К нормативному акту не относится такой признак как?

9 ответов на вопрос “К нормативному акту не относится такой признак как?”

  1. Mr.Meep Ответить

    Нормативно-правовые акты — это акты,
    устанавливающие нормы права,
    вводящие их в действие,
    изменяющие либо
    отменяющие их.
    НПА являются основным источником современного права, в том числе российского. Это объясняется целым рядом преимуществ нормативных актов перед другими источниками права.
    Во-первых, нормативный акт может быть оперативно издан либо изменен в любой своей части, что позволяет оперативно реагировать на социальные потребности, изменения в общественных отношениях.
    Во-вторых, нормативные акты, как правило, систематизированы в той или иной форме, что позволяет пользователю достаточно быстро найти то или иное правовое предписание.
    В-третьих, нормативные акты в отличие от правовых обычаев имеют документально-письменную форму, что облегчает их однозначное толкование и применение.
    К признакам нормативно-правовых актов относятся следующие:
    1. имеют государственный характер. Данный признак выражается в том, что НПА выражают волю государства, а также обеспечиваются в случае своего неисполнения государственным принуждением.
    2. издаются лишь специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать НПА лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов. В последнее время данный признак считается спорным, так как значительное число НПА издаются сейчас не государственными органами, а органами местного самоуправления.
    3. издаются в ходе установленных законодательством процедур, которые называются правотворческими процедурами.
    4. имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие нормативного акта, т. е. его распространение на те или иные общественные отношения, действие в пространстве, действие во времени, действие по кругу лиц.
    5. имеют нормативный характер, т. е. содержат в себе, вводят в действие, изменяют или отменяют правовые нормы. В то же время не все положения нормативного акта обязательно будут носить нормативный характер, например, не имеет такого характера преамбула. Кроме того, нормативный акт может содержать ненормативные предписания, в частности, поручения конкретным органам и должностным лицам.
    Нормативные акты следует отличать от актов применения права, например, судебных решений и приговоров.
    Отличия нормативных и правоприменительных актов сводятся к следующему:
    1) Нормативные акты содержат в себе оригинальные нормы права, а правоприменительные — не содержат.
    2) Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Круг правотворческих органов гораздо уже, нежели правоприменительных.
    3) Различны наименования и структура нормативных актов и актов применения права.
    4) Нормативные акты направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретным лицам.
    5) Нормативные акты не исчерпываются своим однократным исполнением, как это имеет место в отношении актов применения права, а действуют постоянно до своей официальной отмены.
    НПА делятся на две большие группы:
    законы и
    подзаконные акты.
    В федеративных государствах также различают
    акты федерации и
    акты субъектов федерации.

  2. Ironskin Ответить

    Приложение 1
    В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
    Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
    Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
    Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
    Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
    Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
    Рассмотрим названные группы более подробно.

    1. Официальная правовая информация

    Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

    1.1. Нормативная правовая информация

    Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
    Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
    В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
    Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
    Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
    1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
    2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
    Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
    Норма права касается:
    а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
    б) круга должностных лиц;
    в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
    г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
    д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
    Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
    Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
    В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
    Законы
    Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
    Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
    Законы РФ принимаются в виде:
    – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
    – федеральных конституционных законов;
    – федеральных законов (в том числе кодексов).
    Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
    К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
    Подзаконные акты
    Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
    Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
    Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
    Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
    Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
    Международные договоры
    Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
    В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
    Внутригосударственные договоры
    Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

    1.2. Иная официальная правовая информация

    К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
    – ненормативные акты общего характера;
    – акты официального разъяснения;
    – правоприменительные акты.
    Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
    Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
    Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

    1.3. Формы правовых актов

    Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
    НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.
    Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
    Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
    Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

    2. Информация индивидуально – правового характера,
    имеющая юридическое значение

    Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.
    Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
    – договоры (сделки);
    – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
    Общие черты этих актов:
    – носят индивидуально – правовой характер;
    – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
    Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

    3. Неофициальная правовая информация

    Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
    – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
    – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
    – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
    – образцы деловых бумаг;
    – комментарии законодательства;
    – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
    Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

  3. Niga_TV Ответить

    РЕШЕНИЕ
    ВАС РФ ОТ 29.03.2012 N ВАС-16112/11 “О ПРИЗНАНИИ
    НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПИСЬМА ФАС РОССИИ ОТ 23.05.2011 N ИА/19713 “О
    РАЗЪЯСНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ “О
    РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ
    УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД” ПО ВОПРОСУ
    РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА “ПОД КЛЮЧ”
    Рассматриваемым
    Решением ВАС РФ от 29.03.2012 N ВАС-16112/11 (далее – Решение
    N ВАС-16112/11) было признано недействующим Письмо ФАС России от
    23.05.2011 N ИА/19713 “О разъяснении Федерального закона от
    21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров,
    выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
    нужд” по вопросу размещения заказа на строительство объекта “под
    ключ” (далее – Письмо N ИА/19713).
    Данный
    правовой акт оспаривался, как не соответствующий Федеральному закону
    от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров,
    выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
    нужд” (далее – Закон о размещении заказов) и Указу Президента РФ
    от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу
    актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской
    Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
    исполнительной власти” (далее – Указ Президента РФ N 763).
    По
    мнению заявителя, Письмо N ИА/19713 является нормативным правовым
    актом, поскольку содержит в себе нормативные положения. Однако данное
    Письмо не было официально опубликовано, что противоречит Указу
    Президента РФ N 763, а содержание Письма N ИА/19713 противоречит
    положениям Закона о размещении заказов.
    Перечень
    нормативных актов, которые может принимать ФАС России, установлен в
    п. 5.2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного
    Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331. Среди этого
    списка нормативных актов такой вид документов, как письмо, не указан.
    В
    то же время согласно п. 6.3 названного Положения ФАС России вправе
    давать разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
    В
    соответствии с п. 6.8 этого документа ФАС России имеет право издавать
    индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции
    антимонопольной службы вопросам, в том числе приказы, определения,
    постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным
    законодательством, законодательством о естественных монополиях и
    законодательством о рекламе.
    В
    связи с этим перед Высшим Арбитражным Судом РФ встал вопрос:
    какие признаки могут свидетельствовать о нормативном характере Письма
    ФАС России?
    Признаки
    нормативного правового акта в практике судов общей юрисдикции
    Согласно
    п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов
    относится рассмотрение споров об оспаривании нормативных правовых
    актов, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров,
    выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
    нужд.
    В
    судебной практике ранее уже встречались дела, связанные с
    определением признаков нормативности правового акта, а также
    разъяснения высших судебных инстанций по этому вопросу.
    В
    то же время признаки, определяющие нормативный правовой акт,
    Верховный Суд РФ приводил в п. 9 Постановления Пленума от 29.11.2007
    N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании
    нормативных правовых актов полностью или в части”, где
    перечислялись:

    издание акта в установленном порядке управомоченным органом
    государственной власти, органом местного самоуправления или
    должностным лицом;

    наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для
    неопределенного круга лиц и рассчитанных на неоднократное применение,
    направленных на урегулирование общественных отношений либо на
    изменение или прекращение существующих правоотношений.
    В
    п. 1 раздела “Судебная практика по административным делам”
    Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2011
    года, утвержденного Президиумом ВС РФ 14.03.2012 (далее – Обзор)
    указывается, что правовой акт, затрагивающий интересы неограниченного
    круга лиц, может быть оспорен как нормативный правовой акт.
    В
    рассматриваемом в этом пункте Обзора примере речь шла о положении,
    содержащемся в Распоряжении Департамента здравоохранения г. Москвы от
    14.04.2006 N 260-р “О внедрении форм документов для правового
    обеспечения лечебно-диагностического процесса в подведомственных
    лечебно-профилактических учреждениях”. В данном положении
    предусматривалось, что пациент “уполномочивает врачей выполнить
    любую процедуру или дополнительное вмешательство, которое может
    потребоваться в целях лечения, а также в связи с возникновением
    непредвиденных ситуаций”.
    Указанная
    фраза согласно названному Распоряжению должна была включаться в текст
    формы заявления о согласии с общим планом обследования и лечения.
    Верховный Суд РФ разъяснил, что эти документы предоставляются для
    подписания каждому пациенту лечебно-профилактических учреждений
    Департамента здравоохранения г. Москвы. Соответственно, данное
    положение распространяется на неограниченное и неопределенное
    количество лиц. Таким образом, эта норма создает правило поведения
    для пациентов лечебных учреждений, то есть является нормативным
    правовым актом.
    Этот
    вывод Верховного Суда РФ основан на материалах Определения N
    5-Г11-156.
    Положения
    оспариваемого правого акта
    В
    Письме N ИА/19713 установлено, что при осуществлении строительства
    объекта “под ключ” заказчик вправе предусмотреть в
    документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования,
    неразрывно связанного с объектом строительства. Этому оборудованию в
    Письме было дано определение: под ним понимается такое оборудование,
    “поставка и установка которого невозможна впоследствии без
    изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта
    строительства”.
    В
    случае включения в один предмет торгов строительных работ и
    оборудования, не связанного с объектом строительства, в Письме N
    ИА/19713 была предусмотрена ответственность в виде выдачи предписания
    об аннулировании результатов торгов, так как такие действия заказчика
    приводят к необоснованному ограничению количества участников
    размещения заказов.
    Следует
    отметить, что некоторые арбитражные суды придерживались иной позиции
    по этому вопросу. В судебной практике указывалось, что предметом
    конкурса может быть не только оборудование, неразрывно связанное со
    строительством здания, но и оборудование, необходимое для его
    эксплуатации по целевому назначению, например, мебель и учебные
    тренажеры для учебных заведений (см., к примеру, Постановление ФАС
    Северо-Западного округа от 25.03.2011 по делу N А56-39119/2010) или
    медицинское оборудование для стационаров (см., например,
    Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 по делу N
    А33-4323/2011).
    Также
    нужно отметить, что Письмо N ИА/19713 применялось арбитражными судами
    при рассмотрении споров по поводу торгов, предметом которых является
    строительство объекта “под ключ” (Постановления Третьего
    арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 по делу N
    А33-7507/2011, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от
    28.02.2012 N 18АП-861/2012 по делу N А47-10037/2011).
    Позиция
    Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации
    В
    Решении N ВАС-16112/11 указывается, что оспариваемый правовой акт
    является нормативным, и его следует признать недействующим, поскольку
    Письмо N ИА/19713 противоречит положениям Закона о размещении
    заказов, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите
    конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), а также Указу
    Президента РФ N 763.
    ВАС
    РФ отметил, что действующее законодательство не содержит
    положений, определяющих компетенцию ФАС России по разъяснению
    законодательства о размещении заказов.
    Письмо
    N ИА/19713 было признано нормативным правовым актом, исходя из
    следующих критериев, которые были указаны в Решении N ВАС-16112/11.
    Согласно данному Решению нормативный характер правового акта
    определяется:

    в зависимости от конкретного содержания этого акта;

    в зависимости от характера правоотношений, по поводу которых возник
    спор, в том числе от того, затрагивает ли он права и законные
    интересы неопределенного круга лиц.
    Вместе
    с тем не должны оцениваться форма такого правового акта, содержание и
    другие условия, например, государственная регистрация, опубликование
    в официальном издании.
    Из
    этого можно заключить, что ВАС РФ не относит формальные
    признаки нормативного акта к числу первостепенных, определяющих его
    сущность. В данной ситуации эти признаки не могли указывать на
    нормативный характер такого акта, поскольку он не прошел
    государственную регистрацию в Минюсте России, а его название не
    установлено среди нормативных правовых актов, которые уполномочена
    принимать ФАС России.
    Аналогичный
    подход при определении наличия нормативности другого письма ФАС
    России уже был отражен в Решении ВАС РФ от 29.12.2010 N
    ВАС-13888/10, в котором указывалось, что отсутствие регистрации
    правового акта в Минюсте России, официального опубликования, а также
    издание данного акта в форме письма само по себе не свидетельствует о
    том, что этот документ не является нормативным правовым актом.
    В
    рассматриваемом Решении N ВАС-16112/11 указывалось: “То
    обстоятельство, что оспариваемое письмо не проходило регистрацию в
    Министерстве юстиции Российской Федерации, не влияет на оценку
    нормативности содержащихся в нем положений, поскольку касается лишь
    порядка его принятия и обнародования”.
    ВАС
    РФ установил, что Письмо N ИА/19713 является нормативным правовым
    актом, так как оно направлено на регулирование прав и законных
    интересов неопределенного круга лиц. Этот вывод был сделан исходя из
    того, что названное Письмо содержит имеющие правовые последствия
    определения, которые рассчитаны на многократное применение. Так, при
    наступлении определенных юридических фактов может быть выдано
    предписание об аннулировании торгов.
    Данные
    нормативные положения существенно ограничивают нормы Закона о защите
    конкуренции и Закона о размещении заказов, касающиеся последствий
    нарушения организации торгов. В связи с этим Письмо N ИА/19713 было
    признано недействующим.
    Также
    в Решении N ВАС-16112/11 отмечается, что “поскольку оспариваемый
    акт содержит положения нормативного характера и рассчитан на
    многократное применение, отсутствие его регистрации и официального
    опубликования противоречит Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763”.
    Таким
    образом, ВАС РФ в данном деле при определении правовой природы
    рассматриваемого акта указал на необходимость установления сущности
    регулируемых им правоотношений, а не формальных признаков, по которым
    можно судить о нормативной или ненормативной природе правового акта.
    Отметим,
    что ранее судьи ВАС РФ в некоторых случаях придерживались
    более консервативного подхода к определению понятия нормативного
    правового акта, указывая, что отсутствие его регистрации в Минюсте
    России, а также необходимого официального опубликования препятствует
    признанию данного правового акта нормативным (Определение ВАС РФ
    от 12.02.2009 N 59/09 по делу N 12604/08).

  4. Dorg Ответить

    С учетом сказанного отметим, что опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение. С ним связано действие нормативных правовых актов. Процедура этой деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Благодаря ее точному исполнению нормативный правовой акт получает государственный официальный характер.
    3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре.
    Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.
    4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативного правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. Нормативные правовые акты содержат правовые нормы, т.е. правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида”.
    5) Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
    Что касается типичности как проявления нормативности, отметим следующее. Ответственность законодателя состоит в том, чтобы верно установить те общественные отношения, которые возникли в общественной практике, и их дальнейшее функционирование без юридического механизма затруднительно или невозможно. Так возникает большинство законов. Например, компьютерная техника в своем развитии входит во взаимодействие с человеческим обществом. Законодатель, реагируя на это взаимодействие, создает акты, направленные на регулирование отношений по поводу технических и виртуальных объектов.
    Труднее задача законодателя в случае проектирования им тех отношений, которые в реальной жизнь пока отсутствуют, но с необходимостью возникнут. Так, например, создаются законы об органах власти и должностных лицах, о порядке их формирования, компетенции. Особенность публичных отношений в том, что возникнуть в жизни без правовых норм они не могут, т.к. их субъекты не создаются явочно, а действовать должны компетентно. Возможно, особенностями их перспективной типичности предопределяется уязвимость таких законов. Они создаются путем проб, дальнейшего корректирования, отмены неудачных решений.
    Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.
    6) Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Юридической техники понимается как, “средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания”. Действительно особая природа и предназначение нормативных правовых актов требуют четкого установления формы документа, требований к языку и стилю изложения. Относительно языка нормативных правовых актов Г.Ф. Шершеневич отмечал, что “законодатель стремится дать предельно ясное и четкое, словесное выражение каждой правовой нормы, чтобы наиболее полно, определенно и вместе с тем просто и доступно передать ее содержание, обеспечить единообразное понимание и исполнение правовых норм” [10].
    Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.
    7) Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы. Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что “признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке” [10]. Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: “Если в конституционных государствах, – пишет ученый, – граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха” [10].
    Значение процедурных вопросов исключительно велико, что подчеркивается возможностью отмены нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился предметом рассмотрения высших судебных инстанций.
    8) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РК создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.
    9) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.
    Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т.к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
    С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативного правового акта:
    1) волевое содержание;
    2) официальный характер;
    3) входит в единую систему;
    4) всеобщий характер;
    5) нормативность;
    6) документарная природа;
    7) принимается в специальной процедуре;
    8) издается управомоченными органами и лицами;
    9) регулирует общественные отношения.
    Таким образом, понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Сохраняются основополагающие признаки этого феномена, такие как его связь с органами государственной власти, поддержка принудительной силой государства. Тем не менее, основания для удовлетворения современным состоянием нормативных правовых актов нет. Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что граждане, организации не видят в актах государства абсолютной истины. Как только политический режим допустил саму мысль об отсутствии священного происхождения и незыблемости актов государства, их система стала сыпаться под настойчивыми ударами заявителей в суде. Пиетет, как необходимая составляющая силы государства, практически исчез. Его место занимает желание любыми способами защитить свой интерес, даже если это борьба против государства и его актов. Все это явно свидетельствует о том, что нужны новые подходы к доктрине нормативных актов. Существует острая потребность придания ей юридической силы. Не случайно мы столь большое внимание уделяли социологическим школам в части их взглядов на авторитет Законодателя. Убежденность граждан в их сопричастности к деятельности государства, растворение воли всех в воле государственных предписаний, согласие с ограничениями, вера в обоснованность запретов – все это сделает авторитет нормативного правового акта действительным. Есть другие формы права, которые все это имеют в силу своего происхождения и сущности. Именно об этом должен помнить независимый и неприкосновенный Законодатель.

  5. PAYPONE Ответить

    Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, впервые было установлено 29 ноября 1990 года Заключением Комитета Конституционного надзора СССР № 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». В соответствии с Заключением официальное опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов.
    3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Н.М. Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности»[13]. По мнению С.С. Алексева, «собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре»[7]. Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования[15]. Благодаря иерархичности может проводится идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.
    Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.
    4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативно – правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение[13]. По мнению А.Ф. Шебанова, нормативно – правовые акты содержат «правовые нормы, т.е… правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида»[17].
    Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер акта, по мнению Верховного Суда РФ, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение[12].
    Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
    Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.
    5) Для характеристики нормативно – правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Еще в 1973 году С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, под которой он понимает «средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания»[7].
    Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам[9].
    Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).
    6) Для проникновения в сущность нормативно – правового акта важны процедурные вопросы. Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что «признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке»[18]. Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: «Если в конституционных государствах, – пишет ученый, – граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха»[18].
    Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества»[2]. К сожалению, в законах эти основополагающие тезисы дальнейшего развития пока не получили. Попытки принятия процедурного документа в виде закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» не дали результата. Цель данного законопроекта в установлении процессуальных правил, тогда как закон «О нормативных правовых актах в РФ» выполнял бы роль материального акта. Эта идея пока не получила своего завершения, в силу чего сохранился порядок регламентного регулирования внутренними актами палат Федерального Собрания.
    7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.
    Компетенция правотворческих органов может носить всеобщее значение, а может относиться к отдельным стадиям принятия нормативного правового акта. Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что «исходя из общего принципа правотворчества, дозволяющего на стадии принятия акта действия лишь строго в пределах специальной компетенции участников процесса, предоставление (делегирование) права подписания нормативных актов этими участниками другим лицам недопустимо, если иное прямо не предусмотрено юридическим актом не ниже уровня, на котором определена специальная компетенция».
    8) Нормативно – правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.
    Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
    С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативно – правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

  6. Anarim Ответить

    Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.
    Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).
    Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
    Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.
    Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.
    Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.
    В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.
    В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

    Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации
    По своей значимости федеральные законы делятся на группы:
    1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;
    2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
    Разновидность текущих законов – кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.
    Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».
    Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.
    Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
    Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации – законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.
    Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.
    Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.
    Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.
    Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).
    Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

    Понятие нормативно-правовых актов

    Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
    Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).
    Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.
    Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.
    Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
    Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
    Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
    Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.
    Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.
    Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

    Виды нормативно-правовых актов

  7. HONET Ответить

    Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
    Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
    Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
    – имеет письменную форму;
    – имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, – наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);
    – обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа;
    – имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
    – имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений);
    – действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
    – охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
    – входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
    – содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован.
    По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
    Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
    Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них.
    В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме.
    В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные; нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.
    В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

  8. Kaziktilar Ответить

    Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
    – имеет письменную форму;
    – имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, –наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);
    – обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа. “Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность” [6, с.14].
    – имеет внутреннюю структуру –разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
    – имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений). “Это достигается с помощью разных способов – путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов” [6, с.15].
    – действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
    – охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
    – входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
    – содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован. “Игнорирование правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления “баланса актов” и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам – с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией” [6, с.15].
    – подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *