Как называется наука о причинах движущих силах и общих закономерностях?

11 ответов на вопрос “Как называется наука о причинах движущих силах и общих закономерностях?”

  1. Holdik Ответить

    1
    – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ по времени.

    2
    Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (1 августа декабря 1829) французский учёный – естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории эволюции живого мира ( Ламаркизм ). Также важным трудом Ламарка стала книга « Философия зоологии » (1809 год ).

    3
    Чарльз Роберт Дарвин (12 февраля апреля 1882) английский натуралист и путешественник. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге « Происхождение видов » ( полное название : « Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь »), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

    4
    Альфред Рассел Уоллес (8 января ноября 1913) британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог. В начале 1855 Уоллес написал статью под названием « О законе, регулирующем возникновение новых видов », а позже пришел к мысли о « выживании наиболее приспособленных ». В 1870 была опубликована его книга « Вклад в теорию естественного отбора », которая наряду с « Происхождением видов » Дарвина сыграла значительную роль в распространении представлений о естественном отборе и эволюции

    5
    Требования Наличие ситуации Проблема Информация Концепция Опыт Решение

    6
    Какие биологические проблемы затрагивает кейс ? Составим перечень : 1) Как доказать достоверность эволюции ? 2) Объяснить многообразие видов 3) Увидеть причинно – следственные связи в решении проблем

  2. h@ck3r Ответить

    ТЕСТ по БОЛОГИИ!!! 9 класс1. как называется наука о причинах движущих силах и общих закономерностей истории развития
    а) генетика
    б) эволюция
    в) экология
    г) эволюционные учения
    2. доказательством единства всего органического мира является
    а) наличие всех элементов таблицы Менделеева
    б) наличие роста и движения
    в) единицей строения является клетка
    3. какой из ученых ввел в биологию понятие эволюции
    а) дар вин
    б) линей
    в) Лам ар
    г) бонне
    д) Клюве
    4. какой из ученых ввел понятие ” лестницы веществ”
    а) Линей
    б) Аристотель
    в) Лай ель
    г) кювет.
    5. какой ученый автор теории катастроф (вариантов ответа нет)
    6. Карл Линей
    а) первый эволюционист
    б) сторонник кретинизма
    в) сторонник транс формализма
    7. лам арка
    а) первый эволюционист
    б) сторонник кретинизма
    в) сторонник транс формализма
    8. какой из перечисленных законов НЕ принадлежит учению лам арка (один ответ)
    а) з. упражнения и не упражнения органов
    б) з. наследования приобретенных признаков
    г) з. гомологических рядов
    9. какой из ученых впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    10. какому ученому принадлежит высказывание ” основной движущей силой в природе является стремление организмов к прогрессу и самосовершенствованию”
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    11. какому ученому принадлежит высказывание ” основной движущей силой эволюции в природе является естественный отбор”
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    12. какому ученому принадлежит высказывание ” виды не изменены, постоянны, вечны. эволюции нет”
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    цифру специально не пишу. Выберете несколько положений эволюционного учения дар вина
    а) наследственная изменчивость
    б). стремление к совершенству
    в) борьба за существование
    г) последование приобретенных признаков
    ЗАРАНЕЕ СПАСИБО) МНОГИЕ СЛОВА И ТЕРМИНЫ ИСКАЖЕНЫ, ПРОВЕРКА ОРФОГРАФИИ НЕ ДАЛА ((( (((

  3. Vudodal Ответить

    Система биологических наук
    Ботаника
    наука о растениях
    Зоология
    наука о животных
    Морфология
    наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов
    Анатомия
    раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом о строении и жизненных функциях организма человека и его органов
    Физиология
    наука, изучающая процессы жизнедеятельности (функции) животных и растительных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток
    Систематика
    раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам различного ранга
    Микробиология
    наука о микроорганизмах
    Цитология
    наука о клетке
    Генетика
    наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методов управления ими
    Эмбриология
    наука об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе)
    Эволюционное учение (теория эволюции)
    наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов
    Палеонтология
    наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности
    Экология
    наука, изучающая организацию и функционирование популяций, сообществ, экосистем и биосферы
    4. Живые организмы имеют ряд особенностей, отличающих их от неживой природы. По отдельности каждое из отличий достаточно условно, поэтому их следует рассматривать в комплексе.
    Признаки, отличающие живую материю от неживой:
    1. способность к размножению и передаче наследственной информации следующему поколению;
    2. обмен веществ и энергии;
    3. возбудимость;
    4. адаптированность к конкретным условиям обитания;
    5. строительный материал — биополимеры (важнейшие из них — белки и нуклеиновые кислоты);
    6. специализация от молекул до органов и высокая степень их организации;
    7. рост;
    8. старение;
    9. смерть.
    Химический состав
    В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в тела неживой природы, но соотношение различных элементов неодинаково. В состав неживых тел входят O, Si, Fe, Mg, Al. В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента – C, O, N, H. В живых организмах эти элементы участвуют в образовании органических молекул.
    Обмен веществ
    Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Самыми главными процессами в круговороте органических веществ являются процессы синтеза или ассимиляции, и процессы распада или диссимиляции.
    Клеточное строение
    Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурной единицей, а также единицей развития всех живых организмов.
    Размножение
    Свойство организмов воспроизводить себе подобных, в результате чего поддерживается длительное существование вида и обеспечивается преемственность родители – дети. Самовоспроизведение или репродукция проявляется в виде бесполого или полового размножения особей.
    Рост и развитие
    Необратимые направленные изменения живых организмов. Выделяют индивидуальное развитие живых организмов или онтогенез, в результате которого постепенно проявляются индивидуальные свойства организмов. И историческое развитие или филогенез, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Результатом эволюции является всё многообразие жизни на Земле.
    Раздражимость
    Способность организмов реагировать на определённые воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, помогающей им выжить. Реакции многоклеточных организмов на раздражение осуществляется с участием нервной системы и называется рефлексом. Реакцию организмов, не имеющих нервной системы называют таксисами или тропизмами, они могут быть как положительными так и отрицательными.
    Саморегуляция
    Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.
    5. Уровни организации живой материи:

  4. Opizius Ответить

    Как же объяснить многообразие видов при таком сходстве свойств у живых организмов? Каким образом возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались у них приспособительные свойства? Ответы на эти вопросы дает эволюционное учение (лат. evolutio – “развертывание”).
    Эволюционное учение (эволюционная теория, теория эволюции) – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях (эволюции живых организмов) исторического развития живой природы.
    Таким образом, любая теория эволюции должна ответить на следующие вопросы:
    1. Что является причиной эволюции?
    2. Что является движущими силами эволюции?
    3. Каковы механизмы (механизм) эволюционных изменений?
    4. Каков результат эволюционных изменений?

    Основоположником эволюционного учения является английский естествоиспытатель Ч. Дарвин. Современное учение об эволюции опирается на эволюционную теорию, сформулированную Ч. Дарвином в середине XIX в. и опубликованную в книге “Происхождение видов” в 1859 г. Однако задолго до этого выдвигались различные гипотезы и теории о развитии органического мира, поскольку эволюция жизни на Земле принадлежит к числу величайших проблем естествознания, с давних времен привлекающих внимание натуралистов и философов.
    Подобные высказывания многих натуралистов способствовали утверждению идеи об эволюции органического мира, но каких-либо специальных трудов, обосновывающих эту идею, еще не было.
    Первым, кто специально обратился к исследованию эволюции живых организмов, был французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк.

  5. Andromanis Ответить

    ТЕСТ по БОЛОГИИ!!! 9 класс1. как называется наука о причинах движущих силах и общих закономерностей истории развития
    а) генетика
    б) эволюция
    в) экология
    г) эволюционные учения
    2. доказательством единства всего органического мира является
    а) наличие всех элементов таблицы Менделеева
    б) наличие роста и движения
    в) единицей строения является клетка
    3. какой из ученых ввел в биологию понятие эволюции
    а) дар вин
    б) линей
    в) Лам ар
    г) бонне
    д) Клюве
    4. какой из ученых ввел понятие ” лестницы веществ”
    а) Линей
    б) Аристотель
    в) Лай ель
    г) кювет.
    5. какой ученый автор теории катастроф (вариантов ответа нет)
    6. Карл Линей
    а) первый эволюционист
    б) сторонник кретинизма
    в) сторонник транс формализма
    7. лам арка
    а) первый эволюционист
    б) сторонник кретинизма
    в) сторонник транс формализма
    8. какой из перечисленных законов НЕ принадлежит учению лам арка (один ответ)
    а) з. упражнения и не упражнения органов
    б) з. наследования приобретенных признаков
    г) з. гомологических рядов
    9. какой из ученых впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    10. какому ученому принадлежит высказывание ” основной движущей силой в природе является стремление организмов к прогрессу и самосовершенствованию”
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    11. какому ученому принадлежит высказывание ” основной движущей силой эволюции в природе является естественный отбор”
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    12. какому ученому принадлежит высказывание ” виды не изменены, постоянны, вечны. эволюции нет”
    а) Линей
    б) Лам ар
    в) Дар вин
    цифру специально не пишу. Выберете несколько положений эволюционного учения дар вина
    а) наследственная изменчивость
    б). стремление к совершенству
    в) борьба за существование
    г) последование приобретенных признаков
    ЗАРАНЕЕ СПАСИБО) МНОГИЕ СЛОВА И ТЕРМИНЫ ИСКАЖЕНЫ, ПРОВЕРКА ОРФОГРАФИИ НЕ ДАЛА ((( (((

  6. Flamedweller Ответить


    Эволюционное учение, теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.
    Первый этап эволюционного учения связан с деятель­ностью античных философов (Гераклит, Демокрит, Лукре­ций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе об исторических преобра­зованиях организмов, о единстве живой и неживой приро­ды.
    Первую относительно удачную искусственную систему органического мира разработал шведский натуралист Карл Линней (1707—1778). За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы.
    Для обозначения вида он использовал два латинских слова: первое — название рода, второе — видо­вое название (редька дикая). Этот принцип двойной но­менклатуры сохранился в систематике и до настоящего времени.
    Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыха­тельной и кровеносной системы), не отражающих подлин­ного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными творцом.
    Первую последовательную теорию эволюции живых организмов разработал французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829). В книге «Философия зоологии», вы­шедшей в 1809 году, Ламарк предположил, что в течение жизни каждая особь изменяется, приспосабливается к ок­ружающей среде. Он утверждал, что разнообразие живот­ных и растений есть результат исторического развития органического мира — эволюции, которую понимал как ступенчатое развитие, усложнение организации живых ор­ганизмов от низших форм к высшим и назвал «градацией» Он предложил своеобразную систему организации мира, расположив в ней родственные группы в восходящем по­рядке — от простых к более сложным, в виде «лестницы» Но Ламарк ошибочно полагал, что изменение среды всегда вызывает у организмов полезные изменения.
    Английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882), про­анализировав огромный природный материал и данные селекционной практики, в основном труде «Происхожде­ние видов» (1859 год) обосновал эволюционную теорию, вскрыл основные закономерности развития органического мира.
    Он доказал, что огромное многообразие населяющих Землю, приспособленных к условиям обитания видов об­разовались благодаря постоянно возникающим в природе разнонаправленным наследственным изменениям и есте­ственному отбору. Способность организмов к интенсивно­му размножению и одновременное выживание немногих особей привели Дарвина к мысли о наличии между ними борьбы за существование, следствием которой является выживание организмов, наиболее приспособленных к кон­кретным условиям среды, и вымирание неприспособлен­ных. Постепенное усложнение и повышение организации живых существ он считал результатом наследственной из­менчивости и естественного отбора.
    Значение теории Дарвина состоит в том, что в изуче­ние природы он ввел естественноисторический метод: ус­тановил основные движущие силы эволюции органическо­го мира (наследственную изменчивость и естественный отбор). Эволюция разных видов идет с разной скоростью. Например, многие беспозвоночные, пресмыкающиеся почти не изменились за миллионы лет. А в роде человек, по данным палеонтологов, за последние 2 миллиона лет возникло и вымерло несколько видов.
    С позиций современного учения важнейшими факто­рами эволюции являются мутации и естественный отбор. Совокупность этих факторов необходима и достаточна для осуществления эволюционного процесса. Отбор непосред­ственно воздействует на фенотипы организмов; в резуль­тате отбираются не отдельные признаки и аллели, а целые генотипы, обладающие нормой реакции. В генетическом отношении эволюция сводится к направленным изменени­ям генофондов популяций (микроэволюция). В зависимос­ти от характера изменений внешних условий на популяции могут действовать разные формы отбора — движущий, стабилизирующий и дизруптивный.
    Современное эволюционное учение обогащается дан­ными генетики, молекулярной биологии, экологии.

  7. ZUBA Ответить

    Первым познакомил студентов с содержанием учения Дарвина профессор Петербургского университета С.С. Куторга (лекция в 1860 году).
    Основные положения теории Дарвина:
    1.Наследственность и изменчивость – свойства организмов, на которых основана эволюция. Ч. Дарвин различал следующие формы изменчивости: определённую (по современным представлениям ненаследственную или модификационную изменчивость) и неопределённую (наследственную) изменчивость. Последней он придавал ведущее значение для эволюции.
    2.Естественный отбор – движущий, направляющий фактор эволюции. Ч. Дарвин пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения менее приспособленных особей и размножения других. Естественный отбор в природе осуществляется через борьбу за существование. Ч. Дарвин различал внутривидовую, межвидовую и борьбу с факторами неживой природы.
    3.Исходя из представлений о происхождении современных видов путём естественного отбора, теория эволюции решает проблему целесообразности, приспособленности в природе. Приспособленность всегда носит относительный характер. Эволюционирующей единицей по Ч. Дарвину является вид.
    4.Многообразие видов рассматривается как результат естественного отбора и связанной с ним дивергенцией (расхождением) признаков.
    Схематично сущность теории Ч. Дарвина можно изобразить следующим образом: борьба за существование – естественный отбор – видообразование. Теория Ч. Дарвина прошла испытание временем. Дарвинизм – теория эволюции органического мира, основанная на признании естественного отбора главной движущей силой развития живой природы. Эволюционная теория непрерывно развивается.
    Для объяснения механизмов эволюции на первых этапах развития теории не хватало знаний генетических закономерностей. Генетика как наука возникла в 1900 г. В это время Г. де Фризом (Голландия) была предложена мутационная теория эволюции, согласно которой виды образуются внезапно, в результате мутаций. При этом отрицалась роль естественного отбора как фактора эволюции. Однако постепенно накапливались факты, свидетельствующие о том, что гены изменяются под влиянием окружающей среды. В 1926 г. появилась работа С.С. Четверикова “О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики”, давшая начало синтезу генетики и классического дарвинизма. В последующем работы Н.П. Дубинина, Н.В. Тимофеева-Ресовского, Ф.Г. Добржанского и др. показали, что в эволюции большую роль играют не только появление новых мутаций, но и изменение частоты встречаемости гена, которое определяется естественным отбором. В результате использования достижений генетики для анализа естественного отбора возникло учение о микро- и макроэволюции. Микроэволюция – это изменения, происходящие в популяции (наблюдаются в природе и воспроизводятся в эксперименте). Микроэволюцию связывают с изменениями структурных генов. Макроэволюция – это процессы, происходящие в систематических единицах, которые находятся выше вида: эволюция родов, семейств, отрядов, классов (о них судят по косвенным данным). Макроэволюцию связывают с изменением регуляторных генов.
    Основные положения синтетической теории эволюции:
    1. Единица эволюции – популяция, а не вид, как считал Ч. Дарвин.
    2. Элементарный эволюционный материал – мутации. Они могут накапливаться в общем генофонде популяции, создавая огромный резерв генетических потенций популяции.
    3. Элементарное эволюционное явление – изменение фенотипического состава популяции на основе изменения генофонда.
    4. Элементарные факторы эволюции – мутационный процесс, естественный отбор, изоляция, волны жизни, генетический дрейф, т.е. случайное изменение генетического состава популяции.
    Популяция – элементарная единица эволюции. Популяция – это совокупность особей определенного вида, в течение длительного времени населяющих определенное пространство, отделенная от других популяций изоляцией. Все особи популяции свободно скрещиваются между собой (панмиксия), давая плодовитое потомство. Популяция имеет морфофизиологическую, экологическую и генетическую характеристику.
    Морфофизиологическая характеристика складывается из суммы морфологических и физиологических особенностей всех особей популяции. Экологическая характеристика популяции включает ее численность, величину занимаемой территории, возрастной и половой состав. Генетическая характеристика включает генофонд, норму реакции, генетическую гетерогенность и генетическое единство популяции, ее полиморфизм. Популяция характеризуется также частотой встречаемости генов и генотипов.
    С позиций синтетической теории эволюции элементарное эволюционное явление – это длительное направленное изменение фенотипического состава популяции на основе изменения ее генофонда. Оно возникает при действии элементарных эволюционных факторов. Важнейшими из них являются: мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор, изоляция.

  8. Kazragore Ответить

    Методы и средства проектирования больших искусственных систем называются
    (*ответ*) системотехникой
    кибернетикой
    схемотехникой
    роботехникой
    Методы программирования, использующие исчисление предикатов для структурирования программы и управления ее выполнением, называются методами,
    (*ответ*) основанными на логике
    ориентированными на объект
    основанными на правилах
    ориентированными на доступ
    Минимально возможное описание сущности какого-либо явления, события, ситуации, процесса или объекта представляет собой
    (*ответ*) фрейм
    слот
    сигнал
    процедуру
    Множество из одного или более атрибутов, значения которых определяют каждый экземпляр объекта, представляет собой
    (*ответ*) идентификатор
    описание
    спецификацию
    представление
    Модели, которые используют последовательности предложений на диалектах естественного языка для описания различных областей действительности, называются
    (*ответ*) вербальными
    математическими
    материальными
    диалоговыми
    Модель представления знаний, в которой любые знания представляются в виде совокупности объектов и связей между ними, называется
    (*ответ*) сетевой
    логической
    фреймовой
    продукционной
    Модель представления знаний, представляющая собой формальную систему, в которой все знания о предметной области описываются в виде формул или правил, называется
    (*ответ*) логической
    сетевой
    фреймовой
    продукционной
    Надпись, которая должна быть в схеме кибернетической системы вместо знака вопроса, – это
    (*ответ*) обратная связь
    управляющая связь
    управляющее воздействие
    возмущающее воздействие
    Направления разработок в области компьютерной лингвистики и машинного перевода относятся к разделу информатики
    (*ответ*) «Искусственный интеллект»
    «Теоретическая информатика»
    «Программирование»
    «Вычислительная техника»
    Направленность системы на достижение заданной цели является свойством
    (*ответ*) эквифинальности
    устойчивости
    самосовершенствования
    надежности
    Нарушается принцип единоначалия в иерархических системах управления
    (*ответ*) функциональной
    (*ответ*) матричной
    линейно-штабной
    линейной
    Наука об общих закономерностях строения управляющих систем любой природы и процессов управления в них называется
    (*ответ*) кибернетикой
    автоматикой
    информатикой
    роботехникой

  9. kunja Ответить

    1
    История развития представлений об эволюции

    2
    Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого.

    3
    Запишите план урока: 1. Зарождение эволюционных идей. Идеи единства природы. 2. Идея «лестницы существ» Аристотеля. 3. Период Средневековья – преследования ученых, изучавших природу. 4. Эпоха Возрождения век – введение в систематику понятий род, класс, бинарная номенклатура.

    4
    Зарождение эволюционных идей. Идеи единства природы. Атомистическое учение – Эпикур ( гг. до н.э.), считал атомы неделимыми частицами, из которых состоят все тела, включая душу и сознание человека, и приписывал атомам различия не только по величине и форме, но и по массе.

    5
    Идея «лестницы существ» Аристотеля, первые попытки классификации органического мира. «Лестница существ» греческого мыслителя Аристотеля ( гг. до н.э.). минералы – растения – зоофиты – низшие животные – высшие животные – человек.

    6
    Период Средневековья – преследования ученых, изучавших природу. Природу изучали с точки зрения прагматизма – с точки зрения лечения, создается много травников, книги по созданию и получению ядов. В 16 веке появляются сочинения по фитотерапии. Составление гербариев – Авицена, Авироесон.

  10. Fetaur Ответить

    ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ, теория эволюции, наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюционное учение служит теоретической основой биологии и обобщает результаты, полученные частными биологическими науками. Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе об исторических преобразованиях организмов. Для этого этапа был характерен умозрительный подход к изучению природы. Дальнейшее развитие эволюционного учения в рамках этого подхода продолжали передовые философы и естествоиспытатели 17 — нач. 19 вв., сторонники трансформизма (Р. Гук, Э. Дарвин, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Илер, И. В. Гёте и К. Ф. Рулье). Трансформисты не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции, однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения: сущность и причины эволюции организмов, причины целесообразного устройства и многообразия форм организмов, сходств и различий между разными видами, а также причины прогрессивной эволюции и одновременного существования групп, достигших разной высоты организации, причины вымирания отдельных видов и групп. Осознание этих проблем и рост научных знаний подготовили новый исторический этап эволюционного учения — формирование первых концепций эволюции. Создателем первой из них был Ж. Б. Ламарк. Его концепция (1809), получившая затем название ламаркизма, носила в целом ещё умозрительный характер (основывалась на ряде постулатов), а объяснение прогрессивной и приспособительной эволюции изначальными свойствами организмов было телеологично и метафизично. Создание Ч. Дарвином эволюционной теории (1859) поставило эволюционное учение на научную основу. Дарвин открыл движущие силы эволюции организмов — борьбу за существование и вытекающий из неё естественный отбор, впервые дал научное материалистическое решение основных проблем эволюционного учения. Одновременно с распространением дарвинизма возникла и реакция на него — сторонники идеалистической и телеологической концепций во 2-й половине 19 века воскресили (часто в видоизменённом виде) отдельные положения ламаркизма. Однако дарвинизм, получая со временем новые подтверждения и доказательства, приобрёл практически всеобщее признание. В последарвиновский период, основным содержанием которого стал анализ механизмов и закономерностей эволюции, в разработку эволюционного учения внесли вклад многие учёные: В.О. Ковалевский, А. Вейсман, Т. Морган, А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен, Н.И. Вавилов, Ф. Добржанский, С.С. Четвериков, Р. Фишер, Дж.Б.С. Холдейн, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Э. Майр, Дж. Хаксли, Дж. Симпсон и многие другие. С позиций современного эволюционного учения важнейшими факторами эволюции являются мутации и естественный отбор. Совокупность этих факторов необходима и достаточна для осуществления эволюционного процесса. Отбор непосредственно воздействует на фенотипы организмов; в результате отбираются не отдельные признаки и аллели, а целые генотипы, обладающие определенной нормой реакции.
    Элементарными единицами эволюции являются популяции. В генетическом отношении эволюция сводится к направленным изменениям генофондов популяций (микроэволюция). В зависимости от характера изменений внешних условий на популяции могут действовать разные формы отбора — движущий, дизруптивный и стабилизирующий. Отбор действует на всех стадиях онтогенеза особей данного вида; филогенез представляет собой генетический ряд онтогенезов. Макроэволюция — результат интеграции микроэволюционных процессов в широкой исторической перспективе. В макроэволюции проявляются общие закономерности и направления филогенеза. Направления эволюционных преобразований конкретных групп организмов определяются, помимо естественного отбора, также системами эволюционных ограничений и запретов, накладываемых особенностями организации данного вида (его генетические системы, онтогенеза и фенотипа). Комплекс представлений о микро- и макроэволюции, сложившихся в 30-х гг. 20 в., называется синтетической теорией эволюции. Современное эволюционное учение (как наука об эволюции) включает также разделы, связанные с историей развития эволюционных взглядов, различные новые эволюционные гипотезы и концепции (в том числе и не признающие естественный отбор в качестве главного эволюционного фактора). Ныне эволюционное учение находится на пороге нового этапа своего развития, главная задача которого — познание механизмов эволюционных процессов, что позволит предсказывать конкретные возможности эволюционного преобразований организмов и на этой основе управлять эволюционным процессом.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *