Как называется чередование ударных и безударных слогов в стихотворении?

10 ответов на вопрос “Как называется чередование ударных и безударных слогов в стихотворении?”

  1. Голосуй_За_Меня Ответить

    Стопа – повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха.
    Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой. Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп. Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.
    Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в стихотворениях. Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей — способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.
    Стихосложение в его акцентных речевых формах всегда соответствовало трём основным группам или системам стихосложения: силлабической, силлабо-тонической и тонической. Различия в этих группах определяются ритмической основой и соразмерностью, а также повторением ритмических слогов с определённым их расположением внутри строки.
    МЕТР в стихе – упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых . Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является “константой”), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является “доминантой”). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.
    Силлабическая система стихосложения
    От греч. Syllabe – слог.
    Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. – одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура – внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему – творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.
    Монаху подобает в келии седети,
    Во посте молитися, нищету терпети,
    Искушения врагов силно побеждати
    И похоти плотския труды умерщвляти…
    …Не толико миряне чреву работают,
    Елико то монаси поят, насыщают.
    Постное избравши житие водити,
    На то устремишася, дабы ясти, пити…
    Из примера понятно, что главное правило силлабического стиха – равное количество слогов, даже невзирая на привычные ударения, применяется неукоснительно. Для сочетаний применяется разноударная рифма, то есть само ударение смещается: ве-лит – сте-лит, са-ма – ма-ма. Если не оперировать смещением ударения, то стихотворение постепенно арифмуется, превращаясь в белый стих и далее в прозу.
    Тоническая система стиха
    От греч. Tonos – напряжение, ударение.
    Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.
    Тоническое стихосложение, родившись из скоморошьего хохота и пения, из тактовых частушек и народных сказочных стихов, переосмысленных великими русскими поэтами, не утратило своей значимости и сегодня. А в век прошлый – революционный – чисто-тоническое стихосложение долгое время служило своими грохочущими рифмами политической конъюнктуре пролетариата.
    Эй!
    Господа!
    Любители
    святотатств,
    преступлений,
    боен,—
    а самое страшное
    видели —
    лицо мое,
    когда
    я
    абсолютно спокоен?
    В. Маяковский.
    Силлабо-тоническая система стихосложения
    От греч. Syllabe – слог и греч. Tonos – напряжение, ударение.
    Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К. Тредиаковскому и особенно М.В. Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.
    Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов. Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки – стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь – сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно. Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений. Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного, а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее – энклитикой).
    Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей – с ударением на первом слоге и ямб – с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.
    Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи “трудновато”, потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается – они не должны падать на “чужие” места, зато пропускать их можно – от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд – они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.
    В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль – с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий – с ударением на среднем слоге и анапест – на последнем, третьем слоге стопы.
    Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым – от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) – от 2 до 4.
    Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
    СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
    Хорей
    По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое. Хорей характеризуется использованием в стопе двух слогов, слабого и сильного, таким образом, чтобы в строке стихотворения ударение всегда приходилось на нечетные слоги. В русской поэзии чаще всего использовался 4- и 6-стопый хорей, однако с середины 19-го в. их вытеснил пятистопный хорей, который употребляется до сих пор.
    Пример схемы:
    ! – ! – ! – ! – ! –
    ! – ! – ! – ! – !
    В небе тают облака,
    И, лучистая на зное,
    В искрах катится река,
    Словно зеркало стальное.
    ! – ! – ! – !
    ! – ! – ! – ! –
    ! – ! – ! – !
    ! – ! – ! – ! –
    Ночевала тучка золотая
    На груди утеса-великана;
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя…
    ! – ! – ! – ! – ! –
    ! – ! – ! – ! – ! –
    ! – ! – ! – ! – ! –
    ! – ! – ! – ! – ! –
    Ямб
    Этот стихотворный метр получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. Изначально этим термином назывались сатиры, высмеивающие все порочное. Они складывались путем чередования слабых и сильных слогов таким образом, чтобы в строке сатиры ударение приходилось на каждый ее четный слог. Этот стихотворный метр используется в поэзии до сих пор, чаще всего стопы, содержащие два слога, из которых второй является ударным, повторяются в каждой строке 5 или 6 раз.
    Пример схемы:
    – ! – ! – ! – ! – ! –
    – ! – ! – ! – ! – !
    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
    Смотрю и я, как бы живой,
    На эти дремлющие воды
    – ! – ! – ! – !
    – ! – ! – ! – ! –
    – ! – ! – ! – !
    – ! – ! – ! – ! –
    Вот холм лесистый, над которым часто
    Я сиживал недвижим – и глядел
    На озеро, воспоминая с грустью
    Иные берега, иные волны…
    – ! – ! – ! – ! – ! –
    – ! – ! – ! – ! – !
    – ! – ! – ! – ! – ! –
    – ! – ! – ! – ! – ! –
    Дактиль
    Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Этот стихотворный метр пришел к нам из античной поэзии, где сильные и слабые слоги распределялись в стопе также, но выделялись не ударением, а протяжным произношением. В 18 в. русские поэты предпочитали использовать 2-стопый дактиль, однако позже он был вытеснен 3- и 4-стопным дактилем. Эти метры используются в русской поэзии до сих пор.
    Пример схемы:
    ! – – ! – – ! – – ! –
    ! – – ! – – ! – – !
    Как хорошо ты, о море ночное,-
    Здесь лучезарно, там сизо-темно…
    В лунном сиянии, словно живое,
    Ходит и дышит, и блещет оно.
    ! – – ! – – ! – – ! –
    ! – – ! – – ! – – !
    ! – – ! – – ! – – ! –
    ! – – ! – – ! – – !
    Ранними летними росами
    Выйдем мы в поле гулять.
    Будем звенящими косами
    Сочные травы срезать!
    ! – – ! – – ! – –
    ! – – ! – – !
    ! – – ! – – ! – –
    ! – – ! – – !
    Амфибрахий
    Принцип организации сильных и слабых слогов в этом метре раскрывается уже в его названии. Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Наиболее распространенным является 4- и 3-стопный амфибрахий, хотя нельзя сказать, что этот стихотворный метр часто употребляется в русской поэзии.
    Пример схемы:
    – ! – – ! – – ! – – !
    – ! – – ! – – ! –
    В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли
    – ! – – ! – – ! – – !
    – ! – – ! – – ! – – !
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц.
    – ! – – ! – – ! –
    – ! – – ! – – !
    – ! – – ! – – ! –
    – ! – – ! – – !
    Анапест
    Анапест переводится с греческого языка как «отраженный назад» или «имеющий обратный смысл» по некоторым источникам. Этот стихотворный метр является противоположностью дактилю. Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог. Довольно часто, при написании стиха с использованием анапесте, на первый слог строки ставится дополнительное ударение, позволяющее сделать ее звучание более ярким. В русской поэзии наиболее распространен 3- и 4-стопный анапест.
    Пример схемы:
    – – ! – – ! – – ! –
    – – ! – – ! – – !
    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.
    – – ! – – ! – – ! –
    – – ! – – ! – – !
    – – ! – – ! – – ! –
    – – ! – – ! – – !
    Ночь холодная мутно глядит
    Под рогожу кибитки моей,
    Под полозьями поле скрипит,
    Под дугой колокольчик звенит,
    А ямщик погоняет коней.
    – – ! – – ! – – !
    – – ! – – ! – – !
    – – ! – – ! – – !
    – – ! – – ! – – !
    – – ! – – ! – – !
    РИФМА
    Рифма — последовательное употребление слогов, имеющих сходное звучание, в конце строк стихотворения. По своей сути рифма, является сильным выразительным средством, с помощью которого делается акцент на ритмическом рисунке стиха. Этот термин имеет греческое происхождение. В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание. В русской поэзии употребление рифмы характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги. Часто это достигается употреблением в конце рифмованных строк одних и тех же частей речи (существительное, прилагательное, глагол и т.д.) в одной грамматической форме.
    Мужская рифма
    Мужская рифма — употребление в конце строки стихотворения слов, ударение в которых приходится на последние слоги, которые имеют схожее звучание.
    Пример:
    Надоела борода.
    Я её туда-сюда –
    Всё никак не оторву
    Ни под вечер, ни к утру.
    Женская рифма
    Женская рифма — употребление слогов или слов в окончании стихотворной строки таким образом, чтобы они имели похожее звучание, а последнее в строке ударение приходилось на предпоследний ее слог.
    Дактилическая рифма
    При использовании дактилической рифмы в конце строк стихотворения оставляется по два слога, свободных от ударения. Звучание стиха в этом случае получается достаточно мягким, напевным, однако в русской классической поэзии употребляется такой способ рифмования не очень часто.
    Пример:
    Дело было вечером.
    Делать было нечего.
    Гипердактилическая рифма
    Гипердактилическая рифма характерна ударением, делающимся только на четвертом с конца строки слоге. Использовать такую рифму довольно сложно, и чаще всего она встречалась в устном фольклоре, где требования к размеру и ритму стиха были довольно мягкими. В результате употребления гипердактилической рифмы стихотворение звучит задорно, бойко, зачастую имеет характерный «рваный» ритм.
    Пример:
    Ветер голову расчёсывает
    Словно колышек обтёсывает.
    Точные и неточные рифмы
    Рифмы различают не только по тому, в каком с конца строки слоге стоит ударение, но так же и по степени созвучности между окончаниями строк. Чаще всего выделяют точную и неточную рифму. При использовании точной рифмы созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними. Неточная рифма характеризуется различиями в звучании согласных в свободных от ударения слогах, расположенных в окончаниях строк.
    Кроме этого в некоторых классификациях упоминаются богатые и омонимичные рифмы. Богатая рифма — это употребление созвучных слогов в окончаниях строк стихотворения не только после последних ударных звуков, но и до них. Использование омонимичной рифмы, по сути, сводится к постановке омонимов (слов, разных по значению, но одинаковых по звучанию) в окончаниях строк.
    Таким образом, то, насколько рифма будет удачной, определяется не только употреблением гласных, имеющих одинаковое звучание, но и правильным побором согласных, которые, давая схожие звуки, придадут окончаниям строк еще больше схожести. Чем больше похожих звуков, расставленных в определенном порядке, будет использовано в окончаниях строк, тем более точной в итоге будет сама рифма.
    Системы рифмовки
    Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.
    Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом, то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.
    Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку. В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже, по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая — закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.
    Глядел я, стоя над Невой,
    Как Исаака-великана
    Во мгле морозного тумана
    Светился купол золотой.
    Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма». Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.
    Вдали от солнца и природы,
    Вдали от света и искусства,
    Вдали от жизни и любви
    Мелькнут твои младые годы,
    Живые помертвеют чувства,
    Мечты развеются твои.
    Строфы
    Слово «строфа» дословно переводится с греческого как «оборот» или «кружение». По большому счету, перевод довольно точно раскрывает суть этого термина, ведь строфа — это не что иное, как сочетание строк в стихотворении, где закончены циклы рифм, размера и ритма. С точки зрения синтаксиса чаще всего строфа является завершенной единицей или группой единиц (предложений). Строки в строфе объединены не только по смыслу, но и по своей структуре, которая повторяется на протяжении всего стиха.
    Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины.
    Четверостишие (катрен) – наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.
    Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих – с четвертым и шестым, седьмой стих – с восьмым.
    Схема октавы: абабабвв
    В шесть лет он был ребенок очень милый
    И даже, по ребячеству, шалил;
    В двенадцать приобрел он вид унылый
    И был хотя хорош, но как-то хил.
    Инесса горделиво говорила,
    Что метод в нем натуру изменил:
    Философ юный, несмотря на годы,
    Был тих и скромен, будто от природы.
    Признаться вам, доселе склонен я
    Не доверять теориям Инессы.
    С ее супругом были мы друзья;
    Я знаю, очень сложные эксцессы
    Рождает неудачная семья,
    Когда отец – характером повеса,
    А маменька ханжа. Не без причин
    В отца выходит склонностями сын!
    Терцины (терцеты) – трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы – с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы – с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
    Схема терцины:
    аба
    бвб
    вгв
    гдг
    дед
    и т.д.
    Чёрный маг
    Когда сгустится тьма вокруг
    Ты словно раб предназначенья,
    Начертишь кровью ровный круг,
    Отбросишь жалкие сомненья.
    Войдёшь в него, забыв про страх.
    Тебя подхватят тьмы теченья.
    Отбросишь тело, – бренный прах.
    Ты с теми, кто во тьму шагнули!
    Погасли огоньки в глазах.
    А где твой дух, а не в аду ли?
    (Джейнджер Скауджер Алкариот)
    КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
    Классическая техника относится к базовым, то есть, составляет «скелет» стихотворения. Требований к размерности и ритмике стихотворения при использовании классической техники в соответствующих учебниках можно найти не мало. Однако все они сводятся к трем простым правилам.
    Первое заключается в том, что в одной строфе все строки должны иметь метрические аналоги. То есть, строка, написанная с определенным чередованием ударных и безударных слогов, обязательно должна соответствовать другой строке, имеющей такой же ритмический рисунок в пределах одной строфы. Такие строки могут объединяться парами или тройками, в принципе их количество в строфе может быть любым, важно одно — оставлять строки-одиночки в стихотворении нельзя.
    Если точно попасть в метр не удается, а такая ситуация случается нередко, его нарушение можно компенсировать использованием одного и того же числа ударений или слогов в сочетающихся друг с другом строчках. Если же сохранить метр в определенной части стихотворения и вовсе не получается, это можно замаскировать усиленным использованием декоративных техник. В противном случае, стихотворение будет сложным для восприятия, а смысл его понять будет практически невозможно.
    Иногда при использовании классической техники некоторое отступление от правил даже приветствуется. Так, ломаный в последней строке стихотворения метр, придаст ему больше выразительности, поможет привлечь внимание читателя. При работе с классической техникой автору важно помнить, что поэзия — далеко не точная «наука», и целесообразное отступление от ее правил может стать одним из самых сильных козырей конкретного стихотворения. Важно только такими отступлениями не увлекаться.
    Работа с рифмами
    Большинство стихотворений написано с использованием рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя.
    Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.
    Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.
    Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.
    Подбор устойчивых и вместе с этим небанальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.
    Работа с буквами и слогами
    Работа с буквами и слогами является декоративной техникой и то, насколько правильно она применена, определяет не только звучание стихотворения, но задает ему тон, определяет его настроение. Проведение этой работы можно сравнить с наведением порядка в фонической составляющей стиха, оно обязательно даже в том случае, если автор отказывается от рифмы. В противном случае получившийся текст отнести к поэзии нельзя.
    Несмотря на то, что техника предполагает осуществление отбора и букв, и слогов, работа со слогами, как правило, оказывается не нужна, если работа с буквами выполнена правильно. Ее можно разделить на две части — работу с гласными и работу с согласными. В аспекте этой техники гласные создают основной рисунок стиха, в зависимости от ударности или безударности определяют его ритм, в это время согласные отвечают за выразительность, яркость.
    Однако, работая с буквами, важно помнить, что даже одна неправильно подобранная согласная или гласная может нарушить гармонию стиха, сломать все, кропотливо выстроенное автором. Ударные гласные своим звучанием задают основное настроение стиха, безударные оттеняют их, подчеркивая созданное впечатление. Однако в основе стиха может лежать сразу несколько гласных звуков, главное — не ошибиться при их комбинировании. То же можно сказать и о согласных. Будучи правильно расставленными в стихе, согласные звуки способны подчеркнуть звучание гласных. Согласные придают стиху дополнительные оттенки, многократно усиливая влияние гласных звуков.
    Эмоциональный оттенок, который придаст стиху употребление того или иного согласного звука, определить легко. Для этого нужно подобрать несколько слов, начинающихся с буквы, которая обозначает данный звук. Вероятнее всего у них будет некая общая черта, выделив которую будет не сложно определить, какое влияние согласная окажет на стих.
    Источник: http://ec-univer.ru/verses

  2. Coihelm Ответить

    упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе
    Альтернативные описания • Основная единица длины
    • Единица длины
    • Порядок чередования сильных и слабых долей в музыке
    • Чередование слогов в стихе
    • … с кепкой
    • 100 см
    • 2-дольный в музыке
    • выдающийся деятель искусства или науки, наставник
    • длинный “коллега” литра
    • его эталон в Палате мер и весов
    • единица длины
    • квадратный …
    • квартирная мера
    • линейка портного
    • м. греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов. Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или
    • мера длины
    • мера роста
    • мера с кепкой
    • миллион микрон
    • музыкальная единица
    • мягкотелая линейка
    • один из 33-х в хрущевке
    • погонная мера длины
    • ритмическая система в стихах и музыке
    • рост мужичка с кепкой
    • рост недомерка с кепкой
    • рост с кепкой (о низкорослом)
    • сантиметр в третьей степени
    • складное мерило столяра
    • складной помощник столяра
    • складной спутник плотника
    • сотня сантиметров
    • сто сантиметров
    • то же, что литр, но в длину
    • целых 100 см
    • целых сто сантиметров
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана
    • ямб, хорей
    • длинный «коллега» литра
    • до чего не дотягивает английский ярд
    • единица длины, с 1983 г. определяемая как путь света в вакууме за 1/299792458 долю секунды
    • основная единица длины, первоначально сорокамиллионная часть длины земного меридиана
    • стихотворный размер
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?
    • система чередования ударных и безударных слов в стихе
    • единица измерения длины
    • погонный …
    • шаг дяди Степы
    • рост карлика
    • миллион микронов
    • размер шага дяди Степы
    • кепка
    • складной измеритель
    • портновская линейка

  3. Mishakar Ответить

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

    Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1) Пронумеровать все слоги в строке.
    2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    3) Выписать подряд номера ударных слогов.
    4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
    1-3-5-7-9 — хорей
    2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    2-5-8-11 — амфибрахий
    3-6-9-12 — анапест

    Таблица «?Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

  4. Льдиночка Ответить

    Стихотворение
    (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
    Стихотворный размер
    Пример четырехстопного хорея:
    Бу?ря мгло??ю не?бо кро?ет
    __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Ви?хри сне?жныЕ крутя?;
    __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Разбор:
    Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
    После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
    В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
    Хорей
    __/__
    Пример пятистопного хорея:
    ВЫхожу? оди?н я нА доро?гу;
    __ __ __/__ __/__ __ __ __/__
    СквОзь тума?н кремни?стый пу?ть блести?т;
    ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
    НОчь тиха?. Пусты?ня вне?млет Бо?гу,
    ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
    И звезда? с звездо?ю гОвори?т.
    __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
    (М.Ю. Лермонтов)
    Хорей
    __/__
    Пример трехстопного хорея:
    Ла?сточкИ пропа?ли,
    __/ __ __ __ __/ __
    А вчера? заре?й
    __/ __ __/ __ __/
    Всё грачи? лета?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Да, как се?ть, мелька?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Во?н над то?й горо?й.
    __/ __ __/ __ __/
    (А. Фет)
    Хорей
    __/__
    Пример четырехстопного ямба:
    Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил,
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Когда? не в шу?тку зАнемо?г,
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    Он Уважа?ть себя? заста?вил
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    И лу?чше вы?думАть не мо?г.
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример четырехстопного ямба:
    Я по?мню чу?дноЕ мгнове?нье
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
    ПерЕдо мно?й яви?лась ты?
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/
    Как мИмоле?тноЕ виде?нье
    __ __ __ __/ __ __ __ __/ __
    Как ге?ний чи?стой крАсоты?
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Наря?женЫ мы вме?сте го?род ве?дать,
    __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Но, ка?жетсЯ, нам не? за кЕм смотре?ть…
    __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Ты пОгрусти?, когда? умрЁт поэ?т,
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Поку?да зво?н ближа?йшей и?з церкве?й
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Не вОзвести?т, что э?тот ни?зкий све?т
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Я прОменя?л на ни?зший ми?р черве?й.
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    (Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
    Ямб
    __ __/
    Пример трехстопного дактиля:
    Кто? бы ни зва?л – не хочу?
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    На? суетли?вую не?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Я? променя?ть безнаде?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И?, замыка?ясь, молчу?.
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники!
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    Сте?пью лазу?рною, це?пью жемчу?жною…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    (М.Ю. Лермонтов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Сла?вная о?сень! Здоро?вый, ядре?ный
    __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
    Во?здух уста?лые си?лы бодри?т…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример трёхстопного амфибрахия:
    Не ве?тер бушу?ет над бо?ром,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Не с го?р побежа?ли ручьи? –
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Моро?з-воево?да дозо?ром
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Обхо?дит владе?нья свои?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример четырехстопного амфибрахия:
    Доро?же отчи?зны — не зна?л ничего?
    __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
    Бое?ц, не люби?вший поко?я.
    __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях
    __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
    С споко?йною ва?жностью ли?ц,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
    С краси?вою си?лой в движе?ньях,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    С похо?дкой, со взгля?дом цари?ц.
    __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Средь шу?много ба?ла случа?йно,
    __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В трево?ге мирско?й суеты?,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Тебя? я уви?дел, но та?йна,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Твои? покрыва?ла черты?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А.К. Толстой)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трёхстопного анапеста:
    О, весна? без конца? и без кра?ю —
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Без конца? и без кра?ю мечта?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И приве?тствую зво?ном щита?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Есть в напе?вах твои?х сокрове?нных
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Рокова?я о ги?бели ве?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Есть прокля?тье заве?тов свяще?нных,
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Поруга?ние сча?стия е?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Пропаду? от тоски? я и ле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Одино?кая жи?знь не мила?,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Сердце но?ет, слабе?ют коле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В каждый гво?здик души?стой сире?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Распева?я, вполза?ет пчела?.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Фет)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример (разностопный размер)
    поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест:
    Во?все не сло?жные
    __/ __ __ __/ __ __

  5. Karne Ответить

    Прежде чем приступить к работе над статьей по теме: «Ритмика стиха» я была на 100% уверенна, что смогу раскрыть тему без помощи дополнительной литературы, в чем очень сильно ошибалась.
    Как же был прав Сократ, когда сказал всем известное изречение: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю».
    А Владимир Маяковский меня окончательно запутал, написав в своей книге «Как делать стихи» следующее: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».
    Я надеюсь, что моя статья обогатит багаж ваших знаний.
    Стихотворным ритмом называется определённыя последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха. [1]
    Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог.
    Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
    В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога). [2]
    Рекомендую изучить правила деления слова на слоги: morfema.ru/publ/15-1-0-11
    В словах выделяют сильные и слабые слоги. Все зависит от ударения.
    Периодичность чередований сильных и слабых слогов в стихотворении называется метром.
    Разделив на слоги следующий стишок и подчеркнув сильные из них, т.е. те, которые произносятся с ударением, мы получим пример:
    Пример 1:
    НО-вой ЖИЗ-ни
    ТРЕ-пет СЛЫ-шен
    Как вы уже заметили, каждое слово стихотворения разбито на 2 слога. В данном случае образуется двудольный метр с 2 долями (слогами), где первый слог — ударный, второй — безударный.
    Двухдольный размер является самым простым. Кроме него существуют трехдольный, сложный и переменный размеры.
    Рассмотрим на примере нижеприведенного стишка трехдольный размер.
    Пример 2:
    ТУЧ-ки не- БЕС-ны-е
    ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки
    Как видите, каждый такт этого стихотворения состоит из 3-х долей: одной сильной и двух слабых. [3]
    Длина размера стихотворения определяется по количеству стоп.
    Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Стихотворение может быть одностопным, двухстопным, трехстопным и т.д.
    В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
    Одностопный ямб
    Двустопный ямб
    Четырёхстопный ямб
    Весна
    идёт.
    Она
    поёт,
    Журчит,
    Жужжит,
    Кружит,
    Влечёт.
    Весна идёт.
    Она поёт,
    Журчит, жужжит,
    Кружит, влечёт.
    Весна идёт. Она поёт,
    Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
    Трёхстопный ямб
    Пятистопный ямб
    Весна идёт. Она
    Поёт, журчит, жужжит,
    Кружит, влечёт. Весна…
    Весна идёт. Она поёт, журчит,
    Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
    Графически стопа изображается с помощью схемы:
    —, где « — » — ударный слог, «» — безударный слог.
    Попробуйте определить размеры стихов, которые содержаться в примерах 1, 2 руководствуясь следующей информацией.
    Основными размерами Русского классического стиха являются:
    1. Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея: —), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия).
    Пример 3:
    Мчаться тучи, вьются тучи
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна.
    (А.С. Пушкин)
    2. Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
    Пример 4:
    Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог.
    (А.С. Пушкин)
    3. Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
    Пример 5:
    В рабстве спасённое
    Сердце народное –
    Золото, золото
    Сердце народное!
    (Н.А. Некрасов)
    4. Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия—), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
    Пример 6:
    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    (М.Ю. Лермонтов)
    5. Анапест — трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом — на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. [4]
    Пример 7:
    Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    (А. Блок)
    Тема, конечно же, полностью не раскрыта. Её можно расширять ещё и ещё. Скажите, каких размеров нет в моем списке? Может быть вы желаете что-нибудь добавить? Делитесь, не будьте жадинами!
    С уважением Каюн Таня.
    Информация почерпнула из:
    1. shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=33
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Слог
    3. rockintensive.by.ru/theory3.shtml
    4. rifma.com.ru/AZ-RAZ.htmhttp://rifma.com.ru/AZ-RAZ.htm

  6. Ianrim Ответить

    упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе
    Альтернативные описания • Основная единица длины
    • Единица длины
    • Порядок чередования сильных и слабых долей в музыке
    • Чередование слогов в стихе
    • … с кепкой
    • 100 см
    • 2-дольный в музыке
    • выдающийся деятель искусства или науки, наставник
    • длинный “коллега” литра
    • его эталон в Палате мер и весов
    • единица длины
    • квадратный …
    • квартирная мера
    • линейка портного
    • м. греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов. Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или
    • мера длины
    • мера роста
    • мера с кепкой
    • миллион микрон
    • музыкальная единица
    • мягкотелая линейка
    • один из 33-х в хрущевке
    • погонная мера длины
    • ритмическая система в стихах и музыке
    • рост мужичка с кепкой
    • рост недомерка с кепкой
    • рост с кепкой (о низкорослом)
    • сантиметр в третьей степени
    • складное мерило столяра
    • складной помощник столяра
    • складной спутник плотника
    • сотня сантиметров
    • сто сантиметров
    • то же, что литр, но в длину
    • целых 100 см
    • целых сто сантиметров
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана
    • ямб, хорей
    • длинный «коллега» литра
    • до чего не дотягивает английский ярд
    • единица длины, с 1983 г. определяемая как путь света в вакууме за 1/299792458 долю секунды
    • основная единица длины, первоначально сорокамиллионная часть длины земного меридиана
    • стихотворный размер
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?
    • система чередования ударных и безударных слов в стихе
    • единица измерения длины
    • погонный …
    • шаг дяди Степы
    • рост карлика
    • миллион микронов
    • размер шага дяди Степы
    • кепка
    • складной измеритель
    • портновская линейка

  7. †Когда Жизынь боль† Ответить

    система чередования ударных и безударных слов в стихе
    Альтернативные описания • Основная единица длины
    • Единица длины
    • Порядок чередования сильных и слабых долей в музыке
    • Чередование слогов в стихе
    • … с кепкой
    • 100 см
    • 2-дольный в музыке
    • выдающийся деятель искусства или науки, наставник
    • длинный “коллега” литра
    • его эталон в Палате мер и весов
    • единица длины
    • квадратный …
    • квартирная мера
    • линейка портного
    • м. греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов. Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или
    • мера длины
    • мера роста
    • мера с кепкой
    • миллион микрон
    • музыкальная единица
    • мягкотелая линейка
    • один из 33-х в хрущевке
    • погонная мера длины
    • ритмическая система в стихах и музыке
    • рост мужичка с кепкой
    • рост недомерка с кепкой
    • рост с кепкой (о низкорослом)
    • сантиметр в третьей степени
    • складное мерило столяра
    • складной помощник столяра
    • складной спутник плотника
    • сотня сантиметров
    • сто сантиметров
    • то же, что литр, но в длину
    • целых 100 см
    • целых сто сантиметров
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана
    • ямб, хорей
    • длинный «коллега» литра
    • до чего не дотягивает английский ярд
    • единица длины, с 1983 г. определяемая как путь света в вакууме за 1/299792458 долю секунды
    • основная единица длины, первоначально сорокамиллионная часть длины земного меридиана
    • стихотворный размер
    • упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?
    • единица измерения длины
    • погонный …
    • шаг дяди Степы
    • рост карлика
    • миллион микронов
    • размер шага дяди Степы
    • кепка
    • складной измеритель
    • портновская линейка

  8. Goldendefender Ответить

    АкатаграфияРасстройство письменной речи, при котором не соблюдается порядок слогов в словах или слов в предложении 11 букв
    СтопаВ стихосложении: повторяющаяся единица стиха 1 состоящая из двух и более слогов, один из которых обычно долгий или ударный 5 букв
    КанНазвание маленькой миски для питья в тюркских языках состояло из трех слогов. два первые: “доста… “. какой третий слог 3 буквы
    ЗаиканиеРечевой недостаток, проявляющийся в затрудненном произношении некоторых звуков, слогов и их повторении вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата 8 букв
    СпондейДвухсложная стопа (в метрическом стихосложении- из двух долгих слогов, в тоническом- из двух ударных) 7 букв
    ЛогогрифРод шарады или загадки, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв 8 букв
    ЯканьеТип вокализма предударных слогов некоторых говоров русского языка, при которой в первом предударном слоге после мягких согласных гласные неверхнего подъёма всегда или в некоторых позициях совпадают в звуке : лес 6 букв
    ОканьеФонетическая особенность ряда восточнославянских диалектов, которая состоит в различении гласных и в безударных слогах, т. е. произношении в словах вда, глва и подобных, но в словах трва и подобных. Распространено в говорах северного наречия русского языка, части среднерусских говоров, большинстве говоров украинского языка и западнополесской группе говоров белорусского языка 6 букв

  9. UWAXEF Ответить

    упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе
    Альтернативные описания • Основная единица длины
    • Единица длины
    • Порядок чередования сильных и слабых долей в музыке
    • Чередование слогов в стихе
    • … с кепкой
    • 100 см
    • 2-дольный в музыке
    • выдающийся деятель искусства или науки, наставник
    • длинный “коллега” литра
    • его эталон в Палате мер и весов
    • единица длины
    • квадратный …
    • квартирная мера
    • линейка портного
    • м. греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов. Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или
    • мера длины
    • мера роста
    • мера с кепкой
    • миллион микрон
    • музыкальная единица
    • мягкотелая линейка
    • один из 33-х в хрущевке
    • погонная мера длины
    • ритмическая система в стихах и музыке
    • рост мужичка с кепкой
    • рост недомерка с кепкой
    • рост с кепкой (о низкорослом)
    • сантиметр в третьей степени
    • складное мерило столяра
    • складной помощник столяра
    • складной спутник плотника
    • сотня сантиметров
    • сто сантиметров
    • то же, что литр, но в длину
    • целых 100 см
    • целых сто сантиметров
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана
    • ямб, хорей
    • длинный «коллега» литра
    • до чего не дотягивает английский ярд
    • единица длины, с 1983 г. определяемая как путь света в вакууме за 1/299792458 долю секунды
    • основная единица длины, первоначально сорокамиллионная часть длины земного меридиана
    • стихотворный размер
    • чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?
    • система чередования ударных и безударных слов в стихе
    • единица измерения длины
    • погонный …
    • шаг дяди Степы
    • рост карлика
    • миллион микронов
    • размер шага дяди Степы
    • кепка
    • складной измеритель
    • портновская линейка

  10. =ДеВчУшКа иЗ сНеЖкА= Ответить

    Силлабо-тоническое стихосложение
    – (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – стихосложение, основанное на правильном чередовании ударных и безударных слогов (см. сильное место и слабое место) . Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. В зависимости от системы чередования сильных и слабых мест различаются двусложные (см. хорей, ямб) и трехсложные (см. дактиль, амфибрахий, анапест) размеры. Разработали теорию С.-т. с. и ввели его в практику В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Учитывая опыт метрической (см. метрическое стихосложение) и силлабической (см. силлабическое стихосложение) систем, анализируя принципы строения русского народного стиха (соизмеримость соотносимых строк по количеству и расположению ударных слогов) , Тредиаковский ввел понятие стопы (см. стопа) как элементарной ритмической единицы. Более крупными ритмическими единицами в С.-т. с. являются соотносимые между собой стихотворные строки (стихи) . Соизмеримость их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями сильных и слабых мест. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний и выступают стопы (см. стопа) . Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым – от одной и больше, на практике же протяженность строки в двусложных размерах от двух до шести стоп, а в трехсложных – от двух до четырех. Однако очевидно, что в русском языке очень много длинных слов, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений в С.-т. с. строго не соблюдается: в стихе могут возникать два безударных слога подряд – они образуют группу из безударных слогов, которую называют пиррихием (см. пиррихий) . И наоборот, слова могут сочетаться таким образом, что возникают два подряд ударных слога – спондей.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *