Как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?

8 ответов на вопрос “Как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?”

  1. алимпиус инферно Ответить

    В законе об образовании упомянута еще одна категория лиц, которая может рассчитывать на построение индивидуального маршрута образования. Этот пункт обозначен коротким словом “другие”.
    Хотя в тексте закона не уточняется, кто может быть отнесен к данной категории, но можно предположить, что сюда следует причислить, например, тех, для кого обучение в коллективе неприемлемо по религиозным взглядам. Либо по программе индивидуального обучения учащихся в школе могут заниматься дети военных или других лиц, чья деятельность связана с постоянными переездами из одного региона в другой, а, соответственно, ребенок вынужден часто менять образовательные заведения.

    Разновидности индивидуального обучения

    Существует несколько вариантов индивидуального построения образовательного маршрута. Причем каждый из них может иметь ряд вариаций. Далее будут рассмотрены основные типы такого получения образования.
    Индивидуальное обучение на дому (школа не посещается). Такая программа лучше всего подходит для детей с медицинскими ограничениями по здоровью. Инвалиды с нарушением двигательного аппарата испытывают большие трудности при дальних перемещениях. Не всегда здание школы находится в шаговой доступности от дома такого ученика. Поэтому наиболее благоприятным и результативным будет получение образования в домашних условиях.
    Индивидуальное обучение учащихся в школе. Такой вариант больше всего подходит для всех остальных лиц, чья потребность в подобном обучении не связана с ограничениями по здоровью. В таком случае экономится также личное время педагогов, поскольку их рабочий график мало отличается от занятий с детьми, получающими образование в коллективе.
    О разновидностях этих двух типов индивидуального обучения речь пойдет в следующих главах.

    Другие особенности процесса

    Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.
    Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.

    Научно-технический прогресс на службе у образования

    Кроме того, ограниченное число академических часов может быть компенсировано за счет использования современных технических средств, таких как интернет и разнообразные носители информации. В законе сказано, что индивидуальное обучение ребенка в школе может проходить и дистанционно, посредством использования Всемирной паутины. Также информация может быть предоставлена ему на других носителях, таких как компакт-диски с записями различных учебных программ и аудио- и видеоверсиями уроков.
    В электронном виде нередко осуществляется и промежуточное тестирование школьника.
    При подобном способе получения образования ребенку нет необходимости прерывать занятия даже при регулярных поездках на какие-либо соревнования или концертные выступления.

    Он может самостоятельно планировать свой учебный график, подстраивая его под расписание других видов деятельности.

    Нормативная основа

    Какими законами индивидуальное обучение в школе регламентировано?
    Прежде всего, о наличии в школе подобной услуги должно быть сказано в ее уставе. Этот документ, в свою очередь, основывается на положениях Законов об образовании и о индивидуальном обучении в школе. Также действие подобного вида маршрута получения знаний утверждено серией других документов, таких как письма министерства образования и прочих.

    Необходимые действия родителей

    Немаловажным вопросом является и такой: как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?
    Итак, если ваши сын или дочка нуждаются в подобной образовательной услуге, то следует написать заявление на имя директора той школы, в которую он ходит.
    Необходимо помнить, что такое получение образования возможно уже с первого класса. То есть школьник может начать свое обучение уже по индивидуальной программе. В этом заявлении нужно перечислить предметы, которые в обязательном порядке изучаются на данной ступени образования. Также можно упомянуть о пожеланиях, которые выдвигает ребенок и его родители.

    К таким запросам можно отнести, например, просьбу осуществлять индивидуальное обучение в начальной школе по какому-нибудь предмету в углубленной форме. Здесь может быть перечислен ряд причин для ускорения прохождения программы или наоборот для его замедления. При этом нужно быть готовым к тому, что за подобные дополнительные услуги учебное заведение попросит оплату в определенном размере. Обучение обязательным предметам должно проходить бесплатно.

    Если школа отказала

    Индивидуальное обучение ребенка в школе должно быть непременно одобрено администрацией заведения. Если в получении такой образовательной услуги отказано, то родителям школьника не стоит отчаиваться. Они могут обратиться в местное отделение министерства образования. Если отказ получен по той причине, что в уставе данного заведения нет положения об индивидуальном обучении в школе, то вышестоящие чиновники могут обязать директора внести в этот документ соответствующий пункт.

    Образовательные центры

    Кроме обучения по индивидуальному учебному плану в школе, возможно также получение дополнительного образования в специальных центрах. Такие учреждения предоставляют возможность не только лицам школьного возраста, но и другим гражданам получать знания по программам, осуществляемым в данный момент.
    В последнее время наиболее популярными курсами в центрах индивидуального образования являются школы иностранного языка.

    Порядок занятий

    Организация индивидуального обучения в школе осуществляется согласно следующему порядку. Когда заявление, составленное родителями, подписано директором учебного заведения, происходит разработка плана, а также расписания занятий.
    Составление первого из перечисленных документов ведется совместно с родителями или законными представителями школьника. При этом обычно учитываются личные пожелания ребенка, его интересы, замечания родственников. Также принимается во внимание состояние здоровья обучающегося.
    В соответствующих документах указывается количество предметов, необходимых для прохождения в рамках курса. При составлении рабочих программ в школах России по индивидуальному обучению по каждому из предметов назначаются педагоги. Предпочтение отдается тем специалистам, которые работают с данным классом, то есть с тем учебным коллективом, к которому приписан ребенок. Если в учреждении не хватает кадров, то школа привлекает к этой работе внештатных сотрудников.
    По каждой дисциплине определяются даты, когда должны проводиться зачеты и контрольные работы. Если индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья прерывается на время пребывания ребенка в медицинском заведении, то пропущенные уроки по заявлению родителей подлежат обязательной компенсации, то есть их время переносится на другие даты.
    В случае, если педагог находится на больничном, назначают замещающего специалиста, или уроки переносят до выздоровления учителя.

    Работа по государственным стандартам

    Все школьники, находящиеся на индивидуальном обучении, также как и их ровесники, проходящие традиционный маршрут образования, сдают экзамены, в том числе и итоговые, получают отметки, имеют такое же количество выходных и каникул, как их товарищи. Поэтому их аттестат ничем не отличается от документов, выдаваемых школьникам после окончания традиционной программы.

    Работа с документами

    Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.
    По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.

    Проблемы и их решения

    Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.
    Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.
    Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.

    Заключение

    Данная статья была посвящена проблемам индивидуального обучения детей в российских школах. Такой тип получения знаний может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на дому ребенка. Сегодня в распоряжении детей, нуждающихся в подобном подходе, есть многочисленные технические средства, во многом облегчающие прохождение ими образовательной программы.
    В первых главах этого материала был затронут вопрос о том, кто имеет право на получение подобного рода образования. Также приведены нормативные документы, регламентирующие осуществление индивидуального обучения в России.
    Важной частью статьи является глава о том, какие действия должны быть предприняты родителями детей, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения в школе. При наличии всех необходимых документов, а также заявления на имя директора школы, обычно перевод обучающихся на такой вид получения образования осуществляется в течение нескольких месяцев.
    Индивидуальное обучение, наряду с другими его видами, является полноправной формой получения образования.

    Поэтому после окончания подобного курса школьники получают аттестат государственного образца.

  2. Linkerror Ответить

    15.1. Здравствуйте. Данный вопрос регламентируется ч. 2 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
    неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58).
    А повторная промежуточная аттестация осуществляется не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента ее образования (ч. 5 ст. 58).
    Только в случае неликвидации в установленные сроки академической задолженности, обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
    То есть при отсутствии разрешения родителей оставить на повторное обучение невозможно, возможны адаптированное обучение либо по индивидуальному плану, увы.

  3. Fordregar Ответить

    Шаг первый: найти школу. Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу – ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.
    Шаг второй: посоветоваться со специалистами. Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.
    Шаг третий: написать заявление. Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.
    Шаг четвертый: получить учебники и пособия. Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами – например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.
    Шаг пятый: получить выплаты. По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.

  4. UNITSYTEF Ответить

    О произошедшем во 2″А” обычной магнитогорской школы коллектив предпочитает не распространяться: директор бегала от вопросов “РГ” как черт от ладана, остальные педагоги отмалчивались. После того как родители второклассников в один прекрасный день объявили бойкот школе и не пустили детей на занятия, решать их проблему пришлось на уровне мэрии. А в соцсетях развернулось горячее обсуждение вопроса, что делать, если безопасности детей угрожает буйный одноклассник.
    “Доводит до слез учителя, сбегает с уроков, кукарекает, кидается портфелями, угрожает одноклассникам ножницами, пытается отрезать им волосы, надевает на голову пакет, бьет, плюется…” – это далеко не полный перечень претензий, который родители 2″А” высказали к мальчику, которого перевели в их класс в начале учебного года.
    – Ребенок действительно гиперактивный. Учится неплохо. Но поведение – просто ни в какие ворота. Если два урока спокойно просидит – хорошо, – на условиях анонимности рассказали корреспонденту “РГ” в школе.
    Хулиган, как выяснилось, со стажем – прославился на всю школу еще в первом классе. Однако мать обвинила в этом “слабого педагога”, не сумевшего найти общий язык с ее чадом, и обратилась в управление образования Магнитогорска с просьбой перевести его в другой класс с учителем посильнее.
    – Мы просьбу матери удовлетворили – перевели мальчика, – сообщила заместитель начальника управления образования Магнитогорска Ольга Бирюк. – Что из этого вышло, вы знаете. Уже через месяц родители написали жалобы во все инстанции вплоть до прокуратуры с требованием его исключить.
    А параллельно развернули полемику в соцсетях, спрашивая совета, что делать в такой ситуации. “Мы боимся за здоровье и психологическое состояние наших детей. С мамой хулигана найти общий язык невозможно. Она считает, что только ее ребенок хороший, а остальные – плохие!” – пожаловались родители.
    Советы посыпались как из рога изобилия. От пессимистичных – “Ничего не добьетесь, у нас такого мальчика из класса перевели только после того, как он руку другому ребенку сломал”. До “кровожадных” – “Вызывайте психушку или соберитесь и отлупите его всем классом!”
    К счастью, 2″А” пошел другим путем – просто объявил хулигану бойкот и остался дома. Новичок пару дней учился совсем один. Пока вопрос о нездоровой ситуации не вынесли на городскую комиссию по делам несовершеннолетних.
    – Общими усилиями нашли решение, и мама ребенка с ним согласилась, – сообщила “РГ” начальник отдела по делам несовершеннолетних Любовь Щебуняева. – Ребенок переведен на индивидуальное обучение в той же школе. Конечно, это создаст некоторые сложности в педагогическом коллективе, но иного пути мы не видим. На маму, которая до сих пор не шла на контакт с педагогами и руководством школы, составлен административный протокол за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Однако на первый раз, думаю, дело закончится предупреждением.
    Как пояснила Ольга Бирюк, в школе с мальчиком организовано предметное обучение. Это значит, что уроки распределены между педагогами, которые по очереди работают с учеником в индивидуальном порядке. Такая форма обучения предусмотрена Законом об образовании, работа учителей тарифицирована, следовательно, дополнительной нагрузкой ее считать нельзя. А во 2″А” наконец воцарились мир и спокойствие. В одной из соцсетей родители уже поблагодарили представителей ПДН, прокуратуры и отдела опеки за то, что они помогли разрешить их ситуацию.
    – Школа не имеет права выгнать ребенка с уроков или отчислить за плохое поведение. Первый шаг в решении проблемы – работа с самим учеником. Второй шаг – взаимодействие с его родителями. И если возникают подобные ситуации, виновата, наверное, школа, которая, по сути, расписывается в своем бессилии, – прокомментировали ситуацию в Министерстве образования Челябинской области. – Если ситуация не улучшается, есть и третий шаг – психолого-медико-педагогическая комиссия. Но направить туда ребенка без согласия его родителей нельзя. Поэтому в любом случае нужно решать проблему сообща.
    Как удалось выяснить корреспонденту “РГ”, хулиган из 2″А” воспитывается в благополучной, но неполной семье. Для любой мамы ее ребенок – свет в окошке. И если нет противовеса в виде отцовского ремня, привычка к обожанию у ребенка может вылиться в проблемы с последующей адаптацией в коллективе. Ведь если он не получает от окружающих того внимания, к которому он привык дома, он будет завоевывать его любыми доступными способами.
    Комментарии
    К Кого мы хотим вырастить и как помочь родителям?
    Сергей Молчанов, доктор педагогических наук, профессор, президент родительского движения “Союз семьи и школы”:
    – То, что произошло с магнитогорским второклассником, я называю “эффектом Герострата”: не умею себя проявить в хорошем, проявляю в плохом. Любой человек хочет быть оцененным социумом, замеченным. Но если человек не научен позитивному поступку, он совершает плохой. И вот он уже замечен всеми, как Брейвик, профессор Мориарти или Герострат. Происходит его самореализация. Вот только кого мы хотим видеть в наших детях – самореализовавшихся эгоистов? Вероятно, пора кроме учебных учитывать и внеучебные достижения учащихся. Как это и предписывает статья 97 ФЗ “Об образовании”. В школах сегодня нет оценки качества социализации и воспитания. Не введен этот показатель и при оценке работы школ, и что самое забавное, не учитывается при назначении стимулирующих доплат педагогам. Нужно его ввести, оснастить педагогов инструментарием для оценки социализации учащихся. И поверьте, не пройдет и двух лет, как позитивная социализованность ваших детей вырастет. И они из самореализующихся себялюбцев превратятся в членов социума, полезных для всего общества.
    Елена Тюрина, начальник управления начального, основного и среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области:
    – Прежде всего не нужно доводить ситуацию до конфронтации. Этот случай вскрывает серьезную проблему общества: современные родители признают и уважают только своих детей и свои интересы. С чужими они не готовы считаться. Поэтому с такими конфликтами мы будем сталкиваться и дальше. Для таких сложных случаев в области появятся Центры помощи родителям. Уже готовится нормативная база, и в ближайшее время первый Консультационный центр появится в Челябинске, где квалифицированные специалисты на безвозмездной основе будут оказывать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям.
    Ольга Гольдфарб, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ:
    – Ситуация в школе Магнитогорска отнюдь не уникальна. Практически в каждом классе сегодня есть необычные дети. Чему немало способствуют принципы инклюзивного образования, к внедрению которых наша школа оказалась не готова. Ее нужно адаптировать – научить детей, родителей, педагогов, и, наверное, все наше общество в целом ценить и уважать различия каждого человека, быть терпимым к особенностям других людей.
    Не секрет, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года растет. При этом далеко не все родители готовы увидеть эти особенности и начать с ними работать. Часть семей просто их отрицают, игнорируют советы педагогических коллективов, отказываются от обследований. А ведь они необходимы, чтобы понять, с чем связаны отклонения в поведении и, соответственно, продумать план коррекционной помощи ребенку.
    Нежелание родителей принять очевидное и инклюзия привели к усилению неоднородности состава учащихся. И с этим приходится работать обычным педагогам общеобразовательных школ.
    Вспомните, если раньше в классах коррекционных школ учились от 12 до 15 детей, имевших схожие особенности в психическом развитии, а преподаватель имел специальную подготовку, то в общеобразовательных школах этого нет – педагогов обязали обучать детей в полных классах с 30 учащимися и вести содержательные уроки для всех. Другими словами проблемы внедрения инклюзивного образования взвалили на плечи самих учителей и при этом делают из них виноватых при каждом сбое. Хотя очевидно, что это системные сбои всей образовательной сферы.
    Источник “Российская газета” – https://rg.ru/2019/11/12/roditeli-dobilis-perevoda-bujnogo-u

  5. YNATEW Ответить

    1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
    2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

    4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
    5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
    Таким образом, Вы вправе перейти на семейное или индивидуальное обучение, поставив в известность ГОРОНО.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *