Каким органом в 19 веке являлся государственный совет?

10 ответов на вопрос “Каким органом в 19 веке являлся государственный совет?”

  1. ЖиЗнЕнНаЯ ДеВоЧкА Ответить

    Манифестом, Положением о Государственном совете (1 января 1810) был образован по проекту М. М. Сперанского новый орган в системе управления, просуществовавший более 100 лет.
    На первом собрании Госсовета Александр I заявил, что образованием его кладет твердое основание одному из важнейших государственных установлений и желает, чтобы благосостояние империи утвердилось на законе, а закон был бы недвижен на постановлениях. Чуть позднее он мотивировал целесообразность учреждения Госсовета необходимостью придать рассеянной и разбросанной законодательной власти “новое начертание постоянства и единообразия”, объединить законотворчество высших и центральных структур управления.
    Государственный совет создан для “утверждения и распространения единообразия и порядка в государственном управлении”. В нем “все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти”. Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов, уставы по предложению императора. Решения совета не имели силы закона “без утверждения верховной власти”.
    Членами Госсовета являлись министры, назначаемые императором лица, “знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившиеся”. Их количество постепенно увеличилось с 35 до 80 человек. За первые пятьдесят лет членство в совете имели 175 человек. Председательствовал император или назначаемый им один из членов совета.
    Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, возглавлявшиеся директорами (председателями) , комиссии составления законов, прошений с структурными отделениями, государственную канцелярию с госсекретарем во главе и четыре ее департаментские канцелярии, возглавляемые статс-секретарями.
    Законом установил высокий статус Госсовета: а) он рассматривает новые законы по всем отраслям управления; б) он один их рассматривает; в) рассмотренные законы не передаются к исполнению без утверждения верховной властью. Своеобразие обсуждения в том, что члены совета обладали свободой высказывать свои мнения, действовать не по указанию, а по собственному разуму. Госсовет мог внушить свою волю монарху.

  2. Tygrazel Ответить

    Государственный
    Совет Российской Империи в XIX в.
    В рассматриваемый
    период Россия по форме правления
    оставалась абсолютной монархией. На
    фоне дальнейшей централизации и
    бюрократизации государственного
    аппарата формируются противоречия
    между феодально-крепостническим строем
    и развивающимися капиталистическими
    отношениями, углубляется кризис
    крепостнической системы, нашедший
    отражение во всех сферах жизни страны,
    укрепляются внешнеэкономические позиции
    России как многонационального государства.
    Вышеуказанные
    предпосылки обусловили государственные
    преобразования, результатом которых
    стало учреждение в 1810 г. Александром I
    Государственного
    совета.
    Собиравшийся
    по личному усмотрению императрицы
    Екатерины
    Государственный совет 30 марта (11
    апреля)
    1801
    года
    был заменён постоянным учреждением,
    получившим название «Непременного
    совета»,
    для рассмотрения и обсуждения
    государственных дел и постановлений.
    Он состоял из 12 высших сановников без
    разделения на департаменты. 1 января
    1810
    года
    (по проекту М. М. Сперанского)
    Непременный
    совет
    был преобразован в Государственный
    совет.
    Он состоял из Общего собрания и четырёх
    департаментов — законов, военного,
    гражданских и духовных дел, государственной
    экономии (позже временно существовал
    и 5-й — по делам царства
    Польского).
    Для организации деятельности
    Государственного совета была создана
    Государственная канцелярия, и её
    государственным секретарем был назначен
    Сперанский. При Государственном совете
    учреждались Комиссия составления
    законов и Комиссия прошений.
    Председателем
    Государственного совета являлся один
    из его членов по назначению императора.
    В состав Государственного совета входили
    все министры, а также лица из высших
    сановников, назначаемые императором.
    Государственный совет не издавал законы,
    а служил совещательным органом при
    разработке законов. Его задача —
    централизовать законодательное дело,
    обеспечить единообразие юридических
    норм, не допускать противоречий в
    законах.

  3. Самир Мадиев Ответить

    Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи в 1810—1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906—1917 годах.
    О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
    Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 годпредседателями Госсовета были великие князья (до 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.
    Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
    новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
    вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
    вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
    ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);
    отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
    чрезвычайных финансовых мер и пр.
    Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.
    Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.[1]
    Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.
    15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило её за счет административных дел и вопросов судопроизводства.
    В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской.
    С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во главе со столоначальником.
    В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.
    Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов, военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии.

  4. Gholbirad Ответить

    В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:
    члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
    все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
    все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
    проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
    никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».
    Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.
    Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.
    Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:
    Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
    Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
    Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
    Департамент государственной экономии.

  5. Painmoon Ответить

    Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.
    При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.
    Сенат
    Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:
    1) власть Сената ограничивалась только императором;
    2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;
    3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;
    4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;
    5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;
    6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;
    7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.
    По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената – особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.
    В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.
    Комитет министров
    Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.
    Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
    Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.
    При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.
    Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.
    Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.
    Министерства
    Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.
    Первоначально были созданы 8 министерств:
    1) Военных сухопутных дел;
    2) Морских сил;
    3) Иностранных дел;
    4) Юстиции;
    5) Внутренних дел;
    6) Финансов;
    7) Коммерции;
    8) Народного просвещения
    Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
    Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.
    Собственная Его Императорского Величества канцелярия
    Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.
    В 1818 г. было составлено “Образование Собственной Его Величества канцелярии”, содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.
    Временные комитеты
    Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреждений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие сановники государства, назначаемые лично императором.
    Общие черты, свойственные системе правительственных секретных комитетов, можно определить следующим образом:
    1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с обычными органами государственного управления и во многом подменяли их деятельность.
    2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.
    3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные – не приносили желаемых результатов, скорее всего потому, что для устройства государственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.
    Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, – были военизированы. Обычное гражданское управление также постепенно превращалось в управление – военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стояли военные губернаторы. Система управления страной достигла предельной централизации.
    Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в лице своих министров, становилось практически неуязвимым как самостоятельная сила.
    Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в государственную службу?
    Общие положения о принятии в гражданскую службу учитывали следующие критерии:
    1) состояние лица или его происхождение;
    2) возраст;
    3) познания.
    I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:
    1) Дворянам родовым и детям личных дворян.
    2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских управлениях Финляндии классные должности.
    3) Детям священников и дьяконов православного и армянского вероисповеданий, кроме рожденных до получения их отцами сего сана; также детям евангелических и реформатских пасторов.
    4) Детям купцов первой гильдии.
    5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.
    Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к государственной службе дворян и их детей.
    II.
    Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г., предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в отечественных учебных заведениях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е. домашнее образование), но обязательно в России, в противном случае человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исключение из этого правила допускалось лишь с разрешения императора по каким-либо важным причинам.
    III. Последний критерий – познания – требовал соответствующего свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об окончании учебного заведения, то он был обязан на предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался канцелярским служителем сообразно его происхождению. Все канцелярские служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они поступали на службу, делились на 3 разряда. К первому разряду относились родовые дворяне; ко второму разряду: дети личных дворян и обер-офицеров, купцов первой гильдии, священников и дьяконов; к третьему разряду: дети приказных служителей, исключая рожденных до получения их отцами этого звания, ученых и художников, не имеющих чинов. Специальным указом императора был определен еще один – четвертый разряд, в который зачислили тех, кто ранее этого указа уже был принят в государственную службу: купцы и купеческие дети второй и третьей гильдии, иностранцы, нижние воинские чины и их дети, мещане и, вообще, люди вышедшие из податных состояний.
    Иностранных дворян, имеющих документы о своем происхождении и присягнувших на подданство России, разрешалось специальным решением Правительствующего Сената определять в гражданскую службу с помещением в третий разряд канцелярских служителей.
    Запрещение принимать в государственную службу иностранцев и людей, принадлежащих к податным состоящим, не распространялось на ученую часть. Все иностранцы, выдержавшие экзамен в науках и удостоенные медицинских и аптекарских званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять присягу на верность службы.
    Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:
    Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и получившие установленные аттестаты.
    Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, но оставившие занятия по уважительным причинам н одобренные правительством в отношении нравственном.
    Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.
    Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.
    Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.
    Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:
    1) гимназии;
    2) уездные училища;
    3) училища для детей канцелярских служащих;
    4) воспитательные дома;
    5) Московский сиротский дом;
    6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;
    7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.
    Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.
    Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?
    Учебные заведения делились на три разряда:
    Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.
    Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.
    Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к III разряду.
    Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения, определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.
    Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:
    1) студент;
    2) кандидат;
    3) магистр;
    4) доктор.
    Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры – чином 9 класса; доктора – чином 8 класса.
    Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?
    С 1834 г. был установлен строгий порядок производства в чин. Лица, имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14 класса в 12 – через 3 года; из 12 в 10 класс – через 3 года; из 10 в 9 класс – через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые – через 4 года; б) не имеющие родового дворянства – через 6 лет; из 8 в 7 класс – через 3 года; из 7 в 6 класс – через 3 года; из 6 в 5 класс – через 4 года. За особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал сокращение срока “выслуги” с 3-х до 2-х лет.
    Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхождению своему, вступающие в канцелярское звание, производились в чин 14 класса:
    1) из родовых дворян – через 1 год:
    2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей – через 2 года;
    3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов, – через 4 года.
    Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с лицами, получившими среднее образование.
    Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились в 14 класс следующим порядком:
    1)дворяне родовые – через 2 года:
    2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей – через 4 года;
    3) дети приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов – через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях, предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.
    Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого классного чина 6 лет.
    Для производства в чины выше Статского Советника никакого срока не полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое решение единственно от Высочайшего усмотрения.
    Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись и на тех, кто служил по гражданскому ведомству, и на тех, кто перешел в оные из военной службы.
    Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как присягали?
    При вступлении в службу каждый человек приводился к присяге по строго определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по месту будущей службы сначала словесно, а потом подписанием печатного присяжного листа. Присяжные листы после подписания доставлялись из всех ведомств в Правительствующий Сенат.
    Каковы права и обязанности государственных служащих?
    Основные права:

    Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его чину, причем эти права сохранялись и при выходе в отставку или увольнении от службы.
    Никто из государственных служащих не мог быть лишен чинов, приобретенных службой, без утверждения судебного приговора императором.
    Никто не мог именовать себя Российским чином по званию, в иностранных службах полученному.
    Гражданским чиновникам запрещалось именоваться военными чинами при переходе из военной службы в гражданскую. В равных чинах гражданские чиновники уступали место военным.
    Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в Империи от 30 марта 1834 г.
    Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.
    Жены чиновников пользовались личными правами и преимуществами их мужей.
    Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские служащие получали сверх этого одежду и паек.
    Обязанности государственных служащих:

    Здравый рассудок.
    Добрая воля к отправлениям порученного.
    Человеколюбие.
    Верность к службе Императорского Величества.
    Усердие к общему добру.
    Радение о должности.
    Местность бескорыстное воздержание от взяток.
    Правый и равный суд всякому состоянию.
    Покровительство невинному и скорбящему.
    Всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать все уставы и законы государственные.
    Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Императорского Величества, каждое состоящее в службе лицо обязано хранить свято и ненарушаемо.
    Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы, предназначенные оной законом.
    Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли словесно, взыскивается строго по законам.
    Каковы преимущества службы в Сибири?
    Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в Сибирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъем и обзаведение. Размер подъем определялся следующим образом:
    а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному назначению в должность – годовой оклад штатного сей должности звания;
    б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без предварительного назначения должности, годовой оклад жалованья, присвоенного месту прежней службы.
    За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не сравняется с полным окладом.
    Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет, даруется сокращение 35-летнего срока для получения Ордена Св. Владимира. Упомянутое сокращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и Кавказской области считаются за 4 года, с распространением сего преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии перейдут на службу в другие губернии.
    Дата добавления: 01.03.2001

  6. Conjurdred Ответить

    Органы государственной власти в XIX-ХХ веках
    Государственный Совет
    Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.
    При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.
    Сенат
    Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:
    1) власть Сената ограничивалась только императором;
    2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;
    3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;
    4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;
    5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;
    6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;
    7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.
    По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената – особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.
    В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.
    Комитет министров
    Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.
    Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.
    Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.
    При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.
    Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.
    Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.
    Министерства
    Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.
    Первоначально были созданы 8 министерств:
    1) Военных сухопутных дел;
    2) Морских сил;
    3) Иностранных дел;
    4) Юстиции;
    5) Внутренних дел;
    6) Финансов;
    7) Коммерции;
    8) Народного просвещения
    Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.
    Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.
    Собственная Его Императорского Величества канцелярия
    Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.
    В 1818 г. было составлено “Образование Собственной Его Величества канцелярии”, содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.
    Временные комитеты
    Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреждений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие сановники государства, назначаемые лично императором.
    Общие черты, свойственные системе правительственных секретных комитетов, можно определить следующим образом:
    1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с обычными органами государственного управления и во многом подменяли их деятельность.
    2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.
    3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные – не приносили желаемых результатов, скорее всего потому, что для устройства государственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.
    Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, – были военизированы. Обычное гражданское управление также постепенно превращалось в управление – военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стояли военные губернаторы. Система управления страной достигла предельной централизации.
    Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в лице своих министров, становилось практически неуязвимым как самостоятельная сила.
    Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в государственную службу?
    Общие положения о принятии в гражданскую службу учитывали следующие критерии:
    1) состояние лица или его происхождение;
    2) возраст;
    3) познания.
    I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:
    1) Дворянам родовым и детям личных дворян.
    2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских управлениях Финляндии классные должности.
    3) Детям священников и дьяконов православного и армянского вероисповеданий, кроме рожденных до получения их отцами сего сана; также детям евангелических и реформатских пасторов.
    4) Детям купцов первой гильдии.
    5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.
    Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к государственной службе дворян и их детей.
    II. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г., предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в отечественных учебных заведениях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е. домашнее образование), но обязательно в России, в противном случае человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исключение из этого правила допускалось лишь с разрешения императора по каким-либо важным причинам.
    III. Последний критерий – познания – требовал соответствующего свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об окончании учебного заведения, то он был обязан на предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался канцелярским служителем сообразно его происхождению. Все канцелярские служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они поступали на службу, делились на 3 разряда. К первому разряду относились родовые дворяне; ко второму разряду: дети личных дворян и обер-офицеров, купцов первой гильдии, священников и дьяконов; к третьему разряду: дети приказных служителей, исключая рожденных до получения их отцами этого звания, ученых и художников, не имеющих чинов. Специальным указом императора был определен еще один – четвертый разряд, в который зачислили тех, кто ранее этого указа уже был принят в государственную службу: купцы и купеческие дети второй и третьей гильдии, иностранцы, нижние воинские чины и их дети, мещане и, вообще, люди вышедшие из податных состояний.
    Иностранных дворян, имеющих документы о своем происхождении и присягнувших на подданство России, разрешалось специальным решением Правительствующего Сената определять в гражданскую службу с помещением в третий разряд канцелярских служителей.
    Запрещение принимать в государственную службу иностранцев и людей, принадлежащих к податным состоящим, не распространялось на ученую часть. Все иностранцы, выдержавшие экзамен в науках и удостоенные медицинских и аптекарских званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять присягу на верность службы.
    Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:
    Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и получившие установленные аттестаты.
    Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, но оставившие занятия по уважительным причинам н одобренные правительством в отношении нравственном.
    Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.
    Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.
    Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.
    Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:
    1) гимназии;
    2) уездные училища;
    3) училища для детей канцелярских служащих;
    4) воспитательные дома;
    5) Московский сиротский дом;
    6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;
    7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.
    Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.
    Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?
    Учебные заведения делились на три разряда:
    Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.
    Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.
    Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к III разряду.
    Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения, определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.
    Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:
    1) студент;
    2) кандидат;
    3) магистр;
    4) доктор.
    Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры – чином 9 класса; доктора – чином 8 класса.
    Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?
    С 1834 г. был установлен строгий порядок производства в чин. Лица, имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14 класса в 12 – через 3 года; из 12 в 10 класс – через 3 года; из 10 в 9 класс – через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые – через 4 года; б) не имеющие родового дворянства – через 6 лет; из 8 в 7 класс – через 3 года; из 7 в 6 класс – через 3 года; из 6 в 5 класс – через 4 года. За особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал сокращение срока “выслуги” с 3-х до 2-х лет.
    Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхождению своему, вступающие в канцелярское звание, производились в чин 14 класса:
    1) из родовых дворян – через 1 год:
    2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей – через 2 года;
    3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов, – через 4 года.
    Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с лицами, получившими среднее образование.
    Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились в 14 класс следующим порядком:
    1)дворяне родовые – через 2 года:
    2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей – через 4 года;
    3) дети приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов – через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях, предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.
    Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого классного чина 6 лет.
    Для производства в чины выше Статского Советника никакого срока не полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое решение единственно от Высочайшего усмотрения.
    Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись и на тех, кто служил по гражданскому ведомству, и на тех, кто перешел в оные из военной службы.
    Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как присягали?
    При вступлении в службу каждый человек приводился к присяге по строго определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по месту будущей службы сначала словесно, а потом подписанием печатного присяжного листа. Присяжные листы после подписания доставлялись из всех ведомств в Правительствующий Сенат.
    Каковы права и обязанности государственных служащих?
    Основные права:
    Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его чину, причем эти права сохранялись и при выходе в отставку или увольнении от службы.
    Никто из государственных служащих не мог быть лишен чинов, приобретенных службой, без утверждения судебного приговора императором.
    Никто не мог именовать себя Российским чином по званию, в иностранных службах полученному.
    Гражданским чиновникам запрещалось именоваться военными чинами при переходе из военной службы в гражданскую. В равных чинах гражданские чиновники уступали место военным.
    Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в Империи от 30 марта 1834 г.
    Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.
    Жены чиновников пользовались личными правами и преимуществами их мужей.
    Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские служащие получали сверх этого одежду и паек.
    Обязанности государственных служащих:
    Здравый рассудок.
    Добрая воля к отправлениям порученного.
    Человеколюбие.
    Верность к службе Императорского Величества.
    Усердие к общему добру.
    Радение о должности.
    Местность бескорыстное воздержание от взяток.
    Правый и равный суд всякому состоянию.
    Покровительство невинному и скорбящему.
    Всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать все уставы и законы государственные.
    Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Императорского Величества, каждое состоящее в службе лицо обязано хранить свято и ненарушаемо.
    Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы, предназначенные оной законом.
    Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли словесно, взыскивается строго по законам.
    Каковы преимущества службы в Сибири?
    Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в Сибирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъем и обзаведение. Размер подъем определялся следующим образом:
    а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному назначению в должность – годовой оклад штатного сей должности звания;
    б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без предварительного назначения должности, годовой оклад жалованья, присвоенного месту прежней службы.
    За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не сравняется с полным окладом.
    Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет, даруется сокращение 35-летнего срока для получения Ордена Св. Владимира. Упомянутое сокращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и Кавказской области считаются за 4 года, с распространением сего преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии перейдут на службу в другие губернии.

  7. Dухман Ответить

    Важное место в системе высших органов управления занимала собственная его величества канцелярия, состоящая в царствование императора Николая I из шести отделений. Канцелярия при необходимости оперативно связывала императора со всеми правительственными учреждениями. Первое отделение занималось вопросами государственной службы и анализом отчетов министров и губернаторов, второе отделение занималось кодификацией законов, третье отделение – обеспечением государственной безопасности, четвертое отделение заведовало женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями, пятое – крестьянскими делами и шестое – управлением Кавказскими территориями.

    Центральные органы управления Российской империи в первой половине XIX века

    В начале XIX века произошла замена коллегиальных органов на министерства, в которых власть передавалась первому по значимости должностному лицу, ответственному перед императором. В соответствии с манифестом от 8 сентября 1802 года были учреждены восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения и на правах министерства государственное казначейство. Министерства состояли из департаментов, которые разделялись на отделения, состоявшие из так называемых столов. Министры назначались императором и входили в состав Комитета министров.
    Они были наделены большими правами и полномочиями в деятельности министерств, которые возглавляли. При каждом министре действовала канцелярия, совет министра и общее присутствие департаментов. Согласно утвержденному принципу единоначалия директора департаментов напрямую подчинялись министру, начальники отделения – директору департамента, столоначальники – только начальнику своего отделения. Совет министра выполнял совещательную функцию и состоял из товарища (заместителя) министра, директоров департаментов и начальника канцелярии. Ежегодно министры подавали отчеты в Государственный совет и министерство финансов.

    Местные государственные органы и учреждения Российской империи первой половины XIX века

    Российская империя в результате значительных территориальных приобретений на Западе и на Востоке являлась крупным централизованным государством, в административно-территориальном устройстве имевшая более 40 губерний и 10 генерал-губернаторств. Последние включали в себя столичные города Санкт-Петербург и Москву, а также территории, объединявшие несколько губерний на окраинах государства. Губернии в административном порядке делились на уезды, а уезды – на волости.
    Губернаторы назначались верховной властью, но находились в двойном подчинении: они были подотчетны императору и в тоже время состояли на государственной службе в МВД Российской империи, откуда получали распоряжения и приказы. Губернаторы могли быть гражданскими и военными; последним подчинялись войска внутренней стражи, дислоцировавшиеся на территории губернии. Генерал-губернаторы имели право делать личные доклады императору и получать непосредственно от него указания. Доклады и рапорты губернаторов, чьи территории входили в генерал-губернаторство, проводились в правительственные учреждения через канцелярию генерал-губернатора.
    При губернаторах назначались вице-губернаторы в качестве заместителей с установленными законом полномочиями. В качестве управляющего органа были на местах учреждены губернские правления, состоявшие из общего присутствия и канцелярии. Председателем общего присутствия являлся губернатор. В общем присутствии обсуждали новые законодательные акты и распоряжения высшей власти касательно исполнения в губерниях. Канцелярия правления состояла из четырех отделений: первой обнародовало законы и выпускало газету «Губернские ведомости», второе руководило полицией, третье занималось делами юстиции, четвертое осуществляло связь с местными финансовыми и хозяйственными учреждениями.
    Отдельным органом была казенная палата, возглавлявшаяся вице-губернатором, которая состояла из управляющего, его помощника и отделений. Хозяйственное отделение управляло государственными крестьянами и государственным имуществом; лесное отделение – казенными лесами и лесной стражей; казначейское отделение заведовало казначействами в уездах; контрольное отделение осуществляло ревизию казначейств.
    Уездным органом управления был нижний земский суд во главе с капитан-исправником. В состав такого суда входили дворянские заседатели, избиравшиеся из уездного дворянства. В 1837 году этот орган стал именоваться просто земским судом, в составе которого были исправник, непременный заседатель и два сельских заседателя из государственных крестьян. При земском суде действовала канцелярия, состоявшая из исполнительного и следственного столов.
    Для усиления административного контроля уезды были разделены на станы, во главе которых были поставлены становые приставы, назначавшиеся губернатором. В уездных городах действовали управы благочиния во главе с городничими. Уездный суд был первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел. Судами второй инстанции на уровне губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Кроме того, действовали губернские совестные суды, в столичных городах надворные суды, а в крупных городах с развитием капиталистических отношений возникли коммерческие суды..
    В 1809 году в состав Российской империи вошло великое княжество Финляндское, разделенное на восемь губерний. Верховная власть принадлежала императору. Высшими органами власти в Финляндии являлись Сенат и Сейм. Сенат состоял из двух департаментов, занимавшихся гражданским управлением и наблюдением за отправлением правосудия. Председателем Сената был генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы. Сейм являлся сословно-представительным органом и созывался через каждые пять лет. При участии Сейма изменялись либо отменялись законы, устанавливались новые налоги.
    В 1815 году в состав Российской империи вошло царство Польское, верховная власть в котором принадлежала российскому императору. Управлял Польшей наместник из императорской семьи, при котором действовали государственный и административный советы. Законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся один раз в два года для обсуждения законопроектов, касавшихся управления Польшей. Территориально царство Польское разделялось на восемь воеводств, которые в свою очередь делились на поветы (уезды), а поветы – на гмины (волости). В 1830-е годы Сейм и государственный совет при наместнике были упразднены, административный совет стал главным органом власти и управления. Воеводства были переименованы в губернии, а поветы в уезды.
    На присоединенных кавказских территориях было установлено административно-территориальное деление на губернии и уезды, округа и области, для управления созданы государственные учреждения. Высшая власть была передана главнокомандующему российскими войсками на Кавказе. В 1840-е годы на Кавказе вводится наместническое правление. При наместнике учреждаются совет из военных губернаторов и назначенных императором чиновников и канцелярия.
    На обширной территории Сибири учреждают два генерал-губернаторства, разделенных на губернии, которые в свою очередь разделялись на округа. Для вошедших в состав России казахских земель было установлено деление на округа, волости и аулы. Ханская власть была отменена, а местная аристократия (султаны) была привлечена для управления округами и волостями.
    На территории Прибалтики действовало генерал-губернаторство, состоявшее из трех губерний, для управления которыми были созданы местные органы управления.
    Таким образом, можно отметить, что в первой половине XIX века в Российской империи произошла последовательная и систематическая организация государственной службы, в результате которой сложился особый тип российского чиновника, который впоследствии активно участвовал в проведении государственно-правовых реформ.

  8. Dalariel Ответить


    С приходом к власти Александра I прогрессивная общественность Российской империи надеялась на какие-то изменения в государственном устройстве. Молодой император, воспитанный на идеях французских просветителей, постарался окружить себя новыми людьми и провести ряд важных изменений в государственном устройстве. В 1801 году он упразднил Совет при Высочайшем дворе, и все его функции были переданы созданному Непременному (постоянному) совету. Этот совет просуществовал до 1810 года и был прообразом принципиально нового органа – Государственного совета. Стать членом Непременного совета можно было только по распоряжению императора. Возросла роль Сената в ведении судебных и административных дел. Однако ни одна попытка Сената хоть как-то повлиять на издаваемые императором указы не имела успеха.
    Заметным событием первой половины царствования Александра стало проведение министерской реформы, которая была необходима для усовершенствования государственного управления. Манифестом от 8 сентября 1802 года учреждался Комитет министров. На смену существующим с петровских времен коллегиям создавались министерства. Государственное казначейство выделялось в отдельную структуру. Практически все вопросы решал Комитет, в состав которого входили министры, высшие военные чины, государственный казначей и другие лица, из окружения императора. У каждого министра имелась своя канцелярия. Устройство министерств было подробно разработано реформатором М.М.Сперанским и изложено в «Общем учреждении министерств» в 1811 году.
    С 1808 года ближайшим сподвижником Александра становится Михаил Михайлович Сперанский – умный, образованный и энергичный человек. Все важнейшие законы составлялись или редактировались именно Сперанским. В отличие от остального окружения императора, Сперанский был выходцем из провинциального духовенства. Отец его был бедным сельским священником во Владимирской области. В детстве Миша рос болезненным ребенком и рано научился читать. Почти все время он проводил за чтением книг и в семь лет, когда его отвезли во Владимир для поступления в духовную семинарию, он поразил преподавателей своими знаниями. Там ему и дали фамилию Сперанский (от латинского spero), как подающему надежды. Владимирскую семинарию он закончил с отличием и был направлен для продолжения образования в Духовную академию в Санкт-Петербург. Здесь он овладел французским языком и стал читать французских мыслителей XVIII-го века. После окончания учебы Сперанский оставлен в академии в должности профессора по трем дисциплинам: физике, математике и красноречия. Один из екатерининских вельмож князь Куракин поручает ему некоторые дела. Куракин становится впоследствии генерал-прокурором сената и предлагает Сперанскому место в своем ведомстве. Это стало началом карьеры выдающегося государственного деятеля. В 1808 году Сперанский получает должность Комиссии для составления законов. Одновременно он служит в министерстве юстиции, где занимает высокую должность товарища министра (т.е. заместителя). Современники отмечают его незаурядные способности в составлении и редактировании различных манифестов и указов.
    В 1808 году Сперанский по личному распоряжению государя приступает к разработке плана усовершенствования государственных институтов. Он с воодушевлением принимается за работу и представляет императору проект основных реформ. Сперанский был убежден, что для недопустимости событий, аналогичных Французской революции, необходимы кардинальные преобразования в области государственного устройства.
    Все предлагаемые реформы основывались на строгом разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Три независимых учреждения – государственная дума, сенат и комитет министров – составляли основу государственного управления.
    Вводились выборы в законодательные и судебные органы власти на уровне губерний, уездов и волостей. Чтобы объединить деятельность всех трех ветвей власти, проектом Сперанского предусматривалось создание Государственного совета. Все принимаемые законы должны были обсуждаться в Государственном совете, а затем утверждаться императором. План Сперанского никак не ограничивал власть государя как самодержавного монарха.
    Александр I отозвался о проекте Сперанского как об «удовлетворительном и полезном». Проект Сперанского встретил серьезное сопротивление министров и сенаторов. Александр I, поддавшись настроению правящей верхушки, отклонил план Сперанского.
    Единственным воплощением этого плана явилось учреждение Государственного совета. В первый день 1810 года был опубликован манифест «Образование Государственного совета». Первая часть этого документа носит более общий характер, в ней излагаются причины создания Госсовета, основные законы и состав Госсовета. Вторая часть более конкретная – «Коренные законы госсовета» имеет четкую структуру, делится на части, разделы и параграфы.
    Структура Государственного совета подразумевала деление на четыре департамента: военных дел; законов; гражданских и духовных дел; государственной экономии. Каждым департаментом руководил свой председатель. Ежегодно император сам назначал председателя Государственного совета.
    Для организации работы Госсовета учреждалась Государственная канцелярия. Неудивительно, что руководство этим ведомством было поручено М.М.Сперанскому, именно он был назначен на должность государственного секретаря. В его обязанности также входил обязательный доклад на всех заседаниях Общего собрания совета. При присутствии государя на заседаниях Государственного совета, он автоматически занимал председательствующее место. Первоначально в составе Государственного совета было 25 человек: все руководители министерств, а также лица, назначенные императором. А к концу XIX века число членов Совета возросло до 70.
    Все законопроекты и инициативы сначала рассматривались в соответствующих департаментах, далее предусматривалось обсуждение в Общем собрании, но только после согласия императора закон вступал в свою силу. При этом император не обязан был соглашаться с большинством голосов в Общем собрании. Опираясь на свое личное мнение, он мог принять любое решение по обсуждаемому вопросу.
    Государственный совет как высший законотворческий орган империи просуществовал вплоть до Февральской Революции, когда была создана Государственная дума. После этого Совет был значительно расширен. За все эти годы влияние Государственного совета то усиливалось, то ослабевало в зависимости от внешней и внутренней политики императора. В 1842 году деятельность Государственного совета была скорректирована новым документом «Учреждение Государственного совета». По инициативе Николая I министры не должны были отчитываться перед Госсоветом о доходах и расходах своих министерств, не мог Госсовет повлиять и на вопросы, связанные с военным ведомством. Большинство законов теперь составлялось в собственной канцелярии императора.
    Несмотря на все ограничения и недостатки Государственный совет на протяжении многих лет оставался центром зарождения парламентаризма в Российской империи.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *