Как называется уровень знаний умений и навыков и компетенции?

13 ответов на вопрос “Как называется уровень знаний умений и навыков и компетенции?”

  1. Nenris Ответить

    праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи
    2019 год (IV кв.)
    октябрь
    пнвтсрчтптсбвс
    123456
    78910111213
    14
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за третий квартал*
    Платежки и квитанции
    Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
    Образец нового отчета в ЦЗ
    16171819
    20
    Подать декларацию ЕНВД *за III квартал*
    Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
    Образец 4 ФСС
    21222324
    25
    Заплатить УСН *за 9 месяцев*
    Платежки и квитанции
    Заплатить ЕНВД *за III квартал*
    Платежки и квитанции
    Подать декларацию НДС *за III квартал*
    Образец декларации
    Заплатить налог НДС *за III квартал*
    Платежки и квитанции
    Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
    Образец 4 ФСС
    2627
    28
    Заплатить налог Налог на прибыль *за III квартал*
    Платежки и квитанции
    Подать декларацию по Налогу на прибыль *за III квартал*
    Налог на прибыль для ООО.xls
    29
    30
    Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
    Образец отчета, штрафы
    31
    Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за 9 месяцев*
    Образец 6-НДФЛ
    ноябрь
    пнвтсрчтптсбвс
    123
    45678910
    11121314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    1617
    18192021222324
    252627282930
    декабрь
    пнвтсрчтптсбвс
    1
    2345678
    91011121314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    16171819202122
    23242526272829
    30
    31
    Заплатить ОПС ПФР за самого ИП (фиксированную часть) *за год*
    Платежки, квитанции и калькулятор
    2020 год (I кв.)
    январь
    пнвтсрчтптсбвс
    12345
    6789101112
    1314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за четвёртый квартал*
    Платежки и квитанции
    16171819
    20
    Для всех налоговых режимов *годовая*
    Бланк(50 кб.) Сведения СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ численности работников
    Подать декларацию ЕНВД *за IV квартал*
    Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
    Образец 4 ФСС
    21222324
    25
    Заплатить ЕНВД *за IV квартал*
    Платежки и квитанции
    Подать декларацию НДС *за IV квартал*
    Образец декларации
    Заплатить налог НДС *за IV квартал*
    Платежки и квитанции
    Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
    Образец 4 ФСС
    26
    272829
    30
    Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
    Образец отчета, штрафы
    31
    февраль
    пнвтсрчтптсбвс
    12
    3456789
    1011121314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    16
    17181920212223
    242526272829
    март
    пнвтсрчтптсбвс
    1
    Подать новую годовую отчетность в ПФР – СЗВ-Стаж и ОДВ-1
    Образец СЗВ-Стаж
    Сдать декларацию 2-НДФЛ за работников в налоговую *годовая*
    Образец 2-НДФЛ
    Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за год*
    Образец 6-НДФЛ
    Сдать отчет в ПФР *за год*
    Отчет РСВ-2 крестьянских хоз.(ИП не нужно)
    2345678
    91011121314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    16171819202122
    2324252627
    28
    Заплатить налог Налог на прибыль *за год*
    Платежки и квитанции
    Подать декларацию по Налогу на прибыль *за год*
    Налог на прибыль для ООО.xls
    29
    30
    Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №1 Баланс *за год*. Бланк: Бухгалтерский баланс.XLS
    Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №2 Отчета о прибылях и убытках *за год*. Бланк: Отчет о прибылях и убытках.XLS
    31
    Для Организаций(не ИП): Заплатить УСН *за год*
    Платежки и квитанции
    Для Организаций(не ИП): Подать декларацию УСН *за год*
    Декларация УСН калькулятор+бланк
    2020 год (II кв.)
    апрель
    пнвтсрчтптсбвс
    12345
    6789101112
    1314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    Подтверждение вида в ФСС
    16171819
    20
    Подать декларацию ЕНВД *за I квартал*
    Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
    Образец 4 ФСС
    21222324
    25
    Заплатить УСН *за I квартал*
    Платежки и квитанции
    Заплатить ЕНВД *за I квартал*
    Платежки и квитанции
    Подать декларацию НДС *за I квартал*
    Образец декларации
    Заплатить налог НДС *за I квартал*
    Платежки и квитанции
    Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
    Образец 4 ФСС
    26
    27
    28
    Заплатить налог Налог на прибыль *за I квартал*
    Платежки и квитанции
    Подать декларацию по Налогу на прибыль *за I квартал*
    Налог на прибыль для ООО.xls
    29
    30
    Для ИП: Заплатить УСН *за год*
    Платежки и квитанции
    Для ИП: Подать декларацию УСН *за год*
    Декларация УСН калькулятор+бланк
    Сдать декларацию 3-НДФЛ ИП *годовую*
    Платежки и квитанции
    Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
    Образец отчета, штрафы
    Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников за 3 месяца в налоговую.
    Образец 6-НДФЛ
    май
    пнвтсрчтптсбвс
    123
    45678910
    11121314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    1617
    18192021222324
    25262728293031
    июнь
    пнвтсрчтптсбвс
    1234567
    891011121314
    15
    Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
    Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
    Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
    161718192021
    22232425262728
    2930
    Сегодня: 15 января, 20 г. среда – 01:12:21 МСК
    Календарь налогов за 2 года

  2. Люби меня Ответить

    7
    Основные эффективные формы работы: 1. Исследовательская деятельность 2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий 3. Различные формы педагогической поддержки 4. Активное участие в педагогических конкурсах, фестивалях, проектах 5. Трансляция собственного педагогического опыта 6. Повышение квалификации 7. Использование ИКТ 8. Работа в школьных методических объединениях, творческих группах.

    8
    Самообра- зование Изучить нормативные документы Участие в вебинарах Участие в работе ШПНМК Чтение русской и мировой классики Обмен опытом Взаимопосещение уроков коллег (интернет посещения) Активное посещение блога ИППО

    9
    Поэтическая пауза Роберт Рождественский Я в глазах твоих утону – Можно? Ведь в глазах твоих утонуть – счастье! Подойду и скажу- Здравствуй! Я люблю тебя очень- Сложно? Нет не сложно это,а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду- Поймать успеешь? Ну,а если уеду- Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою- Слышишь? Ни минуту,ни месяц,а долго Очень долго,всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда- Хочешь? Я ответа боюсь- Знаешь? Ты ответь мне,но только глазами. Ты ответь мне глазами- Любишь? Если да,то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет,то тебя умоляю Не кори своим взглядом,не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни Я любить тебя буду- Можно? Даже если нельзя…Буду! И всегда я приду на помощь, Если будет тебе трудно!

    10
    Здоровье- сберегаю- щие технологии Начальное общее Основное общее Среднее общее Принцип кон центризма Новые образовательные стандарты УУД(личностные,регулятивные, познавательные, коммуникативные ) Метапредмет ные образовательные функции Принцип вариативности Результаты… предметные метапредметные личностные Системно- деятельностный подход Сільський музей Типы уроков Информаци онно- коммуникационные технологии

    11
    Информационный шок – Не всё понятно?! Развивайте свой потенциал Мне всё понятно!!!

    12
    Типология уроков в свете новых образовательных стандартов Уроки «открытия» нового знания Уроки обще методологической направленности Уроки рефлексии Уроки развивающего контроля этап построения проекта выхода из затруднения этап локализации индивидуальных затруднений организуется понимание и построение норм,методов учебной деятельности, самоконтроля,самооценки, рефлексивной самоорганизации этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    13
    Принцип концентризма Первый концентр 5-9 классы Второй концентр классы

    14

    15
    Белая шляпа У вашей шляпы белый цвет! Эмоциям скажите: «Нет!» Бесстрастно факты изложите! Не надо чувств! Их берегите! Вы должны сосредоточиться на той информации, которую имеете. Без эмоций и субъективных оценок выскажитесь по вопросу: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    16

    17
    Вы с желтой шляпой – это значит, Лишь позитив найти задача! Что продуктивно, хорошо! Аргументируйте еще! Найдите достоинства и преимущества данной: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    18

    19
    Чёрная шляпа Я весь негатив, недостатки сложила Лишь в черную шляпу! Скажите, что было Проблемно, неясно! Причину найдите! Без критики не было б многих открытий! Выявите противоречия, недостатки по данному вопросу: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    20

    21
    Красная шляпа Эмоции, чувства лежат в шляпе красной Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны. Что вам интересно, что вас удивляет… Пусть только эмоции вас направляют Какие чувства вы испытывали во время обсуждения этого вопроса: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    22

    23
    Лишь творческой шляпы зеленый подход! Она размышлять вам возможность дает! К вопросу она подойдет нестандартно,- Творите, рождайте идеи, ребята! Эта « шляпа» позволяет ответить на вопрос: как повысить свою компетенцию, найти новые грани своей педагогической деятельности.

    24

    25
    Синяя шляпа У вас шляпа синяя! Будьте готовы К тому, что за вами последнее слово! Вы слушайте всех, материал собирая, Озвучьте итог, мысли шляп обобщая! Это философская обобщающая шляпа. Делаем выводы.

    26
    Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем эффективнее и результативнее будет деятельность организации.

    27

  3. Гocпaжa Ўdaчa™ Ответить

    продолжаю тему предыдущих постов…
    Существует распространенное заблуждение в том, что ПС создаются преимущественно или даже исключительно для того, чтобы указать вузам и колледжам кого и как надо готовить. В прошлом выпуске КО уже были представлены доводы о несостоятельности подобного механизма – официальное донесение требований работодателей до студента через цепочку «ПС > ФГОС > основная образовательная программа > повышение квалификации преподавателя > программа дисциплины» требует слишком много времени и бюрократических согласований. Вместе с тем, никто не мешает работодателю работать напрямую и с вузом, и с преподавателем и даже с выпускником, реализуя как распространенные, так и новые подходы.
    Причина активного тиражирования этого заблуждения кроется в массовом несоответствии реальных требований бизнеса с имеющимися квалификациями и компетенциями выпускников, а также подогревается поправками в 273-ФЗ, изменениями ФГОС, явными указаниями о возможности использования ПС при разработке образовательных программ.
    При детальном изучении нормативных документов оказывается, что ФГОС и основные образовательные программы (ООП) должны разрабатываться с учетом ПС, но при этом как конкретно учитывать, и в каком объеме ? не регулируется и даже не поясняется. Важно отметить, что в Макете ПС не используется понятие компетенций, они в явном виде даже не описываются, указываются только некоторые необходимые знания и умения. Кроме того, понимание (официальные определения) базовых терминов в ТК и 273-ФЗ сильно различается.
    Квалификация
    совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность лица к выполнению определенного вида и уровня профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций [273-ФЗ]
    уровень знаний,  умений,   профессиональных навыков и опыта работы работника [ТК]
    Вид профессиональной деятельности
    методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования [ИП Минобрнауки РФ № 03-956, 13.05.10]
    совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда
    [Методические рекомендации по разработке ПС, 2013]
    Компетенция
    способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области
    [ИП Минобрнауки РФ № 03-956, 13.05.10]
    Определение отсутствует
    На практике учет требований ПС может быть логично реализован только в разделе ФГОС или ООП, который называется «Характеристика профессиональной деятельности» и содержит подраздел «Задачи проф. деятельности»; а также в рамках программ дисциплин и паспортов компетенций, где традиционные академические «знания, умения и навыки» должны быть сопоставлены с наборами «необходимых знаний и умений» ПС.
    Для полноты картины следует отметить мнения о том, что трудовые функции (или их категории) можно интерпретировать как компетенции и включать в образовательные программы. К сожалению, данный подход трудно применим для действующей нормативной базы ФГОС, где компетенция является связующим звеном между задачей профессиональной деятельности и набором знаний-умений-навыков-личных качеств.
    Несмотря на указанные ограничения использования ПС в образовательных стандартах и программах, они могут стать очень полезным инструментом для системы дополнительного профессионального образования, корпоративного (шире ? неформального) обучения и признания спонтанного (информального) обучения.
    Кроме того, в перспективе возможна ситуация, когда все выпускники образовательных учреждений, а также слушатели программ ДПО должны будут проходить обязательную сертификацию приобретенных квалификаций. При этом многие вузы будут осуществлять аккредитацию своих образовательных программ на соответствие требованиям различных профстандартов в специализированных организациях (например, в Центрах оценки и сертификации квалификаций). В этом ключе профессиональные стандарты будут активно использоваться для достижения целей создания:
    Национальной системы квалификаций – «Содействие развитию качества рабочей силы и обучения на протяжении всей трудовой жизни»;
    Системы независимой оценки качества…? «Повышение конкурентоспособности и мобильности рабочей силы РФ», «Объективизация оценки качества профобразования», «Повышение уровня информированности потребителей о качестве профобразования и обоснованности управленческих решений в сфере профобразования».
    Национальной системы квалификаций и компетенций (НСКК) – «создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки».

  4. NOTstupid Ответить


    Что вы хотели знать о компетенциях, но боялись спросить
    Вхождение России в Болонский процесс привносит в нашу жизнь новые понятия, которые при первом знакомстве вызывают вполне понятное непонимание. Для многих кажется странным термин «компетенция» — одно из ключевых понятий, использующихся при разработке современных образовательных программ. Чтобы понять логику появления нового термина, необходимо прежде всего понять его место в общей структуре Болонских преобразований.
    Требования к результатам обучения
    В Болонском процессе акценты перенесены с содержания на результаты обучения, и это совсем не случайно. Отчасти это диктуется общей идеологией преобразований, в рамках которых европейские университеты пытаются добиться сопоставимости образовательных систем разных стран. Проще всего это сделать путем унификации самих образовательных программ. Но именно этот путь невозможен: европейские университеты слишком разные и при этом слишком дорожат своей независимостью. А вот сделать сопоставимыми результаты обучения кажется возможным (еще раз подчеркнем — сопоставимыми, а не одинаковыми).
    Для России это становится актуальным только с введением ФГОС-3, так как ранее в стандартах прописывалось именно содержание обучения (список дисциплин, их содержание). С этого года вузы имеют намного больше свобод в составлении собственных программ, поэтому различия между различными вузами будут с неизбежностью нарастать. Но различия не могут быть слишком велики. На бюрократическом языке эта проблема называется «сохранением единства образовательного пространства», но если говорить проще, то государство хочет быть уверено, что выдача диплома государственного образца по биологии, химии, физике и т.п. говорит о том, что выпускник и в самом деле является биологом, химиком, физиком и т.п. И в стандарте как раз и сформулированы те требования к результатам обучения, выполнение которых позволит получить необходимый результат.
    Естественно, возникает вопрос: каким образом описать требования к результатам обучения? Можно придумать множество способов. Вхождение России в Болонский процесс заставляет говорить на том профессиональном языке, который принят сейчас в Европе, — а это язык компетенций.
    Как сформулировать компетенцию
    Вначале мы попытаемся рассмотреть компетентностный подход с формальной точки зрения, как своеобразный профессиональный язык, на котором формулируются требования к результатам обучения. Приведем определение компетенции, как оно было дано в макете ФГОС-3. Итак, компетенция — это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.
    В стандартах предыдущего поколения (ГОС-2) также был раздел, описывавший итоги обучения в виде так называемых ЗУНов — знаний, умений, навыков. Однако в ГОС-2 было довольно подробно прописано содержание образования, в такой ситуации ЗУНы играли второстепенную роль. Во ФГОС-3 акценты смещены на результаты обучения, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения.
    Отличия между компетенциями и ЗУНами хотя и имеются, но они не слишком велики. Ничего удивительного в этом нет, так как перед разработчиками ФГОС-3 была поставлена цель сохранения преемственности стандартов разных поколений (что разумно, так как образование не место для революционных преобразований).
    Как формулируются ЗУНы и компетенции? Для примера возьмем преподавание арифметики — случай несколько невероятный для высшей школы, но удобный для наших целей. В рамках ЗУНовского подхода можно сформулировать требование к результатам обучения следующим образом: «знание арифметики». В рамках компетентностного подхода так сказать нельзя, так как знание не является компетенцией (компетенцией, согласно вышеприведенному определению, может являться только способность применять полученные знания). Возможный вариант может выглядеть следующим образом: «Владение арифметикой в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области».
    Приведенная формулировка не совсем хороша (точнее, совсем не хороша). В современном мире вряд ли есть задачи, которые решаются только знанием арифметики (подсчет сдачи в магазине не требует высшего образования, а потому этот случай можно не рассматривать). Скорее всего, студенты будут изучать несколько математических дисциплин, причем в реальной деятельности им придется применять не разрозненные знания, полученные при изучении разных предметов, а всю сумму накопленных знаний и отработанных навыков. Потому более правильной формулировкой будет следующая: «Владение фундаментальными разделами математики, необходимыми для решения научно-исследовательских и практических задач в профессиональной области».
    Приведенный вариант формулировки компетенции иллюстрирует несколько важных особенностей нового подхода. Во-первых, компетенции в большинстве случаев не формируются для каждого предмета отдельно, а представляют собой комплексные характеристики. Специалисты по учебно-методической работе любят подчеркивать, что такая комплексность должна помогать лучшему установлению межпредметных связей, убирать некую фрагментированность образования, которая неизбежно возникает при дисциплинарном подходе. Во-вторых, данная компетенция может формироваться разными путями, причем набор дисциплин, который будет использован для формирования данной компетенции, можно менять хоть каждый год. Это дает возможность преподавателям быстро и без излишних бюрократических сложностей модифицировать программы.
    Разработка и реализация образовательных программ на основе компетентностного подхода
    Однако только изменение формальных требований к результатам обучения не способно существенно изменить характер образования. Формулировка новых задач должна быть поддержана формированием адекватной структуры и содержания образовательной программы. Ниже мы кратко отметим несколько изменений традиционной организации программ, на которые толкает компетентностный подход.
    В отличие от привычных для российской образовательной системы ЗУНов, которые ранее оценивались в процессе обучения, компетенции переносят акцент с «знаниевого» компонента на поведенческий аспект. То есть компетенция — это не столько знание, сколько система наработанных поведенческих реакций, как себя вести (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т.п.) в стандарных и нестандарных профессиональных ситуациях.
    Каким образом должны формироваться компетенции? В общем случае за формирование одной компетенции должны отвечать несколько различных дисциплин, сгруппированные особым образом (естественно, возможны ситуации, когда одна компетенция формируется одним предметом или даже частью одного предмета). Совокупность предметов, формирующих одну компетенцию или группу родственных компетенций, называют модулем. Формирование одной компетенции может включать изучение различных дисциплин, участие в студенческих конференциях, прохождение практик и выполнение различных самостоятельных работ.
    Формирование компетенций очень редко достигается за счет только теоретических курсов. Логично, когда компетенция вырабатывается путем сочетания разных форм обучения: когда услышанное на лекциях затем разбирается на семинарах, отрабатывается на практике, конкретизируется в ходе самостоятельной работы, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости. То есть модуль должен иметь продуманную структуру. Это отличает программы, сделанные по дисциплинарному принципу, от модульных программ, которые предпочтительно делать при реализации компетентностного подхода.
    ФГОС-3 еще сделаны по дисциплинарному принципу, но модульная организация настолько четко вытекает из логики компетентностного подхода, что, несомненно, эти идеи будут со временем проникать в практику разработки образовательных программ. По крайней мере в проекте нового закона об образовании оговаривается возможность кредитно-модульной организации образовательного процесса. Основное затруднение на пути создания таких программ, по мнению многих методистов, состоит в том, что модульная организация требует более активного вовлечения преподавателей в учебно-методическую работу, так как в модуле отдельные дисциплины не самодостаточны, а являются дополняющими частями целого.
    Компетенции и ЗУНы: а есть ли разница?
    До сих пор разговор шел преимущественно о технических моментах, связанных с разработкой и реализацией образовательных программ в рамках компетентностного подхода. Болонский процесс не предполагает никаких насильственных действий, ограничивая свои мероприятия созданием формальных предпосылок для преобразований. Компетенции — одна из таких предпосылок, которая без активной работы вузов останется формальностью. Переход от ЗУНов к компетенциям не создает каких-то сложностей для разработчиков программ (намного более серьезные) трудности создаются введением системы зачетных единиц, но почему-то это новация не вызывает никаких существенных возражений). Обсуждение преимуществ первого или второго не имеет особого смысла, так как через несколько лет все забудут о существовании ЗУНов и предмет спора исчезнет сам собой. Тогда откуда возникает столь резкое неприятие именно этого нововведения?
    Попытаемся представить, кому идеи компетентностного подхода могут быть симпатичны. Образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на студентов, которых больше интересуют полученные знания не сами по себе, а тем, как знания помогут им в дальнейшей жизни. Именно польза для дальнейшей профессиональной деятельности служит таким студентам основным фактором мотивации к учебе. Компетентностный подход нацеливает не на большую информированность студентов, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. То есть компетентностный подход приспособлен к тому, чтобы не столько давать не оторванные от жизни знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т.е. сформировать полезные компетенции). В этом смысле компетентностный подход вполне приемлем с точки зрения наиболее мотивированной части студентов.
    Но переход к компетентностному подходу, ориентирующемуся на результаты обучения, довольно сильно ударяет по сложившейся практике российского образования. Многие российские вузы утеряли связь и с мировой наукой, и с реальной экономикой, т.е. способны обеспечить некоторый общий культурный уровень студента, но не всегда способны подготовить востребованных специалистов. Но нацеленность на подготовку специалистов для реальной экономики — одно из заявленных направлений преобразований в последние годы.
    Противники таких процессов обращают внимание на то, что даже европейская система высшего образования за рынком труда не поспевает, поэтому лучше дать студенту набор общих знаний, пусть и оторванных от реальной жизни, но хороших своей фундаментальностью. Такая стратегия хороша только в том случае, когда выпускники по специальности не работают, а профессиональные навыки приобретают уже в процессе работы. Эта ситуация сложилась во многих вузах, которые еще совсем недавно считались ведущими, а их выпускники легко находили себе применение в жизни по основной специальности. В итоге возникает ощущение, что прелесть такого подхода состоит преимущественно в том, что он позволяет стабилизировать ситуацию внутри вузов, избежать болезненных и тяжелых реформ.
    Многие последние новшества в области высшего образования очень отчетливо нацеливают вузы на подготовку специалистов для реальных нужд сегодняшнего дня. Это порождает и некоторые опасения, так как некоторые внешне разумные реформы последних лет приводили к негативным результатам из-за непрофессиональной реализации. Станет ли внедрение компетентностного подхода очередной бюрократической формальностью, инструментом развития или деградации — это вопрос, ответ на который будет известен только через несколько лет.
    Евгений Шеваль,
    канд. биол. наук,
    старший научный сотрудник
    НИИ физико-химической биологии
    им. А.Н.Белозерского, МГУ

  5. Shalilbine Ответить

    С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.
    Надо признать, создание модели компетенций — затратное по времени (и часто по бюджету) начинание. Как правило, внутренние специалисты, простите за каламбур, не обладают достаточной компетентностью для качественного описания компетенций. Основными ошибками можно назвать нечеткость формулировок, пересекающиеся поведенческие индикаторы (встречающиеся в разных компетенциях). И тратится на эту работу много времени.
    Конечно, можно использовать универсальные компетенции. Например, многие компании берут за основу труды компании «Ломингер» и немного их модифицируют под себя. Но, если стоит задача качественной передачи специфики бизнеса, без формулирования собственной модели не обойтись. И в этом случае лучше обратиться к провайдерам.

    Разработка модели компетенций. Основные этапы

    Основными этапами проекта разработки модели компетенций можно назвать:
    Определение цели и задач (для чего формулируем и как будем применять), методологии разработки.
    Формирование проектных(ой) групп(ы) с привлечением максимально возможного количества участников. Это позволит в дальнейшем снизить сопротивление сотрудников. Группы могут быть совершенно разными по направленности и времени существования.
    Непосредственно разработка компетенций.
    Тестирование с помощью фокус-групп и оценочных процедур.

    Формирование компетенций. Методы

    Наиболее известными методами разработки компетенций считаются:
    Метод репертуарных решеток — анализируется поведение наиболее эффективных сотрудников, составляется список поведенческих индикаторов. Проводится чаще в виде интервью с руководителями, в результате которых формируется таблица (решетка) с фамилиями работников и их индикаторами.
    Метод критических инцидентов строится на основе интервью с сотрудниками (и руководителями), в ходе которых они рассказывают о критических ситуациях, действиях, приведших к успеху или, наоборот, не позволившие разрешить ситуацию.
    Метод прямых атрибутов — самый быстрый и простой, когда ключевым руководителям предъявляют карточки с описанием готовых компетенций. Руководителям предлагается выбрать из этого набора те, что являются наиболее значимыми для бизнеса.

    Внедрение модели компетенций

    Внедрение модели компетенций происходит по классике управления изменениями. Если упростить модель, то основными зонами внимания можно считать следующие:
    Необходимо создать мотивацию к использованию компетенций. Показать сотрудникам, что это станет инструментом их обучения и возможностью развиваться в компании. А руководителям позволит более обоснованно принимать решения. И происходить это может в ходе проведения пилотных оценочных процедур на примере стандартных (неадаптированных под компанию) компетенций.
    Кстати, именно такой вариант мы предлагаем клиентам, когда в компании нет своей модели — с чего-то начать. Запустить процесс. Показать хотя бы на уровне одной группы или целевой аудитории, что оценка персонала по компетенциям это «не страшно, а полезно».
    В этом случае мы реализуем, например, Лайт-ассессмент, по результатам которого участники получают рекомендации по развитию.
    Максимальное информирование сотрудников и вовлечение в процесс. И здесь, как уже говорилось чуть выше, необходимо работать, как до разработки, так и после формулирования компетенций.
    Это может происходить в форме рассылок с описанием задач внедрения модели, описанием всех этапов, просьбой предоставления обратной связи и т.д. Конечно, наиболее работающей формой можно считать очные рабочие группы, посвященные разработке и трансляции.
    Уже в ходе этого подготовительного периода (который может быть реализован даже после разработки модели) будет получена обратная связь, выявлены наиболее сопротивляющиеся сотрудники или те, на которых можно опираться во внедрении новшеств.
    После разработки компетенций необходимо провести первый эпизод оценки с их использованием и показать эффективность внедрения. Этим самым решается задача «пропаганды» новшеств и снятие сопротивления у части сомневающихся (шестой этап модели изменений по Коттеру).
    Внедрение изменений на регулярной основе, закрепление модели компетенций на уровне регулярного менеджмента.
    Например, одной из частей внедрения компетенций в «быт компании», может стать их использование руководителями во время регулярной обратной связи подчиненным. Оперирование терминологией компетентностного подхода, отсылка к поведенческим индикаторам корпоративной модели формирует понятийное поле, в котором живут сотрудники.
    И это не полный список зон внимания. Для каждой компании они свои. Но все они должны быть направлены на формирование положительной установки к оценке по компетенциям. Понятно, что формирование установки — долгий процесс. Что мы и подразумевали, говоря о возможной длительности проекта. Итак, основные зоны внимания — мотивация, информирование, вовлечение, пропаганда.

  6. эльвина Ответить

    Framework for Qualification of the EHEA определяет: компетенции специалистов – подтвержденная способность использовать знания, умения, личные, социальные и методологические навыки в рабочей или учебной ситуации в профессиональном и (или) личностном развитии.
    В проекте стандарта ООП ТПУ (Чучалин А.И.) компетенция определяется ФГОС ВПО как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Соответствует понятию «Competence».
    И далее: Кратко компетенцией является: «готовность проявить способность при наличии возможности». «Возможность» зависит от существования проблемной ситуации и ресурсов.
    «Способность» представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и опыта их применения. «Готовность» связана с мотивацией к проявлению «способности» разрешить проблемную ситуацию.
    В соответствии с [52] различают общие и специальные компетенции. Составляющими общих компетенций являются: инструментальные, межличностныеисистемные компетенции.
    Инструментальные компетенции включают:
    когнитивные способности – способность понимать и использовать идеи и соображения;
    методологические способности – способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;
    технологические умения, связанные с использованием техники, компьютерными навыками и способностями информационного управления;
    лингвистические навыки и коммуникативные компетенции.
    Набор инструментальных компетенций включает:
    – способности к анализу и синтезу;
    – способность к организации и планированию;
    – базовые общие знания;
    – базовые знания по профессии;
    – коммуникативные навыки в родном языке;
    – элементарные компьютерные навыки;
    – навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);
    – способность решать проблемы и принимать решения.
    Межличностные компетенции – это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.
    В набор межличностных компетенций входят:
    – способность к критике и самокритике;
    – способность работать в команде;
    – межличностные навыки;
    – способность работать в междисциплинарной команде;
    – способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;
    – способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
    – способность работать в международном контексте;
    – приверженность этическим ценностям.
    Системные компетенции – это сочетание пониманий, отношений и знаний, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных компетенций как основы.
    Системные компетенции включают способности применять знания на практике, исследовательские к самообучению,адаптации к новым ситуациям, генерации новых идей (к творчеству), к лидерству, работать автономно. Также отметим способности к разработке проектов и управлению ими, к инициативе и предпринимательству, а также ответственность за качество и волю к успеху.
    СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ бакалаврского уровня содержат:
    – способность продемонстрировать знание основ и истории предметной области;
    – способность логично и последовательно представить освоенное знание;
    – способность анализировать новую информацию и дать ее толкование;
    – умение продемонстрировать понимание общей структуры предметной области и связь между её подобластями;
    – способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
    – способность правильно использовать методологию и методы предметной области;
    – способность оценить качество исследований в данной предметной области;
    – способность понимать и адекватно оценивать результаты наблюдений и экспериментальной проверки методов и научных теорий.
    СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИмагистерского уровня требуют:
    – владеть предметной областью на продвинутом уровне, владеть новейшими методологиями и методами (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;
    – критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
    – владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
    – быть способным внести оригинальный вклад в предметную область в соответствии с канонами данной предметной области, в том числе в рамках выпускной квалификационной работы;
    – продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
    – овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
    Знакомство с видами компетенций необходимо при составлении ООП направления или специальности, при проектировании рабочей программы учебной дисциплины и, естественно, для грамотной разработки фонда оценочных средств и контролирующих материалов в нем.
    Чтобы выполнить такую работу придется выбрать и согласовать с выпускающей кафедрой те компетенции, которые будут нарабатываться в процессе обучения студента данной дисциплине.
    В такой работе [60] может пригодиться опыт при использовании компетентностного подхода МСФ на кафедре «Физика высоких технологий в машиностроении» и АВТФ на кафедре «ОСУ», а также разработка, выполненная заместителем проректора Боевым О.В.
    Проверка знаний, умений и выбранных компетенций, обозначенных в целях и задачах учебной дисциплины, может осуществляться за счет применения контролирующих материалов фонда при организации различного вида испытаний.

  7. Kathridi Ответить

    Сообщение
    &#8470 29
    Выберите верный ответ.
    Квалификация – это:
    1) род трудовой деятельности человека, охватывающий широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства;
    2) постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие разделения труда в рамках профессии;
    3) степень, уровень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками;
    4) желание и умение выполнять работу на высоком профессиональном уровне.
    Ответ: 3
    &#8470 30
    Выберите верный ответ.
    Компетентностный подход в обучении – это:
    1) создание условий для овладения комплексом компетенций и компетентностей (верно);
    2) трансляция знаний и формирование навыков;
    3) формирование и развитие умений;
    4) обучение на основе инновационных технологий.
    Ответ: 1
    &#8470 31
    Выберите верный ответ.
    Компетенция – это:
    1) сумма знаний, умений и навыков;
    2) система личностных ориентиров специалиста;
    3) совокупность знаний, умений и навыков, а также готовность и способность применять их на практике;
    4) дополнительные умения к профессии.
    Ответ: 3
    &#8470 32
    Выберите верный ответ.
    Профессиональная компетенция – это:
    1) сумма умений и навыков;
    2) совокупность профессиональных знаний, а также владение способами выполнения деятельности;
    3) выполнение производственных задач;
    4) личностные качества специалиста.
    Ответ: 2

  8. Fern Ответить

    вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью = практика
    единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов = образование
    уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности = квалификация
    целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни = обучение
    деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства = воспитание

  9. shipping Ответить

    Приложение 1, Приложение 2 (можно
    просмотреть, связавшись с автором статьи)
    Цели образования 21 века, сформулированные
    Жаком Делором:

    научиться познавать;
    научиться делать;
    научиться жить вместе;
    научиться жить”
    определил по сути основные глобальные
    компетентности.
    Традиционно цели школьного образования
    определялись набором знаний, умений и навыков,
    которыми должен овладеть выпускник. Сегодня
    такой подход оказывается недостаточным сегодня
    социуму (профессиональным учебным заведениям,
    производству, семье) нужны не всезнайки и
    болтуны, а выпускники готовые к включению в
    дальнейшую жизнедеятельность, способные
    практически решать встающие перед ними
    жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня
    главной задачей является подготовка выпускника
    такого уровня, чтобы попадая в проблемную
    ситуацию, он мог найти несколько способов её
    решения, выбрать рациональный способ, обосновав
    своё решение.
    А это во многом зависит не от полученных ЗУНов,
    а от неких дополнительных качеств, для
    обозначения которых и употребляется понятия
    “компетентности” и “компетентности”, более
    соответствующие пониманию современных целей
    образования..
    Главная задача современной системы
    образования – создание условий для
    качественного обучения. Внедрение
    компетентностного подхода – это важное условие
    повышения качества образования.По мнению
    современных педагогов, само приобретение
    жизненно важных компетентностей дает человеку
    возможность ориентироваться в современном
    обществе, формирует способность личности быстро
    реагировать на запросы времени.
    Компетентностный подход в образовании связан с
    личностно-ориентированным и действующим
    подходами к образованию, поскольку касается
    личности ученика и может быть реализованным и
    проверенным только в процессе выполнения
    конкретным учеником определенного комплекса
    действий..
    В связи с этим в современном педагогическом
    процессе существенно возрастает роль
    профессионально компетентных педагогов к
    организуемой ими учебной деятельности учащихся.
    Компетенции “закладываются” в
    образовательный процесс посредством:
    Технологий;
    Содержания образования;
    Стиля жизни ОУ;
    Типа взаимодействия между преподавателями и
    обучающимися и между обучающимися.
    Итак, что такое “компетенция” и
    “компетентность”?
    Компетенция – 1) круг вопросов, в
    которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг
    чьих-то полномочий, прав.
    Компетентный – 1) знающий,
    осведомленный; авторитетный в определенной
    отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью
    Компетенция – это круг вопросов,
    явлений, в которых человек обладает
    авторитетностью, познанием , опытом.
    Например: образовательная компетенция
    учащихся, педагогическая компетенция учителя,
    медицинская компетенция врача и т.д.
    Другими словами, компетентность – это
    способность установить и реализовать связь
    между “знанием – умением” и ситуацией.
    И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели
    (поставленные перед человеком), а компетентности
    – это результаты.
    Компетентный специалист, компетентный человек
    – это очень выгодная перспектива. Предложена
    формула компетентности. Каковы ее основные
    составляющие?
    Во-первых, знание, но не просто информация, а та,
    что быстро изменяется, разновидная, которую
    необходимо уметь найти, отсеять от ненужной,
    перевести в опыт собственной деятельности.
    Во-вторых, умение использовать эти знания в
    конкретной ситуации; понимание, каким способом
    можно получить эти знания.
    В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира,
    своего места в мире, конкретных знаний,
    необходимости или ненужности их для своей
    деятельности, а также метода иx получения или
    использования. Эта формула логично может быть
    выражена в такой способ:

    Компетентность = мобильность знаний +
    гибкость метода + +критичность мышления

    Безусловно, человек, который воплощает в себе
    такие качества, будет довольно компетентным
    специалистом. Но механизм достижения такого
    результата остается пока что не разработанным и
    кажется довольно сложным. Как вариант предлагают
    модель психолого-педагогического сопровождения
    развития учеников, направленного именно на
    формирование иx компетентности.
    Компетентность является сложным образованием,
    интегрированным результатом обучения, выделяют
    виды или направления компетентностей. Их можно
    разделить на три группы.
    1. Социальные компетентности связаны с
    окружением, жизнью общества, социальной
    деятельностью личности (способность к
    сотрудничеству, умение решать проблемы в
    различных жизненных ситуациях, навыки
    взаимопонимания, социальные и общественные
    ценности и умения, коммуникационные навыки,
    мобильность в разных социальных условиях).
    2. Мотивационные компетентности связаны
    с внутренней мотивацией, интересами,
    индивидуальным выбором личности (способность к
    обучению, изобретательность, навыки
    адаптироваться и быть мобильным, умение
    достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя
    мотивация личности, практические способности,
    умения делать собственный выбор).
    3. Функциональные компетентности связаны
    с умением оперировать научными знаниями и
    фактическим материалом (техническая и научная
    компетентность, умение оперировать знаниями в
    жизни и обучении, использовать источники
    информации для собственного развития)
    Формирование учащихся ключевых
    компетентностей в учебном процессе называется
    компетентностным подходом.

    Комплекс этих жизненных умений является
    центральным в системе компетентноcтного подхода,
    а так же конечным результатом обучения.
    Модель охватывает все звенья и виды
    образования: дошкольную, базовую и полную
    среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную,
    последипломную и дистанционную с выходом на
    беспрерывное образование, на способность
    личности учиться на протяжении всей жизни.
    Субъектами деятельности в системе
    компетентностно ориентированного подхода
    являются – прежде всего, это ученик, родители и
    государственные структуры, которые, как прямо,
    так и косвенно, через государственную политику
    образования, влияют на становление личности. Это
    также субъекты педагогического процесса в
    системе образования – воспитатель, психолог,
    учитель.
    Субъекты деятельности в системе
    компетентностно ориентированного подхода:
    Ученик
    Родители
    Государственные структуры
    Субъекты педагогического процесса в системе
    образования –
    Воспитатель
    психолог
    учитель
    Основные группы компетентностей в
    значительной степени связаны между собой.
    Поэтому каждый субъект системы может влиять на
    развитие и социальной, и мотивационной, и
    функциональной компетентностей.
    Графическое разделение субъектов было
    выполнено по признаку приоритетностей влияния:
    семья и начальное образование мотивируют на
    обучение и развитие (мотивационная
    компетентность), школьное и высшее образование
    создают условия для развития и способствуют
    обретению знаний (функциональная
    компетентность), другие субъекты системы
    оказывают содействие социальному становлению
    личности (социальная компетентность). Диалектика
    развития в этом плане может быть обозначена так:

    Мотивация Функциональные умения Социализация
    Мотивация

    Эту схему можно рассматривать как путь от
    мотивов через приобретение необходимого
    функционального багажа к социализации; в
    процессе социализации формируются новые мотивы,
    цепочка преобразований осуществляется на более
    высоком уровне. Поэтому основные компетентности
    обязательно связаны между собой. При этом
    механизм психолого-педагогического
    сопровождения развития учеников принципиально
    не изменяется при условии использования другой
    классификации и выделения других основных групп
    компетентностей.

    Компетентности классифицируются:

    Ключевые, включают (работа с числом,
    коммуникативная, информационные технологии,
    самообучение, работа в команде, решение проблем,
    быть человеком).
    По видам деятельности (трудовая, учебная,
    коммуникативная, профессиональная, предметная,
    профильная)
    По сферам общественной жизни (бытовая,
    гражданско-общественная, в искусстве,
    культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в
    образовании, в медицине, в политике и т.д.).
    В отраслях общественных знаний (в математике,
    физике, в гуманитарных науках, в обществознании,
    в биологии).
    В отраслях общественного производства.
    По составляющим психологической сферы
    (когнитивная, технологическая, мотивационная,
    этническая, социальная, поведенческая).
    В областях способностей (в физической культуре,
    умственной сфере, общественные, практические,
    исполнительные, творческие, художественные,
    технические, педагогические, психологические,
    социальные).
    В областях по ступеням социального развития и
    статуса (готовность к школе, компетентности
    выпускника, молодого специалиста, специалиста –
    стажёра, руководителя).
    Как видите компетентностей достаточно много,
    но как вы заметили, что среди них выделяют
    ключевые (основные).

    Иерархия компетенций
    :
    ключевые компетенции – относятся к общему
    (мета-предметному) содержанию образования;
    общепредметные компетенции – относятся к
    определенному кругу учебных предметов и
    образовательных областей;
    предметные компетенции – частные по
    отношении к двум предыдущим уровням компетенции,
    имеющие конкретное описание и возможность
    формирования в рамках учебных предметов.
    К ключевым компетентностям относятся:
    Социальная компетентность – способность
    действовать в социуме с учётом позиций других
    людей.
    Коммуникативная компетентность – способность
    вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
    Предметная компетентность – способность
    анализировать и действовать с позиции отдельных
    областей человеческой культуры.
    Информационная компетентность – способность
    владеть информационными технологиями, работать
    со всеми видами информации.
    Автономизационная компетентность –
    способность к саморазвитию, самоопределению,
    самообразованию, конкурентоспособности.
    Математическая компетентность – умение
    работать с числом, числовой информацией.
    Продуктивная компетентность – умение работать
    и зарабатывать, быть способным создать
    собственный продукт, принимать решения и нести
    ответственность за них.
    Нравственная компетентность – готовность,
    способность жить по традиционным нравственным
    законам.
    Согласно программе внедрения компетентностно
    ориентированного подхода в
    учебно-воспитательный процесс выделяют
    следующие ключевые компетентности.
    1. Познавательная компетентность:
    – учебные достижения;
    – интеллектуальные задания;
    – умение учиться и оперировать знаниями.
    2. Личностная компетентность:
    – развитие индивидуальных способностей и
    талантов;
    – знание своих сильных и слабых сторон;
    – способность к рефлексии;
    – динамичность знаний.
    3. Самообразовательная компетентность:
    – способность к самообразованию, организации
    собственных приемов самообучения;
    – ответственность за уровень личной
    самообразовательной деятельности;
    – гибкость применения знаний, умений и навыков в
    условиях быстрых изменений;
    – постоянный самоанализ, контроль своей
    деятельности.
    4. Социальная компетентность:
    – сотрудничество, работа в команде,
    коммуникативные навыки;
    – способность принимать собственные решения,
    стремиться к осознанию собственных потребностей
    и целей;
    – социальная целостность, умение определить
    личностную роль в обществе;
    – развитие личностных качеств,
    саморегулирование.
    5. Компетентное отношение к собственному
    здоровью:

    – соматическое здоровье;
    – клиническое здоровье;
    – физическое здоровье;
    – уровень валеологических знаний.
    Необходимо еще раз сделать ударение на главной
    особенности компетентности как педагогического
    явления, а именно: компетентность – это не
    специфические предметные умения и навыки, даже
    не абстрактные умственные действия или
    логические операции, а конкретные, жизненные,
    необходимые человеку любой профессии, возраста,
    родственного состояния.
    Таким образом, ключевые компетенции
    конкретизируются на уровне образовательных
    областей и учебных предметов для каждой ступени
    обучения. Перечень ключевых компетенций
    определяется на основе главных целей общего
    образования, структурного представления
    социального опыта и опыта личности, а также
    основных видов деятельности ученика,
    позволяющих ему овладевать социальным опытом,
    получать навыки жизни и практической
    деятельности в обществе:
    Ценностно-смысловая компетенция.
    Общекультурная компетенция.
    Учебно-познавательная компетенция.
    Информационная компетенция.
    Коммуникативная компетенция.
    Социально-трудовая компетенция.
    Компетенция личностного
    самоусовершенствования
    Уровень образованности, особенно в современных
    условиях, не определяется объемом знаний, их
    энциклопедичностью. С позиций компетентностного
    подхода уровень образованности определяется
    способностью решать проблемы различной
    сложности на основе имеющихся знаний.
    Компетентностный подход не отрицает значения
    знаний, но он акцентирует внимание на
    способности использовать полученные знания. При
    таком подходе цели образования описываются в
    терминах, отражающих новые возможности
    обучаемых, рост их личностного потенциала.
    С позиций компетентностного подхода основным
    непосредственным результатом образовательной
    деятельности становится формирование ключевых
    компетентностей

    С этой точки зрения цели школьного
    образования
    в следующем:
    научить учиться, т.е. научить решать проблемы в
    сфере учебной деятельности;
    научить объяснять явления действительности, их
    сущность, причины, взаимосвязи, используя
    соответствующий научный аппарат, т.е. решать
    познавательные проблемы;
    научить ориентироваться в ключевых проблемах
    современной жизни – экологических,
    политических, межкультурного взаимодействия и
    иных, т.е. решать аналитические проблемы;
    научить ориентироваться в мире духовных
    ценностей;
    научить решать проблемы, связанные с
    реализацией определенных социальных ролей;
    научить решать проблемы, общие для разных видов
    профессиональной и иной деятельности;
    научить решать проблемы профессионального
    выбора, включая подготовку к дальнейшему
    обучению в учебных заведениях системы
    профессионального
    Формирование компетентностей учеников
    обусловлено реализацией не только обновленного
    содержания образования, но и адекватных методов
    и технологий обучения. Список этих методов и
    технологий является довольно широким, их
    возможности – разноплановыми, поэтому
    целесообразно очертить основные стратегические
    направления, определив при этом, что рецепта на
    все случаи жизни, конечно не существует.
    Потенциал, например, продуктивных методик и
    технологий очень высокий, и реализация его
    влияет на достижение такого результата обучения,
    как компетентность.
    Выделяют основные задачи:
    – создание условий для развития и
    самореализации учеников;
    – усвоение продуктивных знаний, умений;
    – развитие потребностей пополнять свои знания
    на протяжении всей жизни.
    Чем же должен руководствоваться учитель для их
    выполнения? Прежде всего, независимо от
    технологий, которые использует преподаватель, он
    должен помнить нижеприведенные правила:
    Главным есть не предмет, которому вы учите, а
    личность, которую вы формируете. Не предмет
    формирует личность, а учитель своей
    деятельностью, связанной с изучением предмета.
    На воспитание активности не жалейте ни времени,
    ни усилий. Сегодняшний активный ученик –
    завтрашний активный член общества.
    Помогайте ученикам овладеть наиболее
    продуктивными методами учебно-познавательной
    деятельности, учите иx учиться. .
    Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”,
    чтобы научить мыслить причинно: понимание
    причинно-следственных связей является
    обязательным условием развивающего обучения.
    Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а
    тот, кто использует на практике.
    Приучайте учеников думать и действовать
    самостоятельно.
    Творческое мышление развивайте всесторонним
    анализом проблем; познавательные задачи решайте
    несколькими способами, чаще практикуйте
    творческие задачи.
    Необходимо чаще показывать ученикам
    перспективы иx обучение.
    Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить
    усвоение системы знаний.
    В процессе обучения обязательно учитывайте
    индивидуальные особенности каждого ученика,
    объединяйте в дифференцированные подгруппы
    учеников с одинаковым уровнем знаний.
    Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников,
    их интересы, особенности развития.
    Будьте проинформированы относительно
    последних научных достижений по своему предмету.
    Поощряйте исследовательскую работу учеников.
    Найдите возможность ознакомить их с техникой
    экспериментальной работы, алгоритмами решения
    задач, обработкой первоисточников и справочных
    материалов.
    Учите так, чтобы ученик понимал, что знание
    является для него жизненной необходимостью.
    Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет
    свое место в жизни, если научится всему, что
    необходимо для реализации жизненных планов.
    Эти полезные правила-советы – только небольшая
    часть, только вершина айсберга педагогической
    мудрости, педагогического мастерства, общего
    педагогического опыта многих поколений. Помнить
    их, наследовать им, руководствоваться ими – это
    то условие, которое способно облегчить учителю
    достижение наиважнейшей цели – формирования и
    развития личности.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *