Как научить ребенка играть в шашки с нуля?

17 ответов на вопрос “Как научить ребенка играть в шашки с нуля?”

  1. hvasnpure Ответить

    Ольга Белова
    Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки»
    Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребёнка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из, которых являются шашки и шахматы. Шашки для детей-это отличное средство развития в ребёнке важных качеств и в первую очередь-памяти и логического мышления, интуиции, целеустремлённости, умение принимать верные решения. Начинать играть уже можно в 3-4 года, для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры внимание и сосредоточенность. Именно эти качества понадобятся ребёнку, когда он пойдёт в школу, что доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и. д.
    Как научить ребёнка играть в шашки?
    На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребёнок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам.
    Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.
    Несколько советов, которые помогут вам в этом:
    1. Осваивайте литературу по шашкам, а также различные шашечные сайты. Это нужно для того, чтобы самостоятельно изучать приёмы игры, уметь решать и объяснять ребёнку задачи по шашкам, изучать интересные шашечные позиции и партии.
    2. Старайтесь находить возможность играть в шашки с человеком или хотя бы с компьютером, если нет другой возможности. Для этого достаточно установить простую бесплатную шашечную программу или, для большего эффекта, ту, которая способна к сохранению и анализу сыгранной партии, а также которая сможет указать на совершённые ошибки.
    3. Рассказывайте ребёнку разные истории про шашки.
    4. Показывайте ребёнку несложные увлекательные элементы игры в шашки
    5. Не скупитесь на похвалы для ребёнка за достигнутые успехи в игре, не ругайте его в случае неудачи. Говорите, что гордитесь его успехами в шашках. Заинтересовывайте ребёнка, а не принуждайте его. Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.
    ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
    Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно. Внимательно рассмотрите фишки (форму, цвет, доску, выделяя белые и чёрные поля, материал, поверхность. Дайте ребёнку возможность обследовать руками фишки, убедиться в особенностях внешнего вида перевёрнутой шашки (будущей дамки). Дайте ребёнку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по чёрным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребёнку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью расстановки их на чёрные поля. Предложите ребёнку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребёнку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.
    Переходим к обучению ходам по диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек лучше сократить с 12(24) до 4(8). Это даст ребёнку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные моменты игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
    Объясните ребёнку смысл игры – уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.
    Проведите тренировочную игру с ограниченным числом шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребёнок рано или поздно столкнётся с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать её с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад. Расскажите ребёнку, что в любом бою, в том числе и в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по любым диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевёрнутую шашку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета. Так ребёнку будет легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально.
    Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребёнка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьёвку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обозрения всего поля. Как правило, ребёнок так сосредоточен своей стратегией, передвижением шашек, что не может оценивать картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации. Задача взрослого – научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
    КРАТКИЙ СПИСОК ТЕРМИНОВ ИГРЫ В ШАШКИ
    Простая-обычная шашка.
    Дамка-шашка, достигшая дамочных полей.
    Простой ход-передвижение шашки с одного поля на другое.
    Дамочные поля-поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.
    Ударный ход-ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
    Поддача-преднамеренная постановка шашки под удар
    Размен-поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.
    ПРАВИЛА ИГРЫ В РУССКИЕ ШАШКИ
    У каждого игрока по 12 шашек, которые расставляются по чёрным полям на доске в 64 клетки. Доску нужно ставить так, чтобы угловое чёрное поле находилось слева от играющих. Шашки двигаются только по чёрным полям по диагонали вперёд на свободное соседнее поле. Начинают игру белые. Ходы делают по очереди. Нельзя делать подряд несколько ходов. Простые шашки назад не ходят. Если белая и чёрная шашки встретились и находятся на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой противника свободно, тот из играющих, чья очередь хода, обязан взять (побить) её и снять с доски. Брать (бить) шашку соперника можно ходом вперёд и назад, если за ней есть свободное поле.
    На доске может возникнуть такое положение, что под ударом окажутся сразу несколько шашек противника, тогда их берут (бьют, используя «мостик», перешагивая через каждую шашку на свободное поле за ней. Через два свободных поля перешагивать нельзя, так же как нельзя ходить через две свободные шашки.
    Если простая шашка, двигаясь по доске, достигла последнего ряда, она превращается в дамку. Дамка может ходить по всем четырём диагоналям на всю длину вперёд и назад, если они свободны от шашек. Если за шашкой противника имеется несколько свободных полей подряд, то дамка, взяв неприятельскую шашку, вправе остановиться на любом из свободных полей. Может брать сразу несколько шашек, если за каждой из них есть хотя бы одно свободное поле. После взятия шашки противника, дамка может менять направление следующего удара.
    Если вы прикоснулись к своей шашке, то обязаны ею пойти. А после того, как переставили её на другое поле и отняли от шашки руку, считается, что ход сделан. При обоюдной невозможности сделать ход, проигрывает тот, чей ход.

  2. lancealtar Ответить

    Играть в шашки и шахматы с ребенком не только интересно, но и полезно. Если вы озадачены вопросом, как научить ребенка шашкам и шахматам, чтобы развить логику, интуицию, память, умение самостоятельно принимать решения, читайте наши советы.
    t-sova.by
    Никто из родителей не станет сомневаться в необходимости интеллектуального развития детей, а шахматы и шашки — именно те игры, которые развивают всесторонне.

    Когда начинать учить ребенка играть в шашки и шахматы?

    Начинать учить ребенка играть в шашки или шахматы можно с дошкольного возраста. Пятилетний ребенок очень активный и неусидчивый, но уже способен в игровой форме освоить игровые приемы и научиться соблюдать правила игры в шашки или шахматы.  Внимание в этом возрасте уже более устойчивое, произвольное, формируется наглядно-образное мышление. Ребенок вполне может 20-25 минут заниматься одним видом деятельности, если ему интересно.

    Как научить ребенка играть в шашки

    http://www.bashinform.ru
    Рассказать историю возникновения игры в шашки. Лучше в занимательной форме, с интересными примерами и фактами.
    Показать доску и фишки.
    Объяснить, почему у одного игрока должны быть фишки белого цвета, а у другого — черного.
    Научить правильно расставлять шашки на игровом поле.
    Объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре).
    Объяснить суть игры.
    Продвигать свои шашки вперед, при этом «бить» шашки соперника или перекрывать ему все ходы. Побеждает тот, у кого в конце игры остались шашки на доске.
    Объяснить правила игры.
    Легче всего сделать это в стихотворной форме.
    Начинать бой можешь смело –
    Первый ход всегда за белой!
    Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по черным клеткам!
    Наверно, шашкам не везет,
    Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
    Знают все: и стар, и млад,
    Шашкой бьем вперед-назад!
    Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя ее перепрыгнет!
    Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ходи ею по всей диагонали!
    Цель игры – побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!
    Есть два неофициальных правила шашек, которые обычно соблюдаются:
    1. «Бить» обязательно.
    Если есть такая возможность, нужно «бить» шашку противника. Если игрок не заметил этот ход, его шашку убирают с доски.
    2. «Дамку» можно передвигать на любое количество полей, но если она «съела» шашку противника, то должна занять клеточку позади «побитой» фигуры.

    Шахматы для самых маленьких: с чего начать

    Как научить ребенка играть в шахматы? Начните с простого! С малышами 3-4 лет смело можно играть в «предшахматы».
    Игровое поле и фигуры можно смастерить самостоятельно. На доске сделайте вдвое меньше клеток, но крупного размера. Возьмите два комплекта игрушек. Например, зайцы и лисички. Так малыш освоит понятие «съел». Ходить можно только в одном направлении, например, только по диагонали, только вперед. После таких игр дети быстрее освоят классическую игру в шахматы.

    Как научить детей шахматам

    i1.wp.com
    Мы уже писали о том, как выбрать шахматную школу, если вы живете в Минске, но научить детей шахматам можно и дома.
    Чтобы научиться играть в шахматы, нужно освоить теорию: названия фигур, расстановки, выучить шахматные партии и узнать специфические комбинации (взятие на проходе, рокировка). Это достаточно объемный и сложный материал, поэтому будьте терпеливы, давайте информацию юному шахматисту порционно, в доступной его возрасту форме, чередуйте теорию и практику, шутите и играйте, чтобы поддерживать интерес и создавать благоприятный эмоциональный фон..
    Начните со сказки. Объясните правила игры на примере сказочного королевства, где королей и королев защищают верные подданные. Слоны стоят на страже, а конная кавалерия — в засаде. Первыми в бой идут пешки… Шахматная доска — основное место их сражения.
    За один присест (10-15 минут) рассказывайте о какой-то одной фигуре.
    Потом можно приступать к практике. У каждого игрока по 16 фигур на доске. Научите ребенка правильно их расставлять:
    пешки — на 2 и 7 линиях;
    ладьи — по углам доски;
    кони — рядом с ладьями;
    слоны — рядом с конями;
    посередине — ферзь (белый — на белой, черный — на черной);
    рядом с ферзем стоит король.
    Лучше всего играть в шахматы с реальным партнером, но прокачать навыки можно и с помощью обучающих компьютерных видеороликов и программ.

    Как ходят шахматные фигуры

    Как ходит король
    Король — самая главная и ценная фигура в шахматах. Ее нельзя снять с доски, если он получает «мат», партия закончится.
    Как ходит: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Не может ходить на соседнюю клетку в том случае, если она атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура это же же игрока.
    Как ходит ферзь
    Ферзь — самая мощная после короля фигура в шахматах. Условно оценивается в 8 пешек.
    Как ходит: вперед/назад, вертикаль/горизонталь, по диагонали, если на пути нет других фигур.
    Как ходит ладья
    Ладья  условно оценивается в 5 пешек.
    Как ходит: прямолинейно назад/вперед и вправо/влево, если на пути нет других фигур.
    Как ходит слон
    Слон бывает чернополым (ходит только по черным диагоналям) и белополым (ходит только по белым диагоналям).
    Как ходит: по диагонали вперед и назад, если там нет других фигур.
    Как ходит конь
    Конь условно оценивается в 3 пешки.
    Как ходит: в форме буквы «Г», может «перепрыгивать» через другие фигуры.
    Как ходит пешка
    Пешка — самая «дешевая» фигура.
    Как ходит:
     в вертикальном направлении на один квадрат вперед, может бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побила. В начале партии пешка может сделать первый ход через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед.
    Пешки имеют право становиться другими фигурами (кроме короля). Для этого пешка должна достичь последней линии доски (первая – для черных и восьмая – для белых). Выбор фигуры осуществляется тем игроком, который делает ход. Чаще всего пешку превращают в ферзя.
    Также пешка может брать пешку соперника, которая была перемещена одновременно на две клетки доски.
    Когда ребенок запомнит, как ходят все фигуры, начните учить его обдумывать ходы, выбирать тактику игры, мыслить стратегически.

    В чем суть шахмат?

    Цель игры — поставить мат королю противника, т.е. создать такую ситуацию, чтобы король не смог уйти от шаха. Такая ситуация возможна тогда, когда вокруг все клетки заняты своими фигурами, либо все фигуры расположены под ударом соперника. Ситуация безвыходная и тогда, когда невозможно закрыться от шаха другой фигурой либо вы сами не можете убрать фигуру, которая объявила шах.

    Советы для тех, кто хочет научить ребенка играть в шахматы и шашки самостоятельно

    Если вы сами не умеете играть ни в шашки, ни в шахматы, не беда — учитесь вместе с ребенком!
    Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет вашим достойным партнером!
    Ребенок должен играть не только с игроками сильнее себя, но и слабее.
    Будьте терпеливы и последовательны.
    Хвалите за победу, даже за один верно сделанный ход.
    Учите проигрывать достойно.
    Научите ребенка относиться к проигрышу в игре спокойно, без обид на соперника. Не критикуйте, иначе ребенок не захочет вообще никогда заниматься соревновательными играми. Обязательно найдите, за что похвалить, проанализируйте хорошие моменты игры и ошибки. Учите анализировать ошибки и извлекать урок на будущее!
    Уважаемые читатели! Играете ли вы со своими детьми в шахматы и шашки? В каком возрасте они научились этим играм?
    Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
    Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

  3. Made in China Ответить

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                      «Детский сад № 217»                                                                                                 Ленинского района г. Саратова
    Утверждаю                                                                                                                                                                 Заведующий МДОУ                                                                                                                                                       «Детский сад № 217»                                                                                                                                                  __________ Г.Г. Павлинова
    Консультация для родителей
    «Как научить ребенка играть в шашки»
    Подготовила  воспитатель:                                                                                                                 Полищук Юлия Александровна
    Дата проведения:
    Саратов                                                                                                                              2016
    Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.
    Шашки для детей– это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам. Обязательно постарайтесь познакомить ребёнка с игрой в шашки.  Начинать играть можно уже в 3 – 4 года. Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендованы кружки шашек.
    Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм.
    Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком. Достичь этого Вам помогут такие действия:
    1.Изучайте литературу по шашкам, интересные шашечные сайты с целью:
    получения новостей о шашках, изучение творчества знаменитых шашистов,
    самостоятельного изучения приемов игры
    умения решать и объяснять ребенку простейшие задачи по шашкам
    изучения интересных и красивых шашечных позиций и партий
    2. Старайтесь играть в шашки: с человеком или (если нет другой возможности) с компьютером (достаточно простой шашечной программы).
    3. Рассказывайте ребенку интересные шашечные истории (в некоторых книгах Вы можете найти такие истории с участием хорошо знакомых детям персонажей)
    4. Демонстрируйте ребенку простые, но показательные и увлекательные фрагменты игры в шашки (особенно впечатляют детей эффектные шашечные комбинации)
    5. Хвалите ребенка за успехи в игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.
    6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.
    7. Не принуждайте, а заинтересовывайте ребенка!
    Не форсируйте события! Главное чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.
    Эти важные секреты и советы помогут Вам не только научить ребенка играть в шашки, но и увлечь шашками. Не забывайте, что если Вы сумеете показать ребенку свой собственный интерес к шашкам, и не будете принуждать к занятиям, то ребенок тоже заинтересуется шашками (указанные выше советы созданы на основе работ опытного преподавателя,  Ивана Ивановича Полонейчика).
    Шашки, как очень  увлекательная игра подойдёт даже в том случае, если по каким-то причинам ребёнок не хочет играть в шахматы.

  4. INOC Ответить

    Ирина Владимировна Орловская
    Правила игры в шашки с детьми в ДОУ
    Инструктор по физической культуре Орловская И. В.
    Консультация для родителей и воспитателей:
    «Правила игры в шашки с детьми в Д ОУ»

    Шашки в детском саду.
    Шашки – интеллектуальная игра, и именно такие игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, внимание, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Интеллектуальные игры учат мыслить системно стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – учат создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме. В шашках важно уметь длительное время концентрировать внимание, что для гиперактивных детей выполняет коррекционную функцию. Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в следующий раз.
    Помимо интеллекта развивается изобретательность. Творческие способности и спортивный азарт. Игра в шашки дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта удивительная игра, может занять в педагогическом процессе детского сада определенное место в совместной деятельности детей и воспитателя.
    Интерес и игре в шашки у некоторых детей проявляется самостоятельно, под влиянием родных и близких, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. Шашки должны стать продолжением игр и забав без «принудительного элемента». Главный критерий в формировании нынешней группы детей – их желание играть в шашки.
    Правила игры в шашки.
    Шашки – это вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые называются шашками) на доске, разделенной на черные и белые клетки.
    Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности хода.
    Доска. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующихся во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку в левом углу был черного цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые, у другого – черные. Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях.
    Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по очереди ходят, передвигая ту или иную фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить или взять оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них). Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры дает преимущество перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки – простые.
    Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали. Если она достигает последнего горизонтального ряда, то она превращается в дамку, приобретая новые права. На доске у каждой стороны может быть по несколько дамок одновременно.
    Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад, но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.
    Взятие. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника обязательно производится как вперед, так и назад. Взятие – считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т. д. шашку (последовательное взятие).
    Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т. д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой (последовательное взятие). В процессе запрещается переносить шашки или дамки через собственные. При последовательном взятии разрешается проходить раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.
    При возможности взятия по двум направлениям и более дамкой или шашкой выбор, предоставляется берущему.
    Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и, если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.
    Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.
    Выигрыш. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник, признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается или не имеет ни одной шашки.
    Ничья может быть объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур, три и более, раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз за одной и той же стороной, в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т. д.
    Хронометраж. Определяется регламентом соревнований.
    Существует несколько систем проведения соревнований. Круговая: участники поочередно встречаются с друг другом в один или несколько кругов. Олимпийская (с выбыванием): проиграв встречу, спортсмен (команда) выбывает из борьбы.
    Русские шашки.
    Игра идет на 64 – клеточной (8х8) доске с той же нотацией, что и в шахматах (для записи ходов или позиций используются по горизонтали латинские буквы от «А» до «н», по вертикали-цифры от 1 до 8, отсчет идет от левого нижнего угла доски). В распоряжении игроков по 12 шашек, в начале игры занимающих первые три ряда с каждой стороны.
    Простая шашка ходит на одно поле – только вперед по диагонали (влево или вправо, а бить – и вперед и назад.
    Дамка ходит и бьет в любом направлении по диагонали на любое число свободных полей.
    Если дамка появилась в результате тихого хода (без взятия чужой фишки, она имеет право бить не раньше следующего хода. Если она появилась при ударе (ход взятием, то при наличии такой возможности бьет на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам русских шашек дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых клеток до нее.
    Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из них по своему усмотрению.
    Взятую шашку (шашки) можно снимать с доски только по окончании хода, перескакивать через каждую из них можно лишь один раз. (Ситуации, когда шашке (дамке) брать дальше мешает уже сбитая ей на этом ходу, но еще не снятая с доски шашка соперника (или через нее надо идти вторично, называется турецким ударом.)

  5. ПроФесСор Ответить

    «Как научить ребенка играть в шашки»
    Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.
    Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого, игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам. Обязательно постарайтесь познакомить ребёнка с игрой в шашки. Начинать играть можно уже в 3 – 4 года. Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендованы кружки шашек.
    Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам, да и другим полезным развивающим играм.
    Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.
    Несколько советов, которые помогут вам увлечь ребёнка шашками:
    1. Осваивайте литературу по шашкам, а также различные шашечные сайты. Это нужно для того, чтобы изучать творчество известных шашистов, самостоятельно изучать приёмы игры, уметь решать и объяснять ребёнку задачи по шашкам, изучать интересные и красивые шашечные позиции, и партии.
    2. Старайтесь находить возможность играть в шашки с человеком или хотя бы с компьютером, если нет другой возможности. Для этого достаточно установить простую бесплатную шашечную программу или, для большего эффекта, ту, которая способна к сохранению и анализу сыгранной партии, а также которая сможет указать на совершённые ошибки.
    3. Рассказывайте ребёнку разные истории про шашки.
    4. Показывайте ребёнку несложные увлекательные элементы игры в шашки
    5. Не скупитесь на похвалы для ребёнка за достигнутые успехи в игре, не ругайте его в случае неудачи. Говорите, что гордитесь его успехами в шашках, хвастайтесь ими в присутствии других людей. Заинтересовывайте ребёнка, а не принуждайте его. Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.
    ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
    Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно. Внимательно рассмотрите фишки (форму, цвет, доску, выделяя белые и чёрные поля, материал, поверхность. Дайте ребёнку возможность обследовать руками фишки, убедиться в особенностях внешнего вида перевёрнутой шашки (будущей дамки). Дайте ребёнку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по чёрным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре.            Предложите ребёнку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью расстановки их на чёрные поля. Предложите ребёнку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребёнку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.
    Переходим к обучению ходам по диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек лучше сократить с 12(24) до 4(8). Это даст ребёнку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные моменты игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
    Объясните ребёнку смысл игры – уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.
    Проведите тренировочную игру с ограниченным числом шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребёнок рано или поздно столкнётся с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать её с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад. Расскажите ребёнку, что в любом бою, в том числе и в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по любым диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевёрнутую шашку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета. Так ребёнку будет легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально.
    Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребёнка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьёвку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обозрения всего поля. Как правило, ребёнок так сосредоточен своей стратегией, передвижением шашек, что не может оценивать картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации. Задача взрослого – научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
    КРАТКИЙ СПИСОК ТЕРМИНОВ ИГРЫ В ШАШКИ
    Простая — обычная шашка (не дамка).
    Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.
    Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.
    Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.
    Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.
    Тихий ход, или темп — простое перемещение шашки.
    Ударный ход, удар, или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
    Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.
    Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.
    Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
    Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.
    Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.
    Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.
    Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.
    ПРАВИЛА ИГРЫ В РУССКИЕ ШАШКИ
    (регламент соревнований)
    У каждого игрока по 12 шашек, которые расставляются по чёрным полям на доске в 64 клетки (8). Доску нужно ставить так, чтобы угловое чёрное поле находилось слева от играющих. Шашки двигаются только по чёрным полям по диагонали вперёд на свободное соседнее поле. Начинают игру белые. Ходы делают по очереди. Нельзя делать подряд несколько ходов. Простые шашки назад не ходят. Если белая и чёрная шашки встретились и находятся на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой противника свободно, тот из играющих, чья очередь хода, обязан взять (побить) её и снять с доски. Брать (бить) шашку соперника можно ходом вперёд и назад, если за ней есть свободное поле.
    На доске может возникнуть такое положение, что под ударом окажутся сразу несколько шашек противника, тогда их берут (бьют, используя «мостик», перешагивая через каждую шашку на свободное поле за ней. Через два свободных поля перешагивать нельзя, так же как нельзя ходить через две свободные шашки.
    Если простая шашка, двигаясь по доске, достигла последнего ряда, она превращается в дамку. Дамка может ходить по всем четырём диагоналям на всю длину вперёд и назад, если они свободны от шашек. Если за шашкой противника имеется несколько свободных полей подряд, то дамка, взяв неприятельскую шашку, вправе остановиться на любом из свободных полей. Может брать сразу несколько шашек, если за каждой из них есть хотя бы одно свободное поле. После взятия шашки противника, дамка может менять направление следующего удара.
    Если вы прикоснулись к своей шашке, то обязаны ею пойти. А после того, как переставили её на другое поле и отняли от шашки руку, считается, что ход сделан.
    При обоюдной невозможности сделать ход, проигрывает тот, чей ход.

  6. Kilix Ответить

    Ход — по диагональному направлению, на одну клеточку.

    Первым начинает игру обладатель белых шашек. Ходы далее между соперниками чередуются. Касание игроком шашки, имеющей возможность маневра, означает то, что он ей обязан ходить.
    Если на впереди находящейся клетке расположена шашка противника, а за ней имеется свободное игровое место – шашка «бьется». В игре она больше участия не принимает и убирается с доски. При наличии такой ситуации ход в сторону игрок делать не имеет права – обязан бить.
    В случае, если таковых возможностей несколько – выбирать следует наиболее удобную для вас. Шашка, доведенная до края поля противника, превращается в дамку и может ходить по диагонали на любое количество клеток.
    Еще немного о стратегии
    Ребенок должен научиться определять игровой уровень соперника. Начиная игру, необходимо сосредоточиться на проведении шашки в дамки. Важно не давать этого сделать сопернику.
    Полученная дамка даст начинающему игроку большие преимущества. Ведя игру, необходимо стремиться достичь численного преимущества над противником, стараться захватить центр доски, предоставляя сопернику для маневра участки по краям.
    Таким образом всегда будет больше шансов для выигрыша. Необходимо следить за игрой соперника, чтобы своими ложными ходами он не смог увлечь в приготовленную ловушку. Успех подобных маневров не редко приводит к полной победе.
    Свои ходовые комбинации необходимо продумывать на несколько пунктов вперед и стремиться их осуществить полностью.
    Большую значимость имеют и другие приемы – заход в «любки» и нападение, прорыв в дамки, запирание шашек соперника, не давая им возможности для хода, поддавки.
    Поясним по каждому приему:
    поддавки – задуманная ловушка на начальном этапе игры. Фигуры приносятся в жертву сознательно, чтобы в дальнейшем провести молниеносную комбинацию по нападению;
    «любки» — шашка ставится между двумя вражескими, чтобы на следующем ходу вы могли гарантированно одну из них «съесть»;
    дамки – здесь все понятно, главное – быстрота;
    блокировка – не дать противнику возможности ходить, лишать его маневра. Но при этом следует остерегаться и повторения ситуации уже на себе.
    Чтобы ребенок хорошо научился играть, он должен постоянно тренироваться. Лучше всего для этого можно воспользоваться компьютерными играми. Здесь можно выполнять сохранение, проводить анализ игр, выявлять ошибки и избегать их в последующих играх.
    Всегда помните, что игра в шашки – интеллектуальная.
    Читайте так же:

  7. Windgrove Ответить

    Настольная игра “Морской бой”

    Настольная игра “Морской бой”. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и вопрос в том, как играть. ” играть ” с помощью взрослого просто соблюдая правила игры, или играть применяя стратегии. при всем том…

    в шашки играет кто-нибудь?

    в шашки играет кто-нибудь?. Помогите. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Я сегодня рылась на сайтах, искала правила. Вроде везде все доходчиво написано, но не поняла одну вещь. Шашка ходит на одну…

    Не любит проигрывать

    Мы сейчас с ребенком сидим дома из-за ветрянки, и часто играем в шашки и игры с фишками. И я уже не знаю, что делать… он совершенно не умеет проигрывать! В шашках – попробуй я съесть больше фигур, чем он! Приходится поддаваться… Пока я добилась только того, чтобы…

    Как играть в нарды

    Как играть в нарды. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Может у кого есть ссылочка на более менее понятную инструкцию-самоучителю по игре в нарды?

    Как научить ребенка играть в шахматы ?

    Дочка научилась сама, просто наблюдая за игрой старших девочек в подмосковном пансионате и Где, как научиться (чтоб затем дитя научить ) играть в шашки и шахматы ? шахматы в ЮЗАО? где научить ребенка игра. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет : школа, отношения с…

    Наш отчёт про шашки.

    как играть в шашки взрослому с ребёнком ? Моя освоила шашки в 6 лет и буквально за 2-3 занятия про шашки и шахматы. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Я сегодня рылась на сайтах, искала правила. про шашки и шахматы.

    Шашки – шахматы

    Шашки – шахматы. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Где, как научиться (чтоб затем дитя научить) играть в шашки и шахматы? Очень хочется, а из знакомых никто не умеет:( Подскажите, пожалуйста!

    как играть в шашки взрослому с ребёнком?

    Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Вы со своим ребенком собрались в шашки играть ? Если да, то рано! Я сегодня рылась на сайтах, искала правила. про шашки и шахматы.

    Игра в шашки.

    Игра в шашки .. Помогите. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Помню только, что шашки ходят на одну клетку по диагонали, а когда доходят до противоположной стороны, то становятся дамками и ходят уже…

    Как научить играть вместе?

    Поиграть в одну и ту же игру, используя разные правила. Ну вот лото, например. Варианты :1. я буду ведущей, 2. ты будешь ведущей,3. теперь давай не будет Вообще, играя в новые игры по правилам, пробовать разные варианты. Это поможет в дальнейшем в играх с другими детьми.

    Любителям настольных игр.

    Купили сыну магнитные шашки -шахматы-нарды “в одном флаконе”. Играли в стандартные компьютерные нарды.Судя по всему детский вариант. Достаточно увлекательно. Но там правила не написаны( в сынкиной игре тоже), и ещё там уже возможные ходы обозначаются.

    Шахматы, шашки

    Шахматы, шашки. Обучение чему-то. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Так он минут 20 пердвигал фигуры по доске. Если у кого-нибудь опыт общения детей с шахматами, шашками ?

    Мы с дочкой (3.8)начали играть в шашки.

    Решила я ребенка научить играть в шашки. Помню только, что шашки ходят на одну клетку по диагонали, а когда доходят до противоположной Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил !

    Как приучить ребенка к спокойным играм или книгам.

    Он предпочитает играть со мной в подвижные игры, а не сидеть спокойно смотреть картинки и слушать что я пытаюсь ему прочитать. Это относится к спокойным играм вообще. Когда я пытаюсь достать кубики с буквами или цветные кубики и хочу позаниматься с ним, научить его…

  8. Burilune Ответить

    Жанна Рагимова
    Методика обучения детей игре в шашки
    Шашки — игра двух партнёров на квадратной черно-белой многоклеточной доске, играют специальными обычно круглыми фишками-шашками; так же как и в шахматах действия сражающихся воспроизводятся по определённым правилам.
    Цель игры — уничтожить шашки противника либо создатьдля него такое положение, в котором он лишается возможности хода.
    первые сведения о шашках были в памятниках Древнего Египта.
    Игра в шашки изображена на греческих амфорах, римских чашах, на фресках языческих храмов
    Русские шашки – интеллектуально – спортивная игра, выступает как средство разностороннего воспитания личности ребенка. С помощью игры в шашки педагог учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
    Для детей шашки – это хорошая возможность для развития в ребенке разнообразных качеств, таких как – логическое мышление и памяти дошкольника, интуиции, целеустремленности, умение быстро принимать верные решения и другие важные качества для жизни.
    Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно возникают различные ассоциации, связанные с определенными построениями, маневрами, комбинационными идеями и даже с образами. В игре в шашки ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В игре в шашки проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
    Требования к шашкам для дошкольников
    шашки должны соответствовать
    эстетическим и гигиеническим требованиям;
    шашки должны быть в коробке
    привлекать и вызывать желание играть в них.
    Шашки следует хранить в группе в доступном для детей месте.
    Особенности развития логики и мышления в дошкольном возрасте:
    Для того чтобы понимать, насколько важны «Русские шашки» в дошкольной
    организации, нужно рассмотреть очень важный аспект особенности развития
    логики и мышления ребенка в дошкольном возрасте.
    У детей 4 – 5 лет мышление носит преимущественно наглядно-образный характер, и основная задача педагога – формировать разнообразные конкретные представления.
    В течении всей игры ребёнок решает разнообразные мыслительные задачи, благодаря этому мышление ребенка становится внеситуативным. Освоение речи помогает развитию рассуждений, как способа решения мыслительных задач, что в последствии помогает ребенку развить понимание причинности явлений.
    Складываются предпосылки таких качеств ума, как гибкость, пытливость, самостоятельность. В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.
    После 4-5 лет внимание становится значительно более устойчивым. Существенные сдвиги можно наблюдать уже во II квартале учебного года: дети сохраняют внимание и работоспособность в течение всего занятия.
    Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего посредством интелектуальных игр.

  9. БаБа_ГаЛя Ответить

    Любовь Сергеева
    Обучение детей игре в шашки. Конспект занятия в подготовительной к школе группе
    Цель: Научить детей играть в шашки.
    Задачи:
    «Область познания»:
    Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры,
    умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
    Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
    «Область коммуникация»:
    Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
    «Область социализация»:
    Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

    Ход деятельности:

    – Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?
    Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.
    I.
    – Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
    – Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
    – А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
    – Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
    Дети выставляют алгоритм.
    – Кто может играть в шашки? (Любой человек)
    – Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
    – Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
    II.
    – Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
    Дети садятся за столы.
    – Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
    – Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
    – Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
    «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …»
    Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
    – Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
    – Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
    А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
    – Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
    Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
    – А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
    Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
    – Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
    – А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)
    – Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
    – Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию – красным карандашом, и сравнить их по длине.
    – Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
    – Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
    (Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
    – Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
    – Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
    – Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
    – А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
    – Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
    Игра «Найди поле»
    Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
    – Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.
    Физминутка.
    – А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!
    Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,
    фиолетовая – дети замирают,
    жёлтая – шепчутся,
    красная – кричат.
    III.
    – Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? шашках)
    Дети садятся за круглый стол.
    – На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
    – По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
    – Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
    «Белый отряд, чёрный отряд,
    Друг против друга два войска стоят.
    Строгий порядок в отряде одном,
    Точно такой же в отряде другом»
    – Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
    – А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
    IV.
    – Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
    Правила игры
    • Тронул – ходи.
    • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
    • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
    • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
    • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
    • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
    • Взятие шашки соперника является обязательным
    Джентельменские правила.
    • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
    • Не смеяться над проигрышем другого.
    Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
    Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
    – Ребята, а когда партия считается законченной?
    • если у соперника не осталось ни одной фишки;
    • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
    • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
    • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
    В.: Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
    V.
    – Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
    – А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)
    – Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.
    – А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!

  10. Ферлис Ответить

    Учим детей играть в шашки.
    Ум развивают шашки, а умных ждет успех!                                                                              Кто играет в шашки, тот в жизни круче всех!
    Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.
    Игра в шашки дарит ребёнку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремлённость, умение рассчитывать время, дисциплинированность и т.д.
    ОБУЧЕНИЕ  И  ПОДГОТОВКА  К  ИГРЕ
    Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно.
    -Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму),  доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
    -Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо обходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.
    -Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки
    – Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное .
    Объясните ребенку смысл игры —  уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.
    – Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
    – Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.
    Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
    Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.

  11. Racoh Ответить

    Часто у родителей детей появляются проблемы – чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!
    Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Игра в шашки и шахматы– очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
    Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
    Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
    Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
    Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!
    Шахматы – игра сильнейших,
    Для ума заряд дает.
    Волю, стойкость воспитает,
    Логику всем разовьет.
    Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.                            «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).
    Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.                                                                                                                                 Учим детей играть в русские шашки
    Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек.
    ОБУЧЕНИЕ  И  ПОДГОТОВКА  К  ИГРЕ   Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно.
    Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму), доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
    Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.                                                   –Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки
    – Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободную соседнею черную клетку.
    Объясните ребенку смысл игры —  уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.
    – Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
    – Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.
    Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
    Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
    Шашки “по-английски” Правила игры в английскую версию очень похожи с русскими, но более консервативны. Также игроки расставляют на доске с 24 клеточками фигуры — 12 черных и белых шашек. Разница в том, что первыми делают ход черные. Не разрешен бой назад. “Дамке” можно бить назад только на одну клеточку.
    Английский вариант отлично подходит для обучения детей. Ведь правила простые, легко запоминаются.
    Игра в “уголки” Игра проходит на классической доске, размером 8х8 клеток. Участникам дают по 9 фишек. Их необходимо расставить квадратом 3х3. На соседние клеточки фигуры можно перемещать по вертикали либо по горизонтали. Дополнительно можно перепрыгивать через шашки соперника, которые расположены на свободных полях и клеточки за ними свободны. Основная цель игры — занять свободные уголки противника.
    При обучении детей классическим шашкам, можно научить играть и в эту игру. Важно, чтобы ребенок мог усвоить разницу в правилах двух совершенно разных играх.
    Начинать бой можешь смело –
    Первый ход всегда за белой!
    Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по черным клеткам!
    Наверно, шашкам не везет,
    Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
    Знают все : и стар, и млад,
    Шашкой бьем вперед – назад!
    Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя ее перепрыгнет!
    Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ход ее по всей диагонали!
    Цель игры – побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!

  12. windi Ответить

    Консультация для родителей
    «Как научить ребенка играть в шашки»
    Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.
    Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам. Обязательно постарайтесь познакомить ребёнка с игрой в шашки.  Начинать играть можно уже в 3 – 4 года. Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендованы кружки шашек.
    Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм.
    Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.
    Несколько советов, которые помогут вам увлечь ребёнка шашками:
    Осваивайте литературу по шашкам, а также различные шашечные сайты. Это нужно для того, чтобы изучать творчество известных шашистов, самостоятельно изучать приёмы игры, уметь решать и объяснять ребёнку задачи по шашкам, изучать интересные и красивые шашечные позиции и партии.
    Старайтесь находить возможность играть в шашки с человеком или хотя бы с компьютером, если нет другой возможности. Для этого достаточно установить простую бесплатную шашечную программу или, для большего эффекта, ту, которая способна к сохранению и анализу сыгранной партии, а также которая сможет указать на совершённые ошибки.
    Рассказывайте ребёнку разные истории про шашки.
    Показывайте ребёнку несложные увлекательные элементы игры в шашки
    Не скупитесь на похвалы для ребёнка за достигнутые успехи в игре, не ругайте его в случае неудачи. Говорите, что гордитесь его успехами в шашках, хвастайтесь ими в присутствии других людей. Заинтересовывайте ребёнка, а не принуждайте его. Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.
    ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
    Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно. Внимательно рассмотрите фишки (форму, цвет), доску, выделяя белые и чёрные поля, материал, поверхность. Дайте ребёнку возможность обследовать руками фишки, убедиться в особенностях внешнего вида перевёрнутой шашки (будущей дамки). Дайте ребёнку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по чёрным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребёнку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью расстановки их на чёрные поля. Предложите ребёнку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребёнку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.
    Переходим к обучению ходам по диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек лучше сократить с 12(24) до 4(8). Это даст ребёнку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные моменты игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
    Объясните ребёнку смысл игры – уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.
    Проведите тренировочную игру с ограниченным числом шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребёнок рано или поздно столкнётся с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать её с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад. Расскажите ребёнку, что в любом бою, в том числе и в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по любым диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевёрнутую шашку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета. Так ребёнку будет легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально.
    Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребёнка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьёвку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обозрения всего поля. Как правило, ребёнок так сосредоточен своей стратегией, передвижением шашек, что не может оценивать картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации. Задача взрослого – научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
    КРАТКИЙ СПИСОК ТЕРМИНОВ ИГРЫ В ШАШКИ
    Простая — обычная шашка (не дамка).
    Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.
    Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.
    Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.
    Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.
    Тихий ход, или темп — простое перемещение шашки.
    Ударный ход, удар, или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
    Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.
    Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.
    Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
    Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.
    Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.
    Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.
    Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.
    ПРАВИЛА ИГРЫ В РУССКИЕ ШАШКИ
    (регламент соревнований)
    У каждого игрока по 12 шашек, которые расставляются по чёрным полям на доске в 64 клетки (8). Доску нужно ставить так, чтобы угловое чёрное поле находилось слева от играющих. Шашки двигаются только по чёрным полям по диагонали вперёд на свободное соседнее поле. Начинают игру белые. Ходы делают по очереди. Нельзя делать подряд несколько ходов. Простые шашки назад не ходят. Если белая и чёрная шашки встретились и находятся на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой противника свободно, тот из играющих, чья очередь хода, обязан взять (побить) её и снять с доски. Брать (бить) шашку соперника можно ходом вперёд и назад, если за ней есть свободное поле.
    На доске может возникнуть такое положение, что под ударом окажутся сразу несколько шашек противника, тогда их берут (бьют), используя «мостик», перешагивая через каждую шашку на свободное поле за ней. Через два свободных поля перешагивать нельзя, так же как нельзя ходить через две свободные шашки.
    Если простая шашка, двигаясь по доске, достигла последнего ряда, она превращается в дамку. Дамка может ходить по всем четырём диагоналям на всю длину вперёд и назад, если они свободны от шашек. Если за шашкой противника имеется несколько свободных полей подряд, то дамка, взяв неприятельскую шашку, вправе остановиться на любом из свободных полей. Может брать сразу несколько шашек, если за каждой из них есть хотя бы одно свободное поле. После взятия шашки противника, дамка может менять направление следующего удара.
    Если вы прикоснулись к своей шашке, то обязаны ею пойти. А после того, как переставили её на другое поле и отняли от шашки руку, считается, что ход сделан.
    При обоюдной невозможности сделать ход, проигрывает тот, чей ход.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *