Как называется наука о наследственности и изменчивости?

12 ответов на вопрос “Как называется наука о наследственности и изменчивости?”

  1. MasterJek Ответить

    Основы учения о наследственности и изменчивости
    Вариант I
    Задание 1.
    1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:
    а) генетика              б) изменчивость           в) селекция           г) наследственность
    2.  Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются
    а) Полиплоидными      б) Диплоидными       в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными
    3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
    а) 48                  б) 46                    в) 44                г) 23
    4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:
    а) гибридными        б) гомозиготными       в) гетерозиготными      г) гемизиготными
    5.  Признак, который проявляется в гибридном поколении называется:
    а) доминантный         б) рецессивный          в) гибридный           г) мутантный
    6. Фенотип – это совокупность:
    а) Рецессивных генов                                         б) Доминантных генов
    в) Проявившихся внешне признаков                  г) Генотипов одного вида
    7.  Ген:
    а) Единица наследственной информации           б) Участок молекулы И-РНК
    в) Участок ДНК                               г) Содержит определенный набор нуклеотидов
    8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей
    а) Единообразны
    б) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:3:1
    в) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:1
    г) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:2:1
    9. Второй закон Менделя:
    а) Описывает дигибридное скрещивание
    б) Справедлив при скрещивании двух гетерозигот между собой
    в) Утверждает, что при скрещивании гетерозигот между собой наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу
    10. Дигибридное скрещивание:
    а) это скрещивание по двум парам аллельных генов
    б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания
    в) позволило выявить рекомбинацию признаков
    г) лежит в основе третьего закона Менделя
    11. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа  наблюдается расщепление в потомстве по
          фенотипу в соотношении
    а) 1:1                  б) 3:1                в) 9:3:3:1                 г) 1:2:1
    12. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску
          цветков гороха, называют
    а) сцепленными        б) рецессивными        в) доминантными         г) аллельными
    13. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:
    а) АВ, Ав, аВ, ав          б) АВ, Ав            в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ
    14. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:
    а) 24                    б) 23                    в) 46                г) 32
    15. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:
    а) две ХХ – хромосомы                                                      б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому
    в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому                         г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы
    16. Может ли дочь заболеть гемофилией, если её отец гемофилик:
    а) может, т.к. ген гемофилии расположен в У- хромосоме
    б) может, если мать является носителем гена гемофилии
    в) не может, т.к. она гетерозиготна по Х-хромосоме
    г) не может, если мать носительница гена гемофилии
    17. Границы фенотипической изменчивости называются:
    а) Вариационным рядом       б) Вариационной кривой       в) Нормой реакции       г) Модификацией
    18. Поворот участка хромосомы на 180° называется… 
    а) Транслокация                 б) Дупликация                в) Делеция                г) Инверсия
    19. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный
          материал, называется… 
    а) Генотипической изменчивостью                               б) Комбинативной изменчивостью
    в) Мутационной изменчивостью                                    г) Фенотипической изменчивостью
    20. Мутации, которые происходят в половых клетках называются… 
    а) Соматическими               б) Генеративными                в)  Полезными                   г) Генными
    21. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:
    а) генная мутация;                    б) хромосомная мутация;                    в) геномная мутация.
    22. Норма реакции признака:
    а) передается по наследству;       б) зависит от окружающей среды;     в) формируется в онтогенезе.
    Задание 2.
    Выберите три верных ответа из шести.                                            
    1.  Мутации в отличие от модификаций:
    а) наследуются                                                         б) не наследуются
    в) возникают случайно                                               г) соответствуют  воздействию внешней среды
    д) возникают под воздействием радиации              е) всегда являются доминантными
    2. Соматические мутации:
    а) Проявляются у организмов, у которых возникли;               б) По наследству не передаются;
    в) Проявляются у потомства;                                                     г) Возникают в клетках тела;
    д) Могут передаваться по наследству;                                       е) Возникают в гаметах.
    Здание 3.
    Установите соответствие:
    Между видами изменчивости и их характеристикой.
    Характеристика:                                                          Вид изменчивости:
    Носит групповой характер.                                                  А) модификационная;
    Носит индивидуальный характер.                                       Б) мутационная.
    Наследуется.
    Не наследуется.
    Обусловлена нормой реакции организма.
    Неадекватна изменениям условий среды.
    Задание 4.
    Определите верное и неверное суждение: 
    1. Синдром Дауна вызывается хромосомной мутацией.
    2. Генные и точечные мутации – это синонимы.
    3. Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, не наследуются.
    4. Мутации, несовместимые с жизнью, называют летальными.
    5. Мутации в соматических клетках передаются по наследству.
    6. Источником комбинативной изменчивости является мейоз.
    7. Полиплоидия вызывается хромосомной мутацией.
    8. Модификационная изменчивость – изменение генотипа в пределах нормы реакции.
    9. Набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается как ХУ.
    10. У-хромосома содержит все гены, аллельные генам Х-хромосомы.
    11. Признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности.
    12. Женщина, носительница гена гемофилии с вероятностью в 50% – передает этот ген своим детям.
    13. Сын носительницы имеет 100% вероятность заболеть гемофилией.
    Проверочная тестовая работа
    по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости
    Вариант № 2
    1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:
    а) цитология            б) селекция            в) генетика            г) эмбриология
    2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам
        называется:
    а) генетика            б) изменчивость           в) селекция          г) наследственность
    3.  Половые клетки у большинства животных, человека являются
    а) Полиплоидными       б) Диплоидными        в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными
    4.  Единица наследственной информации – это:
    а) Генотип             б) Фенотип                в) Ген                 г) Белок
    5.  Генотип:
    а) Совокупность всех генов особи                      б) Совокупность всех признаков организмов
    в) Всегда полностью совпадает с фенотипом       г) Определяет пределы нормы реакции организма
    6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак
        наличия ямочек на щеках:
    а) доминантный         б) рецессивный        в) сцепленный с полом       г) сцепленный
    7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:
    а) гибридными         б) гомозиготными;       в) гетерозиготными      г) гемизиготными
    8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:
    а) доминантный        б) рецессивный         в) промежуточный        г) мутантным
    9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании
        двух гетерозиготных по данному признаку родителей?
    а) 75%                 б) 50%               в) 25%              г) 0%
    10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)
         наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
    а) 1:1                     б) 3:1                 в) 9:3:3:1             г) 1:2:1
    11.  Третий закон Менделя:
    а) Описывает моногибридное скрещивание
    б) Это закон независимого наследования признаков
    в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других
    г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу  9:3:3:1
    12. Наследование признаков, определяемых, локализованными в половых хромосомах
          называется:
    а) дигибридным       б) сцепленным       в) моногибридным     г) сцепленным с полом
    13. Какая хромосома будет иметь решающее значение при определении женского пола у птиц?
    а) Х-хромосома сперматозоида                  б) Y-хромосома сперматозоида
    в) Х-хромосома яйцеклетки                         г) Y-хромосома яйцеклетки
    14. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:
    а) АВ, Ав, аВ, ав            б) АВ, ав             в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ
    15. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:
    а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому            б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому
    в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы                                  г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы
    16.  Мутации  могут  быть  обусловлены
    а) новым  сочетанием  хромосом  в  результате  слияния  гамет
    б) перекрестом  хромосом  в  ходе  мейоза
    в) новыми  сочетаниями  генов  в  результате  оплодотворения
    г) изменениями  генов  и  хромосом
    17. Потеря участка хромосомы называется… 
    а) Делеция                б) Дупликация                  в) Инверсия              г) Транслокация
    18. Синдром Шерешевского-Тернера может возникнуть в результате… 
    а) Полиплоидии              б) Полисомии                 в) Трисомии                г) Моносомии
    19. Укажите направленную изменчивость: 
    а) Комбинативная изменчивость                           б) Мутационная изменчивость
    в) Соотносительная изменчивость                        г) Модификационная изменчивость
    20. Кроссинговер – это механизм… 
    а) Комбинативной изменчивости                          б) Мутационной изменчивости
    в) Фенотипической изменчивости                        г) Модификационной изменчивости
    21. Ненаследственную изменчивость называют:
    а) неопределенной;                     б) определенной;                     в) генотипической.
    22.Полиплоидные организмы возникают в результате:
    а) геномных мутаций;                                                 б) генных мутаций;
    в) модификационной изменчивости;                         г) комбинативной изменчивости.
    Задание 2.
    Выберите три верных ответа из шести.              
    1.Мутациями являются:
    а) позеленение клубней картофеля на свету                  б) брахидактилия
    в) синдром Дауна                                       г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы
    д) превращение головастика в лягушку                         е) возникновение белых глаз у дрозофилы
    2. Норма реакции у организмов:
    а) определяется совокупностью генов;
    б) разная для разных признаков;
    в) существует непродолжительное время и может меняться;
    г) позволяет им приспосабливаться к условиям существования;
    д) одинаковая у разных признаков одного организма;
    е) определяется условиями среды.
    Задание 3.
    Установите соответствие:
    Между видами мутаций и их характеристиками.
    Характеристика:                                                            Виды мутаций:
    Число хромосом увеличилось на 1-2.                                                 А) генные;
    Один нуклеотид ДНК заменяется на другой.                                    Б) хромосомные;
    Участок одной хромосомы перенесен на другую.                            В) геномные.
    Произошло выпадение участка хромосомы.
    Участок хромосомы повернут на 180°.
    Произошло кратное увеличение числа хромосом.
    Задание 4.     Выберите неправильные утверждения.
    Синдром Дауна вызывается геномной мутацией.
    Генные и геномные мутации – это синонимы.
    Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, наследуются.
    Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называются полулетальными.
    Ненаследственная изменчивость – изменение фенотипа в пределах нормы реакции.
    Искусственный мутагенез применяют для увеличения количества мутаций.
    Мутации в половых клетках передаются по наследству.
    Источником комбинативной изменчивости является митоз.
    Гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными.
    Совокупность генов организма составляет его фенотип.
    Примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание Аа х  аа.
    Группы сцепления генов находятся в разных хромосомах.
    Условия внешней среды, как правило, изменяют норму реакции организма.

  2. tarf Ответить

    Гибридологическому анализу обычно предшествует селекционный метод. С его помощью осуществляют подбор или создание исходного материала, подвергающегося дальнейшему анализу (например, Г. Мендель, который по существу является основоположником генетического анализа, начинал свою работу с получения константных – гомозиготных – форм гороха путём самоопыления);
    Однако в некоторых случаях метод прямого гибридологического анализа оказывается неприменим. Например, при изучении наследования признаков у человека необходимо учитывать ряд обстоятельств: невозможность планирования скрещиваний, низкая плодовитость, длительный период полового созревания. Поэтому кроме гибридологического анализа, в генетике используется множество других методов.
    Цитогенетический метод. Заключается в цитологическом анализе генетических структур и явлений на основе гибридологического анализа с целью сопоставления генетических явлений со структурой и поведением хромосом и их участков (анализ хромосомных и геномных мутаций, построение цитологических карт хромосом, цитохимическое изучение активности генов и т. п.). Частные случаи цитогенетического метода – кариологический, кариотипический, геномный анализ.
    Популяционный метод. На основе популяционного метода изучают генетическую структуру популяций различных организмов: количественно оценивают распределение особей разных генотипов в популяции, анализируют динамику генетической структуры популяций под действием различных факторов (при этом ис­пользуют создание модельных популяций).
    Молекулярно-генетический метод представляет собой биохимическое и физико-химическое изучение структуры и функции генетического материала и направлен на выяснение этапов пути «ген > признак» и механизмов взаимодействия различных молекул на этом пути.
    Мутационный метод позволяет (на основе всестороннего анализа мутаций) установить особенности, закономерности и механизмы мутагенеза, помогает в изучении структуры и функции генов. Особое значение мутационный метод приобретает при работе с организмами, размножающимися бесполым путём, и в генетике человека, где возможности гибридологического анализа крайне затруднены.
    Генеалогический метод (метод анализа родословных). Позволяет проследить наследование признаков в семьях. Используется для определения наследственного или ненаследственного характера признака, доминантности или рецессивности, картирования хромосом, т. е. для установления принадлежности гена, кодирующего данный признак, к определенной группе сцепления, сцепленности с Х– или Y-хромосомами, для изучения мутационного процесса, особенно в случаях, когда необходимо отличить вновь возникшие мутации от тех, которые носят семейный характер, т. е. возникли в предыдущих поколениях. Как правило, генеалогический метод составляет основу для заключений при медико-генетическом консультировании (если речь не идет о хромосомных болезнях).
    Близнецовый метод, заключающийся в анализе и сравнении изменчивости признаков в пределах различных групп близнецов, позволяет оценить относит, роль генотипа и внешних условий в наблюдаемой изменчивости. Особенно важен этот метод при работе с малоплодовитыми организмами, имеющими поздние сроки наступления половой зрелости (например, крупный рогатый скот), а также в генетике человека.
    В генетическом анализе используют и многие другие методы:
    онтогенетический,
    Иммуногенетический,
    сравнительно-морфологические и сравнительно-биохимические методы,
    Методы биотехнологии,
    разнообразные математические методы и т. д.
    Краткая история генетики.
    ВВЕДЕНИЕ В ГЕНЕТИКУ
    1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Предмет, объекты и задачи генетики
    2. Генетическая информация; её свойства
    3. Основные типы наследования признаков
    4. Разделы генетики. Генетика – фундамент современной биологии
    5. Методы генетики
    6. Краткая история генетики. Особенности развития отечественной генетики
    Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

  3. Крижма Ответить

    Однако не любая наследственная информация является генетической.
    Негенетическая (парагенетическая, эпигенетическая) информация – это информация, благодаря которой подобное воспроизводит подобное, но, как правило, это подобие детерминировано факторами внешней среды или эффектом материнского организма. Механизмы передачи негенетической информации из поколения в поколение исключительно разнообразны, и мы их пока рассматривать не будем.
    Генетическая информация – это такая наследственная информация, носителем которой является ДНК (у части вирусов – РНК).
    ДНК – это химическое вещество, которое входит в состав хромосом – окрашенных структур, которые возникают на месте ядра при делении клетки.
    Минимальный набор хромосом и одновременно минимальный объем ДНК определенного биологического вида называется геномом (имен. падеж, ед. число – геном).
    Участок ДНК, который несет информацию о некотором элементарном признаке – фене (имен. падеж, ед. число – фен), называется геном (имен. падеж, ед. число – ген). Многие гены могут существовать в виде двух и более вариантов – аллелей. Например, у мышей ген А, определяющий общую окраску тела, представлен аллелями:
    AY – желтая окраска,
    AL – окраска агути («серые») со светлым брюхом,
    A – агути, «серые», норма,
    at – черная с подпалинами,
    a – черная, нон-агути.
    Совокупность всех генов (точнее, аллелей) определенного организма называется генотипом (имен. падеж, ед. число – генотип).
    Генетическая информация обладает рядом важных свойств:
    дискретность (существование элементарных единиц информации – генов, входящих в состав хромосом);
    устойчивость (сохранение);
    самовоспроизведение (репликация ДНК, копирование);
    реализация (выполнение программы с получением некоторого результата);
    передача из поколения в поколение;
    комбинирование дискретных единиц информации (генов, хромосом);
    изменение (мутирование) – появление новых генов и хромосом.
    Основное свойство генетической информации – это отсутствие прямого влияния результатов её реализации на исходную информацию. В системах, созданных человеком (в технике, экономике…) информация изменяется осознанно, на основе обратной связи между исходной информацией и результатами её реализации. Генетическая информация изменяется случайным образом: за счет мутаций и рекомбинаций. Прямого влияния результатов реализации информации на исходную информацию не существует. Сохранение и передача измененной информации осуществляется путем отбора (естественного или искусственного) по результатам её реализации.
    Разделы генетики.
    Генетика – фундамент современной биологии
    Методы генетики
    Совокупность методов исследования наследственных свойств организма (его генотипа) называется генетический анализ.В зависимости от задачи и особенностей изучаемого объекта генетический анализ проводят на популяционном, организменном, клеточном и молекулярном уровнях.
    Основу генетического анализа составляет гибридологический анализ, основанный на анализе наследования признаков при скрещиваниях. Гибридологический анализ, основы которого разработал основатель современной генетики Г. Мендель, основан на следующих принципах:
    1. Использование в качестве исходных особей (родителей), форм, не дающих расщепления при скрещивании, т.е. константных форм.
    2. Анализ наследования отдельных пар альтернативных признаков, то есть признаков, представленных двумя взаимоисключающими вариантами.
    3. Количественный учет форм, выщепляющихся в ходе последовательных скрещиваний и использование математических методов при обработке результатов.
    4. Индивидуальный анализ потомства от каждой родительской особи.
    5. На основании результатов скрещивания составляется и анализируется схема скрещиваний.
    Гибридологическому анализу обычно предшествует селекционный метод. С его помощью осуществляют подбор или создание исходного материала, подвергающегося дальнейшему анализу (например, Г. Мендель, который по существу является основоположником генетического анализа, начинал свою работу с получения константных – гомозиготных – форм гороха путём самоопыления);
    Однако в некоторых случаях метод прямого гибридологического анализа оказывается неприменим. Например, при изучении наследования признаков у человека необходимо учитывать ряд обстоятельств: невозможность планирования скрещиваний, низкая плодовитость, длительный период полового созревания. Поэтому кроме гибридологического анализа, в генетике используется множество других методов.
    Цитогенетический метод. Заключается в цитологическом анализе генетических структур и явлений на основе гибридологического анализа с целью сопоставления генетических явлений со структурой и поведением хромосом и их участков (анализ хромосомных и геномных мутаций, построение цитологических карт хромосом, цитохимическое изучение активности генов и т. п.). Частные случаи цитогенетического метода – кариологический, кариотипический, геномный анализ.
    Популяционный метод. На основе популяционного метода изучают генетическую структуру популяций различных организмов: количественно оценивают распределение особей разных генотипов в популяции, анализируют динамику генетической структуры популяций под действием различных факторов (при этом ис­пользуют создание модельных популяций).
    Молекулярно-генетический метод представляет собой биохимическое и физико-химическое изучение структуры и функции генетического материала и направлен на выяснение этапов пути «ген > признак» и механизмов взаимодействия различных молекул на этом пути.
    Мутационный метод позволяет (на основе всестороннего анализа мутаций) установить особенности, закономерности и механизмы мутагенеза, помогает в изучении структуры и функции генов. Особое значение мутационный метод приобретает при работе с организмами, размножающимися бесполым путём, и в генетике человека, где возможности гибридологического анализа крайне затруднены.
    Генеалогический метод (метод анализа родословных). Позволяет проследить наследование признаков в семьях. Используется для определения наследственного или ненаследственного характера признака, доминантности или рецессивности, картирования хромосом, т. е. для установления принадлежности гена, кодирующего данный признак, к определенной группе сцепления, сцепленности с Х– или Y-хромосомами, для изучения мутационного процесса, особенно в случаях, когда необходимо отличить вновь возникшие мутации от тех, которые носят семейный характер, т. е. возникли в предыдущих поколениях. Как правило, генеалогический метод составляет основу для заключений при медико-генетическом консультировании (если речь не идет о хромосомных болезнях).
    Близнецовый метод, заключающийся в анализе и сравнении изменчивости признаков в пределах различных групп близнецов, позволяет оценить относит, роль генотипа и внешних условий в наблюдаемой изменчивости. Особенно важен этот метод при работе с малоплодовитыми организмами, имеющими поздние сроки наступления половой зрелости (например, крупный рогатый скот), а также в генетике человека.
    В генетическом анализе используют и многие другие методы:
    онтогенетический,
    Иммуногенетический,
    сравнительно-морфологические и сравнительно-биохимические методы,
    Методы биотехнологии,
    разнообразные математические методы и т. д.
    Цитогенетика.
    МЕЙОЗ
    Мейоз – это особый способ деления эукариотических клеток, при котором исходное число хромосом уменьшается в два раза (от древнегреч. «мейон» – меньше – и от «мейозис» – уменьшение).
    Главной особенностью мейоза является конъюгация (спаривание) гомологичных хромосом с последующим расхождением их в разные клетки. Поэтому в первом делении мейоза вследствие образования бивалентов к полюсам клетки расходятся не однохроматидные, а двухроматидные хромосомы. В результате число хромосом уменьшается в два раза, и из диплоидной клетки образуются гаплоидные клетки.
    Исходное число хромосом в клетке, которая вступает в мейоз, называется диплоидным (2n). Число хромосом в клетках, образовавшихся в ходе мейоза, называетсягаплоидным (n).
    Мейоз состоит из двух последовательных клеточных делений, которые соответственно называются мейоз I и мейоз II. В первом делении происходит уменьшение числа хромосом в два раза, поэтому его называют редукционным. Во втором делении число хромосом не изменяется; поэтому его называют эквационным (уравнивающим).
    Предмейотическая интерфаза отличается от обычной интерфазы тем, что процесс репликации ДНК не доходит до конца: примерно 0,2…0,4 % ДНК остается неудвоенной. Однако в целом, можно считать, что в диплоидной клетке (2n) содержание ДНК составляет 4с. При наличии центриолей происходит их удвоение. Таким образом, в клетке имеется две диплосомы, каждая из которых содержит пару центриолей.
    Первое деление мейоза(редукционное, илимейоз I)
    Сущность редукционного деления заключается в уменьшении числа хромосом в два раза: из исходной диплоидной клетки образуется две гаплоидные клетки с двухроматидными хромосомами (в состав каждой хромосомы входит 2 хроматиды).
    Профаза I (профаза первого деления) включает ряд стадий.
    Лептотена (стадия тонких нитей). Хромосомы видны в световой микроскоп в виде клубка тонких нитей.
    Зиготена (стадия сливающихся нитей). Происходит конъюгация гомологичных хромосом (от лат. conjugatio – соединение, спаривание, временное слияние).Гомологичные хромосомы (или гомологи) – это парные хромосомы, сходные между собой в морфологическом и генетическом отношении. В результате конъюгации образуются биваленты. Бивалент – это относительно устойчивый комплекс из двух гомологичных хромосом. Гомологи удерживаются друг около друга с помощью белковых синаптонемальных комплексов. Количество бивалентов равно гаплоидному числу хромосом. Иначе биваленты называются тетрады, так как в состав каждого бивалента входит 4 хроматиды.
    Пахитена (стадия толстых нитей). Хромосомы спирализуются, хорошо видна их продольная неоднородность. Завершается репликация ДНК. Завершаетсякроссинговер – перекрест хромосом, в результате которого они обмениваются участками хроматид.
    Диплотена (стадия двойных нитей). Гомологичные хромосомы в бивалентах отталкиваются друг от друга. Они соединены в отдельных точках, которые называютсяхиазмы (от древнегреч. буквы ? – «хи»).
    Диакинез (стадия расхождения бивалентов). Хиазмы перемещаются к теломерным участкам хромосом. Биваленты располагаются на периферии ядра.В конце профазыI ядерная оболочка разрушается, и биваленты выходят в цитоплазму.
    Метафаза I (метафаза первого деления). Формируется веретено деления. Биваленты перемещаются в экваториальную плоскость клетки.Образуется метафазная пластинка из бивалентов.
    Анафаза I (анафаза первого деления). Гомологичные хромосомы, входящие в состав каждого бивалента, разъединяются, и каждая хромосома движется в сторону ближайшего полюса клетки. Разъединения хромосом на хроматиды не происходит.
    Телофаза I (телофаза первого деления). Гомологичные двухроматидные хромосомы полностью расходятся к полюсам клетки. В норме каждая дочерняя клетка получает одну гомологичную хромосому из каждой пары гомологов. Формируются два гаплоидных ядра, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем ядро исходной диплоидной клетки. Каждое гаплоидное ядро содержит только один хромосомный набор, то есть каждая хромосома представлена только одним гомологом. Содержание ДНК в дочерних клетках составляет 2с.
    В большинстве случаев (но не всегда) телофаза I сопровождается цитокинезом.
    После первого деления мейоза наступает интеркинез – короткий промежуток между двумя мейотическими делениями. Интеркинез отличается от интерфазы тем, что не происходит репликации ДНК, удвоения хромосом и удвоения центриолей: эти процессы произошли в предмейотической интерфазе и, частично, в профазе I.
    Второе деление мейоза(эквационное, илимейоз II)
    В ходе второго деления мейоза уменьшения числа хромосом не происходит. Сущность эквационного деления заключается в образовании четырех гаплоидных клеток с однохроматидными хромосомами (в состав каждой хромосомы входит одна хроматида).
    Профаза II (профаза второго деления). Не отличается существенно от профазы митоза. Хромосомы видны в световой микроскоп в виде тонких нитей. В каждой из дочерних клеток формируется веретено деления.
    Метафаза II (метафаза второго деления). Хромосомы располагаются в экваториальных плоскостях гаплоидных клеток независимо друг от друга. Эти экваториальные плоскости могут быть параллельны друг другу или взаимно перпендикулярны.
    Анафаза II (анафаза второго деления). Хромосомы разделяются на хроматиды (как при митозе). Получившиеся однохроматидные хромосомы в составе анафазных групп перемещаются к полюсам клеток.
    Телофаза II (телофаза второго деления). Однохроматидные хромосомы полностью переместились к полюсам клетки, формируются ядра. Содержание ДНК в каждой из клеток становится минимальным и составляет 1с.
    Таким образом, в результате описанной схемы мейоза из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидные клетки. Дальнейшая судьба этих клеток зависит от таксономической принадлежности организмов, от пола особи и ряда других факторов.
    Типы мейоза. При зиготном и споровом мейозе образовавшиеся гаплоидные клетки дают начало спорам (зооспорам). Эти типы мейоза характерны для низших эукариот, грибов и растений. Зиготный и споровый мейоз тесно связан со спорогенезом. При гаметном мейозе из образовавшихся гаплоидных клеток образуются гаметы. Этот тип мейоза характерен для животных. Гаметный мейоз тесно связан с гаметогенезом и оплодотворением. Таким образом, мейоз – это цитологическая основа полового и бесполого (спорового) размножения.
    Биологическое значение мейоза. Немецкий биолог Август Вайсман (1887) теоретически обосновал необходимость мейоза как механизма поддержания постоянного числа хромосом. Поскольку при оплодот­ворении ядра половых клеток сливаются (и, тем самым, в одном ядре объединяются хромосомы этих ядер), и поскольку число хромосом в соматических клетках остается константным, то постоянному удвоению чис­ла хромосом при последовательных оплодотворениях должен противостоять процесс, приводящий к сокращению их числа в гаметах ровно вдвое. Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в поддержании постоянства числа хромосом при наличии полового процесса. Мейоз обеспечивает также комбинативную изменчивость – появление новых сочетаний наследственных задатков при дальнейшем оплодотворении.
    3. Хромосомная теория наследственности.
    Вскоре после переоткрытия законов Менделя немецкий цитолог Теодор Бовери (1902) представил доказательства в пользу участия хромосом в процессах наследственной передачи, пока­зав, что нормальное развитие морского ежа возможно только при наличии всех хромосом. В это же время (1903 г.) американский цитологУильям Сэттон обратил внимание на параллелизм в поведении хромосом в мейозе и гипотетических факторов наследственности, существование которых предсказал еще сам Мендель.
    Уильям Сэттон предположил, что в одной хромосоме может находиться несколько генов. В этом случае должно наблюдаться сцепленное наследование признаков, т.е. несколько разных признаков могут наследоваться так, как будто они контролируются одним геном. В 1906 г. У. Бэтсон и Р. Пеннет обнаружили сцепленное наследование у душистого горошка. Они изучали совместное наследование: окраски цветков (пурпурная или красная) и формы пыльцевых зерен (удлиненная или округлая). При скрещивании дигетерозигот в их потомстве наблюдалось расщепление 11,1:0,9:0,9:3,1 вместо ожидаемого 9:3:3:1. Создавалось впечатление, что факторы окраски и формы пыльцы имеют тенденцию при рекомбинации задатков оста­ваться вместе. Это явление авторы назвали «взаимным притяжением фак­торов», но природу его им выяснить не удалось.
    Дальнейшее изучение хромосом как носителей информации происходило в первые десятилетия ХХ века в лаборатории Томаса Ханта Моргана (США) и его сотрудников (А. Стёртеванта, К. Бриджеса, Г. Мёллера). В качестве основного объекта исследований Морган использовал плодовую мушку дрозофилу (Drosophilamelanogaster), которая оказалась очень удобным модельным объектом:
    – Во-первых, эта мушка легко культивируется в лабораторных условиях.
    – Во-вторых, она характеризуется малым числом хромосом 2 n = 8).
    – В-третьих, в слюнных железах личинок дрозофилы имеются гигантские (политенные) хромосомы, удобные для прямого наблюдения.
    – И, наконец, дрозофила отличается высокой изменчивостью морфологических признаков.
    На основании экспериментов с плодовой мушкой дрозофилой Морганом и его учениками была разработана хромосомная теория наследственности.
    Основные положения хромосомной теории наследственности:
    1. Ген – это элементарный наследственный фактор (термин «элементарный» означает «неделимый без потери качества»). Ген представляет собой участок хромосомы, отвечающий за развитие определенного признака. Иначе говоря, гены локализованы в хромосомах.
    2. В одной хромосоме могут содержаться тысячи генов, расположенных линейно (подобно бусинкам на нитке). Эти гены образуют группы сцепления. Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе. Совокупность аллелей в одной хромосоме называется гаплотип. Примеры гаплотипов: ABCD (только доминантные аллели), abcd (только рецессивные аллели), AbCd (различные комбинации доминантных и рецессивных аллелей).
    3. Если гены сцеплены между собой, то возникает эффект и сцепленного наследования признаков, т.е. несколько признаков наследуются так, как будто они контролируются одним геном. При сцепленном наследовании в череде поколений сохраняются исходные сочетания признаков.
    4. Сцепление генов не абсолютно: в большинстве случаев гомологичные хромосомы обмениваются аллелями в результате перекреста (кроссинговера) в профазе первого деления мейоза. В результате кроссинговера образуются кроссоверные хромосомы (возникают новые гаплотипы, т.е. новые сочетания аллелей.). С участиемкроссоверных хромосом в последующих поколениях у кроссоверных особей должны появляться новые сочетания признаков.
    5. Вероятность появления новых сочетаний признаков вследствие кроссинговера прямо пропорциональна физическому расстоянию между генами. Это позволяет определять относительное расстояние между генами и строить генетические (кроссоверные) карты разных видов организмов.
    КРОССИНГОВЕР
    Кроссинговер (от англ. crossing-over – перекрёст) – это процесс обмена гомологичными участками гомологичных хромосом (хроматид).
    Обычно кроссинговер происходит в мейозе I.
    При кроссинговере происходит обмен генетическим материалом (аллелями) между хромосомами, и тогда происходит рекомбинация – появление новых сочетаний аллелей, например, AB + ab > Ab + aB.
    Неравный кроссинговер
    Это явление было детально изучено на примере гена Bar (В – полосковидные глаза), локализованного в Х-хромосоме D. melanogaster. Неравный кроссинговер связан с дупликацией какого-либо участка в одном из гомологов и с утратой его в другом гомологе. Обнаружено, что ген В может присутствовать в виде тандемных, т. е. следующих друг за другом, повторов, состоящих из двух и даже трех копий. Цитологический анализ подтвердил предположение о том, что неравный кроссинговер может вести к тандемным дупликациям. В области, соответствующей локализации гена В, на препаратах политенных хромосом отмечено увеличение числа дисков, пропорциональное дозе гена. Предполагается, что в эволюции неравный кроссинго­вер стимулирует создание тандемных дупликаций различных последовательностей и использование их в качестве сырого генетического материала для формирования новых генов и новых регуляционных систем.
    Регуляция кроссинговера
    Кроссинговер – это сложный физиолого-биохимический процесс, который находится под генетическим контролем клетки и подвержен влиянию факторов внешней среды. Поэтому в реальном эксперименте о частоте кроссинговера можно говорить, имея в виду все те условия, в которых она была определена. Кроссинговер практически отсутствует между гетероморфными Х- и Y-хромосомами. Если бы он проис­ходил, то хромосомный механизм определения пола посто­янно разрушался бы. Блокирование кроссинговера между этими хромосомами связано не только с различием в их величине (оно наблюдается не всегда), но и обусловлено Y-специфичными нуклеотидными последовательностями. Обязательное условие синапса хромосом (или их участ­ков) — гомология нуклеотидных последовательностей.
    Для абсолютного большинства высших эукариот ха­рактерна примерно одинаковая частота кроссинговера как у гомогаметного, так и гетерогаметного полов. Однако есть виды, у которых Кроссинговер отсутствует у особей гетерогаметного пола, в то время как у особей гомогаметного пола он протекает нормально. Такая ситуация наблю­дается у гетерогаметных самцов дрозофилы и самок шелкопряда. Существенно, что частота митотического кроссинговера у этих видов у самцов и самок практически одинакова, что указывает на различные элементы контроля отдельных этапов генетической рекомбинации в половых и соматических клетках. В гетерохроматическихрайонах, в частности прицентромерных, частота кроссинговера снижена, и поэтому истинное расстояние между генами в этих участках может быть изменено.
    Обнаружены гены, выполняющие функции запирателей кроссинговера, но есть также гены, повышающие его частоту. Они иногда могут индуцировать заметное число кроссоверов у самцов дрозофилы. В качестве запирателей кроссинговера могут выступать также хромосомные перестройки, в частности инверсии. Они нарушают нор­мальную конъюгацию хромосом в зиготене.
    Обнаружено, что на частоту кроссинговера влияют возраст организма, а также экзогенные факторы: температура, радиация, концентрация солей, химические мутагены, лекарства, гормоны. При большинстве указанных воздействий частота кроссинговера повышается.
    В целом кроссинговер представляет собой один из регулярных генетических процессов, контролируемых многими генами как непосредственно, так и через физио­логическое состояние мейотических или митотических клеток. Частота различных типов рекомбинаций (мейотический, митотический кроссинговер и сестринскиехроматидные обмены) может служить мерой действия мутагенов, канцерогенов, антибиотиков и др.
    Изменение числа хромосом
    Изменение числа хромосом в клетке означает изменение генома. (Поэтому такие изменения часто называют геномными мутациями.) Известны различные цитогенетические феномены, связанные с изменением числа хромосом.
    Автополиплоидия
    Автополиплоидия представляет собой многократное повторение одного и того же генома, или основного числа хромосом (х).
    Этот тип полиплоидии характерен для низших эукариот и покрытосеменных растений. У многоклеточных животных автополиплоидия встречается крайне редко: у дождевых червей, некоторых насекомых, некоторых рыб и земноводных. Автополиплоиды у человека и других высших позвоночных погибают на ранних стадиях внутриутробного развития.
    У большинства эукариотических организмов основное число хромосом (x) совпадает с гаплоидным набором хромосом (n); при этом гаплоидное число хромосом – это число хромосом в клетках, образовавшихся в хорде мейоза. Тогда в диплоидных (2n) содержится два генома x, и 2n=2x. Однако у многих низших эукариот, многих споровых и покрытосеменных растений в диплоидных клетках содержится не 2 генома, а некоторое иное число. Число геномов в диплоидных клетках называется геномным числом (?). Последовательность геномных чисел называется полиплоидным рядом.
    Например, у злаков при x = 7 известны следующие полиплоидные ряды (знаком + отмечено наличие полиплоида определенного уровня):
    Названия видов
    Геномные числа (?), уровни плоидности
    числа хромосом в соматических клетках
    2 x
    3
    x
    4
    x
    5
    x
    6
    x
    7
    x
    8
    x
    9
    x
    10
    x
    Овсяница красная
    +
    +
    +
    +
    Овсяница овечья
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    +
    Полевица побегообразующая
    +
    +
    +
    Костер безостый
    +
    +
    +
    Различают сбалансированные и несбалансированные автополиплоиды. Сбалансированными полиплоидами называются полиплоиды с чётным числом хромосомных наборов, а несбалансированными – полиплоиды с нечетным числом хромосомных наборов, например:
    несбалансированные полиплоиды
    сбалансированные полиплоиды
    гаплоиды
    1 x
    диплоиды
    2
    x
    триплоиды
    3
    x
    тетраплоиды
    4
    x
    пентаплоиды
    5
    x
    гексаплоиды
    6
    x
    гектаплоиды
    7
    x
    октоплоиды
    8
    x
    эннеаплоиды
    9
    x
    декаплоиды
    10
    x
    Автополиплоидия часто сопровождается увеличением размеров клеток, пыльцевых зерен и общих размеров организмов, повышенным содержанием сахаров и витаминов. Например, триплоидная осина (3х= 57) достигает гигантских размеров, долговечна, её древесина устойчива к гниению. Среди культурных растений широко распространены как триплоиды (ряд сортов земляники, яблони, арбузов, бананов, чая, сахарной свеклы), так и тетраплоиды (ряд сортов ржи, клевера, винограда). В природных условиях автополиплоидные растения обычно встречаются в экстремальных условиях (в высоких широтах, в высокогорьях); более того, здесь они могут вытеснять нормальные диплоидные формы.
    Положительные эффекты полиплоидии связаны с увеличением числа копий одного и того же гена в клетках, и, соответственно, в увеличении дозы (концентрации) ферментов. Однако в ряде случаев полиплоидия приводит к угнетению физиологических процессов, особенно при очень высоких уровнях плоидности. Например, 84-хромосомная пшеница менее продуктивна, чем 42-хромосомная.
    Однако автополиплоиды (особенно несбалансированные) характеризуются сниженной плодовитостью или полным бесплодием, что связано с нарушениями мейоза. Поэтому многие из них способны только к размножению вегетативным путем.

    Аллополиплоидия
    Аллополиплоидия представляет собой многократное повторение двух и более разных гаплоидных хромосомных наборов, которые обозначаются разными символами. Полиплоиды, полученные в результате отдаленной гибридизации, то есть от скрещивания организмов, принадлежащих к различным видам, и содержащие два и более набора разных хромосом, называются аллополиплоиды.
    Аллополиплоиды широко распространены среди культурных растений. Однако, если в соматических клетках содержится по одному геному от разных видов (например, один геном А и один – В), то такойаллополиплоид – бесплоден. Бесплодие простых межвидовых гибридов связано с тем, что каждая хромосома представлена одним гомологом, и образование бивалентов в мейозе оказывается невозможным. Таким образом, при отдаленной гибридизации возникает мейотический фильтр, препятствующий передаче наследственных задатков в последующие поколения половым путем.
    Поэтому у плодовитых полиплоидов каждый геном должен быть удвоен. Например, у разных видов пшеницы гаплоидное число хромосом (n) равно 7. Дикая пшеница (однозернянка) содержит в соматических клетках 14 хромосом лишь одного удвоенного генома А и имеет геномную формулу 2n = 14 (14А). Многие аллотетраплоидные твердые пшеницы содержат в соматических клетках 28 хромосом удвоенных геномов А и В; их геномная формула 2n = 28 (14А + 14В). Мягкие аллогексаплоидные пшеницы содержат в соматических клетках 42 хромосомы удвоенных геномов А, В, и D; их геномная формула 2n = 42 (14A + 14B + 14D).
    Плодовитые аллополиплоиды можно получать искусственным путем. Например, редечно-капустный гибрид, синтезированный Георгием Дмитриевичем Карпеченко, был получен путем скрещиванием редьки и капусты. Геном редьки обозначается символом R (2n = 18 R, n = 9 R), а геном капусты – символом B (2n = 18 B, n = 9 B). Первоначально полученный гибрид имел геномную формулу 9 R + 9 B. Этот организм (амфигаплоид) был бесплодным, поскольку в мейозе образовывалось 18 одиночных хромосом (унивалентов) и ни одного бивалента. Однако у этого гибрида некоторые гаметы оказались нередуцированными. При слиянии таких гамет был получен плодовитый амфидиплоид: (9 R + 9 B) + (9 R + 9 B) > 18 R + 18 B. У этого организма каждая хромосома была представлена парой гомологов, что обеспечило нормальное образование бивалентов и нормальное расхождение хромосом в мейозе: 18 R + 18 B > (9 R + 9 B) и (9 R + 9 B).
    В настоящее время ведется работа по созданию искусственных амфидиплоидов у растений (например, пшенично-ржаных гибридов (тритикале), пшенично-пырейных гибридов) и животных (например, гибридных шелкопрядов).
    Тутовый шелкопряд – объект интенсивной селекционный работы. Нужно учесть, что у этого вида (как и у большинства бабочек) самки – гетерогаметный пол (XY), а самцы – гомогаметный (XX). Для быстрого размножения новых пород шелкопряда используют индуцированный партеногенез – из самок извлекают неоплодотворенные яйца еще до мейоза и нагревают их до 46 °С. Из таких диплоидных яиц развиваются только самки.

  4. light of life Ответить


    Цели и задачи урока:

    Обучающая:
    Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки.
    Научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики,
    сравнивать их друг с другом.
    Развивающая:
    развивать умение выделять главное; развивать умение учащихся оперировать
    понятиями и генетической символикой развивать логическое мышление учащихся
    Воспитательная:
    Сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных
    понятий генетики необходимо для понимания важных биологических
    закономерностей. Продолжить формирование логического мышления;
    способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
    Оборудование: Презентация, дидактические пособия по теме Митоз. Мейоз,
    Гибридологический метод. Портрет Г. Менделя, карточки с понятиями.

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Мотивационное начало урока.

    Сегодня мы приступаем к изучению дольно сложной на первый взгляд науке –
    генетике. Нам нужно будет дать ответ на вопрос –
    может ли генетика быть сердцевиной любой биологической науки;
    может ли быть так, что любой факт в биологии становится понятным лишь в свете
    ге
    нетики;

    III. Изучение нового материала.
    Генетические теории.

    Существует несколько генетических теорий:
    Теория наследственности Г. Менделя
    Хромосомная теория наследственности
    Молекулярная теория гена
    Каждая из генетических теорий представляет собой этап развития научной мысли,
    то есть каждая последующая теория расширяет и дополняет предыдущую, включая ее в
    себя как неотъемлемую часть. Мы попробуем идти от обратного. Мы будем
    отталкиваться от того, что уже знаем. И постепенно будем заполнять таблицу.
    Ответы на вопросы первой колонки нам уже известны, подсказка во второй
    колонке.
    Вопрос в третьей колонке поможет перейти к новому знанию, понятию – в
    четвертой колонке.
    Знаем
    Новое
    Молекулярная теория гена – хромосома (ДНК) – ген – и-РНК – белок
    1
    2
    3
    4
    Генетика – наука о наследственности и
    изменчивости

    Что такое репликация, транскрипция и трансляция.
    ген участок
    молекулы ДНК,
    генетический
    код;
    биосинтез белка.
    Как связать эту формулу с передачей
    наследственных факторов?
    Есть дифференциация клеток, а как вы
    думаете, может ли быть дифференциальная активность генов?
    Митоз, мейоз, индивидуальное развитие

    1
    2
    3
    4
    В чем биологический смысл
    митоза и мейоза?
    Гомологичные хромосомы,
    хроматиды,
    редукционное деление,
    оплодотворение
    Как происходит реализация
    наследственной информации в онтогенезе?
    Хромосома (ДНК) – ген – и-РНК –
    белок.Как связан с белком признак?
    Вывод: ген участок хромосомы и
    несет в себе информацию о белке, который проявляется через признак.
    Приведите примеры, (ферменты амилаза и мальтаза участвуют в расщеплении
    углеводов и выделяются слюнными железами или железами стенок кишечника).

    Теперь перейдем к хромосомной теории и связанных с нею законов генетики.
    Знаем
    Новое
    Хромосомная теория наследственности
    1
    2
    3
    4
    Наследственные особенности организма определяются генами, расположенным
    и в хромосомах.
    Каждый
    ген
    представлен в клетке дважды – в двух гомологичных
    хромосомах.

    Ген
    участок молекулы ДНК, локализованный в определенном месте и
    кодирующий одну полипептидную цепь (а также молекулу тРНК или рРНК).
    Гены,
    paсположенные в одной хромосоме, наследуются вместе(сцепленно)
    Сцепление генов, находящихся в одной хромосоме, может нарушаться в
    результате кроссинговера в процессе

    мейоза
    Чтобы понять язык генетики, надо хорошо понимать, что обозначают
    генетические понятия: доминантный ген, рецессивный ген, аллельные гены,
    гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип, гамета, диплоидный набор хромосом,
    гаплоидный набор хромосом, гибриды, скрещивание, первое поколение, второе
    поколение, родительские формы и как все это записывается генетическим языком.
    Можно увидеть проявление записей на рисунках.


    Рис. 1
    Дигибридное скрещивание гороха


    Рис. 2
    Вопрос
    Какие
    закономерности раскрываются при поиске ответа

    Взаимодействуют ли между собой
    аллельные гены (А и а, В и в)?
    Взаимодействие аллельных генов:–
    полное доминирование;
    – неполное доминирование;
    – кодоминирование.
    Взаимодействуют ли между собой
    неаллельные гены (А и а, В и в)?
    Независимое наследование
    Как наследуются гены, лежащие в одной
    хромосоме (А и В, а и в)?
    Закон сцепленного наследования генов
    Т Моргана
    Взаимодействуют ли между собой
    неаллельные гены (А и В, В и С, А и С, и т. д.)?
    Взаимодействие неаллельных генов:
    – комплементарное взаимодействие;
    – эпистаз;
    – полимерия.
    Как определяется пол организма?
    Одинаково ли наследуются гены, лежащие в половых хромосомах и аутосомах?
    Хромосомное определение пола.
    Наследование, сцепленное с полом
    Название теории
    Время появления
    Основные положения
    1
    2
    3
    1. Теория наследственности Г.Менделя
    60-е годы XIX века
    Принцип дискретной природы
    наследственностиЗаконы Менделя:– закон единообразия первого
    поколения;
    – закон расщепления;
    – закон независимого наследования. Гипотеза частоты гамет
    Подведем итог. В центре изучения генетики находится понятие гена.
    Вот мы и подошли определению науки, которая занимается изучением гена –
    генетики.

    Генетика
    (от греч. уемцтсос, – происходящий от кого-то) – наука о
    законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта
    исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов,
    человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин—
    молекулярную генетику, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики
    играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической
    промышленности, а также в генетической инженерии. Название предложил в 1906 году
    У.Бетсон
    Сообщение учащегося о Грегоре Менделе и его опытах.

    Генетика –
    достаточно молодая наука. Основоположником ее является
    австрийский (чешский) естествоиспытатель Грегор Мендель (1822 – 1884). В 1865 г.
    на заседании общества любителей естествознания в городе Брно (Чехия) Г.Мендель
    рассмотрел механизм сохранения приспособительных признаков вида в ряду
    поколений. В 1866 г. он опубликовал свой труд “Опыты над растительными
    гибридами”, но эта публикация не привлекла внимания современников.
    Весной 1900 г. три ботаника: Г.Де Фриз в Голландии, К.Чермак в Австрии и
    К.Корренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах,
    открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но
    оказалось, что они просто “переоткрыли” закономерности наследования,
    рассмотренные Г. Менделем в 1865 г. Тем не менее официальной датой рождения
    генетики считается все-таки 1900 г.
    Учение Грегора Менделя, говорит Вавилов, открывает путь к “планомерному
    вмешательству человека в творчество природы”, дает “руководящие правила к
    изменению форм”, делает тонкое и сложное искусство гениальных одиночек доступным
    каждому грамотному селекционеру.
    Тесно связаны с генетикой 2 понятия – наследственность и изменчивость.
    Наследственность – это способность организма передавать свои признаки,
    особенности развития следующим поколениям.
    Элементарной единицей наследственности являются гены, расположенные в
    хромосомах. Передача признаков по наследству осуществляется в процессе
    размножения.
    Изменчивость свойство организма приобретать новые признаки в
    процессе индивидуального развития. Совокупность всех наследственных признаков
    организма (генов) называется генотипом.

    Генетические символы:
    + – женская особь;

    > –
    мужская особь;
    X – знак скрещивания;
    Р – родительская особь;
    F1 – гибриды первого поколения;
    F2 — гибриды второго поколения;
    G – гаметы.
    Смогли ли мы дать ответы па вопросы, поставленные вначале урока:
    может ли генетика быть сердцевиной любой биологической науки;
    может ли быть так, что любой факт в биологии становится понятным лишь в
    свете генетики. Если этого не произошло, то мы сможем ответить на них на
    последующих уроках.

    Домашнее задание

    Выучить терминологию и генетическую символику.
    “Общая биология. 10-11 класс. Д.К.Беляев. § 26.
    Ответить на вопросы:
    А) Какие особенности растений гороха позволили Г.Менделю отнести организмы,
    взятые им для гибридизации, к чистым линиям?
    Б) В чем сущность гибридологического метода, разработанного Г.Менделем?

    Итоги урока.
    Оценки за урок (Спасибо!).
    Литература
    Учебник “Общая биология”, 10–11 класс, Д.К Беляев, М., Просвещение, 2009
    г.
    Биология, 10й класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, II
    часть/автор-составитель А.Ю.Гаврилова; Волгоград: Учитель, 2008.
    http://www.booksite.ru/fulltext/chas/tvor/che/stva/7.htm

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *