Как называется историческая родина какого либо культурного растения?

8 ответов на вопрос “Как называется историческая родина какого либо культурного растения?”

  1. Kazrami Ответить

    Успех селекционной работы во многом зависит от качества исходного материала, главным образом от его генетического разнообразия. Чем разнообразнее исходный материал для селекции, тем больше возможностей он предоставляет для гибридизации и отбора. Селекционеры, пользуясь биологическим, генетическим и экологическим разнообразием растительного мира, создали огромное количество различных сортов культурных растений.
    Современные культурные растения выращивают одновременно в разных странах, на разных континентах. Однако каждое из этих растений имеет свою историческую родину – центр происхождения. Именно там находились или находятся и поныне дикорастущие предки культурного растения, там сформировались его генотип и фенотип.
    Учение о центрах происхождения культурных растений создано выдающимся русским ученым Н.И. Вавиловым.
    Широкомасштабные ботанико–географические исследования, участие в экспедициях, изучение богатейшего коллекционного материала и истории земледелия дали возможность Н.И. Вавилову сделать важные обобщения и выдвинуть идеи, обогатившие теорию селекции и генетики, разработать теорию о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Ученый установил, в частности, что размеры и продуктивность культурных растений выше, чем родственных им диких видов, но их генофонд менее разнообразен, чем генофонд исходного дикого вида. Поэтому изучение признаков диких предков культурной формы очень важно для выявления устойчивости растений к болезням и паразитам, морозостойкости, засухоустойчивости, плодовитости, чтобы использовать их при выведении новых сортов.
    Н.И. Вавилов вначале выделил 8 центров происхождения культурных растений с рядом подцентров, но в более поздних работах укрупнил их в 7 основных первичных центров (см. табл. 4 и рис. 42).
    Название центра и количество возникших здесь культурных видов (% от 1000 – общего числа изученных)
    Культурные растения, возникшие в этом центре от древних культур
    1. Южноазиатский тропический (около 50%)
    Сахарный тростник, огурец, баклажан, цитрусовые, шелковица, манго, банан, кокосовая пальма, черный перец
    2. Восточноазиатский (20%)
    Соя, просо, овес, гречиха, чумиза, редька, персик, чай, актинидия
    3. Юго-Западноазиатский (14%)
    Пшеница, рожь, горох, чечевица, лен, конопля, дыня, яблоня, груша, слива, абрикос, вишня, виноград, миндаль, гранат, инжир, лук, чеснок, морковь, репа, свекла
    4. Средиземноморский (11%)
    Пшеница, овес, рожь, капуста, сахарная свекла, укроп, петрушка, маслина, лавр, малина, дуб, пробковый, клевер, вика
    5. Абиссинский
    Сорго, твердая пшеница, рожь, ячмень, кунжут, хлопчатник, клещевина, кофе, финиковая пальма, масличная пальма
    6. Центральноамериканский
    Кукуруза, фасоль, картофель, тыква, батат, перец, хлопчатник, табак, махорка, сизаль (волокнистая агава), авокадо, какао, орех, пекан
    7. Андийский (Южноамериканский)
    Картофель, кукуруза, ячмень, амарант, арахис, томат, тыква, ананас, папайя, маниок, гевея, хинное дерево, фейхоа, кока, бразильский орех (бертоллеция)

  2. BuHuLLIkO Ответить

    Что же могло подвигнуть древних людей к возделыванию полей? Историки отвечают так: в связи с ростом численности людей на каком-то этапе возможности охоты и собирательства истощились. Возник экологический кризис. Тут и появились добросовестные возделыватели земель. К земледелию они переходят чуть ли не шутя. Собирали себе диких предшественников современных культурных растений, ели их, семена попадали на удобренную фекалиями почву, прорастали, чутко отзывались на уход. Отсюда лишь шаг к земледелию.
    Однако в письменной истории приводится немало примеров истощения продовольственных ресурсов у различных неземледельческих народов. И каждый раз они переходят не к земледелию, а к воинственным набегам на других, или откочевывают за стадами антилоп, бизонов и оленей, или ограничиваются более простым делом разведения домашних животных. На худой конец, вымирают. Впрочем, такие годы выпадают исключительно редко. Количество пищевых ресурсов в дикой природе обычно избыточно.
    Даже сегодня многие народы успешно живут за счет сбора даров дикой природы. В учебниках их обычно рисуют какими-то уж очень угрюмыми. Этнографы же, пожившие среди них, рассказывают, что жизнь их полна радости и азарта. Весь процесс добывания пищи чем-то напоминает сбор нашими горожанами грибов в лесу или плодов на загородном участке.
    В пустыне Калахари кочевники собирают дикие арбузы, а индейцы области Великих озер — дикорастущий водяной рис. Жители Огненной Земли весело путешествуют, отыскивая скопления моллюсков. Завидев выброшенную на берег тушу кита, разбиваются лагерем и начинают пировать, пока не будет съедена вся туша. Затем отправляются в дальнейший поиск. Переходить к земледелию они не хотят, много своего времени на поиски пищи не тратят, о завтрашнем дне не беспокоятся.
    А земледелие возникает как раз в наиболее изобильных пищевыми ресурсами регионах планеты. Вечнозеленые устья и дельты Иордана, Нила и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы до сих пор еще наполнены рыбой и водоплавающей птицей. А тогда к ним добавлялись бесчисленные стада газелей, оленей, кабанов. Склоны окружающих холмов и гор покрывали целые орехово-плодовые леса и лесосады, где плодородили яблони, груши, алычи, вишни, черешни, а виноградные лозы сплетались в труднопроходимые заросли. Алма-Ата, например, в переводе так и означает «отец яблок», поскольку город был окружен лесами из дикой яблони. Встречались заросли дикого абрикоса. В подлеске немало видов кизила, лавровишни, лещины, малины, ежевики. В предгорьях Западного Кавказа местами такие лесосады растут до сих пор.
    И вдруг среди этого изобилия человек меняет надежную собирательную деятельность на тяжкий труд земледельца. Ведь даже в советское время земледельческие совхозы и колхозы бедствовали, тогда как охотничье-заготовительные промхозы процветали.
    Кто же надоумил древнего человека приступить к выращиванию семян, клубней и корней возле своей хижины, посоветовал купить каменную мотыгу и глиняный серп? И кто же внимал этим советам?
    Знаток истории земледелия Ю.Ф. Новиков [1972] рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить земледелию индейцев племени бороро. Их наделили землей и в избытке семенами, орудиями и, конечно, инструкторами. Последние на глазах своих бесстрастно помалкивающих учеников взрыхлили и засеяли землю, подробно разъяснили, какие теперь дары она принесет и какие еще льготы уготовит для индейцев заботливое бразильское правительство. Но стоило только инструкторам удалиться, как бороро выкопали и с аппетитом съели посаженые клубни и семена. А после отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных для расчистки леса топоров добраться до высокорастущих плодов.
    Некоторые связывают переход к земледелию в наиболее комфортных местах с необходимостью человека переходить к долговременной обороне от врагов. Люди могли отводить в укрепления воду, но добывать в осаде пищу было значительно труднее. Переход к искусственному приручению животных не всегда влек за собой успех. Для выпаса нужны обширные пастбища. В осажденных врагами местах нужно было создавать запасы кормов. Так возникло сенокошение. Оно же позволило создавать запасы продовольствия из наиболее продуктивных и распространенных злаков и для самих себя. Отсюда тоже только шаг до выращивания злаков и перехода к земледелию.
    Даже если это было и так, если уж на ум человеку и взбрело кормиться возделываемой растительной пищей, то почему возделывать он начал не желуди, орехи или лесные яблоки? Их плоды он уже поколениями собирал в диком состоянии. Урожаи бананов, например, во много раз превышают урожаи злаков. В некоторых странах Африки, Южной Азии, на островах Океании они являются основной пищей. В Бразилии обнаружен сорт дикорастущих бананов. Окультурить их человеку — собирателю и охотнику — было бы проще.
    Те же орехи хранятся не хуже зерновых. Урожайность их тоже, наверное, могла быть не хуже злаков на ранней истории человечества. В тропиках гораздо проще выращивать и обрабатывать корнеплодные растения: маниок, ямс и сладкие бататы. Но ведь не эти же культуры стали главными продуктами человечества. Первое место в питании всех времен и народов заняли рис, пшеница, кукуруза (маис). Только культурные злаки неолита были вовсе не похожи на сегодняшние высокоурожайные сорта. В каждом колосе современной пшеницы располагается несколько десятков полновесных зерен, а колосок пшеницы-однозернянки неолитических времен нес лишь одно зернышко. Его трудно было вырастить, еще труднее переработать. С помощью каменных ступ и пестиков надо было отделить зерно от твердой шелухи и перемолоть каменными жерновами в муку. Только тогда уже можно выпечь хлеб. И вновь загадка: почему сразу не сварить из них кашу? Неужели процесс кипячения воды был более трудоемок, чем выпечка? Ведь сосуды из обожженной глины к тому времени уже существовали. К тому же весь этот мучительный труд хлебороба не всегда обеспечивает дневное пропитание даже в современном мире. А тот голод, что когда-то испытывали земледельцы, был практически неведом охотникам, скотоводам или собирателям.
    Философ А.Ю. Скляров [2004], анализируя мифы и легенды разных народов, приходит к выводу, что нигде в них человек не ставит в заслугу себе или своим предкам переход к письменности или земледелию. Повсюду, от Греции до Полинезии и от Египта до Мексики, в эти тайны их посвятили боги-великаны.
    Легенды древней Халдеи (Вавилона) говорят, что письменность и земледелие даровал людям божественный Оанес. Он научил людей всяким наукам, правилам градостроительства, показал, как сеять и жать: «с того времени не было изобретено ничего хорошего». Эти же легенды утверждали, что вавилонский город Эриду был построен во всем своем великолепии, со всеми обсерваториями и собраниями глиняных таблиц, прежде чем «было посеяно человеческое зерно». В мифологии Древнего Египта и Абиссинии повествуется, что вывел людей из «полудикого состояния, когда они ели друг друга», бог Осирис. Предания Древней Греции сообщают о титане Прометее, который не только даровал людям огонь, но и обучил их медицине, зодчеству, мореплаванию, письменности, земледелию.
    Мифология Древней Мексики переполнена сказаниями о великом боге Кецалькоатле, принесшем людям кукурузу. Бог Виракоча обучил земледелию индейцев перуанских Анд. В Тибет фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле, принесли Владыки Мудрости, а в Китай — Небесные Гении [Скляров, 2004]. Все это напоминает сказанное Адаму: «со скорбью будешь питаться от нее (земли) во все дни жизни твоей; … в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 17-19).
    В свете новых представлений о гипотетичности былых гигантских ледников наиболее древние следы и знания человечества следует искать именно в высокогорьях, как об этом свидетельствуют все священные предания человечества.
    Наиболее древние земледельческие поселения обнаружены в Палестине и на склонах гор Загроса, где в X тыс. до н.э. преобладала дубово-фисташковая лесостепь с обилием диких злаков и зернобобовых. Только на раскопках были найдены не окультуренные сорта произраставшей там дикой пшеницы, а совершенно другой вид пшеницы-однозернянки. Однозернянка имеет 14 хромосом, а дикая пшеница — 28. Даже современная наука не в состоянии обеспечить скрещивание между ними. Никаких следов каких-либо других видов дикорастущих пшениц, которые могли бы стать основой культурного вида пшеницы, найдено не было.
    На тех же раннеземледельческих поселениях обнаружены многочисленные зернотерки и печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители разводили коз, овец, свиней, ослов, быков, антилоп; знали письменность и кузнечное дело. Из кирпича строили первые на Земле города и храмы с мозаикой. Тем не менее в нижезалегающих слоях никаких признаков перехода к культуре обнаружено не было. Земледельческая культура появляется внезапно. Ту же внезапность появления первых городских и земледельческих культур археологи обнаружили на раскопках в Шумере, Египте, Малой Азии и Индии. Вавилов пришел к выводу, что все они являются пришлыми.
    Как показали экспедиции Вавилова, набор культурных злаков существенно возрастает от Ближнего Востока к Закавказью и Армянскому нагорью. Оттуда поступал обсидиан, могли поступать и семена культурных растений. Но и тут оказался не рекорд сортового разнообразия. Восточнее, в Афганистане, откуда поступал в Иерихон лазурит, количество сортов возделываемых пшениц еще более возрастает.
    Наконец, на небольшом пространстве между Гиндукушем и Западными Гималаями население возделывает поразительное разнообразие мягких пшениц с 42 хромосомами. Здесь же сконцентрировано все мировое разнообразие зерновых бобовых растений, льнов, моркови. Значит, очаг зарождения земледельческих культур следует искать здесь. В этих же азиатских нагорьях встречаются в диком состоянии большинство известных домашних животных; среди них дикий бык, буйвол, муфлон, от которого пошли овцы, безоаровый и каменный козел.
    Другой очаг буйства культурных злаков был обнаружен на Эфиопском нагорье (Абиссиния). Количество возделываемых там твердых 28-хромосомных пшениц и ячменей превзошло все их разнообразие в мире. Но при этом никаких диких сородичей пшеницы или ячменя найдено не было. Не обнаружились они и у выращиваемых на Абиссинском нагорье гороха, нута, льна, разнообразие сортов которых там тоже превышает все известное в мире. С Эфиопского нагорья выходит и весь пантеон домашних животных Древнего Египта (рис. 14).
    Ни в Гималайско-Гиндукушском районе, ни на Эфиопском нагорье нет никаких письменных или материальных свидетельств о древних культурах. Но ботанико-географический анализ Вавилова говорит, что их там надо искать.
    Очевидно, родины развитых цивилизаций Нила и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы предвосхищались какими-то еще не открытыми их колыбелями. Они и по настоящее время являются хранителями сортовых богатств.
    Не с заболоченными равнинами великих рек, заселение и обуздание которых стало возможным с развитой гидротехникой и железной деспотической организацией, а с разливами горных ручьев следует связывать появление навыков земледелия и искусственного

    Рис. 14. Установленные Н.И. Вавиловым районы предков пшеницы [по А. Склярову, 2004, с. 168):
    1 —дикие виды пшениц и пшеница-однозернянка; 2 — Эфиопский (Абиссинский) центр культивирования твердых сортов пшеницы; 3 — Гималайско-Гиндукушский центр культивирования мягких сортов пшеницы
    обводнения. Повышенная контрастность и разнообразие горных ландшафтов обеспечивают высокую биопродуктивность и предоставляют достаточно комфортные условия почти при любых сюрпризах климата. Даже в затяжные дожди или периоды снеготаяния здесь можно подыскать сухие участки, а в засухи, напротив, обводненные.
    Цивилизации зарождались там, где в диком состоянии росли злаковые и плодовые культуры, где ледниковые паводки умеряли летнюю жару, паслись стада баранов, коз и быков, где людям приходилось вести борьбу за создание на зиму запасов пищи, но борьбу с реальными шансами на успех, с радостью преодоления, обучающую, а не сокрушающую человека.
    В дальнейшем мотыжное земледелие пойм горных рек трансформировалось в более развитые формы орошаемого земледелия низовьев рек. Возможно, осваивать их подтолкнуло развитие эрозионных процессов на горных склонах со смывом маломощных почв. До сих пор можно видеть, как культуры постепенно распространяются с гор в низины и долины, а не наоборот.
    Заселение и обуздание великих рек стали возможными лишь при развитой гидротехнике, позволяющей получать гарантированные урожаи несколько раз в год. Пахотные земли приходилось буквально конструировать из хаоса малярийных болот и песчаных отмелей. «Последствия Великого потопа еще были в народной памяти… Они как бы уравновешивали всемирную сушь, охватившую в это время громадные пространства Земли, — от Сахары до киргизских пустынь. Главной задачей городских властей являлось противостояние этим двум напастям, а конкретно — организация массовых работ населения по орошению засушливых, но плодородных земель и предотвращению разрушительных наводнений» [Зорин, 2004, с. 79-80].
    Все работы по укреплению плотин должны были быть выполнены на значительном протяжении к определенному сроку. Необходимо было практически постоянно чистить наносы в каналах. Изъятый из каналов материал шел на сооружение дамб, защищавших поля от размывов. Во всех цивилизациях древних рек поселения приходилось возводить на искусственных постаментах высотой от 6 до 12 м [Борсук, Кичигин, Семенов, 2005]. Все это требовало превосходной организации с железным диктатором, способным вести людей на единые действия к единой цели. Множество отрядов этих людей с их начальниками само по себе уже требовало огромных запасов продовольствия [Мечников, 1995].
    Все колыбели древнейших цивилизаций Средиземноморья, Передней Азии, Индии, Индокитая, Абиссинии, Мексики и Перу тяготеют к горам тропиков и субтропиков. Нигде больше на земном шаре не создается такого разнообразия и контрастности местообитаний, климатических условий и экологических ниш, как в горных тропиках и субтропиках. Засушливые жаркие пустыни сменяются духотой переувлажненных пространств, а ослепительные вечные снега соседствуют с сумраком пышных лесов. «Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой живностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей» [Рерих, 1992, с. 163].
    Цивилизация Индии возникла и развивалась в области верхнего Пенджаба. Здесь вблизи от гималайских ледников и снегов восточные арийцы жили еще до создания наиболее древних из дошедших гимнов Ригведы. В предгорьях Гиндукуша зародился очаг бактрий- ской культуры с возвышенной религией Заратустры. На высоте около
    1500 м на Иранском нагорье группируются наиболее знаменитые города Древней Персии и Мидии. В долинах горной Армении возникли зачатки цивилизации Урарту. Местом пробуждения к исторической жизни Китая называют провинцию Ганьсу в верховьях Хуанхэ. Видная роль в создании египетской культуры принадлежит эфиопскому элементу с верховьев Нила, с которым связан весь пантеон Древнего Египта. В горных областях массового скопления растительных богатств Америки обнаруживаются очаги земледельческих культур ацтеков, майя, инков, чибчей.
    Какая-то тайна содержится в переходе человека к выращиванию культурных растений. Есть в этом неясный свой урок. Ясно лишь, что переход этот существенно смягчил характер человека, десятками тысяч предшествующих земледелию лет питавшегося почти исключительно мясной и молочной пищей. Переход на питание культурными растениями даровал человеку терпение, рассудок, грациозность скелета, развил полезную привычку к труду. Человек есть то, что он ест. Не случайно все религии мира накладывают те или иные ограничения на питание мясной пищей. Земледелец гораздо больше кочевника или зверолова дорожит своими полями и селениями. Возникшее чувство патриотизма создавало политические преимущества. Судя по всему, земледелие процветало среди наиболее трудолюбивых, стойких и честных народов, сумевших всей своей историей преодолеть неблагоприятные условия среды, освоить большие и компактные массивы земель и отстоять их от врагов.
    И вместе с тем переход к земледелию развил алчную приверженность к накоплению материальных богатств, приведшую, в конце концов, человечество к экологической катастрофе. Среди земледельческих народов более выражены расслоение общества, беспринципный карьеризм, рабская психология, измены, предательства. Каин-земледелец убил Авеля-скотовода.
    Н.И. Вавилов выявил семь основных центров происхождения культурных растений [1965]. Из Средиземноморья происходят многие овощные культуры, включая свеклу, репу, капусту. Юго-западно- азиатский центр, образуемый Кавказом, Переднеазиатскими нагорьями и Таджикистаном, дал пшеницу, рожь, горох, горчицу, большинство плодовых культур Европы. Из горных районов Южного Китая распространились гречиха, соя, редька, грецкий орех, многие цитрусовые. Огурец и суходольный рис вышли из Восточных Гималаев, горной Индии и Бирмы. Эфиопское нагорье явилось родиной кофейного дерева и ячменя. Предки мексиканцев стали выращивать хлопчатник и маис, улучшенные сорта которого известны как кукуруза. С западных склонов Анд вышли перец, тыква, картофель и томаты (рис. 15).

    Рис. 15. Выявленные H.l/I. Вавиловым очаги древнего земледелия [по А. Склярову, 2004)
    Антрополог В.П. Алексеев [1985, 1998] соотнес с вавиловскими центрами появления культурных растений географические очаги формирования человеческих рас. Он установил, что европеоиды связаны со средиземноморским и юго-западноазиатским центрами, монголоиды — с китайским и юго-восточноазиатским, а америка- ноиды — с центрами Нового Света. Извечно с пищей человек воспринимал и условия той среды, которую населял, и той среды, из которой вышли его предки. Между продуктами питания и человеком и даже его духовным миром существовала выкованная сотнями предшествовавших нам поколений генетическая цепь. К определенным очагам происхождения культурных растений был прикован ею национально-расовый ген.
    В.И. Вернадский высказал предположение, что химический состав клеток каждого вида живого организма строго индивидуален. Его стабильность определяется постоянством видового питания. Поэтому любому организму необходимо то питание, что назначено ему предшествующими поколениями и географической средой обитания.
    Продукты из чуждого для народа центра появления культурных растений в определенном смысле являются для него генетически измененными. Из чужеродных продуктов строятся чуждые организму клетки. С ними приходят и новые заболевания — рак, инсульт, атеросклероз, диабет, дисбактериоз. Медики уже насчитывают свыше
    10 тыс. болезней человека. Их число постоянно растет, они стремительно молодеют, а причина страданий остается тайной. Считается, что раньше эти болезни не умели диагностировать, отсюда и не было таких названий. Но все более проясняется, что их действительно не было. Во время Второй мировой войны, когда продукты выдавались по карточкам, по всей Европе происходил резкий спад сердечнососудистых, раковых и прочих заболеваний.
    Даже до нашего все отрицающего XX в. доходят некоторые изначальные ритуалы потребления пищи. Нельзя, например, готовить вместе рыбу и мясо. Многие народы не смешивают свинину с другим мясом, а у некоторых свинина попросту запрещена. У европеоидов сохраняется запрет на употребление мяса хищных животных (кошек, собак), а в Китае или Корее они просто лакомство. В Полинезии собаку выращивают как мясное животное. Наверное, и приручена она была когда-то по той же причине. Нормальный европеоид не станет есть насекомых, а народы Юго-Восточной Азии с удовольствием потребляют их [Гачев, 1995].
    Обмен продуктами между континентами привел к революции в питании, сопоставимой с неолитической. В Подмосковье стали выращивать южноамериканскую картошку, а в питании индейцев Нового Света существенную долю заняли хлебные злаки. Мы такие пришлые продукты привыкли считать и естественными, и полезными, хотя они входят в меню лишь одного-двух предшествующих нам поколений. В природе нет блюд, составленных из дальнеприве- зенных продуктов, да еще в консервированном малоусвояемом виде. Если нечто подобное и появлялось, то только как экзотическая добавка к праздничному столу.
    Одну из своих величайших революций человечество не заметило. Последствия ее не изучены и труднопредсказуемы, хотя, очевидно, малоблагоприятны. Человек в питании стал связан не с конкретной географической областью, а со всей биосферой.
    Если человек есть то, что он ест, то и генетическая совокупность людей — род, племя, народ — есть то же самое. Веками питание участвовало в создании того, что именуется «национальный характер». Русский национальный характер в определенной степени предопределен хлебом, молоком, крупами, овощами, грибами. Из злаков главенствовали ячмень, рожь и овес. Алкогольные напитки готовились на медово-ягодной или медово-яблочной основе. В больших количествах потреблялся квас. Водку массово начали пить лишь в эпоху Петра I.
    Вплоть до середины XIX в. главным овощем России была репа. В питании она играла туже роль, что сегодня картошка. Употребляли ее свежей, квашеной, вареной, пареной, жареной. Урожай репы в условиях средней полосы России (200—300 ц/га) в 2—3 раза выше картофеля; собирать его можно 2—3 раза за лето. Возделывается она вплоть до тундры. Вместе с редисом и редькой этот корнеплод входит в семейство капустных, которое неизмеримо ближе нашему организму, чем американские пасленовые, куда входят картофель, томат, перец и табак.
    Еще 150—200 лет назад крестьяне не хотели менять репу на картофель, именуя его «чертовыми яйцами». Кстати, само название картофеля его поборник агроном Андрей Болотов вывел из двух немецких слов «крафт» — сила и «тойфель» — дьявол. Получается «дьявольская сила». Насаждали картофель силой, вплоть до военной, которой подавлялись крестьянские картофельные бунты.
    Не делайте из картофеля «второй хлеб». Это единственный из овощей, состоящий почти исключительно из углеводов, а их и так организм получает в избытке с крупами и мучными изделиями. Заполонив наши огороды, картофель вытеснил не менее ценные культуры, существенно истощив при этом плодородие почв. Оставьте его вместе с помидором, перцем и табаком перуанцу или мексиканцу. «Щи да каша — пища наша».
    Еще несколько десятилетий назад люди в основном потребляли продукты питания, выращенные под теми же лучами солнца, что и жили. В этом был какой-то важный смысл. Ведь зеленые растения питаются главным образом не удобрениями, как многие думают, а солнечным светом, создавая под действием фотосинтеза органические вещества из неорганических. Солнечные лучи конкретной географической местности переходили с растениями к животным и человеку. Вещества, составляющие их тела, извлекались из той же среды, из которой в легкие поступал воздух. Все это гармонировало друг с другом. Даже огонь соответствовал им. Каждый ландшафт был носителем определенного горючего материала для приготовления пищи. Пища отражала характер посуды и утвари, изготовляемых из местных видов сырья [Гачев, 1995].
    Теперь вместо всего этого появилась всеединая, выравнивающая все народы пища, выровненная единой термической обработкой газо- и электроплитами. Размылась разница между будничным и праздничным столом. С появлением тепличных комплексов исчезает сезонный характер потребления продуктов. В магазинах продается огромный ассортимент иноземных продуктов. От их заготовки до попадания на прилавок проходит примерно полгода. И все это время идут необратимые процессы разложения. Считается, что сорванные зелеными бананы, фрукты и помидоры дозревают при транспортировке, но на деле они все это время еще и разлагаются. Чтобы на прилавке продукт выглядел свежим и побыстрее рос, его напички- вают гормонами и антибиотиками. К чему ведет все это, вовсе не ясно.
    Человек — независимое существо, которое гордится свободой своего выбора, а в самом важном для него, в питании, живет по законам производителей. Они внесли в пищу массу новых химических соединений и новых быстрорастущих пород животных и растений. Внедрили рафинированные продукты всех сортов и тем самым изменили ход всех биогеохимических реакций в человеческом организме. Полным ходом идет его построение из чужеродных ему веществ. При этом люди винят в своих болезнях что угодно, но только не пищу.
    Экология учит: с природой необходимо считаться. С природой питания — тоже. И понимать ее и смысл, и цели, и язык.
    Веками природа, род и народ определяли законы нашего питания. Теперь мы не слышим их голосов. Зато чутко прислушиваемся к рецептам кулинаров, рекомендующих готовить нам немыслимые смеси продуктов, которые никогда не встречались ни в природе, ни в нашем народе.
    Законы питания надо искать не в справочниках по диетологии, а в самой природе. Они издревле живут в каждом народе, и нет никакой необходимости менять их на какие-либо более «прогрессивные». Прогрессивна та эксплуатация организма, к которой он наиболее генетически адаптирован многими поколениями. Традиционное растительное питание с соблюдением религиозных ограничений на потребление животной пищи — наиболее рациональный путь использования своего организма представителями земледельческих народов.

  3. Morlunin Ответить

    Группы культурных растений по происхождению
    Среди флоры земного шара выделяется значительная по числу (более 2500) видов группа растений, возделываемых человеком и получивших название культурных. Культурные растения и образованные ими агрофитоценозы пришли на смену луговым и лесным сообществам. Они – результат земледельческой деятельности человека, которая началась 7–10 тысячелетий назад. В переходящих в культуру диких растениях неизбежно отражается новый этап их жизни. Отрасль биогеографии, изучающая распространение культурных растений, их приспособление к почвенно-климатическим условиям в различных областях земного шара и включающая элементы экономики сельского хозяйства, называется географией культурных растений.
    По своему происхождению культурные растения делятся на три группы: наиболее молодая группа, сорно-полевые виды и наиболее древняя группа.
    1. Наиболее молодая группа культурных растений происходит от видов, до настоящего времени живущих в диком состоянии. Для растений этой группы установить центр начала их возделывания не составляет особого труда. К ним относятся плодово-ягодные культуры (яблоня, груша, слива, вишня, крыжовник, смородина, малина, земляника), все бахчевые, часть корнеплодов (свекла, брюква, редис, репа).
    2. Сорно-полевые виды растений стали объектами культуры там, где основная культура из-за неблагоприятных природных условий давала низкие урожаи. Так, при продвижении земледелия на север озимая рожь вытеснила пшеницу; широко распространенная в Западной Сибири масличная культура рыжик, используемая для получения растительного масла, является сорняком в посевах льна.
    3. Для наиболее древних культурных растений невозможно установить время начала их культивирования, поскольку их дикорастущие предки не сохранились. К ним относятся сорго, просо, горох, бобы, фасоль, чечевица.
    Потребность в исходном материале для селекции и улучшения сортов культурных растений обусловила создание учения о центрах их происхождения. В основу учения легла идея Ч. Дарвина о существовании географических центров происхождения биологических видов. Впервые географические области происхождения важнейших культурных растений были описаны в 1880 г. швейцарским ботаником А. Декандолем. Согласно его представлениям, они охватывали довольно обширные территории, в том числе целые континенты. Важнейшие исследования в этом направлении спустя полвека были выполнены замечательным русским генетиком и ботанико-географом Н. И. Вавиловым (1887–1943), который осуществил изучение центров происхождения культурных растений на научной основе.
    Дифференцированный метод Н. И. Вавилова
    Н. И. Вавилов предложил новый, названный им дифференцированным, метод установления исходного центра происхождения культурных растений, заключающийся в следующем. Собранная из всех мест возделывания коллекция интересующего растения исследуется с помощью морфологических, физиологических и генетических методов. Таким образом, определяется область сосредоточения максимального разнообразия форм, признаков и разновидностей данного вида. В конечном итоге можно установить очаги введения в культуру того или иного вида, которые могут не совпадать с территорией его широкого возделывания, а находится от нее на значительных (несколько тысяч километров) расстояниях. Причем центры возникновения культурных растений, возделываемых в настоящее время на равнинах умеренных широт, иногда оказываются в горных районах.
    Стремясь поставить генетику и селекцию на службу народного хозяйства страны, Н. И. Вавилов и его соратники во время многочисленных экспедиций в 1926– 1939 гг. собрали коллекцию, насчитывающую около 250 тыс. образцов культурных растений. Как подчеркивал ученый, его интересовали преимущественно растения умеренных зон, поскольку огромные растительные богатства Южной Азии, Тропической Африки, Центральной Америки и Бразилии, к сожалению, лишь в ограниченном масштабе могут быть использованы в нашей стране.
    Географические центры происхождения культурных растений
    Для возникновения крупного очага происхождения культурных растений
    Н. И. Вавилов считал необходимым условием, кроме богатства дикорастущей флоры видами, пригодными для возделывания, наличие древней земледельческой цивилизации. Ученый пришел к выводу, что подавляющее большинство культурных растений связано 7 основными географическими центрами их происхождения: Южно-Азиатским тропическим, Восточно-Азиатским, Юго-Западноазиатским, Средиземноморским, Эфиопским, Центральноамериканским и Андийским.
    За пределами этих центров оказалась значительная территория, которая требовала дальнейшего изучения с целью выявления новых очагов окультуривания наиболее ценных представителей дикой флоры. Последователи Н. И. Вавилова – А. И. Купцов и А. М. Жуковский продолжили исследования по изучению центров культурных растений. В конечном итоге число центров и охватываемая ими территория значительно пополнились, их стало 12.
    Краткие характеристики центров
    1. Китайско-Японский. Мировое растениеводство обязано Восточной Азии происхождением многих культурных видов. Среди них – рис, многорядные и голозерные ячмени, просо, чумиза, голозерные овсы, фасоль, соя, редька, многие виды яблонь, груш и луков, абрикосы, очень ценные виды сливы, восточная хурма, возможно, апельсин, тутовое дерево, сахарный тростник китайский, чайное дерево, коротковолокнистый хлопчатник.
    2. Индонезийско-Индокитайский. Это центр многих культурных растений – некоторых сортов риса, бананов, хлебного дерева, кокосовой и сахарной пальм, сахарного тростника, ямса, манильской пеньки, наиболее крупных и высокорослых видов бамбука.
    3.Австралийский. Флора Австралии дала миру самые быстрорастущие древесные растения – эвкалипты и акации. Здесь выявлены также 9 дикорастущих видов хлопчатника, 21 вид дикорастущего табака и несколько видов риса. В целом флора этого континента бедна дикими съедобными растениями, особенно с сочными плодами. В настоящее время в растениеводстве Австралии почти полностью используются чужеземные по происхождению культурные растения.
    4. Индостанский. Полуостров Индостан имел огромное значение в развитии растениеводства древних Египта, Шумера и Ассирии. Это родина шарозерной пшеницы, индийского подвида риса, некоторых сортов фасоли, баклажана, огурца, джута, сахарного тростника, конопли индийской. В горных лесах Гималаев обычны дикие виды яблони, чайного дерева и банана. Индо-Гангская равнина представляет собой огромную плантацию культурных растений мирового значения – риса, сахарного тростника, джута, арахиса, табака, чая, кофе, банана, ананаса, кокосовой пальмы, масличного льна. Деканское плоскогорье известно культурой апельсина и лимона.
    5. Среднеазиатский. На территории центра – от Персидского залива, полуострова Индостан и Гималаев на юге до Каспийского и Аральского морей, оз. Балхаш на севере, включая Туранскую низменность, особое значение имеют плодовые деревья. С древних времен здесь возделывали абрикос, грецкий орех, фисташку, лох, миндаль, гранат, инжир, персик, виноград, дикие виды яблонь. Здесь же возникли некоторые сорта пшеницы, лука репчатого, первичные типы моркови и мелкосеменные формы бобовых (горох, чечевица, конские бобы). Древние жители Согдианы (современный Таджикистан) вывели высокосахаристые сорта абрикосов и винограда. Дикий абрикос и сейчас в изобилии растет в горах Средней Азии. Сорта дынь, выведенные в Средней Азии – лучшие в мире, особенно чарджоуские дыни, сохраняющиеся в подвешенном состоянии в течение года.
    6. Переднеазиатский. В состав центра входят Закавказье, Малая Азия (кроме побережья), историческая область Западной Азии Палестина и Аравийский полуостров. Отсюда происходят пшеницы, двурядный ячмень, овес, первичная культура гороха, культурные формы льна и лука-порея, некоторые виды люцерны и дынь. Это первичный центр финиковой пальмы, родина айвы, алычи, сливы, черешни и кизила. Нигде в мире нет такого обилия видов дикой пшеницы. В Закавказье завершился процесс происхождения культурной ржи из сорно-полевой, засоряющей и сейчас посевы пшеницы. По мере продвижения пшеницы на север озимая рожь, как более зимостойкое и неприхотливое растение, стала чистой культурой.
    7. Средиземноморский. Этот центр включает территорию Испании, Италии, Югославии, Греции и все северное побережье Африки. Западное и Восточное Средиземноморье – родина дикого винограда и первичный центр его культуры. Здесь эволюционировали пшеницы, бобовые, лен, овсы (в диком состоянии в Испании на песчаных почвах сохранился овес со стойким иммунитетом к грибковым заболеваниям). В Средиземноморье началось окультуривание люпина, льна, клевера. Типичным элементом флоры стало оливковое дерево, ставшее культурой в древних Палестине и Египте.
    8. Африканский. Для него характерно разнообразие природных условий от влажных вечнозеленых лесов до саванн и пустынь. В растениеводстве сначала использовались только местные виды, а затем уже занесенные из Америки и Азии. Африка – родина всех видов арбуза, центр возделывания риса и проса, ямса, некоторых видов кофе, масличной и финиковой пальм, хлопчатника и других культурных растений. Вызывает вопрос происхождение посудной тыквы кулебасы, возделываемой в Африке повсеместно, но неизвестной в диком состоянии. Особая роль в эволюции пшеницы, ячменя и других хлебных растений принадлежит Эфиопии, на территории которой не было их диких предков. Все они были заимствованы земледельцами уже окультуренными из других центров.
    9. Европейско-Сибирский. Он охватывает территорию всей Европы, кроме Пиренейского полуострова, Британских островов и зоны тундры, в Азии доходит до оз. Байкал. С ним связано возникновение культур сахарной свеклы, клеверов красного и белого, люцерн северной, желтой и синей. Главное значение центра заключается в том, что здесь были окультурены европейская и сибирская яблони, груша, черешня, лесной виноград, ежевика, земляника, смородина и крыжовник, дикие сородичи которых и сейчас обычны в местных лесах.
    10. Центральноамериканский. Он занимает территорию Северной Америки, ограниченную северными границами Мексики, Калифорнией и Панамским перешейком. В древней Мексике развивалось интенсивное растениеводство с основной пищевой культурой кукурузой и некоторыми видами фасоли. Здесь же были окультурены тыква, батат, какао, перец, подсолнечник, топинамбур, махорка и агава. В наши дни в центре встречаются дикие виды картофеля.
    11. Южно-Американский. Его основная территория сосредоточена в горной системе Анд с богатыми вулканическими почвами. Анды — родина древнеиндийских видов картофеля и различных видов томатов, культур арахиса, дынного дерева, хинного дерева, ананаса, каучуконоса гевеи, земляники чилийской. В Южной Америке возникла культура длинноволокнистого хлопчатника. Здесь много диких видов табака.
    12. Северо-Американский. Его территория совпадает с территорией США. Он особенно интересен прежде всего как центр большого числа видов дикого винограда, среди которых многие устойчивы к филлоксере и грибковым заболеваниям. В центре обитают свыше 50 дикорастущих травянистых видов подсолнечника и столько же видов люпина, около 15 видов сливы, были окультурены клюква крупноплодная и голубика высокорослая, первые плантации которых совсем недавно появились в Беларуси.
    Вторичные центры происхождения растений

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *