Что такое устное народное творчество 3 класс рабочая тетрадь?

10 ответов на вопрос “Что такое устное народное творчество 3 класс рабочая тетрадь?”

  1. Zular Ответить

    Дымковская игрушка
    Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь… В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины… Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
    Допиши текст заклички.
    Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
    Принеси на небо всех цветов понемножку,
    Чтобы дождик перестал и радугой засверкал!
    Сядь на цветок —
    Чтобы дождик умолк!

  2. Cereswyn Ответить

    Устное народное творчество – это
    произведения, создан­ные народом: песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки,
    былины, сказы, легенды, сказания.
    Под звуки своих музыкальных инструментов
    (гусли, дом­бра и др.) пели сказители о героических подвигах богатырей,
    батыров, воинов, которые защищали народ от злых и жесто­ких врагов. В каждом
    народном произведении – вера в прав­ду и справедливость, торжество победы над
    злом.
    «Горница быстро заполнялась народом. Сели
    на лавках, на кровати, жались в дверях. Сказитель с улыбкой обвёл взгля­дом
    присутствующих и начал петь. Лицо старика певца мало- помалу изменялось…
    Что-то вдохновенное выступило на нём: голубые глаза расширились, ярко блестели
    в них две малень­кие слезинки… Он жил со своими любймцами-богатырями…» (М.
    Горький).
    Широко известны имена русских богатырей
    Ильи Муром­ца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, славного казахско­го воина
    Алпамыса, киргизского героя Манаса.
    Сильные и бесстрашные, отважные и
    благородные, чест­ные и справедливые, преданные Родине и мудрые в своих ре­шениях
    – такими предстают перед нами герои былин, былин­ных сказов, героического
    эпоса.
    Героический
    эпос – произведения
    народного творче­ства патриотического содержания. Они имеют историчес­кую
    основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.
    Былина
    – произведение устного
    народного творче­ства, героическая песня-повествование о подвигах рус­ских
    богатырей.
    Былинный сказ – изложение былины в прозе.

  3. Azzar Ответить

                Устное народное творчество

      В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые в 3 классе.
    Фольклор (с англ. – народная мудрость) –  чаще всего устное народное творчество.
    Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.
    Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.
    Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.
    Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.

                          Жанры фольклора

       Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.
    Поговорка – точная фраза,  не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.
    Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.
    Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.
    Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.
    Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.
    Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.
    Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.
    Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.
    Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.
    Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.
    Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.

  4. Gholbithis Ответить

    Читая предложенное по задании о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.
    Во многих русских сказках используется зачин ” в некотором царстве, некотором государстве”, “жили – были” и конечно ” в тридевятом государстве, тридесятом государстве”.
    Вот с них и начнем заполнение нашей таблицы.

    По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

    Волшебную сказку очень просто определить читателю любящему народное творчество.
    В первую очередь – это уже знакомый нам сказочный зачин, из которого мы узнаем, где будут происходить сказочные события, и с какими сказочными героями мы познакомимся.
    Во вторую очередь – это волшебные слова, которые заставляют волшебные предметы служить главным героям сказки.
    Ну а волшебные превращения и чудеса Бабы – яги, а также троекратные повторы однозначно указывают читателю на волшебную сказку.

    Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

    Для начала разберемся с волшебными предметами из сказок:
    1) О волшебной палочке мы читаем в сказке “Золушка”;
    2) Ковер – самолет знаком читателю по сказке “Старик Хоттабыч”;
    3) Шапка – невидимка встречается в сказках “Царевна – лягушка” и “Руслан, и Людмила”;
    4) Скатерть – самобранка в сказках “Королевич и его дядька” и скатерть – самобранка, кошелек – самотряс и двое из сумы.

    Рассказ о сказке с волшебным предметом для 3 класса.

    С волшебным предметов ковром – самолетом мы знакомимся в сказке “Старик Хоттабыч”.
    Московский школьник Волька вылавливает из Москвы – реки старинный кувшин, в котором заключен могущественный джин.
    Волька назвал джина Хоттабычем.
    Хоттабыч одаривает Вольку и его друга сказочными богатствами за свое спасение из заточения, даже переносит в мальчиков в Индию.
    Но что-то пошло не так…
    Именно в Индию потом приходиться лететь старику Хоттабычу на ковре – самолете, чтобы забрать мальчиков домой.
    Еще много чудес совершает джин ради мальчиков, но все они как-то невпопад и счастья детям не приносят.
    Со временем старик Хоттабыч понимает, что его чудеса приносят только вред и решает просто учиться у мальчишек званиям о современном мире.
    У джина хорошо, получается, заниматься радиотехникой.
    На этом сказка заканчивается, и автор прощается с главными героями.

    Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

    В своей иллюстрации сказки “Сивка – бурка” Васнецов изображает эпизод сказки, где Иванушка – дурачок в образе царевича подлетает к башне на волшебном коне и целует Елену Прекрасную, снимая заветный перстень с руки.

    Пересказ эпизода сказки “Сивка – бурка”.

    Вызвал Иванушка к себе Сивку Бурку, пролез через уши и, превратившись в молодца, прыгнул на коня волшебного и допрыгнул до царевны в высокой башне.
    Поцеловал он царевну Елену Прекрасную, снял с ее руки заветный перстень и умчался восвояси.
    Описание героев картины Васнецова “Сивка – Бурка”
    Васнецов изобразил Иванушку на этой картине богато одетым молодцем.
    Он одет в красивый зеленым кафтан, расшитый золотом, синие шелковых шароварах и красных сапогах.
    Елену Прекрасную мы видим в царской короне, одетую в роскошное разовое платье, вышитое золотом, которое надето на белый шелковый сарафан.
    Царевна распустила длинные волосы по плечам и закрыла глаза для поцелуя.

  5. Sirann Ответить

    Урок литературного чтения   в 3  классе
    учителя начальных классов
    МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»
    Ельниковой Натальи Васильевны
    УМК:  «Школа России»
    Предмет: Литературное чтение.
    Тема урока: «Устное народное творчество. Русские народные песни».
    Цель урока:
    – актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
    – углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
    Формировать УУД:
    Предметные:
    • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
    • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
    • Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
    Метапредметные:
    • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
    • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
    Личностные:
    • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.
    • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
    • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
    Коммуникативные:
    речевая деятельность, навыки сотрудничества.
    Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
    Оборудование: учебник, записи на доске, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
    Предполагаемый результат:
    Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.
    формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.
    Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
    Развитие  речи, памяти.
    Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.
    Воспитание потребности в общении с народным искусством.
    Этап
    Цель этапа
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1.Организацион-ный момент.
    Организация направленного внимания на начало урока
    Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
    (Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
    Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.
    Запись на доске.
    Нам важно:
    1. Доказать свою точку зрения.
    2. Перебивать товарищей.
    3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
    4. Выкрикивать свое мнение.
    5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
    6. Молчать, когда спрашивают.
    7. Быть готовым протянуть руку помощи.
    8. Бояться высказывать сое мнение.
    9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
    10. Обижаться и обижать товарищей.
    11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
    12. Быть бесполезным для товарищей.
    Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.
    Анализируют предложенные правила поведения на уроке; объясняют  для чего их нужно выполнять.
    2.Актуализация знаний, мотивация.
    Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.
    Речевая разминка.
    Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну.
    А что это за страна вы сейчас узнаете.
    Прочитайте стихотворение.
    Коляда, коляда,
    Приходи из далёка,
    Один раз в годок,
    Полюбуемся часок.
    С морозом трескучим,
    Со стужей колючей,
    Со снегами белыми,
    С вьюгой, с метелями.
    Самокаты — сани
    Покатили сами –
    От села до села,
    Коляда весела.
    – Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.
    – Прочитаем все вместе плавно и певуче.
    – Прочитаем с ускорением.
    – Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
    – Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
    – Кто придумал эту песню?
    Дети читают стихотворение медленно, «жужжащим» чтением; плавно и певуче; с ускорением.
    Колядку.
    Коляда?— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание  колядовщиков, молодёжные игры, гадания. (отвечает подготовленный ребенок)
    3. Постановка цели и задачи урока.
    Выдвинуть предположение  о теме и целях предстоящего урока.
    Словарная работа.
    – Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
    На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»
    – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
    А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
    Устное – уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
    Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.
    Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
    Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
    Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
    – С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
    – С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
    – Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
    – К какому жанру можно отнести колядки?
    Дети  высказывают свои предположения о  целях урока; отвечают на вопросы учителя.
    Это песни.
    4. Первичное восприятие произведения.
    Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.
    1) Беседа о русских народных песнях.
    – Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
    – Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.
    – Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?
    Песни бывают:
    – Колыбельные песни;
    – Песни-потешки;
    – Заклички;
    – Шуточные песни;
    – Плясовые песни.
    – Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
    Чтение стр.14-15.
    Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание песен.
    5.Выявление особенностей восприятия  (проверка восприятия)
    Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.
    – Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
    –  По исполнению, какие это песни?
    – Когда исполнялись эти песни – заклички?
    – К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.
    – Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.
    – Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
    – Кто подразумевался под образом лебёдушки?
    – Когда молодая девушка покидает свой дом?
    – Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
    Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
    – Прочитайте песенку на стр. 17.
    – Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
    – Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
    Физминутка.
    – Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?
    Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Читают  самостоятельно песни.
    6.Повторное восприятие
    (перечитывание)
    Углубить восприятие произведения
    Дети делятся на группы, каждая из которых готовит выразительное чтение одной песни.
    Чтение песен вслух.
    7.Рефлексия деятельности
    Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения
    Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания?
    – Чем понравился урок?
    – Что нового узнали?
    – Чему учились?
    – Как оцениваете свою работу?
    Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя; сознаются в том, что получается или не получается.
    8. Домашнее задание
    Закрепить умения, полученные на уроке
    Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.
    Дети записывают домашнее задание в дневник
    Оценочная деятельность
    Дать оценку, полученным знаниям.
    Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся.

  6. FLASE Ответить

    Аннотация к работе «Устное народное творчество».
    Данная работа выполнена  учителем начальных классов МБОУ СОШ  с углубленным изучением отдельных предметов №30 г.Волжского Волгоградской области Тромбач Л.Г. для уроков литературного чтения  в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века» ( автор Ефросинина Л.А.) к разделу «Устное народное творчество»:
    Загадки
    Пословицы
    Дорогами сказок
    Скороговорки
    Былины
    На 2 и 3 слайдах находятся условные обозначения для составления моделей обложек произведений.
    В слайдах (4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25) использована анимация.
    В 26 слайде при нажатии на гиперссылку (название кроссворда ) переход  на сайт  learningapps  , где  заполняют клетки кроссворда при помощи клавиатуры.
    В работе использованы материалы:
    1. Методическое пособие к урокам литературного чтения Л.А.Ефросининой, рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса, учебник «Литературное чтение» ч.1. автор Л.А.Ефросинина
    2.Репродукция картины «Три богатыря» http://rss.ukrnews.net/rss/30068?page=13
    3. Руслан и голова http://900igr.net/kartinki/literatura/Pushkin-Ruslan-i-Ljudmila/013-II-etap.html
    4 Портрет В.Даля  http://www.abcgallery.com/P/perov/perov41.html
    5. Октябрь http://www.amur.info/news/2011/10/03/2.html
    6.Гриб http://new-semkino.ru/news/show/50/
    7.Одуванчик http://cvetys.narod.ru/belye-cvety-foto2.htm
    8.Абрикосы http://www.quickiwiki.com/mrj/%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%81

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *