Как ребенка научить играть с другими детьми?

15 ответов на вопрос “Как ребенка научить играть с другими детьми?”

  1. Gene797 Ответить

    На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:
    – Умение взаимодействовать с другими людьми (детьми), в том числе умение играть, не является врождённой способностью человека. Этому нужно учиться. И ребёнок не может научиться эффективно общаться без помощи взрослого. Поэтому ответ на ваш вопрос «нормально ли это» такой. ЭТО НОРМАЛЬНО. Но не значит, что родителям не нужно ничего делать. Как раз нужно помочь ребёнку взаимодействовать с другими. Нужно научить ребёнка адаптивным формам поведения.
    Вы, как я понимаю, много объясняете ребёнку, что и как нужно сделать. Ваша задумка, что ребёнку нужно объяснить, в принципе верна. Насколько я понимаю, вы объясняете ребёнку, что и как нужно делать после того, как он оказался неуспешным. Чтобы в следующий раз он поступил правильно. Так?
    Но вы не учитываете один важный момент. Ребёнку, даже если он и понял ваши слова, будет трудно использовать полученный опыт тогда, когда он снова окажется в схожей ситуации. Ребёнку нужно помочь быть успешным, помочь овладеть эффективными формами поведения в тот момент, когда он испытывает трудность.
    Что это значит? Это значит, что не нужно ждать, когда у ребёнка отберут игрушку и ПОТОМ объяснять ему, что НАДО БЫЛО сделать. Нужно вмешать в тот момент, когда ребёнок не может справиться с ситуацией, и помочь ему, показать своим примером, что можно сделать. Как это осуществить? Просто вежливо и спокойно говорите ЗА РЕБЁНКА то, что он мог бы сказать в этой ситуации. Разберём конкретный пример. У вашего ребёнка отбирают его игрушку. Вы видите, что он не готов её отдать. Обратитесь к тому, кто отбирает. Ваши слова: «Знаешь, Саша сейчас не готов дать тебе грузовик. Он специально взял его из дома, чтобы поиграть на улице. Я вижу, что ты хочешь тоже им поиграть. Но тебе придётся подождать. Возможно, через некоторое время Саша будет готов дать тебе его».
    То же самое касается знакомств. Понаблюдайте за ребёнком. Он вообще интересуется детьми? В возрасте трёх лет не все дети интересуются другими детьми. Это совершенно нормально. Что вы делаете в тот момент, когда к вашему сыну подходят другие дети? Не нужно в этот момент оставаться в стороне, если ваш сын пугается. Подойдите к нему, будьте рядом. Вместе пообщайтесь с другим ребёнком. Так ваш сын будет чувствовать себя увереннее и спокойнее. Постепенно он и сам начнёт общаться с детьми.
    Важно играть вместе с детьми. Организовывайте на улице игры, в которые будет играть и ваш ребёнок, и другие дети (мяч, догонялки, прятки). Дети таким образом учатся играть, учатся вместе проводить время.

  2. sheep2k Ответить

    Как наладить самостоятельную игру и помочь своему ребенку научиться играть с другими детьми? Разбираемся вместе с психологом, игровым педагогом Александрой Романовой.
    Пространство для отношений
    Игра — это пространство для отношений и средство общения детей с родителями и друг с другом.
    С самого раннего возраста, с младенчества, привязанность между родителем и ребенком складывается именно через игровое взаимодействие. Мы корчим малышу рожицы, играем в «ку-ку», включаем в общение потешки и песенки, практикуем телесно-двигательные игры. С этого начинаются отношения с мамой, которая позже предлагает малышу поиграть с разными предметами: погремушками, грызунками, кубиками, пирамидкой, демонстрируя их свойства.
    Ранний возраст
    Именно материальные объекты постепенно позволяют общаться детям друг с другом. Два малыша, которые только научились ходить и знают всего несколько слов, уже способны общаться, обнаруживая сходство: «Мы чем-то похожи. Я такой же, как ты. Мне нравятся те же предметы, что и тебе. Давай сделаем что-нибудь вместе». Малышам нравится отбивать одинаковые ритмы молоточком, по очереди греметь погремушками, перекатывать друг другу мяч. Узнавать себя в другом. Таким образом они получают удовольствие в подражании другому и в отражении друг друга.
    Ранний возраст сопровождается такими особенностями:
    невозможностью поставить себя на позицию другого, эгоцентрическим мышлением;
    низким аффективным контролем, слабой регуляцией эмоций и маленьким объемом внимания;
    восприятием игрушки как части личного пространства, слиянием с предметом.
    Поэтому детям до 2 лет так трудно выстраивать игру без участия и регуляции взрослых. В этом возрасте ребенок не всегда может спокойно делиться игрушкой. Не хочет отдавать своё? Значит, ещё не время. Это не жадность — это особенность психики. Насильственным образом такое преодолевать не нужно.
    Дошкольный возраст
    После 3-х лет саморегуляция ребенка возрастает, пробуждается интерес к сверстникам, и дети уже иногда способны делиться и меняться игрушками, поскольку желание играть друг с другом становится сильнее привязанности к вещам.
    Игра — сильнейшая мотивация, ребенок учится договариваться и удерживать контакт с детьми, чтобы продолжать игру. Я заметила это по собственному сыну. Он учится договариваться с другими ребятами, поскольку очень хочет играть. И вот это желание играть вместе с другими (а не с мамой или воспитателями) оказывается сильным стимулом сдерживать эмоциональные реакции, вести себя спокойнее и стараться разрулить конфликт прежде, чем он переходит в крупную ссору.
    Детям вообще интереснее всего играть с ровесниками. Ведь они иначе, чем взрослые воспринимают время, смысл, образы игры. Это никак не изобразишь, не подделаешь — ребенок всегда чувствует, что взрослому приходится «притвориться» на время игры.
    В случае дошкольников взрослым главное — не вмешиваться без надобности. Можно давать аккуратные комментарии и предлагать линию развития как бы изнутри игры. Нельзя нарушать игровую магию и подменять игру детей собственным представлениям о том, как это должно выглядеть.
    Наблюдая за игрой детей, мы можем бережно предложить сюжет, материалы, новое пространство. Но не диктовать условия и правила. В случае ссоры и споров можно решать проблемные моменты и снова удаляться на задний план. Родители — носители культурного образца, они подсказывают, как вести себя, чтобы коммуникация шла в позитивном русле. Важно не указывать, как «правильно» и «неправильно», не перегибать с контролем, действуя из сочувствия к эмоциям ребенка.
    Школьный возраст
    В школьном возрасте, примерно с 7–10 лет, для ребенка становятся важны межличностные отношения. Дети в это время ориентированы на дружбу и хотят стать полноправными представителями детской субкультуры, внутри которой все обмениваются занятиями, интересами и опытом, минуя взрослых.
    В это время у ребенка уже достаточно сильна мотивация к личным успехам в играх, отношениях и учебе. Ролевая игра постепенно переходит в игру с правилами.
    Задача родителей в этот период — следить за тем, чтобы торжествовала справедливость, чтобы правила действовали для всех участников в равной степени. Это не значит, что нужно вмешиваться в игру и устанавливать взрослые правила. Нет, нужно следовать детским правилам, поддерживая их выполнение всеми участниками игры. Да, мы сталкиваемся с соперничеством и ревностью, когда вспыхивают конфликты. Тут лучше не отчитывать ребенка, а помочь ему проговорить свои чувства, поплакать или позлиться, чтобы потом вернуться в игру и достичь соглашения.
     
    Поддержка родителя
    Ребенок учится играть при поддержке заботливого родителя. Иногда легко и быстро. Некоторым детям требуется больше времени для адаптации, чем сверстникам.
    Но когда-нибудь они все выходят из замкнутого круга «Хочу играть с мамой — с мамой скучно — не хочу играть с другими детьми».
    Теперь, приходя на детскую площадку или в гости к нашим друзьям, я спокойнее могу наблюдать за игрой сына с другими детьми издалека, не прибегая к ежеминутным замечаниям и контролю. К счастью, детское желание играть оказывается сильнее, чем стеснение, страх или «собственническое» отношение к игрушкам.
    По мотивам курса психолога, игрового педагога Александры Романовой «Игры, в которые играют дети… и не только».

  3. lonelythief Ответить

    Ближе к трем годам у детей возникает желание принять участие в играх с другими детьми. Они стремятся к детским площадкам, совместным играм и начинают скучать по своим друзьям. Но в этом возрасте игры малышей могут из веселья превратиться в истерику или дележку игрушек. Маленьким детям еще трудно начинать знакомство, играть по правилам или идти на компромиссы. С этими трудностями малышам помогут справиться родители.
    Даже маленькие дети могут расстраиваться, что с ними не хотят дружить или их не берут в игру. Такое случается со всеми детьми в любом возрасте. Пережить такие неприятности поможет родительская любовь и забота. Не ругайте и не критикуйте малыша, что он сделал что-то не так, покажите, что он хорош для вас в любом случае. Хвалите его за хорошие поступки и вместе подумайте над тем, как помочь ребенку подружиться с другими детьми.
    В игре с ребенком можно проигрывать разные ситуации, которые помогут ему выйти из конфликта или, наоборот, установить контакт и начать игру с товарищем по песочнице. Игра – замечательная возможность научить ребенка навыкам сотрудничества.
    Одно из правил дружбы – это умение делиться. Но это многим малышам дается непросто. Тем не менее, отчитывать и требовать от ребенка делиться не стоит. Вместо этого лучше рассказать и показать, что щедрость приносит радость и выгоду. И начать можно с собственного общения с ребенком. Например, дети часто просят о чем-то родителей. Проследите, как вы реагируете на детские просьбы. Не забывайте, что дети учатся, подражая взрослому поведению.
    Если вы ждете в гости другого ребенка, то к этому визиту стоит немного подготовиться. Расскажите малышу, что к нему должен прийти его друг, поговорите о том, что надо делать, если вдруг возникла ссора. Возможно, стоит убрать некоторые игрушки, которые могут спровоцировать конфликт (обычно это те игрушки, которые особенно дороги вашему ребенку). Подготовьте несколько идей, чем занять малышей, если вдруг они устанут или это их первое знакомство.
    Во время игры малышей взрослым лучше находиться поблизости. При этом вмешиваться, только если этого действительно требует ситуация. Позвольте небольшие разногласия малышам разрешать самостоятельно. И только если ситуация выходит из-под контроля, помогите детям установить мир.

  4. sergey08121960 Ответить

    Психолог Александра Романова рассказывает, о чем стоит помнить, чтобы сделать правильный выбор.
    Совсем маленьким детям важно, чтобы игрушка была реалистичной, узнаваемой. К примеру, лиса как лиса, такая же, как на картинке в книжке. Ребенок только знакомится с миром, и ему важно иметь ориентиры и не запутаться. Чрезмерный натурализм (к примеру, складочки у куклы-младенца) ограничивает воображение ребенка, и поэтому такая игрушка быстро надоедает.
    К 5–6 годам у детей уже прекрасно развита фантазия, поэтому и игрушки могут становиться менее детализированными: к примеру, куклы без лица. Ребенку достаточно, что машинка — это нечто на колесиках. Иногда это «нечто» становится джипом, иногда грузовиком или вагончиком поезда, а может быть и животным, которое бегает на таких «ножках», — все зависит от спонтанности и творчества того, кто играет.
    В 7–9 лет им хочется рассматривать, сравнивать, изучать, находить тонкие отличия… Именно в этом возрасте начинается эра наклеек и карточек: их можно коллекционировать, ими интересно обмениваться друг с другом.
    В этом же возрасте дети начинают самостоятельно по схеме собирать конструкторы (обратите внимание на их качество: важно, чтобы они не ломались прямо в руках). Как правило, ребенок не собирает модели по инструкции второй раз, а строит из тех же кусочков свои собственные конструкции.

  5. kalininv1997 Ответить

    Игра с другими детьми — это один из первых шагов, который поможет малышу развить хорошие социальные отношения. Она поможет вашему ребенку освоить новые важные навыки, такие как обмен, игра по очереди, соблюдение правил и обсуждение.
    Прежде чем дети смогут играть с другими детьми, они должны научиться играть рядом с ними. Это называется «параллельная игра».

    Советы по игре

    Параллельно игра — это когда два малыша играют рядом. На первый взгляд, это может быть непохоже на взаимодействие. Но если посмотреть чуть более внимательно, можно увидеть, что если один ребенок возьмет кубик, другой, скорее всего, сделает то же самое.
    Рекомендуем:
    Товары для детей и детская одежда интернет магазин Baby Stores. Наш магазин предлагает модную брендовую одежку от ведущих мировых брендов из США и Европы. Все представленные модели обладают высоким качеством и отвечают последним тенденциям моды.

    Хитрости и подсказки

    Если вы организуете детский праздник для вашего малыша, не волнуйтесь, если вам кажется, что он не играет с другими детками. Он делает именно то, что ему нужно, чтобы узнать о том, как ладить с другими людьми. Обязательно контролируйте их деятельность и обеспечьте много игрушек. Ограничьте время игры максимум одним часом — дети в этом возрасте часто имеют довольно короткую продолжительность концентрации внимания.

    Обучение и рост

    Параллельная игра часто является первым шагом вашего малыша к развитию позитивных социальных отношений вне семьи. Как правило, приходит время, когда ваш малыш начинает копировать игровое поведение другого ребенка, например, кормит куклу или говорит по телефону. Чувство порядка также станет важным для вашего ребенка на этой стадии, поэтому не удивляйтесь, если увидите, как ваш малыш строит свои игрушки по порядку или хочет рисовать только карандашами определенного цвета.
    Важно иметь в виду, что в этом возрасте малыш еще не освоил социальное взаимодействие с другими детьми, и именно через игру со сверстниками он учится выполнять более развитые социальные роли, такие как обмен, руководство и следование.

  6. petahek Ответить

    Что делать, если ребенок отказывается играть по правилам?
    Это довольно частое явление, причины две: Первая – ребенку сложно общаться и адаптироваться. В данном случае можно рекомендовать обращение к детскому психологу. Ведь коллективные игры – самые полезные, и игнорирование правил приведет к тому, что ребенок окажется вычеркнутым из круга общения со сверстниками. Детские игры очень диагностичны, по поведению ребенка можно сделать вывод о том, как комфортно будет чувствовать себя этот человек во взрослом коллективе. И здесь очень важно для взрослых вовремя сделать выводы из происходящего и скорректировать поведение ребенка в коллективе. Многие родители идут простым путем: решают, что в семье растет убежденный нонконформист. Но истина в том, что тот, кто постоянно противостоит коллективу, обречен на поражение. Все закончится тем, что ровесники про него в итоге забудут: дети хотят играть, а не заниматься постоянным выяснением отношений. В итоге успех приходит к тому, кто умеет проявить гибкость.
    Вторая причина отказа играть по правилам – недоразвитие, аутизм. Вероятно, ребенок просто их не понимает. Также это может быть следствием неправильного восприятия реальности.
    ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ
    «Моей дочери 5 лет, она не признает правил. На любое предложение играть «вот так», она отвечает: «Я так не хочу, давайте лучше играть как я хочу». Это происходит даже на занятиях. Учитель говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть вот в такую игру…» А моя дочь прямо на занятиях отказывается играть, но предлагает всей группе играть как она придумала.
    ОТВЕТ Это не очень хороший симптом. Родителям следует понять, что она хочет сказать своим отрицанием правил: заявить о недостатке внимания, либо, наоборот, это следствие избалованности. Наверное, в этой ситуации стоит проявить дипломатию и предложить девочке: «Давай вся группа будет играть по твоим правилам, но и ты их не нарушай в течение игры». Разумеется, игра не сложится, и вывод будет понятен всем. Можно посоветовать предложить подобный вариант еще кому-то из группы, чтобы не превращать ребенка в звезду. В итоге сама ситуация должна подвести детей к тому, что следовать правилам необходимо.
    Как научить ребенка проигрывать? Что делать, если каждый проигрыш вызывает слезы, «если я не выиграл, это плохая игра». Нужно ли родителям поддаваться, чтобы порадовать ребенка?
    Очевидно, что ребенок считает: игра затеяна для того, чтобы его порадовать, здесь все нацелено на его выигрыш. Поэтому нужно просто найти слова, чтобы объяснить: весь интерес игры заключается в том, что правила одинаковы для всех. Стремление к победе стимулировать необходимо, но не любой ценой. Важно, чтобы ребенок сумел понять: процесс в игре гораздо важнее результата. Я по опыту работы психологом на детском «Евровидении» наблюдала настоящие трагедии: из 20 претендентов победителем становится всего один. Разумеется, в значительной степени это провоцируется родителями, которые делают очень высокие ставки на победу своих детей. В этих условиях провал является огромным стрессом. Поэтому я стараюсь объяснить детям, что они уже выиграли, раз оказались в числе лучших. И процесс прохождения конкурсов можно приравнять к увлекательной игре, в которой все победители и нет проигравших.
    Вопросы специалистам присылайте на mama@kp.ru
    Благодарим за советы Ирину Якович, психолога, консультанта сети магазинов развивающих игр и игрушек Imaginarium

  7. Al.jan Ответить

    Упорова Ольга Сергеевна
    Консультация для родителей «Как научить ребенка играть»
    Целый ряд умений, которыми, по мнению родителей, дети обладают от рождения, на самом деле являются приобретенными. И родители должны позаботиться о том, чтобы вовремя научить им малыша. Так, наряду с задачей, как научить ребенка спать ночью, перед ними стоит еще и задача, как научить ребенка играть. Почему эту задачу можно считать не менее, а возможно, даже более актуальной?
    Является ли игра обязательной для развития малыша?
    На сто процентов. Игра – это один из самых важных факторов, обеспечивающих социальное, эмоциональное, познавательное и физическое развитие детей. Это способ, которым ребенок обучается знаниям о своем теле, об окружающем мире, об информации, которую можно получить с помощью органов чувств. Особенно это важно в течение первого года его жизни. Каким является предмет на ощупь? Что будет, если я его потрогаю? Откуда появляется этот звук? Куда исчезает игрушка, если мама кладет ее в коробку? Все эти, и тысячи других подобных задач, решает ваш малыш в процессе игры.
    Основа игры в раннем возрасте – это исследование. И каждый шаг дает ребенку бесценную информацию о том, как ведут себя предметы окружающего мира. В ходе этого исследования, он получает информацию, к примеру, о том, что если подвинуть чашку на край стола, она упадет, а если потрясти погремушку, она зазвучит. Эти очевидные вещи являются для малыша настоящим открытием. Делает такие открытия он и дома, и когда вы идете гулять с грудным ребенком на улицу.
    Специалисты утверждают, что игра является основной «работой», которую выполняет ребенок раннего возраста. И, одновременно, работой и для его родителей, которые должны постараться направить активность ребенка в конструктивное русло.
    По мере того, как малыш переходит из младенческого в младший школьный возраст, его игры становятся все более изобретательными, в данном случае необходимы более сложные игрушки и головоломки. Через игру он получает необходимые навыки. И это не только навыки обращения с предметами. Формируются такие важнейшие качества, как любопытство, независимость, креативность, умение решать задачи.
    Именно в игре приобретаются и важнейшие социальные навыки. Как правило, до того, как малыш учится делиться игрушками с другими детьми, он может предложить любимую погремушку или машинку кукле. Иногда первые слова также обращены не к родителям, а к любимым игрушкам.
    Какие игры будут наилучшими для моего малыша?
    Это целиком и полностью зависит от возраста и от стадии развития. Так как игра является инструментом, с помощью которого маленький человечек исследует окружающий мир, родителям необходимо обращать внимание на то, какие именно навыки малыш пытается освоить в данный момент. К примеру, девочка начала не просто играть с куклой, а кормить ее – значит, настало время переходить от простых манипуляций с игрушками (ощупывание, поглаживание) к более сложным. Как только малыш – обычно в 3-4 месяца – начинает хватать предметы, можно предложить ему большие мягкие игрушки. А в возрасте около года, когда он начинает получать первые знания о причине и следствии, можно поиграть с ним в прятки, помещая его любимые игрушки под столы и стулья.
    Вот приблизительная классификация видов игр, в зависимости от возраста детей:
    Социальные игры. Предполагают общение с родителями и окружающими в течение первого года жизни. Младенцы любят улыбаться, смотреть вокруг, узнавать знакомые и новые лица. Взаимодействие с малышом может быть построено и в форме диалога, и в форме описания простейших действий, совершаемых совместно с ним, и в виде несложных игр, к примеру, в прятки.
    Игры с предметами. Малыш сначала начинает трогать предметы, затем брать их, перекладывать из ручки в ручку, затем начинает бросать их, стучать ими друг об друга или об пол. Другими словами, он экспериментирует, пытаясь выяснить, каким образом предметы поведут себя в той или иной ситуации. Как правило, период таких игр приходится на 4-10 месяцы жизни малыша. И какой бы занятой ни была мама, решая проблему, как похудеть после родов, или что приготовить на обед для всей семьи, подобными играми пренебрегать в этом возрасте ни в коем случае не стоит. Если нет большого количества времени, чтобы играть с малышом, нужно позаботиться хотя бы о том, чтобы у него всегда были яркие, интересные и новые игрушки.
    Функциональные игры. Это игры, в которых малыш пытается использовать предметы по назначению. Примеру, поит куклу из игрушечной чашки, или копает песочек совком, или пытается причесаться. Море удовольствия вызывает также использование предметов, сходных по форме, к примеру, попытка «позвонить» с помощью телевизионного пульта. Подобные игры с предметами преобладают в возрасте от года до двух.
    Символические игры. Эти игры, в которых малыш начинает задействовать свое воображение, и наделять предметы не присущими им изначально качествами. Подобное умение появляется обычно после 2 лет. К примеру, малыш катает по полу картонную коробку, представляя себе, что это автобус. Игра сопровождается соответствующими звуками.
    Ролевые игры. Различные роли малыш начинает примерять на себя обычно в возрасте от 30 до 36 месяцев. Он начинает не просто играть с игрушками, а представляет себя мамой, доктором, учителем, и др.
    Как сделать игры более эффективными для развития малыша?
    1. Воспринимайте игру не просто как время, проведенное с игрушками. Принимайте участие в играх малыша, вовлекая в них окружающие вас предметы. Даже самые простые занятия, вроде выдувания мыльных пузырей или совместного пения песен, оказывают огромное влияние на развитие малыша.
    2. Проводите больше времени на полу вместе с ребенком. Мама или папа – это самые привлекательные для малыша объекты игр, и они бывают очень рады, если удается вовлечь в свою активность взрослых. В ходе игры, обязательно разговаривайте с ребенком – это позволит значительно ускорить речевое развитие.
    3. Вводите новые виды игр тогда, когда ребенок доволен и хорошо отдохнул.
    4. Умейте вовремя остановиться. Количество впечатлений, которые способен воспринять ребенок без вреда для своего эмоционального развития, достаточно ограниченно, особенно в раннем возрасте. Игру нужно прекратить при первых признаках усталости или недовольства.
    5. Дайте малышу возможность играть как одному, так и с другими детьми.
    6. Позвольте малышу самому выбирать, в какие игры играть. Конечно, время от времени нужно предлагать новые игрушки или игры. Но ведущая роль все же должна принадлежать ребенку. Ведь он играет для того, чтобы получить от игры удовольствие – а значит, любое принуждение со стороны взрослых, задавшихся вопросом, как научить ребенка играть, здесь недопустимо.

  8. MarsIII Ответить

    Ребенок, умеющий дружить и общаться, легче адаптируется в коллективе. Ему проще учиться, и развивать свои способности. Кажется, что дружеские отношения у детей начинаются самопроизвольно.
    Вот подошли друг к другу, спросили имя и предложили поиграть. Но это видимость. Дружбе, как и правилам общения со старшими нужно учить.

    Возрастные особенности детской дружбы

    До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.
    Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.
    Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.

     Дошкольники

    Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.
    Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает.  Большую роль играет и личная симпатия.

    Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:
    любимые совместные игры;
    на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
    общее увеличение, например, игрушками одной серии.
    Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу.

    Школьные годы

    Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.
    В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

    При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения. При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку. И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание.
    Лучший способ, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками – придумывать необычные развлечения и занятия.

    Подростковый возраст

    В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.

    Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры. Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других.
    В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.
    Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

    Как научить дружить

    Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас. Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность.
    Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.
    Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.
    Вместе дайте ей определение, например:
    комфортно молчать вместе;
    помощь придет в трудную минуту;
    тебя ценят вместе с недостатками;
    тебе скажут правду, пусть и горькую;
    тебя прощают.
    Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.
    Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.

    Тонкости общения со сверстниками

    Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.
    Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.
    Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.
    Чем старше становится ребенок, тем больше свободы в коммуникации вы ему даете. Тем больше ответственности он несет.

    Что делать в конфликтной ситуации

    Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.
    Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями.  Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
    Объясните, что каждый имеет право на:
    выражение эмоций;
    уважение;
    отстаивание своих права, но без агрессии.
    Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.
    Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.

    В чем польза разновозрастного общения

    Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.

    Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.
    Это благотворно сказывается на их развитии. У детей в таких коллективах повышается чувство ответственности.

    Личный пример

    Детям, чьи родители приглашают в друзей в гости, ходят на совместные прогулки, проще заводить друзей.  В «закрытых» семьях растут более замкнутые дети.
    Когда общаетесь с друзьями при детях, следите за своим поведением. Хотя с близкими людьми это нужно делать всегда. Не давайте своим друзьям оценки в присутствии детей. Все взрослые разговоры и разногласия должны быть за закрытыми дверями.
    Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.

    Как помочь замкнутому ребенку

    Не все дети общительны и с легкостью идут на контакт. Стеснительному ребенку или интроверту новые знакомства даются с трудом.
    Психологи советуют родителям замкнутых детей:
    Принять характер ребенка и не давить на него, заставляя дружить.
    Учите ребенка общаться.
    Поощряйте самостоятельность.
    Повышайте самооценку ребенка, учите его верить в себя.
    Для замкнутых деток важно бывать в коллективе, общаться со сверстниками. Совместные игры отлично тренируют коммуникацию. Ребенок перестает стесняться, становится увереннее.

    Итог

    Будьте и сами другом для ребенка, уважайте его, это поможет научить его общаться со сверстниками. Родительское уважение станет фундаментом для крепкой дружбы ребенка, в которой он не будет ведомым.
    Дружба делает жизнь светлее и приятней. Но ей, как и многому другому, нужно учиться. Только вы можете помочь ребенку сделать это.

  9. webcrew Ответить


    Дети должны играть. Это их работа. Все млекопитающие играют — так они обучаются навыкам, которые им понадобятся в дальнейшей жизни: от поиска еды до взаимодействия с другими. Это также способ, которым маленькие люди переживают свои эмоции.
    Каждый день и весь день дети должны управлять сложными чувствами:
    — страх (что, если под кроватью кто-то есть?),
    — ревность (может быть родители любят брата или сестру больше!),
    — унижение (учитель вел себя так, как будто я уже должен это знать, и все дети смеялись!),
    — паника (что, если я не успею в туалет вовремя?),
    — гнев (это была моя очередь!),
    — разочарование (ему все равно, чего я хочу?!)…
    Нормальные проблемы каждый день для растущего ребенка любого возраста рождают всевозможные чувства. Дети пропускают эти эмоции через игру. Смех, в частности, преобразовывает нашу химию тела путем уменьшения напряженности и увеличения расслабления.
    Дети физически активнее взрослых. Когда они эмоционально возбуждены, их тела должны высвобождать всю эту энергию. То, что у них гораздо больше энергии, чем у нас, одна из причин почему они нас утомляют. Но мы можем использовать это в наших интересах. В то время, когда мы играем в подвижные игры с детьми, они хихикают, потеют и кричат, они выпускают гормоны стресса, агрессию, которые они в противном случае должны были бы выпустить на нас, чтобы разрядиться.
    Игра также, способствует обучению, поэтому, когда вы “преподаете” эмоциональный урок играя, ваш ребенок действительно получает его. Но лучше всего, игра помогает родителям и детям чувствовать себя ближе друг к другу.
    Понятно, что все мы очень устаем и порой нам было бы предпочтительнее лечь на диван, чем начать активную игру. Хорошая новость заключается в том, что эти игры не должны длиться долго, 10 минут максимум, или всего 2 минуты.
    Большинство родителей считают, что игры с детьми их бодрят. Это происходит потому, что напряжение и раздражение, которые мы носим в себе и которое заставляет нас уставать, выходит наружу во время игры с ребенком. Мы выпускаем гормоны стресса так же, как и наши дети. Это дает нам заряд энергии.
    Поэтому, когда ваш ребенок просит вас играть, заключите с ним сделку. Конечно, вы будете играть в кукольный домик или построите с ним рельсы для поезда. Но сначала давай с тобой поиграем в активную игру несколько минут? Не удивляйтесь, если ваш ребенок полюбит этот вид игры так сильно, что начинает просить его снова и снова.

    Вот некоторые идеи Лоренс Коэн, которые помогут вам начать играть с вашими детьми.
    Когда ваш ребенок раздражен на вас
    “У тебя опять закончились объятия? Давай что-нибудь с этим сделаем!”Хватайте своего ребенка и обнимайте его так долго, как только сможете. Не ослабляйте вашу хватку, пока он не начнет извиваться, а затем не отпускайте сразу. Обнимите сильнее и скажите:
    “Я люблю обнимать тебя! Я не хочу тебя отпускать.Ты веришь, что я могу обнимать тебя снова и снова?”Потом отпустите и присоединитесь к нему большой, теплой улыбкой и скажите
    “Спасибо! Мне это было очень нужно!”
    Когда у ребенка есть новый брат или сестра или вы были слишком строги с ним
    Убедите своего ребенка на очень глубинном уровне, что вы любите его, преследуя, обнимая, целуя, а затем позволяя ему уйти и повторяя снова и снова:
    “Мне нужен мой Зайчик….Ты не можешь просто так убежать от меня… Я должен обнять тебя и поцеловать… О! Нет, ты сбежал… Я иду за тобой… Я просто должен поцеловать тебя еще раз и обнять тебя…Ты для меня слишком шустрый… Но я ни за что не сдамся… Я слишком сильно тебя люблю… Я тебя поймал… Теперь я поцелую твои пальчики… О, нет, ты слишком силен для меня… Но я всегда буду очень хотеть обнимать моего Зайчика!”Эта игра, гарантированно снимет сомнения вашего ребенка в том, действительно ли он любим (а любой ребенок, который “плохо себя ведет”, в этом сомневается). Лоренс Коэн называет этк игру “Fix”, потому что она исправляет все, что неправильно.
    Усиленная версия “Fix” с участием обоих родителей
    Боритесь с супругом за своего ребенка (в шутку). Борясь, пытайтесь схватить ребенка первым и обнять его.
    “Я хочу его обнять!- Нет, это я хочу его поцеловать!»
    «Но он мне очень нужен!» – Нет, он мне нужен! Ты всегда получаешь его!”

    Когда ваш ребенок ворчит
    “Ты, кажется, не в настроении. У меня есть идея. Я хочу услышать, как ты говоришь «НЕТ». Повторяй столько раз, сколько захочешь. Я скажу «ДА», а ты можешь ответить «НЕТ» таким же голосом как и я. Я говорю «ДА» низким голосом и тоже говоришь «НЕТ» низким голосом. Когда я говорю «ДА» писклявым голосом, ты говоришь «НЕТ» тоже писклявым голосом. Хорошо?”
    Когда ребенок слишком возбужден
    “У тебя сейчас так много энергии. Что мы можем с этим сделать? Может быть ты хочешь покувыркаться? Иди сюда (или на улицу) ко мне, здесь безопасно резвиться и буду видеть тебя”.
    Найдите безопасное место, где нет других детей или взрослых, чтобы еще больше стимулировать его к выбросу энергии. Позвольте ему кувыркаться, прыгать вверх и вниз, бегать по кругу или вокруг вас — все, что он захочет. Когда он упадет в изнеможении, прижмите его и скажите:
    “Это так здорово, что ты такой веселый. Но иногда ты слишком возбужден и тебе нужна небольшая помощь, чтобы успокоиться. Теперь, давайте сделаем три глубоких вдоха, чтобы расслабиться. Через нос, через рот. 1…..2……3…..Хорошо! Ты чувствуешь себя немного спокойнее? Хорошо, что ты умеешь успокаиваться. А теперь давай пойдем с тобой и почитаем книгу”.
    Когда ребенок борется с вами за власть
    Дайте вашему ребенку шанс стать более могущественным и перехитрить ужасного монстра — вас! Ваше поведение (рев, топанье ногами) показывает вашему ребенку, что вы его скоро поймаете и покажете кто здесь босс! Но когда вы преследуете его, то всегда позволяете ему перехитрить или утомить вас и уйти.
    Дайте ему пульт и притворитесь, что он может заставить вас остановиться или начать двигаться вперед и назад. Когда он бьет вас, притворитесь, что он чуть не сбил вас с ног.
    Еще одна версия этой игры — дать вашему ребенку легкий предмет или подушку, чтобы он мог ударить вас. Каждый раз, когда он бьет вас — вы падаете! Повторяйте это, пока он смеется. Признайте грозную силу вашего ребенка:
    “Ты такой сильный! Ты победил меня!”
    Когда ваш ребенок обманывает в игре
    Скажите:
    “Похоже, у нас теперь новые правила… Но почему ты всегда выигрываешь?!.. Ненавижу проигрывать!”
    Переусердствуйте с ролью “больного неудачника”, чтобы ваш ребенок смеялся над вами.
    Когда ребенок испытывает беспокойство при разлуке
    Цепляйтесь за своего ребенка, будучи супер-расстроенным и глупым:
    “Я знаю, что ты хочешь, чтобы я отпустил тебя, что ты хочешь играть, но ты мне нужен! Я очень хочу быть с тобой. Пожалуйста, побудь со мной сейчас?”
    Держите ребенка за руку или цепляйтесь за его одежду. Ему понравится ощущение, что она управляет возможностью отпустить, а не чувствует себя оставленной. Если вы ведете себя достаточно глупо, ребенок будет смеяться и напряжение вокруг прощания уменьшится. Когда он окончательно оттолкнет вас, скажите:
    “Все в порядке. Я знаю, что ты вернешься. Мы всегда возвращаемся друг к другу”.
    Когда ребенок хочет общаться только с одним родителем
    Пусть предпочтительный родитель (например, мама) сидит на диване. Встаньте между вашим ребенком и этим родителем и хвастайтесь:
    “Ты не можешь добраться до мамочки! Ты только мой! Только я могу быть с тобой! Я не позволю тебе добраться до мамочки!”
    Когда ребенок пытается добраться до мамы, хватайте его, но потом падайте и становитесь неудачником. Ребенок прорывается к маме, смеется (ура!), обнимает ее, а затем позволяет вам сесть рядом. Вы скорбите, что он победил, но продолжайте хвастаться, бросаете ему вызов и пытаетесь схватить его. Преувеличивайте свое хвастовство. Ребенок должен хохотать и смеяться, а это значит, что он освобождается от своих страхов и тревог.
    Когда ваши дети много борются между собой
    Когда дети будут спокойны, скажите:
    “Пожалуйста, не могли бы вы подраться друг с другом сейчас?”

    Когда они начнут драться, притворись комментатором ТВ:
    “Сегодня вечером в нашей программе мы наблюдаем за двумя сестрами, которые, кажется, не могут поладить друг с другом! Будут они драться или нет? Оставайтесь с нами, пока мы наблюдаем эту борьбу вживую! Заметьте, какая старшая сестра властная, но младшая сестра очень хитрая! Обе девочки хотят один и тот же кусок салями! Они смогут уладить этот спор? Они достаточно умны, чтобы понять, что в холодильнике больше чем один кусок салями? Оставайтесь с нами!”
    Ваши дети будут хихикать, выпускать напряжение и получат возможность увидеть себя со стороны.
    Когда ваш ребенок чувствует себя одиноким
    Каждый день проводите с ребенком 15 минут, обнимаясь. Наслаждайтесь прикосновением к вашему ребенку. Не стройте планов в этот момент. Просто поцелуйте его в нос, в волосы, пусть он погружается в комфорт ваших объятий. Даже если вашему ребенку восемь, относитесь к нему так, как если бы он был малышом, просто начинайте с ним говорить. Поиграйте в активные игры, в которые вы играли, когда он был крошечным. Сопротивляйтесь щекотке, делайте так, чтобы заставить детей чувствовать себя сильными и выходить из-под контроля. В основном, просто обнимайтесь и щедро делитесь своим вниманием.
    Если вы хотите немного помочь ребенку попасть в ностальгическое настроение, посмотрите вместе на старые детские фотографии:
    “Ты был таким очаровательным, почти таким же очаровательным, как и сейчас!”
    Когда ваш ребенок ноет
    Помните, что нытье – это выражение бессилия. Отказ “слышать” его, пока он не начнет говорить голосом «большого ребенка», еще больше делает его слабым. Но конечно же, вы не хотите вознаграждать нытье, “поддаваясь” ему. Вместо этого выразите уверенность в том, что ваш ребенок может использовать свой “сильный” голос и предложите вашу помощь в поисках своего голоса, делая это в игре:
    “Эй, куда делся твой сильный голос? Он был здесь минуту назад. Мне нравится твой сильный голос! Я помогу тебе найти его. Помоги мне его искать. Это под стулом? Нет … в игрушечной коробке? Нет… Эй! Мы нашли его!! Вот он твой сильный голос!! Ура! Мне нравится твой сильный голос! Теперь еще раз скажи мне, что тебе нужно, своим сильным голосом”.
    Если это не работает, то только потому, что ваш ребенок нуждается в бОльшей нежности и возможности поплакать.
    Когда нужно помочь ребенку заснуть ночью.
    Скажите «Спокойной ночи!» каждой части тела вашего ребенка. Касайтесь каждой части по очереди и нежно, с легким массажем.
    “Спокойной ночи головка…Спокойной ночи….хороший локоток, хорошее плечико, хорошая ручка, хорошие пальчики…”
    Потратьте время на то, чтобы ваш ребенок расслабил каждую часть своего тела, когда вы “узнаете” его. Дальше вы можете просто расслабиться и обняться с вашим ребенком. Так вы помогаете вашему ребенку узнавать его собственное тело и ощущать ваше присутствие рядом.
    Когда ваш ребенок что-то украл
    Заставьте его смеяться над этой ситуацией, притворяясь, что кражу совершило какое-то животное. Между тем, мама животного ищет украденные вещи по всему помещению:
    “Я нигде не могу найти блюдо для собак! Куда оно подевалось?”
    Конечно же, все «украденные вещи» прямо перед ней.
    Вам все равно нужно будет поговорить с вашим ребенком о том, что даже если он хочет сохранить то, что украл, это нужно вернуть, и что в будущем он может рассказать вам о том, чего ему хочется. Но обязательно сначала нужно поиграть в эту игру, так как она смягчит позор и тревожность этой ситуации для вас обоих, и поможет вашему ребенку быть открытым для изменения своего поведения.
    Когда ваш ребенок визжит или жалуется
    Дать разрешение.
    “Хорошо, уже было как много жалоб (громкого визга)! Это твой последний шанс пожаловаться (повизжать) до конца дня. Я устанавливаю таймер и надеваю наушники. Я хочу, чтобы ты жаловался (визжал) так громко, как только сможешь в течение следующих трех минут. У тебя есть только три минуты. После этого мы возвращаемся к нормальным нашим голосам. 1, 2, 3 — вперед!”
    Когда ребенок справляется со сложной ситуацией (начало школы, ссора на детской площадке, болезнь)Пусть одна игрушка будет родителем, а другая — ребенком и с их помощью вы разыгрываете ситуацию. Используя игрушки, ребенок отдаляется на один шаг от реальности, поэтому большинство детей считают такой способ справляться со сложной ситуацией более удобным. Но некоторые дети любят действовать в ситуации сами.
    “Давай представим, что мы в песочнице. Я хочу поиграть с твоим грузовиком, но ты не хотите делиться”. или “Давай представим, что ты учитель, а я ученик” или “Давай представим, что ты доктор, и я больной”.
    Игра вне проблемных ситуаций не забирает так много эмоциональных сил для малышей, помогает им участвовать в управлении их собственными тревогами, и помогает им почувствовать себя сильным в ситуации, когда они могли чувствовать себя в реальной жизни бессильными и униженными.
    Когда ребенок не хочет вставать утром или ложиться спать
    Как-нибудь в выходные возьмите игрушки (маму и ребенка). Сыграйте с их помощью утреннюю (или перед сном) рутину. Пусть малыш сопротивляется, ноет, капризничает. Пусть мама “потеряет его” (но не пугайте своего ребенка, переусердствуя. Пусть мама будет смешным, некомпетентным «медвежонком». Ваш ребенок увлечется игрой. Затем передайте своему ребенку “маму” и снова разыграйте сценарий, когда вы являетесь ребенком. Сделайте это смешно, так чтобы вы могли оба посмеяться и снять напряжение. Включите в сценарий ситуации, в которых ребенок идет в школу или мама идет на работу или малыш должен орать на маму, чтобы она поторопилась, а мама скажет:
    “Кого волнует эта встреча? Давайте скажем боссу, что важнее найти наш игрушечный автомобиль!”
    Дайте ребенку простор в его фантазиях, позвольте проиграть то, что он не может осуществить в реальности. Вы можете узнать что-то о том, как сделать ваше общение лучше. Почти наверняка, в понедельник вы увидите больше понимание и желания сотрудничать со стороны вашего ребенка. По крайней мере, вы разрядите напряжение и получите отличный шанс увидеть, как ваш ребенок воспринимает вас!
    Когда нужно восстановить привязанность
    Начните бой подушками или снежками, начните бороться или снимать носки друг у друга (оправдание для объятий). Или дайте ребенку подержать подушку и попытайтесь ее украсть. Пусть всегда ваш ребенок побеждает. Детям нужно почувствовать свою силу. Эта игра может понравиться и вам тоже!

  10. fosco Ответить

    Конфликты неизбежны в любой детской среде. И вовсе не потому, что дети непослушны. Просто у них еще нет понятия правильного поведения. Через конфликты обретается навык управления своими действиями и эмоциями. Задача родителей научить правильно вести себя в таких ситуациях. Нужно объяснить, что каждый имеет право на выражение своих эмоций, что важно уважать других. Не стоит прививать ребенку агрессивный настрой. Как правило, это только усугубляет ситуацию. Но и подчеркните, что не надо бояться высказывать свое мнение и желание. Для малышей главным арбитром в споре становятся взрослые, которые объясняют и озвучивают за них их действия, учат договариваться мирным путем.
    Родители являются главным ориентиром для своих детей во всем. И в вопросах дружбы в том числе. Если дети с рождения видят, что у семьи много хороших друзей, с которыми они часто общаются, вместе отдыхают, то просто не остается шанса вырасти плохими друзьями. Ведь дети больше всего хотят быть похожими на своих маму и папу. Не стоит забывать об этом. Важно проанализировать свое поведение с близкими друзьями, и если есть напряженные моменты, подумать, что можно сделать для их улучшения.
    Дети очень любят ходить друг другу в гости. Там много новых интересных вещей, которых нет дома, много новых игрушек. А главное, там есть компания. Обстановка непринужденная, всем весело и комфортно. Родители придумывают, чем занять детей с пользой для всех. Тем более, что делать это в компании всегда приятнее. Например, всем вместе замесить тесто и испечь пироги, собрать большой красивый стол, и пить всем вместе чай. Или играть в веселые игры, которые будут интересны всем присутствующим детям. Дети, которым еще нет года, пока не могут участвовать в таких делах. Они находятся у мам на руках, с интересом наблюдая за всем происходящим. Когда взрослые и старшие дети заняты активной деятельностью, малыши становятся очень спокойными, веселыми и послушными. Такая реакция у них возникает на гармоничные отношения вокруг них.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *