Какая идеология была положена в основу древнерусского государства?

4 ответов на вопрос “Какая идеология была положена в основу древнерусского государства?”

  1. Tekelv Ответить

    Третий период (вторая половина XI – начало XII вв.) характеризуется усилением тенденций u1088 распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113 – 1125) и его сыне Мстиславе (1125 – 1132). В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из числа его ближайших родственников. (На Руси признавался родовой сюзеренитет). Вокруг князя располагалась дружина. Между князем и дружиной устанавливались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).
    Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от догосударственной организации племен. (Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Можно полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти институты на окраинах страны. Однако во второй половине XI – начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная республика).
    История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного положения Руси между Востоком и Западом в трансформированном виде проявились черты и средневековой западноевропейской, и традиционной восточной цивилизаций.

  2. misha Ответить

    Население Руси разделялось на определенные категории, в зависимости от того, чем занимались люди. Правящую верхушку общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую – бояр, которые выполняли самые важные поручения князя, и младшую. Так высший слой древнерусского общества составляли старшие и младшие дружинники, богатые купцы, верхи духовенства и люди, которые занимали выборные должности в местном управлении.
    Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, которые объединялись в общины (люди), а также смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Появилось и зависимое население: закупы и рядовичи. Закупы – это разорившиеся общинники, которые получали от землевладельца материальную или денежную помощь. Рядовичи – это люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях. Зависимое положение рядовича и закупа не распространялось на членов его семьи и не передавалось по наследству.
    Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Они работали на земле князей и владельцев вотчин.

  3. Morlugra Ответить

    До образования государства у Славян Было распространено язычество.
    Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун –бог грома и молнии. В России, до введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков.
    После образования Киевской Руси язычество продолжало существовать. Постепенно в языческом пантеоне произошли изменения: главным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, который превратился в славянского Марса (бога войны). Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Порядок в славянском пантеоне богов навёл князь Владимир (980 – 1015). Он был хорошим полководцем и умным государственным деятелем, подлинным реформатором. Владимир расширил границы государства, укрепил связь между его отдельными частями, построил на границах сильные крепости, усилил гарнизоны, стабилизировал положение внутри страны. Одной из его реформ была религиозная: попытка сделать язычество общей религией для всего государства, а Перуна главным богом славян. Но вскоре Владимир понял, что эта попытка не удалась, т.к. славяне клялись Перуном, но по-прежнему верили своим племенным богам и им поклонялись. Необходимо было идеологически укрепить государство и принять одну из монотеистических религий, которые тогда уже были хорошо известны на Руси. Представители разных конфессий проживали в Киеве. Но принять в тех условиях религию от какого-либо государства означало стать вассалом этого государства. Владимиру удалось обойти это правило благодаря удачно сложившейся международной обстановке. История России с древнейших времён до конца 17 в. / Отв. Ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М.: АСТ, 1996. – С. 13 – 85, 96 – 133, 243 – 264, 265 – 275.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *