Как научить ребенка говорить букву ш в домашних условиях?

16 ответов на вопрос “Как научить ребенка говорить букву ш в домашних условиях?”

  1. ViperOdessa Ответить

    Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».

    Методические рекомендации для родителей

    Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

    Разминка для языка и губ

    Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
    Она включает следующие упражнения:
    «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
    Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
    Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
    Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
    Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
    Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
    Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
    Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
    После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.

    Упражнения для основного этапа

    Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.
    Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.
    В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.

    Постановка и последующая автоматизация звука

    Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.
    Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:
    Не найду ушки у нашей лягушки.
    Шла Маша по шоссе и сосала сушки.

  2. lilsore Ответить

    свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
    движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
    пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
    корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
    улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
    качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
    маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.
    Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

  3. igelbro Ответить


    Красиво говорить не запретишь! Польза артикуляционной гимнастики

    Постановка звуков “С З Ц”

    Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика

    Как научить ребенка говорить звук «Р»

    Шутливые фразы – скороговорки – в домашнем воспитании дошколят

    Постановка и автоматизация звуков “Т Д”

  4. shapo Ответить

    Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
    Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
    Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

    Учим ребенка выговаривать звуки

    Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
    Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

    Упражнения для произношения звуков

    Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
    1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
    «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
    «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
    В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
    «В лесу темно,
    Все спят давно.
    Одна сова не спит,
    На суку она сидит».
    2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
    3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
    4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
    «Милый мишка,
    Славный мишка,
    Весь из плюша
    Сшит наш мишка».
    5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
    6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
    7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
    «Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
    «Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
    «Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
    Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
    Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
    На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
    Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
    Всех скороговорок не перескороговоришь.

    Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

    Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
    Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

    Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

    Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

  5. ms.Pahan Ответить

    Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.
    Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:
    сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
    определить позицию звука в слове.
    По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастики

    Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.
    Приступать к его выполнению можно при сформированном умении делать и удерживать язык широким.
    Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).
    После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

    Также рекомендуют другие упражнения:
    Для проведения этого задания понадобится ватка. Широкий язык помещают на нижнюю губу. Ребенок говорит удлиненный Ф и старается сдуть ватку как можно дальше.
    Широкий кончик языка помещают на верхнюю губу, а боковые края должны быть плотно прижаты. На кончике носа размещают кусочек ватки или перышко. Ребенок пытается сдуть ее, удерживая язык в верхнем положении. У него получится это сделать, если воздушная струя будет проходить посередине.
    Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.
    Описанные упражнения для шипящих также используют и для коррекции произношения сонорной группы звуков, потому что при их произнесении язык также принимает верхнее положение.

    Вариант постановки при отсутствии звука

    Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует другие фонемы вместо него, то основной упор делают на артикуляционную гимнастику, а именно формирование подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка» выполняется правильно, логопед приступает к постановке звука.
    Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык и тогда получится Ш. Если ребенок произносит Х, то четкое звучание шипящего не получится. Для удобства предлагают произносить С, только язык находится за верхними зубами. Чтобы выработать правильное произношение, нужно его повторять многократно. Для повышения эффективности занятий логопед использует дидактические игры.

    Постановка Ш при искаженном произношении


    От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:
    При межзубном варианте проводится точно такая же подготовительная работа, как и при отсутствии фонемы в речи. Упор делается на подъем языка, поэтому дополнительно отрабатывают четкое проговаривание Т, от которого будут ставить звук. Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно медленно проговорить звук, добавляя придыхание. Постепенно логопед учит ребенка удлинять воздушную струю и не задевать языком бугорки.
    При боковом искажении используют механический способ. Перед постановкой укрепляют боковые края языка; учат поднимать и удерживать язык за зубами, формируют сильный длительный направленный выдох. Для постановки можно использовать специальный логопедический зонд или чайную ложку (если вы занимаетесь коррекцией в домашних условиях). Зондом или ложкой поднимают переднюю часть языка и убирают за верхние зубы, отодвигая его ближе к бугоркам. Ребенок прикусывает ложку и произносит С. Постепенно длительность выдоха увеличивается, формируется умение поднимать и удерживать язык в нужном положении самостоятельно.
    Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих. Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Взрослый, используя черенок чайной ложки, останавливает вибрацию. В результате получается шипение. Постепенно ложку используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без механической помощи.
    Метод постановки от свистящих. Ребенок произносит удлиненный С, взрослый под передний край языка помещает чайную ложку или зонд, поднимает его и отводит вглубь рта, пока в речи не услышит Ш. Постепенно ребенок учится самостоятельно поднимать и удерживать «чашечкой» язык.

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *