Если ребенок отстает в развитии что делать?

34 ответов на вопрос “Если ребенок отстает в развитии что делать?”

  1. Conjudor Ответить

    В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.
    Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.
    Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.
    Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.

    На что важно обратить внимание?

    О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:
    связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
    ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
    есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
    ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
    слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
    он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
    использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
    действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
    специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
    ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
    для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.
    В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
    Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.

    Что делать, если ребенок отстает?

    Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.
    Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.
    В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.
    В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.
    В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.
    И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.

  2. --ПугАвка-- Ответить

     Переживаете, что с ребенком что-то не так?
    Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
    С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?
    Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.
    Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

    Почему происходит задержка в развитии?

    По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
    Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
    При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
    Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

    Когда нужно срочно посетить специалиста?

    Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
    ребенок плохо ест без видимой причины;
    к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
    часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
    не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
    не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
    не играет в подвижные игры.
    При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
    малыш не реагирует на свое имя;
    не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
    его поведение и настроение постоянно резко меняются;
    у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
    он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
    О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
    Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
    не слышит и не понимает обращенную речь;
    не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
    не может составить фразу из двух-трех слов;
    не отвечает на простые вопросы;
    не выражает словесно свои потребности.
    Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

    Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

    В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,
    Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
    Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
    Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
    Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.
    Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
    Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
    Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
    Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.
    Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

    Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

    Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.
    Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

  3. Destroy_ST Ответить

    Ваш ребенок растет в своем темпе?
    Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
    Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?
    Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
    В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.
    На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.

    Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?

    Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.
    В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.

    Когда нужно срочно идти к специалисту?

    О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:
    он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
    у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
    берет мелкие предметы, но не удерживает их;
    избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
    постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
    не может удержать в руке карандаш;
    у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
    имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
    речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
    не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
    всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
    или не может обслуживать себя вообще;
    когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
    у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.
    Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.

    Что делать?

    В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.
    Невролог
    Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре.
    Психолог
    Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.
    Психиатр
    Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.
    Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются.
    Дефектолог
    Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).
    При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.
    Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.

  4. h@ck3r Ответить

    Пятилетний ребенок может быть хорошо развит физически, но по ряду причин его речь и психика находятся на уровне младенца. Специалисты выделяют несколько причин отставания в развитии.
    Гиперопека, постоянный родительский контроль. Из-за того, что ребенок не может проявить себя как личность, у него наступает соматический инфантилизм. Он не приучен к самостоятельности, не может себя обслужить, не владеет элементарными бытовыми навыками.
    Неблагополучная обстановка в семье – если ребенок из года в год является свидетелем родительских ссор, панически боится одного или обоих родителей, он замыкается в себе, стараясь избегать любых контактов с внешним миром. Другая крайность – постоянные истерики, вспышки агрессии, капризы. Без своевременной психологической помощи такое состояние быстро становится патологией развития.
    Поражения ЦНС вследствие тяжелых инфекций, приема некоторых лекарств не по возрасту, травм головного мозга. В этом случае требуется тщательное обследование и лечение у детского невролога.
    Ранняя потеря слуха в виду разных причин (травма, болезнь) – речь может пропасть даже у тех детей, у которых она успела сформироваться, а это влечет отставание в психическом развитии.
    Сильный стресс, эмоциональное потрясение – смерть любимого родственника, развод родителей, пережитая чрезвычайная ситуация (автокатастрофа, стихийное бедствие, военные действия).
    Одна из распространенных причин – педагогическая запущенность. Иными словами, до какого-то момента ребенок развивался нормально, но из-за отсутствия правильного воспитания, достаточного внимания со стороны родителей, развивающих занятий по возрасту или из-за неверно составленного распорядка дня малыша. процессы становления речи и психики тормозятся. Если ребенок получает скудную информацию об окружающем мире, никто не показывает ему, как играть, узнавать новое, не поощряет к какой-либо умственной деятельности, то его способности к усвоению знаний, конечно, снижаются.

    Когда нужно беспокоиться?

    В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии.
    Вас должны насторожить следующие сигналы:
    малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
    с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
    избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
    не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
    не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
    не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
    скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
    плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
    не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
    у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
    не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.
    Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.

    Стоит ли идти в коррекционную школу или пытаться готовиться к обычной?

    Этот вопрос волнует многих родителей детей, у которых выявлено отставание в развитии. В настоящее время в нашей стране активно реализуются программы инклюзивного образования. Но на деле все далеко не так радужно, как показывают нам социальные видеоролики. Из-за высокой наполненности классов, даже очень опытный учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания детям с ОВЗ. Неизбежно посыплются двойки и тройки, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, это приведет к конфликтам с одноклассниками и взрослыми.
    Положительный результат дает посещение коррекционного или дефектологического детского сада. Группы там очень маленькие, с детьми постоянно занимаются дефектологи и логопеды. Если такой возможности нет, обязательно ходите на занятия к проверенному специалисту, создайте обучающую среду дома. Используйте каждую минуту с пользой.
    Если в вашем городе есть коррекционная школа или коррекционный класс, то стоит подать документы именно туда. Там, под руководством педагогов-дефектологов, логопедов и психологов, ребенок научится правильно учиться, освоит необходимые навыки, получит знания о мире. Вы вскоре увидите заметные сдвиги в его развитии. В случае успешного прохождения программы, он может пойти в обычную школу.
    Поэтому бояться коррекционных школ совершенно не стоит: ребенку и вам так будет намного комфортнее, ведь процесс обучения будет проходить в подходящем для малыша темпе, и он обязательно достигнет положительных результатов.

  5. elmatho Ответить

    NATAbавторнет, он до сих пор в памперсах. Зачем горшок понимает, но нужным пользоваться им не считает. Папа в туалете показывал мастер-класс)), он смеется, ему это смешным кажется. Ложкой ест. но плохо и редко. Я не врач, но сколько читала про аутизм на него это не похоже. Скорее , аутичные черты. Дети своим шумом его раздражают, как и любые громкие шумы, если на площадке есть дети он туда не пойдет категорически. Он их не боится и не стесняется, просто не любит массовых скоплений. мы с рождения много путешествовали и ездили, на улице, в гостиницах, в ресторанах он совершенно нормально себя ощущает, если, коенчно, кто-то не привяжется) В саду он категорически и на отказ ничего ни с кем не делает, даже сказку вместе не слушает, уходит демонстративно и сидит один далеко на отдельном стуле. Я управлять им могу, особых трудностей нет, если что-то сказала – делает, но в саду бесполезно. Он не буйный, никогда в жизни ни с кем не дрался, не ломает игрушки и не агрессивный, просто не выносит если его к чему-то принуждают, опять-таки посторонние люди в виде воспитателей. Обычно это реакция в виде категорического отрицания.Не выносит, когда его трогают чужие люди, даже за руку берут (можно маме-папе-бабушкам) Его в саду уже знают воспитатели и не трогают.Все рисуют – он сидит в углу и смотрит колесики у машинок. Все на музыкальном занятия танцуют и поют – он стоит и смотрит в окно, как осенью падают листья, а зимой падает снег или как утром фонари на снегу отражаются.
    Закончилось занятие все преходят в другую комнату – он без проблем со всеми строем туда идет, но если , начинается, допустим, лепка – он даже отказывается вместе садиться. Все лепят – он тихо перебирает цветные листочки в углу в шкафу. Если пытаться его принудить – когда-то в самом начале – дикий ор на 2 часа,с валянием на полу, с приходом заведующей и нервными судорогами. Так и живем.
    TO CHTO VY OPISALI-I EST AUTISM.
    SORRY.

  6. Kallador Ответить

    Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:
    Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
    Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
    Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
    Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

    Типы задержки психического развития у детей

    В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:
    Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
    Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
    Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
    Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.

    Признаки отставания в развитии ребенка

    Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:
    В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
    Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
    Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
    В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
    В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – признак нарушений речи.
    Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
    У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
    Нарушение речи в дошкольном возрасте.
    Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.
    Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

  7. Ballarne Ответить

    Что делать, если вашему ребенку диагностировали одну из форм задержки психического развития? Решение о лечении принимает педиатр. Он может назначить такие меры как медикаментозная терапия, оздоровительные мероприятия общего характера, а также специальные занятия по коррекции тех или иных навыков.
    Медикаментозное лечение обычно назначается в комплексе с педагогическими и логопедическими занятиями, кроме того, к лечению могут быть привлечены невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, логопед, дефектолог.
    Общеоздоровительные мероприятия включают в себя соблюдение режима сна и бодрствования, кормления и занятий. Малыши с задержкой психического развития отличаются низкой работоспособностью и нуждаются в более продолжительном сне.   Кроме того, промежутки между кормлениями, сном, лечебными процедурами и занятиями должны быть заполнены интересной деятельностью.
    Коррекционные занятия – как правило, это упражнения, направленные на развитие координации движений, равновесия, прямостояния, ходьбы, ритма, ориентации в пространстве. Поскольку у малышей с задержкой развития физические качества обычно тоже страдают, то им рекомендуются гимнастические упражнения вроде ходьбы, бега, прыжков, лазания, а также активное взаимодействие с игрушками и предметами. Иными словами, все, что тренирует ловкость, скорость реакций, силу и выносливость.
    Если ребенок вялый и малоподвижный, его нужно специально заинтересовывать и стимулировать к игре. В случае, если ребенок проявляет невнимательность и рассеянность, ему предлагают задания, требующие выдержки и организованности. Кроме того, проводится коррекция неправильной установки стоп и плоскостопия, свойственных таким деткам, выполняются упражнения на развитие моторики рук. Детям назначаются занятия по стимуляции психического развития, которые включают наблюдение за миром окружающих людей и явлений и активное взаимодействие с предметами, с которыми ребенка знакомят взрослые.
    Если родители со всей ответственностью и терпением подойдут к решению вопроса, то помогут ребенку наверстать упущенное и догнать сверстников. Задержка психического развития – это не приговор, а лишь препятствие, преодолев которое вы и ваш ребенок станете сильнее, мудрее, опытнее.

  8. Blackterror Ответить

    Задержка речевого развития. Часть I

    О фразе-можно было написать так: ” дети, отстающие в интеллектуальном и физическом развитии “. Лена, у вас действительно задержка речи, но просто советеами, не видя ребенка помочь невозможно.

    Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации

    Чем помочь малышу? Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее Нельзя сказать, что дети с синдромом Дауна просто отстают в своем общем развитии и таким образом нуждаются только в упрощенной программе.

    Подрасти можно!

    В детском саду ребенок почти ничем не отличается от сверстников и отставать в росте Половое развитие у таких детей, как правило, запаздывает на 2-4 года, и, соответственно Его рост 166 см. Можно ли как-то ему помочь ” подрасти ” или это уже генетика, которую не…

    Как ликвидировать отставание в развитии

    Как помочь ребенку в развитии речи: ролевые игры и общение с детьми. Отставание в развитии : что делать? У любого ребенка всегда есть потенциал развития. Где потолок для каждого конкретного ребенка — никто не знает и предсказать не может.

    насколько реально ребенку “потерять” диагноз зпр?

    Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница ЗПР-не диагноз,а констатация того факта,что на данный момент данный конкретный ребенок отстает от некой Помогите, пожалуйста. Предложили малыша. Раздел: Усыновление ( диагноз r62).

    Мой ребенок плохо развивается! Дочке 8 м

    мне кажется вам стоит обратиться к врачу. если не будет выявлено никаких объективных причин – маленьким лентяям хорошо помогает массаж. попробуйте Ребенок отстающий в развитии. Не надо слепой любви – ребенку от нее только хуже 🙁 У меня перед глазами сын моего мужа.

    Есть у кого-нибудь дети с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы?

    У кого есть дети с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, как вы Короче, у кого проблемы, тот и ищет способо с ними справляться, мама помогает, но не решает их за рабенка. Вот по-моему, это и есть главное развитие отстающих деток.

    Плохо учится — это лечится?

    К примеру, ребенок до 3-летнего возраста отстает в развитии и знает всего несколько слов, в то время как его сверстники уже свободно лопочут. Ситуация знакомая. Чтобы понять, как помочь ребенку учиться, сначала надо разобраться, в чем может быть проблема.

    Развитие отстающих деток

    Развитие отстающих деток. Пожалуйста, подскажите книжки, ссылки, игры, игрушки для 2-летнего ребенка с задержкой умственного и физического развития. Точный диагноз не знаю, пока еще в душу людям не влезла, но очень хочется помочь …

    Если в семье ребенок с задержкой психического развития

    Чем помочь ребенку с диагнозом задержки психического развития ? Гармонический инфантилизм. ребенок просто маленький. По росту он отстает от ровестников, выглядит как ребенок младшего возраста.

  9. Pazetiv Ответить

    автор
    нет, он до сих пор в памперсах. Зачем горшок понимает, но нужным пользоваться им не считает. Папа в туалете показывал мастер-класс)), он смеется, ему это смешным кажется. Ложкой ест. но плохо и редко. Я не врач, но сколько читала про аутизм на него это не похоже. Скорее , аутичные черты. Дети своим шумом его раздражают, как и любые громкие шумы, если на площадке есть дети он туда не пойдет категорически. Он их не боится и не стесняется, просто не любит массовых скоплений. мы с рождения много путешествовали и ездили, на улице, в гостиницах, в ресторанах он совершенно нормально себя ощущает, если, коенчно, кто-то не привяжется) В саду он категорически и на отказ ничего ни с кем не делает, даже сказку вместе не слушает, уходит демонстративно и сидит один далеко на отдельном стуле. Я управлять им могу, особых трудностей нет, если что-то сказала – делает, но в саду бесполезно. Он не буйный, никогда в жизни ни с кем не дрался, не ломает игрушки и не агрессивный, просто не выносит если его к чему-то принуждают, опять-таки посторонние люди в виде воспитателей. Обычно это реакция в виде категорического отрицания.Не выносит, когда его трогают чужие люди, даже за руку берут (можно маме-папе-бабушкам) Его в саду уже знают воспитатели и не трогают.Все рисуют – он сидит в углу и смотрит колесики у машинок. Все на музыкальном занятия танцуют и поют – он стоит и смотрит в окно, как осенью падают листья, а зимой падает снег или как утром фонари на снегу отражаются.
    Закончилось занятие все преходят в другую комнату – он без проблем со всеми строем туда идет, но если , начинается, допустим, лепка – он даже отказывается вместе садиться. Все лепят – он тихо перебирает цветные листочки в углу в шкафу. Если пытаться его принудить – когда-то в самом начале – дикий ор на 2 часа,с валянием на полу, с приходом заведующей и нервными судорогами. Так и живем.

  10. Visar Ответить

    Малыш мой отстает в развитии. Я видимо сама в этом виновата. С роддома работаю, муж работает, запустили в общем ребенка, подсадили его на мультики. Скоро ему 3 года и отставание стало слишком явным.  Сегодня еще воспитательница добавила. Решили так: убираем мультики совсем, добавляем прогулок, записалась с ним в центр развития на творческие занятия, к дефектологу записались. Решила дома больше с ним играть. Чтобы еще такого сделать, чтобы догнать в развитии своих собратьев?
    Основные проблемы такие:
    1. не реагирует на свое имя, точнее если скажешь “где Саша?” он на себя покажет, если просто крикнуть “Саша”, он оглянется, но если он чем-то занят или хулиганит, он никак не реагирует на свое имя.
    2. Не выполняет просьбы. Ну вот это сказала воспитатель, у меня дома он просьбы выполняет, говорю на отнеси в мусор бумагу – несет, принеси подушку – несет, сядь за стол – сядет, но когда он не хочет это выполнять он ничего не говорит и не реагирует никак.
    3. Не отвечает на вопросы, слова “да” и “нет” – не говорит, головой не машет. Выучил слово “это” и когда ему что-то надо показывает пальцем и говорит “это”
    4. Не играет с другими детьми, хорошо играет с сестрой, со всеми взрослыми. Вообще на контакт со взрослыми идет хорошо.
    5. УБЕГАЕТ на улице – это основная проблема моя и воспитателя, он просто бежит на улице куда глаза глядят, стоит на ноги поставить. нет чувства страха потерять маму, не боится потеряться или упасть.
    6. НЕ говорит фразы, только отдельные слова и то невнятно.
    7. Его мало что интересует, полагаю это из-за мультиков которые он готов смотреть круглосуточно. Единственное он очень любит рисовать дома и лепить из пластилина. На улице кроме бега любит карусели, качели, в лужу камни кидать и на машины смотреть.
    Интеллектуально он достаточно развит, цвета знает, количество понимает, считает всё, сказки любит, на картинках все показывает, называет кое-что, считает грибочки, шишки, морковки и т.п. Понимает что и когда надо делать, например, говоришь ему “пойдем купаться” он снимает вещи и лезет в ванну, может сам достать яблоко из холодильника и несет его мыть, если что-то прольет, то несет тряпку и вытирает, если я достаю морковку, то он достает терку и может всю морковку мне потереть.
    Мы наблюдаемся у невролога, проходим лечение, ставят пока размыто ЗПРР. Девочки, как на ваш взгляд, ребенок действительно психологически отстает или это такой характер? И что я могу для его развития еще сделать?

  11. (тут должн быть никнейм) Ответить

    Ребенок проявляет пищевой интерес к прикорму, если просто положить нарезанный овощ или фрукт на столик?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Если опустить малыша, умеющего ползать, на пол, будет ли он проявлять интерес к игрушкам, которые находятся на расстоянии от него? Будет ли он мотивирован поползти и посмотреть?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Будет ли он следовать за вами по квартире, если он умеет ползать, и искать вас?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Активно ли он интересуется тем, что вокруг него, и тянет ли руки, чтобы все потрогать, подергать и попробовать?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Смотрит ли малыш на вашу реакцию, оглядывается ли на ваше лицо, если что-то происходит?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Любит ли ребенок самостимуляции: стоять на четвереньках и раскачиваться, биться спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас; бурно и подолгу мотать головой?
    Да — «красный флаг».
    Есть ли на его лице широкий спектр эмоций? Испуг, удивление, бурная радость, любопытство, отвращение?
    Да — все в порядке, нет — «красный флаг».
    Есть ли у него резкие ночные крики, когда он словно не узнает вас? Или крики сразу после сна?
    Да — «красный флаг».

    С 12 до 24 месяцев

    Говорит ли ребенок «мама»? Есть ли к полутора годам в его речи десять первых слов или их части (попытки сказать и повторить): мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Если он говорит на «эльфийском» языке — стремится ли он перейти на ваш?
    Да — все в порядке. Нет, его не беспокоит, что его не понимают — «красный флаг».
    Отвечает ли он на вопросы кивками или мотанием головой, «да» или «нет»?
    Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
    Если вы покажете ему пальцем на что-то отдаленное, будет ли он следить за вашей рукой?
    Да — норма. Нет (например, вам приходится поворачивать его голову руками) — «красный флаг».
    Понимает ли он вашу речь, когда вы просите его совершить простейшее действие («дай мяч», «сядь», «идем за мной»)?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    Интересуется ли он первыми детскими книгами, особенно изображениями детей и животных?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    Пытается ли он жевать еду?
    Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
    Если вы зеваете, глядя на ребенка, ребенок зевнет в ответ? Если покашляете, покашляет ли тоже?
    Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
    Есть ли у него здоровая настороженность к чужим людям (период «боязни чужих», когда ребенок прячется за спину мамы)?
    Да — все хорошо. Нет (идет к любому взрослому) — «красный флаг».
    Вы чувствуете, что его тяжело учить новому, потому что он не слушает вас и не смотрит на вас?
    Да — «красный флаг».
    Проявляет ли он беспокойство от мокрых трусов? Подходит ли к вам, когда описался или обкакался, стремится ли это показать?
    Да — норма, нет — «красный флаг».
    Может ли он показать свой нос, ушки, ручки, ножки? А у вас? А у мишки?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    Узнает ли он вас и членов вашей семьи на недавно сделанных фотографиях?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    Заметили ли вы утрату каких-либо навыков у ребенка в период от полутора до двух с половиной лет?
    Да — «красный флаг».
    Вы чувствуете, что ребенок ближе к двум годам начал словно отдаляться от вас и предпочитать играть сам по себе?
    Да — «красный флаг».
    Есть ли у него слишком сильное стремление к порядку и чистоте (например, боится уронить даже кусочек еды или плачет и требует мыть руку при соприкосновении с песком)?
    Да — «красный флаг».
    Как он реагирует на вашу злость в случае проступка или на любую фрустрацию? Похожа ли эта реакция на здоровую, или, например, он наносит самоповреждения (кусает сам себя, бьет сам себя). Или не реагирует вообще?
    Реакция самоповреждения или отсутствие реакции — «красный флаг». Здоровый ребенок расстраивается, может испугаться, заплакать, но не будет наносить себе повреждения. И, конечно, не будет игнорировать вашу реакцию.
    Источник фото: pixabay.com

    С 24 до 36 месяцев

    Есть ли у него чувство опасности и чувство страха? Например, он смотрит на вас и останавливается перед дорогой.
    Да — норма, нет — «красный флаг».
    Забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на человека (врача, педагога, Деда Мороза…), а бросается к случайному стимулу, который его зацепил?
    Да — «красный флаг».
    Он не боится убегать от вас и не отзывается на имя на прогулках. Ему не важно, если вы сделаете вид, что ушли.
    Да — «красный флаг».
    Если вы позовете его по имени из кухни (без приставки «иди есть» и без каких-либо других стимулов), а он играет в комнате — он придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    Если он обнаружил что-то интересное, он подбежит к вам, чтобы поделиться впечатлением?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    У него проблемы с тем, чтобы спуститься по ступенькам и с бортика. Вы видите, что он плохо держит равновесие и плохо скоординирован.
    Да — «красный флаг».
    Он не следует за вами автоматически, и вам приходится учить ходить его по тротуару или следовать за вами.
    Да — «красный флаг».
    Он избегает ходить с вами за руку и выдергивает ее.
    Да — «красный флаг».
    Он «залипает» на лестницы, кнопки, лифты, однообразные действия и кружения.
    Да — «красный флаг».
    Интересуется ли ребенок новой едой?
    Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
    Если вы передвигаете мебель, достаете из шкафа новую одежду или делаете еще что-то сильно заметно новое — проявляет ли ребенок тревогу и стремится ли вернуть все «как было»?
    Да — «красный флаг».
    Понимает ли он смысл совместной игры в мяч? Интересно ли ребенку возвращать мяч вам?
    Да — хорошо, нет — «красный флаг».
    Ребенок отказывается надевать одежду определенного цвета или определенной текстуры, предпочитает ходить голым или, наоборот, только в колготах всегда и везде, потому что хочет ощущения «стянутости», чтобы лучше почувствовать свое тело.
    Да — «красный флаг».
    Если вы предложите ему понятный и интересный ему по возрасту вариант игры — будет ли он слушать объяснения и включится ли в игру по вашим правилам?
    Да — норма. Нет — «красный флаг». Пример: ребенок выстраивает рядок из машин. Вы берете машинки и начинаете катать в них зверей. Норма: ребенок в большинстве случаев заинтересуется другим сценарием игры. «Красный флаг»: ребенок закричит и отберет машинку в свой рядочек.
    Ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал для составления в ряд.
    Да — «красный флаг».
    Ребенок любит лежать на полу и подолгу играть одной игрушкой (например, вращать колесо от машинки или катать ее туда-сюда).
    Да — «красный флаг».
    Просыпаясь утром, он зовет вас?
    Да — норма. Нет — «красный флаг».
    У вас возникает впечатление, будто навыки ребенка нестабильны, и он забывает то, что знал вчера. Вчера он говорил: «Дай пить», сегодня просто кричит, словно забыл, как пользоваться речью.
    Да — «красный флаг».
    Словарный запас накапливается медленно и неравномерно. Он знает сложные названия предметов, при этом не знает, как попросить «дай» или ответить «да».
    Да — «красный флаг».
    Малыш говорит сам с собой (возможно, на «эльфийском» языке) или говорит так, что вам неясно, обращается ли он при этом к вам (он может смотреть в стену или говорить безэмоционально или шепотом).
    Да — «красный флаг».
    Он не может повторить за вами слово. Возможно, пытается, но переворачивает буквы: например, вместо «сок» произносит «кос».
    Да — «красный флаг».
    Он плохо чувствует настоящую боль и никогда не жалуется на больное горло. При этом на ваши прикосновения может реагировать так, будто ему очень больно.
    Да — «красный флаг».
    Он своеобразно решает задачи: какие-то моментально, а какие-то самые простые решить не может. Вам кажется, что его мышление подобно урагану, пролетевшему над свалкой, в результате чего вдруг собрался самолет, а потом ураган улетел — и самолет рассыпался.
    Да — «красный флаг».
    Ребенок кажется чересчур самостоятельным и предпочитает все делать сам, очевидно избегая взаимодействия. Ему проще сделать самому, чем попросить помощи.
    Да — «красный флаг».
    Ребенок, наоборот, ничего не пытается делать сам, стремясь оставаться младенцем. Например, не стремится сам раздеться, а «впадает в младенчество» и ложится на пол, приходя с прогулки, и словно «отключается», и это повторяется во многих ситуациях и регулярно, словно что-то мешает ему осваивать новые навыки. Вам кажется, что это что-то — перманентно повышенная тревога.
    Да — «красный флаг».
    Норма — если малыш понемногу стремится к самостоятельности и даже настаивает на ней, но периодически «откатывается назад» и кричит «помоги». То есть вот такая «переменчивость» — то «я сам», то «помоги» со слезами — это хорошо.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *