Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?

10 ответов на вопрос “Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?”

  1. F@RTOBЫЙ Ответить

    1. Психология – это:
    • наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животного или человека
    • наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
    • наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
    • наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека
    2. Согласно идеалистическому направлению в психологии при исследовании воли человека необходимо отталкиваться от следующих положений:
    • воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия
    • воля зависит от материальных условий жизни
    • воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам
    • человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены
    3. Правильный и эффективный перенос навыков (на сходные задачи) называют:
    • интерференцией навыков
    • аллокацией навыков
    • диффузией навыков
    • индукцией навыков
    4. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в не?м и управления своим поведением?
    • генетика
    • психотип
    • психика
    • психология
    5. Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения научного познания – это:
    • базис исследования
    • методология исследования
    • проект исследования
    • план исследования
    6. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
    • зоопсихология
    • социальная психология
    • возрастная психология
    • педагогическая психология
    7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
    • внешними
    • интерорецептивные
    • экстерорецептивные
    • проприоцептивные
    8. Укажите характеристики научной психологии:
    • обобщенность
    • интуитивность
    • рационализм
    • неограниченность
    9. Отметьте задачи психологии:
    • качественное изучение психологических явлений
    • анализ развития психических явлений
    • изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
    • содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
    10. Упорядочите этапы процедуры исследования методом наблюдения: А) определяется цель наблюдения Б) проводится обработка и интерпретация полученной информации В) идентифицируются объект и предмет наблюдения Г) выбирается способ наблюдения и регистрации данных
    • А, Г, Б, В
    • А, Б, В, Г
    • В, А, Г, Б
    • А, В, Г, Б
    11. Что изучает патопсихология?
    • нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
    • аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
    • особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
    • особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
    12. Взаимодействие ощущений, имеющих разную модальность, что проявляется ощущений не характерных для данного типа раздражителя, – это:
    • позитивная адаптация
    • синестезия
    • сенсибилизация
    • негативная адаптация
    13. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
    • дифференциация навыков
    • индукция навыков
    • интерференция навыков
    • диффузия навыков
    14. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
    • психодиагностика
    • эвристика
    • психоаналитика
    • психоанализ
    15. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
    • холерического
    • меланхолического
    • флегматического
    • сангвинического
    16. Какой раздел психологии ставит своей целью изучение проблем соотношения требований технологий и психических возможностей человека?
    • космическая психология
    • инженерная психология
    • социальная психология
    • патопсихология
    17. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
    • личностные тесты
    • тесты интеллекта
    • тесты способностей
    • тесты-анкетирование
    18. Какой философской позиции соответсвует следующие положения: человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничен, при этом воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия?
    • индетерминизм
    • детерминизма
    • позитивизм
    • нигилизм
    19. Укажите какой вид методологии обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах:
    • честная методология
    • общая методология
    • специальная методология
    • частная методология
    20. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
    • тестирование
    • голосование
    • анкетирование
    • интервью
    21. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
    • тестирование
    • проективная методика
    • анкетирование
    • анализ продуктов деятельности
    22. Создание новых образов без каких-либо внешних побудителей — это:
    • мечта
    • активное воображение
    • гре?зы
    • пассивное воображение
    23. Укажите особенности житейской психологии:
    • ограниченность
    • интуитивность
    • конкретность
    • неограниченностью в материалах
    24. Укажите достоинства метода эксперимента:
    • неопределенность во времени
    • возможность управления процессом исследования
    • проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
    • естественность поведения испытуемого
    25. Какой тип эксперимента отличается наибольшей искусственностью условий и в основном применим только при изучении элементарных психических функций?
    • формирующий эксперимент
    • лабораторный эксперимент
    • констатирующий эксперимент
    • естественный эксперимент
    26. Повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов — это:
    • сенсибилизация
    • позитивная адаптация
    • синестезия
    • негативная адаптация
    27. Ощущения, отражающие движение тела называются:
    • телесными
    • экстерорецептивными
    • интерорецептивными
    • проприоцептивными
    28. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
    • юридическая психология
    • военная психология
    • криминогенная психология
    • медицинская психология
    29. Для какого темперамена характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний?
    • сангвинического
    • меланхолического
    • холерического
    • флегматического
    30. Отметьте утверждения, соответствующие основным принципам и положениям современной отечественной психологии:
    • Психические процессы – это объективные образы реальности.
    • Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены
    • Психика человека – высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга
    • Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, ее? источником являются внешний мир
    31. Укажите основные положения теории отражения:
    • Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
    • Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
    • Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
    • Личность и деятельность находятся в единстве
    32. Действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира, называются:
    • субъектные действия
    • предметные действия
    • активные действия
    • пассивные действия

  2. Kerarius Ответить

    АГИОГРАФИЯ
    Наука, изучающая жизнеописание святых.
    АГРОФИЗИКА
    Наука о физических процессах в почве и растениях, применении методов и средств, регулирующих физические условия жизни сельскохозяйственных культур для ускорения их созревания и повышения урожайности.
    АДЕНОЛОГИЯ
    Наука о железах в животном теле.
    АКАРОЛОГИЯ
    Наука о клещах.
    АЛЕЛОПАТИЯ
    Наука о взаимодействии различных растений.
    АЛЬГОЛОГИЯ
    Наука о водорослях.
    АНГИОЛОГИЯ
    Наука о сосудах.
    АНДРОЛОГИЯ
    Наука о мужском достоинстве.
    АРАБИСТИКА
    Как называется наука, изучающая быт и обычаи основного населения Иордании?
    АРИФМЕТИКА
    Наука, которой Цыфиркин учил Митрофанушку.
    АРХЕОЛОГИЯ
    Наука, чьё будущее лежит в руинах.
    Наука, отрывающая экспонаты для исторического музея.
    Наука, изучающая быт и культуру древних народов.
    Наука профессора Громозеки.
    Наука о разгребании руин.
    АСТРОНОМИЯ
    Наука о небесных телах.
    АУДИОЛОГИЯ
    Наука о слухе.
    БАЛЛИСТИКА
    Наука об огнестрельных уликах.
    Наука, объясняющая законы движения брошенного с балкона мусора.
    В 1537 году увидел свет трактат Никколо Тартальи «Новая наука», положивший начало именно этой науке артиллеристов.
    Наука о движении снаряда.
    БОЛТОЛОГИЯ
    «Наука пустословия».
    ВАЛЕОЛОГИЯ
    Наука о здоровом образе жизни.
    ВОСПИТАНИЕ
    Наука, научающая наших детей обходиться без нас.
    ГЕММОЛОГИЯ
    Наука о драгоценных камнях.
    ГЕНЕАЛОГИЯ
    Наука о родословной.
    Наука, изучающая происхождение и родственные связи.
    ГЕРАЛЬДИКА
    Наука, изучающая гербы.
    Наука о гербах.
    ГИДРАВЛИКА
    Наука о насосах.
    Наука о законах равновесия и движения жидкостей.
    ГИДРОЛОГИЯ
    Наука о природных водах.
    ГИДРОХИМИЯ
    Наука, изучающая химический состав природных вод и закономерности его изменения под влиянием физических, химических и биологических воздействий.
    ГИППОЛОГИЯ
    Наука о лошадях.
    ГИСТОЛОГИЯ
    Наука о тканях животных.
    Наука о тканях животных и человека.
    ГИСТОХИМИЯ
    Наука о строе языка.
    ГРАММАТИКА
    Именно эта наука в средние века считалась самой труднейшей из семи свободных искусств и её часто изображали в виде царицы с ножом для исправления ошибок и бичом.
    ГРАФОЛОГИЯ
    Наука о почерке.
    ДЕМОГРАФИЯ
    Наука о народонаселении.
    ДЕНТИАТРИЯ
    Наука о болезнях зубов.
    ДИАЛЕКТИКА
    Наука о всеобщих законах движения и развития природы.
    ИХТИОЛОГИЯ
    Наука о рыбах.
    КАРИОЛОГИЯ
    Наука о клеточном ядре.
    КАРПОЛОГИЯ
    Наука о плодах и семенах.
    КОКСОХИМИЯ
    Наука, изучающая состав, строение, химические свойства каменного угля и переработку его методом коксования.
    КОСМОГОНИЯ
    Наука о происхождении и развитии небесных тел.
    КОСМОЛОГИЯ
    Наука о Вселенной.
    КОСМОХИМИЯ
    Наука, изучающая химический состав космических тел, законы распространённости и распределения элементов во Вселенной, эволюцию изотопного состава элементов, сочетание и миграцию атомов при образовании космического вещества.
    ЛИМНОЛОГИЯ
    Наука, изучающая водоёмы (озероведение).
    МАММОЛОГИЯ
    Наука о млекопитающих.
    МАТЕМАТИКА
    Наука, пригодившаяся покупателям.
    Наука о величинах, количественных отношениях, пространственных формах.
    Наука задач и уравнений.

    МЕТАТЕОРИЯ
    Наука, изучающая структурные, дедуктивные, семантические и пр. свойства какой-либо другой теории, представленной обычно в виде формальной системы или исчисления.
    МЕТРОЛОГИЯ
    Наука об измерениях.
    Эта наука исследует проблемы измерений.
    МОНОГЕНИЗМ
    Наука о расах.
    МОРФОЛОГИЯ
    Наука о частях речи и формах слова.
    НЕФРОЛОГИЯ
    Наука о болезнях почек.
    ОНОМАСТИКА
    Наука, изучающая собственные имена.
    ОСТЕОЛОГИЯ
    Наука о скелете.
    ПАТРИСТИКА
    Наука о христианстве.
    ПЕДАГОГИКА
    Наука вдалбливать знания.
    Наука, созданная «в воспитательных целях».
    Наука о воспитании.
    Наука Макаренко.
    Учебная наука.
    ПЕТРОЛОГИЯ
    Наука о горных породах.
    ПРЕЗЕНТИЗМ
    Направление в методологии истории 20 в. (особенно в США в 20-40-х гг.), которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности.
    ПРИРОДОВЕД
    Специалист, занимающийся естественными науками.
    ПСИХИАТРИЯ
    Наука о психических болезнях и их лечении.
    ПСИХОЛОГИЯ
    Наука, изучающая процессы трения в человеческой среде.
    Наука о процессах и закономерностях характера мышления человека.
    «Наука о душе».
    РАДИОХИМИЯ
    Наука, изучающая химические свойства и физико-химические закономерности поведения радиоактивных элементов и отдельных радионуклидов, методы их выделения и концентрирования.
    РАЗВЕДЕНИЕ
    Наука о размножении сельскохозяйственных животных и улучшении их наследственных качеств.
    СЕКСОЛОГИЯ
    Наука, изучающая половую жизнь.
    СОЦИОЛОГИЯ
    Наука об обществе.
    СТАТИСТИКА
    Наука о количественных изменениях в развитии общества и народного хозяйства.
    СТИЛИСТИКА
    Наука о выразительных средствах языка и художественной речи.
    ТАКСОНОМИЯ
    Наука о классификации организмов.
    ТЕКТОЛОГИЯ
    «Всеобщая организационная наука».
    ТЕРИОЛОГИЯ
    Наука о млекопитающих.
    ТЕРМОХИМИЯ
    Наука, изучающая тепловые явления, сопровождающие химические реакции.
    ТОПОГРАФИЯ
    «Карточная наука».
    ТОПОНИМИКА
    Наука, изучающая географические названия, объекты.
    ТОПОНОМИКА
    Наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение.
    ТРИБОЛОГИЯ
    Наука о трении.
    ФИЗИОЛОГИЯ
    Наука о жизнедеятельности организмов.
    ФЛОРИСТИКА
    Наука о цветковых растениях.
    ФТИЗИАТРИЯ
    Наука о туберкулезе и причинах его возникновения.
    ХИРОМАНТИЯ
    Именно благодаря ей на свет появилась наука дерматоглифика.

    ХРОНОЛОГИЯ
    Наука о календарях, летоисчислении, датах.
    ЭОРТОЛОГИЯ
    Историческая наука, предметом которой являются праздники.
    ЭПИГРАФИКА
    Наука, изучающая надписи на изделиях.
    ЭРГОНОМИКА
    Наука об оптимизации производственных процессов.
    Наука, изучающая человека в определённых условиях и влияния различных факторов на его деятельность.
    ЭТНОГРАФИЯ
    Наука о народах.
    ЮВЕНОЛОГИЯ
    Наука о продлении молодости.
    ЯПОНИСТИКА
    Наука о стране восходящего солнца.

  3. Shiroi Ответить

    (от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, не отчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).
    С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе П. начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и психики в современной П. получило широкое признание деятельностное понимание предмета П. (см. Деятельностный подход в П.). Хотя деятельность не является предметом изучения одной лишь П., психологический подход вносит существенный вклад в комплексное исследование реальной человеческой деятельности и поведения животных.
    Научное исследование генетически первичных форм поведения и психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. В то же время и самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным; операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-КОНЦЕПЦИЯ). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П., которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок (аттитюдов), социальных ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы осуществляются работающими по физиологическим законам нейрогуморальными механизмами (см. ГУМОРАЛЬНЫЙ), но протекают не по этим законам, а по своим собственным, т. к. в психике человека представлены действительность природная и социокультурная и жизнь конкретной личности. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемыми в ее собственные понятия, не сводимые к др. и в свою очередь используемые прочими науками.
    Философско-психологическое учение о деятельности и сознании как активном отражении реальности, обусловленном общественно-исторической практикой, позволяет с новых методологических позиций вырабатывать основные проблемы научной П., среди которых выделяются психофизиологическая проблема (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности) и др. Разработка этих проблем ведется на основе общенаучных принципов: 1) детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов); 2) системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации); 3) развития (признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода с одного уровня на др., возникновения новых форм психических процессов).
    В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной: от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулировании деятельности личности и коллектива и т. д.
    Категориальный строй П., отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной П., выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (Возрастная П.; Дифференциальная П.; Зоопсихология; Инженерная П.; Космическая П.; Математическая П.; Медицинская П.; Нейропсихология; Общая П.; Патопсихология; Педагогическая П.; Психогенетика; Психогигиена; Психодиагностика; Психолингвистика; Психометрия; Психосемантика; П. искусства; П. науки; П. пропаганды; П. спорта; П. творчества; П. труда; П. управления; Политическая П.; Психотерапия; Психофармакология; Психофизика; Психофизиология; Специальная П.; Социальная П.; Сравнительная П.; Экономическая П.; Этнопсихология; Юридическая П. и др.).
    Дифференциально-интеграционные процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы, как правило, комплексные, и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивны лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами (см. ПСИХОЛОГИЗМ). Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки (см. КОГНИТИВНАЯ НАУКА, Педология, Человекознание, Эргономика).
    Серьезное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях современной научно-технической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее более строгого системного стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и др. средств одновременно. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не м. б. переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с др., становятся в современную эпоху важными направлениями П. (см. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).
    Наряду с ними стремительно развиваются социальная П. и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и др. актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) определяет важную роль П. в современной духовной жизни, ее непосредственную связь с социально-политическими процессами в современном мире (Политическая П.; Прикладная П.; П. искусства; П. компьютеризации; П. сценического искусства; Сексология; Экологическая П. и др.).
    Добавление лирическое: Психологические знания о человеческом поведении и способах управления им, о человеческой душе появились задолго до появления наук о человеке и П. Такие знания первоначально фиксировались в мифологии и искусстве в форме образов (см. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА), а в философии — в форме размышлений, выраженных в слове. Подобный «филологический» способ развития знаний о душе преобладал и в П. как в науке о душе, возникшей в XVI в., вплоть до середины XIX в., когда зародилась экспериментальная П. Последняя начала изучать изолированные силы души, дав им название психических функций и сохранив П. не только название П., но и значение слова П. как науки о душе. Хотя первоначальный смысл слова П. все больше и больше улетучивался. Целью П., как и всякой др. естественной науки, стало обнаружение законосообразных механизмов и способов их действия.
    В итоге сегодня сосуществуют психологические знания, выраженные художником в форме образа, философом в форме слова и психологом в форме действия (операции, процедуры). Благодаря ориентации на механизм, наука самозванно присвоила себе исключительное право на объективность. Следы пренебрежения к образу и слову (в т. ч. к интроспекции) видны и сейчас, что едва ли целесообразно приписывать чьему-либо злому умыслу. Необходимы пристальное внимание и далеко не простая работа, чтобы обнаружить сходство между образом, словом и действием, даже когда они описывают один и тот же объект. Легко ли в исследованиях памяти увидеть Мнемозину или в любом учебнике психологии увидеть душу, смыслообраз которой был создан совместными усилиями деятелей искусства, философии, религии. Душу в учебнике П. не узнает не только студент, но и автор книги. Еще труднее, когда этот смыслообраз не забыт, а сохраняется и обогащается в культуре, а, следовательно, и в жизни. Он такой же внутренне напряженный и недосказанный, как и прежде, и взывает к науке, чтобы она сделала его, наконец, предметом своего внимания и изучения.
    Нельзя сказать, что психологи вовсе забыли смыслообраз души. Они, скорее, вытесняет его, т. е. осуществляют его деятельностно-семиотическую переработку, итогом которой оказываются ассоциации, гештальты, поведение, его планы и структуры, реакции, рефлексы, нейронные сети, установки, отношения, отражение, значащие переживания, деятельности, действия, операции, ориентировка, значения, смыслы, когнитивные структуры и т. д. — все то, что в разные периоды развития П. выступало в качестве ее предмета исследования или главной единицы (и средства) анализа. В каждом отдельном случае обнаруживается неполнота получаемого знания и ищутся новые пути и способы ее преодоления.
    П. — многопредметная наука и каждый новый предмет исследования расширяет ее «тело» и лишь незначительно обогащает душу. Не слишком помогает и смена методологических принципов, руководящих общей стратегией исследований. Психологи занимали разные т. зр., с которых рассматривали выбранный объект изучения: диалектическая и метафизическая, аналитическая и синтетическая, элементаристская и целостная, качественная и количественная, динамическая и статистическая (вероятностная), синхроническая и диахроническая, энергетическая и информационная, алгоритмическая и эвристическая и т. д. При изучении психики опробовались также биологический, психологический, социологический и т. д. подходы. Сов. П. оказали плохую услугу внешние по отношению к ней методологические принципы: отражения, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности. Разумный принцип развития не мог компенсировать вред, наносимый другими. Выручало то, что они в значительной степени и бытовали отдельно от психологии и произносились не по существу, а как заклинания, которые сейчас по инерции произносятся преимущественно в диссертациях.
    Психологи все же последовали совету П. Фейерабенда и сделали «методологическую передышку». В П. давно не видно «системосозидающих» трудов. Неизвестно, сколько продлится эта пауза, во время которой полезно не только осмотреться, но и обернуться вспять, обратиться к истокам, к исходному смыслообразу П. как науки, последовать совету Кободайси: «Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они». Конечно, ни торопиться, ни торопить в этом деле не следует. А. А. Ухтомский когда-то заметил: люди сначала научаются ходить и лишь потом задумываются над тем, как им это удалось. Если задумываются! П. сильна своим разнообразием, которое увеличивает ее объяснительный и практический потенциал. Примером для П. может служить физика, расшифровавшая смысловой образ апейрона-атома спустя почти 2,5 тыс лет. Но смысловой образ души, по крайней мере, должен витать над П., как витает смысл над каждой двигательной задачей. Наличие такого смыслообраза станет хорошей прививкой от чрезмерных упрощений психологической реальности, которым нет числа, возможно, заставит посмотреть на нее по-новому, а еще лучше — расширить ее.
    Спору нет, отказ от субъективного, стремление к объективности исследований принесли свои плоды. Но м. б. настала пора расширить самое понятие объективного, включив в него субъективное. Ухтомский давно говорил, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. В этом же духе размышлял А. Н. Северцов, говоря, что психика — фактор эволюции. Кстати, и человеческое сознание худо-бедно ведет исторический процесс и, возможно, наивно надеется на ноосферу. Нельзя сказать, что идея расширения объективного слишком оригинальна. Психоанализ к этому пришел давно, сделав сновидения орудием и средством своей работы.
    Расширение сферы объективного — это больше, чем зона ближайшего развития П. Очень м. б., что в т. н. субъективном заключена тайна целостности, по которой так тосковали и тоскуют многие психологи. Напр., выдающийся психолог современности Дж. Брунер написал в своей автобиографии: «Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем собственном мышлении, или в состоянии наук о человеке в целом. В чем-то самом важном я чувствую себя неудачником. Я надеялся, что П. сохранит целостность и не превратится в набор несообщающихся дисциплин. Но она превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла». Такому самосознанию ученого, внесшего существенный вклад в развитие целостных представлений о человеке, в изучение его живой души и сознания можно позавидовать. Хорошо бы подобное самосознание стало примером для психологов XXI в. Тогда можно надеяться, что какой-нибудь историк в XXII в. не повторит крылатую фразу начала XX в., произнесенную В. О. Ключевским: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». К сожалению, XX в. полностью оправдал это печальное заключение историка. И все же в конце ушедшего бездушного столетия появились философы, начавшие возвращать душу в свой дискурс (М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлов). Не пора ли и психологам последовать их примеру?! (В. П. Зинченко.)

  4. Barrie Ответить

    Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.
    Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.
    Мышление тесно связано с действием и речью.
    Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.
    Разнообразные мыслительные операции  сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления.
    Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировки задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

    Виды мышления

    В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления:
    наглядно-действенное;
    наглядно-образное;
    словесно-логическое.
    Наглядно – действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек “дом”; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
    У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.
    Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:
    помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
    воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
    практически неотделимо от воображения.
    Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
    Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
    У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д.
    Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).
    С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.
    Мышление включает в себя следующие виды операций:
    Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
    Анализ – мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов;
    Синтез – процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения;
    Абстракция – выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
    Обобщение (генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.
    Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:
    1-е суждение: все металлы проводят электричество.
    2-е суждение: железо – это металл.
    Умозаключение: железо проводит электричество.
    Словестно – логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

  5. Felar Ответить

    Другие ответы на вопросы

    Это животное носит три названия, с весьма нескладным телосложением, очень длинный хвост, короткие лапы и небольшая голова, чем отличается от всех видов рода. Это пятнистое животное внесено в красную книгу и относится к хищным млекопитающим. 5 букв
    Как называется церковный алтарь который может меняться на различные праздники? 8 букв
    Государство, открытое в 19 веке при раскопках Армянского нагорья. 6 букв
    Какое растение на олимпийских играх в Древней Греции было своеобразным допингом, а запах помогал судьям безошибочно определять, принимал ли его атлет или нет? Эта штука восстанавливает ресурсы организма во время и после перегрузок и открывает второе дыхание. 6 букв
    Где находилось рабочее место кондуктора омнибуса? 8 букв
    Как на Руси называлось мясное блюдо из нарезанной на тонкие ломтики баранины с огурцами, рассолом, уксусом и перцем? 8 букв
    С помощью каких ударных инструментов в 9-й симфонии Дмитрий Шостакович имитировал звук артиллерийской канонады? 7 букв
    В этой стране чай пьют не из чашек или пиал, а из грушевидных стаканчиков Армаду. 11 букв
    Какая электростанция впервые была построена в Египте 1913 году? 9 букв
    Как бы мы сегодня назвали непременный атрибут прогулок русских цариц 16-17 веков, который в те времена называли солнечник. 6 букв

  6. SuperMetal Ответить

    АГИОГРАФИЯ
    Наука, изучающая жизнеописание святых.
    АГРОФИЗИКА
    Наука о физических процессах в почве и растениях, применении методов и средств, регулирующих физические условия жизни сельскохозяйственных культур для ускорения их созревания и повышения урожайности.
    АДЕНОЛОГИЯ
    Наука о железах в животном теле.
    АКАРОЛОГИЯ
    Наука о клещах.
    АЛЕЛОПАТИЯ
    Наука о взаимодействии различных растений.
    АЛЬГОЛОГИЯ
    Наука о водорослях.
    АНГИОЛОГИЯ
    Наука о сосудах.
    АНДРОЛОГИЯ
    Наука о мужском достоинстве.
    АРАБИСТИКА
    Как называется наука, изучающая быт и обычаи основного населения Иордании?
    АРИФМЕТИКА
    Наука, которой Цыфиркин учил Митрофанушку.
    АРХЕОЛОГИЯ
    Наука, чьё будущее лежит в руинах.
    Наука, отрывающая экспонаты для исторического музея.
    Наука, изучающая быт и культуру древних народов.
    Наука профессора Громозеки.
    Наука о разгребании руин.
    АСТРОНОМИЯ
    Наука о небесных телах.
    АУДИОЛОГИЯ
    Наука о слухе.
    БАЛЛИСТИКА
    Наука об огнестрельных уликах.
    Наука, объясняющая законы движения брошенного с балкона мусора.
    В 1537 году увидел свет трактат Никколо Тартальи «Новая наука», положивший начало именно этой науке артиллеристов.
    Наука о движении снаряда.
    БОЛТОЛОГИЯ
    «Наука пустословия».
    ВАЛЕОЛОГИЯ
    Наука о здоровом образе жизни.
    ВОСПИТАНИЕ
    Наука, научающая наших детей обходиться без нас.
    ГЕММОЛОГИЯ
    Наука о драгоценных камнях.
    ГЕНЕАЛОГИЯ
    Наука о родословной.
    Наука, изучающая происхождение и родственные связи.
    ГЕРАЛЬДИКА
    Наука, изучающая гербы.
    Наука о гербах.
    ГИДРАВЛИКА
    Наука о насосах.
    Наука о законах равновесия и движения жидкостей.
    ГИДРОЛОГИЯ
    Наука о природных водах.
    ГИДРОХИМИЯ
    Наука, изучающая химический состав природных вод и закономерности его изменения под влиянием физических, химических и биологических воздействий.
    ГИППОЛОГИЯ
    Наука о лошадях.
    ГИСТОЛОГИЯ
    Наука о тканях животных.
    Наука о тканях животных и человека.
    ГИСТОХИМИЯ
    Наука о строе языка.
    ГРАММАТИКА
    Именно эта наука в средние века считалась самой труднейшей из семи свободных искусств и её часто изображали в виде царицы с ножом для исправления ошибок и бичом.
    ГРАФОЛОГИЯ
    Наука о почерке.
    ДЕМОГРАФИЯ
    Наука о народонаселении.
    ДЕНТИАТРИЯ
    Наука о болезнях зубов.
    ДИАЛЕКТИКА
    Наука о всеобщих законах движения и развития природы.
    ИХТИОЛОГИЯ
    Наука о рыбах.
    КАРИОЛОГИЯ
    Наука о клеточном ядре.
    КАРПОЛОГИЯ
    Наука о плодах и семенах.
    КОКСОХИМИЯ
    Наука, изучающая состав, строение, химические свойства каменного угля и переработку его методом коксования.
    КОСМОГОНИЯ
    Наука о происхождении и развитии небесных тел.
    КОСМОЛОГИЯ
    Наука о Вселенной.
    КОСМОХИМИЯ
    Наука, изучающая химический состав космических тел, законы распространённости и распределения элементов во Вселенной, эволюцию изотопного состава элементов, сочетание и миграцию атомов при образовании космического вещества.
    ЛИМНОЛОГИЯ
    Наука, изучающая водоёмы (озероведение).
    МАММОЛОГИЯ
    Наука о млекопитающих.
    МАТЕМАТИКА
    Наука, пригодившаяся покупателям.
    Наука о величинах, количественных отношениях, пространственных формах.
    Наука задач и уравнений.

    МЕТАТЕОРИЯ
    Наука, изучающая структурные, дедуктивные, семантические и пр. свойства какой-либо другой теории, представленной обычно в виде формальной системы или исчисления.
    МЕТРОЛОГИЯ
    Наука об измерениях.
    Эта наука исследует проблемы измерений.
    МОНОГЕНИЗМ
    Наука о расах.
    МОРФОЛОГИЯ
    Наука о частях речи и формах слова.
    НЕФРОЛОГИЯ
    Наука о болезнях почек.
    ОНОМАСТИКА
    Наука, изучающая собственные имена.
    ОСТЕОЛОГИЯ
    Наука о скелете.
    ПАТРИСТИКА
    Наука о христианстве.
    ПЕДАГОГИКА
    Наука вдалбливать знания.
    Наука, созданная «в воспитательных целях».
    Наука о воспитании.
    Наука Макаренко.
    Учебная наука.
    ПЕТРОЛОГИЯ
    Наука о горных породах.
    ПРЕЗЕНТИЗМ
    Направление в методологии истории 20 в. (особенно в США в 20-40-х гг.), которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности.
    ПРИРОДОВЕД
    Специалист, занимающийся естественными науками.
    ПСИХИАТРИЯ
    Наука о психических болезнях и их лечении.
    ПСИХОЛОГИЯ
    Наука, изучающая процессы трения в человеческой среде.
    Наука о процессах и закономерностях характера мышления человека.
    «Наука о душе».
    РАДИОХИМИЯ
    Наука, изучающая химические свойства и физико-химические закономерности поведения радиоактивных элементов и отдельных радионуклидов, методы их выделения и концентрирования.
    РАЗВЕДЕНИЕ
    Наука о размножении сельскохозяйственных животных и улучшении их наследственных качеств.
    СЕКСОЛОГИЯ
    Наука, изучающая половую жизнь.
    СОЦИОЛОГИЯ
    Наука об обществе.
    СТАТИСТИКА
    Наука о количественных изменениях в развитии общества и народного хозяйства.
    СТИЛИСТИКА
    Наука о выразительных средствах языка и художественной речи.
    ТАКСОНОМИЯ
    Наука о классификации организмов.
    ТЕКТОЛОГИЯ
    «Всеобщая организационная наука».
    ТЕРИОЛОГИЯ
    Наука о млекопитающих.
    ТЕРМОХИМИЯ
    Наука, изучающая тепловые явления, сопровождающие химические реакции.
    ТОПОГРАФИЯ
    «Карточная наука».
    ТОПОНИМИКА
    Наука, изучающая географические названия, объекты.
    ТОПОНОМИКА
    Наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение.
    ТРИБОЛОГИЯ
    Наука о трении.
    ФИЗИОЛОГИЯ
    Наука о жизнедеятельности организмов.
    ФЛОРИСТИКА
    Наука о цветковых растениях.
    ФТИЗИАТРИЯ
    Наука о туберкулезе и причинах его возникновения.
    ХИРОМАНТИЯ
    Именно благодаря ей на свет появилась наука дерматоглифика.

    ХРОНОЛОГИЯ
    Наука о календарях, летоисчислении, датах.
    ЭОРТОЛОГИЯ
    Историческая наука, предметом которой являются праздники.
    ЭПИГРАФИКА
    Наука, изучающая надписи на изделиях.
    ЭРГОНОМИКА
    Наука об оптимизации производственных процессов.
    Наука, изучающая человека в определённых условиях и влияния различных факторов на его деятельность.
    ЭТНОГРАФИЯ
    Наука о народах.
    ЮВЕНОЛОГИЯ
    Наука о продлении молодости.
    ЯПОНИСТИКА
    Наука о стране восходящего солнца.

  7. Centritius Ответить

    Основные психологические понятия по теме «Мышление»
    Абстракция (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
    Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на coставляющие его части или характеристики.
    Гипотеза – предположение, проект решения задачи.
    Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
    Задача – цель, заданная в определенных условиях.
    Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
    Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
    Инсайт – мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
    Конкретно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
    Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
    Наглядно-образное мышление – РИД мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
    Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
    Опосредствование – познание с использованием вспомогательных средств.
    Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
    Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.
    Разум (ум) – высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.
    Сериация – логический прием последовательного расположения материала по порядку на основании определенных признаков.
    Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
    Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
    Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
    Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
    Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают у. индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
    Эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление.
    Основные психологические понятия по теме «Воображение»
    Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.
    Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение.
    Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое в.
    Опережающее отражение – форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса. Механизм о. о. был открыт П.К. Анохиным.
    Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
    Творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.
    Проблема мышлениядолгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом.
    Существуют разные психологические теории мышления.
    Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту).
    Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи.
    Согласно гештальт-психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания.
    Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.
    Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками – философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.
    Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями:
    через исследование мышления и его законов путем логического анализа;
    через его исследование с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
    через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.
    Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
    Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.
    Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
    Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
    Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
    Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
    Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познать обобщенно и опосредованно.

    Рис. XI. 1. Модель системы переработки информации человеком
    Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.
    Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без
    свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А.Н. Соколова).

    Рис. XI.2. Восприятие, хранение и переработка информации – необходимые условия успешного решения мыслительной задачи
    По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация (см.), которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.
    Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:
    цель (ориентировочную основу для решения задач);
    условия, в которых задается данная цель;
    потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.
    Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею.
    От осознания проблемы человек переходит к принятию решения (см. рис. XI.3).
    Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных задач. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).
    Большое значение при решении задач имеет подсказка или промежуточная задача. Причем особенно важно, на каком этапе решения дается такая задача.

    Рис. XI.3. Содержание мышления
    Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.
    I. Ориентировочные действия П. Исполнительные действия III.Нахождение ответа Ориентировочные действия начинаются с анализа условий.
    Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы (см.). Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.
    Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
    Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями
    задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
    Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика (см.) – наука о закономерностях мыслительного поиска.
    Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано никакой гипотезы. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.
    Для решения подавляющего большинства задач требуется привлечение теоретических знаний, обобщений. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений.

    Рис. XI.4. Структурная схема процесса решения мыслительной задачи
    Процесс формирования умствен-
    ных действий совершается поэтапно (по П.Я. Гальперину):
    I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
    II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
    III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их.

    Рис. XI.5. Схема этапов мыслительного действия

    Рис. XI.6. Структурная схема мыслительного процесса поиска оператором отказов и неисправностей в техническом устройстве (пример)
    IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.
    V. Формирование действий во внутренней речи.
    Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериориза-цию действий. Это переход «извне внутрь».
    Мышление включает ряд операций(см.), таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

    Рис. XI.7. Принципиальная схема решения мыслительных (в том числе творческих) задач.

    Рис. XI.8. Таблицы для исследования мышления (по Майер-Хорстону). Определите, что лишнее в каждой группе изображений?
    Сравнение (см.) характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.
    С помощью анализа (см.) обнаруживаются наиболее существенные признаки.
    Анализ и синтез (см.) обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.
    К операциям мышления относятся также абстракция (см.) и обобщение (см.).
    К формам мышленияотносятся понятие (см.), суждение (см.) и умозаключение (см.)
    Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждения могут быть истинными и ложными. Умозаключения
    ivioryT быть индуктивными (см.) и дедуктивными (см.).
    Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает икак форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
    Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих воснове его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое.
    Эмпирическое представление фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического представления выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
    Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
    Выделение видов мышленияпроизводят по различным основаниям.
    Наглядно (конкретно) действенное мышление (см.) есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное (см.) и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление.

    Рис. XI.9. Мыслительные операции
    ⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒
    Date: 2015-05-05; view: 1121; Нарушение авторских прав

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *