Нужно ли платить за разбитый в магазине товар?

16 ответов на вопрос “Нужно ли платить за разбитый в магазине товар?”

  1. brk0 Ответить

    Но большой вопрос — что значит «нечаянно» в рассматриваемом случае.

    Что значит «нечаянно»?

    Закон не определяет, что значит «нечаянно» или «неумышленно». Трактовку этим понятиям в любом случае дает суд. И, поскольку в России право не прецедентное — трактовка, данная одним судом, может полностью расходиться — даже при предельно схожих обстоятельствах дела, с позицией другого суда. Но, как правило, поступок покупателя признается «нечаянным», если он:

    разбил товар, поскользнувшись на мокром или грязном полу в магазине;
    положил товар на ленту на кассе, и товар оттуда соскочил в момент движения ленты;
    не удержал товар, протискиваясь между узкими — менее 1,4 метра (пункт 1.111 СНиП 2.08.02-89) стеллажами (вариант — уронил товар с полки, задев его);
    разбил товар, наткнувшись на искусственное препятствие, сооруженное работниками магазина (коробку, тележку);
    разбил товар в силу иных причин, отражающих некорректное обеспечение магазином сохранности товара (например, при его неустойчивом размещении на стеллаже мерчендайзером).
    Если говорить о некоторых универсальных критериях «нечаянности», то к таковым можно отнести «обычное» поведение — исключающее те или иные необязательные действия или движения (жонглирование товаром, «перепасовка» им). Покупатель, который ведет себя «обычно», если и разобьет товар, то практически наверняка по какой-либо внешней причине, которая от него не зависит.
    При «обычном» поведении покупателя — когда нет повода в принципе подозревать его в чем-то противоправном, суд при отсутствии причин считать иначе (отсутствии веских контраргументов со стороны магазина) с высокой вероятностью признает действия человека, разбившего товар в магазине, «нечаянными» — даже вне контекста сценариев с повреждением товара по списку выше.
    Видео — что делать, если разбил в магазине товар (информация для покупателя):

    В свою очередь, если поведение покупателя «необычно», то суд может признать его виновным даже в рамках таких сценариев. Условно говоря, когда пол может быть, действительно, немного скользким — но при нормальном хождении по нему падение на него маловероятно, а при необязательном «пританцовывании» — ожидаемо. И тогда «танцующий покупатель» может быть признан виновным в умышленном нанесении ущерба магазину.

    Кто оплачивает товар, который в торговом зале разбит умышленно

    Любой вред, нанесенный одним лицом другому (как вариант, вред магазину как юридическому лицу со стороны покупателя как физического лица), подлежит возмещению виновной стороной в соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ (ССЫЛКА). При этом, возмещения не происходит, если лицо, причинившее вред, докажет, что в возникшей ситуации нет его вины.
    В данном случае вредом может быть не только разбивание товара, но и, к примеру, разрушение стеллажей, битье стекол в магазине и иные действия, приводящие к повреждению имущества хозяйствующего субъекта. Разбитый товар — лишь частный случай.
    Умышленность действий — один из основных неоспоримых критериев признания за человеком вины в чем-либо. В свою очередь, возникает вопрос: что под соответствующей «умышленностью» следует понимать.

    Что значит «умышленно»?

    В свою очередь, «умышленность» в общем случае как раз предполагает совершение покупателем тех самых «необязательных» действий — не свойственных для «обычного» поведения посетителя магазина. Не считая «жонглирования и перепасовки» товаром, такими действиями могут быть:

    танцы между стеллажами, беготня по торговому залу;
    агрессивные действия в отношении других покупателей или сотрудников магазина;
    необоснованно долгое удержание товара в руках перед размещением в корзину или тележку — вследствие чего товар роняется и разбивается;
    чрезмерно неосторожное обращение с корзиной или тележкой с товаром (например, если человек идет по залу, размахивая корзиной взад и вперед с приличной амплитудой);
    как таковое умышленное разбивание товара.
    Таким образом, «умышленность» рассматривается не только в контексте тех или иных действий, производимых непосредственно с товаром, но и в контексте любых действий покупателя, находящегося в торговом зале. Если он «умышленно» — когда никто не заставлял (и обстоятельства того не требовали), отклонился от «обычного» поведения, то повреждение товара, ставшее следствием такого отклонения, может быть признано умышленным.

    Если товар разбит ребенком

    Любой ущерб, нанесенный ребенком в возрасте до 14 лет, покрывают его родители — если не докажут, что в нанесении такого ущерба нет их вины (пункт 1 статьи 1073 ГК РФ — ССЫЛКА). И есть 2 базовых сценария нанесения такого ущерба (и одновременно установления вины родителя):

    Сценарий, при котором ребенок умышленно разбивает товар.
    Самая главная сложность в определении «умышленности» здесь — соотнесение ее с возрастом ребенка. Понятно, что в 10-12 лет критерии могут быть применены, в целом, те же, что и в случае со взрослыми. Но совсем другое дело — если ребенок маленький, и попросту не понимает, что можно, а что нельзя делать.
    Так или иначе, если умышленность доказана (предполагается, что это все же довольно возрастной ребенок), то за разбитый товар отвечают родители. При этом, не имеет особого значения, были ли они в момент совершения ребенком правонарушения в магазине. Их «вина» — в том, что они не «воспитали» ребенка так, чтобы он умел вести себя в публичных местах должным образом.

    Сценарий, при котором ребенок неумышленно разбивает товар.
    В свою очередь, ущерб в рамках рассматриваемого сценария также может быть нанесен:

    возрастным ребенком — который четко понимает разницу между «нечаянно» и «нарочно»;
    малолетним ребенком — который такой разницы может не понимать.
    В случае с возрастным ребенком критерии неумышленности, аналогично, те же самые, что характеризуют поведение взрослых («обычное» поведение). При обнаружении таких критериев ответственность родителей не наступает. Не играет, опять же, факт их присутствия в торговом зале.
    В случае с малолетним ребенком главный критерий — как раз поведение родителей в момент разбивания товара ребенком. Может выясниться, что:

    они совсем не смотрели за ребенком — хотя и имели такую возможность (например, отвлеклись на разговоры по телефону), или их вообще не было в торговом зале;
    они смотрели за ребенком — но не успели пресечь его неосторожное движение, он попросту оказался шустрее.
    Ответственность родителей наступает именно в первом случае. Их «вина» — в безответственном отношении к родительскому долгу. А во втором их привлекать не за что: разбивание товара происходит, так или иначе, случайно — как результат беспорядочных действий ребенка, который не осознает в силу возраста, что делает — при том, что родители предпринимают достаточные усилия, чтобы подобной ситуации избежать.
    Видео — должен ли покупатель платить за товар, случайно разбитый в магазине:

    Возможны, безусловно, и различные промежуточные сценарии — когда магазин может предположить, что родители за ребенком смотрели, но «недостаточно внимательно». Затем — инициировать (как и в иных случаях, когда вина того или иного лица кажется очевидной) возмещение ущерба.

    Как возмещается ущерб магазину

    Ущерб, нанесенный покупателем магазину, может быть возмещен:

    добровольно;
    в судебном порядке.
    Исключается какое-либо принуждение к возмещению ущерба вне суда. Ни охранники, ни администраторы магазина не вправе оказывать на покупателя давление в целях получения от него компенсации — даже если уверены в своей правоте. Могут, конечно, вежливо попросить компенсацию — но в случае отказа повторная просьба будет неуместна.
    В свою очередь, сотрудники магазина вправе вызвать полицию — чтобы документально зафиксировать ущерб, а затем взыскать его в судебном порядке. Покупатель может, чтобы не иметь дела с полицией, согласиться задокументировать ущерб добровольно — посредством составления совместного с магазином акта о повреждении имущества хозяйствующего субъекта.
    Каждая из сторон вправе привлечь свидетелей прецедента — которые затем выступят в суде, инициировать обращение суда к видеозаписям (в том числе сделанным с помощью подручных средств — например, мобильных телефонов).

    В некоторых случаях лучше заплатить

    Бывает, что покупатель формально прав, но ему имеет смысл все же компенсировать ущерб — если причиной тому объективно стали все же именно его действия. Например — если пол был на самом деле скользкий (его только что помыли), и человек видел это — но намеренно не стал уходить со скользкого участка и упал там с товаром.
    Дело в том, что этот ущерб администрация магазина, скорее всего, удержит из зарплаты продавца или охранника — и это чисто по-человечески будет не очень справедливо. Иногда общепринятые гуманистические принципы — важнее материальной выгоды.

    Резюме

    До момента оплаты товара на кассе его собственник — магазин, и именно он в общем случае несет ответственность за сохранность товара. Если покупатель разобьет его неумышленно (или из-за того, что магазин не обеспечит условий сохранности товара), то ничего возмещать магазину не будет должен. А если умышленно — уже будет должен (как и в случае с повреждением любого другого имущества магазина, пусть и не представленного товаром).
    Если ущерб нанесен ребенком, то играет роль его возраст. Если он достаточно возрастной — чтобы можно было определить умышленность ущерба, то при наличии такой умышленности взрослый компенсирует ущерб. Если он маленький — и любые его действия неумышленны по сути, то взрослый несет ответственность, если будет доказано, что он не уследил за малышом.
    Магазин может инициировать возмещение покупателем ущерба только в добровольном или судебном порядке. Принуждать покупателя к компенсации хозяйствующий субъект не вправе.

  2. budyonuj Ответить

    Привет народ! Сегодня обсудим такую тему как «Случайно разбитый товар или узкие стеллажи 2019»
    Начнем с простого, а именно разбора ситуации. Кто должен платить, если вы шли себе мимо стеллажей никого не трогали и «БАХ!» вы видите как бутылочка вкусного и ароматного ирландского Виски стоимостью в 12000 рублей упала на пол. Пауза. У вас шок. «Как такое могла случиться? Какая сволочь посмела уронить сей напиток богов!». И тут вы понимаете, что это вы. Вы задели бутылку своим локтем, и она разбилась. Неприятная ситуация. Но, что блин теперь делать? Вы же не нарочно. Просто было слишком узко…
    Естественно работники магазина попытаются повесить на вас эту бутылку. А вот должны ли вы что-то платить или нет – это вопрос!

    Начнем с нормативно правовых актов, которыми мы будем пользоваться. В данном случае нас интересуют: ст. 211 ГК РФ, а именно «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором» и ст. 459 ГК РФ, а именно «Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
    То есть, пока у вас нет чека, товар принадлежит магазину, и если вы случайно его подпортили, то ответственности вы нести не должны. Но есть одно «но». «Случайно» и «по неосторожности» это 2 разные вещи. В одном случае виноват магазин, в другом – вы.
    «Случайно» – это не зависящие от вас обстоятельства (вы спокойно шли и в узком проеме и, не размахивая руками, слегка задели локтем или краем куртки товар и он упал). Виноват магазин. Проемы узкие. Товар расположен не верно. Или, например вы поскользнулись на мокром полу. Виновата уборщица, магазин, Гитлер в конце концов, но не вы.
    «По неосторожности» – взяли посмотреть товар с полки, он выскользнул из рук и упал. В этом случае вы намеренно контактировали с товаром и не проявили должной осмотрительности. В этом случае виноваты будете вы.
    Что касается проемов. Есть четкие стандарты.
    Далее Площадь магазина – Минимальная ширина прохода между стеллажами:
    -менее 100 м2 – 1.4 метра
    -100-150 м2 – 1,6 метра
    -150-400 м2 – 2 метра
    -более 400 м2 – 2,5 метра
    То есть, если в силу разных причин расстояние между стеллажами меньше этих значений, то формально проход «узкий». Причем если проходы были заставлены товаром, коробками или другим хламом это тоже считается.
    В каких случаях вы будете виноваты, кроме ситуации «По неосторожности»:

    -бухой или под веществами, ведешь себя неадекватно, портишь чужое.
    -специально испортил товар (кинул бутылку водки в стеллаж с коньяком и тд)
    -бегал, размахивал руками или другими частями тела и т.д, в результате чего случилось несчастье.
    Сразу скажу, вещи субъективные, но если магазин подаст в суд и предоставит видео, где все это будет видно, суд признает вас виновным. Точка. Никакой адвокат, выступая с речью перед присяжными, как в американских фильмах вас не спасет.
    А вот когда вы действительно невиновны, суд, скорее всего, встанет на вашу сторону (ибо вопрос мелочный, никто не занес, потому что всем насрать потому что справедливость для нашего суда – это главное), поэтому магазины обычно и не подают в суд, когда знают, что им не выиграть, да и геморроя много.
    Но работники будут пытаться вас запугать всеми возможными способами, а все потому что скорее всего эту бутылку собственник вычтет из их ЗП, так легче и проще. Могут пугать полицией, судом, холокостом, охранник может начать выкручивать руки, будут оказывать психологическое давление.
    Поэтому вот вам небольшая инструкция как быть в такой ситуации:

    -Вытащите телефон, запомните время. Это поможет в случае чего, понять когда точно произошло происшествие, например, если понадобятся записи с камеры видеонаблюдения.
    -Начинайте снимать видео. Да, оно вряд ли поможет с юридической точки зрения(хотя и такое бывает), но очень остудит персонал магазина и охрану. Обязательно снимите проемы между стеллажами.
    -Общайтесь с сотрудниками магазина вежливо, не паникуйте, не оскорбляйте.
    -Потребуйте книгу жалоб, где подробно опишите ситуацию.
    -Никому не отдавайте свой паспорт или другие документы, ничего не подписывайте.
    -Требуйте составить акт о порче товара, где распишите свою точку зрения. Убегать из магазина не надо. Вот под “своей точкой зрения” можете поставить автограф.
    -Попытайтесь найти свидетелей, опять таки, скорее всего, никто вам не поможет в суде, но сам факт наличия свидетелей дополнительно остудит персонал от резких слов и движений.
    -Сообщите персоналу, что готовы оплатить товар только в том случае если суд признает вас виновным в порче товара.
    -Предложите персоналу вызвать полицию, если они считают, что вы намеренно разбили товар, в противном случае потребуйте чтобы они не препятствовали вашему передвижению.
    -Если охрана не выпускает вас из магазина, физически воздействует, пригрозите вызвать полицию и припугните их статьей 203 УК РФ (Превышение полномочий частным детективом или работником ЧОПа)
    -Если не слушают – вызывайте полицию сами. Когда приедут, напишите объяснительную, в которой изложите свою точку зрения, и почему собственно вы вообще вызвали стражей порядка. Задерживать вас в присутствии полиции, охрана не посмеет.
    -Миссия выполнена.
    Если у кого есть дополнительные советы – пишите в комментах.
    Источник: https://perkyfox.ru/fors-mazhory/chto-delat-esli-sluchajno-razbil-tovar-v-magazine-dolzhen-li-platit/

  3. DmitriySev Ответить

    Покупатель не обязан платить за случайно разбитый товар в магазине незамедлительно. Это значит, что сотрудники магазина не могут принудить покупателя к оплате разбитого товара на кассе. Единственный законный способ это сделать – обратиться в суд и доказать, что ущерб был нанесен покупателем умышленно. При этом в суде покупатель может опираться на то, что случайно задел товар, и это было связано с неудобным расположением товара на полке.
    Приведем порядок действий, которого стоит придерживаться покупателю в случае, если он повредил товар в магазине и уверен, что в этом нет его вины:
    Если администрация требует компенсации, а вины покупателя нет, то ему стоит истребовать жалобную книгу и изложить в ней свою версию произошедшего.
    Одновременно нужно потребовать от администрации составить акт о порче товара. В нем покупателю обязательно стоит написать свои замечания: например, об узких проходах или мокрых полах. Стоит учесть, что при подготовке акта потребуется паспорт покупателя: его не стоит передавать сотрудникам магазина ни под каким предлогом. Достаточно продиктовать реквизиты паспорта.
    Покупателю нужно заручиться свидетельскими показаниями (оптимально – двоих свидетелей). Стоит отметить, что для доказательства своей правоты покупатель может опираться на записи с камер видеонаблюдения. Но если он уверен, что там зафиксировано доказательство его вины, то не стоит заранее провоцировать конфликт с магазином, так как тот может использовать запись в качестве доказательства в суде.
    Сообщить администрации о том, что покупатель не против выплатить компенсацию, но не собирается оплачивать поврежденный товар в текущий момент и взыскать с него средства магазин может в судебном порядке.
    Обычно на последнем этапе спорная ситуация и завершается. Магазин на практике редко обращается в суд, так как это грозит ему дополнительной проверкой. Так, если будет доказан факт узких проходов, то штраф, который грозит магазину, будет в разы выше стоимости испорченного товара.

  4. РґРёРјРѕРЅ1102 Ответить

    «К сожалению, закон “О защите прав потребителей” данный момент не рассматривает. При разрешении данной ситуации следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ, а именно статьей 211 “Риск случайной гибели имущества” и статьей 1064 “Общие основания ответственности за причинение вреда”. В соответствии со статьей 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором», — рассказывает юрист Елена Садовникова.
    По ее словам, до момента оплаты и выдачи чека собственником товара считается магазин. А значит, именно он отвечает за риск случайной порчи товара.
    «Исходя из анализа норм ГК РФ, покупатель может считаться невиновным, если докажет, что проявил достаточную осмотрительность, которая требовалась от него в конкретном случае, и принял все необходимые и возможные меры для предотвращения вреда. В свою очередь, отсутствие вины (кроме определенных в законе случаев) исключает наступление ответственности», — объясняет Елена.
    За умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества кодекс административных правонарушений предусматривает штраф. Но нужно четко различать, когда виновен покупатель, а когда магазин.

    Покупатель виновен, если:

    взял в руки товар и по неосторожности выронил и разбил его;
    если к порче товара привело «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и тд.);
    намеренно разбил тот или иной товар (например, вы взяли в руки бутылку дорогого напитка и со всего размаху кинули ее об стену).
    В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью.

    Магазин виновен, если:

    в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара;
    товар расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили всю «конструкцию»;
    в магазине мокрый пол, и вы испортили товар, поскользнувшись;
    товар разбился, упав с ленты на кассе.
    В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.

    Что делать, если виноват магазин?

    «Если администрация магазина требует оплатить товар, испорченный не по вашей вине, смело требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней запись о случившемся. При этом потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в котором укажите свои наблюдения. Например, о том, что в проходе был мокрый пол, или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаях инцидент будет исчерпан, и судиться с вами магазин не будет, ведь ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых обнаружится, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше стоимости испорченного вами товара», — советует юрист.

  5. Shamone Ответить

    Если представители магазина требуют паспортные данные, просто продиктуйте их, предъявлять паспорт вы не обязаны, — добавляет Анастасия Сергеевна.
    Другими словами, при возникновении подобных ситуаций, не стоит пугаться. Даже если администрация магазина посчитала нужным вызвать милицию, вы имеете права высказывать свои доводы. Любые конфликтные ситуации можно решить через суд.
    Если товар выставлен на стеллажах неустойчиво, то вы не обязаны его оплачивать. Также не нужно возмещать ущерб, если в магазине мокрый скользкий пол без предупреждающего знака «Осторожно! Мокрый пол» или товар пострадал, упав с транспортера на кассе.

    По закону

    К слову, хулиганы могут стать фигурантами уголовного дела. Дебоширы, которые умышленно разбили или повредили товар в крупном размере, будут нести ответственность более серьезную. В некоторых случаях штрафом они не ограничатся.
    За умышленное повреждение имущества в магазине может быть наложен штраф. Если ущерб причинен по вашей вине умышленно в размере 40 и более базовых величин, деяние влечет уголовную ответственность.

    Голод — не тетка

    Многие покупатели не стесняются пить воду, есть мороженое и другие продукты прямо в торговом зале. Если они получают замечание, это нередко перерастает в настоящий скандал. Клиенты уверяют, что все равно оплатят покупку на кассе, предъявив этикетку или пустую упаковку.
    Особенно актуально такое поведение для жаркой погоды. Покупатели могут открыть бутылку минералки прямо в магазине. Как выяснилось, клиентам лучше дождаться момента, когда они пройдут через кассу.
    Право владения, пользования, распоряжения товаром возникает только после заключения договора купли-продажи, т. е. оплаты товара, поэтому пить напитки, есть еду можно только после оплаты товара на кассе, — комментирует юрист.

    Как себя вести?

    Неприятные инциденты с охранниками торговых центров случаются довольно часто. Покупателей просят вывернуть карманы, показать содержимое сумки и пакетов. Иногда контролеры пытаются даже применить физическую силу, чтобы «проверить», вор перед ним или добропорядочный гражданин.
    По словам Анастасии Ивановой, охрана торговой точки не имеет права без сотрудников милиции проводить досмотр личных вещей. Человек только добровольно может показать вещи, чтобы не создавать конфликтную обстановку.

  6. kvvv Ответить

    Материал подготовлен

    с использованием нормативных


    правовых актов по состоянию


    на 1 декабря 2017 г.

    Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» достаточно подробно регулирует вопросы ответственности продавца при неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей по договору розничной купли-продажи. Однако при осуществлении торговой деятельности нередки ситуации, когда наоборот покупатель (потребитель) причиняет вред продавцу. Закон «О защите прав потребителей» не регулирует данные вопросы.
    Тем не менее на практике довольно часто встречаются случаи, когда покупатель умышленно или по неосторожности причиняет вред продавцу при осуществлении последним торговой деятельности. Любому субъекту хозяйствования, занимающемуся торговлей, хорошо известна ситуация, когда покупатель, выбирая товар, но его еще не оплатив, нечаянно разбивает или иным образом его повреждает. Бывают и такие случаи, что покупатель умышлено портит товар из хулиганских побуждений. В данной ситуации надо вызывать милицию и привлекать причинителя вреда не только к гражданской ответственности, но и к уголовной.
    Однако, как быть именно в тех ситуациях, когда покупатель портит товар по неосторожности. Данный вопрос действительно беспокоит правоприменительную практику, об этом свидетельствуют и ответы юристов и экономистов на соответствующие вопросы, задаваемые в поисково-справочных системах Консультант, Эталон и сети Интернет. Причем ответы на один и тот же вопрос разные: в одном случае «покупатель не должен оплачивать случайно поврежденный товар», в другом – «причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме покупателем». Более того, авторы приходят к противоположным мнениям, изначально ссылаясь на один и тот же нормативный правовой акт, а именно на Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 №384, в соответствии с п.14 которых «покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить причиненный ущерб».
    В этой связи мы считаем необходимым высказать собственное мнение на этот счет и дать развернутое объяснение сложившейся ситуации.
    Прежде всего следует отметить, что Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 №384, утратили силу. В настоящее время действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 №703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания», в котором отсутствуют нормы о том, что покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить причиненный ущерб.
    Однако наличие или отсутствие данных положений в вышеназванном нормативном правовом акте не влияет на решение данного вопроса, о чем и будет сказано ниже.
    В соответствии со ст.463 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, пока покупатель не донес товар до кассы и не оплатил его, договор розничной купли-продажи не заключен. Соответственно, абсолютно не верно применять к отношениям, когда покупатель портит товар по неосторожности, положения п.1 ст.429 ГК о переходе риска случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателя по договору розничной купли-продажи с момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю, поскольку договора купли-продажи еще нет (он не заключен). До момента оплаты товара покупателем и выдачи продавцом чека стороны не вступили в договорные отношения, и соответственно риск случайной гибели не может перейти на покупателя в соответствии с п.1 ст.429 ГК. Риск случайной гибели несет продавец как собственник данного товара в соответствии со ст.212 ГК.
    Более того, нормы ГК о моменте перехода риска случайной гибели никакого отношения к ситуации, когда покупателем причиняется вред товару по неосторожности, не имеют. Дело в том, что к обстоятельствам случайности относятся обстоятельства природно-стихийного характера (наводнение, землетрясение, ураган и т.п.), а также обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, забастовки), а не случайная порча товара покупателем.
    Тем не менее, зайдя в магазин и гуляя с тележкой по супермаркету и разбивая товар или причиняя иным образом вред имуществу продавца, покупатель несет ответственность за причиненный вред имуществу собственника. Однако ответственность покупателя строится не на положениях законодательства о договоре купли-продажи, а на положениях ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. В соответствии с п.1 ст.933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако в соответствии с п.2 ст.933 ГК лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред возник не по его вине.
    Таким образом, если покупатель виновен в причинении вреда продавцу, он должен возместить причиненный ущерб. Как правило, в таких случаях покупателю предлагается оплатить товар на месте.
    Если же покупатель отказывается от возмещения стоимости товара по той причине, что вред причинен не по его вине (например, покупателя толкнули; в магазине помыли пол и покупатель поскользнулся), или покупатель начинает выдумывать какие-то оправдания (плохо расставлен товар или плохо закреплены стеллажи), или просто ведет себя агрессивно и стремится покинуть место происшествия, то силой забрать деньги у покупателя продавец конечно не вправе. Продавец должен установить личность покупателя, взять письменное объяснение покупателя, в котором должен быть отражен факт причинения ущерба, а также обстоятельства его причинения, а также зафиксировать показания свидетелей. Если же покупатель отказывается называть себя и предъявлять документы, удостоверяющие личность, то в этом случае сообщается о случившемся в органы внутренних дел, и сотрудники службы охраны торгового предприятия вправе задержать покупателя до приезда милиции. Если в такой ситуации дать покупателю уйти, не выяснив фамилию, имя, отчество, а также место регистрации физического лица, то впоследствии взыскать с данного лица будет что-либо невозможно.
    В последующем продавец вправе обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного покупателем при приобретении товара, представив в суд доказательства причинения вреда данным покупателем. При этом вина покупателя презюмируется, то есть не продавец должен доказывать, что в действиях покупателя была вина, а покупатель будет освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине. Соответственно, о таких доказательствах покупатель должен позаботиться заранее, например, взяв контактные данные свидетелей или запросив информацию с камер видеонаблюдения, так как в противном случае доказать свою невиновность будет невозможно.
    Однако, справедливости ради, следует отметить, что иски продавцов к покупателям в рассмотренных случаях довольно редки в силу незначительности сумм таких исковых требований. Если же предприятие торгует дорогими товарами, то в такой ситуации как продавцу, так и покупателю нужно быть готовым отстаивать свою правоту в суде.
    Шимкович М.Н.,
    кандидат юридических наук, доцент
    С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
    Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь

    При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

  7. kbcnbr Ответить

    Здесь многое зависит от возраста ребёнка. В частности, если виновнику не исполнилось 14 лет, возмещать ущерб придётся родителям. Когда товар испортил подросток, в возрасте 14-18 лет, он сам несёт ответственность за совершённые поступки. В ситуациях, когда происшествие случилось в учебное время, ответственность несёт общеобразовательное учреждение, которое обещано контролировать действия учеников.

    Как поступить, если магазин требует оплаты на месте

    Скорее всего, именно так и произойдёт. Продавцы обычно пользуются юридической безграмотностью большей части населения, и требуют возместить причинённый ущерб немедленно, оплатив товар на кассе.
    Это прямое нарушение действующего законодательства. Дело в том, что ущерб за причинение вреда чужому имуществу, взыскивается только в судебном порядке. Поэтому даже если покупатель на 100% виновен в случившемся, платить на месте он ничего не должен. Хотя закон и не запрещает урегулирование таких вопросов в досудебном порядке.
    Если вины покупателя нет, а продавец настаивает на немедленном возмещении убытков, действовать нужно так:
    Попросить жалобную книгу (предоставляется по первому требованию), и в ней детально изложить обстоятельства дела.
    Потребовать от администратора составления акта о порче имущества, и указать в документе свои замечания, например, «разбил товар, поскользнувшись на влажном полу.
    Заручиться показаниями свидетелей.
    Сообщить о готовности возместить ущерб, если вина будет доказана в суде.
    Обратите внимание, что охрана магазина не может вмешиваться в этот конфликт. Если охранник не выпускает покупателя из торгового зала, настаивая на оплате, он может лишиться лицензии на охранную деятельность. Кроме того, за превышение должностных полномочий, такому сотруднику может грозить до 7 лет тюрьмы.

  8. abba2021 Ответить

    Только кассовый чек или иной документ на оплату является в розничной торговле для физического лица подтверждением заключения сделки. На это указывает статья 493 ГК РФ.
    Ответственности за вред, причиненный имуществу, случайно разбитый товар в магазине покупатель нести не обязан. Владелец должен обеспечить надлежащие условия для сохранности и при этом возможности быстрого доступа для ознакомления.
    В обязанности сотрудников торговых центров, супермаркетов, магазинов входит выкладка товаров максимально удобно для клиентов. Исключить вероятность механических повреждений: поломки, поджога, повреждения упаковки, боя стеклянной тары.
    Витрины чаще всего открыты, и возможность ненамеренно столкнуть, повредить вещь довольно велика. Все предметы должны иметь устойчивую основу, не разбиваться от прикосновения.

    Если товар поврежден ребенком

    По закону, за действия расшалившегося малыша расплачиваются родители. Основания для этого предусмотрены нормами статьи 1073 ГК РФ. И тут действует только одно условие: если ребенок разбил в магазине товар на бегу или норовит сломать все, что попадается ему на пути, администрация потребует возместить ущерб.
    В случаях с детьми также требуется доказать, умышленно ли он уронил предмет, или все произошло случайно. В сетевых продуктовых магазинах часто отсутствуют необходимые подсобки для хранения имущества. Все выкладывается в торговый зал. И если проходы тесные и загромождены, то вины родителей или ребенка не усматривается.

    Как действовать потребителю, если магазин требует оплаты на месте

    Сотрудники магазина настаивают на компенсации, хотя уже ясно, что, по закону, у них нет на это права. Но клиент мог разбить дорогостоящую вещь. К требованиям продавцов могут присоединиться и настойчивые охранники. Конфликт никому не нужен. Потребителю лучше успокоиться и действовать:
    оставить запись в жалобной книге. Указать обстоятельства, при которых был поврежден, испорчен товар (тесные проходы, мокрый пол, слабое освещение);
    найти свидетелей происшествия;
    настаивать на составлении акта о случайной порче имущества.
    Сотрудники магазина пытаются удержать виновника силой, запереть в служебном помещении. Напомните продавцам и служащим охраны, что за незаконное удержание по статье 203 УК РФ обернется 7 годами лишения свободы. За что придется заплатить нарушителю, можно посмотреть здесь:
    Никогда не передавайте и не оставляйте никому личные документы (паспорт, водительские права). Не позволяйте службе охраны торговой сети оставлять их у себя.

    Действия продавца, если покупатель отказался оплатить ущерб

    Сотрудник торговой сети не вправе требовать заплатить за поврежденное имущество, пока не будет подтверждения фактов:
    наличия в действиях клиента умысла навредить;
    противоправного поведения на территории магазина;
    документального подтверждения о повреждении товара;
    согласие покупателя.
    Умышленные действия клиента доказать можно только через суд. Но для того чтобы представить дело, требуются факты. Работники должны составить акт повреждения имущества, где детально указать степень повреждения, стоимость ущерба, обстоятельства происшествия.

  9. dnnikolai Ответить

    Он врет, не верьте. Что делать? Спокойно сообщите, что вы знаете содержание статьи ГК, а если вам будут угрожать, то вы пожалуетесь даже не в Роспотребнадзор, а прямо в полицию, где с удовольствием дадут ход беспроигрышному делу и повысят раскрываемость в своем отделе – преступника, угрожающего жизни и здоровью покупателя, искать и не надо, вот он.
    Продавец настаивает, что вы разбили банку нарочно
    Бред, но что делать? Из-за лечо или банки огурцов магазин скорее всего упираться не станет и к вам приставать не будет, но если вы разбили дорогой коньяк − может быть, и станет. Предложите предъявить доказательства, например, запись камеры наблюдения – они сейчас почти повсюду. Они откажутся. Или скажут, что вот та продавщица сама видела. И не захотят выпускать вас из магазина. Тогда предложите вызвать полицию или сами туда позвоните. Приедет наряд, во всем разберутся. Правда, это займет немало вашего времени. И если выяснится, что записи нет, а просто так продавщице никто не поверит, продавец подлежит уголовному (!) преследованию по поводу незаконного удержания человека. Намекните им об этом, это поможет.
    Продавец машет перед вами непонятными «правилами»
    Иногда они достают откуда-то якобы солидного вида бумажки, журналы и папочки. На обложке может быть написано что-то вроде: «Правила обслуживания в универсаме “Добренький”». И там, конечно, будет написано, что вы должны платить. Чепуха! Никакой законной силы эта макулатура не имеет, это вам не ГК РФ. Так это им и скажите, а если будут продолжать и дальше – действуйте согласно п.1 и п.2.
    Пожалуй, этим исчерпываются возможности магазина нарушать статью 211 ГК РФ. Но есть одно, и очень важное замечание, относящееся, конечно, не к вам, цивилизованному покупателю, а к тому, кто догадался прийти в магазин в состоянии сильнейшего опьянения и разбил там по неосторожности бутылку недешевого алкоголя. Вот тут уже они и полицию с радостью вызовут, обвинив его в банальном хулиганстве и уничтожении собственности. И камера наблюдений скорее всего заснимет его шатающуюся походку. И вызванная ими полиция займет их сторону, хоть это и не совсем отвечает духу и сути статьи 211. И посадит его на 15 суток или даже больше. Тут уж лучше заплатить. А еще лучше посещать магазин в трезвом виде – кстати, это способствует и правильному, именно трезвому выбору покупки.
    И последнее замечание – все описанное выше относится не только к продуктовым магазинам, но и всем другим. Случайно порванное при примерке платье, выпавший из рук айфон, лопнувшая при падении канистра с машинным маслом – все подпадает под действие статьи 211 Гражданского кодекса.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *