Истина всегда конкретна это значит что она?

14 ответов на вопрос “Истина всегда конкретна это значит что она?”

  1. Klaik Ответить

    Истина конкретна — истина, основанная на учёте и обобщении конкретных исторических условий, в которых совершается то или иное событие, тот иди иной процесс. В этом смысле истина всегда конкретна, так как всё зависит от условий, места и времени. Так, например, требование буржуазно – демократической республики в условиях даризма в России было революционным, а в условиях СССР оно контрреволюционно, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад.
    Всякое определение, если оно берётся абстрактно, вне всяких исторических связей и отношений, становится бессодержательным и бессмысленным. Таковы, например, абстрактные понятия «равенства», «добра», «демократии» и т. п. Понятие «равенства» приобретает смысл лишь в том случае, если рассматривать его конкретно: равенство кого с кем? в чём? Нельзя, например, говорить о «равенстве вообще» при буржуазном строе. В классовом общество понятие равенства всегда наполнено конкретным содержанием.
    Понятием «равенства вообще» буржуазные идеологи стремятся прикрыть эксплуатацию рабочих капиталистами и бесправное положение и нищенское существование трудящихся. Нет также «демократии вообще»; есть демократия буржуазная и демократия пролетарская, социалистическая. Таким образом, только постановка вопросов в определённых исторических рамках, только наполнение понятий конкретным содержанием позволяет научно познавать действительность, достигать подлинно конкретных истин.

  2. pretori@n Ответить

    Поводом для размышлений на данную тему стало следующее объявление на щите строящегося торгового центра в нашем городе: «Общественное здание многофункционального назначения». Что из этой информации можно узнать? Практически ничего. Каждое слово образец манипуляции сознанием. К слову говоря, шум вокруг строительства данного сооружения идет уже несколько месяцев…
    Любому человеку известно, что одно слово можно использовать для объяснения многих явлений, также как и многие слова могут обозначать одно явление. В идеале, было бы хорошо, если конкретное явление или действие обозначалось конкретным словом. Это было бы полезно для принятия более верных решений и реализации возможностей, осмысленной активности.
    По мнению специалистов, русский язык, в настоящее время засорен неконкретностью, размытостью своего содержания от 40 до 50 процентов. О чем это говорит?
    Наш ум при таком изобилии пространной информации тренируется, в основном, в поиске красоты выражений, их звучностью, а если в сочетании с изображением и звуками, то получается забава и развлечение для человека, за которыми рационального может и не быть совсем.
    В этом случае, по принципу формирования привычки, человек все больше упражняется в зависимости от звучания и красоты слов, а не содержания. Получается известное противоречие: «количество – качество».
    Разные словари дают различные определения, касающиеся истины и конкретности, наиболее понятные из них:
    – Истина – полезность знания для практики;
    – Истина – соответствие знаний действительности (связана с определенным местом, временем, обстоятельствами);
    – Конкретность – точность, четкость, ясность, определенность чего-либо.
    Это, конечно, теория, но, что делать? Что может стать методикой отбора информации? На мой взгляд, два принципа:
    – «польза-вред» для человека информации (меняется ли в лучшую сторону жизнь человека ее использующего).
    – «много-мало» такой информации (как известно, качество и количество – категории противоположные).
    Также человеку полезно определиться, кем он сам хочет быть, а в дальнейшем какую информацию искать и использовать. Условно всю психологию можно разделить на психологию «овец», «собак», «волков», «пастухов», остальные категории в обычной жизни увидеть практически невозможно.

  3. Maratik1995 Ответить

    лПОЛТЕФОПУФШ ЙУФЙОЩ – ПДЙО ЙЪ ПУОПЧОЩИ РТЙОГЙРПЧ ДЙБМЕЛФЙЮЕУЛПЗП РПДИПДБ Л РПЪОБОЙА – РТЕДРПМБЗБЕФ ФПЮОЩК ХЮЕФ ЧУЕИ ХУМПЧЙК, Ч ЛПФПТЩИ ОБИПДЙФУС ПВЯЕЛФ РПЪОБОЙС. лПОЛТЕФОПУФШ – ЬФП УЧПКУФЧП ЙУФЙОЩ, ПУОПЧБООПЕ ОБ ЪОБОЙЙ ТЕБМШОЩИ УЧСЪЕК, ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС ЧУЕИ УФПТПО ПВЯЕЛФБ, ЗМБЧОЩИ, УХЭЕУФЧЕООЩИ УЧПКУФЧ, ФЕОДЕОГЙК ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фБЛ, ЙУФЙООПУФШ ЙМЙ МПЦОПУФШ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ УХЦДЕОЙК ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ХУФБОПЧМЕОБ, ЕУМЙ ОЕ ЙЪЧЕУФОЩ ХУМПЧЙС НЕУФБ, ЧТЕНЕОЙ Й Ф. Д., Ч ЛПФПТЩИ ПОЙ УЖПТНХМЙТПЧБОЩ. уХЦДЕОЙЕ, ЧЕТОП ПФТБЦБАЭЕЕ ПВЯЕЛФ Ч ДБООЩИ ХУМПЧЙСИ, УФБОПЧЙФУС МПЦОЩН РП ПФОПЫЕОЙА Л ФПНХ ЦЕ ПВЯЕЛФХ Ч ЙОЩИ ПВУФПСФЕМШУФЧБИ. чЕТОПЕ ПФТБЦЕОЙЕ ПДОПЗП ЙЪ НПНЕОФПЧ ТЕБМШОПУФЙ НПЦЕФ УФБФШ УЧПЕК РТПФЙЧПРПМПЦОПУФША – ЪБВМХЦДЕОЙЕН, ЕУМЙ ОЕ ХЮЙФЩЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩИ ХУМПЧЙК НЕУФБ, ЧТЕНЕОЙ Ч ТПМЙ ПФТБЦБЕНПЗП Ч УПУФБЧЕ ГЕМПЗП. оБРТЙНЕТ, ПФДЕМШОЩК ПТЗБО ОЕЧПЪНПЦОП ПУНЩУМЙФШ ЧОЕ ГЕМПЗП ПТЗБОЙЪНБ, ЮЕМПЧЕЛБ – ЧОЕ ПВЭЕУФЧБ. уХЦДЕОЙЕ “ЧПДБ ЛЙРЙФ РТЙ 100 ЗТБДХУБИ РП гЕМШУЙА” ЙУФЙООП МЙЫШ РТЙ ХУМПЧЙЙ, ЮФП ТЕЮШ ЙДЕФ ПВ ПВЩЮОПК ЧПДЕ Й ОПТНБМШОПН ДБЧМЕОЙЙ. ьФП РПМПЦЕОЙЕ ХФТБФЙФ ЙУФЙООПУФШ, ЕУМЙ ЧЪСФШ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНХА ФСЦЕМХА ЧПДХ Й ЙЪНЕОЙФШ ДБЧМЕОЙЕ.
    лБЦДЩК ПВЯЕЛФ ОБТСДХ У ПВЭЙНЙ ЮЕТФБНЙ ОБДЕМЕО Й ЙОДЙЧЙДХБМШОЩНЙ УРПУПВОПУФСНЙ, ЙНЕЕФ УЧПК ХОЙЛБМШОЩК “ЛПОФЕЛУФ ЦЙЪОЙ”. ч УЙМХ ЬФПЗП ОБТСДХ У ПВПВЭЕООЩН ОЕПВИПДЙН Й ЛПОЛТЕФОЩК РПДИПД Л ПВЯЕЛФХ: ОЕФ БВУФТБЛФОПК ЙУФЙОЩ, ЙУФЙОБ ЧУЕЗДБ ЛПОЛТЕФОБ. йУФЙООЩ МЙ, Л РТЙНЕТХ, РТЙОГЙРЩ ЛМБУУЙЮЕУЛПК НЕИБОЙЛЙ? дБ, ЙУФЙООЩ РТЙНЕОЙФЕМШОП Л НБЛТПФЕМБН Й УТБЧОЙФЕМШОП ОЕВПМШЫЙН УЛПТПУФСН ДЧЙЦЕОЙС. ъБ ЬФЙНЙ РТЕДЕМБНЙ ПОЙ РЕТЕУФБАФ ВЩФШ ЙУФЙООЩНЙ. “:чУСЛХА ЙУФЙОХ, ЕУМЙ ЕЈ УДЕМБФШ “ЮТЕЪНЕТОПК” : ЕУМЙ ЕЈ РТЕХЧЕМЙЮЙФШ, ЕУМЙ ЕЈ ТБУРТПУФТБОЙФШ ЪБ РТЕДЕМЩ ЕЈ ДЕКУФЧЙФЕМШОПК РТЙНЕОЙНПУФЙ, НПЦОП ДПЧЕУФЙ ДП БВУХТДБ, Й ПОБ ДБЦЕ ОЕЙЪВЕЦОП, РТЙ ХЛБЪБООЩИ ХУМПЧЙСИ, РТЕЧТБЭБЕФУС Ч БВУХТД” – ч. й. мЕОЙО.
    рТЙОГЙР ЛПОЛТЕФОПУФЙ ЙУФЙОЩ ФТЕВХЕФ РПДИПДЙФШ Л ЖБЛФБН ОЕ У ПВЭЙНЙ ЖПТНХМБНЙ Й УИЕНБНЙ, Б У ХЮЕФПН ЛПОЛТЕФОПК ПВУФБОПЧЛЙ, ТЕБМШОЩИ ХУМПЧЙК, ЮФП ОЙЛБЛ ОЕУПЧНЕУФЙНП У ДПЗНБФЙЪНПН. пУПВЕООХА ЧБЦОПУФШ ЛПОЛТЕФОП ЙУФПТЙЮЕУЛЙК РПДИПД РТЙПВТЕФБЕФ РТЙ БОБМЙЪЕ РТПГЕУУБ ПВЭЕУФЧЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС, РПУЛПМШЛХ РПУМЕДОЙК УПЧЕТЫБЕФУС ОЕТБЧОПНЕТОП Й Л ФПНХ ЦЕ ЙНЕЕФ УЧПА УРЕГЙЖЙЛХ Ч ТБЪМЙЮОЩИ УФТБОБИ.
    2c 3 4

  4. nishto Ответить

    Человек отличается от любого животного
    тем, что:

    А. производит свою собственную
    окружающую среду

    Б. изменяет окружающий мир
    В. Производит себе подобных
    Г. Способен действовать универсально
    Д. Действует по своим потребностям
    Е. Может действовать не только по
    потребностям, но и по своей воле и
    фантазии

    2. Приматы – это:
    А. Примитивные растения
    Б. Простейшие живые существа
    В. Человекообразные обезьяны
    Г. Простейшие грибки и споры
    3.Для человеческого общения свойственно:
    А. Обмен информацией
    Б. Обмен знаниями
    В. Обмен эмоциями
    Г. Формирование индивидуальности
    Д. Передача опыта и знаний
    4.Социальная сущность человека:
    А. Всегда была присуща человеку как
    виду
    Б. Неизменна и составляет его отличительное
    качество
    В. Имеет конкретно-исторический
    характер

    Г. Является абстрактом, присущим
    отдельному индивиду
    Д. Является выражением совокупности
    всех общественных отношений

    5. Какое из приведённых ниже слов
    пропущено в следующем предложении?

    -это процесс получения и постоянного
    обновления знаний, необходимых человеку.

    А. Познание
    Б. Сознание
    В. Деятельность
    Г. Творчество
    6. Заниматься самообразованием – это
    значит:

    А. Самостоятельно работать с литературой

    Б. Посещать факультативные занятия
    В. Добросовестно выполнять домашние
    задания

    Г. Работать в школе по индивидуальному
    плану
    7. Положение личности, занимаемое в
    обществе в соответствии с возрастом,
    полом, происхождение, семейным положением
    – это:

    А. Социальная роль
    Б. Социальный статус
    В. Семейное положение
    Г. Социальная стратификация
    8. Различают три в общем- то близких
    понятия: человек, индивид, личность.
    Человек представляет собой

    А. Свободно- творческое и морально-
    ответственное существо

    Б. Лицо, обладающее общими всем людям
    качествами
    и чертами
    В. Субъект деятельности, обладающий
    совокупностью социально значимых черт,
    свойств, качеств
    Г. Неповторимое сочетание особенностей
    характера и психического склада,
    отличающих одного индивидуума от другого
    9. Какие потребности человека являются
    социальными:

    А. В общении с другими
    Б. В получении образования
    В. В достижении определенного успеха
    Г. В добывании пищи
    Д. В организации определенного успеха
    10. Тип мировоззрения, формирующийся
    в решающей мере под влиянием жизненных
    обстоятельств и опирающийся на личный
    опыт и здравый смысл,- …

    А. Обыденный тип
    Б. Научный тип
    В. Религиозный тип
    Г. Гуманистический тип
    11. Из перечисленных способностей
    отметьте ту, которая отличает человека
    от животных:

    А. Способность к общению
    Б. Способность к игре
    В. Способность к подражанию
    Г. Способность к сотрудничеству
    (совместному изготовлению и использованию
    орудий труда).

    1.Человеческое сознание включает в
    себя:

    А. Способности к рациональному мышлению
    Б. Осмысление бытия мира и себя в
    этом мире
    В. Инстинкты
    Г. Способности к эмоциональному
    отражению мира
    Д. Рефлексы нервной деятельности
    2. Интегративная природа человеческого
    сознания связана со следующими сферами:

    А. Перцептивная сфера
    Б. Когнивная сфера
    В. Эмоциональная сфера
    Г. Нравственная сфера
    Д. Правовая сфера
    Е. Волевая сфера
    Ж. Мнемоническая сфера (память)
    3.Мышление бывает …
    А. Образное
    Б. Понятийное
    В. Стихийное
    Г. Знаковое
    Д. Орудийное
    4. Психические проявления человека
    относящиеся к сфере сознательного
    (укажите правильное сочетание):

    А. Благородное намерение
    Б. Целенаправленное напоминание
    В. Панические действия
    Г. Точное понимание
    5. Психическое проявление, относящееся
    к сфере бессознательного, – это…

    А. Глубокая сосредоточенность
    Б. Целенаправленное припоминание
    В. Точное понимание
    Г. Творческое озарение
    6. Бессознательное в полной мере
    раскрывает себя как:

    А. Всё то, что, в принципе, не может быть
    осознанно человеком

    Б. Бездонный резервуар жизненной
    энергии индивида

    В. Ментальные основания человеческой
    психики

    Г. Психические явления, состояния и
    процесса, оказывающие влияние на
    поведение человека, но им не осознаваемые

    Д. Вытесненные из сознания желания,
    переживания и впечатления человека
    Главная задача эмперического познания:
    А. Выявление законов управляющих
    существованием и развитием предметов
    и явлений действительности.
    Б. Наблюдение и протоколирование
    (фиксирование в протокольных суждениях)
    происходящего. Наблюдение и протоколирование
    (фиксирование в протокольных суждениях)
    происходящего.
    В. Установление объективных истин.
    Г. Установление фактов.
    Индивидуальное познание связанно с…
    А. Эмпирическим опытом.
    Б. Наукой как социальным институтом.
    В. Составляет основу личного опыта
    человека.

    Г. Является выражением суммарного опыта
    человечества.
    Научное познание ориентируется на …
    А. Общее и закономерное.
    Б. Обычные знания.
    В. Теоретическое знание
    Г. На случайные явления.
    4. Что из перечисленного относиться к
    критериям научности?
    А. Общезначимость.
    Б. Рациональность.
    В. Системность
    Г. Проверяемость.
    Д. Приемлемость всеми.
    Е. Объективность.
    Ж. Нацеленность на выявление сущности,
    закономерных зависимостей и связей.
    5.Истина всегда конкретна – это значит,что она:
    А.Должна быть чувственна воспринимаемой.
    Б.Определяется в своём содержании
    специфическими
    условиями познания
    объекта
    В.Обусловливается в конечном итоге
    задачами и потребностями текущей
    политики.
    Г. Должна служить конкретному человеку,
    а не абстрактному коллективу.

    6.Научно мировоззрение- это:

    А. Тип мировоззрения, выражающийся верой
    в сверхъестественное
    Б. Тип мировоззрения, основанной на
    основе систематических знаний и
    общественной политике.

    1. Верно только А
    2. Верно только Б
    3. Верно А и Б.
    4. Оба суждения неверно.

    7. Интуиция-это

    А.Мистическое созерцания Божества.
    Б.Получение нового знания внелогическим
    путем, не осознаваемым самим человеком.

    В. То, что никак не может быть
    переведено на язык разума.
    Г. Получение нового знания во сне.
    8. Понятие-это
    А. Форма (вид) мысли, которая отражает
    общие и существенные признаки познаваемых
    предметов и явлений.

    Б. форма мысли, в которой устанавливается
    связи между отдельными понятиями и с
    помощью этой связи что-то либо отрицается,
    либо утверждается.

    В. Отражение отдельных свойств и
    качеств предметов окружающего мира,
    которые непосредственно воздействуют
    на органы чувств.

    Г. Процесс и результат получения
    новых суждений уже имеющихся согласно
    законам логического мышления.
    9. Выберите понятие, соответствующие
    данному определению: «Сфера человеческой
    деятельности, функцией которой является
    выработка и теоретическая систематизация
    объективных данных о действительности,
    а также результат этой деятельности»
    А. Наука
    Б. Философия
    В. Образование
    Г. Общественное сознание.
    10. Представление-это
    А. Чувственное отражение в виде образа
    предметов или явлений, сохраняющееся
    в сознании (памяти) после окончания
    непосредственного воздействия на органы
    чувств.
    Б. Отражение отдельных свойств и качеств
    предметов окружающего мира, которые
    непосредственного воздействуют на
    органы чувств.
    В. Отражение предметов и их свойств,
    непосредственного воздействующих на
    органы чувств в виде целостного образа
    форма (вид) мысли, которая отражает общие
    и существенные признаки познаваемых
    предметов, явлений
    Г. Формирование образа ранее
    воспринимаемого предмета или образа,
    созданного продуктивным воображением.

    В самом широком смысле общество
    представляет собой:
    А. Группу людей, выполняющих какую-либо
    деятельности.
    Б. Круг людей, объединённых общностью
    происхождения, а также одинаковыми или
    близкими потребностями и интересами
    В. Все населения страны, всех граждан
    государства.
    Г. Естественноисторическую форму
    (способ организации) жизнедеятельности
    людей.
    2. В отличие от традиционного современное
    общество…
    А. Стремится властвовать над природой,
    а не приспосабливаться к ней.
    Б. Рассматривает способность и
    готовность к изменением (новации) в
    качестве важнейшей социальной ценности.
    В.Находится под полным контролем
    государства и фактически совпадает с
    ним.
    Г. Убедительно демонстрирует возможность
    неограниченного промышленного и
    научно-технического роста или прогресса.

    Д. Характеризуется высокой социальной
    мобильностью

    Е. Конституционного закрепления
    свободы и права личности в качестве
    естественных или неотъемлемых.

    3.В патриархальной семье:
    А. главной целью является подготовкой
    детей к самостоятельной жизни.
    Б.Взрослые дети живут отдельно от
    родителей.
    В. Отношения между супругами строятся
    на взаимном уважении.
    Г. Отец семейства занимает главенствующие
    положение.

  5. kalagen Ответить

    – Во-вторых, связь практики с процессом познания состоит в том, что само познание объективного мира обусловлено потребностями общественной практики людей История науки, как и данные современного материализма, неопровержимо свидетельствуют о том, что все области человеческого знания возникли из практических потребностей общества Например, астрономия возникла практической н необходимости определять успешное мореплавания людей, геометрия была рождена потребностью измерения земельных площадей, физика – из необходимости знать строение и свойства материи с целью практического овладения силами природы Под влиянием практических потребностей и более глубокого познания явлений природы появились и возникают новые науки, новые разделы давно существующих наук (радиоэлектроника, квантовая физика, кибернетика биохимия, космонавтика и др.) не только естественные, но и общественные науки возникают и развиваются из потребностей практики.
    – В-третьих практика показывает человеку объект познания который выделяется из множества и разнообразия явлений окружающей действительности, познание которых становится исторической необходимостью Практика предоставляет познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и т теоретической обработке Практика формирует сам объект познавательной деятельности, определяет строение, содержание и направление его развитияку.
    – Кроме того, практика вооружает познания приборами, различным оборудованием и тем самым способствует успехам познания
    Итак, именно практика является исходным пунктом и основой всего познания
    Специфика научного познания
    Наука тесно связана с философией. Специфика научного познания в философии – это осознание и рассмотрение фактов по отношению к реальной картине мира. Философия была непременной спутницей науки в переломные моменты истории, остается не менее важной и на сегодняшний день.
    Специфика научного познания выражается несколькими факторами:
    1) Основная цель науки – выяснение объективных законов реальности, но это невозможно без ряда абстракций, поскольку именно абстрагирование дает возможность не ограничивать широту мышления для определения правдивости тех или иных умозаключений.
    2) Научное знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой, ибо без нее невозможно говорить о чем либо с определенной точностью. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.
    3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.
    4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.
    5) Научное познание совершается посредством использования как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.
    6) Любое знание должно быть строго доказуемо – это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязаны быть точной и обоснованной. Однако, в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.
    Научное познание – это прежде всего процесс, протекающий на эмпирическом и теоретическом уровнях, каждый из которых также имеет свою специфику. Несмотря на различия, оба уровня взаимосвязаны и граница между ними достаточно подвижна. Специфика научного познания каждого из этих уровней основана на применении экспериментов и приборов, либо теоретических законов и методов объяснения к каждому конкретному случаю. Поэтому говоря о практике, невозможно обойтись без теории.

  6. maksimko12345 Ответить

    Истина относительная и абсолютная.
    Конкретная истина.
    Объективная истина.
    Объективная истина – это такое содержание нашего знания, которое не зависит от нашего сознания.
    Оценивая знания, их значение для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности, объективному положению дел или являются ошибочными, ложными. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены для нас смысла. Индивиды, группы, классы могут какое-то время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако если ошибочные взгляды и выступают «организующей формой человеческого опыта», они не приобретают от этого истинности и приводят к отрицательным результатам.
    Конкретная истина. Всякая объективная истина конкретна. Конкретное – это действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений и т.д. конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. изолированное, отдельное, изолированное, отвлеченное.
    Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Конкретная истина – это знание, полученное на основе изучения ограниченной области бесконечного мира, это знание конкретного предмета в конкретных условиях. Истина всегда конкретна, т.к. это знание конкретного предмета и она всегда ограничена конкретной исторической эпохой.
    Относительная истина – это неполное, ограниченное знание о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к определенным условиям, месту и времени.
    Всякое знание в силу своей конкретности всегда относительно.
    Абсолютная истина – это полное и точное знание предмета, это знание о бесконечном мире в целом, во всем его бесконечном богатстве и многообразии.
    Абсолютная истина складывается из относительных, но сумма относительных истин бесконечна, следовательно, абсолютная истина недостижима. Человек постоянно приближается к абсолютной истине, но никогда не достигнет ее, потому что мир постоянно меняется. Знание абсолютной истины остановило бы процесс познания.
    Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение, находясь на земле, приводило к ложному выводу. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания. Коперник утверждал, что центром планетарной системы является солнце. Здесь уже доля объективного содержания больше, но далеко не все соответствовало объективной реальности. Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг солнца не по окружностям, а по эллипсам. Это было еще более истинным, более верным знанием. Из данных примеров ясно, что объективная истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает.

  7. inecsas Ответить

    Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т. д., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. Верное отражение одного из моментов реальности может стать своей противоположностью – заблуждением, если не учитывать определенных условий места, времени в роли отражаемого в составе целого. Например, отдельный орган невозможно осмыслить вне целого организма, человека – вне общества. Суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет об обычной воде и нормальном давлении. Это положение утратит истинность, если взять так называемую тяжелую воду и изменить давление.
    Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными способностями, имеет свой уникальный «контекст жизни». В силу этого наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Истинны ли, к примеру, принципы классической механики? Да, истинны применительно к макротелам и сравнительно небольшим скоростям движения. За этими пределами они перестают быть истинными.
    Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак несовместимо с догматизмом. Особенную важность конкретно исторический подход приобретает при анализе процесса общественного развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет свою специфику в различных странах.

  8. warllok3 Ответить

    Еще во времена античности возникла трактовка истины как соответствия знания вещам, объектам.
    Истина — это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Иными словами, истина представляет собой соответствующее действительности содержание наших знаний о ней.
    Истина заключает в себе определенный итог процесса познания. Однако этот итог не законченный, не окончательный, а в каждом конкретном случае — промежуточный. Истина — процессуальна, то есть она заключает в себе процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности.
    Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной [2].
    Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной [3].
    Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания [2].
    Абсолютная истина, напротив, концентрирует в себе то в наших знаниях, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого, непреходящего знания в общем объеме относительного знания. А так называемые «вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, аккумулирующими в себе твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты [2].
    Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, то есть неполными, приблизительными. Однако это не означает, что в ходе постижения действительности получаемые нами знания лишь обнаруживают свою относительность: новые стадии в развитии познавательного процесса прибавляют и новые крупицы абсолютной истины. В целом, вырабатывая относительные истины, познание в ходе их суммирования пополняет и багаж абсолютной истины, приближая нас ко все более полному и всестороннему знанию о действительности [2].
    Относительные истины — это истины, нуждающиеся в уточнении пределов и условий их действия, в дополнении, углублении, конкретизации, словом, в дальнейшем развитии. Попытки признавать существование одних относительных истин получили название релятивизм (от лат. relations — относительный). Представители релятивизма рассматривают познание как относительное, условное, субъективное. Такая позиция весьма ярко выражена уже во взглядах древнегреческих софистов.
    Стремление оперировать одними абсолютными истинами вобрал в себя догматизм (от греч. dogma — мнение, учение, постановление). Догматизм представляет собой некритический односторонний, антиисторический тип мышления. Он не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений.
    Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по-своему содержанию и субъективна по форме выражения. Недаром же научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическое выражение. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества [2].
    Истину характеризует такое свойство, как ее конкретность. В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая истина как положение о том, что «сумма внутренних углов треугольника равна 180°» истинно лишь для Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.
    В последние годы стал подниматься вопрос о том, «существуют ли абстрактные истины?» В связи с этим приведенный тезис Гегеля стал ставиться под сомнение. Дело в том, что главная цель познания — именно конкретные (всесторонние, системные, целостные), а не абстрактные, т. е. односторонние, фрагментарные знания. Поэтому конкретность истины как «единства многообразного» достигается путем восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. от абстрактных (односторонних) истин к истине, синтезирующей различные определения, охватывающей многообразие условий, т. е. к конкретной истине. В этом смысле понятие «абстрактная истина» имеет право на существование, но при одном условии — как момент, сторона развития познания к его основной цели — «единству многообразного», конкретно-всеобщему, закону, а следовательно, к конкретной истине [3].

  9. dwm102 Ответить

    В учении об истине важным является вопрос о ее критериях. Это вопрос о том, каким образом можно отделить истину от заблуждения. В истории философской мысли выдвигались различные критерии истинного знания.
    Французский математик, физик и философ Ж. Пуанкаре стал основоположником конвенционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности. Русские махисты в качестве критерия истины выдвигали общезначимость. Так, А.А. Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут. Однако общезначимость истины вовсе не исключает ситуаций, когда один прав, а большинство не право.
    В прагматизме критерием истины считается то, что является выгодным, полезным. Безусловно, практически полезное знание, тем более, если оно приносит успех, можно истолковать как истинное. Однако подобная трактовка истинности чревата парадоксальными результатами. В марксистской философии критерием истины признается практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой могут претендовать на знания объективной истины. Практика носит исторический характер, она постоянно развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент полностью подтвердить те или иные выводы, полученные в процессе познания.
    Критерий истины (греч. мерило для оценки ч.-л.) – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. н. К. и. является общественная практика {Теория и практика). Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Напр., те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку нек-рых исходных положений той или иной теории, к-рые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, нек-рые их положения заменяются новыми (Абсолютная и относительная истина). Это связано с тем, что сама общественная практика, а следовательно, и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Практика как К. и. впервые в теорию познания включена марксизмом. Совр. буржуазная философия не признает практики как К. и. или дает его извращенное толкование (напр., прагматизм).

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *