Финансы как сфера денежных отношений представляют собой?

13 ответов на вопрос “Финансы как сфера денежных отношений представляют собой?”

  1. Vular Ответить

    Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.
    Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

    Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода
    Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).
    Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

    Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений
    Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.
    Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.
    И финансы, и кредит − результат развития денежных отношений и их часть. Но финансовые отношения — это более широкое понятие, чем кредитные, которые представляют собой структурную составляющую финансовых отношений. Взаимосвязь и взаимопроникновение финансовых и кредитных отношений проявляются в том, что кредитные организации могут получать прибыль и перераспределять ее, на счетах центрального банка хранятся и с них распределяются доходы госбюджета. Однако в отличие от финансовых, кредитные отношения обусловлены возвратностью, срочностью и платностью. Финансовые же отношения носят лишь целевой характер, что, кстати, характерно и для кредитных отношений.

    Финансы и их функции

    Финансы — это общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
    Сущность финансов — формирование, распределение и использование денежных доходов.
    Финансовые отношения возникают в определенных социально-экономических условиях, формирующихся в результате развития цивилизации.
    Условием появления финансов являются:
    развитие обмена продуктами труда и появление денег;
    возникновение и упрочение государственных начал в жизни общества;
    появление частной собственности на продукты труда;
    развитие института обычаев и права.
    Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.

    Распределительная функция

    Важнейшая из них — распределительная. Именно она в наибольшей степени раскрывает суть финансов.
    Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы. С одной стороны, финансы формируются за счет доходов. С другой стороны, расходы бюджетов и внебюджетных фондов формируют вторичные доходы. Тем самым обеспечивается распределение и перераспределение валового национального продукта через финансовую систему.
    Содержание этого процесса составляет движение доходов. Именно они сначала распределяются, а впоследствии — перераспределяют. Поэтому выделяют первичное и вторичное распределение.
    Обычно выделяют три стадии движения доходов, отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.
    Первичные доходы формируются в результате распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная плата), заработную плату работника и прибыль собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников факторов производства. Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.
    На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на социальное страхование, оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из бюджетов различных уровней власти и внебюджетных фондов выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.
    В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.
    Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.
    Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.
    Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения. Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.
    На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.
    Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.
    Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через бюджетную систему представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников факторов производства (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.
    Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего воспроизводственного процесса и оказывают на него сильнейшее влияние.

    Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

    Контрольная функция

    Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.
    Практическим выражением контрольной функции финансов является система финансового контроля. Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об исполнении бюджетов.

    Стимулирующая функция

    Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств национальной экономики.
    Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. Кредит — это движение ссудного фонда.
    Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.
    См.также:
    Финансовая система
    Финансовый рынок

  2. Celhala Ответить

    X
    •Финансы и финансовая система. Сущность и функции финансов.
    •Финансовые отношения охватывают две сферы:
    •Функции финансов:
    •Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
    •Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях:
    •Финансовая система и ее звенья. Финансовая система рф включает в себя следующие звенья финансовых отношений:
    •1. Государственная бюджетная система включает три звена:
    •5. Финансы предприятий – служат основой для формирования всех финансовых ресурсов (так именно они формируют национальный доход).
    •Функции денег.
    •Деньги как мера стоимости.
    •Функция денег как средства накопления и сбережения.
    •Функция денег как средства платежа.
    •Функция мировых денег.
    •Виды денег.
    •Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение.
    •Безналичный оборот охватывает расчеты между:
    •Денежная система и ее элементы.
    •В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:
    •При системе металлического обращения выделяются два вида денежных систем:
    •Различают три разновидности золотого монометаллизма:
    •Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег.
    •Для анализа движения денег используются денежные агрегаты:
    •Скорость движения денег в кругообороте общественного продукта определяется как отношение:
    •Оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:
    •На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы:
    •Валовой внутренний продукт, методы его подсчета. Система национальных счетов.
    •Определение внп.
    •Итак, внп по доходам рассчитывается следующим образом:
    •Соотношение между показателями в системе национальных счетов.
    •Номинальный и реальный внп. Индексы цен.
    •Отличия ипц и дефлятора внп заключаются в следующем:
    •Платёжный баланс как экономическая категория и инструмент экономического анализа.
    •Правила отражения операций в платёжном балансе по дебету и по кредиту.
    •Структура платежного баланса
    •Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы счетов:
    •Группировки статей платежного баланса.
    •Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности:
    •Факторы, влияющие на платежный баланс.
    •Бегство капитала и его влияние на платежный баланс.
    •Различаются следующие формы бегства капитала:
    •В мировой практике для оценки бегства капитала применяются следующие методы:
    •Основные методы регулирования платежного баланса. Государственное регулирование платежного баланса вызывается следующими причинами:
    •Методы балансирования платежных балансов.
    •Основные формы заимствований и ввоза капитала:
    •Кредит и его функции Кредит как форма движения ссудного капитала.
    •Особенности ссудного капитала:
    •Источники ссудного капитала:
    •Основные причины высвобождения средств:
    •Основные участники данного рынка:
    •Рынок ссудных капиталов может быть дифференцирован на четыре сегмента:
    •Основные этапы развития кредитных отношений.
    •Базовые функции кредита.
    •Классифицируется по ряду базовых признаков.
    •1. Срок погашения.
    •4. Наличие обеспечения.
    •5. Целевое назначение.
    •6. Категории потенциальных заемщиков
    •Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:
    •В современных условиях на практике применяются в основном три разновидности коммерческого кредита:
    •Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий.
    •Функции финансов предприятий. Финансы предприятий выполняют две функции:
    •Принципы организации финансов предприятий.
    •Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.
    •1. Организационно – правовая форма хозяйствования.
    •Ооо, в отличие от других форм предприятия, характеризуется рядом особенностей:
    •1. По составу участников:
    •2. По составу имущества общества.
    •Особенности Общества с дополнительной ответственностью
    •Особенности акционерных обществ.
    •В характеристике ао необходимо выделить следующее:
    •Акционерные предприятия имеют следующие преимущества:
    •Уставный капитал ао образуется двумя способами:
    •Особенности производственных кооперативов (артелей).
    •Особенности унитарных предприятий.
    •Особенности уп:
    •2. Технико – экономические особенности отраслей хозяйства. Отраслевая специфика оказывает влияние на:
    •Задачи финансовой службы предприятия.
    •Составляющие финансов предприятий. Выручка от реализации продукции.
    •Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов:
    •Существует три метода начисления амортизации:
    •Сумма амортизации определяется по формуле:
    •Норма амортизационных отчислений определяется как:
    •1. Экономическая сущность и состав оборотных средств. Основы и принципы их организации.
    •1.1. Кругооборот оборотного капитала.
    •1.2. Классификация оборотных средств.
    •1.3. Принципы организации и функционирования оборотных средств предприятия:
    •2.1. Порядок и источники пополнения недостатка оборотных средств.
    •2.2. Эффективность использования оборотных средств.
    •Планирование прибыли. Методы планирования прибыли.
    •1. Метод прямого счета.
    •2. Анализ лимита рентабельности.
    •3. Анализ перекрытия ликвидности.
    •3. Нормативный метод планирования прибыли.
    •Особенности распределения прибыли на предприятиях с участием иностранного капитала.
    •Доходы, расходы и прибыль
    •Прибыль: сущность, виды.
    •Управление прибылью и рентабельностью.
    •Источники финансирования. Способы финансирования.
    •Капитал: Сущность, трактовки.
    •Структура источников средств предприятия
    •Денежный оборот и система расчетов на предприятии. Денежный оборот на предприятии
    •Принципы организации безналичных расчетов.
    •Расчеты платежными поручениями.
    •Расчеты аккредитивами.
    •Виды аккредитивной формы расчетов:
    •Договор купли – продажи (поставки), предусматривающий аккредитивную форму расчетов.
    •Договор купли – продажи (поставки), предусматривающий аккредитивную форму расчетов.
    •Расчеты по инкассо.
    •Договор купли – продажи (поставки), предусматривающий расчеты платежными требованиями.
    •Договор купли – продажи (поставки), предусматривающий расчеты платежными требованиями или инкассовыми поручениями
    •Прогнозирование и оптимизация денежных потоков на предприятии.
    •Экономическая сущность и классификация финансовых рисков предприятия.
    •Классификация финансовых рисков.
    •Принципы управления финансовыми рисками.
    •Содержание политики управления финансовыми рисками.
    •4. Определение размера возможных финансовых потерь при наступлении рискового события по отдельным видам рисков.
    •5. Исследование факторов, влияющих на уровень финансовых рисков.
    •6. Установление предельно допустимого уровня финансовых рисков по отдельным финансовым операциям и видам деятельности.
    •Характеристика различных зон финансовых рисков.
    •Система основных факторов, влияющих на уровень финансовых рисков
    •8. Выбор форм и видов страхования («передачи») отдельных финансовых рисков предприятия.
    •9. Оценка результативности нейтрализации и организации мониторинга финансовых рисков.
    •Прогнозирование вероятности банкротства предприятия
    •Распределение показателей по классам надежности
    •Значение показателей вероятности банкротства
    •Расчет коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности.
    •Наиболее срочные обязательства
    •Клт нормативный

  3. MAXUCI Ответить

    X
    •1. Понятие финансов, их особенности, функции.
    •2. Финансы как экономическая и правовая категории.
    •3. Экономические основы функционирования финансов.
    •4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
    •5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
    •6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
    •7. Финансовая система Российской Федерации.
    •8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
    •9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
    •10. Общая характеристика субъектов финансового права.
    •11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
    •12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
    •13. Система и источники финансового права.
    •14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
    •15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
    •16. Финансовая политика государства.
    •17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
    •18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
    •19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
    •20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
    •21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
    •22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
    •23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
    •24. Финансовый контроль: понятие и значение.
    •25. Виды и формы финансового контроля.
    •26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
    •27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
    •28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
    •29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
    •29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
    •30. Субъекты бюджетных правоотношений.
    •31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
    •32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
    •33. Стадии бюджетного процесса.
    •34. Бюджетная классификация.
    •35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
    •36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
    •37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
    •38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
    •39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
    •40. Понятие и функции налогов и сборов.
    •41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
    •42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
    •43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
    •44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
    •45. Налоговый контроль: понятие, формы.
    •46. Элементы налогообложения.
    •47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
    •48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
    •49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
    •50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
    •51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
    •53. Порядок разрешения налоговых споров.
    •54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
    •55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
    •56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
    •57. Государственный внутренний долг.
    •58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
    •59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
    •60. Банковская система рф: структура, значение.
    •60. Банковская система рф: структура, значение.
    •61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
    •62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
    •63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
    •64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
    •65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
    •66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
    •67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
    •68. Правовые основы обращения наличных денег.
    •69. Правовые основы безналичных расчетов.
    •70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
    •71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
    •72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
    •73. Правовые основы вкладных операций.
    •74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
    •75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
    •76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
    •77.Правовое регулирование страховой деятельности
    •78.Правовые основы валютного контроля.
    •79. Валютное регулирование и контроль
    •80. Органы и агенты валютного контроля.
    •81. . Электронные безналичные расчеты
    •82. Аудит как особый вид финансового контроля.
    •83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
    •84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
    •Лицензирование.
    •85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
    •86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
    •87. Организация имущественного и личного страхования.
    •88. Виды обязательного страхования.
    •89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
    •90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.

  4. Cererana Ответить

    1.Сущность финансов как экономической
    категории в условиях развития рыночных
    отношений.
    Финансы представляют собой экономические
    отношения, связанные с формированием,
    распределением и использованием
    централизованных и децентрализованных
    фондов денежных средств в целях выполнения
    функций и задач государства и обеспечения
    условий расширенного воспроизводства.Под
    централизованными финансами понимаются
    экономические отношения, связанные с
    формированием и использованием фондов
    денежных средств государства,
    аккумулируемых в государственной
    бюджетной системе и правительственных
    внебюджетных фондах, под децентрализованными
    финансами понимаются денежные отношения,
    опосредующие кругооборот денежных
    фондов предприятий. Финансы — неотъемлемая
    часть денежных отношений, поэтому их
    роль и значение зависят от того, какое
    место денежные отношения занимают в
    экономических отношениях. Однако не
    всякие денежные отношения выражают
    финансовые отношения.
    Финансы — неотъемлемое связующее звено
    между созданием и использованием
    национального дохода. Финансы, воздействуя
    на производство, распределение и
    потребление, носят объективный характер.
    Они выражают определенную сферу
    производственных отношений и относятся
    к базисной категории.Финансы отражают
    уровень развития производительных сил
    в отдельных странах и возможности их
    воздействия на макроэкономические
    процессы в хозяйственной жизни. Состояние
    экономики страны определяет состояние
    финансов. В условиях постоянного
    экономического роста, увеличения ВВП
    и национального дохода финансы
    характеризуются своей устойчивостью
    и стабильностью; они стимулируют
    дальнейшее развитие производства и
    повышение качества жизни граждан страны.
    2.Функции финансов, их проявление и
    развитие в условиях рыночной экономики.
    Сущность финансов проявляется в их
    функциях. Финансы выполняют две основные
    функции: распределительную и контрольную.
    Эти функции осуществляются финансами
    одновременно. Каждая финансовая операция
    означает распределение общественного
    продукта и национального дохода и
    контроль за этим распределением. 1.
    Распределительная функция проявляется
    при распределении национального дохода,
    когда происходит создание так называемых
    основных, или первичных доходов. Их
    сумма равна национальному доходу.
    Основные доходы формируются при
    распределении национального дохода
    среди участников материального
    производства. Они делятся на две группы:
    1)зарплата рабочих, служащих, доходы
    фермеров, крестьян, занятых в сфере
    материального производства; 2)доходы
    предприятий сферы материального
    производства. 2. Контрольная функция.
    Будучи инструментом формирования и
    использования денежных доходов и фондов,
    финансы объективно отражают ход
    распределительного процесса. Контрольная
    функция проявляется в контроле за
    распределением ВВП по соответствующим
    фондам и расходованием их по целевому
    назначению. В условиях перехода на
    рыночные отношения финансовой контроль
    направлен на обеспечение динамичного
    развития общественного и частного
    производства, ускорение научно-технического
    прогресса, всемерное улучшение качества
    работы во всех звеньях народного
    хозяйства. Он охватывает производственную
    и непроизводственную сферы. Нацелен на
    повышение экономического стимулирования,
    рациональное и бережливое расходование
    материальных, трудовых, финансовых
    ресурсов и природных богатств, сокращение
    непроизводительных расходов и потерь,
    пресечение бесхозяйственности и
    расточительства. 3. Регулирующая функция
    – связана с вмешательством государства
    через финансы (государственные расходы,
    налоги, государственный кредит) в процесс
    воспроизводства. Однако на сегодняшний
    день регулирующая функция в России
    развита слабо. 4. Стабилизационная
    функция – обеспечить для всех хозяйствующих
    субъектов и граждан стабильные условия
    в экономических и социальных отношениях.
    Особое значение при этом имеет вопрос
    о стабильности финансового законодательства,
    поскольку без этого невозможно
    осуществление инвестиционной политики
    в производственную сферу со стороны
    частных инвесторов. Достижение
    стабилизации рассматривается
    Правительством РФ как необходимое
    условие для перехода рыночной экономики
    к социально ориентированному экономическому
    росту.
    3.Финансовые ресурсы как материальные
    носители финансовых отношений. Состав,
    структура и динамика финансовых ресурсов.
    ФР могут выступать в таких формах, как
    ФР предприятий, некоммерческих учреждений,
    общ организаций, в форме гос. финансов.
    Каждая из этих форм имеет свое
    предназначение, играет свою роль в
    развитии гос-ва, деят-ти предприятий и
    населения. Как известно, предприятие
    явл основным звеном экономики, а ФР
    предприятии говорят о его состоятельности
    или несостоятельности. От результатов
    деятельности предприятий (от движения
    финансовых ресурсов, в частности) зависит
    экономическое положение государства,
    уровень жизни его граждан. ФР – денежные
    доходы, накопления и поступления,
    формируемые в руках субъектов
    хозяйствования и гос-ва и предназначенные
    на цели расширенного воспроизводства,
    материальное стимулирование работающих,
    удовлетворение социальных потребностей,
    нужд обороны и гос-го управления, являются
    мат носителями фин.отношений. По своему
    материальному содержанию финансы – это
    целевые фонды денежных средств, в
    совокупности, представляющие финансовые
    ресурсы страны. Финансовые ресурсы
    выступают материальными носителями
    финансовых отношений. Принадлежность
    финансовых ресурсов конкретному субъекту
    хозяйствования и государству позволяет
    отделить их от денежных средств населения
    и, в частности, провести границу между
    финансами и заработной платой. Главное
    условие роста финансовых ресурсов –
    увеличение НД. Финансы и финансовые
    ресурсы – не тождественные понятия.
    Финансовые ресурсы сами по себе не
    определяют сущности финансов, не
    раскрывают их внутреннего содержания
    и общественного назначения. Объем и
    структура ФР непосредственно связаны
    с уровнем развития производства, его
    эффективностью. Постоянный рост и
    совершенствование производства служат
    основой увеличения финансовых ресурсов.
    Однако в последние годы динамика
    финансовых ресурсов характеризовалась
    негативной тенденцией – замедлением, а
    затем и падением темпов роста. Причина
    этого заключалась в кризисных явлениях
    в экономике нашей страны, отрицательно
    сказавшихся на динамике валового
    национального продукта и произведенного
    национального дохода, объеме промышленной
    продукции, других важнейших показателях
    социально-экономического развития. В
    формировании финансовых ресурсов
    участвуют все элементы стоимости
    валового общественного продукта, но
    основным источником является национальный
    доход, причем главным образом та его
    часть, которая представлена чистым
    доходом. Именно рост чистого дохода и
    основной его финансовой формы – прибыли
    обусловливает высокие или низкие темпы
    роста финансовых ресурсов. Кроме
    стоимости валового внутреннего продукта
    важным источником финансовых ресурсов
    могут быть доходы от внешнеэкономической
    деятельности, при условии достаточно
    эффективной ее организации. ФР формируются
    также за счет части национального
    богатства. Для формирования ФР можно
    использовать заемные и привлеченные
    средства. Разнообразие финансовых
    отношений, возникающих в процессе
    стоимостного распределения, обусловливает
    наличие разных видов ФР. Основными среди
    них являются: прибыль, различные виды
    налогов, страховые платежи, амортизационные
    отчисления.
    4.Характеристика сфер и звеньев финансовой
    системы.
    ФС представляет собой совокупность
    разных сфер (звеньев) финансовых
    отношений, каждая из которых характеризуется
    особенностями в формировании и
    использовании фондов денежных средств
    и играет различную роль в общественном
    воспроизводстве. Финансовая система
    состоит из звеньев: • 1.федеральный
    бюджет – является основным финансовым
    планом страны, утверждаемым Федеральным
    собранием как закон. Через федеральный
    бюджет гос-во концентрирует у себя
    значительную долю НД для финансирования
    народ. хоз-ва, социально-культурных
    мероприятий, укрепления обороны страны
    и содержания органов гос. власти и
    управления. С помощью бюджета происходит
    перераспределение НД, что создает
    возможность маневрировать денежными
    средствами и целенаправленно влиять
    на темпы и уровень развития общественного
    производства. Это позволяет осуществлять
    единую экономическую и финансовую
    политику на всей территории страны; •
    2.внебюджетные фонды (ВФ) – это средства
    Федерального правительства и местных
    властей, связанные с финансированием
    расходов, не включаемых в бюджет.
    Формирование ВФ осуществляется за счет
    обязательных целевых отчислений, которые
    для обычного налогоплательщика ничем
    не отличаются от налогов. Организационно
    ВФ отделены от бюджетов и имеют
    определенную самостоятельность.
    Основными по размерам и значению являются
    социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд
    социального страхования, Федеральный
    фонд обязательного медицинского
    страхования. Средства ВФ: • 3.государственный
    кредит – отражает кредитные отношения
    по поводу мобилизации государством
    временно свободных денежных средств
    предприятий, организаций и населения
    на началах возвратности для финансирования
    государственных расходов. Кредитором
    выступают физические и юридические
    лица, заемщиком – государство в лице его
    органов. Дополнительные ресурсы
    государство привлекает путем продажи
    на финансовом рынке облигаций, казначейских
    обязательств и других видов государственных
    ценных бумаг; • 4.финансы предприятий
    различных форм собственности – являются
    основой единой финансовой системы
    страны. Они обслуживают процесс создания
    и распределения общественного продукта
    и НД и являются главным фактором
    формирования централизованных денежных
    фондов. От состояния финансов предприятий
    зависит обеспеченность централизованных
    денежных фондов финансовыми ресурсами.
    Активное использование финансов
    предприятий в процессе производства и
    реализации продукции не исключает
    участия в этом процессе бюджета,
    банковского кредита, страхования; •
    5.финансовый рынок – это сфера проявления
    экономических отношений между продавцами
    и покупателями финансовых (денежных)
    ресурсов и инвестиционных ценностей
    (то есть инструментов образования между
    их стоимостью и потребительной стоимости).
    Финансовый ранок состоит из системы
    рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных
    капиталов или денежного, золота; –
    6.Страхование представляет собой особу
    форму перераспределительных отношений
    по поводу формирования и использования
    целевых фондов денежных средств для
    защиты имущественных интересов физических
    и юридических лиц и возмещения им
    материального ущерба при наступлении
    неблагоприятных явлений и событий.
    (виды страхований – Социальное страхование,
    Имущественное страхование, Личное
    страхование, Страхование ответственности
    ).
    5.Финансовый механизм как орудие
    реализации финансовой политики. Составные
    части финансового механизма.
    ФМ — составная часть хозяйственного
    механизма, совокупность финансовых
    стимулов, рычагов, инструментов, форм
    и способов регулирования экономических
    процессов и отношений. ФМ включает
    прежде всего цены, налоги, пошлины,
    льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии,
    банковский кредитный и депозитный
    процент, учетную ставку, тарифы. Финансовый
    механизм – это система, установленных
    государством форм, видов и методов
    организации финансовых отношений. К
    составным элементам ФМ относятся: 1)
    формы образования финансовых ресурсов;
    2) методы формирования финансовых
    ресурсов; 3) система законодательных и
    нормативных актов, которые используются
    при определении доходов и расходов
    государства; 4) организация бюджетной
    системы; 5) организация финансов
    предприятия; 6) организация рынка ценных
    бумаг. Большое значение имеет выработка
    ФМ для выполнения финансовой политики.
    Учет условий в процессе проведения
    финансовой политики требует выявления
    соответствующих приемов и методов,
    необходимых для реализации поставленных
    задач связанных с социальным обеспечением,
    регулированием налогов, развитием
    научно-технического прогресса, решением
    проблем производственного процесса,
    обеспечение финансовыми ресурсами
    целевых программ, развитие хозяйства
    всех регионов. Реализация финансовой
    политики осуществляется с помощью
    финансового механизма. Содержание
    финансовой политики: – Разработка общей
    концепции финансовой политики, определение
    ее основных направлений, целей, главных
    задач. – Создание адекватного финансового
    механизма. – Управление финансовой
    деятельностью государства и других
    субъектов экономики. ФМ как система
    делится на подсистемы: 1) Финансовое
    планирование (прогнозирование)- a)
    Финансовые прогнозы, планы и балансы;
    b) Финансовые показатели; c) Финансовые
    нормы и нормативы (применяемые в текущем
    планировании). 2) Финансовые рычаги и
    стимулы- a) Нормативы распределения
    финансовых ресурсов (макроэкономические
    нормативы: ставки налогов, нормы
    отчислений в фонды); b) Фонды финансового
    обеспечения воспроизводства и
    стимулирования. 3) Организационная
    структура и правовой режим.- a) Организация
    управления финансами; b) Законодательные
    и нормативные акты, регулирующие
    финансовые отношения; c) Финансовый
    контроль.
    6.Содержание и задачи финансового
    планирования, их изменение при переходе
    к рыночной экономике.
    ФП на предприятии это планирование его
    доходов и направлений расходования
    финансовых средств для обеспечения
    функционирования предприятия. Основной
    целью планирования является согласование
    и синхронизация доходов и расходов
    предприятия в рамках намеченной
    производственной программы и перспектив
    развития.
    Значение ФП состоит в том, что оно:
    1.воплощает выработанные стратегические
    цели, форму конкретных показателей;
    2.обеспечивает финансовыми ресурсами
    заложенные в производственном плане
    экономические пропорции развития;
    3.определяет возможности жизнеспособности
    предприятия в условиях конкуренции;
    4.позволяют предотвратить ошибочные
    действия в области финансов. Становление
    рынка и предпринимательства в России
    предполагает не только разгосударствление
    экономики, приватизацию предприятий,
    их демонополизацию для создания
    свободного экономического сектора,
    развитие конкуренции, либерализацию
    цен и внешнеэкономических связей
    предприятий, но и финансовое оздоровление
    народного хозяйства, создание адекватной
    системы финансовых отношений. Финансы
    предприятий, будучи частью общей системы
    финансовых отношений, отражают процесс
    образования, распределения и использования
    доходов на предприятиях различных
    отраслей народного хозяйства и тесно
    связаны с предпринимательством, поскольку
    предприятие является формой
    предпринимательской деятельности. С
    развитием рыночных отношений финансы
    становятся основным видом ресурсов,
    именно их ограниченность начинает
    лимитировать производство. В связи с
    этим в значительной степени возрастает
    роль ФП, изменяется его содержание как
    на предприятиях, так и в рамках всей
    финансовой системы страны. ФП – это
    подсистема финансового механизма и
    важнейшая составная часть экономического
    и социального планирования, которая
    является центральным элементом системы
    управления финансами. ФП представляет
    собой научно-обоснованную деятельность
    субъекта по планомерному управлению
    процессами формирования, распределения,
    перераспределения и использования
    финансовых ресурсов. Целью ФП является
    обеспечение соответствия между объемом
    финансовых ресурсов и возрастающими
    потребностями в них. В процессе финансового
    планирования выявляются источники
    формирования ресурсов, достигается
    установление оптимальных пропорций их
    распределения между централизованными
    и децентрализованными фондами, происходит
    определение конкретных направлений
    использования средств. Задачи ФП: a)
    определяются источники и объемы
    финансовых ресурсов, необходимые для
    обеспечения деятельности субъекта; b)
    намечаются виды и размеры специальных
    денежных фондов, а также способы их
    формирования и направления использования;
    c) устанавливается соотношение в
    распределении централизованных и
    децентрализованных финансовых ресурсов
    с целью обеспечения необходимых темпов
    и пропорций социального и экономического
    развития. d) вскрываются резервы
    использования материальных, трудовых
    и денежных ресурсов; e) осуществляется
    постоянный контроль за производственно-финансовой
    деятельностью предприятий, организаций,
    учреждений.
    7.Сущность финансового контроля. Пути
    повышения его действенности на современном
    этапе.
    ФК – это совокупность действий и норм,
    предназначенных для осуществления
    надзора над закономерностью и
    целесообразностью финансовых операций
    государства и исполнения государственного
    бюджета, а также по проверке финансовых
    и хозяйственных вопросов деятельности
    субъектов предпринимательства и
    управления с применением специфических
    форм и методов его организации. Назначение
    ФК заключается в содействии успешной
    реализации финансовой политики
    государства, обеспечении процесса
    формирования и эффективного использования
    финансовых ресурсов во всех сферах и
    звеньях экономической системы. Объектом
    ФК являются денежные, распределительные
    процессы при формировании и использовании
    финансовых ресурсов, в том числе в форме
    фондов денежных средств на всех уровнях
    и во всех звеньях экономической системы.
    Непосредственным предметом проверок
    выступают финансовые показатели:
    прибыль, доходы, налоги, рентабельность,
    себестоимость, амортизация, издержки
    обращения и др. Сферой финансового
    контроля являются практически все
    операции, связанные с использованием
    денег, а также бартерные сделки. ФК
    является формой реализации контрольной
    функции финансов на практике. Для
    осуществления финансового контроля
    создаются особые контрольные органы,
    укомплектованные высококвалифицированными
    специалистами. Разновидностями
    финансового контроля являются: бюджетный,
    налоговый, валютный контроль. Для того
    чтобы ФК в России был действительно
    эффективным и соответствовал уровню
    экономически развитых государств,
    необходимо проделать много важных и
    существенных преобразований. Создание
    системы ГФК, отвечающей потребностям
    государственного управления на
    современном этапе, предполагает
    реализацию совокупности мер правового,
    организационного и методологического
    характера. И все это требует безотлагательного
    и поэтапного решения. С учетом результатов
    научных исследований отечественного
    ГФК, международной науки и практики,
    особенностей современного российского
    социума, исторического наследия и
    исходных позиций, правовых норм должна
    быть разработана цельная концепция
    реформирования и развития ГФК в Российской
    Федерации, создания его системы в
    современных условиях построения
    развитого рынка. Идеи, которые будут
    заложены в данной концепции, будут
    требовать основополагающих государственных
    решений. Пути реформирования ГФК,
    направленные на создание его целостной
    системы, в современных условия: *приведение
    теоретической базы (в том числе
    методологического обеспечения ГФК) в
    соответствие с современными условиями;
    *реформирование организационных
    структур; *формирование системной и
    завершенной нормативной базы (в том
    числе стандартизация ГФК); *формирование
    системы процедур контроля (методического
    обеспечения); *создание целостных
    научно-исследовательской и учебной
    баз, формирование системы кадрового
    обеспечения; *организация адекватной
    информационно-коммуникативной
    инфраструктуры; *повышение уровня
    материально-технического и финансового
    обеспечения функционирования
    контролирующих органов (материально-технические
    и финансовые ресурсы органов ГФК должны
    быть достаточными).
    8.Финансовые рычаги и стимулы, их
    разнообразие в условиях функционирования
    рыночной экономики.
    ФР – инструмент формирования и использования
    финансовых ресурсов в процессе
    распределения и перераспределения
    валового внутреннего продукта. В их
    состав входят: 1) прибыль; 2) налог на
    прибыль; 3) амортизационные отчисления;
    4) отчисления на социальное страхование;
    5)налоги с населения. Роль ФР в условиях
    перехода от административно-командных
    к рыночным методам хозяйствования
    существенно возросла. Финансовые рычаги
    стали важнейшим инструментом стимулирования
    народного хозяйства. С помощью ФР
    решаются задачи: 1) регулирования общего
    уровня финансовых ресурсов в сфере
    производства; 2) ограничения монопольной
    деятельности; 3) регулирования
    внешнеэкономической деятельности
    предприятий, пропорции распределения
    денежных средств, инвестиционных и
    инновационных процессов. Государство
    с помощью целой системы ФР может оказывать
    воздействие на развитие предприятий,
    целых отраслей в нужном обществу
    направлении. Финансы участвуют в процессе
    создания денежных доходов, а также в
    процессе их распределения. Имея такой
    ФР, как распределение денежных доходов,
    и умело управляя им, государство может
    эффективно стимулировать или сдерживать
    развитие того или иного экономического
    процесса. Если говорить о конкретных
    рычагах и способах воздействия на
    экономические процессы, то надо назвать
    следующие: 1) бюджет. Средства из бюджета
    на развитие той или иной отрасли,
    комплекса отраслей или отдельного
    предприятия можно выделить, а можно и
    не выделить; 2) цены, тарифы. И в условиях
    рыночной экономики государство, как
    известно, вмешивается в процесс
    ценообразования, устанавливает тарифы,
    которые оказывают влияние на финансовое
    состояние компаний. Так вот цену на
    продукцию, к примеру зерно, можно
    установить высокую, выгодную для
    производителя, а можно и низкую, на
    уровне затрат предприятия, а то и ниже.
    В этом случае сельскохозяйственное
    предприятие понесет убытки и ни о каком
    дополнительном стимулировании
    производства не может быть и речи;3)
    налоги. Это наиболее мощный финансовый
    инструмент стимулирования хозяйственной
    деятельности. Низкими налогами можно
    стимулировать производство и, напротив,
    чрезмерно высокими – подорвать его; 4)
    экспортно-импортные пошлины, тарифы,
    которые могут быть низкими, льготными,
    а могут быть высокими, делающими
    невыгодными экспортно-импортные
    операции. Подсистема «Финансовые рычаги
    и стимулы» имеет блоки: a) Нормативы
    распределения финансовых ресурсов
    (макроэкономические нормативы: ставки
    налогов, нормы отчислений в фонды); b)
    Фонды финансового обеспечения
    воспроизводства и стимулирования.
    9.Понятие финансовой стратегии и тактики
    как составной части финансовой политики.
    Основа финансовой политики — стратегические
    направления, которые определяют
    долгосрочную и среднесрочную перспективу
    использования финансов и предусматривают
    решение главных задач, вытекающих из
    особенностей функционирования экономики
    и социальной сферы страны. Одновременно
    с этим государство осуществляет выбор
    текущих тактических целей и задач
    использования финансовых отношений.
    Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны
    между собой и взаимозависимы.
    Для принятия управленческих решений в
    области финансовой политики используют
    информацию, приведенную в бухгалтерской,
    статистической и налоговой отчетности,
    в оперативном и управленческом учете,
    которая служит главным источником
    данных для определения показателей,
    применяемых в финансовом анализе,
    внутрифирменном финансовом планировании
    и контроле. Стратегия и тактика являются
    составными элементами финансовой
    политики. Финансовая стратегия — это
    совокупность ключевых целей и основных
    способов их достижения. Стратегией
    нельзя считать простое определение
    желаемых целей и возможных способов
    реализации. Она должна отражать реальные
    возможности развития предприятия.
    Поэтому стратегия выражает реакцию на
    объективные внутренние и внешние условия
    его деятельности. Финансовая стратегия
    — долговременный курс финансовой
    политики, рассчитанный на перспективу
    и предполагающий решение крупномасштабных
    задач развития. Финансовая тактика
    направлена на решение более частных
    задач конкретного этапа развития
    предприятия путем своевременного
    изменения способов организации финансовых
    связей, перераспределения денежных
    ресурсов между видами расходов и
    структурными подразделениями (фирмами).
    При относительно стабильной финансовой
    стратегии финансовая тактика должна
    отличаться гибкостью, что вызывается
    изменением рыночной конъюнктуры (спроса
    и предложения на товары, услуги и
    капитал).
    10.Государственный бюджет как экономическая
    категория.
    ГБ — важнейший финансовый документ
    страны. Он представляет собой совокупность
    финансовых смет всех ведомств,
    государственных служб, правительственных
    программ и т. д. В нём определяются
    потребности, подлежащие удовлетворению
    за счёт государственной казны, равно
    как указываются источники и размеры
    ожидаемых поступлений в государственную
    казну. Деятельность государства по
    формированию, рассмотрению, утверждению,
    исполнению бюджета, а также составлению
    и утверждению отчёта об его исполнении
    (формулировка касается бюджетов всех
    уровней, входящих в бюджетную систему
    РФ) называется бюджетный проце?сс. В
    бюджетную систему РФ входят бюджеты
    следующих уровней: *Федеральный бюджет
    *бюджеты субъектов Российской Федерации
    (региональные бюджеты) *бюджеты
    муниципальных образований (местные
    бюджеты) *бюджеты государственных
    внебюджетных фондов. С финансовой точки
    зрения ГБ имеет троякого рода
    характеристику: 1. бюджет как экономическая
    (финансовая) категория; 2. бюджет как
    основной финансовый план государства;
    3. бюджет как центральное звено финансовой
    системы. ГБ как экономическая категория,
    выражает особую сферу финансовых
    отношений по планомерному распределению
    стоимости валового национального
    продукта и национального дохода, путем
    формирования и использования
    централизованного фонда денежных
    средств для удовлетворения государственных
    и общегосударственных потребностей.
    ГБ присущи две функции: – распределительная;
    – контрольная. С помощью распределительной
    функции бюджета осуществляется
    межтерриториальное и межотраслевое
    распределение финансовых ресурсов,
    формируются и используются фонды
    специального назначения. Распределительная
    функции ГБ характеризуется многократностью
    распределения, она проявляется во всех
    сферах общественных отношений,
    используется государством для развития
    экономики, науки, культуры, образования,
    здравоохранения, искусства, обороны и
    другие цели. Контрольная функция ГБ
    выражается в том, что, будучи органически
    связанным, с экономикой, бюджет показывает
    ход распределительных процессов,
    возникающие положительные и негативные
    тенденции.
    11.Бюджетное устройство России. Понятие
    бюджетного финансирования, его принципы
    и формы.
    БУ – организация и принципы построения
    бюджетной системы, т.е. совокупности
    бюджетов всех уровней.
    БУстраны зависит от ее государственного
    устройства. Так, Россия – федеративное
    государство, поэтому ее бюджетная
    система состоит из трех уровней:
    федерального, регионального и местного.
    При этом в качестве основы бюджетного
    устройства в России выступают принципы:
    единства бюджетной системы РФ;
    разграничения доходов и расходов между
    уровнями бюджетной системы РФ;
    самостоятельности бюджетов; полноты
    отражения доходов и расходов бюджета;
    сбалансированности бюджета; эффективности
    и экономности использования бюджетных
    средств; совокупного покрытия расходов
    бюджета; гласности; достоверности
    бюджета; адресного и целевого характера
    бюджетных средств. Основы БУ РФ
    определяются Конституцией страны и ее
    гос устройством как федеративной
    республики, субъектами Федерации которой
    являются республики в составе РФ, края,
    области, автономные округа. БФ – это
    расходы бюджета, которые делятся на
    текущие и капитальные. Текущие расходы
    бюджетов – часть расходов бюджетов,
    обеспечивающая текущее функционирование
    органов власти, бюджетных учреждений,
    оказание финансовой поддержки отдельным
    отраслям экономики на текущее
    функционирование, а также другие расходы
    бюджетов, не включенные в капитальные
    расходы. Капитальные расходы бюджетов
    – часть расходов бюджетов, обеспечивающая
    инновационную и инвестиционную
    деятельность, включающая статьи расходов,
    предназначенных для инвестиций в
    действующие и вновь создаваемые
    предприятия, организации и учреждения
    в соответствии с утвержденной
    инвестиционной программой. В зависимости
    от того, из какого бюджета осуществляется
    финансирование бюджеты делятся на
    федеральные, региональные и местные.
    Принципы БФ можно подразделить на:
    общие, касающиеся всех бюджетополучателей;
    частные, определяющие порядок
    предоставления бюджетных средств
    предприятиям, организациям и учреждениям
    в зависимости от их организационно-правовой
    формы и метода ведения хозяйства. К
    общим принципам в России относят:
    соблюдение законности финансирования
    (отпуск бюджетных средств может
    происходить только на основе утвержденного
    бюджета и сводной бюджетной росписи);
    целевой характер предоставления
    бюджетных средств; выделение средств
    в пределах лимитов бюджетных обязательств,
    признанных органом, исполняющим бюджет,
    и с учетом использования ранее отпущенных
    ассигнований бюджетных. К частным
    относят принципы, различающиеся в
    зависимости от того, кому и на какие
    цели предоставляются бюджетные средства.
    Так, для бюджетных учреждений действует
    принцип зависимости объема финансирования
    от установленных норм и фактически
    достигнутых показателей по сети, штатам
    и контингентам. Бюджетные средства
    могут предоставляться в следующих
    формах финансирования: ассигнования
    различного рода (на содержание бюджетных
    учреждений; на оплату товаров, работ и
    услуг, выполняемых по государственным
    и муниципальным контрактам; на
    осуществление отдельных государственных
    полномочий, передаваемых на другие
    уровни власти; и др.); трансферты населению
    и нижестоящим бюджетам; бюджетные
    кредиты юридическим лицам (в том числе
    налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки
    и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации,
    субвенции, субсидии; средства на
    обслуживание долговых обязательств;
    кредиты иностранным государствам и др.

  5. Vacuum Ответить

    Финансовыми являются денежные отношения, которые опосредствуют отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта – прибавочного продукта. В результате распределения прибавочного продукта образуются целевые фонды денежных средств предприятий (децентрализованные) и государства (централизованные). Совокупность этих целевых фондов денежных средств образует финансо-вые ресурсы государства и субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы являются ма-териальной основой деятельности отдельных предприятий, организаций, учреждений и государства в целом.
    Исходя из вышесказанного, финансы – экономические (производственные) отношения по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на расширенное воспроизводство и обще-государственные нужды. Использование прибавочного продукта посредством образования целевых фондов денежных средств является наиболее эффективной формой его расходования.
    Основным материальным источником денежных ресурсов и фондов является национальный доход страны или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства средств производства.
    С помощью финансов происходит создание и использование национального дохода. Таким образом, финансы отличаются от денег и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги имеют более древнюю историю.
    Деньги – это всеобщий эквивалент, средство измерения затрат сырья, рабочей силы. Движение денег сопровождается параллельным движением материально-вещественного продукта, это акт купли-продажи. Финансы – средство распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), средство контроля за образованием и использованием денежных ресурсов. Таким образом, финансы – это экономические (производственные) отношения, поскольку они возникают в общественном производстве. Финансы могут проявляться в разнообразных формах на поверхности общественной жизни, но обязательно сопровождаются движением наличных или безналичных денежных средств, т.е. финансы – часть денежных отношений.
    Финансы как часть производственных, денежных отношений имеют объективный характер и выступают как экономическая категория. Особенность финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Существование денег является обязательным условием существования финансов. Поэтому в условиях натуральных взаимоотношений финансов не существует. Реальное движение денежных средств происходит на стадии распределения и обмена. Но обмен обслуживается деньгами как всеобщим эквивалентом, совершаются акты купли-продажи, т.е. стадия обмена осуществляется с помощью денег как таковых.
    Областью возникновения и функционирования финансов является стадия распределения, где происходит отрыв стоимости от движения товаров и ее отчуждение, т.е. переход из рук одних владельцев в руки других или целевое обособление стоимости в рамках одного владельца.
    Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды целевого назначения. На разных уровнях процесса воспроизводства и на предприятиях, и в экономике страны в целом образуются и используются фонды денежных средств. Не имеет значения и то, в какой форме эти деньги выступают: в виде наличных денежных знаков, кредитных карточек или в записях на банковских счетах. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и выполнения функций государства, и составляет финансы общества. Финансы как часть производственных отношений относятся к базису и закрепляются правовыми акта-ми.
    Функции финансов
    Сущность финансов проявляется в ее функциях. Обычно выделяют две функции финансов: распределительную и контрольную.
    Распределительная функция обеспечивает отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода. Валовой внутренний продукт включает в себя стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход состоит из необходимого продукта и прибавочного. Необходимый продукт в виде заработной платы и других денежных доходов предназначен для потребления работниками производственной сферы. Прибавочный продукт, чистый доход предприятий выступает в виде доходов предприятий сферы материального производства. В результате первичного распределения ВВП и НД формируются первичные доходы работников сферы материального производства и пред-приятий.
    В результате дальнейшего распределения или перераспределения образуются вторичные или производственные доходы. Основным источником вторичного распределения является чистый доход, за счет которого обеспечивается процесс расширенного воспроизводства, другая часть перераспределяется и направляется в централизованные денежные фонды государства, с помощью централизованных финансовых ресурсов государство выполняет свои функции.
    Сама роль финансов при распределении и перераспределении неодинакова. Если первичное распределение связано с такими экономическими инструментами, как цена, заработная плата, то перераспределение осуществляется преимущественно с помощью финансов.
    Контрольная функция вытекает из распределительной и проявляется в контроле за распределением ВВП, НД, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их использованию. Контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта.
    Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. В нормативных актах закрепляется предварительное планирование конкретных субъектов этих отношений, объемов и сроков, целевое использование денежных ресурсов. Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджет, финансирование из бюджета, кредитования, формирования и использования разных денежных фондов хозяйствующих субъектов.
    Контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.
    При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция. Поскольку без этой функции не может существовать контрольная функция, так как нет субъекта контроля. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной функции. В распределительной и контрольной функции выражаются две неразрывно связанные стороны финансовых отношений.
    Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Через финансовые показатели, такие как выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость, платежеспособность и др., можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне.
    Реализация контрольной функции связана с финансовой дисциплиной, соблюдением установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.
    Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми государственными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
    На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность органов финансового контроля.
    Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
    Единой общепринятой точки зрения по поводу финансов не существует. В зависимости от экономических школ, точки зрения тех или иных ведущих ученых-экономистов существуют некоторые расхождения при определении сущности и функций финансов. Такое же положение наблюдается и в других областях теории экономических дисциплин, поскольку абстрагирование, выделение сущностных сторон экономических категорий дает возможность ученым исходя из общих посылок, по-своему определять эти сущностные стороны и взаимосвязи или акцентировать изучение категорий на отдельных группах связей.
    Существуют и другие причины элемента расхождений в определении категорий. Финансы, являясь объективной экономической категорией, в то же время финансовые отношения закрепляются юридически и используются как инструмент политики государства. Поэтому при определении сущности и функций финансов могут учитываться идеологические и политические аспекты проявления этих категорий, что также в зависимости от тех или иных подходов к изучению категорий или явлений экономической жизни на различных этапах развития государства может вести к различным толкованиям одних и тех же предметов изучения.
    Современные понятия сущности и функций финансов берет свое начало от западных экономических школ, где впервые были теоретически обобщены знания о финансах как объективной экономической категории. В СССР по идеологическим причинам изучались две финансовые дисциплины «Финансы капитализма» и «Финансы СССР», а затем «Финансы социалистического общества». В экономике СССР денежным отношениям и стоимостным категориям отводилось второстепенное место. Некоторое время считалось, сто при социализме нет товарного производства. Поэтому изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э.А. и Бирман А.М. считали, что основным условием возникновения финансов является государство.
    До тридцатых годов в России и СССР под финансами понимались лишь отношения, связанные с добыванием государством средств для его функционирования. Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.
    В настоящее время существует много определений понятия и сущности финансов, которые по-разному интерпретируют данные вопросы. Одной из распространенных точек зрения, которой придерживаются ряд ученых Д.А. Анахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др., что сущностный признак и основа понятия финансов заключается в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. Кроме такого общего определения финансов существуют более конкретные определения основного сущностного признака финансов (М.В. Федосов и С.Я. Огородник) как процесса распределения и перераспределения части стоимости сово-купного общественного продукта. Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц в качестве объекта исследования финансов рассматривали чистый доход и его связь с процессами распределения и перераспределения.
    Существуют различные точки зрения по вопросу сущности финансов, отнесения их к базисным или надстроечным отношениям. Сторонники первой точки зрения акцентируют внимание на финансах как объективной категории, поскольку без финансов невозможно функционирование экономики, т.к. распределение представляет собой стадию общественного производства.
    Если рассматривать внешнее проявление финансов в виде финансовой политики, то это служит поводом отнесения финансов к категории надстройки. Объективный характер финансов не означает, что они не подвержены воздействию субъективного фактора. Объективность экономической категории, экономического закона не означает, что люди не оказывают своего влияния на характер их проявления. Финансы объективная экономическая категория, т.е. абстракция, теория и в то же время на практике это рычаг воздействия на экономику, используемый в субъективной деятельности людей.
    Финансовой наукой не решен вопрос о границах финансовых отношений. Кроме точки зрения, что финансы возникают при распределении и перераспределении общественного продукта, существует точка зрения, что финансы категория воспроизводства в целом, включая и денежные отношения на стадии обмена, что является спорным моментом. Распределение и обмен разные стадии воспроизводства. Содержание категории финансы составляют отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости совокупного общественного продукта, а отношения купли-продажи принимают форму расчетов посредством денег, как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.
    Большинство ученых-экономистов считают, что финансы представляют часть производственных (экономических) отношений, часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, являются:
    1. денежный характер финансовых отношений;
    2. распределительный характер финансовых отношений;
    3. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных фондов, принимающих вид финансовых ресурсов;
    4. безэквивалентность отношений распределения, отличающие финансы от отношений купли-продажи;
    5. безвозвратность и бесплатность, отличающие финансы от кредита.
    По этим признакам можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Но ограничение места финансов распределительной стадией производства не означает ограничения действия финансов только этой стадией. Через распределение и перераспределение финансы активно влияют на все стадии воспроизводства.
    По мнению экономистов Балобанова И.И., Балобанова И.Г., Вознесенского Э.А. Сычева Н.Г., Болдырева Б.Г. финансы выполняют функции формирования денежных до-ходов, функцию использования денежных фондов, контрольную функцию. Но подобные утверждения несостоятельны по следующей причине, что процесс формирования фондов денежных средств и их использование – это единый неразрывный процесс и он не должен разделяться.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *