Как научить ребенка разбирать слова по составу?

6 ответов на вопрос “Как научить ребенка разбирать слова по составу?”

  1. Fokelv Ответить

    Как научить Вашего ребенка разбирать слова по составу, 3-4 класс, Есенина С.А., 2008.
    Разбор слова по составу – основа грамотного письма. Не умея выделить приставку, корень, суффикс, окончание, невозможно применять правила по их написанию. Пособие научит вашего ребенка отлично справляться со сложной задачей – разбором слова. Благодаря ясно сформулированным правилам, четким алгоритмам разбора и хорошо подобранным упражнениям изучение этой темы будет полным и не слишком трудным.

    Сложные слова.
    Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением основ. Пароход, пешеход – сложные слова. Они образованы из двух основ при помощи соединительных гласных О и Е.
    Корень
    Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными словами.
    Окончание и основа
    Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание не служит для образования новых слов, оно образует новую форму слова.
    Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками. Его мы обнаруживаем при сравнении форм слова.
    Содержание
    Определяем часть речи
    Окончание и основа
    Окончание существительных
    Окончание прилагательных
    Окончание глаголов
    Корень
    Приставка
    Суффикс
    Сложные слова
    План разбора слова по составу
    Разбор слова по составу.

  2. Black_girl Ответить

    Разбираем слово по составу
    По-моему, в 1 классе детей учили писать. Ну, и на том спасибо. Хотя, честно говоря, я так и не понял, почему мало внимания уделялось отработке навыка написания, почему цифру «5» мой ребенок начинал рисовать с хвостика, цифру «8» рисовал «зеркально», а в тетрадях не было косой линовки. Сам я с огромным трудом пишу от руки, предпочитая для заметок использовать что-то вроде скорописи. Для официальных документов у меня есть собственный шрифт, в котором буквы пишутся по наикратчайшей траектории. В связи с этим я не чувствую себя способным помочь ребенку научиться писать «по-школьному».
    А вот с орфографией помочь можно. И, как свидетельствует мой опыт общения с нынешними студентами, помогать нужно.
    Из-за чего возникают орфографические ошибки? Вовсе не из-за того, что правила русского языка излишне сложны и требуют упрощения. Русский язык куда проще английского, где за века накопилось множество исключений. А большая часть орфографических ошибок есть результат неумения видеть состав слова. Если ребенок умеет выделять корень и знает то небольшое число исключений, когда меняется корневая гласная, значит, он не будет делать ошибки при написании корня. Если ребенок видит суффиксы и понимает значение суффиксов (то есть, представляет, для чего нужен тот или иной суффикс), значит, он не будет делать ошибок при их написании.
    В школе разбор слова по составу дается как самостоятельная тема. И, даже умея разбирать слово, редкий ученик может связать разбор с той массой разрозненных правил по написанию суффиксов и приставок, которые ему предлагается запомнить. Ведь «дом» орфографии строится не с фундамента – с умения видеть структуру слова, а как-то хаотично, когда сначала изучают корень и учат ставить его под ударение, а потом удивляются, почему это вдруг ребенок пытается поставить под ударение суффикс. В конечном счете, многие правила просто не нанизываются на единый связующий стержень, остаются отголосками разрозненной информации, а школьники пишут все менее и менее грамотно.
    Если хотите помочь своему ребенку, научите его разбирать слова по составу в самом раннем возрасте. Мы начали изучать это сегодня – на каникулах после окончания первого класса.
    Технология такая.
    1. Научите выделять окончание. Если кто-то не помнит, то окончание – это изменяемая часть слова. Возьмите слово и начните задавать для него разные вопросы.
    Например, «тумбочка». Это что? Тумбочка. У меня нет чего? Тумбочки. Покажите ребенку, какая часть слова меняется, выделите ее значком окончания.
    Для прилагательных не забывайте ставить слово в разные роды, чтобы ребенок видел, что окончание состоит не из одной, а из нескольких букв.
    Он какой? Красный. Нет какого? Красного. Оно какое? Красное.
    Когда я учился в начальной школе, я думал, что у слова «стол» нет окончания. В четвертом классе нам рассказали, что окончание есть, но оно «нулевое». Обозначается, соответственно, пустым квадратиком после слова. Не знаю, как учат в современной начальной школе, но, думаю, будет правильнее сразу показать ребенку, что окончание может быть нулевым. (Это, в частности, нужно потому, что у наречий нет окончаний, поэтому, чтобы в будущем не возникала путаница, лучше сразу определить, что у существительного окончание имеется, хотя иногда и не представлено буквами.)
    2. Выделив окончание, покажите ребенку основу слова. И научите ее значку.
    3. Теперь научите видеть корень и обозначать его значком.
    В традиционных грамматиках корнем называют неизменяемую часть слова. По-моему, понять такое определение ребенку сложно.
    Поэтому, объясняя понятие корня, попробуйте показать ребенку, что корень – это прежде всего самая важная частичка слова, несущая сам смысл предмета, восходящая к тому праслову, от которого пошли все другие слова с данным корнем.
    Мне объяснение давалось проще, т.к. ранее я уже показывал Юле примеры того, как слово приходит из одного общего языка в другие языки и живет в них в разном виде.
    Когда разберетесь с корнями, не забудьте показать ребенку, что есть слова, кажущиеся однокоренными, но на деле таковыми не являющиеся. Например, «горе» и «гора».
    4. Далее выделите приставку. И покажите ее значок. Очень хорошо, если вы сразу поясните ребенку значение некоторых приставок.
    5. И теперь остается самое сложное – суффиксы.
    Суффикс – это часть слова, которая путешествует из одного слова в другое. Когда в слове появляется суффикс, оно меняет значение. Начните разбор со слов, где есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. В русском языке таковых много. Можете показать, как «ДОМ» превращается в «домИК» из-за суффикса «-ик». «Макс» становится «МаксИКом».
    С суффиксами есть одна сложность, которая связана с тем, что в начальной школе и средней школе суффиксы могут выделяться по-разному. Там, где в начальной школе обычно видят один суффикс, в средней могут различить сразу два. Это не должно вас пугать. Вы же учите ребенка разбирать слово не для олимпиад, а для того, чтобы он писал грамотнее. Поэтому оставьте учителям заниматься схоластикой и выяснять, сколько суффиксов рекомендуют выделять в слове последние инструкции Министерства всеобщего недообразования.
    Научите ребенка видеть суффиксы. Выделив суффикс, сразу обсудите с ребенком его значение. Всегда обсуждайте значение суффикса! Это поможет ребенку запомнить основные суффиксы, и через какое-то время он не только будет видеть их самостоятельно, но будет безошибочно их писать.
    И последнее замечание. Когда будете разбирать сложные слова, например, «пароход», помните, что «о» и «е» не являются частью слова. Их называют соединительными гласными. Когда я учился в школе, их просто подчеркивали.
    Рассказав ребенку про соединительную гласную в сложных словах (и сделав несколько упражнений со сложными словами), вы избавите ребенка от ошибок в будущем.
    ==
    А если пройдете по этой ссылке http://russian-pages.newmail.ru/traditional/suffiksy/exercises.html , то найдете интересный материал про суффиксы для себя, а также несколько упражнений, выполняя которые, ребенок научится лучше видеть суффиксы в словах.

  3. FrankieShakes Ответить

    Как научить Вашего ребёнка разбирать слова по составу, Пособие для детей 8-11 лет, Есенина С.А., 2015.
    Разбор слова по составу – основа грамотного письма. Не умея выделить приставку, корень, суффикс, окончание, невозможно применять правила по их написанию. Пособие научит Вашего ребёнка отлично справляться со сложной задачей – разбором слова. Благодаря ясно сформулированным правилам, чётким алгоритмам разбора и хорошо подобранным упражнениям изучение этой темы будет полным и не слишком трудным.

    Определяем часть речи.
    Определить часть речи необходимо для того, чтобы найти окончание.
    Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает:
    1. Конкретные предметы (доска, тетрадь).
    2. Живые существа (кошка, петух, стрекоза).
    3. Явления природы (гроза, дождь).
    4. События (война, революция).
    5. Процесс, действие (стрельба, рост).
    6. Абстрактные понятия (дружба, честность).
    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛИ?
    Содержание
    Определяем часть речи
    Окончание и основа
    Окончания имён существительных
    Окончания имён прилагательных
    Окончания глаголов
    Корень
    Приставка
    Суффикс
    Сложные слова
    План разбора слова по составу
    Разбор слов по составу.

  4. Pegucka Ответить

    ? Да ну вас всех.
    ? Елена Васильевна, я выдвинул мысль, что сообщество
    психологов. игроделов и педагогов, с воспитателями,
    могут разработать систему обучения и воспитания,
    с детского сада по 9 класс. На базе игр, квестов,
    компьютерных игр, подвижных игр, социальных игр
    и так далее, объединенных в одну единую систему по
    стране.
    И учить так можно науке, социальному поведению,
    творчеству и тд.
    Мне тут сказали, что нечего фигней страдать.
    ? Елена Васильевна, нашла только ознакомительный отрывок. Прочла его. У вас есть книга в электронном формате? Можете скинуть? Или ссылку на полный текст?
    ? Рай? Вы уверены что это `райское наслаждение` помнить все пакости что поднесла вам жизнь, в реальное ощущение. Воистину мудры индусы стремящиеся в нирвану – освобождение от желаний, страданий и привязаностей
    ? во-во, надо директору почаще шептать на ушко всякие страшные скази, как у бабки уши на подушке остались или как мамаше не понравилось, что сынок окна мыл, она взяла и в департамент письмо с выдержками из новых законов об образовании и санпинов. И все- нет директора…
    Денег у него, пусть сам тряпкой машет.
    Каникулярное время ребенка – святое. Для одной мамы это практика, а для другой детская эксплуатация. АХЧ-то ничего не будет, так как директор слетит и приказ по увольнению АХЧ не успеет продиктовать…
    У нас на учительницу рухнула Доска…, АХЧ сказала – ну, подоприте как-нибудь…вот такие бывают умницы. Учительница устроила истерику по поводу того, что завтра половину детей переубивает доской, а вторая половина будет в реанимации лежать, пока родители будут строчить письма во все инстанции.
    Доску без вопросов поменяли.
    ? Я даже не ведаю, какова з/п моего директора и даже завучей))) Оно и лучше, сон спокойнее)))

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *