают
    По болоту цапли.
    Капли хватают –
    Никак не поймают.
    Никак не поймают,
    Отчего – не знают.
    Стукнет капля по воде –
    Глядь, и нет ее нигде,
    Лишь болото да вода.
    – Капли, капли! Вы куда?
    Горько плачут цапли:
    – Утонули капли!
    – Понравилось ли вам стихотворение?
    Дети. Да.
    У. Вокруг нас постоянно раздаются
    какие-нибудь звуки. Одни раздражают нас, другие
    ласкают наш слух, а многие звуки мы порой совсем
    не замечаем. И все эти звуки, если постараться,
    можно передать. Предлагаю вам сейчас отправиться
    в путешествие в самый прекрасный мир – мир
    звуков.

    III. Работа по теме урока

    У. Давайте изобразим все, что происходит
    на болоте. Девочки будут изображать звук
    падающих капель дождя стуком пальчиков по парте.
    Мальчики топотом ножек – как бегают цапли, а
    хлопками ручек – как они ловят капли.
    Идет инсценирование стихотворения.
    – Представьте, что за нашими действиями
    кто-нибудь наблюдал через стекло окон. Смог бы
    этот человек понять, о чем идет речь?
    Д. Нет. Он не слышал словесную
    формулировку.
    У. Ребята, тс-с-с… Прислушайтесь…
    Учитель читает стихотворение:
    С утра, спозаранку
    Я слышу во сне,
    Как с улицы звуки
    Стучатся ко мне:
    Шаги почтальона,
    Шуршанье газет,
    И ветра, и веток
    Привет и ответ,
    Подков лошадиных
    Размеренный звон,
    Скрипучих повозок
    Кряхтенье и стон,
    И голос молочницы
    Издалека,
    И грохот бидонов,
    И плеск молока.
    Я слышу мычание
    Сонных коров –
    Как будто дыханье
    Далеких лугов.
    Когда прогоняют
    Овец под окном –
    Мне слышится эхо
    В овраге лесном…
    Но звуки все громче –
    Лай, щебет, возня,
    И солнце сквозь ставни
    Находит меня
    И шепчет:
    «Глаза поскорее протри!
    Довольно подслушивать.
    Встань и смотри!»
    – Что вы услышали? Какие звуки нарушили сон
    автора?
    Дети отвечают.
    – Давайте попытаемся передать все эти звуки
    во время чтения стихотворения «Утренние звуки».
    Идет инсценирование стихотворения.
    – Какие утренние звуки с улицы стучатся к
    вам? Изобразите их, а мы попытаемся определить их
    хозяина.
    Дети изображают звуки.
    – Кто испытывал затруднения во время игры?
    Почему?
    Дети отвечают.
    Ясность мысли всегда связана с четкой
    словесной формулировкой. А сейчас на некоторое
    время мысленно перенесемся в июльский день. Вы в
    лесу. Вокруг вас мир ярких красок. И вдруг…
    Звучит аудиозапись «Птичьи голоса».
    – Понравилась ли вам прогулка в летнем лесу?
    В чем прелесть этого момента? Какие картины вы
    мысленно себе нарисовали? Как вы думаете, так ли
    беспечна и радостна жизнь наших пернатых друзей?
    Какую роль играют птицы в природе? Нуждаются ли
    птицы в помощи людей? Какую роль играют для птиц
    издаваемые ими звуки? Удалось ли вам определить,
    о чем пели птицы?
    Дети отвечают на поставленные вопросы.
    – Постарайтесь представить героя
    стихотворения Саши Черного «Воробей» и
    изобразить его действия.
    Воробей, мой воробышка!
    Серый, юркий, словно мышка.
    Глазки – бисер,
    Лапки – врозь,
    Лапки – боком,
    Лапки – вкось…
    Прыгай, прыгай, я не трону –
    Видишь, хлеба накрошил…
    Фурх! Удрал… какой нахал!
    Съел все зерна,
    Съел все крошки –
    И спасибо не сказал.
    – Почему воробей не сказал спасибо?
    Д. Он не умеет говорить.
    У. Предлагаю игру «Закончи предложения».
    На доске:

  6. AntonHT Ответить

    Мария Микшта
    Конспект занятия по основам грамоты и письма «Речь устная и письменная» (предшкольный класс)
    № 2
    тема: Как люди общаются друг с другом? речь устная и письменная
    Цели обучения данного
    ОУД 0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.
    0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обозначениях.
    0.3.3.2 Штриховать, рисовать элементарные бордюры.
    Предполагаемый результат все воспитанники смогут:
    отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.
    Большинство воспитанников смогут: ориентироваться на странице прописи.
    Штриховать, рисовать элементарные бордюры.
    Находить информацию по иллюстрации.
    Некоторые воспитанники смогут:
    Приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
    языковая цель развитие навыков.
    воспитанники осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в диалог; пополнять пассивный и активный словарь; оценивать результаты своей работы на занятии;
    Полиязычие: слеметсіз бе – здравствуйте – hеllo.
    Основные термины и словосочетания: речь устная и письменная, общение.
    вопросы для обсуждения: что помогает людям общаться? для чего нужна речь?
    Предшествующие знания Знакомство с азбукой-тетрадью, правилами обращения с книгой, правилами поведения на занятии, посадка при письме.
    План
    Планируемое время запланированная деятельность ресурсы
    I. создание положительного эмоционального настроя
    0-3 мин II. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание 4-5 мин (г) «вспомним вежливые слова» (какая группа знает больше вежливых слов).
    одна группа называет вежливые слова, следующие дополняют, стараясь не повторяться. Педагог на наборном полотне выставляет фишки. Подводит итог.
    Педагог напоминает детям, чтобы они чаще говорили друг другу ласковые, вежливые слова, которые так радуют окружающих. даже обыкновенное, простое слово «здравствуйте», которым приветствует встретивший вас человек, значит очень многое. оно как бы говорит: «ты мне приятен, я радуюсь, что вижу тебя, я желаю тебе самого доброго здоровья, радости, веселья и счастья!». Фишки (кружочки) для подсчета количества слов.
    Наборное полотно.
    усвоить науку общения – это значит овладеть умением вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. так как же люди общаются друг с другом? сегодня мы поговорим об этом.
    III. работа по теме занятия
    6-25 мин (К) работа в азбуке-тетради. вспомнить, как правильно обращаться с тетрадью: бережно раскрывать, переворачивать страницы. Не загибать их.
    Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради и подумать, кто как общается. что случилось с мальчиком? что делает его друг? что вы можете сказать о мальчиках и девочке? о чем говорят дети, работая на участке?
    что делают дети и взрослые на следующих картинках? (дети занимаются в детском саду, папа читает книгу малышу). все они получают новые знания.
    к нам на занятие пришли куаныш и Айсулу, они принесли картинки (животное, человек, птица, рыба) и хотят узнать, кто на картинках лишний и почему. (человек. Потому что только человек может говорить).
    Подводит детей выводу.
    все что мы говорим – это речь.
    с помощью речи люди общаются друг с другом. с помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. речь помогает узнавать новое, интересное об окружающем мире. речь может утешить, развеселить, обрадовать.
    работа с копилочкой. Положить слова слеметсіз бе – здравствуйте – hеllo в копилочку.
    (Д, К, и) Динамическая пауза. Мы не пишем, не читаем, Мы на дудочке играем! (Играют на дудочке:
    Ду-ду-ду, ды-ды-ды,
    Да-да-да, ди-ди-ди)
    Приходите в гости к нам, (Хлопают в ладоши) Мы еще и спляшем вам!
    (Весело притопывают).
    речь устная и письменная.
    (Д) один из органов, который помогает нам говорить – это губы. в старину их называли «уста», поэтому такая речь (когда мы говорим и слушаем) называется устной. и в тетради нарисованы губы и ухо.
    долго человек пользовался только устной речью. Но все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец он догадался, как можно сохранить речь, ее можно записать.
    Педагог предлагает детям рассмотреть пиктограммы, наскальные рисунки, иероглифы и буквы.
    вспомните, как «написала» письмо первобытная девочка таффи. (Нарисовала акульим зубом на куске березовой коры то, что она хотела сказать маме). так что же мы делаем, когда пользуемся письменной речью?
    (пишем и читаем). Азбука-тетрадь.
    копилка слов.
    Презентация письменной речи.
    А в тетради нарисованы ручка и бумага.
    Определение видов речи.
    (и) Покажите с помощью стрелок, какой речью пользуются дети. Азбука-тетрадь.
    (г) обсудите в группе, что вы узнали о речи. (один ребенок от группы рассказывает куанышу и Айсулу об услышанном на занятии (с опорой на иллюстрации).
    Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А. Барто «сильное кино».
    они ползут, А он им – раз! А тут как раз она ползла,
    А он как даст ему со зла! она им – раз! Но тут как раз ее он спас, он был с ней заодно.
    ух сильное кино! А сестренка сказала: Нет, видно я еще мала, Я ничего не поняла.
    как вы думаете, почему сестренка не поняла брата? чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
    Поговорка. Хорошую речь приятно слушать.
    Педагог подводит детей к выводу: без речи трудно, невозможно поиграть, поговорить с ребятами, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью. стихотворение
    А. Барто «сильное кино».
    Письмо. Педагог предлагает детям рассмотреть задание, определить по знакам, что нужно сделать в каждом задании. Знакомит с прямой, волнистой линией, и ее написанием, видами штриховки.
    (и, К) Пальчиковая гимнастика.
    Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать!
    Этот пальчик прикорнул,
    Этот пальчик уж заснул,
    Ну, а этот долго спал, А потом будить всех стал. встали пальчики! ура!
    Заниматься нам пора.
    (Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить», ритмично сжимать и разжимать пальцы.) вспомнить правило посадки при письме, как правильно держать карандаш.
    работа в азбуке-тетради (от легкого задания к более сложному).
    1. Провести прямую и волнистую линии по точкам.
    2. выполнить штриховку квадрата, треугольника. Азбука-тетрадь. Простые карандаши.
    IV. итог занятия. рефлексия
    26-30 мин Напомните куанышу и Айсулу, как люди общаются друг с другом. что такое речь? какая бывает речь?
    Я думаю, что куаныш и Айсулу тоже поняли и запомнили все, что вы рассказали им о речи.
    А как вы запомнили материал, я узнаю по улыбкам ваших смайликов. объясните свой выбор.
    если ребенок хорошо работал, справился со всеми заданиями (Я очень доволен! отлично, он дорисовывает смайлику широкую улыбочку; если были затруднения, смайлик чуть-чуть улыбается (Я доволен. Хорошо). Наблюдение за работой всех детей, в группе, выполнением заданий индивидуально.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *