Как научить ребенка дружить с другими детьми?

22 ответов на вопрос “Как научить ребенка дружить с другими детьми?”

  1. alkobas Ответить

    Ребенок, умеющий дружить и общаться, легче адаптируется в коллективе. Ему проще учиться, и развивать свои способности. Кажется, что дружеские отношения у детей начинаются самопроизвольно.
    Вот подошли друг к другу, спросили имя и предложили поиграть. Но это видимость. Дружбе, как и правилам общения со старшими нужно учить.

    Возрастные особенности детской дружбы

    До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.
    Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.
    Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.

     Дошкольники

    Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.
    Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает.  Большую роль играет и личная симпатия.

    Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:
    любимые совместные игры;
    на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
    общее увеличение, например, игрушками одной серии.
    Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу.

    Школьные годы

    Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.
    В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

    При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения. При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку. И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание.
    Лучший способ, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками – придумывать необычные развлечения и занятия.

    Подростковый возраст

    В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.

    Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры. Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других.
    В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.
    Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

    Как научить дружить

    Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас. Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность.
    Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.
    Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.
    Вместе дайте ей определение, например:
    комфортно молчать вместе;
    помощь придет в трудную минуту;
    тебя ценят вместе с недостатками;
    тебе скажут правду, пусть и горькую;
    тебя прощают.
    Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.
    Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.

    Тонкости общения со сверстниками

    Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.
    Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.
    Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.
    Чем старше становится ребенок, тем больше свободы в коммуникации вы ему даете. Тем больше ответственности он несет.

    Что делать в конфликтной ситуации

    Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.
    Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями.  Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
    Объясните, что каждый имеет право на:
    выражение эмоций;
    уважение;
    отстаивание своих права, но без агрессии.
    Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.
    Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.

    В чем польза разновозрастного общения

    Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.

    Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.
    Это благотворно сказывается на их развитии. У детей в таких коллективах повышается чувство ответственности.

    Личный пример

    Детям, чьи родители приглашают в друзей в гости, ходят на совместные прогулки, проще заводить друзей.  В «закрытых» семьях растут более замкнутые дети.
    Когда общаетесь с друзьями при детях, следите за своим поведением. Хотя с близкими людьми это нужно делать всегда. Не давайте своим друзьям оценки в присутствии детей. Все взрослые разговоры и разногласия должны быть за закрытыми дверями.
    Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.

    Как помочь замкнутому ребенку

    Не все дети общительны и с легкостью идут на контакт. Стеснительному ребенку или интроверту новые знакомства даются с трудом.
    Психологи советуют родителям замкнутых детей:
    Принять характер ребенка и не давить на него, заставляя дружить.
    Учите ребенка общаться.
    Поощряйте самостоятельность.
    Повышайте самооценку ребенка, учите его верить в себя.
    Для замкнутых деток важно бывать в коллективе, общаться со сверстниками. Совместные игры отлично тренируют коммуникацию. Ребенок перестает стесняться, становится увереннее.

    Итог

    Будьте и сами другом для ребенка, уважайте его, это поможет научить его общаться со сверстниками. Родительское уважение станет фундаментом для крепкой дружбы ребенка, в которой он не будет ведомым.
    Дружба делает жизнь светлее и приятней. Но ей, как и многому другому, нужно учиться. Только вы можете помочь ребенку сделать это.

  2. sego3 Ответить


    Для начала присмотритесь к собственному ребенку. Подвижные и
    активные детки сами всегда стремятся завести знакомство, любят быть в центре
    внимания и участвовать в коллективных играх. Дети, которые обладают
    флегматичным типом темперамента, вполне комфортно чувствуют себя в одиночестве.
    Другое дело, когда Вы видите, что ребенок хочет поиграть с
    другими детками, но по каким-то причинам сделать этого не может. Задача
    родителей научить его знакомиться, общаться и играть вместе с ними. Простые
    беседы о дружбе тут вряд ли помогут, гораздо эффективнее петь вместе песни о
    дружбе, смотреть мультики, читать и обсуждать книги, рассказывать ребенку о
    собственных друзьях. Личный пример – это, пожалуй, самый эффективный способ из
    всех, чтобы показать и объяснить ребенку, как лучше себя вести в той или иной
    ситуации.
    Задайте себе вопросы о том много ли у Вашей семьи друзей, часто ли Вы ходите в гости и приглашаете кого-то к себе. Ребенок чаще всего наследует ту модель поведения, которая свойственна в семье.
    Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того, чтобы помочь ребенку познакомиться с другими детьми, помогите ему: расскажите, как можно обращаться к мальчику или девочке. Например: «Привет. Меня зовут Саша. А тебя? Давай поиграем!». Можно прорепетировать дома с игрушками. Родители также могут сами организовать совместную игру, а потом оставить детей играть самостоятельно. Любые коллективные игры помогут снять ребенку напряжение и найти новых друзей: прятки, догонялки, игры с песком и т.д.
    Чем шире у ребенка круг общения, тем больше возможностей
    завести друзей. Секции, кружки, школы раннего развития, соседи по лестничной
    клетке, дети Ваших друзей. Приглашайте к себе в гости других детей, готовьтесь
    к их приходу. Подберите подходящие игры, подготовьте сладкий стол, можно
    приготовить небольшие подарочки. Заодно и научите своих детей этикету и
    правилам приема гостей. Так же и в тех случаях, когда Вы идете в гости к
    кому-то можно прихватить небольшой сюрприз для друга: нарисовать картинку, сделать
    поделку, испечь печенье и т.д. Сами интересуйтесь тем, как дела у друзей Вашего
    ребенка, вместе переживайте, или радуйтесь за успехи друзей своего малыша.
    Учите ребенка, что присоединяться к группе уже играющих ребят нужно, дождавшись паузы, а затем, обратившись к кому-нибудь за разрешением присоединиться.
    Помимо того, что ребенка нужно научить дружить, просто
    необходимо научить его без обид реагировать на отказы. Отказы – это не повод
    для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую
    компанию детей. Обязательно похвалите ребенка за его старания и попытки
    познакомиться с кем-то или включиться в игру, не зависимо от результата.
    Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой возникают конфликты. Здесь тоже нужно объяснять ребенку, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что детки просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры чаще всего заканчиваются слезами и дракой, то и поощрять такие отношения не нужно.
    Теперь поговорим о втором вопросе. Как научить ребенка защищаться. Этот вопрос волнует и мам и пап, но пап, особенно мальчиков, больше. Опять же вернемся к личному примеру. Это фраза уже наверняка набила оскомину, но, все же, она очень действенна. С рождения любимого чада, мы стараемся дать ребенку все самое лучшее, научить его всему самому необходимому, в том числе и искусству общения.
    Если Ваш ребенок еще мал и не может выстраивать полноценные фразы, и Вы видите, что ему нужна помощь, то эту помощь должны оказывать ВЫ. Отняли игрушку – не беда. Можно попросить ее обратно, поменявшись на другую. Толкнули/ударили – утешьте своего ребенка, отведите подальше от драчуна.
    Вообще не стоит раздувать из мухи слона. Чаще всего на обидах своего ребенка «застревают» именно взрослые. Прежде, чем научить ребенка яро отстаивать свои интересы, задайте себе несколько вопросов: «Как ребенок относится к данной ситуации?», «Действительно ли он чувствует себя обиженным, униженным и несчастным?», «Как к этой ситуации отношусь я?», «Может это мои амбиции или давние обиды, которые вспомнились сейчас?». В большинстве случаев ребенок быстро забывает или вообще не замечает несправедливого отношения, на котором заострил внимание его родитель. Толкнули, не приняли в игру, подразнили. Ничего страшного. Через пару минут ребенок сам уже найдет новую компанию, и примет самое активное участие в уже новой игре. Детские обиды неустойчивы и быстро забываются. Вчерашние враги, сегодня становятся лучшими друзьями.
    Конечно, ребенка нужно учить и защищаться. Опять же во всем нужна мера. Не нужно быть склочниками, которые по любому поводу начинают качать права. Также как и нельзя называть своего ребенка трусом и хлюпиком.
    Объясните ребенку, что СВОИМИ игрушками он может распоряжаться САМОСТОЯТЕЛЬНО. Он САМ может решать, готов ли он поделиться с кем-то, примет ли в свою игру, хочет ли поменяться и т.д. И если у него отбирают какие-то вещи, то он вправе показать другому человеку, что его такое положение дел не устраивает. Для начала, нужно выразить свое недовольство словами: «Мне не нравится, когда мои игрушки берут без разрешения. Если ты хочешь поиграть ими, нужно спросить меня, можно их взять или нет» или «Я не разрешаю брать мои игрушки без спроса». Если слова не помогают, то можно научить ребенка, прибегать к методу «изоляции». Например, организовать игру нескольких детей, а обидчика не брать в круг. Навряд ли кому-то понравится быть изгоем.
    Вообще родители дошкольников больше всего озабочены самообороной своих чад, и всячески пытаются научить их отстаивать свои права. Хотя именно дошкольника больше всего нуждаются в поддержке взрослых, и ждут от них помощи. Они еще морально и физически не готовы оказывать физическое воздействие и защищаться от обидчиков.
    Пускать в ход кулаки – последнее дело. Но иногда и это делать нужно. И только деткам школьного возраста. Именно они находятся без присмотра взрослых, и порой вынуждены сами за себя постоять, либо защитить более слабого товарища. Но и здесь тоже все должно быть оговорено. Например, первым начинать драку нельзя. По лицу и животу тоже бить нельзя. Лучше, если ребенок будет заниматься спортом. Там он научится контролировать свои эмоции, станет более терпимым, заведет друзей-единомышленников. Ну и, в случае необходимости, сможет за себя постоять.
    Хочется сказать, чтобы родители были мудрыми и не торопили своих детей взрослеть. Будьте рядом с ними и защищайте их, когда они еще ходят в детский сад и нуждаются в Вас, и отпустите своих детей, предоставляя возможность самим разобраться в конфликтах, когда они уже более самостоятельные и могут постоять за себя.
    Вся представленная на сайте информация приведена в справочных целях.
    При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

  3. midway83 Ответить

    Пришла осень. После летнего отдыха вам снова нужно возвращаться на работу.
    Но ведь сентябрь – это еще и начало нового учебного года для вашего ребенка, возможно, его первого учебного года.
    Как помочь ему найти общий язык с другими детьми в школе и подружится с ними, особенно если он от природы робкий и стеснительный?
    Все дети – разные
    Есть дети, которые чувствуют себя в своей тарелке везде, они легко и быстро могут подружиться с кем угодно. Но есть и такие, которым с детства нелегко удается устанавливать контакты. Ваш малыш – из их числа?
    Тогда сейчас самое время помочь вашему ребенку начать решать проблемы общения. Уж это-то ему в жизни точно пригодится.
    Скорее всего, такая проблема обусловлена психологическими причинами. Что это могут быть за причины?
    Гиперопека
    Часто такая ситуация складывается в случаях, когда ребенок окружен гораздо большим вниманием, чем это ему на самом деле необходимо. Например, если у вас один ребенок, и о нем заботитесь не только вы с мужем, но и ваши с ним родители и куча других родственников.
    А это значит, что малыш с раннего детства привык к тому, что он всегда в центре внимания. Когда он придет в школу, все будет совсем по-другому.
    И если ваш ребенок не будет сам интересоваться другими детьми, к нему вряд ли кто-то подойдет подружиться.
    Поэтому постарайтесь по возможности не привлекать к общению с ребенком большого количества людей. Некоторые психологи считают, что даже одна бабушка плюс родители – этого больше, чем достаточно.
    Учите вашего ребенка воспринимать общение как процесс, в котором не только другие дети должны интересоваться им, но и он сам должен приложить усилия к тому, чтобы с кем-то начать дружить.
    Учите его быть интересным, и в то же время проявлять интерес к другим.
    Личный пример
    А вспомните, насколько общительной были вы в его возрасте? Сразу же по приходу в сад заводили кучу друзей, всегда были в центре внимания, или же сиротливо обитали где-то на периферии кипучей детсадовской жизни?
    По своему характеру, общительности, вы наверняка несильно изменились с того времени. А для любого ребенка его родители – главный пример во всем.
    Он видит, как вы общаетесь с другими людьми, как вы завязываете знакомства – легко или с трудом, – видит, сколько у вас с супругом друзей и как интенсивно вы с ними общаетесь, и довольно часто формирует ту же модель общения и для себя.
    Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок общался с другими детьми как можно больше. Чаще гуляйте с ним, ходите в гости к подругам с детьми того же возраста; если он достаточно большой, отдайте его в какой-нибудь кружок…
    Таким образом вы и сами сможете немного «разгрузить» свой день и пообщаться с другими людьми – с теми же подругами, пока ваши малыши находят друг с другом общий язык.
    Другие дети
    Часто проблемы в общении в школе у детей возникают оттого, что его первые контакты в детском саду или во дворе были неудачны.
    Например, приходит ваш сын, у которого есть небольшой излишек веса, в детский сад, а там, прямо с порога, чей-то не особенно воспитанный ребенок обзывает его «свиньей», «жиртрестом» или еще каким-нибудь обидным словом…
    Конечно, после этого ваше чадо не за что не захочет ходить в этот сад, да и во все другие сады тоже. А если ребенок не будет посещать детский сад, то возможностей общения с другими детьми у него будет меньше. А в будущем это может привести к коммуникативным проблемам: как взрослый человек может легко знакомиться, если соответствующие навыки у него не «наработаны» еще с детского сада? Поэтому лучше заранее позаботиться о том, чтобы ваш ребенок знал, что нужно делать в подобных случаях, как суметь постоять за себя и не дать себя в обиду.
    Научите его этому, а потом… Чем самостоятельнее он справится такой проблемой, уже без вашего вмешательства, тем увереннее и сильнее он будет себя ощущать.
    А ведь именно к волевым и уверенным в себе тянутся другие люди …
    Он ходит за вами по пятам
    Еще одна частая причина стеснительности ребенка – если он слишком зависим от вас. Малыш так привык, что вы все время находитесь где-то рядом с ним, что когда вы оставляете его одного, он совершенно теряется, становится стеснительным и даже не знает, как подойти к другим детям.
    Приучайте его к самостоятельности, к тому, что очень скоро ему придется обходиться без вас. Старайтесь сделать так, чтобы малыш каждый день делал самостоятельно то, что еще вчера делал вместе с вами.
    Психологи говорят: то, что ребенок может делать в своем возрасте, он должен делать.
    Так что пусть делает, а вы со своей стороны, можете стимулировать его на «самостоятельные» подвиги: вознаграждайте его за те поступки, которые он совершает сам, без вас, и каждый раз объясняйте ему, почему вы это делаете.
    Тогда ребенок довольно быстро сообразит, что быть самостоятельным – это здорово, и проблем у будущей жизни у него будет гораздо меньше.
    Читайте ему больше сказок, где есть дружба и взаимовыручка. Пусть малыш знает, что в дружбе – сила, и что дружить – интересно.
    И тогда в этом сентябре у него наверняка появится много новых друзей. Возможно, с кем-то из них он будет общаться еще очень и очень долго…
    Евгений Махлин,
    семейный психотерапевт

  4. Romajan Ответить

    Советы психологов

    Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда. Способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость. Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, как показывает практика, нужно приложить немало усилий. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.
    Что такое дружба?
    Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники. Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями. Взаимоотношения со сверстниками — это бурная жизнь на границе собственного «я».
    Как же научить ребенка дружбе, сделать так, чтобы он не был изгоем в детском коллективе?
     
    Проблема детской дружбы в психологии: движение внутрь и наружу
    Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.
    Потребности, связанные с движением наружу, — это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме.
    Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений».
    Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например, как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.
    Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.
    При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.
    Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми — это явление постоянных компромиссов.
    Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.
    Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества.
     
    Воспитание дружбы

    В детских компаниях среди самых распространенных проблем числятся драки, то есть неумение конструктивно говорить о своем гневе; замкнутость — страх предъявления себя, своих чувств и желаний; стремление доминировать — реализация потребности в любви путем запугивания; а также проявление истеричных способов взаимодействия, прилипчивость, долгие обиды, стремление навязать свои желания другим.
    Психология дружбы детей небескорыстна, все имеет свой исток. Бурные реки детских проблем несут в себе воды родительских установок, чувств, страхов, ограничений и сложностей. Но прежде чем перейти к советам психологов, способным помочь детям в их трудностях, нужно окунуться в трудности родительские.
    Чтобы сделать жизнь малыша на детской площадке и в компании сверстников счастливой, помочь ребенку дружить, как показывает практика, достаточно двух вещей:
    — самим придерживаться правил проявления эмоций и предъявления потребностей;
    — и непременно так же внимательно относиться к своим желаниям и чувствам.
    Умение родителей корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает ребенку выработать навык сотрудничества как с взрослыми, так и со сверстниками. Внимательное отношение не только к потребностям ребенка, но и к своим собственным, а также поиск конструктивных способов их удовлетворения помогут вам обнаружить и очертить границу между вами и вашим сыном или дочкой, тем более что малыш растет, становится взрослым и учится прислушиваться к окружающему миру. В процессе воспитания дружбы помните — для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром. Только вы сможете научить ребенка защищать себя, когда это требуется, и просить о помощи и внимании, когда это необходимо.
    Конечно, родителям приходится во многом поступиться своими потребностями с рождением ребенка. Иногда, например, даже время принятия папой или мамой душа определяет малыш. Родительство, кроме умиления, радости, гордости, нежности и любви, наваливает на нас необходимость огромного ежедневного труда. Именно поэтому родителями становятся не в пять и не в двенадцать лет, а в том возрасте, когда человек способен поступиться на время своими потребностями ради другого маленького существа. Ключевое слово здесь — «на время». И у детей, и у родителей законы осуществления потребностей работают одинаково. Реализацию потребности можно на время отложить, можно изменить частоту и форму их удовлетворения, но совсем избавиться от желания совершенствоваться, узнавать новое или просто отдыхать — невозможно!
     
    Настоящая детская дружба в коллективе
    Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.
    Быть приветливым и добрым — замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению, недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой — непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.
    Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) — это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными — такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь, неизбежно ведет к обидам — нас обманули! — или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.
    Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.
     
    Крепкая дружба в школе
    Если вы заметили, дети не любят тех, кто все время ими командует, но и не уважают того, кто не может за себя постоять. Новая сказка поможет ребенку научиться сообщать окружающим о своих потребностях и прислушиваться к чужим желаниям. Как вы уже, наверное, поняли, основным тренировочным полигоном снова станут ваши с ним отношения.
    Крепкая дружба детей в школе невозможна без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого — это основной навык продуктивного общения. Именно его можно с успехом отрабатывать на ваших отношениях с ребенком. Обратите внимание: насколько часто вы пренебрегаете желаниями ребенка или своими? Что подталкивает вас действовать именно так?
    Если брать природные тенденции в формировании навыков общения со сверстниками, то интерес к другим детям возникает у детей в возрасте четырех-пяти лет. Играя, малыши этого возраста в основном воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. С пяти лет игра детей становится более сложной.
    С одной стороны, дети хотят оставаться, «как все», иметь подобные игрушки, тетрадки. С другой стороны, дети, способные предложить нечто неординарное, пользуются популярностью. Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным. Подобная двойственность стремлений присуща человеку вообще и ярко проявляется во время каждого из возрастных кризисов, что можно наблюдать и у наших первоклассников, преодолевающих кризис шести-семи лет.
    Чтобы научить ребенка дружить с одноклассниками как можно крепче, помогите малышу в придумывании интересных, оригинальных затей. Отнеситесь с уважением и пониманием к желанию ребенка быть похожим на других. Это может быть реальной помощью в приобретении друзей и подспорьем для комфортного вхождения в школьный коллектив. Основной же арсенал навыков общения со сверстниками ребенок нарабатывает при общении с родителями. Не скупясь на сообщения о любви по отношению к ребенку, родители помогают первокласснику быть доброжелательным, а демонстрируя ему на собственном примере умение отстаивать себя и прислушиваться к желаниям других, дадут верное направление на пути построения долгих и уважительных отношений.
    Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.
    Источник: vkapuste.ru

  5. powar19 Ответить

    Конфликты неизбежны в любой детской среде. И вовсе не потому, что дети непослушны. Просто у них еще нет понятия правильного поведения. Через конфликты обретается навык управления своими действиями и эмоциями. Задача родителей научить правильно вести себя в таких ситуациях. Нужно объяснить, что каждый имеет право на выражение своих эмоций, что важно уважать других. Не стоит прививать ребенку агрессивный настрой. Как правило, это только усугубляет ситуацию. Но и подчеркните, что не надо бояться высказывать свое мнение и желание. Для малышей главным арбитром в споре становятся взрослые, которые объясняют и озвучивают за них их действия, учат договариваться мирным путем.
    Родители являются главным ориентиром для своих детей во всем. И в вопросах дружбы в том числе. Если дети с рождения видят, что у семьи много хороших друзей, с которыми они часто общаются, вместе отдыхают, то просто не остается шанса вырасти плохими друзьями. Ведь дети больше всего хотят быть похожими на своих маму и папу. Не стоит забывать об этом. Важно проанализировать свое поведение с близкими друзьями, и если есть напряженные моменты, подумать, что можно сделать для их улучшения.
    Дети очень любят ходить друг другу в гости. Там много новых интересных вещей, которых нет дома, много новых игрушек. А главное, там есть компания. Обстановка непринужденная, всем весело и комфортно. Родители придумывают, чем занять детей с пользой для всех. Тем более, что делать это в компании всегда приятнее. Например, всем вместе замесить тесто и испечь пироги, собрать большой красивый стол, и пить всем вместе чай. Или играть в веселые игры, которые будут интересны всем присутствующим детям. Дети, которым еще нет года, пока не могут участвовать в таких делах. Они находятся у мам на руках, с интересом наблюдая за всем происходящим. Когда взрослые и старшие дети заняты активной деятельностью, малыши становятся очень спокойными, веселыми и послушными. Такая реакция у них возникает на гармоничные отношения вокруг них.

  6. hobbit2406 Ответить

    Наталия Жекова
    Как научить ребёнка дружить
    Как научить ребёнка дружить
    Слово дружба вызывает у нас с теплые, приятные чувства. Это важная сторона нашей жизни, и этим она ценна. Часто те положительные переживания, которые мы получили в детских дружеских отношениях, составляют основу нашей способности противостоять жизненным трудностям. Те из нас, у кого в детстве не было друзей, чаще остаются одинокими, чувствуют неудовлетворенность своей жизнью, лишены фундаментального ощущения, что «жизнь хороша.
    Чтобы дети могли подружиться, им необходимо пространство свободной игры. Однажды я услышала, как две пятилетние девочки очень серьезно договаривались в детском саду, что вернувшись домой, обе громким шепотом должны произнести имена друг друга в знак взаимной верности и искренней любви… Сомневаться не приходится: дружеские чувства могут быть сильны даже в таком юном возрасте.
    Взрослые, вспоминая свое детство, обычно верят, что заводить друзей им было легко и просто. Достаточно выйти во двор – и подходящая компания обязательно находилась. Но когда мы наблюдаем за тем, как общаются наши дети, как сложен мир их дружеских связей, мы понимаем, что детская дружба на самом деле никогда не бывает совсем уж безоблачной.
    Чтобы дружба возникла, необходимо, чтобы у ребенка была возможность свободно играть со сверстниками: без этого условия, без совместной свободной игры дружбе просто неоткуда взяться. Мечта о друге впервые может появиться в 4–5 лет, но особенно важными такие отношения становится к 7–8 годам. Современная городская жизнь во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются дети. Почти исчезли детские дворовые компании, которые еще лет тридцать назад были своеобразной «школой дружбы» и где можно было освоить все тонкости и все виды дружеских и приятельских отношений. Остается не так много мест, где естественно зарождается дружба: детский сад, где дети в идеале свободно играют, «продленка» в школе, разнообразные занятия по интересам, где под присмотром взрослых, в безопасном пространстве можно вместе делать нечто хорошее и полезное.
    Взрослым лучше обсуждать с детьми их отношения, но не навязывать им друзей. Некоторые родители, понимая, что крепкие дружеские связи помогут детям быть более успешными в жизни, слишком сильно беспокоятся, когда, как им кажется, что-то идет не так. Стараясь помочь, они оказываются чересчур включенными в детские отношения. Однако дружба между детьми происходит по правилам, которые устанавливают они сами. Взрослые могут повлиять на них, но лишь косвенно. Дети во всём подражают родителям, поэтому лучший способ научить дружить – самому быть хорошим другом кому-нибудь. Из отношений в семье ребенок перенимает способы разрешения конфликтов, умение договариваться, идти на компромисс. Все эти навыки формируются в дружбе, а затем оказываются не менее востребованными в любовных и рабочих отношениях». Взрослые могут наглядно показать преимущества «партнерских установок»: мы идем навстречу друг другу, уступаем партнеру, чтобы вместе сделать гораздо больше, нежели поодиночке.
    Дружбу можно «разложить» на отдельные навыки и учить им целенаправленно. К ним относятся умение знакомиться, начинать и заканчивать разговор, умение просить о помощи и предлагать ее, делиться, проявлять заботу о другом, благодарить и принимать благодарность и даже умение оставаться одному – необходимое для того, чтобы ребенок не чувствовал зависимости от дружбы.

  7. ole57ole Ответить

    Лариса Рубанова
    Памятка для родителей «Как научить детей дружить»

    «Как научить детей дружить»

    Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.
    Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.
    Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.
    Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.
    Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.
    Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость. Если у родителей в детстве были проблемы в общении со сверстниками, то она могут чересчур остро воспринимать несправедливое отношение к ребенку. Поэтому прежде чем подсказать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства.
    Нужно учить детей дружить! А следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
    Как же это сделать?
    1. Научите детей знакомиться!
    Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть. Также проиграйте ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть просто стесняется. Меняйтесь ролями.
    Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.
    2. Покажите собственный пример.
    Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.
    Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.
    3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.
    Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки»«Вася – плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей. Ребенку необходим опыт первой дружбы, ему нужно усвоить навыки общения до того как он пойдет в школу.
    4. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!
    Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации.
    Дружите сами и учите дружить своих детей!

  8. Nedaa Ответить

    Чтобы у ребёнка появились друзья, ему важно познакомиться с кем-то и начать регулярно общаться. Все ли дети имеют сейчас такую возможность? Они посещают детский сад или школу, а также много дополнительных занятий, но совсем не имеют свободного времени, которое могли бы потратить на спонтанное общение. Нередко досуг детей структурирован: поход в музей, на мастер-класс, в центр развлечений. Времени на то, чтобы просто побегать с друзьями во дворе, совсем нет. Когда и где ребёнок будет находить себе друзей? Заблуждение родителей в том, что ребёнку достаточно общения в детском саду, школе или на развивающих занятиях. Дружеские отношения складываются и там, но чаще на полноценное общение ребёнку на перемене не хватает времени.
    Чтобы дружить, ребёнку необходимы свободное время и место, где он найдёт друзей и, обретя оных, будет проводить с ними время. Раньше таким местом был двор, где дети разных возрастов играли в разнообразные игры, находили занятия по интересам. Многие современные дети лишены такой возможности, как прогулки во дворе. Не буду давать советов, как обеспечить такой свободный досуг ребёнку, ведь все живут в разных условиях. Но хочу обратить внимание на то, что ребёнку необходимо взаимодействовать с разными детьми.
    Детям важно общаться не только во дворе. Скажите ребёнку, что не против, если в дом будут иногда приходить гости. Дошкольникам хочется вместе поиграть в игрушки, школьникам – в настольные игры, подросткам – просто поговорить.

    Как научить детей дружить между собой

    Дружба детей нередко основывается на общих интересах. В дошкольном возрасте это игры. Если ребёнок совсем не умеет играть (к сожалению, такое встречается достаточно часто), то ему будет трудно контактировать с другими детьми. Что может сделать родитель? Научить ребёнка играть в какие-нибудь игры и, может быть, даже сначала играть во дворе вместе с детьми или организовывать игры. Когда ребёнок будет чувствовать себя уверенно в компании детей, родитель сможет устраниться.
    Стоит обращать внимание и на конфликты, которые часто происходят между детьми. Так, если ребёнок сказал, что поссорился с другом, расспросите, как это произошло. Обсудите сложившуюся ситуацию. Может быть, стоит извиниться или просто первому заговорить. Важно дать понять ребёнку, что в ссоре нет правого и виноватого – обе стороны внесли свою лепту. Не бывает дружбы без ссор, но важно вовремя помириться.

  9. Ilyashuk Ответить

    Дружба начинается с общения. Ребёнок любит узнавать новое, создаёт для себя мир, где общается с игрушками. Когда встречает  сверстника, стремится построить с ним дружеское отношение. Однако с ним рядом оказывается человек, который играет по своим правилам.

    В дружбе должны проявиться все хорошие черты личности: умение уступать, желание помогать, проявление доброты. Дети эгоистичны и жестоки по отношению к сверстникам, потому что не умеют вести себя по-другому. Для них норма жизни – добиваться удовлетворения своих потребностей. Социальные навыки приобретаются в тесном контакте со сверстниками во время игр.

    Большинство детей учится дружить в детском саду. Если отношение с детьми не наладилось, надо найти причину проблемы в общении.
    Маленький диктатор. Поведение отличается агрессивностью. Малыш угрожает другим, запугивает по ходу игровых действий. Это может быть единственный ребёнок в семье, которому все подчиняются. Выполняют все капризы. С ним никто не захочет дружить.
    Скромный. Есть такие дети, им страшно подходить к другим и завести разговор. Они стесняются на утренниках. Причиной могут быть чрезмерно строгие родители или генетическая предрасположенность. Проблема в общении проявляется в раннем возрасте.
    Ведомый ребёнок. Общительный малыш, который во всём подчиняется сверстникам. Никогда не проявляет инициативу. Значит, родители его держат в полном подчинении. В будущем есть вероятность связи с плохими компаниями.
    Маленький хулиган. Может укусить, отнять игрушку, обозвать, подраться.
    Чувствительный. Частые обиды, плач, жалобы на детей, с кем играл. Так ведут себя многие, кто только начал посещать садик. Детям не хватает любви, внимания со стороны родителей, близких.
    Сам себе конкурент. Ребёнок – хвастунишка. Родители не часто хвалят его дома, поэтому создаёт истории, где доказывает: какой он хороший.
    Замкнутый. Проблема замкнутости может возникнуть по многим причинам.
    Разные бывают ситуации. С детского возраста надо научить ребёнка дружить с другими детьми. В дружбе появится уверенность в себе. Для социализации в обществе необходимо общение с детьми одного возраста.

    7 способов научить ребенка дружить

    Много факторов, которые помогут научить ребёнка дружить.
    Каждая личность хочет быть хорошим. Это заложено на генетическом уровне. Ребёнку нравится, когда его хвалят.
    Человек в любом возрасте хочется жить в коллективе, социуме.
    Дети зависимы от взрослых, поэтому для них правильно всё, что говорят и делают родители.

    Упор делается на желание быть хорошим, жить в коллективе и на авторитет родителей. Способы, которые помогут детям наладить отношения, найти хорошего друга, научиться общаться в детском коллективе.

    Первый способ. Научить знакомиться.

    Чтобы подружиться, вначале надо познакомиться. Надо проводить ролевые игры, как игрушки знакомятся друг с другом. Они представляются, называют имена, приглашают в гости, делятся игрушками. Одна из игрушек отказывается играть. Создаётся ситуация, которая решается по ходу игры.

    Второй способ. Стать примером для подражания.

    Люди очень разные. Многие молодые родители живут уединённо, часто сидят, уткнувшись в экран компьютера или телефона. В домашних разговорах плохо отзываются об окружающих людях. Ребёнок копирует поведение родителей. О дружбе не может быть и речи. В какой-то период начнёт критиковать родителей. Напряжённое отношение в семье.
    Надо изменить модель поведения. Приглашать друзей, ходить в гости. Познакомить детей и организовать совместные игры. Такая жизнь поможет научить ребёнка дружить.

    Третий способ. Читать детские книги о настоящей дружбе, смотреть мультфильмы.

    Домашнее чтение с последующим обсуждением – это самый эффективный способ воспитания, который применяли ещё в дореволюционной России. Воображаемый мир с интересными приключениями, где добро побеждает зло. Ради дружбы персонажи готовы на подвиги.

  10. aleksandrgol Ответить

    Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.
    В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.
    По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

    От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

    Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
    Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
    И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

  11. Vovanchukkkk Ответить

    Маленькие дети коммуникабельны и любопытны — благодаря этим качествам они, как правило, быстро заводят друзей. Больше всего новых приятелей появляется, когда ребенок идет в детский сад: найдя себе компанию, малыш учится общаться, развивается интеллектуально и эмоционально. Но может случиться так, что он окажется изгоем в коллективе — в такой ситуации очень важна своевременная помощь воспитателей и родителей. Как научить ребенка дружить с другими детьми в детском саду?

    Признаки проблемы

    Невозможно точно предугадать, возникнут ли у чада проблемы с социальной адаптацией. Но некоторые предпосылки можно заметить, если малыш:
    Не тянется к детям. Некоторым деткам комфортно играть одним — они спокойно сидят в песочнице или весело катаются с горки, но не пытаются с кем-то познакомиться. Возможно, маленький дошкольник — интроверт по складу характера;
    Является зачинщиком ссор. Активные дети- экстраверты нередко переводят простые недоразумения в конфликт, особенно если их балуют дома. Не зная ни в чем отказа, они отбирают игрушки у других детей, толкают их, обзывают;
    Боится других детей. Привыкший видеться только со взрослыми малыш прячется за маму, игнорирует предложения поиграть.
    Эти нюансы поведения можно скорректировать: рассказать о приятных моментах дружбы, о том, что обижать друзей нельзя, как и заискивать перед ними, буквально выпрашивая симпатию.
    В детском саду информацию придется узнавать от воспитателя: сам малыш может скрывать от родителей, что его дразнят из-за полноты, картавости, других особенностей.

    Что мешает ребенку дружить

    Возраст

    Маленькие дети охотно проводят время со сверстниками, но полноценно дружить, сознательно выбирая себе приятелей, понимая суть дружбы и ее ценность они научатся не раньше трех лет. По возможности знакомьте сына или дочь с другими детьми, но не заставляйте с ними играть насильно.

    Неразвитая речь

    Одни дети учатся говорить чуть ли не с пеленок, словарный запас других остается долго очень ограниченным. Возможно, проблемы в общении малыша со сверстниками объясняются именно отсутствием разговорного навыка, неумением поддержать беседу. Сделать речь понятнее поможет разучивание стихом и ритмичных поговорок, считалок.
    Помимо этого, нужна практика межличностного общения: оно происходит где угодно — в магазине, в поликлинике, на автобусной остановке. Увидев, как взрослые разговаривают между собой, малыш начинает им подражать: здороваться и прощаться, задавать вопросы, давать развернутые ответы, пояснять свою точку зрения.

    Эмоциональная несдержанность

    Все люди в течение дня испытывают целый спектр эмоций, не всегда положительных. Злость, обида, ревность проявляются у дошкольников очень бурно — скандалами, истериками. Часто имеет место копирование поведения родителей — если мама с папой не стесняются устроить громкую ссору, нечего ожидать сдержанности от младшего члена семьи. В первую очередь следует пересмотреть семейные отношения, манеру выражать свои чувства, а потом объяснить чаду, что крик — не лучший метод получить желаемое или высказаться. Другим детям вряд ли понравится, что на них кричат, тем более никто не захочет дружить с драчуном.

    Низкая самооценка

    Сложно научить дошкольника дружить с другими детьми, если он от стеснения замыкается в себе. Такие детки опасаются быть отвергнутыми, держаться в стороне от шумных компаний, завистливо на них поглядывая. Иногда так ведет себя ребенок, несколько недель не посещавший детский сад из-за болезни. Тут выручат любые мероприятия, объединяющие детей в одну команду: игры, праздники, совместные прогулки. Можно поговорить с мамами некоторых одногруппников сына или дочери и пригласить их в гости.

    Как помочь ребенку?

    В вопросах дружбы со сверстниками помощниками малыша станут родители, чья стратегия должна охватывать несколько направлений:
    Диалог с воспитателем. Грамотный педагог обязательно заметит возникшие у воспитанников проблемы, сумеет выстроить отношения внутри группы. Попросите воспитателя вовлечь вашего малыша в совместные игры и обязательно интересуйтесь результатами;
    Анализ домашней обстановки. Замкнутость иногда является отражением натянутых или неприязненных отношений в семье, конфликтов между родителями. Чтобы ни происходило между мамой и папой, ребенок не должен видеть, как они ссорятся;
    Разговор по душам. Обсуждение детских успехов и промахов в доброжелательной манере должно стать доброй традицией. Малыш поделиться с вами своими переживаниями, только если будет уверен, что его не осудят, помогут советом;
    Дни открытых дверей. Чем больше детей будет приходить к дошкольнику домой, тем быстрее и легче он научиться дружить. В один из выходных дней зовите на обед семьи друзей с детьми, и посвятите вечер активным играм;
    Кружок по интересам. Спортивная секция, танцы, лепка из глины, рисование, пение — любое общее занятие сближает и становится темой для разговора на первых попах общения. Научившись дружить в кружке, ребенок легко заведет друзей в детском саду;
    Ролевые игры. Отождествляя себя с героем игры (например, куклой) ребенку проще рассказать о том, что его тревожит. Разыгрывайте дома мини-сценки знакомств, совместных развлечений или даже ссор и в игровой форме мягко прививайте малышу социальные навыки.
    Важно не навязывать дошкольнику дружбу с другими детьми, если они ему не нравятся. Пусть сам выберет себе приятелей. Просто одобряйте любые его попытки расширить круг общения. И не забывайте повторять, как его любите — это самое главное.
    Когда все методы испробованы, но не дают ожидаемого результата, не будет лишним обратиться к детскому психологу. Профессионал поможет родителям выяснить причины проблемы и найти верное решение, подскажет, как научить ребенка дружить с другими детьми в детском саду, не нарушая его зону психологического комфорта.

    Как научить ребенка дружить — видео

  12. orsest Ответить

    7 причин, которые мешают ребенку легко общаться и дружить со сверстниками. У любой проблемы есть свои причины и последствия, давайте разбираться, что может мешать ребенку легко и непринужденно общаться и дружить со сверстниками.
    1) Ребенок стесняется и не уверен в себе. Стеснение в школьные годы тяжело переживается ребенком, поскольку в школе поводов для этого предостаточно. Робким детям страшно сделать что-то не так — например, поднять руку и ответить или выйти к доске, когда вызывает учитель. Им сложно заводить новые знакомства и налаживать отношения с одноклассниками. Уверенный в себе ребенок может легко начать общаться с другими детьми, попросить помощи или наоборот сам предложить что-то другому, обычно таким способом дети начинают больше взаимодействовать и дружить, а если вашему ребенку не комфортно элементарно поговорить с одноклассником, то существует риск остаться без друзей в классе. Причина стеснительности кроется прежде всего в низкой самооценке ребенка и неумении правильно взаимодействовать в коллективе.
    2) Немаловажным фактором, влияющим на общительность ребенка является семья. Семья это среда, где ребенок учится самовыражению, а следовательно и общению. Общение это одна из сфер самовыражения человека. Какая роль отведена вашему ребенку в семье? Является ли он полноправным членом семьи, к мнению которого прислушиваются и берут во внимание? Или наоборот мнение ребенка никого не интересует и его инициативность постоянно подавляется? От этого будет зависеть его общение со сверстниками и его успешность во взрослой жизни. Отношения между членами семьи откладывают отпечаток на личность ребенка. Если дома он привык, что его слушают и уважаю, то при общении с другими людьми он будет стремиться к такой же позиции. Если же в стенах дома ребенок привык быть «никем», то в компании сверстников ему будет сложно общаться на равных.
    Он скорее всего будет вести себя также неуверенно, как дома, либо примет противоположную модель поведения и будет подавлять других ребят, что тоже будет создавать трудности в общении. Большая редкость, когда ребенок из семьи с дисгармоничными отношениями, умеет правильно выстраивать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
    3) У ребенка не развиты базовые навыки общения. К ним можно отнести:
    -умение слушать и правильно реагировать на услышанное
    -не перебивать
    -сопереживать другому
    -вежливо присоединяться к разговору
    -адекватно реагировать на критику
    -правильно высказывать свое мнение, не обижая, собеседников
    -четко и грамотно говорить
    4) Ребенок ведет себя агрессивно, обзывается. Возможно, ответ Вас удивит, но обычно ведут себя агрессивно те дети, которые сами испытывают сильные страхи. Агрессивное поведение ребенка формируется дома, если ребенок периодически наблюдает сцены насилия дома и по телевизору — соответственно, сам он тоже будет причинять боль другим и решать конфликты с помощью
    драки. Еще одна причина — это неумение справляться со своими отрицательными чувствами: ребенок не знает, как выйти из непонятной и неприятной для него ситуации, и начинает драться.
    5) Ребенок не может за себя постоять Его обзывают, а он молчит. У него отбирают карандаши — он либо идет жаловаться, либо переключается на другое дело, будто бы ничего не происходит. Ситуаций может быть много разных, но причина одна, ребенок не умеет или не хочет защищаться. Стоит отметить, что такому ребенку в коллективе труднее всего, потому что если он не ответил одному обидчику, то обязательно задираться начнут и другие дети. Такое поведение может быть связано с различными причинами, например: дома ребенка не слушают и не позволяют выражать свое мнение, соответственно, в школе он этого сделать тоже не может, возможна и противоположная ситуация, когда домочадцы чересчур мягко обращаются с ребенком и он совершенно не умеет реагировать на агрессивное поведение других детей. В любом случае, я рекомендую в подобной ситуации обратиться к психологу, чтобы как можно скорее разобраться в причинах сложившейся ситуации и начать помогать ребенку.
    6)Неадекватные притязания на лидерство Ребенок с неадекватными притязаниями на лидерство очень хочет быть главным и первым во всем, но по каким-то причинам он не является настоящим лидером — он только претендует на эту роль. Для того, чтобы занять лидерскую позицию, он раньше всех начинает тянуть руку на уроке, даже если не знает ответ. Может начать активно командовать и критиковать других детей. Часто отпускать шуточки в адрес непопулярного ребенка, чтобы показать свое превосходство. На уроке физкультуры самостоятельно может назначать себя капитаном и начинать командовать. Естественно, другим детям не нравится такое отношение и они начинают отдаляться. При этом родители часто не могут понять причин, почему у казалось бы активного и общительного ребенка возникают проблемы в отношениях с одноклассниками.
    7) У многих на слуху такие понятия, как «экстраверсия» и «интроверсия». Данные
    характеристики имеют большое влияние на общительность ребенка. Общение экстраверта, будет сильно отличаться от общения интроверта. Ребенка экстраверта можно определить по его активности в обществе, энергичности, желанию быть в центре внимания, умении быстро заводить знакомства и вступать в игру(общение) с малознакомыми людьми. Ребенок интроверт-спокойный, избирательный в контактах, дома может быть активным, а в обществе сдержанным и молчаливым.
    Деткам интровертам комфортно быть с самим собой, он может спокойно играть один, без других детей. Слабыми сторонами экстраверсии является поверхностность, могут сначала что-то сделать и лишь потом подумать. Интровертам сложно вступать в контакт с новыми людьми и сложно быть естественным в присутствии большого количества людей. Учитывая, особенности разных типов личности можно предугадать сложности, с которыми ребенок может столкнуться и заранее помочь ему их предотвратить. Так например, экстраверта необходимо научить контролировать и правильно выражать свои эмоции, а интроверта заранее планировать свои действия в обществе малознакомой компании детей(это поможет ему чувствовать себя увереннее и комфортнее).

  13. nwillis Ответить

    «Как научить ребенка знакомиться и дружить?»
    Чтобы ребенок научился дружить, нужно с раннего возраста показывать ему, что такое дружба и как это — быть дружелюбным. Конечно, став старше, ваш ребенок переживет все составляющие дружбы — от безудержного веселья и совместных тайн до ссор и обид, а порою и до расставания, и только тогда научится дружить по-настоящему. Но родители могут помочь ребенку вступить в мир дружбы. Для этого нужно уметь знакомиться и мирно играть, конструктивно отстаивать свои интересы и быть доброжелательным. Как это сделать?
    Покажите малышу, что такое дружба. Странно ожидать от ребенка дружелюбия и общительности, если у него нет позитивного примера перед глазами. Приглашайте в гости друзей, в том числе с маленькими детьми. Играйте вместе в настольные игры, занимайтесь совместным творчеством, разговаривайте. Ребенок должен видеть, что значит дружески общаться с другими людьми.
    Игра — лучший способ научить ребенка чему-либо, в том числе и проявлению дружеских чувств. Научите малыша «дружить» с игрушками — даже годовалый карапуз может с удовольствием угощать чаем или лечить плюшевых друзей. Играйте вместе с ним.
    Показывайте, как можно проявлять милосердие и доброту, как нужно заботиться о друзьях. Например, отдать любимой кукле свои заколки для хвостиков или пожертвовать для ремонта машинки драгоценную гайку, найденную на прогулке.
    Организуйте совместные игры малыша с другими детьми. Не все дети умеют знакомиться и начинать игру. Станьте на некоторое время лидером детской компании. Научите детей в песочнице играть в кафе-кондитерскую, строить песочные домики, устраивать гонки. Поиграйте с ними в «Светофор», «Краски», попрыгайте в «Классики». Ваш малыш не только получит бесценный опыт коллективных игр, но и научится устраивать их сам. Зная разные игры, он сможет предложить даже незнакомым ребятам поиграть вместе. Так он будет чувствовать себя увереннее.
    Учите ребенка избегать конфликтных ситуаций или выходить из них «без жертв и разрушений». Объясните, что друзья могут иногда спорить, не поделив игрушку. Показывайте, как можно найти компромисс: играть по очереди или поменяться. А вот обида — не лучший способ выхода из положения. Учите ребенка проговаривать то, что он чувствует, облекать свои эмоции в слова и доносить их до своего друга.
    Научите кроху делиться с другими детьми игрушками и сладостями. Искреннее желание порадовать друзей, щедрость и бескорыстие очень пригодятся ему в более старшем возрасте.
    Если ваш малыш стесняется знакомиться первым, не торопите и не журите его, не надо акцентировать внимание окружающих на его застенчивости. Лучше потихоньку вовлекать его в совместные игры, предлагать интересные занятия вместе с другими детьми. Почаще ходите в гости и зовите гостей к себе. Ежедневно гуляйте на оживленных детских площадках, где собираются ровесники вашего ребенка. Чем больше опыт общения — тем проще стеснительным детям знакомиться и завязывать отношения с кем-либо. Для того чтобы справиться с застенчивостью, проигрывайте ситуации знакомства дома, задействуя любимые игрушки.
    Старайтесь без надобности не вмешиваться в детские споры, предоставьте ребенку возможность самому разрешить конфликт. Включаться в ссору стоит лишь в крайнем случае, когда начинаются оскорбления или драка. Дома проигрывайте с ребенком конфликтные ситуации, прорабатывая реально случившиеся или возможные сценарии. Если какой-то конфликт сильно задел малыша, придумайте ему другой финал и разыграйте его.
    Как можно больше общайтесь с малышом. Учите его делиться с вами своими проблемами и тайнами, поддерживайте его. И подскажите, как ему стать поддержкой для вас. Только помогая и понимая друг друга, люди могут стать настоящими друзьями. Поэтому так важно с раннего детства научить ребенка обмениваться с другими людьми теплом и заботой!
    И поддерживайте в малыше способность быть открытым и веселым. Такие люди нравятся окружающим, к ним тянутся.
    Детская дружба прекрасна и наивна. Малыши способны обниматься и весело хохотать, перепрыгивая через лужи, а через две минуты обидеться друг на друга навсегда. Еще через пять минут они снова мирятся, сцепившись мизинчиками и обмениваясь конфетами. Но это только кажется, что детская дружба несерьезна. Она закладывает фундамент для успешных отношений ребенка с людьми в будущем. Помогите своему малышу найти настоящих друзей — станьте ему самым первым верным другом.
    Потребность общаться со сверстниками появляется у детей ближе к 1,5–2 годам. Но в этом возрасте дети не способны играть вместе — только параллельно. Нужно учить их играть, не мешая друг другу.
    Первые устойчивые отношения со сверстниками, как правило, складываются в возрасте 3–4 лет, в младшей группе детского сада или во дворе-парке.
    Никогда не навязывайте ребенку общение с детьми, которые ему неинтересны или неприятны, даже если вам нравится общаться с их родителями. Ребенок сам вправе выбрать себе друга — и вы должны уважать его выбор.

  14. Muskhanov.has.95 Ответить

    Советы психолога для родителей.
    Как научить ребенка дружить.
    Если родители замечают, что малыш сторонится ровесников на детской площадке, если неохотно идет в детский сад, значит, родителям надо засучить рукава и взяться за дело. Вряд ли поможет, если мама за руку подведет своего ребенка к другому малышу и скажет: играйте вместе. Дети могут даже начать играть, сидя рядом в одной песочнице, но каждый будет играть со своими ведерками, а не вместе, хотя у взрослого будет создаваться впечатление, что дети общаются. При общении происходит взаимодействие, возникает единый сюжет игры. Тогда действительно ребятишки общаются. Маме имеет смысл подойти поближе и вникнуть, а что же там происходит в песочнице.
    Самый лучший вариант, если мама сможет вместе со всеми ребятишками на площадке затеять игру. Способствует развитию навыков дружбы игра в салки-догонялки. В условиях детской площадки очень полезно играть в жмурки. Платок, чтобы завязать глаза, всегда найдется у какой-нибудь из мам. Жмурки хороши тем, что во время игры детям придется обязательно называть друг друга по имени, чего вполне можно избежать при игре в салки.
    Детям дошкольного возраста очень нравится, когда с ними вместе играют взрослые, поэтому мамам и няням придется покорпеть: уж если они вступают в игру, то играть придется до конца, пока самый последний игрок не упадет от усталости. Зато, каких замечательных результатов можно добиться!
    После удачной игры на следующей прогулке ребенок будет просить повторить эксперимент. Ведь ему так понравилось! На этот раз мама может сказать: а теперь поиграйте без меня. Сказать нужно твердо, чтобы дите не начало канючить и упрашивать маму поиграть. Чадо согласится поиграть без взрослых, если мама пообещает, что будет стоять рядом и наблюдать. И ведь придется наблюдать! Детей обманывать нельзя. А чадо будет то и дело подбегать и докладывать об успехах игры. В такие моменты и закладываются основы прочных контактов между родителями и детьми.
    Если дети на площадке или в песочнице затеяли возню или даже драку, не следует немедленно мчаться их разнимать. Пусть дети постараются разобраться сами. Для них важно научиться без участия взрослых улаживать конфликт. В большинстве случаев дети сами в состоянии разобраться. Если, конечно, драка принимает слишком агрессивные формы, тогда мамам пора вмешаться и остановить резвых драчунов.
    Кто ходит в гости, тот поступает мудро!
    Науку общения очень хорошо постигать в гостях. Разумеется, если мы хотим научить детей дружить с ровесниками, то предпочтительнее ходить в те гости, где есть дети возрастной категории вашего ребенка.
    Почему?
    Почему у одних детей друзей много, а у других может не быть их вовсе? Кто виноват в том, что у ребенка не складываются отношения со сверстниками? Наличие или отсутствие друзей очень сильно влияет на психо-эмоциональное состояние. Если у ребенка есть друзья, то он чувствует себя счастливым, нужным. Во взрослой жизни он более коммуникабелен, лучше приспосабливается к новым условиям, вливается в коллектив. Он весел и открыт. А если друзей у ребенка нет, то он замыкается, чувствует свою невостребовательность,  ущемленность,  часто грустит, обижается. Люди, у которых в детстве не было друзей, и во взрослой жизни редко их находят. Они долго адаптируются к новому коллективу, обстановке, общительностью не отличаются, не умеют строить диалог с другими людьми. Они чувствуют себя одинокими, несчастным, обделенными. Могут проявлять агрессию, потому что очень обидчивы,  мстительны. Очень важно, чтобы у ребенка были друзья. Совсем не обязательно чтобы их было много. Даже один единственный, но настоящий, верный друг значит очень много. Поэтому нужно знать, как научить ребенка дружить.
    Почему ребенок не может найти общий язык со сверстниками
    Почему с ребенком никто не дружит? Поговорим о причинах. Немаловажную роль играет темперамент ребенка. Например, сангвиники и холерики по природе своей общительные, а вот флегматики и меланхолики, несколько замкнуты, живут в своем внутреннем мире. Однако это совсем не означает, что у всех флегматиков и меланхоликов нет, и не будет друзей. Они достаточно общительны, но при этом очень редко идут на контакт первыми. Следующая причина, по которой у ребенка нет друзей – это его отношение к ним. К сожалению, не всем детям родители объясняют всю важность дружбы, как нужно относиться к друзьям. Порой ребенок относится к сверстникам неуважительно, осознанно обижает, оскорбляет их. Естественно, что с такими детьми никто не захочет общаться, ведь дружба строится на уважении друг к другу. Если один человек пытается занять главенствующую позицию по отношению к другому, то такая дружба быстро распадается. Третья причина может заключаться в том, что ребенка не научили общению с другими людьми. Это касается детей, которые, например, не ходили в детский сад, чаще находились дома в окружении взрослых, которых ограждали от общения со сверстниками.
    Как научить ребенка дружить
    А теперь пришло время ответить на главный вопрос сегодняшней темы. Для того чтобы малыш научился дружить, нужно обязательно рассказать ему об этой самой дружбе как можно подробнее, чтоб он понял что это такое, как он должен вести себя с другом. Будет полезным смотреть мультфильмы, читать рассказы, сказки о дружбе. Вся полученная информация будет накапливаться, станет формироваться правильное представление о друзьях и дружбе в целом. Кроме этого детей с детства нужно учить уважать, ценить, помогать своим близким. Умение идти на уступки, искать компромиссы важно не меньше. Если ребенок осознает всю важность дружбы, то это значит, что он вполне готов стать настоящим другом. Можно сказать, что дело осталось за небольшим: ввести его в общество сверстников и научить общаться с ними. Дети, которых рано начали водить в детский сад либо с ними часто ходят в гости, общественные места, более общительные, чем те, что находились лишь в обществе родителей и других близких родственников. Многие дети стеснительны, поэтому боятся подойти, начать разговор со сверстниками. Данный случай говорит нам о том, что чадо нужно научить быть уверенным в себе. Устраивая дома семейные праздники, на которых присутствуют дети стоит вовлекать своего застенчивого малыша в игры, но не заставлять, говоря «иди, играй вместе со всеми», а помочь ему перебороть свой страх перед общением. Взрослые тоже могут вступить в игру вместе с ребятами – так игра получится еще интересней, а ребенку будет легче адаптироваться, познакомиться, сдружиться.
    Смотрим, читаем, слушаем о дружбе
    Если вы не знаете, как лучше рассказать ребенку о дружбе, то можете обратиться к мультфильмам – это самый простой, в то же время интересный способ, содержащий наглядные примеры.
    Важно научить ребенка дружить еще в детстве, ведь все мы прекрасно понимаем, что самые верные друзья чаще всего идут вместе с нами еще со школьной поры. Именно в детсадовском, школьном возрасте легче всего найти друзей, а дальше это с каждым годом дается все сложней. Большую часть жизни занимает работа и, как бы это не звучало банально – сон. Не остается времени, не хватает желания, чтобы узнать человека поближе, проникнуться его проблемами, его жизнью, да и люди (большинство из нас) с возрастом становятся более сдержанные в общении и менее открытыми. Поэтому нужно прививать с детства те качества, которые помогут детям найти друзей и самим стать хорошими друзьями. Детство – это время веселья, радости и дружбы. Мы рассказали вам, как научить ребенка дружить, родители не оставайтесь в стороне, помогите своему малышу, если видите, что ему нужен друг.
    Как правильно вести себя взрослым!
    Не говорите сыну или дочери следующие фразы: «Никого не угощай бутербродами, иначе рискуешь подхватить язву желудка» или: «Никому не давай фрукты. Они очень дорого стоят». Положите ребенку в ранец лишнее яблоко или бутерброд. Пусть угостит товарищей. Приучите его класть в пенал лишнюю ручку, ведь кто-то из одноклассников может забыть свою.
    Не осуждайте при малыше его знакомых, педагогов. Обращайте внимание чада на положительные стороны каждого из них. Что касается недостатков, их всегда можно оправдать.
    Не будьте равнодушны. Успокойте вместе чужого ребенка, плачущего во дворе, подкормите синичку за окном или дворовую собаку. Так малыш научится сопереживать чужому горю.
    Научите чадо смотреть на мир с юмором. Зачем ему быть слишком серьезным? Больше рассказывайте ему детские анекдоты, смешные стихи, забавные мультфильмы.
    Каждым маме и папе хочется, чтобы ребенок был чутким, порядочным и отзывчивым, умел дарить любовь и теплоту, был надежным другом, умел откликаться на чужую беду.
    А поэтому, помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример верности и человечности.
    Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.
    Помогите вашему ребенку понять, что дружить и иметь верного друга, а также самому быть верным надежным другом – это здорово!

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *