Как научить ребенка красиво писать во 2 классе?

14 ответов на вопрос “Как научить ребенка красиво писать во 2 классе?”

  1. _-_ЛюБлЮ_-_ Ответить

    «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»
    Глядя в тетради своего ребенка школьника, каждая вторая мама задается вопросом «Как научить ребенка писать красиво?» И что мы вообще подразумеваем под красивым почерком, нужен ли он вообще? Нужно ли учить писать дошкольника, чтобы в школе у него сформировался красивый почерк?

    Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой плохого почерка у детей. Тенденция такова: пишут от руки сегодня все реже. Рефераты и доклады, набранные на компьютере в школе, конспекты на печатной основе в институте, SMS-ки вместо писем в конвертах, электронные открытки вместо традиционных поздравлений на бумаге…Но! Уроки письма еще никто не отменял! Страдания первоклашек, склонивших головы над прописями, знакомы каждому родителю. Постараемся разобраться, как помочь школьникам и научить детей писать красиво, грамотно и аккуратно.

    Почему ребенок испытывает сложности при обучении письму

    Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем научить его читать. Это факт! Для начала, давайте разберемся, что вызывает наибольшие затруднения при обучении письму:
    Вынужденная поза;
    Нагрузка на руку;
    Нагрузка на глаза;
    Новые требования.
    Ребенку долгое время приходится сохранять одну и ту же позу (сидеть за партой, нельзя встать, повернуться), смотреть в одном направлении и при этом постоянно напрягать мозг. Ему непривычна та деятельность, которую он осваивает (письмо), он должен постоянно контролировать свои действия, которые еще не доведены до автоматизма.

    Нужно ли учить ребенка писать до школы

    Большинство психологов отмечают пользу раннего развития ребенка, но с одной существенной оговоркой. «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А все, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».
    Вопрос об обучении ребенка письму дома до школы щекотливый. Во-первых, далеко не каждый родитель может похвастаться собственным красивым почерком и знаниями каллиграфии. Поэтому, показать достойный пример, как нужно писать правильно и красиво, скорее всего не сможет. Во-вторых, замечено, что у детей, обучившихся в раннем возрасте письму, быстро портится почерк. Это происходит потому, что рука еще не окрепла.
    Научить ребенка писать легко, сделать это можно и в четыре, и в пять лет. НО! Чтобы почерк был красивым, нужно долго и упорно отрабатывать навык, а для малышей это непосильная задача чисто в физическом плане. Как правило, выучив, как писать буквы, ребенок начинает пользоваться этим умением по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс родители уже не смогут. Получится, что малыш начнет писать что попало и как попало, как ему будет удобнее и на что у него хватит сил. Почерк начнет портиться и в таком виде закрепится как навык.
    Дорогие родители, не торопитесь учить ребенка писать до школы! Пусть это сделают педагоги. Поверьте, еще никто не закончил школу, не умея писать. Всему свое время!

    Советы родителям

    1. Обратите внимание на рабочее место ребенка. Отрегулируйте высоту стола и стула. Ребенок не должен тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что стол находится чуть ли не на уровне коленок. Стул не должен скрипеть и шататься – это нервирует и отвлекает. Лучше, если он будет не на колесиках (или фиксируйте их, чтобы не ехали). На рабочем месте должен быть порядок: никаких отвлекающих внимание игрушек, лишних предметов. Свет должен падать слева (для правшей) и справа (для левшей). Рекомендуется включать не только настольную лампу, но и верхний свет.
    2. Правильно подберите ручку. Она не должна гнуться, быть слишком толстой или наоборот тонкой для пальчиков ребенка. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, кнопок, которые будут отвлекать (на кнопочку так хочется лишний раз нажать). Стержень должен быть средней толщины, чернила не должны размазываться. Лучше иметь несколько ручек, т.к. они имеют «привычку» теряться в самый неподходящий момент.

    Следите, чтобы ребенок правильно держал ручку: тремя пальцами – большим, указательным и средним, не ниже, чем за 1,5–2см до носика стержня (можно чем-нибудь наметить этот уровень, чтобы ребенок не забывал). Если держать ручку слишком низко, не видно, что пишешь, сложно контролировать соединения между буквами, высоту строки и пр. В продаже появились специальные насадки, которые подходят на самую обычную стандартную ручку. Они выполнены в виде забавных зверушек и подсказывают малышам, куда ставить пальчики.
    Некоторые дети сильно зажимают ручку (даже пальцы белеют) или при письме сильно надавливают на стержень. Рука быстро устает, ребенку сложно писать плавно. Объясните (и покажите), что пальцы должны быть слегка вытянуты, указательный не должен прогибаться. Не нужно сильно напрягать кисть и пальцы! Для того, чтобы потренировать мышцы, нужно почаще писать на вертикальной плоскости (мелом на доске, имитировать письмо в воздухе). Локоть должен быть расслаблен, а вот мышцы плеча нужно заставлять работать.
    3. Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.
    4. Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетрадей. Можно попросить учителя составить Памятку, где будет четко расписано, сколько клеточек/строчек отступать, как записывать число, как оформлять те или иные задания.

    Какие задания предложить детям, чтобы научить их писать красиво, грамотно и разборчиво?

    Хорошо помогают развить мелкую моторику и зрительно-моторную координацию следующие занятия:
    раскрашивание рисунков с мелкими деталями;
    обводка по точкам, штриховка, дорисовывание симметричных и недостающих элементов;
    лепка из пластилина, глины, мастики, соленого теста;
    плетение из бисера, нанизывание бусин на шнур;
    вышивка;
    работа с мелкими деталями конструктора (например, «Лего»);
    собирание конструкций из спичек, мозаик, пазлов;
    макраме;
    вырезание ножницами;
    отрывная аппликация;
    оригами и др. виды конструирования и моделирования.
    Этот список можно продолжить. Подойдет любое увлечение, где требуется выполнять точные движения пальцами. Важно, чтобы занятие доставляло радость ребенку – это гарантия того, что оно будет выполняться качественно, с желанием и продолжительное время.

    Прямая дорога – не самая короткая, идите в обход

    Не заставляйте ребенка писать больше, чем задано учителем.
    Учитывайте физиологические особенности ребенка. Фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Рука быстро устает, нуждается в частом отдыхе. Делайте перерывы, пальчиковую гимнастику, физкультминутки.
    Будьте хитрее, придумывайте новые мотиваторы.
    Не ругайте, побольше хвалите за самые, казалось бы, незначительные победы. Выберете самую красивую букву из всех написанных и похвалите за нее.
    Используйте игры.
    Играем в «директора». Нарежьте небольших бумажек или возьмите стопку стикеров. Предложите ребенку наперегонки с вами поставить свою подпись (имя, можно имя и фамилию) на каждом листочке. Сделайте акцент на том, что подпись «директора» должна быть разборчива. Важно! Использовать шариковую ручку, а не карандаш или фломастер, где не требуется такого нажима, как при письме обычной ручкой. Маленькая хитрость: не обгоняйте ребенка, дайте ему возможность потренироваться, как следует.
    Письменный навык приобретается один раз и сохраняется на всю жизнь (как и навык езды на велосипеде, плавание). Естественно, за «ненадобностью» навык притупляется (например, если мы печатаем на клавиатуре, наш почерк становится хуже), но после незначительной по времени тренировке он возобновляется. Даже у взрослого человека есть шанс улучшить почерк (при желании, конечно). Покажите своему ребенку пример! Учиться писать в прописях можно вместе! Купите лишний комплект – и впред! Если добиться идеального почерка не удастся – не расстраивайтесь. Главное, чтобы он был разборчивым.
    Уважаемые читатели! Есть ли у вашего ребенка проблемы с почерком? Как вы учите ребенка писать красиво? Важен ли почерк вообще или не стоит обращать на его «красивость» особого внимания? Ждем ваших рассуждений в комментариях.
    Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
    Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

  2. GALSI Ответить

    Многие родители младших школьников сталкиваются с тем, что ребенку трудно быстро и красиво выводить буквы, цифры. Это приводит к тому, что почерк ребенка становится неаккуратным и трудно читаемым даже для самого малыша. А это ведет к регулярным ошибкам. И перед родителями встает вполне резонный вопрос, как научить ребенка красиво писать. Детский несформировавшийся почерк, дрожащий и неровный, который у взрослого назвали бы “корявым”, требует постоянной тренировки. Научиться ровно и аккуратной писать – достаточно сложная задача даже для младших школьников, уже работающих с текстами, не говоря уже о ребятах помладше. Обучение для них, конечно же, должно вестись в игровой формы – и хотя буквы требуют определенной усидчивости, лучше превратить все уроки каллиграфии в своеобразную игру, к которой подключатся и родители.

    Становление детского почерка

    В детстве малыши еще не умеют обращаться с ручкой или карандашом, держат их неуверенно и зачастую неправильно, из-за чего линии выходят кривыми, а буквы – неровными. Страдают так же и пропорции – зачастую у младших школьников в тетрадях слова оказываются разного размера, нарушают установленные границы строчек и полей и выглядят весьма неопрятно.
    Началом занятий по “воспитанию” почерка являются два основных момента, которые прежде всего нужно объяснить ребенку:
    малыш должен научиться правильно держать ручку и карандаш: при этом важно помнить, что идеальный и действительно правильный вариант для ребенка должен быть удобным – нельзя разрешать писать, зажав ручку в кулаке, располагать пальцы произвольным способом, а нужно требовать привильное положения пальцев на ней (как на первом фото) – это положение позволит в дальнейшем увеличить скорость письма;
    пропорции и размеры, которыми должны отличаться буквы, также стоит объяснить заранее: обучение этому можно проводить на основе рисования, разбираясь с тем, что любые фигуры могут быть разных и одинаковых размеров.

    Работа с геометрическими фигурами

    Избавиться от неровности линий и неуверенности движений можно с помощью простого рисования. Для этого даже не обязательно требовать от малыша каких-то сложных картин, достаточно лишь простой работы с геометрическими фигурами. Так, например, ребенок может сначала обводить, а потом и пытаться рисовать самостоятельно круги, квадраты и разные треугольники. Чтобы подобные занятия не казались скучными, можно складывать из геометрических фигур разные рисунки или же просить ребенка придумать какие-то композиции из них – снеговика из кругов, домик из квадрата и треугольника, новогоднюю елку из треугольников с круглыми шарами-украшениями.
    Именно при работе с правильными геометрическими фигурами ребенок научится держать ровную линию и даже соблюдать установленные пропорции (например, рисовать одинакового размера треугольники). Подобное упражнение будет полезно как для еще совсем маленьких ребят, так и уже для младших школьников, для которых важна постоянная тренировка почерка.

    Стандартные прописи

    Обычно обучение письму начинается со стандартных детских прописей, которые нельзя игнорировать. Именно они являются основой детской каллиграфии, позволяют познакомиться с буквами и возможностями их написания, а также объясняют особенности написания разных букв и целых слов.
    Обычно прописи покупают только для младших школьников, но существует достаточное количество простых специализированных тетрадей, которые можно приобрести еще до первого класса. Зачастую в них содержится не только повторяющиеся строки, где нужно обводить и писать буквы самостоятельно, но и интересные задания, иллюстрации и интересная для ребенка информация, позволяющая лучше запомнить алфавит или интересные факты из разных сфер: мира животных, детских сказок и прочего.
    Подбирать прописи лучше вместе с ребенком, чтобы он сам выбрал привлекательную для него тетрадь и в последующем обучение по ней приносило удовольствие.

    Работа с большими текстами

    После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.
    У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро появляются первые изложения и диктанты, но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.
    Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.
    Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей. Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата. Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов – малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.

    Уроки каллиграфии

    Конечно, стандартное обучение каллиграфии, свойственное для взрослых, детям не под силу – работа с перьями или перьевыми ручками, чернилами и гуашью окажется лишь пустой тратой времени, и никак не повлияет на красоту детского почерка. К тому же, после долгой работы с прописями (являющимися заменой настоящей каллиграфии) ребенку уже вряд ли будет интересно аккуратно выводить одни и те же буквы.
    Но можно преобразовать обучение, привлекая, например, все тех же младших школьников к созданию интересных и необычных букв. Так, буквы могут быть самых разных форм и размеров, раскрашенные в разные цвета, с рисунками и узорами. Можно рисовать большие буквы на бумаге, вырезать их и делать гирлянды, можно создавать необычные плакаты, а можно интересным образом подписывать открытки родственникам и друзьям.
    Подобное обучение дает возможность не только регулярно выводить одни и те же буквы и тренировать их написание, но и включать фантазию, чтобы красочно их оформить, а после еще вырезать и закрепить необходимым образом.

    Основные правила обучения письму

    Как в обучение младших школьников, так и в воспитании еще совсем малышей важно придерживаться нескольких основных правил, которые позволят стимулировать интерес детей к тренировке красивого почерка:
    все занятия должны происходить в игровом формате, даже одинаковые буквы и тренировку их написания можно превратить во что-то необычное и интересное, попросив малыша их оформить и разрисовать;
    стимулировать интерес ребенка к тренировке красивого почерка можно на основе примера красивого взрослого почерка – обычно дети ориентируются именно на почерк родителей, который им кажется красивым и сложным для повторения;
    важна регулярность занятий, которая позволит “набить” руку и даст возможность детским рукам запомнить написание всех букв;
    ни в коем случае нельзя ругать ребенка в случае, если какие-то элементы букв или слов не поддаются написанию и выглядят по-детски неаккуратными, со временем почерк обязательно стабилизируется;
    несмотря на предыдущую рекомендацию, важно и не позволять “отлынивать” от занятий каллиграфией, поскольку именно их постоянство гарантирует развитие действительно аккуратного почерка, кроме того, подобная работа положительно сказывается на детской усидчивости.
    Вообще, научить ребенка красиво писать не так уж сложно, важно стимулировать его интерес к этому процессу и не забывать о регулярных занятий. С возрастом детская неровность и неаккуратность пройдет, и написанные тексты будут казаться более аккуратными.

  3. Gram0zeka Ответить

    В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.
    «Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

    Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

    В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.
    Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:
    внимание;
    зрительное восприятие и память;
    хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.
    Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.
    Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.
    Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

    Учимся сразу делать правильно

    Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.
    Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.
    Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.
    Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.
    Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

    Подготовка к письму старшего дошкольника

    В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.
    Рисуйте с крохой простые элементы:
    палочки;
    кружочки;
    крючки;
    крестики.
    Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.
    Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.
    Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.
    Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.
    Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.
    Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.
    Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

    Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

    Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.
    Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

    Приобретите дополнительную пропись

    Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.
    Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.
    Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».
    Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

    Не спешите

    Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

    Занимайтесь регулярно

    Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.
    Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

    Как научить писать грамотно?

    Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.
    Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.
    Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

    Проговаривайте слова

    Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».
    Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

    Тренируйте внимание

    Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

    Когда нужен специалист?

    В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:
    Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
    Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
    Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
    Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
    Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
    Не дописывает окончания слов.
    Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.
    Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.
    Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

  4. Badwyn Ответить


    10.04.2015Учим детей
    Нарушение почерка, или дисграфия, стали довольно часты в современной жизни. Это проблема не только школьников, но и взрослых. Многие могут возразить, что красиво писать – не такая уж важная проблема, в наше время скорее полезен навык быстропечатания на клавиатуре. Но уверяем – все навыки, приобретаемые ребенком в дошкольном возрасте, важны. Умение писать аккуратно может повлиять на другие качества у ребенка, связанные с его умственным развитием. Да и вашему школьнику будет обидно получать плохие отметки, заниженные из-за неряшливого почерка.
    Чтобы иметь красивый и аккуратный почерк, нужно вырабатывать этот навык постепенно. К нашему огорчению, на чистописание в современной школе отводится недостаточно времени. Поэтому родители, которых волнует проблема – как научить ребенка красиво писать, должны взять эту обязанность на себя, а мы постараемся им в этом помочь.
    Красивый каллиграфический почерк выработать довольно быстро, если этим заниматься постоянно. В ответ на возражения некоторых родителей, что дополнительные занятия могут перегрузить и так нагруженного заданиями малыша. Навык каллиграфии не помешает, тем более, что занятия чистописанием способствуют формированию интеллекта.
    Научить красиво писать сложнее, чем научить обозначать на бумаге буквы и слова. Аккуратный почерк вырабатывается ежедневными занятиями и усердием, пока не станет заметным успех в освоении этого навыка.
    Хорошие результаты дают многие способы, некоторые из них приведем в нашей статье.
    Ловкое владение пальчиками поможет в выработке красивого почерка. Пусть ребенок самостоятельно завязывает шнурки, застегивает пуговицы. Плетение из бисера или простое нанизывание его на нить тоже способствуют развитию мелкой моторики. А еще вы можете пробовать такие занятия:
    – вырезать ножницами аппликации,
    – делать оригами,
    – раскрашивать и штриховать рисунки,
    – рисовать мелками, карандашами, красками и т.д.
    – рисовать на рассыпанной тонким слоем крупе – манке или гречке,
    – складывать узоры из мозаики, собирать конструктор, паззлы,
    – шнуровать, плести косы, вышивать, вязать, плести из бисера, – лепить из пластилина, теста, глины.
    Готовить руку к письму уже можно начинать, когда малышу исполнится три года. Все вышеперечисленные занятия можно проделывать и тогда, когда ребенок станет школьником.
    Учите ребенка писать красиво с помощью этих предметов:
    – простой карандаш,
    – удобная ручка,
    – прописи с выделенными пунктиром буквами и с отведенными строками для самостоятельного письма,
    – тетрадь в косую линейку.
    Уделяйте занятиям не более получаса, делайте паузы для разминки.
    Покажите ребенку, как правильно держать карандаш или ручку при письме. Сейчас в продаже имеются ручки со специальным углублением для пальчиков, такая хитрость поможет ребенку закрепить навык правильно держать пишущий предмет, переучить гораздо сложнее.
    Ручку следует класть на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав большим и указательным. Кончик ручки должен смотреть в плечо.
    Научите малыша правильно сидеть при письме, держа спину прямой, а руки – полностью на поверхности парты. Тетрадь располагайте под углом 25 градусов к краю.
    Озаботьтесь приобретением устойчивого стула правильной высоты. Сиденье должно быть умеренно твердым, лучше, если стул не будет иметь колесиков или они могут фиксироваться.
    Терпение при учебе письму – главное условие. При спешке и нервозности почерк становится хуже, строчки прыгают. Не заставляйте ребенка переделывать плохо написанное несколько раз, так вы отобьете у него желание заниматься и отдалите успех
    Перед тем как начать исправление почерка, постарайтесь убедить ребенка, что это необходимо. Придумайте надлежащую мотивацию, чтобы он сам захотел приступить к тренировке.
    Неудачи при обучении обязательно будут, важно относиться спокойно к занятиям, не наказывать ребенка за плохие успехи в освоении столь трудного для него дела. Не сравнивайте его успехи с успехами других детей. Хвалите и поощряйте его даже за самые незначительные удачи. Покажите ему работы, которые он выполнял еще в начале работы и сравните с нынешними, чтобы он наглядно увидел свои успехи, и получил стимул к дальнейшим.
    Делайте перерывы между учебой в школе, приготовлением уроков и тренировками каллиграфии. Пусть ребенок поиграет в подвижные игры или погуляет на улице. Снять усталость и напряжение поможет массаж рук и плеч. А общеукрепляющий массаж будет лучшим решением.
    Обучение каллиграфии разделите на ступени:
    • Обводить прописи и рисунки пунктиром, а также палочки, фигуры и волнистые линии. Следом пробуйте обводить буквы и слова.
    • Затем отрабатывайте написание букв. Помогут прописи, где в начале строчки стоит правильно написанная буква. Пусть ребенок при написании строчки постоянно сверяется с ее написанием. Приступайте к следующей букве только когда ребенок научился писать предыдущую, а затем пусть он выписывает целые слова.
    • Далее пусть ребенок тренируется писать целые предложения сначала в прописях, а затем и в обычных тетрадях.
    • Закрепить навык поможет ежедневное переписывание нескольких предложений из книги в тетради.
    Весь процесс обучения каллиграфии займет около трех месяцев, а может, и более. Но результат закрепится, и ребенок научится писать правильно и красиво.
    Педагоги едины во мнении, что обучать ребенка писать до школы не стоит, достаточно будет, если он научится писать печатные буквы и будет готовить руку к письму. Тем более, родители могут не знать требований правописания букв, прописывая их по-своему, ребенок закрепит навык, и ему трудно будет переучиваться.

  5. TEGAX Ответить


    Во втором классе мой сын удивил меня и озаботил – его одноклассники начали писать один краше другого, щеголяли хорошими оценками по технике чтения, а мой ребенок «сидел на месте». Более того, он как будто специально стал писать хуже. Сын работал грязно, коряво, буквы получались какие угодно, но только не правильные. Читать его «шедевры» стало невозможно.
    Когда мне стало казаться, что красной пасты в тетрадках больше, чем синей, я поняла, что необходимо что-то решать. Масла в огонь подлил логопед, который взялся выставлять звуки у моего второклашки. Сын получил диагноз «дисграфия» и нас предупредили, что «лечиться придется долго».
    Опытных специалистов, каких-либо материалов или хотя бы справочной литературы в нашем маленьком городке не нашлось. Как научить ребенка писать аккуратно в таких условиях? И я взялась за дело сама. Перечитав массу статей в интернете, я выработала свою стратегию, которая оказалась очень действенной.

    Упражнения для красивого письма, которые помогли моему сыну

    Бывает так, что школьник будто не доучил буквы: не различает подобные, пишет их, как попало – даже во втором классе. Мой мальчик тоже отличался подобной проблемой. Ни мало не смущаясь, мы принялись заучивать буквы заново.
    Во всех работах сына я выискивала ошибки, мы разбирали их и исправляли вместе. Здорово помогли цветные карандаши. Разные ошибки мы подчеркивали соответствующим цветом. Сын заучивал буквы, вспоминал орфограммы, учился ими пользоваться на практике, без ненавистного переписывания и диктантов. Эта игра нам помогла.  В самом деле, как научить детей красиво писать, если они не помнят букв?

    Разноцветные буквы – спасательный круг для дисграфика

    Как выяснилось, некоторые буквы не хотят заучиваться. Сын упорно не желал отличать С — З, Г — К, Д — Т. Мы решили, что всякая буква будет иметь свой оттенок: С – Синий, З – Зеленый, по общей начальной букве. Для всякой буквы мы выполняли упражнения «её» цветом:
    раскрашивали (пришлось найти  «белые» буквы);
    обводили;
    зарисовывали фон;
    штриховали и так и этак (полосками, волнами, точками).
    Чтобы выбрать оттенок для отдельных букв, мы играли с ассоциациями:
    М – кремовый, Молоко;
    Д — серый, Дом;
    Б – желтый, Банан и т.д.
    Письмо для дисграфика – сущее наказание. Это не тот случай, когда можно усадить двоечника за стол и заставить писать слово с ошибкой сто раз, пока оно не впечатается в память. Как научить школьника красиво писать, не мучая его – вот задачка для родителей ТАКИХ детей.

    Разноцветные …звуки

    Игра с разноцветными буквами превратилась в игру с фонемами. Для дисграфика и дислетика важно преодолеть барьер, который мешает им отличать фонемы, в особенности похожие. Для звуковых игр я приготовила разноцветные карточкинаподобии тех, которые используют в садиках: гласные фонемы — красные, твердые — синие. Однако, в отличии от садика, у нас у каждого звука появился свой цвет (смотрите игру с ассоциациями выше).
    Буквы были написаны на фоне того же цвета, но только более темные (например, на желтом квадрате оранжевая Ж).

    Таблица букв и звуков Вашего ребенка

    Поскольку дисграфические и дислексические нарушения влияют на слуховое и зрительное восприятие ребенка (имеется ввиду речевой слух и графическая зоркость). Мой сын мог назвать фонему правильно, а вот букву показать не ту. Для того, что бы поработать со всеми «парными»  звуками и буквами, я выписала те, в которых мой мальчик ошибся хоть однажды. Например, буквы Ж и З он путал до тех пор, пока мы не договорились, что:
    Ж — это желтый цвет
    З – зеленый
    Сюда же я подключила упражнение с подчеркиванием слогов типа:
    согласный + гласный (обозначающий мягкость): Зи;
    тот же согласный + гласный (не обозначающий мягкость): Зу.
    Слоги с мягкими звуками мы подчёркивали красным, твердые – синим. Различать учились по воздуху, выдыхаемому при произношении: Ц, С, З – прохладный ветерок (подставь ладонь и почувствуешь), Щ, Ж Ш,Ч – красных оттенков, потому что здесь воздух на выдохе ощутимо теплее.

    Тренинг на внимание

    Как научить ребёнка красиво писать? Чтобы ребенок-диграфик настроился на письменную работу, его необходимо приучить к данному виду деятельности, потренировать его мозг.
    Очень простая и «работающая» игра – найти и вычеркнуть все заданные буквы из текста. Мы уделяли внимание похожестям – Ш и Ж, М и И. Когда сын научился искать быстро, я стала давать задания посложнее: найди каждую вторую букву, посчитай все вычеркнутые буквы, вычеркни два вида букв.
    Основное правило для дисграфика — почувствовать разницу. Что бы научить ребенка писать чисто  и грамотно, необходимо установить различия между явлениями речи, так как путаница в похожих понятиях лежит в основе всей проблемы.

  6. Антон Тобала Ответить

    В эпоху компьютеров и электронных гаджетов умение разборчиво, аккуратно и красиво писать кажется почти анахронизмом. В самом деле, стоит ли заставлять собственного отпрыска упражняться в чистописании, тратя силы и время на это бесполезное, по сути, занятие? Стоит, утверждают специалисты и объясняют, почему.
    «Процесс писания относится к мелкой моторике, которая непосредственно связана с мозгом, — говорит Ольга Туровцева, детский психолог, педагог. — Когда ребенок старательно учится выводить буквы, у него просыпается интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Обучение письму является частью активного развития личности малыша, эффективным инструментом, который помогает воспитать усидчивость, терпение, внимание к деталям, способность к концентрации».
    Но слишком торопиться с обучением тоже не стоит. По наблюдению педагогов, у детей, научившихся писать в раннем детстве, почерк быстро портится из-за того, что рука еще не устоялась. Некрасивый почерк может закрепиться как навык, и когда малыш станет первоклассником, переучить его будет сложно. К тому же родители могут не знать требований к правописанию букв, обучая отпрыска по своим правилам. Поэтому время перед школой разумнее будет посвятить не письму, а занятиям на развитие мелкой моторики, которые станут хорошей базой для овладения искусством каллиграфии в будущем.

    Учим ребенка писать красиво

    Ваш маленький ученик без труда научится красиво и аккуратно выводить на бумаге самые сложные буквы, если принять во внимание несколько важных моментов.
    * Развитая мелкая моторика. Подготовленные мышцы кисти руки — одно из условий красивого, аккуратного почерка. «Для развития мелкой моторики отлично подходят такие виды деятельности, как рисование, плетение из бисера, лепка из пластилина и глины, сборка предметов из конструктора, — говорит Ольга Туровцева. — Пусть ребенок самостоятельно завязывает шнурки, застегивает пуговицы. Готовить мышцы к письму, развивая мелкую моторику, рекомендуется уже с трех лет». О том, как правильно развивать мелкую моторику у ребенка, читайте здесь.
    * Правильная осанка. Почерк зависит и от позы за столом. Ребенок должен сидеть с ровной спиной, слегка наклонив голову, согнув ноги в коленях под прямым углом, касаясь стопами пола, руки лежат на поверхности стола. Малышу будет несложно сохранять правильную позу на протяжении всего занятия, если у него нормальная осанка и крепкий плечевой пояс. Выработать правильную осанку, укрепить мышцы ему поможет гимнастика. Комплекс специальных упражнений вы найдете здесь,здесь и здесь.
    * Комфортное рабочее место. Вряд ли ваше чадо будет стремиться заниматься, если ему не комфортно. Обустройте для него уголок с удобным столом и устойчивым стулом правильной высоты. О том, как правильно организовать рабочее место школьника читайте здесь.
    * Удобная ручка. Часто родители упускают из виду этот важный момент, а он является одним из ключевых. Выбирая инструмент для письма, стоит отдать предпочтение шариковой, а не гелевой ручке, которая может царапать бумагу, а гель — размазываться. Не подойдут также толстые и тяжелые пишущие предметы — для них у ребенка еще не достаточно большие и крепкие пальцы. Абсолютно гладкие ручки — тоже не лучший выбор, желательно поискать со специальной резиновой накладкой в месте захвата, чтобы пальцы не скользили. Обратите внимание на специальные ручки для обучения письму. У них имеется особое углубление для пальцев. Такое приспособление поможет закрепить навык правильно держать пишущий инструмент.
    «Идеальным инструментом для овладения искусством каллиграфии является перьевая ручка, — говорит Ольга Туровцева. — В процессе письма пером пластические усилия чередуются с расслаблением. В то время как, выводя буквы обычной шариковой ручкой, ребенок испытывает постоянное мышечное напряжение, и не только в кистях рук, но и в области спины и плеч».
    Научите ребенка правильно держать пишущий инструмент с помощью большого и среднего пальца, лишь придерживая указательным ручку сверху. Кончик ручки должен смотреть в плечо. Кисть при письме свободно движется, локоть рабочей руки при этом неподвижен.

    Как построить занятие

    Приступайте к тренировке, когда ребенок достаточно отдохнул после школы и приготовления уроков. Не заставляйте малыша тренироваться писать больше получаса. В процессе занятия делайте небольшие перерывы. «Начинать упражняться маленький ученик должен в хорошем настроении и в спокойной обстановке, — говорит Ольга Туровцева. — Спешка и нервозность дадут результат противоположный желаемому — буквы будут выходить неровными, строчки — прыгать. Даже если вы не удовлетворены тем, что получается, не раздражайтесь и не заставляйте ребенка по нескольку раз переделывать. Так вы отобьете у него желание заниматься. Не забывайте, что процесс письма должен вызывать у вашего чада интерес и удовольствие».
    Приготовьте все необходимое. Кроме ручки вам понадобятся специальные прописи с выделенными пунктиром буквами и с отведенными строками для самостоятельного письма. А через некоторое время будет нужна и школьная тетрадь в косую линейку. Пропись или тетрадь должна быть расположена под углом 25 градусов к краю стола.
    Обучение следует разделить на несколько этапов.

  7. Amon_Tv Ответить

    Занятия для подготовки к письму

    Ближе к школе ребенку можно предлагать заниматься более целенаправленно. Для этого в продаже существует масса специальных прописей, разработанных именно для дошкольников.
    Старшим дошколятам можно предлагать выполнять следующие задания:
    делать различные виды штриховки;
    дорисовать картинку;
    обводить намеченные пунктиром палочки и крючочки;
    писать цифры и печатные буквы.

    Отработав эти навыки, в школе дети обычно уже довольно уверенно держат руку и карандаш и пишут вполне аккуратно.

    Как научить младшеклассника аккуратно писать?

    Чаще всего проблемы в почерком возникают именно в школе. Происходит ли это из-за спешки малыша, неподготовленности руки или по какой-то другой причине, понять удается далеко не всегда.
    Но ребенку непременно можно помочь писать аккуратно и четко. Главное — убедиться в том, что он этого хочет. Попробуйте найти аргументы для этого.

    Что потребуется?

    Вам понадобится:
    удобная ручка, лучше гелевая, с темя гранями для выработки правильного захвата;
    прописи — для отработки написания отдельных букв и для написания фраз и предложений;
    тетрадь в косую линейку.

    Учимся красиво писать буквы и цифры: пошаговая методика

    Знакомство с косой разлиновкой

    Заниматься начинайте со знакомства с косой линейкой. Убедитесь, что ребенок понимает и пользуется помощью этих косых линий. Попросите его сначала просто обвести сами линии.

    Затем объясните, что каждую букву, каждый крючочек надо начинать с определенной точки, начиная от косой линии.

    Обводим в прописях фигуры и буквы

    Ребенок учится обводить, а затем и тренируется писать сам, отдельные буквы. При необходимости можно начать с овалов, крючков, фигур, а затем обводить сами буквы. Главное правило — не переходите к новой букве, пока полностью не освоена предыдущая.
    Не забывайте и про цифры. Как оказалось, не так много ребят пишут их красиво. Если в ваших прописях цифр нет, напишите их в тетради самостоятельно.

    Обводим слова

    Далее можно перейти к написанию слов. Для этого существуют прописи, в которых на строке написано слово, а рядом есть свободное место для того, чтобы это слово написал ребенок.
    Важно, чтобы в это время ребенок видел образец. Тогда он сможет посмотреть, как правильно и красиво написать буквы.

    Осваиваем прописи с предложениями

    Когда вы видите, что ребенок справляется с написанием отдельных слов вполне успешно, можно переходить к следующему шагу. Предложите прописи с образцами целых предложений. Не торопитесь прекращать занятия на этом этапе, навык нужно закрепить.

    Пишем слова и предложения в тетради в косую линейку

    Для закрепления можно предложить ребенку тренироваться писать слова и предложения в тетради в косую линейку.

    Тренируем и закрепляем навык аккуратного письма

    И последним этапом должно стать тренировочное написание небольших текстов в тетради. Ребенок может переписывать небольшие тексты из букваря или детской книжки.

    Как научить школьника писать грамотно?

    Помочь детям выработать красивый почерк родители, несомненно, могут. А как научить ребенка писать без ошибок? Педагоги признают — уровень грамотности современных школьников не очень радует.
    Как быть, если ваш ребенок относится к тем, у кого оценки по письму не самые лучшие?

    Исключите дисграфию

    Сначала определитесь, нет ли у вашего ребенка дисграфии. По статистическим данным, 30% современных школьников делают ошибки при письме именно по этому причине.
    Присмотритесь повнимательнее, может быть, это касается и вашего ребенка:
    ошибки делаются в самых простых словах и даже в гласных под ударением;
    не отмечается конец предложения, нет точек, новое предложение начинается с маленькой буквы;
    буквы пропускаются или повторяются;
    слоги переставляются местами;
    некоторые буквы повернуты в другую сторону, написаны зеркально (Э, З, В, Б или цифры 3, 4, 5).

  8. Yusuf Ответить

    Правила посадки за столом (партой):
    Спина должна быть прямой и иметь опору на спинку стула.
    Нельзя опираться грудью на стол, это перекрывает диафрагму и осложняет дыхание. Между столом и грудью ребенка должна проходить ладонь (параллельно телу, ребром по направлению к полу).
    Ноги следует ровно поставить на пол или на специальную подставку, бедра должны быть параллельны полу.
    Тетрадь должна лежать под углом 20–25 градусов относительно края стола.

    Выбираем ручку

    Для письма ребенку не подходят слишком длинные или чересчур короткие ручки. Оптимальная длина – 15 см.
    Ручка должна быть круглой формы.
    Не годятся для школьников различных видов подарочные ручки, в т. ч. слишком толстые. Диаметр ручки должен быть не более 7 мм.
    Важно, чтобы в ручке был мягкий стержень. С твердым ребенку придется прикладывать много усилий на письме. Это приведет к утомляемости руки и организма в целом.
    Хорошо, если в месте соприкосновения пальцев малыша с ручкой будет резиновая накладка. Она поможет ребенку зафиксировать ручку, избегая скольжения пальцев. Наличие пупырышков на резинке – дополнительный плюс. Это поможет стимулировать нервные окончания на пальцах, а значит, и отдел головного мозга, отвечающий за речь.
    Отличный вариант для освоения навыка красивого письма – перьевая ручка. Она пишет только при определенном нажиме и наклоне пера. В противном случае ручка будет рвать бумагу либо оставлять кляксы в тетради.

    Развиваем мелкую моторику

    Регулярные занятия и игры, способствующие развитию мелкой моторики, способны сделать почерк малыша ровным и красивым в течение двух недель.
    1. «Театр теней». Направить поток света на стену, с помощью тени от рук создавать различные изображения (собака, бабочка, лебедь и т. д.).
    2. Расстегивание и застегивание. Можно устроить соревнование на скоростное застегивание и расстегивание пуговиц или завязывание шнурков.
    3. Для тренировки пальцев полезны также следующие занятия:
    вырезание аппликаций;
    складывание мозаики, сбор пазлов или конструктора;
    рисование на крупе, рассыпанной тонким слоем;
    выкладывание картинок из зернышек;
    лепка из пластилина или теста;
    вышивание;
    плетение из бисера.

  9. Rockconjuror Ответить

    Зачем нам красивый почерк?
    Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.
    Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.
    Впрочем, в наш современный век компьютерных технологий, утверждение о необходимости научить ребёнка писать красиво, является довольно спорным: гораздо больше ценится умение быстро печатать. Однако, ответьте себе на вопрос: хотите ли Вы, чтобы Вашему ребёнку снижали оценки в школе из-за плохо читаемого почерка? Уверена, что нет.
    Что же делать, если Вы наблюдаете в тетрадке своего школьника жуткие каракули, буквы «пляшут» в разные стороны и выглядят, мягко говоря, не аккуратно? Плохой почерк можно попытаться исправить, занимаясь с ребёнком самостоятельно. Научить ребёнка писать красиво — задача вполне решаемая, главное — заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.
    Кто-то считает, что дополнительные занятия каллиграфией перегружают ребёнка. Я же думаю, что умение писать красиво и аккуратно никогда не будет лишним. К тому же занятия письмом хорошо развивают мелкую моторику (ловкость пальчиков ребёнка), а это помогает в интеллектуальном развитии.
    Сразу скажу, что научить ребёнка писать красиво — задача куда более сложная, чем просто научить его писать буквы и слова. Выработка красивого почерка потребует от школьника настойчивого труда, ежедневных занятий, пока нужный навык не закрепится.
    Как поставить почерк ребенку?
    Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.
    Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.
    Итак, обратите внимание на следующие моменты:
    Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).
    Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.
    Чтобы научить ребёнка писать красиво, приобретите для занятий всё необходимое.
    Вам понадобятся:
    — мягкий простой карандаш (лучше трехгранный);
    — удобная шариковая, а лучше гелевая ручка;
    — прописи для письма — 2 вида: прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками (или бледным серым цветом), и прописи, где после каждой напечатанной буквы (слова) есть пробел для написания её (его) от руки;
    — тетрадь в узкую косую линейку.
    Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.
    Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.
    На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.
    Карандаш или ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.
    Если у малыша возникают трудности,  не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.
    Когда ребенок рисует палочки и кружочки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.
    Постоянно тренируйте умение ребёнка ловко орудовать пальцами.
    Вы не сможете научить ребёнка писать красиво, если он не умеет завязывать шнурки или застёгивать пуговицы.
    Мелкую моторику развивают следующие занятия:
    — вырезание ножницами деталей разных размеров и изготовление из них аппликаций;
    — оригами;
    — раскрашивание и упражнения на штрихование;
    — рисование в любом виде — кисточкой, мелом, карандашами;
    — рисование на гречке;
    — игры с мелкими деталями — пазлы, мозаика, конструктор;
    — шнуровка, плетение косичек, вышивание, вязание, бисероплетение;
    — лепка из пластилина.
    Этапы обучения красивому письму
    1.  Первый этап — обводка.
    Используйте специальные прописи с буквами и словами, написанными пунктирными точками. Кроме букв в таких прописях есть также различные палочки, волнистые линии, геометрические фигуры, узоры и даже картинки. С них-то и следует начать обучение красивому письму.
    Когда ребёнок уже хорошо рисует линии, овалы, закругления и т.д., можно переходить к написанию букв, цифр и слов. Обводя их, ребёнок тренирует свои пальчики и учится писать буквы и их соединения правильно.
    Занятия по таким прописям нравится детям. Они с удовольствием наблюдают за тем, как точки превращаются в красивые буквы. Пройдёт немного времени, и ребёнок сумеет писать красиво уже без помощи пунктирных линий.
    На этом этапе можно добавить графические диктанты, когда ребёнок по команде  обводит  линии в тетради в клеточку:  2 клетки влево, две вверх . т.д. и т.п.
    2.     Второй этап — отработка написания букв, слогов и слов по образцу.
    Используйте прописи, в которых перед пробелом для написания буквы от руки есть буква шаблонная (образец). При этом у ребёнка перед глазами всегда будет правильная красивая буква. Дело в том, что выводя букву, ребёнок смотрит на предыдущую, а если он её написал недостаточно хорошо, то он её и скопирует.
    Возьмите за правило — переходить к освоению новой буквы только после того, как ребёнок научился писать красиво предыдущую. Не так важно, сколько времени на это уйдет — полчаса или более недели. Также необходимо сначала научить ребёнка писать красиво буквы, и только затем переходить к слогам и словам.
    3.     Третий этап — переписывание целых фраз и текстов, используя прописи первого и второго вида. Эти упражнения помогут подойти к самостоятельному переписыванию.
    4.      Следующий этап — закрепление навыков письма: пусть ребёнок ежедневно пишет несколько строк из любого рассказа, стихотворения или песенки. Разумеется, писать он их должен красиво и аккуратно. Для этого купите ему тетрадь в частую косую линейку, которая очень облегчит написание букв, служа им дополнительной «опорой».
    Этот этап занятий — самый трудный, ведь перед глазами больше нет идеального образца, на который можно равняться.
    Коррекция почерка у детей
    Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей.
    Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!
    Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.
    Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.
    Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.
    Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.
    Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.
    Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.
    Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.
    На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *