Инвентаризация каких активов может производиться реже чем 1 раз в год?

18 ответов на вопрос “Инвентаризация каких активов может производиться реже чем 1 раз в год?”

  1. Kirilanim Ответить

    Сроки проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств

    Т.Л. Войтова
    Необходимость регулярной инвентаризации имущества и обязательств организации предусмотрена ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
    Порядок проведения инвентаризаций активов организации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (далее по тексту – Методические указания), где подробно приведена по-следовательность действий инвентаризационных комиссий, но отсутствуют указания по срокам их проведения. Единственное положение, которое в какой-то степени определяет сроки проведения инвентаризаций, изложено в п. 1.5:
    “…проведение инвентаризации обязательно …перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков…”.
    Тем не менее, определение сроков проведения инвентаризаций имеет весьма существенное значение хотя бы потому, что они должны быть отражены в учетной политике организации.
    С изданием Методических указаниях не применяется на территории Российской Федерации письмо Минфина СССР от 30.12.82 N 179 “Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов” (далее по тексту – Основные положения), второй раздел которых был полностью посвящен срокам проведения инвентаризации. По нашему мнению, положения данного раздела не потеряли актуальности и в настоящее время, хотя и могут рассматриваться только как рекомендации.
    В Основных положениях содержатся рекомендации по проведению инвентаризации различных видов активов в следующие сроки:
    основных средств – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 ноября отчетного года. Допускалось (с разрешения соответствующего министерства или ведомства) проведение инвентаризации зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств один раз в два – три года. Требования Методических указаниях (и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) менее строги в отношении сроков проведения инвентаризации объектов основных средств. Тем не менее, мы не видим оснований проводить такую инвентаризацию реже одного раза в год. В настоящее время это обусловлено необходимостью уточнения восстановительной (или балансовой) стоимости соответствующих объектов и проведения переоценки. Напомним, что в соответствии с ПБУ 6/97 начиная с 1998 года право проведения переоценки принадлежит руководителю организации. Переоценка может быть проведена только один раз в год по состоянию на конец отчетного года. С учетом этих обстоятельств проведение инвентаризации по состоянию на 1 ноября представляется наиболее удобным: у комиссии достаточно времени для обработки результатов инвентаризации и подготовки материалов для проведения переоценки;
    капитальных вложений – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 декабря отчетного года. Уместно напомнить, что основной целью любой инвентаризации является проверка соответствия фактических данных о наличии и состоянии имущества данным бухгалтерского учета. Для целей бухгалтерской и статистической отчетности объем капитальных вложений уточняется по результатам их осуществления в декабре месяце. Практическое значение проведения инвентаризации капитальных вложений в эти сроки заключается в том, что за время, оставшееся до конца года, можно выработать управленческие решения о судьбе этих вложений. Чаще всего речь идет об оформлении ввода в эксплуатацию законченных строительством или приобретенных объектов основных средств с тем, чтобы обеспечить начисление амортизации с 1 января следующего года;
    незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки – перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация проводится в эти сроки для целей бухгалтерской отчетности. Максимально допустимый срок до конца отчетного года обусловлен тем, что в организациях с большой номенклатурой производимой продукции и сложным технологическим циклом проведение инвентаризации отнимает много сил и времени. Кроме того, инвентаризация незавершенного производства может проводиться дополнительно и в другие сроки, устанавливаемые отраслевыми инструкциями или решением руководителя организации. Считается целесообразным проведение инвентаризации этого вида активов не реже одного раза в квартал;
    незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов – не менее одного раза в год. В данном случае, как видим, сроки не определены. Однако из экономического содержания указанных активов явствует, что речь идет об уточнении остатка ремонтного фонда или резерва на проведение ремонтов (соответствующий субсчет счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей”), и остатка, числящегося на счете 31 “Расходы будущих периодов”. Так как такое уточнение должно проводиться по состоянию на 31 декабря (с целью присоединения к валовой прибыли остатка неиспользованного или не подтвержденного расчетами резерва), то инвентаризацию целесообразно осуществлять по состоянию на эту дату. Хотя более удобным представляется проведение инвентаризации по состоянию на 1 декабря – объемы расходов, которые будут произведены в декабре, определить нетрудно, а уточнить остатки всегда проще, чем их выверить;
    молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, зверей и семей пчел, а также подопытных животных – не менее одного раза в квартал. Здесь частота проведения инвентаризаций обусловлена большим движением животных (рождением, переводом в другие возрастные группы и падежом). По некоторым группам животных (например, по свинопоголовью, где перевод в возрастные группы осуществляется через два месяца) целесообразно и более частое проведение инвентаризаций;
    готовой продукции на складах – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года. При небольшой номенклатуре готовой продукции рационально срок инвентаризации приблизить к концу отчетного года. Но следует учитывать, что помимо проверки наличия и состояния готовой продукции такая инвентаризация позволит уточнить финансовое состояние организации и своевременно сформулировать управленческие решения по его улучшению (например, по уценке продукции, которая долгое время не находит спроса);
    товаров на складах и базах промышленных товаров – не реже одного раза в год; на складах и базах продовольственных товаров – не реже двух раз в год. Последнее требование обусловлено в настоящее время тем, что продовольственные товары, как правило, имеют ограниченные сроки хранения;
    товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной торговли – не реже двух раз в год; товаров в книжных магазинах – не реже одного раза в год. Проведение инвентаризации товаров в магазинах розничной торговли вдвое чаще, чем на складах, обусловлено их большим движением. Что касается книжной продукции, то здесь более частые инвентаризации существенно ограничиваются номенклатурой продукции;
    малоценных и быстроизнашивающихся предметов – не менее одного раза в год. В настоящее время в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов могут быть отнесены средства вычислительной техники (компьютеры и периферия), оргтехники, а также имущество, ранее относимое к числу оборудования, не требующего монтажа (например, мебель). Инвентаризация проводится по местам хранения и материально-ответственным лицам. В данном случае может возникнуть проблема с проверкой наличия и состояния специальной одежды, специальной обуви, выданной в пользование работникам организации. По нашему мнению, проверка фактического наличия данного вида малоценных и быстроизнашивающихся предметов является излишней – достаточно уточнить совместно с материально ответственными лицами по карточкам учета состав выданного имущества и сроки, оставшиеся до конца использования предметов. Это связано с тем, что за выданную спецодежду и спец-обувь работник несет полную материальную ответственность (в сумме недоамортизированной части стоимости, если законодательством не предусмотрено применение повышающих коэффициентов);
    нефти и нефтепродуктов – не реже одного раза в месяц. В данном случае для того, чтобы убедиться в правильности рекомендаций, достаточно вспомнить методику проведения инвентаризации нефти и нефтепродуктов, которая допускает достаточно большие неточности. На автозаправочных станциях проведение фактической проверки наличия нефтепродуктов является формальным, так как реально остатки снимаются материально ответственными лицами не реже двух раз в сутки – в пересменок. Но существенное значение приобретает проверка правильности оформления приходных и расходных документов и их сверка с данными бухгалтерского учета;
    драгоценных металлов и алмазов – не менее двух раз в год. Пунктом 1.3. Методических указаниях установлено, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной приказом Минфина России от 04.08.92 N 67, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России от 13.04.92 N 326. Пунктом 6.1 упомянутой Инструкции уточнено, что инвентаризация должна проводиться по состоянию на 1 июля и на 1 января года, следующего за отчетным;
    библиотечных фондов – в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами. Сроки, указанные в Методических указаниях, ужесточены по сравнению с периодом плановой экономики – тогда библиотеки инвентаризовались по отдельным указаниям соответствующих министерств (по большинству библиотек – Министерства культуры СССР). При этом период между двумя инвентаризациями иногда превышал и десять лет. Теперь библиотечные фонды должны проверяться не реже одного раза в пять лет;
    сырья и прочих материальных ценностей – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года. Данный вид активов организации представлен наибольшей номенклатурой и движением имущества. Инвентаризация материально-производственных запасов является наиболее трудоемкой, поэтому и проводится в сроки, обеспечивающие выполнение требований Методических указаний к проведению инвентаризации в интересах бухгалтерской отчетности;
    денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – не менее одного раза в месяц. Пунктом 3.39 Методических указаний установлено, что инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 и сообщенным письмом ЦБ РФ от 04.10.93 N 18. Порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичности проведения таких инвентаризаций. Однако, учитывая высокую мобильность данного вида активов, а также значимость их сохранности для финансового состояния организации, следует заключить, что рекомендуемые сроки являются оптимальными. Причем, напомним, что инвентаризация кассы должна начинаться внезапно;
    расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) – по мере получения выписок из банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам – на первое число каждого месяца. Этот вид проверки назвать инвентаризацией можно с большой натяжкой – она проводится работниками бухгалтерии каждый раз по получении банковских выписок;
    расчетов по платежам в бюджет – не менее одного раза в квартал. Проведение инвентаризации в эти сроки обусловлено хотя бы тем фактом, что налоговые декларации составляются по меньшей мере не реже. То же можно отнести и к расчетам с государственными внебюджетными фондами, расчетные ведомости в которые также представляются ежеквартально;
    расчетов объединений, предприятий и организаций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими организациями – на первое число каждого месяца. Здесь, по существу, проверяется расшифровка сальдо по счету 79 “Внутрихозяйственные расчеты”. В сводной бухгалтерской отчетности остатка по этому счету быть не должно. Для обеспечения этого достаточно проведение инвентаризации ежеквартально. Однако затраты структурных подразделений, как правило, влияют на уровень себестоимости продукции (работ, услуг) как этих подразделений, так и головной организации. Так как себестоимость формируется ежемесячно, то и инвентаризация должна проводиться не реже;
    расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год. Так как инвентаризация данного вида активов связана с большими затратами времени (в том числе и на перемещение в организации-дебиторы (кредиторы)), то целесообразно начинать ее не позднее 1 ноября с обязательным уточнением данных (для отчетности) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
    Среди перечисленных видов имущества, подлежащего инвентаризации, отсутствуют нематериальные активы и финансовые вложения. Это объясняется тем, что на момент издания Основных положений эти виды имущества в учете и отчетности не выделялись. Учитывая то, что и объекты нематериальных активов, и финансовые вложения носят характер долгосрочных финансовых вложений (то есть отличаются невысокой мобильностью), то в отношении сроков проведения их инвентаризаций уместно все, что касается основных средств. Краткосрочные финансовые вложения, относящиеся к оборотным активам, по нашему мнению, должны проверяться одновременно с материально-производственными запасами, то есть не реже одного раза в год и не ранее 1 октября.
    Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 N 20н, ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке. Обращаем внимание, что данное Положение регулирует правила проведения инвентаризации только в период налоговых проверок. Следовательно, к теме статьи, вынесенной в заголовок, отношения не имеет.

  2. WYLOOH Ответить


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным. Иные случаи, кроме поименованных в п. 81 СГС “Концептуальные основы”, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, могут быть предусмотрены локальным актом организации государственного сектора.
    Обоснование вывода:
    Прежде всего отметим, что в связи с введением с 01.01.2018 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора основные правила к организации проведения инвентаризации активов и обязательств, а также случаи обязательного проведения инвентаризации не изменились. Так, порядок проведения инвентаризации, а также случаи обязательного проведения инвентаризации, изложенные в п. 80 и п. 81 СГС “Концептуальные основы”, по сути продублировали ранее действующие положения п. 20 Инструкции N 157н (до ввода в действие приказа Минфина России от 31.03.2018 N 64н).
    Кроме случаев обязательного проведения инвентаризации, поименованных в п. 81 СГС “Концептуальные основы”, прежним остается требование о необходимости проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 9 Инструкции N 33н). При этом каких-либо исключений для проведения инвентаризации основных средств, в том числе периодичности, Инструкцией N 33н не установлено. Кроме того, в рамках годовой инвентаризации также выявляются признаки обесценения активов (п. 6 СГС “Обесценение активов”).
    Соответственно, при проведении годовой инвентаризации следует проверить и наличие объектов основных средств.
    Вместе с тем возможность проведения инвентаризации основных средств один раз в три года предусмотрена п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Однако считаем, что воспользоваться данным правом у бюджетного учреждения не получится, так как не будет соблюдено требование о необходимости обеспечения формирования полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использования при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 08.11.2017 N 02-06-05/73671).
    Следовательно, учитывая в совокупности требования федеральных стандартов для государственного сектора, а также Инструкций NN 33н и 157н, считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Дурнова Татьяна
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Суховерхова Антонина
    12 октября 2018 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  3. ДоКтОр ХаУс Ответить

    В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
    Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации).
    Рабочие инвентаризационные комиссии, считает Кондраков Н.П.:
    – осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;
    – совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
    – вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;
    – несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.); г) за правильность и своевременность – оформления материалов инвентаризации в установленном порядке [1].
    Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
    Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.
    Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям – контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризаций.
    Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.
    Согласно Старовойтовой Е.В., документация должна обеспечивать непрерывное и сплошное отражение в специальных носителях информации всех хозяйственных операций, но иногда, изменения в хозяйственных операциях не поддаются регистрации в документах в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в процессе их хранения или перевозки в следствии особых естественных свойств этих ценностей, ошибки МОЛ при регистрации приема и отпуска МЦ, а также ошибки самой бухгалтерии. Все подобного рода факты изменяют величину средств предприятия, но не могли быть документально оформлены в тот момент, когда они происходят. Для их выявления и регистрации и предназначена инвентаризация [7].
    Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
    Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
    При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях – заблаговременно.
    Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
    Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).
    Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера.
    Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
    Пример инвентаризационной описи №3, №15, № 17 и инвентаризационная опись расходов будущих периодов и сличительной ведомости, представлен у Вещунова Н.Л. [8] (Приложение 1).
    Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
    Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете.
    Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
    Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически, Кирьянову З.В., (рис.1) [9].
    Рис. 1 Схема проведения инвентаризации
    ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
    Подготовительные работы
    Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах
    Проверка технических паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам
    Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию
    Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка
    Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов
    Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)
    Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам
    Акт выявления результатов
    Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете
    Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками
    Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки
    Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета

  4. DanizelDosGames Ответить

    Здесь частота проведения
    обусловлена большим движением животных (рождением, переводом в другие возрастные группы и падежом). По некоторым группам животных (например, по свиньям, где перевод в возрастные группы осуществляется через два месяца) целесообразно и более частое проведение инвентаризаций;
    готовой продукции на складах — не реже одного раза в год перед составлением годовых отчетов и балансов, но не ранее 1 октября отчетного года. При небольшой номенклатуре готовой продукции рационально срок инвентаризации приблизить к концу отчетного года. Следует учитывать, что помимо проверки наличия и состояния готовой продукции такая инвентаризация позволит уточнить финансовое состояние организации и своевременно сформулировать управленческие решения по его улучшению (например, по уценке продукции, которая долгое время не находит спроса); товаров: на складах и базах промышленных товаров — не реже одного раза в год; на складах и базах продовольственных товаров — не реже двух раз в год. Последнее в настоящее время обусловлено тем, что продовольственные товары, как правило, имеют ограниченные сроки хранения;
    товаров и тары в магазинах и на других предприятиях розничной торговли — не реже двух раз в год; товаров в книжных магазинах — не реже одного раза в год. Проведение инвентаризации товаров в магазинах розничной торговли вдвое чаще, чем на складах, обусловлено большим их движением. Что касается книжной продукции, то здесь более частые инвентаризации существенно ограничиваются номенклатурой продукции; сырья и прочих материальных ценностей, а также малоценных н быстрюизнашивающихся предметов — не реже одного раза в год. Так как ежегодное проведение инвентаризации должно быть как минимум приурочено к составлению отчетности, то проводить инвентаризацию материально-производственных запасов следует не ранее 1 октября. Более точные сроки устанавливаются с учетом номенклатуры имущества: при небольшой номенклатуре инвентаризацию можно проводить по состоянию на 1 декабря, при значительной — по состоянию на 1 октября; нефти и нефтепродуктов — не реже одного раза в месяц. Ежемесячное проведении инвентаризации данного вида активов автоматически исключает повторное ее проведение перед составлением отчетности;
    драгоценных металлов и алмазов — не менее двух раз в год. В соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной
    Министерством финансов 4 августа 1992 г. № 67, и Инструкцией
    0 порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней 13 апреля 1992 г. № 326, инвентаризация должна проводиться по состоянию на 1 июля и на
    1 января года, следующего за отчетным;
    денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности — не реже одного раза в месяц. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка от 22 сентября 1993 г. № 40. Порядок ведения кассовых операций не устанавливает периодичности проведения таких инвентаризаций; однако, учитывая высокую мобильность данного вида активов, а также значимость их сохранности для финансового состояния организации, следует признать рекомендуемые сроки оптимальными. Напомним, что инвентаризация кассы должна начинаться внезапно;
    расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, по-
    лученным из бюджета средствам и т.д.) — по мере получения вы-
    писок из банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным
    документам — на первое число каждого месяца. (Этот вид про-
    верки назвать инвентаризацией можно с натяжкой —
    она проводится работниками бухгалтерии каждый раз по полу-
    чении банковских выписок.);
    расчетов по платежам в бюджет — не менее одного раза в квартал. Проведение инвентаризации в эти сроки обусловлено хотя бы тем фактом, что налоговые декларации составляются, по меньшей мере, не реже. То же можно отнести и к расчетам с государственными внебюджетными фондами, расчетные ведомости в которые также представляются ежеквартально;
    расчетов организаций со структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы, — на первое число каждого месяца. Здесь по существу проверяется расшифровка сальдо по счету учета внутрихозяйственных расчетов. В сводной бухгалтерской отчетности остатка по этому счету быть не должно. Для обеспечения этого достаточно проводить инвентаризацию ежеквартально. Однако затраты структурных подразделений, как правило, влияют на уровень себестоимости продукции, работ, услуг как самих подразделений, так и головной организации.
    мость формируется ежемесячно, и инвентаризация должна проводиться не реже; • расчетов с дебиторами и кредиторами — не менее двух раз в год. Так как инвентаризация данного вида активов связана с большими затратами времени (в том числе и на перемещения в организации-дебиторы (кредиторы)), то целесообразно начинать ее не позднее 1 ноября с обязательным уточнением данных (для отчетности) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Приведенные сроки являются рекомендуемыми и в зависимости от специфики хозяйственной деятельности, особенностей управления и администрирования могут сокращаться или, напротив, удлинняться.
    Проведение инвентаризаций имущества и обязательств организации — часть общего процесса управления производством и реализацией продукции, работ или услуг. При проведении инвентаризации проверяется фактическое наличие имущества и реальность обязательств, числящихся в учете. Для бухгалтерской службы проведение инвентаризаций существенно и с точки зрения организации ее практической деятельности. Это обусловлено обязательностью участия бухгалтеров в подготовке материалов для инвентаризаций, участия в работе инвентаризационных комиссий (практическое участие в проведении проверок), а также тем, что инвентаризационные разницы регулируются посредством внесения соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета. Кроме того, проведение инвентаризаций позволяет чаще уточнять состояние бухгалтерского учета и правильность внесения учетных записей в регистры.
    Контрольные вопросы
    1. Какие цели достигаются при проведении инвентаризации имущества и обязательств?
    2. Когда проведение инвентаризации обязательно?
    3. Специалистов каких служб целесообразно включать в состав инвентаризационной комиссии?
    4. Перечислите обязанности бухгалтерской службы при проведении инвентаризации.
    5. Как часто может проводиться инвентаризация объектов основных средств?
    6. Какие последствия наступят, если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член инвентаризационной комиссии?
    7. Не ранее какой даты должна быть начата инвентаризация имущества перед составлением бухгалтерской отчетности?

  5. Vulabar Ответить

    Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
    Рабочие инвентаризационные комиссии:
    1. Осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;
    2. Совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах естественной убыли;
    3. Вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения и контроля над их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;
    4. Несут за ответственность за:
    · Своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;
    · Полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
    · Правильность указания в описи отличительных приказов товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, цены…);
    · Правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.
    Члены инвентаризационных комиссий за внесении в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
    Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля над сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнения правил их хранения, соблюдение материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.
    Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям – контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризации.
    Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.
    Складские операции в период инвентаризации не производятся, заведующий складом в данной описи дает расписку о том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
    Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана:
    ь опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
    ь проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;
    ь получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
    Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием “до инвентаризации на “__________” (дата)”, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
    При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях – заблаговременно.
    Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
    Проверка фактических остатков производится путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйством, кладовых, секций, торговых предприятий и т.п.)
    Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
    Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерениях, принятых в учете.
    Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
    Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
    На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
    Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
    На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
    Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
    При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
    Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
    По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
    Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (приложение 3) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (приложение 4).

  6. Mezishicage Ответить

    Помимо форм документов по учету результатов инвентаризации при отсутствии типовых организация должна разработать и другие внутренние документы по проведению инвентаризации. К ним следует отнести конкретные методики проведения инвентаризации отдельных объектов, порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами, порядок урегулирования претензий к инвентаризационной комиссии, порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице и т.д.
    Одним из вопросов, недостаточно регламентированных нормативно, является инвентаризация вложений во внеоборотные активы. Рассмотрим некоторые аспекты данного вопроса.
    В целях проведения инвентаризации вложений во внеоборотные активы могут быть выделены следующие виды объектов:
    – объекты, не завершенные капитальным строительством;
    – объекты, законченные строительством, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;
    – объекты, законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию; при этом в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов;
    – прекращенные строительством объекты; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация;
    – объекты строительства, переведенные на консервацию; при этом в акте указываются документы, подтверждающие перевод объектов на консервацию, а также причины консервации;
    – проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин неосуществления строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
    В процессе инвентаризации проводится как натуральная проверка возводимых объектов, так и документальная проверка затрат на строительство.
    Натуральная проверка возводимых объектов состоит в осмотре объектов строительства. Результат осмотра сопоставляют с данными актов о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) или общего журнала работ (форма N КС-6а), если производителем работ является организация.
    В случае когда контрольные осмотры невозможны (например, при прокладке канализации), данные в акты вносятся на основании актов скрытых работ.
    В акте отражается наличие фактически выполненного объема работ, произведенных затрат. При этом проверяется:
    – не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, сданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
    – состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, а также наличие оформленных документов на консервацию объектов.
    Дополнительных пояснений требует также порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
    Поскольку нормативно понятие “пересортица” не определено, организации необходимо самой определить данное понятие для себя с учетом специфики своего складского хозяйства.
    Например, возможен следующий вариант определения понятия “пересортица”.
    В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице под пересортицей понимается несоответствие учетных и фактических данных по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного наименования с разными отличительными признаками (сорт, вид). При этом рассматриваются ценности одного наименования, находящиеся в подотчете одного материально-ответственного лица, за один и тот же отчетный период и в тождественных количествах.
    В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице не признается пересортицей несоответствие учетных и фактических данных:
    – по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица в разные отчетные периоды;
    – по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица не в тождественных количествах;
    – по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете разных лиц (даже в тождественных количествах).
    Под одним и тем же наименованием материальных ценностей следует понимать материальные ценности одного наименования, одного и того же типа и назначения, сходные по форме и размерам. Например, может быть произведен зачет масел и смазок, расфасованных в мелкую тару, имеющую сходство по внешнему виду.
    О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
    Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы представляются рабочей инвентаризационной комиссией на рассмотрение постоянно действующей комиссии. Вопрос о зачете окончательно решается руководителем организации.
    Результат проведения зачета по пересортице может быть отрицательным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась больше стоимости ценностей, оставшихся в излишке) или положительным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась меньше стоимости ценностей, оставшихся в излишке). В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, образовалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
    Если после зачета недостач излишками по пересортице и применения норм естественной убыли все же образовалась недостача, инвентаризационная комиссия решает вопрос об источниках ее покрытия. Разница может быть отнесена на виновных лиц, а в случае, когда таковые не установлены, разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

  7. Conjurus Ответить


    Рассмотрим, на какую дату должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год с учетом вступившего в действие с начала этого года закона о бухгалтерском учете1.
    Активы и обязательства по закону о бухгалтерском учете подлежат инвентаризации2. Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, а также перечень проверяемых при этом объектов определяются экономическим субъектом самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (см. с. 66): они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами3.
    В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ4 приведен перечень таких случаев. В качестве одного из них действующим законодательством предусмотрено проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
    Различие правовых норм, регулирующих проведение инвентаризации в прежнем законе о бухгалтерском учете5 и Законе № 402 ФЗ, состоит главным образом в следующем. В Законе № 129 ФЗ норма об обязательном проведении инвентаризации присутствовала в самом тексте закона, в то время как новый закон содержит лишь отсылочную норму к соответствующим положениям законодательства, которые устанавливают перечень ситуаций, в которых проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным. Одним из таких нормативно-правовых актов, к которым отсылает закон № 402 ФЗ (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов), является упомянутое выше Положение.
    Таким образом, с вступлением в силу нового закона о бухучете в правовом регулировании инвентаризации активов и обязательств каких-либо существенных изменений не произошло. Сменилось только юридическое оформление тех отношений, которые существовали раньше: перечень случаев проведения обязательной инвентаризации убрали из нового закона о бухучете и вынесли на уровень иного «законодательства Российской Федерации, федеральных и отраслевых стандартов».
    Теперь о том, что касается сроков проведения обязательной инвентаризации. Прежний закон о бухучете содержал норму о необходимости проведения обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В действующем законодательстве о бухгалтерском учете, основанном на Законе № 402 ФЗ, данная норма о сроках, по существу, была сохранена, однако, исходя из сказанного выше, была вынесена на уровень «законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов», то есть в том числе и на подзаконный уровень.
    По нашему мнению, исходя из системного толкования положений законодательства (в том числе прежнего и нового законов о бухучете, Положения, стандартов аудиторской деятельности) можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае срок проведения обязательной инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.
    Напомним, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) по общему правилу является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно6.
    Сроки инвентаризации
    Обратимся к вопросу о конкретных сроках инвентаризации активов и обязательств, необходимой (обязательной) перед составлением бухгалтерской отчетности.
    Активы
    Если инвентаризация какого-либо имущества проводилась после 1 октября отчетного года, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности7.
    На практике это означает, что имущество организации можно инвентаризировать в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что понятия «имущество» и «активы» не являются тождественными, о чем будет сказано ниже.
    В настоящее время встречается мнение отдельных специалистов, согласно которому начиная с 2013 года все активы следует инвентаризировать только на 31 декабря отчетного года.
    С данным мнением мы не можем согласиться по следующим основаниям.
    В отличие от закона № 129 ФЗ, который в качестве одного из объектов бухучета указывал имущество организаций и оперировал этим понятием8, новый закон о бухгалтерском учете в качестве одного из объектов бухучета упоминает активы вместо имущества9. При этом понятие «имущество» уже не фигурирует в новом законе в том качестве, в каком оно фигурировало в Законе № 129 ФЗ (т. е. как объект бухгалтерского учета).
    С точки зрения юридической техники законодатель совершенно правильно обозначил в новом законе в качестве объекта бухгалтерского учета именно активы, а не имущество, поскольку бухгалтерский учет оперирует именно понятием «активы» (как составной частью баланса), а не «имуществом» как гражданско-правовой категорией.
    В то же время, с логической точки зрения, понятие «активы» является по содержанию более широким, чем понятие «имущество». Это означает, что активы всегда будут включать имущество, но при этом не любые активы будут являться имуществом. То есть, некоторые строки актива бухгалтерского баланса (например отложенные налоговые активы, налог на добавленную стоимость), несомненно, будут являться «активами» в том понимании, в каком Закон № 402 ФЗ трактует объекты бухгалтерского учета. Но при этом данная (или аналогичная) строка актива не будет являться «имуществом» ни в понимании прежнего закона о бухгалтерском учете (т. е. в качестве объекта учета), ни в понимании Гражданского кодекса10.
    В силу части 1 статьи 30 Закона № 402 ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим федеральным законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона о бухучете.
    В связи с этим возникает вопрос, который с очевидностью следует признать риторическим: «Какие существуют основания не применять положения о бухгалтерском учете (в частности упомянутое выше Положение) к имуществу, которое с логической точки зрения является составной частью понятия «активы?»
    Таких оснований нет.
    Раньше Закон № 129 ФЗ оперировал неким понятием («имущество»), которое в этом законе являлось «целым», а по новому закону о бухучете стало частью более общего «целого» — понятия «активы». Мы полагаем, что если указанное ПБУ распространялось на понятие, которое ранее было родовым, а впоследствии стало видовым в рамках более общего родового понятия, нет никаких оснований не распространять его на данное понятие по новому закону (пусть и как на составную часть более общего понятия).
    Исходя из сказанного выше, по нашему мнению, порядок, устанавливающий возможность инвентаризации активов, являющихся имуществом, с 1 октября по 31 декабря отчетного года с принятием нового закона о бухгалтерском учете вследствие замены объекта учета «имущество» на объект учета «активы» не изменился и измениться не мог.
    Более того, иной, нежели описанный выше, порядок, а именно инвентаризация всех активов в целом на 31 декабря отчетного года без разграничения активов на «имущество» и «иные активы, не являющиеся имуществом», сделал бы процедуру инвентаризации на практике нереализуемой. А если и реализуемой, то формальной и, следовательно, не выполняющей своих функций.
    Что касается активов, не являющихся имуществом, то они подлежат инвентаризации именно и только на 31 декабря отчетного года (см. аргументацию в отношении обязательств).
    Обязательства
    В отношении инвентаризации обязательств законодательство (ни Положение, ни иные нормативно-правовые акты) аналогичной специальной нормы не содержит.
    И это означает, что обязательства (как и активы, не являющиеся имуществом) подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года!
    Несмотря на то что такой вывод следовал из нормативной базы, существующей порядка 15 лет, Минфин России обратил на него внимание в рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год11.
    На практике это требование (положение) не исполнялось. Обычно организации проводили инвентаризацию (сверку расчетов) с дебиторами и кредиторами на 1 октября отчетного года (или более позднюю дату, но до 31 декабря).

  8. tantan Ответить

    Сроки проведения инвентаризации определяются экономическим субъектом (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации количество инвентаризаций в отчетном году и дата их проведения определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В частности, проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности):
    – перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (в общем случае отчетным годом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, см. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
    – до даты подписания передаточного акта в случае реорганизации организации (п. п. 4, 5 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н);
    – до даты составления промежуточного ликвидационного баланса в случае ликвидации организации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации).
    Сроки и периодичность проведения инвентаризаций могут быть конкретизированы в учетной политике организации, например, содержащей в составе приложений положение об инвентаризации (п. 4 ПБУ 1/2008). При этом должны учитываться особенности хозяйственной деятельности конкретной организации.
    См. образец положения об инвентаризации.
    Сроки проведения годовой инвентаризации планируются экономическим субъектом с учетом специфики осуществляемой деятельности и устанавливаются, как правило, до начала года проверки. При этом необходимо учитывать следующее (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н):
    – организация может перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводить инвентаризацию тех активов, которые инвентаризировались в IV квартале отчетного года;
    – в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
    – срок, устанавливаемый экономическим субъектом для проведения инвентаризации обязательств, не должен быть позднее 31 декабря (дата, по состоянию на которую проводится годовая инвентаризация обязательств, не должна быть позднее 31 декабря). При этом, по мнению Минфина России, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно (Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01). Проведение инвентаризации возможно и после окончания отчетного года, но до составления бухгалтерской отчетности.
    Таким образом, годовая инвентаризация активов и обязательств в организациях, за исключением организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проводится, как правило, в промежуток с 1 октября по 31 декабря каждого года.
    Сроки проведения инвентаризации основных средств устанавливаются экономическим субъектом в приказе о проведении инвентаризации либо в положении об инвентаризации. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации). Проведение инвентаризации основных средств может занимать несколько дней. В распорядительном документе об инвентаризации указывается, как правило, временной интервал для ее проведения.
    Сроки проведения инвентаризации кассы определяются экономическим субъектом в порядке, аналогичном для сроков проведения инвентаризации других активов организации. Инвентаризация кассы проводится не реже чем один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В течение года могут проводиться внеплановые (внезапные) проверки. Срок проведения таких проверок заранее не известен и конкретизируется приказом об инвентаризации кассы, составленным, например, по форме N ИНВ-22. В положении об инвентаризации могут устанавливаться сроки плановых проверок кассы, а также количество внезапных ревизий кассы в течение года.
    См. образец приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации кассы. Унифицированная форма N ИНВ-22.
    См. образец положения об инвентаризации.
    См. дополнительно:
    – о внезапной ревизии кассы.

  9. AlsoZo Ответить

    Порядок проведения инвентаризации, как уже отмечалось, определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, согласно пункту 2 статьи 12 Закона №129-ФЗ.
    Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.
    Это приложение включает в себя:
    – график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году,
    – даты проведения плановых инвентаризаций,
    – перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.
    Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.
    К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.
    Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей.
    Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.
    Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.
    Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) – один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы, товары и тому подобное.
    Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.
    В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является:
    – осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей;
    – выполнения правил их хранения;
    – соблюдения материально-ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.
    Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения.
    Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.
    Организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.
    Обращаем Ваше внимание на то, что порядок проведения инвентаризаций организации составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на её нормальную работу.
    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.
    Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», инвентаризация может проводиться для основных средств – один раз в три года; для библиотечных фондов – один раз в пять лет. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данный бухгалтерский документ разрешает проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.
    Более подробно с вопросами, касающимися инвентаризации и расчетов по претензиям, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Инвентаризация».

  10. Mogore Ответить

    КАКИЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРИКАЗ ПО УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
    В приказе по учетной политике необходимо указать внутренний нормативный документ, регламентирующий порядок проведения инвентаризации, разработанные организацией формы для учета и обработки результатов инвентаризации, периодичность проведения инвентаризации основных средств, а также библиотечного фонда, если таковой имеется.
    В приказе могут устанавливаться также количество инициативных инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.
    ВНУТРЕННИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ
    Помимо форм документов по учету результатов инвентаризации при отсутствии типовых организация должна разработать и другие внутренние документы по проведению инвентаризации. К ним следует отнести конкретные методики проведения инвентаризации отдельных объектов, порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами, порядок урегулирования претензий к инвентаризационной комиссии, порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице и т.д.
    Одним из вопросов, недостаточно регламентированных нормативно, является инвентаризация вложений во внеоборотные активы. Рассмотрим некоторые аспекты данного вопроса.
    В целях проведения инвентаризации вложений во внеоборотные активы могут быть выделены следующие виды объектов:
    – объекты, не завершенные капитальным строительством;
    – объекты, законченные строительством, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;
    – объекты, законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию; при этом в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов;
    – прекращенные строительством объекты; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация;
    – объекты строительства, переведенные на консервацию; при этом в акте указываются документы, подтверждающие перевод объектов на консервацию, а также причины консервации;
    – проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин неосуществления строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
    В процессе инвентаризации проводится как натуральная проверка возводимых объектов, так и документальная проверка затрат на строительство.
    Натуральная проверка возводимых объектов состоит в осмотре объектов строительства. Результат осмотра сопоставляют с данными актов о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) или общего журнала работ (форма N КС-6а), если производителем работ является организация.
    В случае когда контрольные осмотры невозможны (например, при прокладке канализации), данные в акты вносятся на основании актов скрытых работ.
    В акте отражается наличие фактически выполненного объема работ, произведенных затрат. При этом проверяется:
    – не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, сданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
    – состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, а также наличие оформленных документов на консервацию объектов.
    Дополнительных пояснений требует также порядок зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
    Поскольку нормативно понятие “пересортица” не определено, организации необходимо самой определить данное понятие для себя с учетом специфики своего складского хозяйства.
    Например, возможен следующий вариант определения понятия “пересортица”.
    В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице под пересортицей понимается несоответствие учетных и фактических данных по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного наименования с разными отличительными признаками (сорт, вид). При этом рассматриваются ценности одного наименования, находящиеся в подотчете одного материально-ответственного лица, за один и тот же отчетный период и в тождественных количествах.
    В целях зачета недостачи материальных ценностей излишками по пересортице не признается пересортицей несоответствие учетных и фактических данных:
    – по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица в разные отчетные периоды;
    – по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете одного лица не в тождественных количествах;
    – по количеству в отношении номенклатуры материальных ценностей одного и того же наименования, числящихся в подотчете разных лиц (даже в тождественных количествах).
    Под одним и тем же наименованием материальных ценностей следует понимать материальные ценности одного наименования, одного и того же типа и назначения, сходные по форме и размерам. Например, может быть произведен зачет масел и смазок, расфасованных в мелкую тару, имеющую сходство по внешнему виду.
    О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
    Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы представляются рабочей инвентаризационной комиссией на рассмотрение постоянно действующей комиссии. Вопрос о зачете окончательно решается руководителем организации.
    Результат проведения зачета по пересортице может быть отрицательным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась больше стоимости ценностей, оставшихся в излишке) или положительным (в случае, когда стоимость недостающих ценностей оказалась меньше стоимости ценностей, оставшихся в излишке). В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, образовалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
    Если после зачета недостач излишками по пересортице и применения норм естественной убыли все же образовалась недостача, инвентаризационная комиссия решает вопрос об источниках ее покрытия. Разница может быть отнесена на виновных лиц, а в случае, когда таковые не установлены, разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *