Если в магазине разбил товар нужно ли за него платить?

20 ответов на вопрос “Если в магазине разбил товар нужно ли за него платить?”

  1. LaKKeR Ответить

    Но, как всегда, закон – это одно, а практика – это нечто другое. Возможны следующие ситуации, при том, что продавцы отлично знают о статье 211 ГК РФ.
    1. Продавец или даже директор магазина требует заплатить, под угрозой вызова полиции (врет, не верьте), или намекая на стоящего рядом охранника. Что делать? Спокойно сообщите, что вы знаете содержание статьи ГК, а если будете угрожать, то пожалуюсь даже не в Роспотребнадзор, а прямо в полицию, где с удовольствием дадут ход беспроигрышному делу и повысят раскрываемость в своем отделе – преступника, угрожающего жизни и здоровью покупателя, искать и не надо, вот он.
    2. Продавец настаивает, что вы разбили банку «Лечо по-болгарски» нарочно. Бред, но что делать? Вообще-то из-за лечо магазин скорее всего упираться не станет и к вам приставать не будет, но если вы разбили дорогой коньяк Hennessy ? может быть, и станет. Предложите предъявить доказательства, например, запись камеры наблюдения – они сейчас почти повсюду. Они откажутся. Или скажут, что вот та продавщица сама видела. И не выпускают вас из магазина. Тогда предложите вызвать полицию или сами туда позвоните. Приедет наряд, во всем разберутся. Правда, это займет немало вашего времени.
    И если выяснится, что записи нет, а просто так продавщице никто не поверит, продавец подлежит уголовному (!) преследованию по поводу незаконного удержания человека. Намекните им об этом, это поможет.
    3. Продавец машет перед вами бумажкой под названием, например, «Правила обслуживания в универсаме “Добренький”», где написано, что вы должны платить. Чепуха! Никакой законной силы эта макулатура не имеет, это вам не ГК РФ. Так это им и скажите, а если будут продолжать и дальше – действуйте согласно п.1 и п.2.
    Пожалуй, этим исчерпываются возможности магазина нарушать статью 211 ГК РФ. Но есть одно, и очень важное замечание, относящееся, конечно, не к вам, цивилизованному покупателю, а к тому типу, который догадался прийти в магазин в состоянии алкогольного опьянения и разбил там по неосторожности бутылку водки. Вот тут уже они и полицию с радостью вызовут, обвинив его в банальном хулиганстве и уничтожении собственности. И камера наблюдений скорее всего заснимет его шатающуюся походку. И вызванная ими полиция займет их сторону, хоть это и не совсем отвечает духу и сути статьи 211. И посадит его на 15 суток или даже больше. Тут уж лучше заплатить. А еще лучше посещать магазин в трезвом виде – кстати, это способствует и правильному, именно трезвому выбору покупки.
    И последнее замечание – все описанное выше относится не только к продуктовым магазинам, но и всем другим. Случайно порванное при примерке платье, выпавший из рук айфон, лопнувшая при падении канистра с машинным маслом – все подпадает под действие статьи 211 Гражданского кодекса.

  2. life left Ответить

    “Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Об этом говорит нам 211 статья Гражданского кодекса. А согласно статье 459 ГК РФ, риски переходят на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю”, – отметила исполняющая обязанности начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Марина Жирных.
    Может сложиться впечатление, что можно гулять по магазину, бить товар и потом пойти домой со спокойной душой. Но это не так. Статья 1064 Гражданского кодекса этого не позволит, ведь “вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред”.
    При этом покупатель освобождается от ответственности за некупленный разбитый товар, если докажет отсутствие своей вины. Стоит учитывать, что ответственность за шалости детей также несут родители.
    То есть за случайно разбитый товар покупатель платить не обязан, если чек еще не отбит. До этого момента всю ответственность несет магазин. Но после того, как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится уже его собственностью. Нужно учитывать, действительно ли вы разбили товар случайно или вы сделали это осознанно. В случае причинения вреда с умыслом лицо обязано возместить ущерб. Более того, такое противоправное деяние может быть расценено как хулиганство или вандализм.

  3. Dorifym Ответить

    Привет народ! Сегодня обсудим такую тему как «Случайно разбитый товар или узкие стеллажи 2019»
    Начнем с простого, а именно разбора ситуации. Кто должен платить, если вы шли себе мимо стеллажей никого не трогали и «БАХ!» вы видите как бутылочка вкусного и ароматного ирландского Виски стоимостью в 12000 рублей упала на пол. Пауза. У вас шок. «Как такое могла случиться? Какая сволочь посмела уронить сей напиток богов!». И тут вы понимаете, что это вы. Вы задели бутылку своим локтем, и она разбилась. Неприятная ситуация. Но, что блин теперь делать? Вы же не нарочно. Просто было слишком узко…
    Естественно работники магазина попытаются повесить на вас эту бутылку. А вот должны ли вы что-то платить или нет – это вопрос!

    Начнем с нормативно правовых актов, которыми мы будем пользоваться. В данном случае нас интересуют: ст. 211 ГК РФ, а именно «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором» и ст. 459 ГК РФ, а именно «Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
    То есть, пока у вас нет чека, товар принадлежит магазину, и если вы случайно его подпортили, то ответственности вы нести не должны. Но есть одно «но». «Случайно» и «по неосторожности» это 2 разные вещи. В одном случае виноват магазин, в другом – вы.
    «Случайно» – это не зависящие от вас обстоятельства (вы спокойно шли и в узком проеме и, не размахивая руками, слегка задели локтем или краем куртки товар и он упал). Виноват магазин. Проемы узкие. Товар расположен не верно. Или, например вы поскользнулись на мокром полу. Виновата уборщица, магазин, Гитлер в конце концов, но не вы.
    «По неосторожности» – взяли посмотреть товар с полки, он выскользнул из рук и упал. В этом случае вы намеренно контактировали с товаром и не проявили должной осмотрительности. В этом случае виноваты будете вы.
    Что касается проемов. Есть четкие стандарты.
    Далее Площадь магазина – Минимальная ширина прохода между стеллажами:
    -менее 100 м2 – 1.4 метра
    -100-150 м2 – 1,6 метра
    -150-400 м2 – 2 метра
    -более 400 м2 – 2,5 метра
    То есть, если в силу разных причин расстояние между стеллажами меньше этих значений, то формально проход «узкий». Причем если проходы были заставлены товаром, коробками или другим хламом это тоже считается.
    В каких случаях вы будете виноваты, кроме ситуации «По неосторожности»:

    -бухой или под веществами, ведешь себя неадекватно, портишь чужое.
    -специально испортил товар (кинул бутылку водки в стеллаж с коньяком и тд)
    -бегал, размахивал руками или другими частями тела и т.д, в результате чего случилось несчастье.
    Сразу скажу, вещи субъективные, но если магазин подаст в суд и предоставит видео, где все это будет видно, суд признает вас виновным. Точка. Никакой адвокат, выступая с речью перед присяжными, как в американских фильмах вас не спасет.
    А вот когда вы действительно невиновны, суд, скорее всего, встанет на вашу сторону (ибо вопрос мелочный, никто не занес, потому что всем насрать потому что справедливость для нашего суда – это главное), поэтому магазины обычно и не подают в суд, когда знают, что им не выиграть, да и геморроя много.
    Но работники будут пытаться вас запугать всеми возможными способами, а все потому что скорее всего эту бутылку собственник вычтет из их ЗП, так легче и проще. Могут пугать полицией, судом, холокостом, охранник может начать выкручивать руки, будут оказывать психологическое давление.
    Поэтому вот вам небольшая инструкция как быть в такой ситуации:

    -Вытащите телефон, запомните время. Это поможет в случае чего, понять когда точно произошло происшествие, например, если понадобятся записи с камеры видеонаблюдения.
    -Начинайте снимать видео. Да, оно вряд ли поможет с юридической точки зрения(хотя и такое бывает), но очень остудит персонал магазина и охрану. Обязательно снимите проемы между стеллажами.
    -Общайтесь с сотрудниками магазина вежливо, не паникуйте, не оскорбляйте.
    -Потребуйте книгу жалоб, где подробно опишите ситуацию.
    -Никому не отдавайте свой паспорт или другие документы, ничего не подписывайте.
    -Требуйте составить акт о порче товара, где распишите свою точку зрения. Убегать из магазина не надо. Вот под “своей точкой зрения” можете поставить автограф.
    -Попытайтесь найти свидетелей, опять таки, скорее всего, никто вам не поможет в суде, но сам факт наличия свидетелей дополнительно остудит персонал от резких слов и движений.
    -Сообщите персоналу, что готовы оплатить товар только в том случае если суд признает вас виновным в порче товара.
    -Предложите персоналу вызвать полицию, если они считают, что вы намеренно разбили товар, в противном случае потребуйте чтобы они не препятствовали вашему передвижению.
    -Если охрана не выпускает вас из магазина, физически воздействует, пригрозите вызвать полицию и припугните их статьей 203 УК РФ (Превышение полномочий частным детективом или работником ЧОПа)
    -Если не слушают – вызывайте полицию сами. Когда приедут, напишите объяснительную, в которой изложите свою точку зрения, и почему собственно вы вообще вызвали стражей порядка. Задерживать вас в присутствии полиции, охрана не посмеет.
    -Миссия выполнена.
    Если у кого есть дополнительные советы – пишите в комментах.
    Источник: https://perkyfox.ru/fors-mazhory/chto-delat-esli-sluchajno-razbil-tovar-v-magazine-dolzhen-li-platit/

  4. Тихий Омут Ответить

    «К сожалению, закон “О защите прав потребителей” данный момент не рассматривает. При разрешении данной ситуации следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ, а именно статьей 211 “Риск случайной гибели имущества” и статьей 1064 “Общие основания ответственности за причинение вреда”. В соответствии со статьей 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором», — рассказывает юрист Елена Садовникова.
    По ее словам, до момента оплаты и выдачи чека собственником товара считается магазин. А значит, именно он отвечает за риск случайной порчи товара.
    «Исходя из анализа норм ГК РФ, покупатель может считаться невиновным, если докажет, что проявил достаточную осмотрительность, которая требовалась от него в конкретном случае, и принял все необходимые и возможные меры для предотвращения вреда. В свою очередь, отсутствие вины (кроме определенных в законе случаев) исключает наступление ответственности», — объясняет Елена.
    За умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества кодекс административных правонарушений предусматривает штраф. Но нужно четко различать, когда виновен покупатель, а когда магазин.

    Покупатель виновен, если:

    взял в руки товар и по неосторожности выронил и разбил его;
    если к порче товара привело «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и тд.);
    намеренно разбил тот или иной товар (например, вы взяли в руки бутылку дорогого напитка и со всего размаху кинули ее об стену).
    В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью.

    Магазин виновен, если:

    в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара;
    товар расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили всю «конструкцию»;
    в магазине мокрый пол, и вы испортили товар, поскользнувшись;
    товар разбился, упав с ленты на кассе.
    В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.

    Что делать, если виноват магазин?

    «Если администрация магазина требует оплатить товар, испорченный не по вашей вине, смело требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней запись о случившемся. При этом потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в котором укажите свои наблюдения. Например, о том, что в проходе был мокрый пол, или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаях инцидент будет исчерпан, и судиться с вами магазин не будет, ведь ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых обнаружится, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше стоимости испорченного вами товара», — советует юрист.

  5. Bloodbrew Ответить

    Материал подготовлен

    с использованием нормативных


    правовых актов по состоянию


    на 1 декабря 2017 г.

    Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» достаточно подробно регулирует вопросы ответственности продавца при неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей по договору розничной купли-продажи. Однако при осуществлении торговой деятельности нередки ситуации, когда наоборот покупатель (потребитель) причиняет вред продавцу. Закон «О защите прав потребителей» не регулирует данные вопросы.
    Тем не менее на практике довольно часто встречаются случаи, когда покупатель умышленно или по неосторожности причиняет вред продавцу при осуществлении последним торговой деятельности. Любому субъекту хозяйствования, занимающемуся торговлей, хорошо известна ситуация, когда покупатель, выбирая товар, но его еще не оплатив, нечаянно разбивает или иным образом его повреждает. Бывают и такие случаи, что покупатель умышлено портит товар из хулиганских побуждений. В данной ситуации надо вызывать милицию и привлекать причинителя вреда не только к гражданской ответственности, но и к уголовной.
    Однако, как быть именно в тех ситуациях, когда покупатель портит товар по неосторожности. Данный вопрос действительно беспокоит правоприменительную практику, об этом свидетельствуют и ответы юристов и экономистов на соответствующие вопросы, задаваемые в поисково-справочных системах Консультант, Эталон и сети Интернет. Причем ответы на один и тот же вопрос разные: в одном случае «покупатель не должен оплачивать случайно поврежденный товар», в другом – «причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме покупателем». Более того, авторы приходят к противоположным мнениям, изначально ссылаясь на один и тот же нормативный правовой акт, а именно на Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 №384, в соответствии с п.14 которых «покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить причиненный ущерб».
    В этой связи мы считаем необходимым высказать собственное мнение на этот счет и дать развернутое объяснение сложившейся ситуации.
    Прежде всего следует отметить, что Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 №384, утратили силу. В настоящее время действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 №703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания», в котором отсутствуют нормы о том, что покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить причиненный ущерб.
    Однако наличие или отсутствие данных положений в вышеназванном нормативном правовом акте не влияет на решение данного вопроса, о чем и будет сказано ниже.
    В соответствии со ст.463 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, пока покупатель не донес товар до кассы и не оплатил его, договор розничной купли-продажи не заключен. Соответственно, абсолютно не верно применять к отношениям, когда покупатель портит товар по неосторожности, положения п.1 ст.429 ГК о переходе риска случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателя по договору розничной купли-продажи с момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю, поскольку договора купли-продажи еще нет (он не заключен). До момента оплаты товара покупателем и выдачи продавцом чека стороны не вступили в договорные отношения, и соответственно риск случайной гибели не может перейти на покупателя в соответствии с п.1 ст.429 ГК. Риск случайной гибели несет продавец как собственник данного товара в соответствии со ст.212 ГК.
    Более того, нормы ГК о моменте перехода риска случайной гибели никакого отношения к ситуации, когда покупателем причиняется вред товару по неосторожности, не имеют. Дело в том, что к обстоятельствам случайности относятся обстоятельства природно-стихийного характера (наводнение, землетрясение, ураган и т.п.), а также обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, забастовки), а не случайная порча товара покупателем.
    Тем не менее, зайдя в магазин и гуляя с тележкой по супермаркету и разбивая товар или причиняя иным образом вред имуществу продавца, покупатель несет ответственность за причиненный вред имуществу собственника. Однако ответственность покупателя строится не на положениях законодательства о договоре купли-продажи, а на положениях ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. В соответствии с п.1 ст.933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако в соответствии с п.2 ст.933 ГК лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред возник не по его вине.
    Таким образом, если покупатель виновен в причинении вреда продавцу, он должен возместить причиненный ущерб. Как правило, в таких случаях покупателю предлагается оплатить товар на месте.
    Если же покупатель отказывается от возмещения стоимости товара по той причине, что вред причинен не по его вине (например, покупателя толкнули; в магазине помыли пол и покупатель поскользнулся), или покупатель начинает выдумывать какие-то оправдания (плохо расставлен товар или плохо закреплены стеллажи), или просто ведет себя агрессивно и стремится покинуть место происшествия, то силой забрать деньги у покупателя продавец конечно не вправе. Продавец должен установить личность покупателя, взять письменное объяснение покупателя, в котором должен быть отражен факт причинения ущерба, а также обстоятельства его причинения, а также зафиксировать показания свидетелей. Если же покупатель отказывается называть себя и предъявлять документы, удостоверяющие личность, то в этом случае сообщается о случившемся в органы внутренних дел, и сотрудники службы охраны торгового предприятия вправе задержать покупателя до приезда милиции. Если в такой ситуации дать покупателю уйти, не выяснив фамилию, имя, отчество, а также место регистрации физического лица, то впоследствии взыскать с данного лица будет что-либо невозможно.
    В последующем продавец вправе обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного покупателем при приобретении товара, представив в суд доказательства причинения вреда данным покупателем. При этом вина покупателя презюмируется, то есть не продавец должен доказывать, что в действиях покупателя была вина, а покупатель будет освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине. Соответственно, о таких доказательствах покупатель должен позаботиться заранее, например, взяв контактные данные свидетелей или запросив информацию с камер видеонаблюдения, так как в противном случае доказать свою невиновность будет невозможно.
    Однако, справедливости ради, следует отметить, что иски продавцов к покупателям в рассмотренных случаях довольно редки в силу незначительности сумм таких исковых требований. Если же предприятие торгует дорогими товарами, то в такой ситуации как продавцу, так и покупателю нужно быть готовым отстаивать свою правоту в суде.
    Шимкович М.Н.,
    кандидат юридических наук, доцент
    С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
    Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь

    При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

  6. Thetafyn Ответить

    Только кассовый чек или иной документ на оплату является в розничной торговле для физического лица подтверждением заключения сделки. На это указывает статья 493 ГК РФ.
    Ответственности за вред, причиненный имуществу, случайно разбитый товар в магазине покупатель нести не обязан. Владелец должен обеспечить надлежащие условия для сохранности и при этом возможности быстрого доступа для ознакомления.
    В обязанности сотрудников торговых центров, супермаркетов, магазинов входит выкладка товаров максимально удобно для клиентов. Исключить вероятность механических повреждений: поломки, поджога, повреждения упаковки, боя стеклянной тары.
    Витрины чаще всего открыты, и возможность ненамеренно столкнуть, повредить вещь довольно велика. Все предметы должны иметь устойчивую основу, не разбиваться от прикосновения.

    Если товар поврежден ребенком

    По закону, за действия расшалившегося малыша расплачиваются родители. Основания для этого предусмотрены нормами статьи 1073 ГК РФ. И тут действует только одно условие: если ребенок разбил в магазине товар на бегу или норовит сломать все, что попадается ему на пути, администрация потребует возместить ущерб.
    В случаях с детьми также требуется доказать, умышленно ли он уронил предмет, или все произошло случайно. В сетевых продуктовых магазинах часто отсутствуют необходимые подсобки для хранения имущества. Все выкладывается в торговый зал. И если проходы тесные и загромождены, то вины родителей или ребенка не усматривается.

    Как действовать потребителю, если магазин требует оплаты на месте

    Сотрудники магазина настаивают на компенсации, хотя уже ясно, что, по закону, у них нет на это права. Но клиент мог разбить дорогостоящую вещь. К требованиям продавцов могут присоединиться и настойчивые охранники. Конфликт никому не нужен. Потребителю лучше успокоиться и действовать:
    оставить запись в жалобной книге. Указать обстоятельства, при которых был поврежден, испорчен товар (тесные проходы, мокрый пол, слабое освещение);
    найти свидетелей происшествия;
    настаивать на составлении акта о случайной порче имущества.
    Сотрудники магазина пытаются удержать виновника силой, запереть в служебном помещении. Напомните продавцам и служащим охраны, что за незаконное удержание по статье 203 УК РФ обернется 7 годами лишения свободы. За что придется заплатить нарушителю, можно посмотреть здесь:
    Никогда не передавайте и не оставляйте никому личные документы (паспорт, водительские права). Не позволяйте службе охраны торговой сети оставлять их у себя.

    Действия продавца, если покупатель отказался оплатить ущерб

    Сотрудник торговой сети не вправе требовать заплатить за поврежденное имущество, пока не будет подтверждения фактов:
    наличия в действиях клиента умысла навредить;
    противоправного поведения на территории магазина;
    документального подтверждения о повреждении товара;
    согласие покупателя.
    Умышленные действия клиента доказать можно только через суд. Но для того чтобы представить дело, требуются факты. Работники должны составить акт повреждения имущества, где детально указать степень повреждения, стоимость ущерба, обстоятельства происшествия.

  7. summer Ответить

    Нужно ли оплачивать разбитый в магазине товар?
    Что делать при случайном повреждении неоплаченного товара на территории магазина? Обязаны ли Вы оплачивать этот товар, если нет, то на какой закон можно сослаться?
    Если Вы случайно, без умысла, повредили принадлежащий магазину товар, например, задели бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась, и это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у Вас оплаты ненамеренно испорченного товара. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения.
    По гражданскому праву, решение вопроса о том, на кого возлагаются возможные неблагоприятные последствия случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых собственником вещей (убытки), связано с определением момента перехода права собственности (права оперативного управления).
    Риск случайной гибели или порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором. Следовательно, по общему правилу убытки (риск) в связи с гибелью или порчей вещей несет их собственник, но стороны могут установить в договоре иной порядок, например, что риск случайной гибели переходит на покупателя с момента уплаты ее стоимости.
    Риск случайной гибели имущества или случайного его повреждения, согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ, несет магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае, до оплаты товара в кассе, собственником является магазин.

    Бытует расхожее мнение, что ответственность за случайную гибель и повреждение товара лежит на его собственнике. Об этом вроде как напрямую говорят некоторые статьи  Гражданского кодекса РФ.
    Статья 211. Риск случайной гибели имущества
    Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
    Статья 459. Переход риска случайной гибели товара
    1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
    Но на самом деле, они не имеют отношения к рассматриваемой ситуации. Под случайной гибелью товара применительно к договору купли-продажи подразумевается утрата или повреждение товара, которые произошли по независящим от продавца и покупателя причинам вследствие случайных явлений или обстоятельств непреодолимой силы. А также об ответственности продавца в отношении проданного (к примеру по предоплате), но еще не переданного покупателю товара.
    А в ситуации, когда покупатель по неосторожности поспособствовал повреждению или гибели товара, здесь вступает в силу совсем другая статья.
    Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
    1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
    Вот здесь мы сталкиваемся с понятием вины в гражданском праве. И придется смириться с тем, что вина не всегда предусматривает наличие умысла. Причинение вины по неосторожности, не избавляет от ответственности от возмещения убытков.
    Вина в гражданском праве  – по общему правилу необходимая составляющая гражданского правонарушения, обусловливающая применение гражданско-правовой ответственности. Формами вины считаются умысел и неосторожность, т.е. лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, отвечает при наличии вины (умысла или неосторожности).
    С подобным определением вины мы сталкиваемся и в Кодексе об Административных правонарушениях.
    2.2. Формы вины
    1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
    2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
    То есть если покупатель умышленно или по неосторожности причинил вред имуществу юридического лица, в данном случае, магазина, он обязан компенсировать причиненный вред. Именно об этом и говорят  Примерные правила работы предприятия розничной торговли, разработанные Комитетом РФ по торговле. Письмо от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9
    42. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
    Также существует заблуждение, что в подобных случаях покупатель должен возместить продавцу стоимость товара по его закупочной цене. Это не так. Покупатель должен компенсировать стоимость товара по цене в розницу, поскольку в данном случае продавец не должен терпеть убытки в виде упущенной выгоды.
    Статья 15. Возмещение убытков
    1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
    2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Но существуют обстоятельства при которых степень вины покупателя будет признана минимальной и в таких случаях, ответственности покупатель нести не будет. Что же это за ситуации? А это те ситуации, где присутствует вина самого продавца. К примеру, узкие и загроможденные проходы между стеллажами, скользкий пол, шаткие конструкции из выставленного товара, товар, выставленный к самому краю без заградительных бортиков, дернувшийся транспортер на кассе и т.п. Но, следует помнить, что отсутствие вины, должен доказывать именно причинитель вреда.  Об этом сказано в п.2 ст.1064
    2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
    Отдельно коснемся ситуации, когда обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющимся причинителем вреда. Такое оговаривается в той же статье. Это может быть, к примеру,  причинение вреда несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет.
    Статья 1073. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет
    1.За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны.
    Поэтому, находясь с детьми на территории магазина, стоит помнить, что именно вы несете ответственность за их действия и за возможный вред, который они могут причинить.
    Ну а теперь следует упомянуть непосредственно о самой процедуре возмещения ущерба, о правах и полномочиях действий сотрудников магазина и охраны.
    Если покупатель по неосторожности повредил товар в магазине, то продавец вправе  взыскать с него его стоимость, если покупатель не докажет, что вред причинен не по его вине. Компенсация вреда должна оформляться не товарно-кассовым чеком, поскольку в данном случае не заключается договор купли-продажи, а приходным кассовым ордером, в котором указывается причина выплаты. Если покупатель отказывается компенсировать ущерб на месте, то продавец вполне может составить акт о случившемся правонарушении. В этом акте покупатель может внести все свои замечания и соображения, по которым он отказывается компенсировать причиненный вред. С данным актом продавец вправе обратиться в суд и в исполнительном порядке взыскать понесенные убытки с покупателя. Как раз в этом случае пригодятся все внесенные дополнения и примечания. Не стоит отказывать продавцу в предоставлении паспортных данных, а также пытаться покинуть магазин. Поскольку в этом случае продавец и представители охраны могут вызвать наряд милиции, а также задержать покупателя до момента его прибытия. Формальным прикрытием для их действий может послужить обвинение в мелком хулиганстве, то есть в умышленном повреждении чужого имущества, которое подпадает под действие КоАП.
    Статья 20.1. Мелкое хулиганство
    1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества,
    2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
    Или статьи 12 . Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»:
    Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в органы внутренних дел (милицию).
    Но в любом случае охранники могут остановить покупателя только аккуратно и уважительно.
    Статья 203. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб
    1. Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
    Поэтому лучше решать подобные вопросы цивилизованно и если Вы не согласны с обвинением продавца, то лучше решать вопрос в судебном порядке. Тем более, как правило, продавцы либо закрывают глаза на мелкие случаи порчи товара, такие как бутылка вина или банка лечо, либо имеют в своем бюджете расходную статью на поврежденный товар. Опять же не стоит допускать самоуправства и при любых спорных ситуациях стоит самостоятельно вызывать наряд милиции, чтобы зафиксировать противоправные действия сотрудников магазина. В любом случае никто не вправе Вас задерживать или требовать произвести оплату товара, если Вы не согласны с наличием Вашей вины. Также следует помнить, что в подобных случаях покупатель может всегда позвонить на горячую линию Роспотребнадзора, где сотрудники посоветуют, как решить спорные вопросы. К тому же обычно, когда ситуация спорная и покупатель ведет себя адекватно, сотрудники магазина всегда готовы решить вопрос полюбовно, не доводя до судебных разбирательств и стараясь поддержать положительный имидж магазина.
    Вернуться
    Независимая Экспертиза
    г. Волгоград, ул. Иркутская, 7 (остановка ТЮЗ, отдельный вход с торца здания).
    Заключение независимой экспертной организации имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использовано в суде.

  8. Whitebrew Ответить


    ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН
    Если вы случайно, без умысла повредили принадлежащий магазину товар, например, задели бутылку вина, стоящую на полке, и она разбилась, и это произошло до момента его оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты ненамеренно испорченного товара. Статья 1064 Гражданского кодекса РФ гласит, что невиновное лицо освобождается от обязанности возместить вред. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения. И этот риск согласно статье 211 Гражданского кодекса России несет магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае до оплаты товара в кассе его собственником является магазин.
    ШАНТАЖ
    Нередко персонал магазина делает вид, что эти статьи Гражданского кодекса ей неизвестны. И при возникновении такой ситуации прибегает к различным уловкам, пытаясь заставить вас выложить деньги. Так, например, охранник может вызвать продавца, менеджера, директора, которые дружно заверят вас в необходимости возместить стоимость испорченного товара. Причем делать это они будут очень громко, стараясь привлечь внимание других покупателей в расчете на то, что вам станет неловко и вы оплатите товар. В таком случае придется доказать, что вы повредили товар нечаянно. Это несложно сделать путем просмотра записи видеокамер, которых в современных супермаркетах предостаточно.
    КАК СЕБЯ ВЕСТИ
    Предложите администрации магазина составить акт о порче товара, в котором обязательно изложите свои соображения по поводу инцидента. Например, что в проходе был мокрый пол или его ширина не соответствует нормам. Один экземпляр акта обязательно возьмите с собой – он пригодится, если дело дойдет до суда.
    Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть ваши родственники, друзья или просто покупатели магазина). Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаев инцидент будет исчерпан. Ведь ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного вами товара.

  9. Morlunis Ответить

    Многие уверены, что нет. Ссылаются они на статью 211 Гражданского кодекса, из которой следует, что риск порчи товара до его передачи покупателю несет продавец.
    Казалось бы, все правильно.
    Передача товара, то есть права собственности на него, возникает только в момент оплаты на кассе. До этого времени он в собственности магазина. Следовательно, ущерб ложится на предпринимателя, в торговом зале которого произошел инцидент.
    Следуя этой логике, посетитель магазина может приходить в супермаркет, чтобы выпустить пар. Проблемы на работе – разбил ящик алкоголя, дома с женой – стеллаж посуды.
    Нет, нет и нет.
    Во-первых, посетитель в торговом зале только называется покупателем. На самом деле, покупателем он становится только в момент фактического совершения покупки. То есть оплаты на кассе. На деле он просто гражданин, находящийся на территории частной собственности. И отвечать за свои поступки обязан по Гражданскому кодексу. Статья 1064 Гражданского кодекса обязывает лицо, причинившее вред физическому или юридическому лицу, возместить его в полном объеме. Более того, за это правонарушение полагается еще и административная ответственность, в случае, если доказан умысел. Это регламентируется Кодексом об административных нарушениях, статья 7.17.
    Получается, платить за разбитый товар в магазине все-таки должен тот, кто его разбил.
    Но! Бывают ситуации, когда действительно виноват магазин.
    Вот некоторые из них:
    Ширина проходов в торговом зале не соответствует нормам.
    Есть вполне конкретные значения, которым должны придерживаться продавцы. Например, торговому залу площадью до 100 квадратных метров, соответствуем ширина прохода 1, 4 метра.
    Проход затруднен.
    Например, в проходах расставлены коробки, телеги с товаром или стоят погрузчики.
    Не созданы безопасные условия.
    Например, напольное покрытие скользкое.
    Товар поврежден до того, как покупатель взял его в руки или, наоборот, уже на ленте.
    При транспортировке товара, его выкладке, работники магазина часто повреждают упаковку.
    Во всех вышеперечисленных случаях покупатель не обязан возмещать никакой вред. Он повредил товар по не зависящим от него обстоятельствам.
    Внимание! Если дотянуться до какого-либо товара вам сложно (например, он высоко стоит), не тянитесь за ним! Попросите продавца дать его вам в руки. В случае, если повредите товар случайно, дотягиваясь до него, виноватым будете только вы.
    Теория понятна.

    Что же случается на практике?

    Чаще всего администрация магазина вежливо просят покупателя товар оплатить.
    Первый вариант. Он соглашается — инцидент исчерпан.
    Второй вариант. Он возмущен, не намерен платить.
    Самые частые возражения:
    «Это произошло случайно» (толкнули, засмотрелся, задел рукавом)
    Конечно, никто не спорит. Именно поэтому вас просят лишь оплатить товар, а не штраф за умышленное причинение вреда.
    «Это не я, это ребенок»
    Если ребенок разбил в магазине товар, то его, конечно же, не привлекут к ответственности. Привлекут его родителей или законных представителей. Причем совершенно законно.
    Чаще всего, если покупатель настроен решительно, магазин уступает. Покупателя просто отпускают. В крупных сетевых магазинах в цену уже заложена возможна порча товаров посетителями. К тому же, если платить добровольно виновный отказывается, то единственный способ для магазина получить возмещение ущерба – подать в суд.
    Редко возникают ситуации, когда покупателя задерживает охрана магазина. Обычно в случае, если испорченный товар дорогостоящий или работник службы безопасности излишне бдительный.
    Задержать покупателя действительно могут. Но только до приезда полиции.
    Внимание! Задерживать кого-либо с требованием оплатить долг сотрудники охраны магазина не имеют права! Это превышение должностных полномочий, и серьезное наказание за него гарантирует Уголовный кодекс.
    Работники правоохранительных органов установят личность нарушителя и составят акт, где обе стороны изложат свои версии случившегося. Магазин в дальнейшем может подать иск в суд на возмещение вреда. Акт будет в материалах дела.
    Если покупателя все-таки задержали и есть вероятность, что дело дойдет до суда, будет не лишним для него заручиться поддержкой хотя бы двух свидетелей. Если свидетели подтвердят, что сами условия в магазине стали причиной порчи товара (мокрый пол, загроможденные проходы), то судья будет на стороне покупателя.
    Стоит заметить, что судебные иски по взысканию ущерба с покупателей практически не встречаются. Торговые сети просто не идут на это.
    Итак, кто оплачивает разбитый товар в магазине? В теории тот, кто разбил.
    В действительности, магазины практически не вступают в подобного рода споры с покупателями, и нести ущерб, в случае отказа от уплаты виновного лица, будут сами.
    Так этот вопрос из юридического превращается в вопрос совести.

  10. Mikisaurus Ответить

    Вы или Ваш ребенок случайно задели плохо стоящую банку на полке магазина и она вдребезги разбивается о плитку пола супермаркета. Кто не сталкивался или не был свидетелем такой ситуации? Кто же должен платить за недоразумение? Должен ли нести убытки магазин или оплачивать испорченный товар придется невезучему покупателю? Роспотребнадзор по Ставропольскому краю дает развернутый ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться.
    По статье 211 ГК РФ «риск
    случайной гибели или случайного повреждения имущества несет
    его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором».
    Кроме того, согласно ст. 459 ГК РФ, «если
    иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной
    гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя
    с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец
    считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
    Следовательно, необходимо определить,
    кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты.
    При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом
    письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора
    в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ будет являться чек (или
    иной документ, подтверждающий факт оплаты). Таким образом, до момента
    оплаты товара покупателем и получения от продавца чека, собственником
    товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск
    случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается
    в руках покупателя, он становится его собственностью.
    Однако вышерассмотренные правила будут действовать только при случайной
    гибели товара.

    Статья 1064 ГК РФ определяет, что «вред,
    причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред,
    причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном
    объеме лицом, причинившим вред». Таким образом, вред подлежит возмещению
    почти во всех случаях. И вроде бы на первый взгляд лицо, разбившее
    в магазине товар, должно возместить ущерб. Однако не стоит быстро
    спешить с ответом.
    Действительно, лицо, причинившее вред другой стороне,
    обязано нести соответствующую ответственность. Наступление такой ответственности
    зависит от наличия следующих обязательных условий:

    — противоправное поведение причинителя вреда;
    — причинно-следственная связь между противоправным действием и причиненным вредом.
    Взыскать стоимость разбитого товара
    магазин может с покупателя либо в добровольном, либо в судебном порядке.

    Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие
    его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке.
    Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить
    его возместить ущерб администрация магазина не вправе.
    Покупатель, если он не намерен
    в добровольном порядке возмещать ущерб, тоже должен в корректной форме
    объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие
    в составлении акта или протокола (если
    администрация магазина будет их составлять).
    Это необходимо сделать,
    потому что если вдруг администрация магазина решит обратиться
    в суд за возмещением ущерба, то вышеуказанные документы будут являться
    доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу
    покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно.
    Таким образом, если покупатель
    не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб разбитого товара,
    администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара
    только в судебном порядке.
    Тем не менее, как правило, администрации
    магазинов обращаются в суд за возмещением ущерба, только если данный
    ущерб был существенным, тем более что в большинстве случаев риск
    случайной гибели товара уже заложен в саму стоимость товара. Поэтому
    в большинстве случаев вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях
    решается в досудебном порядке и зависит в основном от самих покупателей
    и продавцов.
    Статья подготовлена по материалам пресс-службы Роспотребнадзора по Ставропольскому краю http://26.rospotrebnadzor.ru.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *