Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?

8 ответов на вопрос “Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?”

  1. Silverweaver Ответить

    Вернуться назад на Конкуренция на рынке
    Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.
    Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди. Пример – конкуренция между интернет магазинами.
    Рыночный процесс представляет собой смену ситуаций неопределенности. Постоянное изменение осведомленности участников меняет альтернативные возможности по сделкам, что ведет к смене планов купить или продать. В этом смысле рыночный процесс является конкурентным. Конкуренция – оборотная сторона рынка, учитывание изменения рынка.
    Виды конкуренции:
    1. совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену;
    2. несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).
    Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) – монополия, степень монопольной власти увеличивается.
    Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.).
    Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.
    Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).
    Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.
    В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
    По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сыр и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в обществе ном производстве.
    Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
    Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.
    Рыночная конкуренция — это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке.
    Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция.
    В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.
    Еще более полно и последовательно развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.
    Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что и (учение любого экономического явления должно опираться на три подхода:
    1) причинно-следственный;
    2) функциональный;
    3) системный.
    В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъекте. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывайся характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.
    Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.
    В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
    1) регулирующую;
    2) аллокационную;
    3) инновационную;
    4) адаптационную;
    5) распределительную;
    6) контролирующую.
    Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства — индивидуальными и общественными потребностями).
    В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.
    Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
    Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
    Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
    И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
    Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.
    Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.
    И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

    Конкурентная среда
    Конкурентный рынок
    Конкурентная фирма
    Конкурентные преимущества
    Конкурентные стратегии
    Назад | | Вверх

  2. Kornishon Ответить

    Организация — форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач; корпорация, партнерство или частное предприятие.
    Предприятие рассматривается двояким образом:
    с одной стороны — в качестве условно неделимого и автономного агента микроэкономического уровня, поведение которого определяется в значительной мере внешней средой, а также (в совокупности с поведением других таких же агентов) способствует или препятствует изменениям этой среды;
    с другой стороны — в качестве системы, обладающей внутренней институциональной структурой, которая активно взаимодействуете внешней аналогичной структурой.
    Г.Б. Клейнер вычленяет базисное содержание понятия предприятия: «Предприятие задумывается и функционирует как непрерывно и неограниченно существующий автономный субъект экономики… это организация, в которой на систематической основе органически соединяются три вида процессов: производства продукции; реализации продукции; воспроизводства израсходованных ресурсов». С экономической точки зрения предприятие представляет собой систему, объединяющую три производственно-финансовых процесса (производство; реализация: воспроизводство) и три соответствующих им инновационных процесса.
    Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия.
    Часто понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к понятию «способность предприятия производить конкурентоспособный товар». Так, под конкурентоспособностью фирмы подразумевается способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутренних и внешних рынках. А. Воронов подтверждает, что «конкурентоспособность предприятия — это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары».
    Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегий диверсификации, уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Наличие одного или нескольких видов конкурентоспособной продукции в номенклатуре не означает еще, что предприятие тоже является конкурентоспособным. Прежде всего следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам.
    Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации, несмотря на их взаимообусловленность, отличаются по своей сущности:
    определяются и применимы к разным временным промежуткам (конкурентоспособность продукции определяется в любой краткий промежуток времени, а конкурентоспособность организации применима к довольно длительному периоду времени);
    конкурентоспособность организации зависит от уровня конкурентоспособности всего ассортимента продукции и эффективности каждого вида деятельности;
    конкурентоспособность продукции является необходимым, но недостаточным условием конкурентоспособности организации.
    Конкурентоспособность предприятия является более сложным и обобщающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособности товара». Конкурентоспособность предприятия — интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его дея тельности в течение определенного периода. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п.
    Рассмотрение конкурентоспособности организации через призму конкурентоспособности продукции — подход, реализуемый на оперативном или тактическом уровне управления, предполагающий принятие управленческих решений, позволяющих локализовать неблагоприятную ситуацию и минимизировать возможные потери. Стратегическая же конкурентоспособность возможна при наличии у организации устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу, одним из которых является альтернативный набор стратегий конкурентоспособности организации.
    Обеспечение конкурентоспособности организации предполагает три уровня: оперативный, тактический и стратегический.
    Обеспечение конкурентоспособности на оперативном уровне означает обеспечение конкурентоспособности продукции. Критерием конкурентоспособности в данном случае является показатель конкурентоспособности продукции.
    Конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется обшим состоянием предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является комплексный показатель состояния предприятия.
    Обеспечение конкурентоспособности на стратегическом уровне означает обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является рост стоимости предприятия.
    Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Цели, как правило, имеют временную привязку. Поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенною времени.

    Понятие конкурентоспособности предприятия

    Конкурентоспособность организации, предприятия, фирмы — это:
    совокупность свойств, отличающих се от других хозяйствующих субъектов более высокой степенью удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной конъюнктуры, способностью к экономическому развитию на основе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности:
    совокупность особенностей и возможностей предприятия, обеспечивающих ему победу в конкурентной борьбе с другими агентами;
    совокупность свойств субъекта, имеющего определенную долю соответствующего динамичного рынка, которая характеризует степень соответствия вырабатываемых им объектов требованиям потребителей в условиях конкуренции на свободном рынке;
    способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен. создания удобства для покупателей, потребителей;
    способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, гак и по эффективности производственной деятельности;
    возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы;
    способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами;
    способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг;
    превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации;
    относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику ею приспособления к условиям рыночной конкуренции;
    сравнительная характеристика фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами;
    текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка — объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения;
    уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами (предприятиями), товарами на рынке;
    комплексная характеристика предприятия, которая определяется уровнем и степенью использования своих конкурентных преимуществ и возможностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом в любой момент времени прибыльность;
    реальные и потенциальные возможности разрабатывать, проектировать, производить и сбывать с достаточно высокой прибылью в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам, взятые в комплексе, более привлекательные, чем товары его конкурентов;
    комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого предприятия над другими;
    сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами;
    способность компании реализовать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности. формирования, основных фондов, возврата инвестированного капитала);
    обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования;
    свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов;
    наиболее вероятная интегрированная рейтинговая оценка исследуемого предприятия (фигурирующего в составе стратегической конкурентной группы), которая предполагает экономически наиболее целесообразное и комплексное использование всех располагаемых видов потенциалов, каждый из которых имеет обобщенную числовую оценку.
    Конкурентоспособность предприятия как характеристика оценки конечных результатов деятельности предприятия на рынке является показателем относительным, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели, используемые для оценки конкурентоспособности предприятий-конкурентов.
    Конкурентоспособность предприятия является категорией динамической. Ее изменение во времени обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, значительная часть которых может рассматриваться в качестве управляемых параметров.
    Конкурентоспособность предприятия отражает эффективность использования экономического потенциала предприятия.

    Факторы конкурентоспособности предприятия

    Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.
    Внешние факторы:
    государственная политика в отношении экспорта и импорта;
    уровень экономического развития страны:
    государственная экономическая политика в странах-экспортерах и импортерах товаров;
    эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;
    уровень развития инфраструктуры в стране;
    развитие научно-технологического потенциала;
    наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов;
    амортизационная налоговая и финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии;
    таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины, квоты:
    система государственного страхования;
    участие в международном разделении труда, разработке финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;
    государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания;
    государственный надзор и контроль за соблюдением: обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль;
    правовая защита интересов потребителя;
    основные характеристики рынка: его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов;
    деятельность общественных и негосударственных институтов.
    Внутренние факторы:
    производственная и организационная структура предприятия;
    технологии;
    учет и регулирование производственных процессов;
    уровень квалификации персонала;
    качество менеджмента;
    информационная и нормативно-методическая база управления;
    оборудование;
    функционирование системы менеджмента качества;
    уровень стратегического управления;
    масштабы применения аутсорсинга;
    развитость сбытовой (дилерской) сети;
    степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения);
    масштабы применения современных информационных технологий;
    использование сети Интернет для продажи продукции;
    ориентация на экономику, основанную на использовании знаний (экономика знаний);
    регулярность привлечения инвестиций в развитие производства;
    размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы;
    масштабы использования достижений НТП;
    репутация (гудвилл) предприятия;
    мотивация персонала на повышение качества товара;
    наиболее существенные стратегические конкурентные преимущества;
    эффективная конкурентная стратегия;
    своевременность проведения реструктуризации (слияние, поглощение, разделение);
    стоимость предприятия (бизнеса), отражающая его инвестиционную привлекательность.
    Возможности непосредственного воздействия предприятия на факторы внешней среды достаточно ограничены, поскольку они преимущественно действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные возможности обеспечения конкурентоспособности предприятия находятся в сфере факторов внутренней среды. Однако воздействовать на эти факторы можно с разной степенью эффективности. Так, как правило, значительных капиталовложений и длительного срока окупаемости требуют инновационные изменения технико-технологических условий работы. Однако следует отметить, что при существующем в мире высоком уровне развития научно-технического прогресса производственный потенциал предприятий, который составляет значительную часть экономического потенциала, практически определяется используемыми в производстве современными технологиями.
    Применяемые на предприятии технологии формируют требования к количественному и качественному составу основных производственных фондов, системе коммуникаций, составу и квалификации промышленно-производственного персонала, используемым природным ресурсам (вода, топливо и т.п.), системе обработки информации. В свою очередь вышеназванные требования определяют производственную мощность предприятия, количество и качество оборотных средств, необходимых для реализации производственного процесса.
    Вместе с тем для обеспечения конкурентоспособности предприятия при всей важности создания современных технико-технологических условий производства, необходимо также уделять внимание формированию адекватной данным условиям системы менеджмента на предприятии. Поэтому среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важнейшую роль играет уровень качества управления организацией, т.е. уровень подготовки менеджеров, умение правильно вести деловые операции в условиях постоянного изменения на рынке. Эти факторы считают ключевыми в определении конкурентоспособности организации на рынке.
    Майкл Портер напрямую связывает факторы конкурентоспособности с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и отрасли, он представляет в виде больших групп.
    Людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
    Физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий: климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
    Ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной информации. влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
    Денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги. У каждой из этих форм свои условия функционирования. С учетом различных условий их движения в разных странах они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
    Инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции: транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилищный фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
    Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов: основные и развитые.
    Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная, полуквалифицированная рабочая сила, дебетовый капитал.
    Развитые факторы — современная инфраструктура обмена информацией. высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными высокотехнологичными дисциплинами.
    Деление факторов на основные и развитые является условным. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством, и отраслей, применяющих в основном стандартизированную и малоквалифицированную рабочую силу.
    Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия имеют развитые факторы как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие создания развитых факторов — использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.
    Особенностью развитых факторов является то. что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных специалистов.
    Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, которые, не являясь надежным источником конкурентного преимущества предприятия, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе можно было создать родственные развитые факторы.
    Другим признаком деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы, по мнению М. Портера делятся на два вида: общие и специализированные.
    Общие факторы, к которым М. Портер относит систему автомобильных дорог, дебетовый капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей. Как правило, они дают конкурентные преимущества ограниченного характера.
    Специализированные факторы — это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания. Примером служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.
    В основе следующего признака классификации факторов конкурентоспособности предприятия лежит его способность оказывать влияние на них. Это внешние факторы (проявление которых в малой степени зависит от предприятия) и внутренние (почти полностью определяемые руководством организации).
    Конкурентоспособность — интегральная характеристика. В общем случае целесообразно выделять следующие составляющие: конкурентоспособность предложения на рынке, ресурсов предприятия, менеджмента и предпринимательской идеи.
    Текущая конкурентоспособность предприятия связана с конкурентоспособностью предложения на рынке. Предложение включает продукт, цену и сопутствующие услуги, а в общем случае — все, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента. Часто предприятие имеет несколько предложений (дифференциация), при этом можно говорить об интегральной конкурентоспособности всего продуктового портфеля.
    Маркетинговый подход к определению конкурентоспособности предполагает, что предложение конкурентоспособно, если оно имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительские характеристики, лучшие, чем у товаров-аналогов (при этом данные характеристики признаются потребителями ведущими). Индикатором актуальности потребительской характеристики может являться, например, статистика вопросов покупателей, задаваемых при приобретении продукта. Потребители заинтересованы не в абсолютно лучшем по всем характеристикам продукте, а в том, который удачно сочетает качества, наиболее востребованные на данном сегменте рынка, и часто готовы поступиться отдельными характеристиками продукта ради улучшения других.
    Долгосрочная конкурентоспособность определяется конкурентоспособностью ресурсов (потенциала) предприятия: финансовых, материальных, технологических, управленческих, информационных, кадровых, интеллектуальных и других (в частности, как особый вид ресурса можно рассматривать лояльность покупателей). Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения.
    В условиях конкуренции ресурсную базу необходимо поддерживать в состоянии, актуальном условиям рынка. Эффективное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции определяется конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего высшего руководства. Значение данной составляющей особенно проявляется в условиях динамичной внешней среды и активного конкурентного противодействия.
    Конкурентоспособность менеджмента — это сравнительная характеристика качества менеджмента на предприятии и у конкурентов, это различия в квалификации, мотивации, организации управления. Оценка конкурентоспособности менеджмента затруднена, так как результаты работы каждого менеджера интегрируются в общий результат, который в свою очередь может проявляться с определенным запозданием. Способности топ-менеджеров к принятию важнейших стратегических решений, генерации новых идей именно в том темпе, которого требует рынок, и умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурентоспособности предприятия.
    Связующим элементом указанных аспектов конкурентоспособности является конкурентоспособность предпринимательской идеи. Предпринимательская идея включает основное представление о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов, поддержания и развития потенциала, управления предприятием. Перечисленные составляющие являются уникальными для каждого предприятия, а их удачное сочетание и определяет конкурентоспособность предпринимательской идеи.
    На понятие «конкурентоспособность предприятия» оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может выступать как:
    товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);
    товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его расширение — диверсификацию).

  3. Forcebrew Ответить

    Значительный уровень конкурентоспособности обусловлен такими условиями как, удовлетворенность и готовность потребителя приобретать продукцию предприятия неоднократно, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, собственников, партнеров и т.п. Высокий уровень конкурентоспособности предприятия также определяется престижностью работы на нем.
    Конкурентоспособность предприятия – понятие неоднозначное, спектральное, и включает в себя не только качественные, количественные и ценовые параметры выпускаемой продукции (товара/услуги), но и зависит от профессионализма менеджмента компании. Также важнейшими факторами, влияющими на конкурентоспособность предприятия становится конъюнктура на рынках, уровень конкуренции со стороны других участников рынка в аналогичном сегменте, техническая оснащенность предприятия, инновации, внедряемые на производство, уровень мотивированности и квалификации работников, финансовая устойчивость.
    Существенную роль в реальных условиях рынка играет компонента маркетинга, определяющая конкурентоспособность предприятия и сориентированная на выявление наиболее весомых потребностей и колебаний потребительских предпочтений. Маркетинг предприятия должен быть направлен на оценку перспективности сегментов рынка, разработку и внедрение эффективных стратегий по повышению конкурентоспособности.
    В определениях значимости конкурентоспособности предприятия необходимо выделить следующие качества:
    качество продукции (товара/услуги);
    баланс «цена ? качество»;
    привлекательность продукции (товара/услуги);
    потенциал реализации;
    навыки сдерживать определенный натиск со стороны внешней конкуренции и т.д.

  4. МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА Ответить

    Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди.
    Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.
    Именно конкуренция:
    O оживляет рынок;
    O заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;
    O заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;
    O заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;
    O обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу.
    Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.
    Конкуренция – это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов[3].
    Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка.
    Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
    Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
    1) на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых меньше относительно рынка в целом;
    2) рынок характеризуется продуктовой однородностью, т. е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
    3) покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
    4) должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е. должны отсутствовать рыночные барьеры;
    5) производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, т. е. должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.
    Очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из ранее рассмотренных.
    В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции. Они же, в свою очередь, имеет три формы: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия[4].
    Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена на рисунке 1.
    Рис. 1 Типы рынков несовершенной конкуренции.
    Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.
    Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.
    Деятельность чистых или почти чистых монополистов обычно регулируется государством. В этом случае государство стремится обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды.
    Негативные последствия чистой монополии проявляются в том, что у предприятия-монополиста отсутствуют необходимые внешние стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции.
    Олигополистическая конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии. В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае – дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию. Для олигополии характерны следующие черты:
    O продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
    O небольшое число продавцов;
    O существуют значительные барьеры входа и выхода;
    O продаваемый товар может быть как дифференцированным так и однородным.
    Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных компаний по продвижению продуктов.
    Поскольку в данном случае наблюдается наличие множества производителей (продавцов) товары, которых являются практически одинаковыми, увеличивать цену выше уровня превалирующей рыночной цены нет смысла. С другой стороны, снижать цены тоже нет необходимости, поскольку фирма и так может продать все, что может произвести.
    Для чистой конкуренции характерно:
    O наличие большого количества экономических агентов, продавцов и покупателей;
    O однородность продаваемой продукции;
    O ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.
    Монополистическая конкуренция – фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов. В условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров.
    Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
    O продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;
    O тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять определенный контроль над продажной ценой;
    O на данном рынке действует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.
    Конкурентная среда – рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.
    Конкурентная борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.
    Но у конкуренции есть и отрицательные стороны. Прежде всего, необходимо помнить, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, где есть всегда свои победители и свои побежденные.
    «Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей»[5].
    Конкурентоспособность объекта – это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.
    Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом.
    Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.
    Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:
    1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);
    2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
    3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.
    Для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо:
    O обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.
    O поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.
    Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций[6].
    В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
    1. Регулирующая.
    2. Аллокационная.
    3. Инновационная.
    4. Адаптационная.
    5. Распределительная.
    6. Контролирующая.
    Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства – индивидуальными и общественными потребностями).
    В конечном счете, речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.
    Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation – размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
    Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно- технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
    Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
    Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
    Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

  5. Dumuro Ответить

    В настоящее время, для того чтобы фирма была конкуренто­способной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершен­но новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом, И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной полити­ке, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
    Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факто­ров, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы фак­торов:
    • технико-экономические;
    • коммерческие;
    • нормативно-правовые.
    Технико-экономические факторы включают: качество, продаж­ную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потреб­ление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от произ­водительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.
    Коммерческие факторы определяют условия реализации то­варов на конкретном рынке. Они включают:
    • конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение
    между спросом и предложением данного товара, национальные
    и региональные особенности рынка, влияющие на формиро­
    вание платежеспособного спроса на данную продукцию или ус­
    лугу);
    • предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютер-
    ских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе
    покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и дру­
    гих предоставляемых услуг);
    • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств
    воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
    фирмы, компании, страны). Нормативно-правовые факторы отражают требования техни-«ской, экологической и иной (возможно, морально-этической) |гзопасности использования товара на данном рынке, а также ^итгнтно-правовые требования (патентной чистоты и патентной тпнты). В случае несоответствия товара действующим в рас-иитриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стан-рщггов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помо­щью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
    Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом юаучения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособно­сти, который помогал бы ей выживать на достаточно долговре-| иеяном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
    Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп по­купателей, улучшению сервиса, рекламы.
    Основой конкурентоспособности предприятия является кон­курентоспособность его продукции. Конкурентоспособность про­дукции – это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия кон-гретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента – потребительские свойства и цена – являются глав­ными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с ка­чеством и издержками производства. Причиной успеха или не­дачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уро­вень обслуживания.
    И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты дея­тельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, осно­вой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на выс­шем уровне создает большую привлекательность. Исходя из это­го, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
    Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
    Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение каче­ства продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
    Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность тру­да, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете воз­можность обеспечения необходимого уровня составляющих кон­курентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень произ­водства, уровень организации производства и управления.
    По существу, основа современной «философии успеха» зак­лючается в подчинении интересов фирмы целям разработки, про­изводства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потре­бителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стрем­ление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к дости­жению и поддержанию высокой прибыли.
    Финансовые результаты, например, многих японских компа­ний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому ру­ководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конку­рентоспособности.
    Одновременная работа с товарами, находящимися на разных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компа ниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специшн ции, т.е. выбирают себе одно из следующих «амплуа»: фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами но­вовведений;
    • инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные
    модификации товара и его дизайн;
    • узкоспециализированный изготовитель – чаще всего субпо­ставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
    • производитель традиционных изделий (услуг) высокого ка­чества.
    Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии форми­рования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее на­много тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу от­носительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегод­ня определяют инновационный процесс в развитых странах. Та­ким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порож­дается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.
    Согласно закону о конкуренции в мире происходит объектив­ный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банк­ротства. В результате постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции.
    Движущей силой конкуренции является стимул к нововведе­ниям. Именно на основе нововведений удастся повышать каче­ство продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного това­ра. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *