Докучные сказки для детей что это такое?

14 ответов на вопрос “Докучные сказки для детей что это такое?”

  1. AlexDnB Ответить

    В старину детям рассказывали небольшие сказки, в рифму. Так как дети любят повторять одно и то же много раз, эти сказки тоже содержали многократные повторы. Докучная сказка: сочинить её может каждый, даже ребёнок. В рифму или нет — не так важно. Главное уловить суть.
    Для чего сочинялись докучные сказки, доподлинно неизвестно. Историки называют три версии. Согласно первой версии, докучные сказки с многократными повторами легче запоминались детям, и их сочиняли, чтобы развивать ребятишек 3-5 лет. Такую сказку сорванцы запоминали быстро, она сама просилась на язык.
    Согласно второй версии, эти сказки рассказывали надоедливым детишкам, которые постоянно отрывали взрослых от работы просьбами рассказать сказку. Взрослые выполняли своё дело, да приговаривали одно и то же. Ребятишкам потешно, да и старшие товарищи не задумываются: руками дело делают, языком — детей отвлекают.
    Третья версия гласит, что этот жанр зародился в народе, благодаря таланту детей. Малыши сами придумывали докучные сказки, и, собственно, докучали ими взрослым, рассказывали друг другу.
    Задумайтесь, в те времена книг было не так много, про интернет никто не слышал. Откуда брать стишки, шутки и пословицы? Пытливый ум русского человека додумался до того, чтобы сочинять такие вот сказки. Не зря Россия славится талантами: они были во все времена. Благодаря таланту русского человека и зародился такой жанр, как докучные сказки.
    Примеры докучных сказок
    Существует целое направление, или жанр: докучные произведения. Одни больше похожи на стихи, другие напоминают игры. Есть шутливые докучные изречение, вроде пословиц. Их применяют часто, и в разных ситуациях. Но все вместе они составляют единое направление. Условно их все причисляют к докучным сказкам.
    Сказка о трусливой кошке
    Сказка о трусливой кошке,
    Что боялась своих блошек,
    Что боялась своей тени,
    И, конечно, привидений.
    Сказка о трусливой мышке,
    Что боялась злую кошку,
    Что боялась своей тени.
    И, конечно, привидений.
    Сказочка моя о том,
    Как не дружат мышь с котом.
    Ты не бойся своей тени,
    Нет на свете привидений.
    Белый ворон
    Белый ворон на заборе

  2. Maxon101 Ответить

    ***
    Жили-были у Кирилла
    Два весёлых крокодила.
    Крокодил Антошка
    Играет на гармошке,
    Крокодил Бориска
    Съел мою ириску!
    Так делать нельзя!
    Вот и сказка моя вся!
    ***
    Я кашу ел.
    По сторонам глядел
    Горизонт далеко,
    Море глубоко,
    Небо высоко, не достать,
    А надо кашу доедать.
    ***
    Жил-был кот,
    Ездил задом- наперёд.
    Коней своих погонял
    И на полпути  упал.
    Хотели услышать сказку про кота,
    А не начать ли нам её с конца?
    ***
    Жил-был весёлый слон.
    Каждый день купался он.
    Он купался, обливался-
    Это делать он старался.
    Слон – чистюля, молодец!
    Вот и сказочке конец!
    ***
    Жили- были две лисички
    Очень дружные сестрички.
    Жили – поживали
    И беды не знали.
    Вот и сказку дочитала,
    Начинай её с начала.
    ***
    Жили-были
    Два весёлых брата,
    Два весёлых брата –
    Брата – акробата.
    Смотреть на акробатов –
    Весёлая картина,
    Весёлая картина
    А сказке – середина.
    Веселье продолжается,
    А сказочка кончается.
    ***
    Репка росла, росла
    Выше дома стала
    Семенами пошла
    Семена собрали, посадили
    Репка росла, росла…
    ***
    Около дорожки домик стоит.
    В домике том старушка сидит.
    Домик обычный, простой
    Одна кровать, печка, стул и стол.
    Но вот чудо случилось –
    Старушка читать научилась.
    Хорошо она читала…
    Не начать ли нам сказку сначала?
    ***
    Жил-был паучок-старичок.
    Были у него внучата – паучата.
    Один паучок – серебряный бочок,
    А другой внучок – усатый паучок.
    Эта сказка началась
    И закончилась сейчас!
    ***
    Рак задом наперед полз по реке
    Вдруг упал в обрыв
    Водоворот его подхватил
    Рак задом наперед полз по реке…
    ***
    Жили- дружили кот и воронок.
    Ели они с одного стола
    В окошко глядели с одного угла.
    Гулять уходили с одного крыльца…
    Не послушать ли сказочку опять с конца?
    Докучные сказки придуманные детьми с картинками






    Сказка начинается.
    Жили-были подружки –
    Валюшка и Надюшка.
    Напекли они ватрушки.
    Одна ватрушка
    Убежала под подушку,
    Другую ватрушку
    Съела лягушка.
    Надюшка и Валюшка
    Плакали, рыдали,
    Сказку вспоминали
    Жила-была Настюшка.
    Была у неё кружка.
    Из кружки чай пила.
    На кружечке малина,
    А сказке середина.
    Вот кружка осерчала,
    От Насти убежала.
    Она её не мыла,
    На кружечке чернила.
    Прибегай ко мне быстро,
    Я помою тебя чисто.
    Кружка возвращается,
    А сказочка кончается.
    Переделанная докучная сказка.
    Жили- были два павлина,
    Вот и сказки половина.
    Жили- были два гуся.
    Вот и сказка вся!
    Сел голубь на ветку
    Посмотрел на Светку
    Смотрел, смотрел и упал
    Поднялся, крыльями замахал
    Сел голубь на ветку…
    Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре.
    Докучная сказка не имеет такой воспитательной ценности, как, например, пословицы, поговорки, привычные традиционные сказки, но она способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
    Смотрите также:

  3. wernnn Ответить

    Оксана Ушкова
    Наше творчество: докучные сказки
    Докучная сказка – жанр устного народного творчества. Эти сказки невелики по объёму, они лишь намекают на возможность длинного интересного рассказа. Смысл подобных сказок состоит в шутливом обыгрывании незатейливой ситуации.
    Изучая докучные сказкидети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
    Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
    Носырева Алина
    Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
    Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
    Тут и сказке конец – печка развалилась.
    Григорьев А.
    Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
    – Расскажи.
    – А вот она и вся.
    Смирнова В.
    Жили-были два лося – вот и сказка вся.
    Никитин А.
    У нашего Алешки под окном растет морошка.
    У Машки – ромашки.
    У Полины – куст малины.
    У Алины – куст рябины.
    У Андрея – батарея,
    А у Вики – леденец.
    А кто слушал – молодец,
    Вот и сказочке конец.
    Жукова П.
    Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
    Носырева Арина.
    Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
    Потапова М.
    Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
    Потапова М.
    У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
    У Андрея в саду клены,
    А у Насти – дуб зеленый.
    У Полины – куст малины,
    У Арины – две рябины.
    У Анжелы – лыка связка.
    Хороша ли моя сказка?
    Тимонова В.
    Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
    Розова А.
    Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
    Григорьев М.

  4. Knaz1234 Ответить

    В отличие от сюжетной сказки в привычном понятии, докучная не имеет ярко-выраженной борьбы Добра и Зла, победы светлых сил над темными. Докучная сказочка не имеет привычного “счастливого конца”, она рассчитана на бесконечное повторение.
    Вот новая интерпретация сказки о репке в ее докучном варианте. Получилась сказка не о совместном труде, а о том, что надо делиться своей радостью со всеми, даже со зверями, и эта сказка никогда не закончится:
    “В некотором царстве, в незнакомом государстве, не в том, в котором мы живем, случилось диво дивное, явилось чудо чудное: выросла в огороде репа важная, ее хвалила старуха кажная:
    “Одним деньком не обойдешь кругом”.
    Половину той репы вся деревня месяц ела. Едва доела. Соседи увидали — три недели другую половину доедали.
    Остатки на телегу навалили, мимо лесу потащили, телегу обломили. Пробегал медведь — удивился, репы наелся и спать повалился… Когда он проснетс, тогда и сказка дальше поведется!”
    Или извечная проблема нашей жизни: то недодел, то передел. Докучная сказка о царе Бубенце – о том, что бессмысленный и бесполезный труд может преследовать человека до самой смерти:
    “Жил-был царь Бубенец. Захотел он построить себе новый дворец. Навезли ему мокрых досок, положили сушить на песок. Сушили, сушили — пересушили. Положили в реку — перемочили. Снова сушили — пересушили, снова мочили — перемочили!
    Вот как будут доски готовы, тогда и за сказку за эту примемся снова. Только будет это нескоро: это будет в тот год, когда леший помрет, а он еще и не хворал!”
    Докучные сказки, продиктованные бытовыми событиями и явлениями природы, представляют интерес для исследователей фольклора.
    Ценность их – в воздействии на подсознание, в остроумном и оригинальном взгляде на обыденные явления. Кроме того, эти сказки благотворно влияют на развитие ребенка, успокаивают, пробуждают фантазию и потому служат предметом постоянного дополнительного сочинительства и придумок со стороны взрослых и детей.

  5. Sev234 Ответить

    Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
    Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.
    У попа была собака,
    Он её любил.
    Она съела кусок мяса,
    Он её убил.
    Вырыл яму, закопал,
    Крест поставил, написал,
    что:
    У попа была собака,
    и т.д.
    Жил-был царь Ватута вот и вся сказка тута.
    Стоит домишко пряничный,
    Изюмом изукрашенный,
    Блестит при свете месяца.
    Дверь из леденца, Не сказать всё ли с конца?..
    Едем дальше.
    Видим мост,
    Под мостом ворона мокнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть на мост –
    Пусть она обсохнет!
    Едем дальше.
    Видим мост,
    На мосту ворона сохнет.
    Хвать её за хвост,
    Шасть её под мост –
    Пусть она помокнет!
    Едем дальше…
    Мы с тобою шли?
    — Шли!
    — Сапоги нашли?
    — Нашли!
    — Я тебе их давал?
    — Давал!
    — Ты их взял?
    — Взял!
    — А где же они?
    — Кто?
    — Да не кто, а что!
    — Что?
    — Сапоги!
    — Какие?
    — Ну, такие! Мы с тобою шли?
    — Шли!
    — Сапоги нашли?
    — Нашли
    — Сказать тебе сказочку про сову?
    — Скажи!
    — Хорошо! Слушай меня, да не перебивай!
    Летела как-то сова —
    Весёлая голова.
    Вот она летела, летела,
    На веточку села,
    Хвостиком повертела,
    По сторонкам поглядела,
    Песенку спела
    И опять полетела.
    Вот она летела, летела,
    На веточку села
    Хвостиком повертела,
    По сторонкам поглядела,
    Песенку спела
    И опять полетела…
    Сказывать ли дальше?..
    Чучело-мяучело на крыше сидело,
    Чучело-мяучело песенку запело.
    Чучело-мяучело с пастью тёмно-красной,
    Всех оно измучило песенкой ужасной.
    Всем вокруг от чучела тоскливо и тошно,
    Потому что песенка у него про то, что
    Чучело-мяучело на крыше сидело…
    На горе стоит избушка,
    Живёт в избушке старушка.
    Сидит она на печи,
    И жуёт и жуёт калачи.
    Но вот старушка встала,
    Из-за печки мочало достала…
    Хорошо у старушки мочало!
    Не начать ли нам сказку сначала?
    В некотором царстве,
    В незнакомом государстве,
    Не в том, в котором мы живём,
    Явилось диво дивное,
    Случилось чудо чудное:
    Выросла на огороде репка важная,
    Хвалила старуха каждая:
    Не обойдёшь кругом одним деньком.
    Половинку той репки вся деревня месяц ела,
    Едва-едва её доела.
    Соседи всё это увидали —
    Три недели другую половинку доедали.
    Остатки репы на телегу навалили,
    Мимо лесу потащили,
    Телегу от груза обломили.
    Пробегал медведь — подивился,
    Со страху спать завалился…
    А вот когда медведь проснётся —
    Тогда и сказка далее поведётся!
    Жил-был на свете царь Бубенец.
    Задумал он выстроить новый дворец
    Привезли ему мокрых досок,
    Положили доски сушить на песок.
    Сушили доски, сушили — пересушили.
    Положили их в реку — перемочили.
    Снова доски сушили — пересушили,
    Снова их замочили — перемочили!
    Вот как только будут доски готовы,
    Тогда и за сказку мы примемся снова.
    Только случится это нескоро:
    Это случится в тот год,
    Когда леший помрёт, —
    А он ещё и не захворал!
    Бабушка Арина
    Каши наварила,
    Егор да Борис
    Из-за той каши подрались.
    Мочало, мочало,
    Начинай сначала!
    У бабы Матрёны избёнки
    Травку жевала Бурёнка,
    Травку жевала — молчала.
    Увидела: на заборе—мочало.
    Увидела мочало — замычала…
    Не рассказать ли вам про Бурёнку сначала?
    Жила-была бабушка
    Да у самой речки,
    Захотелось бабушке
    Искупаться в речке.
    Прикупила бабушка
    Мыла да мочала.
    Ох и сказка хороша,
    Начинай сначала…
    Какие характерные особенности докучной сказки?
    Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
    Почему сказки называются «докучными»?
    Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
    Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
    Читать русские народные сказки
    Читать авторские сказки

  6. Zveromamont Ответить

    Консультация для родителей.
    Докучные сказки.
    К сожалению, во многом ушел в прошлое народный опыт воспитания детей младшего возраста. Современные молодые мамы  не владеют в полной мере поэтическим словом национального фольклора, между тем в нем содержится веками отобранный и практически проверенный материал.  Как часто ребенок просит нашего внимания, а в ответ слышит «некогда», «потом»», «я устал(а)».  Предлагаем вам докучные сказки, которые могут стать как прелюдией к интересной беседе или совместной деятельности с ребенком (игры с потешками, «ладушки» и др.), так и вежливым отказом в случае крайней занятости.
    «Докучать» – надоедать, наводить скуку. Слушатели «докучали» сказочнику, а сказочник «докучал» слушателям. «Докучные» сказки хороши своим юмором, таким близким детям.
    «Жили-были два братца —
    кулик да журавль.
    Накопили они стожок сенца,
    Поставили середи  польца.
    Не сказать ли сказку, опять с конца?»
    «Жил-был царь, у царя был двор,
    на дворе был кол, на колу мочало,
    не сказать ли сказочку с начала?»
    «Жил-был старик, у старика был колодец,
    а в колодце елец. Тут и сказке конец».
    «Жил-был царь Батута.
    И вся сказка тута».
    «Жили-были два гуся,
    Вот и сказка вся!»
    «Вокруг кольца ходили журавль и овца.
    Съели они стожок сенца.
    А не сказать ли с конца?»
    «Летела сова – веселая голова.
    Вот она летела-летела, на березку села.
    Хвостиком повертела,
    по сторонам поглядела,
    песенку спела
    И опять полетела.
    Вот она летела, летела,
    На березку села.»
    «В одном болоте жила-была лягушка по имени,
    квакушка по отчеству.
    Вздумала лягушка
    вспрыгнуть на мост,
    да и завязила в тину хвост!
    Дергала-дергала –
    выдернула хвост,
    да завязила нос.
    Дергала-дергала –
    выдернула нос,
    да завязила хвост…»
    Шел я как-то через мост, глядь – ворона мокнет.
    Взял ворону я за хвост, положил ее на мост –
    Пусть ворона сохнет!
    Шел опять я через мост, глядь – ворона сохнет.
    Взял ворону я хвост, положил ее под мост –
    Пусть ворона мокнет!
    Снова шел я через мост, глядь – ворона мокнет,
    Взял ворону я за хвост, положил ее на мост –
    Пусть ворона сохнет.
    Я опять пошел на мост,…..
    Я пришел на тот же мост,…..
    Жили-были два павлина,
    Вот и сказки половина.
    Жили-были два гуся,
    Вот и сказка вся.
    На заборе висит мочало –
    Начинай сказку с начала.
    Жил-был дед со старухою.
    Была у них избушка.
    А в избушке стояла лохань,
    В лохани – мочало.
    Не сказать ли вам сказочку с начала?
    В некотором царстве,
    В некотором государстве
    Жила-была ворона,
    И вздумала она лететь
    В тридевятое царство,
    В тридесятое государство.
    Полетела,
    Летела, летела, летела –
    Да села,
    Сидела, сидела, сидела –
    Да полетела;
    Летела, летела, летела –
    Да села;
    Сидела, сидела, сидела, сидела –
    Да полетела…
    Задумал журавль жениться,
    На прекрасной на девице,
    на цапле.
    Задумал журавль жениться,
    А идти до невесты
    семь верст болотом.
    Ноги-то станет из болота вытаскивать –
    хвост завязнет.
    Хвост вытащит –
    ноги завязнут.
    Ноги-то станет из болота вытаскивать –
    хвост завязнет,
    Хвост вытащит –
    ноги завязнут…
    Поймала бабка карася –
    Вот и сказка вся!

  7. Devilsoft Ответить

    Докучные сказки 3 класс
    придуманные детьми.
    Жили-были пёс  и кот.
    Кот ловил мышей за хвост.
    Укусил однажды пса
    Вот и сказка вся.
    Воронцова Анастасия 3 б класс.
    Посмотрел я в окно
    А  на улице темно.
    Ничего не видать,
    Можно снова начинать.
    Ерёменко Павел 3 б класс.
    Я кашу ел.
    По сторонам глядел
    Горизонт далеко,
    Море глубоко,
    Небо высоко, не достать,
    А надо кашу доедать.
    Ерёменко Павел 3 б класс.
    Жил-был кот,
    Ездил задом- наперёд.
    Коней своих погонял
    И на полпути  упал.
    Хотели услышать сказку про кота,
    А не начать ли нам её с конца?
    Опалёв Вячеслав 3 б класс.
    Жили- были две лисички
    Очень дружные сестрички.
    Жили – поживали
    И беды не знали.
    Вот и сказку дочитала,
    Начинай её с начала.
    Шапкина Кристина 3 б класс.
    Около дорожки домик стоит.
    В домике том старушка сидит.
    Домик обычный, простой
    Одна кровать, печка, стул и стол.
    Но вот чудо случилось –
    Старушка читать научилась.
    Хорошо она читала…
    Не начать ли нам сказку сначала?
    Зыкина Наталья 3 б класс.
    Жили- дружили кот и воронок.
    Ели они с одного стола
    В окошко глядели с одного угла.
    Гулять уходили с одного крыльца…
    Не послушать ли сказочку опять с конца?
    Кулёв Владислав 3 б класс.
    Переделанная докучная сказка.
    Жили- были два павлина,
    Вот и сказки половина.
    Жили- были два гуся.
    Вот и сказка вся!                Матанцева Анна 3 б класс.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *