Государственный совет был учрежден александром i в каком году?

16 ответов на вопрос “Государственный совет был учрежден александром i в каком году?”

  1. Dreladar Ответить

    В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:
    члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
    все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
    все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
    проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
    никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».
    Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.
    Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.
    Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:
    Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
    Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
    Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
    Департамент государственной экономии.

  2. James_Batwell Ответить

    Все ре­зуль­та­ты об­су­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­тов и др. во­про­сов пред­став­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ным сек­ре­та­рём (воз­глав­лял Го­су­дар­ст­вен­ную кан­це­ля­рию, ко­то­рая за­ни­ма­лась ор­га­ни­за­ци­ей ра­бот Г. с.) им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый мог ут­вер­дить мне­ние лю­бо­го чис­ла чле­нов Г. с. или на­ло­жить собств. ре­зо­лю­цию.
    В 1815–41 и 1861–67 су­ще­ст­во­вал так­же ре­гио­наль­ный Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет Цар­ст­ва Поль­ско­го, кон­тро­ли­ро­вав­ший и ко­ор­ди­ни­ро­вав­ший дея­тель­ность осн. ве­домств Цар­ст­ва Поль­ско­го.
    Пре­об­ра­зо­ва­ние Г. с. Рос. им­пе­рии в за­ко­но­дат. ор­ган со­стоя­лось со­глас­но ука­зу имп. Ни­ко­лая II от 20.2(5.3).1906 и бы­ло за­кре­п­ле­но в Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах 1906. По­ло­ви­на или ме­нее по­ло­ви­ны чле­нов Г. с. еже­год­но на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром (чле­ны по на­зна­че­нию; из них им­пе­ра­тор на­зна­чал пред­се­да­те­ля Г. с.), др. чле­ны Г. с. из­би­ра­лись пу­тём двух­сте­пен­ных или пря­мых вы­бо­ров на срок 9 лет (чле­ны по вы­бо­рам). По­след­ние из­би­ра­лись: дво­рян­ски­ми об­ще­ст­ва­ми (18 чел.); Со­ве­том тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, ко­ми­те­та­ми тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, бир­же­вы­ми ко­ми­те­та­ми и ку­пе­че­ски­ми упра­ва­ми (12 чел.); Пе­терб. АН и уни­вер­си­те­та­ми (6 чел.); Сей­мом Вел. кн-ва Фин­лянд­ско­го (2 чел.); гу­берн­ски­ми зем­ст­ва­ми (по од­но­му че­ло­ве­ку); зем­ле­вла­дель­ца­ми тех гу­бер­ний Ев­роп. Рос­сии, где от­сут­ст­во­ва­ли зем­ст­ва, а так­же зем­ле­вла­дель­ца­ми Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (по од­но­му че­ло­ве­ку от ка­ж­дой гу­бер­нии); зем­ле­вла­дель­ца­ми гу­бер­ний При­вис­лин­ско­го края (6 чел.). К чле­нам по вы­бо­рам от­но­си­лись 6 чел. из чис­ла пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва, на­зна­чав­ших­ся Си­но­дом. Ка­ж­дые 3 го­да треть вы­бор­ных чле­нов Г. с. пе­ре­из­би­ра­лась по жре­бию. В 1914 Г. с. со­сто­ял из 188 чле­нов.
    Г. с. имел рав­ные за­ко­но­дат. пра­ва с Гос. ду­мой. На рас­смот­ре­ние Г. с. по­сту­па­ли за­ко­но­про­ек­ты, одоб­рен­ные Гос. ду­мой или вне­сён­ные са­ми­ми чле­на­ми Со­ве­та. При­ня­тый в Г. с. за­ко­но­про­ект пе­ре­да­вал­ся на рас­смот­ре­ние или им­пе­ра­то­ру (ес­ли по­сту­пил в Г. с. из Гос. ду­мы), или в Гос. ду­му (ес­ли был раз­ра­бо­тан по ини­циа­ти­ве са­мих чле­нов Гос. со­ве­та). И им­пе­ра­тор, и Гос. ду­ма мог­ли от­кло­нить или ут­вер­дить за­ко­но­про­ект Со­ве­та. Как и Гос. ду­ма, Г. с. мог об­ра­щать­ся к ми­ни­ст­рам и глав­но­управ­ляю­щим с за­про­са­ми по по­во­ду не­за­кон­ных дей­ст­вий под­ве­дом­ст­вен­ных им уч­ре­ж­де­ний или долж­но­ст­ных лиц.
    Ос­нов­ной фор­мой ра­бо­ты Г. с. ста­ло Об­щее со­б­ра­ние. Для пред­ва­рит. рас­смот­ре­ния за­ко­но­про­ек­тов в со­ста­ве Г. с. уч­ре­ж­да­лись ко­мис­сии, из ко­то­рых важ­ней­шую роль иг­ра­ла по­сто­ян­ная Фи­нан­со­вая ко­мис­сия, рас­смат­ри­вав­шая про­ек­ты рос­пи­си гос. до­хо­дов и рас­хо­дов, смет и чрез­вы­чай­ных рас­хо­дов.
    По­дав­ляю­щая часть чле­нов Г. с. ор­га­ни­зо­вы­ва­лась по по­ли­тич. при­над­леж­но­сти в груп­пы (фрак­ции) – пра­вых, цен­тра, а так­же ака­де­ми­че­скую (с 1913 на­зы­ва­лась про­грес­сив­ной груп­пой), ко­то­рая объ­е­ди­ня­ла ли­бе­раль­ных чле­нов Г. с. Пер­во­на­чаль­но пре­об­ла­да­ла груп­па цен­тра, с нач. 1910-х гг. – груп­па пра­вых (в 1911 из неё вы­шла груп­па пра­во­го цен­тра); в 1915 зна­чит. часть чле­нов Г. с. во­шла в «Про­грес­сив­ный блок», к осе­ни 1916 его сто­рон­ни­ки ста­ли пре­об­ла­дать в Со­ве­те. Часть чле­нов Г. с. ос­та­ва­лась вне групп.

  3. asisany Ответить

    С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйскийи Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801–1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA %D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_I
    Государственный совет
    Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
    Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA %D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_I
    Сенат
    8 февраля 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

  4. Pravdiv Ответить

    Государственный
    совет Российской империи.

    Государственный
    совет

    — высший законосовещательный орган
    Российской империи в 1810—1906 годах и
    верхняя палата законодательного
    учреждения Российской империи в 1906—1917
    годах.
    Государственный
    совет в 1810—1906 годах
    О
    создании Государственного совета было
    объявлено манифестом «Образование
    Государственного совета» императора
    Александра I, изданным 1 (13) января 1810
    года. Предшественником Госсовета был
    Непременный совет, учреждённый 30 марта
    (11 апреля) 1801 года, который неофициально
    также именовался Государственным
    советом, поэтому дату основания последнего
    иногда относят к 1801 году. Образование
    Государственного совета было одним из
    элементов программы преобразования
    системы власти в России, разработанной
    М. М. Сперанским. Цели его создания были
    подробно раскрыты в записке Сперанского
    «О необходимости учреждения Государственного
    совета».
    Членов
    Государственного совета назначал и
    увольнял император, ими могли стать
    любые лица, вне зависимости от сословной
    принадлежности, чина, возраста и
    образования. Абсолютное большинство в
    Госсовете составяли дворяне, назначение
    в Госсовет в большинстве случаев было
    фактически пожизненным. По должности
    в число членов входили министры.
    Председатель и вице-председатель
    Государственного совета ежегодно
    назначались императором. В 1812—1865 годах
    председатель Госсовета был одновременно
    и председателем Комитета министров,
    среди членов Госсовета всегда были
    представители императорской фамилии,
    а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета
    были великие князья Если на заседании
    Госсовета присутствовал император, то
    председательство переходило к нему. В
    1810 году было 35 членов Государственного
    совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале
    XX века их число достигло 90. Всего за
    1802—1906 годы в Госсовете состояло 548
    членов.
    Полномочия
    Государственного совета:
    новых
    законов или законодательных предположений;
    вопросов
    внутреннего управления, требующих
    отмены, ограничения, дополнения или
    разъяснения прежних законов;
    вопросов
    внутренней и внешней политики в
    чрезвычайных обстоятельствах;
    ежегодной
    сметы общих государственных приходов
    и расходов (с 1862 г. — государственной
    росписи доходов и расходов);
    отчетов
    Государственного контроля по исполнению
    росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
    чрезвычайных
    финансовых мер и пр.
    Государственный
    совет состоял из общего
    собрания
    ,
    Государственной
    канцелярии
    ,
    департаментов и постоянных комиссий.
    Кроме того, при нем действовали различные
    временные особые совещания, комитеты,
    присутствия и комиссии.
    Все
    дела поступали в Госсовет только через
    Государственную канцелярию на имя
    возглавлявшего ее государственного
    секретаря. После определения, принадлежит
    ли данное дело ведению Госсовета,
    государственный секретарь распределял
    его в соответствующее отделение
    канцелярии, которое готовило его к
    слушанию в соответствующем департаменте
    Госсовета. Срочные дела по повелению
    императора могли сразу передаваться в
    общее собрание Госсовета, но обычно
    дело сначала проходило соответствующий
    департамент, а потом уже попадало в
    общее собрание. Согласно манифесту 1
    января 1810 года через Государственный
    совет должны были проходить все
    принимаемые законы.Решение в департаментах
    и общем собрании принималось большинством
    голосов, но император мог утвердить и
    мнение меньшинства.
    Согласно
    указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на
    время отсутствия императора подчинял
    себе министерства, а указ 29 августа (10
    сентября) 1801 года- в случае продолжительного
    отсутствия императора в столице решения
    большинства общего собрания Госсовета
    принимают силу закона. В 1832 году полномочия
    Совета были сокращены: министры перестали
    передавать ему ежегодные отчеты о своей
    деятельности.
    15 (27) апреля 1842 года был
    принят новый документ, определяющий
    деятельность Совета, заменивший собой
    манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного
    совета», разработанное комитетом под
    председательством князя И. В. Васильчикова.
    Новое положение ограничило сферу
    деятельности Госсовета, обозначив ряд
    направлений законодательной деятельности,
    не подлежащих рассмотрению на его
    заседаниях, но одновременно и расширило
    ее за счет административных дел и
    вопросов судопроизводства.
    Департаменты
    Государственного совета до 1906
    года
    Департамент
    законов (1810—1906).

    Рассматривал законопроекты
    административно-территориального
    устройства, судопроизводства,
    налогообложения, существенных реформ
    государственного аппарата, проекты
    положений и штатов отдельных государственных
    учреждений, промышленных, финансовых
    и торговых обществ, общественных
    организаций.
    Департамент
    гражданских и духовных дел (1810—1906).

    Рассматривал юридические вопросы и
    дела духовного управления: формы и
    порядок судопроизводства; толкование
    и применение в судебной практике
    отдельных статей гражданского и
    уголовного законодательства; возведение
    в дворянство и лишение такового, дела
    о присвоении княжеских, графских и
    баронских титулов; дела о наследственных,
    земельных и прочих имущественных спорах,
    об отчуждении недвижимого имущества
    на государственные нужды или его передаче
    из государственной собственности в
    частные руки; об учреждении новых епархий
    и приходов православных и иных
    вероисповеданий. Также в департаменте
    рассматривались дела, вызвавшие
    разногласия при решении их в Сенате или
    между Сенатом и отдельными министерствами.
    Департамент
    государственной экономии (1810—1906).

    Занимался вопросами финансов, торговли,
    промышленности и народного просвещения.
    Рассматривал законопроекты, связанные
    с развитием экономики, государственных
    доходов и расходов, финансовые сметы
    министерств и главных управлений, отчеты
    государственных банков, вопросы
    налогообложения, предоставления
    привилегий отдельным акционерным
    обществам, дела по открытиям и
    изобретениям.
    Департамент
    военных дел (1810—1854).

    Рассматривал вопросы военного
    законодательства; комплектования и
    вооружения армии; создания центральных
    и местных учреждений военного ведомства;
    средствах для обеспечения его хозяйственных
    нужд; сословных и служебных правах и
    привилегиях лиц, причисленных к военному
    ведомству, их судебной и административной
    ответственности. Фактически перестал
    действовать в 1854 году.
    Временный
    департамент (1817).

    Был образован для рассмотрения и
    подготовки законопроектов в финансовой
    области: об учреждении Государственного
    коммерческого банка, Совета государственных
    кредитных установлений, а также введении
    питейного сбора и пр.
    Департамент
    дел Царства Польского (1832—1862).

    Образован после упразднения конституционной
    автономии Царства Польского для
    рассмотрения общих вопросов политики
    в отношении польских земель, разработки
    соответствующих законопроектов, а также
    росписи доходов и расходов Царства
    Польского.
    Департамент
    промышленности, наук и торговли
    (1900—1906).

    Рассматривал законопроекты и бюджетные
    ассигнования в области развития
    промышленности и торговли, а также
    просвещения; дела об утверждении уставов
    акционерных обществ и железных дорог;
    выдаче привилегий на открытия и
    изобретения.
    Комиссии
    и другие органы Государственного совета
    до 1906 года

    Комиссия
    составления законов (1810—1826).

    Образована в 1796 году для осуществления
    кодификации законодательства. С
    образованием Госсовета вошла в его
    состав. Упразднена в связи с созданием
    II отделения Собственной Его Императорского
    Величества канцелярии. В 1882 году II
    Отделение было вновь передано
    Государственному совету, образовав
    Кодификационный
    отдел (1882—1893)
    ,
    упраздненный после передачи вопросов
    кодификации законодательства
    Государственной канцелярии.
    Комиссия
    по принятию прошений (1810—1835).

    Была создана для принятия жалоб, связанных
    с деятельностью органов власти, а также
    прошений, связанных с назначением
    различного рода пособий. После 1835 года
    выведена из состава Госсовета и подчинена
    непосредственно императору. Существовала
    до 1884 года, после чего была преобразована
    в особую Канцелярию по принятию прошений,
    упразднённую в 1917 году.
    Особое
    присутствие для предварительного
    рассмотрения жалоб на определения
    департаментов Сената (1884—1917).

    В его задачу входило рассмотрение жалоб
    на решения департаментов Сената и
    определение возможности передачи
    соответствующих дел на рассмотрение
    общего собрания Госсовета.
    Государственный совет в 1906—1917 годах
    Манифест
    от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных
    законов Российской империи от 23 апреля
    1906 учреждали Государственный совет как
    законодательный орган — верхнюю палату
    первого российского парламента, наряду
    с нижней палатой — Государственной
    думой.
    Половина
    членов Государственного совета
    назначалась императором, другая половина
    — избиралась. Члены по выборам пользовались
    депутатской неприкосновенностью, в то
    время как члены по назначению оставались
    в первую очередь должностными лицами.
    Всего в первом составе Государственного
    совета было 196 членов (98 назначенных и
    98 выбранных).
    Избрание проводилось по
    5 разрядам (куриям): от православного
    духовенства — 6 человек; от дворянских
    обществ — 18 человек; от губернских
    земских собраний — по одному от каждого;
    от академии наук и университетов — 6
    человек; от совета торговли и мануфактур,
    биржевых комитетов и купеческих управ
    — 12 человек; кроме того 2 человека
    избирались от Финляндского сейма. Срок
    избрания членов по выборам составлял
    9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация,
    в результате которой выбывала 1/3 членов
    Совета по каждому из разрядов в очередном
    порядке. Это не касалось членов, избранных
    от земств, которые переизбирались каждые
    три года в полном составе. В Государственный
    совет не могли быть избраны лица, не
    имевшие права участвовать в выборах в
    Государственную Думу, лица моложе 40 лет
    или не окончившие курса в средних учебных
    заведениях и иностранные подданные.
    Председатель Государственного совета
    и его заместитель ежегодно назначались
    императором из числа членов Совета по
    назначению.
    Структура
    Государственного совета после 1906 года
    существенно изменилась. В нем помимо
    общего
    собрания

    и Государственной
    канцелярии

    осталось только два департамента
    (вместо четырех), увеличилось число
    постоянно дейстующих комиссий.
    Заседания общего собрания Госсовета
    теперь стали публичными, на них могли
    присутствовать публика и представители
    прессы.
    В
    ходе Февральской революции 25 февраля
    1917 года император Николай II издал указы
    о «перерыве в занятиях» Государственного
    совета и Государственной думы с
    планируемым сроком возобновления их
    деятельности не позднее апреля 1917.
    Однако свою деятельность Государственный
    совет так и не возобновил. Его общие
    собрания больше не собирались. В мае
    1917 года Временным правительством были
    упразднены должности членов Государственного
    совета по назначению. В декабре 1917 года
    Государственный совет был упразднен
    декретом Совета народных комиссаров.

    Департаменты Государственного совета в 1906—1917 годах

    Первый
    департамент

    принимал решения по вопросам, которые
    вызвали разногласия в Сенате, между
    Сенатом и Министерством юстиции, Военным
    советом или Адмиралтейств-советом.
    Рассматривал дела, касающиеся
    ответственности за преступления,
    совершенные членами Государственного
    совета и Государственной думы, министрами
    и другими высшими чиновниками а также
    дела об утверждении в княжеском, графском
    и баронском достоинстве и др.
    Второй
    департамент

    был специализирован на вопросах,
    связанных с финансами и экономикой. Он
    рассматривал годовые отчеты Министерства
    финансов, Государственного банка,
    Государственного дворянского земельного
    банка, Крестьянского поземельного
    банка, государственных сберегательных
    касс, дела связанные с частными железными
    дорогами, продажей частным лицам казенных
    земель и др.
    Политические
    группировки в составе Государственного
    совета в 1906—1917 годах

    Группа
    Правых

    — организовалась в мае 1906 г. Костяк
    состава образовался из членов Госсовета
    по назначению. Внутри группы ее участники
    делились на крайнее и умеренное течения.
    Крайнее крыло считали недопустимым
    положение, при котором верховная власть
    «не регулирует жизни», а «является
    органом управляемым жизнью и подчиненным
    ее течениям». Умеренное крыло группы,
    соглашаясь с монархизмом
    Группа
    Правого Центра

    — официально организовавшаяся как
    самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся
    от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев»
    названный по имени его вдохновителя.
    Костяк группы состоял из выборных членов
    Госсовета. до 1915 г. именно эта группа
    оказывала главное влияние на исход
    голосования Госсовета. Несмотря на
    исход из нее членов, поддержавших идеи
    Прогрессивного блока, члены «Группы
    Правого Центра» отклонили предложение
    о коалиции «Группы Правых» против
    Прогрессивного блока.
    Кружок
    внепартийного объединения

    — образован в декабре 1910 г. беспартийными
    членами по назначению, некоторыми
    членами умеренно-правого крыла «Группы
    Правых» и «Группы Центра», отпавшими
    от своих групп. До 1915 г. — не имела общей
    идеологии, после группа солидаризировалась
    «Группой Центра», поддерживающей
    Прогрессивный блок.
    Группа
    Центра

    — образовалась в мае 1906 г. членом А. С.
    Ермолаевым из умеренно-либеральных
    членов Госсовета по назначению. Члены
    группы были достаточно разнородны по
    своим политическим воззрениям, формально
    объединяясь общей консервативно-либеральной
    платформой, близкой октябристской.
    Первоначально являясь крупнейшей
    группой Госсовета по численности
    состава(в 1906 г. — 100 членов)С 1906-07. внутри
    группы возникли несколько подгрупп,
    голосовавших отдельно от группы по ряду
    проблем. Объединял членов центра со
    смещением вправо в отношении голосования
    по национальным и религиозным
    вопросам
    Группа
    Левых

    — образовалась в апреле-мае 1906 г. только
    из выборных депутатов-сторонников
    кадетской партии, но впоследствии
    отражала настроения околопрогрессистского
    толка.Состояла только из выборных
    депутатов.

  5. Mogis Ответить

    Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи в 1810—1906 годах.
    Государственный совет в 1810—1906 годах
    О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
    Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.
    Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
    новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
    вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
    вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
    ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);
    отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
    чрезвычайных финансовых мер и пр.
    Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.
    Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

  6. Самая карасиая в мире Ответить


    С приходом к власти Александра I прогрессивная общественность Российской империи надеялась на какие-то изменения в государственном устройстве. Молодой император, воспитанный на идеях французских просветителей, постарался окружить себя новыми людьми и провести ряд важных изменений в государственном устройстве. В 1801 году он упразднил Совет при Высочайшем дворе, и все его функции были переданы созданному Непременному (постоянному) совету. Этот совет просуществовал до 1810 года и был прообразом принципиально нового органа – Государственного совета. Стать членом Непременного совета можно было только по распоряжению императора. Возросла роль Сената в ведении судебных и административных дел. Однако ни одна попытка Сената хоть как-то повлиять на издаваемые императором указы не имела успеха.
    Заметным событием первой половины царствования Александра стало проведение министерской реформы, которая была необходима для усовершенствования государственного управления. Манифестом от 8 сентября 1802 года учреждался Комитет министров. На смену существующим с петровских времен коллегиям создавались министерства. Государственное казначейство выделялось в отдельную структуру. Практически все вопросы решал Комитет, в состав которого входили министры, высшие военные чины, государственный казначей и другие лица, из окружения императора. У каждого министра имелась своя канцелярия. Устройство министерств было подробно разработано реформатором М.М.Сперанским и изложено в «Общем учреждении министерств» в 1811 году.
    С 1808 года ближайшим сподвижником Александра становится Михаил Михайлович Сперанский – умный, образованный и энергичный человек. Все важнейшие законы составлялись или редактировались именно Сперанским. В отличие от остального окружения императора, Сперанский был выходцем из провинциального духовенства. Отец его был бедным сельским священником во Владимирской области. В детстве Миша рос болезненным ребенком и рано научился читать. Почти все время он проводил за чтением книг и в семь лет, когда его отвезли во Владимир для поступления в духовную семинарию, он поразил преподавателей своими знаниями. Там ему и дали фамилию Сперанский (от латинского spero), как подающему надежды. Владимирскую семинарию он закончил с отличием и был направлен для продолжения образования в Духовную академию в Санкт-Петербург. Здесь он овладел французским языком и стал читать французских мыслителей XVIII-го века. После окончания учебы Сперанский оставлен в академии в должности профессора по трем дисциплинам: физике, математике и красноречия. Один из екатерининских вельмож князь Куракин поручает ему некоторые дела. Куракин становится впоследствии генерал-прокурором сената и предлагает Сперанскому место в своем ведомстве. Это стало началом карьеры выдающегося государственного деятеля. В 1808 году Сперанский получает должность Комиссии для составления законов. Одновременно он служит в министерстве юстиции, где занимает высокую должность товарища министра (т.е. заместителя). Современники отмечают его незаурядные способности в составлении и редактировании различных манифестов и указов.
    В 1808 году Сперанский по личному распоряжению государя приступает к разработке плана усовершенствования государственных институтов. Он с воодушевлением принимается за работу и представляет императору проект основных реформ. Сперанский был убежден, что для недопустимости событий, аналогичных Французской революции, необходимы кардинальные преобразования в области государственного устройства.
    Все предлагаемые реформы основывались на строгом разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Три независимых учреждения – государственная дума, сенат и комитет министров – составляли основу государственного управления.
    Вводились выборы в законодательные и судебные органы власти на уровне губерний, уездов и волостей. Чтобы объединить деятельность всех трех ветвей власти, проектом Сперанского предусматривалось создание Государственного совета. Все принимаемые законы должны были обсуждаться в Государственном совете, а затем утверждаться императором. План Сперанского никак не ограничивал власть государя как самодержавного монарха.
    Александр I отозвался о проекте Сперанского как об «удовлетворительном и полезном». Проект Сперанского встретил серьезное сопротивление министров и сенаторов. Александр I, поддавшись настроению правящей верхушки, отклонил план Сперанского.
    Единственным воплощением этого плана явилось учреждение Государственного совета. В первый день 1810 года был опубликован манифест «Образование Государственного совета». Первая часть этого документа носит более общий характер, в ней излагаются причины создания Госсовета, основные законы и состав Госсовета. Вторая часть более конкретная – «Коренные законы госсовета» имеет четкую структуру, делится на части, разделы и параграфы.
    Структура Государственного совета подразумевала деление на четыре департамента: военных дел; законов; гражданских и духовных дел; государственной экономии. Каждым департаментом руководил свой председатель. Ежегодно император сам назначал председателя Государственного совета.
    Для организации работы Госсовета учреждалась Государственная канцелярия. Неудивительно, что руководство этим ведомством было поручено М.М.Сперанскому, именно он был назначен на должность государственного секретаря. В его обязанности также входил обязательный доклад на всех заседаниях Общего собрания совета. При присутствии государя на заседаниях Государственного совета, он автоматически занимал председательствующее место. Первоначально в составе Государственного совета было 25 человек: все руководители министерств, а также лица, назначенные императором. А к концу XIX века число членов Совета возросло до 70.
    Все законопроекты и инициативы сначала рассматривались в соответствующих департаментах, далее предусматривалось обсуждение в Общем собрании, но только после согласия императора закон вступал в свою силу. При этом император не обязан был соглашаться с большинством голосов в Общем собрании. Опираясь на свое личное мнение, он мог принять любое решение по обсуждаемому вопросу.
    Государственный совет как высший законотворческий орган империи просуществовал вплоть до Февральской Революции, когда была создана Государственная дума. После этого Совет был значительно расширен. За все эти годы влияние Государственного совета то усиливалось, то ослабевало в зависимости от внешней и внутренней политики императора. В 1842 году деятельность Государственного совета была скорректирована новым документом «Учреждение Государственного совета». По инициативе Николая I министры не должны были отчитываться перед Госсоветом о доходах и расходах своих министерств, не мог Госсовет повлиять и на вопросы, связанные с военным ведомством. Большинство законов теперь составлялось в собственной канцелярии императора.
    Несмотря на все ограничения и недостатки Государственный совет на протяжении многих лет оставался центром зарождения парламентаризма в Российской империи.

  7. I love твою маму Ответить

    Манифестом, Положением о Государственном совете (1 января 1810) был образован по проекту М.М. Сперанского новый орган в системе управления, просуществовавший более 100 лет.
    На первом собрании Госсовета Александр I заявил, что образованием его кладет твердое основание одному из важнейших государственных установлений и желает, чтобы благосостояние империи утвердилось на законе, а закон был бы недвижен на постановлениях. Чуть позднее он мотивировал целесообразность учреждения Госсовета необходимостью придать рассеянной и разбросанной законодательной власти «новое начертание постоянства и единообразия», объединить законотворчество высших и центральных структур управления.
    Государственный совет создан для «утверждения и распространения единообразия и порядка в государственном управлении». В нем «все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти». Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов, уставы по предложению императора. Решения совета не имели силы закона «без утверждения верховной власти».
    Членами Госсовета являлись министры, назначаемые императором лица, «знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившиеся». Их количество постепенно увеличилось с 35 до 80 человек. За первые пятьдесят лет членство в совете имели 175 человек. Председательствовал император или назначаемый им один из членов совета.
    Общие собрания совета проводились еженедельно. Члены совета были свободны в своих мнениях по обсуждаемым вопросам. Решения принимались большинством голосов, фиксировались в журнале вместе с мнением меньшинства, докладывались императору, который утверждал с припиской «вняв мнению Государственного совета» или отвергал. В 242 спорных случаях Александр I возвел 83 раза в закон мнение меньшинства и в 4 случаях – мнение единственного члена совета.
    Госсовет имел департаменты: 1) законов; 2) военных; 3) гражданских и духовных дел; 4) государственной экономии, возглавлявшиеся директорами (председателями), комиссии составления законов, прошений с структурными отделениями, государственную канцелярию с госсекретарем во главе и четыре ее департаментские канцелярии, возглавляемые статс-секретарями.
    Законом установил высокий статус Госсовета: а) он рассматривает новые законы по всем отраслям управления; б) он один их рассматривает; в) рассмотренные законы не передаются к исполнению без утверждения верховной властью. Своеобразие обсуждения в том, что члены совета обладали свободой высказывать свои мнения, действовать не по указанию, а по собственному разуму. Госсовет мог внушить свою волю монарху.
    Госсовет не стал единственным, монопольным органом законотворчества. Без его обсуждения многие проекты издавались Александром I по итогам рассмотрения Комитетом министров, собственной Е.И.В. канцелярией, Святейшим синодом, различными высшими недолговечными комитетами. Совет выполнял роль совещательно-мозгового механизма в императорском законодательстве, помогал ему рационализировать эту сферу власти, сконцентрировать разрозненные законотворческие усилия, в том числе и особенно в области государственного управления.

  8. vanishing smile Ответить

    30 марта (11 апреля) 1801 г. указом Александра I был учреждён высший совещательный орган при государе — Непременный совет.
    Первоначально в состав Совета вошли двенадцать человек — руководители важнейших государственных учреждений и доверенные лица молодого правителя (генерал-фельдмаршал граф Н. И. Салтыков, генерал-прокурор Д. И. Трощинский, графы П. В. Завадовский и А. Р. Воронцов, братья Зубовы и др.).
    В Совете должны были обсуждаться все важнейшие государственные дела и особенно проекты законодательных актов: «коренных и непреложных государственных постановлений» и «временных государственных постановлений», которые «определяют какое-либо обстоятельство государственное, по существу своему перемене подлежащее», — то есть текущее законодательство. Также Непременному совету предоставлялось право по своему усмотрению разрабатывать и представлять царю проекты государственных реформ.
    Появление этого органа не означало ограничения власти монарха. В указе отмечалось, что Совет «не имеет действия внешнего, не входит ни в какие распоряжения по части исполнительной…, никаких указов от себя и от имени своего не издаёт…, силы другой не имеет, кроме силы совещания». Вместе с тем, присутствие в Совете представителей высшей титулованной знати и бюрократии делало его достаточно влиятельным. Так, ещё до коронации Александр I предложил на рассмотрение Совета проект указа о запрете продажи крестьян без земли. Однако Совет отнёсся к проекту неодобрительно, опасаясь крестьянских волнений и сопротивления дворянства, поэтому государю пришлось ограничиться введением запрета на печать объявлений о продаже крестьян в газетах.
    Эта и другие неудачи совместной работы в области преобразований привели к тому, что с 1802 г. важнейшие вопросы государственного управления император предпочитал рассматривать в кругу ближайших соратников и подчинённых, без обращения к Непременному совету, который утратил своё первоначальное значение.
    1 (13) января 1810 г., на основании манифеста Александра I об учреждении Государственного Совета, Непременный совет был упразднён.
    Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Кодан С. В. «Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона…» Государственный Совет в России // ЧиновникЪ. 2002. № 102(17).
    См. также в Президентской библиотеке:
    Александр I (1777–1825) // Династия Романовых. Земский собор 1613 года: коллекция;
    Полное собрание законов Российской империи. Т. 26 (1800-1801). СПб., 1830. № 19806. С. 598.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *