Как называется уровень знаний умений навыков и компетенции?

11 ответов на вопрос “Как называется уровень знаний умений навыков и компетенции?”

  1. j.baphomet Ответить

    5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
    6) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
    7) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
    8) федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
    9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
    10) примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
    11) общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
    12) профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
    13) профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
    14) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
    15) обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
    16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
    17) образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ;
    18) образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
    19) организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
    20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
    21) педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
    22) учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
    23) индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
    24) практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
    25) направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
    26) средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
    27) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
    28) адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
    29) качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
    30) отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
    31) участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
    32) участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
    33) конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
    34) присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

    Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений.
    Как говорили древние: “определите термины, – и вы избавите себя от огромного количества споров”. В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия. Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии. Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.
    Итак, образование (п. 1). По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения и не только для него. Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Выше уже отмечено, что обучение осуществляется не только в интересах отдельного человека, но носит публичный характер (подробнее см. комментарий к ч. 1 статьи 1 Закона Об образовании в Российской Федерации). Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в комментируемом определении выделено содержание образования, не как получение бессистемных знаний, а совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Ещё Ф. Энгельс писал: “Суха теория, – зелено древо жизни”. Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы ещё практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования – формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.
    Далее в комментируемой статье раскрывается содержание компонентов образования в виде воспитания и обучения. Причём воспитание (п. 2) поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации, что требует, определенных пояснений. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек, в состоянии правильно определить своё место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком.
    Что касается социализации, то давно ещё отмечено: “Жить в обществе и быть вне общества нельзя”. Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает “товарищеский, общественный”.*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе. Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения. Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.
    Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п. 3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции. Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил: “В наше время нужно очень быстро бежать, – чтобы оставаться на месте”.
    Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации – это уровень образования (п. 4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования. Отныне в прошлое уходят понятия “неполное или неоконченное высшее” и им подобные определения. Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования. Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования.
    Понятие “квалификация” (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности.
    Термин “федеральный образовательный стандарт” (п. 6) изначально использован в ч. 5 ст. 43 Конституции и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации.
    Следующее за ним понятие “образовательный стандарт” (п. 7), означает совокупность обязательных требований к высшему образованию. Можно спорить с авторами Закона о том, насколько оно отражает суть, но, как говорится, “о терминах не спорят, – их определяют”. Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается комментируемым Законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объём знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.
    Понятие “федеральные государственные требования” (п. 8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.
    В конце концов сама “образовательная программа” (п. 9) включает в себя комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Обращаем внимание читателей, что перечень элементов учебной программы является открытым, то есть предусматривает возможность её дополнения, что превращает её в примерную программу (п. 10). Причём, необходимо отметить, что несмотря на 20-летнюю дискуссию и критику со стороны образовательного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный пункт Закона, вслед за своим предшественником, трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг. На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений. Если одна сторона, в данном случае – физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения – государство обязано это право обеспечить. Обеспечение этого право никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий – прислуживающий кому-либо лакей).*(10) Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании (п. 1-3), осуществляемом не только в интересах отдельных лиц, но и всего общества и государства в целом.
    Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п. 33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!
    Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие “средства обучения и воспитания” (п. 26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным. На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это “материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности”.
    Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин – это “инклюзивное образование” (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование. В то же время, термин “инклюзивный” означает: “распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)”.*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.
    То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28). Представляется, что для таких обучаемых необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующих их возможностям и способностям.

  2. ForedStudio Ответить

    7
    Основные эффективные формы работы: 1. Исследовательская деятельность 2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий 3. Различные формы педагогической поддержки 4. Активное участие в педагогических конкурсах, фестивалях, проектах 5. Трансляция собственного педагогического опыта 6. Повышение квалификации 7. Использование ИКТ 8. Работа в школьных методических объединениях, творческих группах.

    8
    Самообра- зование Изучить нормативные документы Участие в вебинарах Участие в работе ШПНМК Чтение русской и мировой классики Обмен опытом Взаимопосещение уроков коллег (интернет посещения) Активное посещение блога ИППО

    9
    Поэтическая пауза Роберт Рождественский Я в глазах твоих утону – Можно? Ведь в глазах твоих утонуть – счастье! Подойду и скажу- Здравствуй! Я люблю тебя очень- Сложно? Нет не сложно это,а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду- Поймать успеешь? Ну,а если уеду- Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою- Слышишь? Ни минуту,ни месяц,а долго Очень долго,всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда- Хочешь? Я ответа боюсь- Знаешь? Ты ответь мне,но только глазами. Ты ответь мне глазами- Любишь? Если да,то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет,то тебя умоляю Не кори своим взглядом,не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни Я любить тебя буду- Можно? Даже если нельзя…Буду! И всегда я приду на помощь, Если будет тебе трудно!

    10
    Здоровье- сберегаю- щие технологии Начальное общее Основное общее Среднее общее Принцип кон центризма Новые образовательные стандарты УУД(личностные,регулятивные, познавательные, коммуникативные ) Метапредмет ные образовательные функции Принцип вариативности Результаты… предметные метапредметные личностные Системно- деятельностный подход Сільський музей Типы уроков Информаци онно- коммуникационные технологии

    11
    Информационный шок – Не всё понятно?! Развивайте свой потенциал Мне всё понятно!!!

    12
    Типология уроков в свете новых образовательных стандартов Уроки «открытия» нового знания Уроки обще методологической направленности Уроки рефлексии Уроки развивающего контроля этап построения проекта выхода из затруднения этап локализации индивидуальных затруднений организуется понимание и построение норм,методов учебной деятельности, самоконтроля,самооценки, рефлексивной самоорганизации этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    13
    Принцип концентризма Первый концентр 5-9 классы Второй концентр классы

    14

    15
    Белая шляпа У вашей шляпы белый цвет! Эмоциям скажите: «Нет!» Бесстрастно факты изложите! Не надо чувств! Их берегите! Вы должны сосредоточиться на той информации, которую имеете. Без эмоций и субъективных оценок выскажитесь по вопросу: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    16

    17
    Вы с желтой шляпой – это значит, Лишь позитив найти задача! Что продуктивно, хорошо! Аргументируйте еще! Найдите достоинства и преимущества данной: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    18

    19
    Чёрная шляпа Я весь негатив, недостатки сложила Лишь в черную шляпу! Скажите, что было Проблемно, неясно! Причину найдите! Без критики не было б многих открытий! Выявите противоречия, недостатки по данному вопросу: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    20

    21
    Красная шляпа Эмоции, чувства лежат в шляпе красной Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны. Что вам интересно, что вас удивляет… Пусть только эмоции вас направляют Какие чувства вы испытывали во время обсуждения этого вопроса: «Развитие учительского потенциала в свете новых образовательных стандартов»

    22

    23
    Лишь творческой шляпы зеленый подход! Она размышлять вам возможность дает! К вопросу она подойдет нестандартно,- Творите, рождайте идеи, ребята! Эта « шляпа» позволяет ответить на вопрос: как повысить свою компетенцию, найти новые грани своей педагогической деятельности.

    24

    25
    Синяя шляпа У вас шляпа синяя! Будьте готовы К тому, что за вами последнее слово! Вы слушайте всех, материал собирая, Озвучьте итог, мысли шляп обобщая! Это философская обобщающая шляпа. Делаем выводы.

    26
    Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем эффективнее и результативнее будет деятельность организации.

    27

  3. ZhekaGT Ответить

    продолжаю тему предыдущих постов…
    Существует распространенное заблуждение в том, что ПС создаются преимущественно или даже исключительно для того, чтобы указать вузам и колледжам кого и как надо готовить. В прошлом выпуске КО уже были представлены доводы о несостоятельности подобного механизма – официальное донесение требований работодателей до студента через цепочку «ПС > ФГОС > основная образовательная программа > повышение квалификации преподавателя > программа дисциплины» требует слишком много времени и бюрократических согласований. Вместе с тем, никто не мешает работодателю работать напрямую и с вузом, и с преподавателем и даже с выпускником, реализуя как распространенные, так и новые подходы.
    Причина активного тиражирования этого заблуждения кроется в массовом несоответствии реальных требований бизнеса с имеющимися квалификациями и компетенциями выпускников, а также подогревается поправками в 273-ФЗ, изменениями ФГОС, явными указаниями о возможности использования ПС при разработке образовательных программ.
    При детальном изучении нормативных документов оказывается, что ФГОС и основные образовательные программы (ООП) должны разрабатываться с учетом ПС, но при этом как конкретно учитывать, и в каком объеме ‑ не регулируется и даже не поясняется. Важно отметить, что в Макете ПС не используется понятие компетенций, они в явном виде даже не описываются, указываются только некоторые необходимые знания и умения. Кроме того, понимание (официальные определения) базовых терминов в ТК и 273-ФЗ сильно различается.
    Квалификация
    совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность лица к выполнению определенного вида и уровня профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций [273-ФЗ]
    уровень знаний,  умений,   профессиональных навыков и опыта работы работника [ТК]
    Вид профессиональной деятельности
    методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования [ИП Минобрнауки РФ № 03-956, 13.05.10]
    совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда
    [Методические рекомендации по разработке ПС, 2013]
    Компетенция
    способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области
    [ИП Минобрнауки РФ № 03-956, 13.05.10]
    Определение отсутствует
    На практике учет требований ПС может быть логично реализован только в разделе ФГОС или ООП, который называется «Характеристика профессиональной деятельности» и содержит подраздел «Задачи проф. деятельности»; а также в рамках программ дисциплин и паспортов компетенций, где традиционные академические «знания, умения и навыки» должны быть сопоставлены с наборами «необходимых знаний и умений» ПС.
    Для полноты картины следует отметить мнения о том, что трудовые функции (или их категории) можно интерпретировать как компетенции и включать в образовательные программы. К сожалению, данный подход трудно применим для действующей нормативной базы ФГОС, где компетенция является связующим звеном между задачей профессиональной деятельности и набором знаний-умений-навыков-личных качеств.
    Несмотря на указанные ограничения использования ПС в образовательных стандартах и программах, они могут стать очень полезным инструментом для системы дополнительного профессионального образования, корпоративного (шире ‑ неформального) обучения и признания спонтанного (информального) обучения.
    Кроме того, в перспективе возможна ситуация, когда все выпускники образовательных учреждений, а также слушатели программ ДПО должны будут проходить обязательную сертификацию приобретенных квалификаций. При этом многие вузы будут осуществлять аккредитацию своих образовательных программ на соответствие требованиям различных профстандартов в специализированных организациях (например, в Центрах оценки и сертификации квалификаций). В этом ключе профессиональные стандарты будут активно использоваться для достижения целей создания:
    Национальной системы квалификаций – «Содействие развитию качества рабочей силы и обучения на протяжении всей трудовой жизни»;
    Системы независимой оценки качества…‑ «Повышение конкурентоспособности и мобильности рабочей силы РФ», «Объективизация оценки качества профобразования», «Повышение уровня информированности потребителей о качестве профобразования и обоснованности управленческих решений в сфере профобразования».
    Национальной системы квалификаций и компетенций (НСКК) – «создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки».

  4. alexgorjchew Ответить

    Профессиональная разновидность — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении рабочих задач.
    Профессиональные компетенции Профессиональные характеристики всегда соотносятся с общими. Невозможно стать руководителем отдела проектов, если нет знаний в области проектирования, большого опыта работы, но вместе с тем лидерских качеств и умения общаться с людьми.

    Виды

    Для качественного выполнения работы человек должен обладать полным набором характеристик:
    ключевых;
    управленческих;
    специальных;
    личностных.
    Для активного движения по карьерной лестнице нужно развивать все виды компетенций. Обладать профессиональными компетенциями значит иметь достаточный уровень знаний в своей деятельности, а также практический опыт.

    Ключевые

    Это целостная система знаний, умений, навыков и опыта. Некоторые авторы считают, что сюда включаются показатели личной ответственности работников, а наибольшее значение они отводят образовательному процессу и личному опыту ученика.
    Включают:
    общее содержание образования;
    предметные;
    общепредметные характеристики.
    Также список ключевых параметров составляют ценностные понятия личности, общекультурные, познавательные интересы, коммуникативные и информационные, понятия о личностном самосовершенствовании.
    Конечно, список должен определяться по возрастным ступеням обучения. Образовательные стандарты нового поколения, внедренные с 2011 года, предполагают комплексный подход в преподавании отдельных предметов.

    Управленческие

    Управленческие компетенции специалист может иметь и до получения знаний и навыков. Эти характеристики позволяют руководителям справляться с решением задач управления и эффективно руководить коллективом. Основные компетенции:
    умение отвечать за себя и за других;
    умение планировать свою деятельность;
    способность к организации рабочего процесса с учетом максимальной эффективности;
    умение мотивировать себя и других;
    способность вникать в ситуацию, не упуская из виду детали;
    умение предлагать новые идеи.
    Если у человека есть эти качества, то рано или поздно он станет руководителем либо неформальным лидером коллектива.

    Специальные

    Относятся к определенным профессиям. Примером может быть представитель отдела продаж, который компетентен в вопросах:
    знания продукции;
    знания методики продаж;
    умения бороться с возражениями;
    высоких коммуникативных навыков и т.д.
    То есть это те качества, благодаря которым специалист может эффективно выполнять свои обязанности и поддерживать нужный план продаж.
    Качества руководителя характеризуются:
    умением ставить и добиваться целей;
    умением принимать управленческие решения;
    умением планировать работу отдела.
    Если руководитель принимается в отдел продаж, то он должен обладать и умениями специалиста отдела продаж, знать продукты и обладать коммуникативными способностями.

    Личностные

    Это качества личности, воспитанные родителями или самой личностью через посещение психолога или тренингов.
    Личность лидера К ним относятся:
    лидерские характеристики;
    толерантность;
    умение слышать чужую точку зрения;
    человечность и т.д.
    Если какой-то характеристики не хватает, то можно обратиться к коуч-тренеру и освоить ее. Этот специалист с легкостью их сформирует.

    Коммуникативная компетенция

    Эта способность нужна любому человеку, будь то руководитель высшего звена или ученик. Именно поэтому сегодня разработано большое количество различных тренингов по общению. Современные молодые люди с легкостью устанавливают контакты, общаются и поэтому добиваются успеха. Более взрослые люди имеют массу психологических зажимов, боятся быть оцененными и неправильно понятыми.

    Применение для оценки персонала

    Характеристики необходимы для оценки персонала. Обязательно необходимо доносить информацию оценки до персонала. Работники могут повысить свой профессионализм, расширить полномочия, получить новую профессию, чтобы достигнуть карьерных высот.
    Существует система показателей KPI, подразумевающая выбор более чем из 40 компетенций для определенной должности. Уже разработаны такие системы для отдельных профессий, есть справочник с компетенциями. Руководитель, опираясь на результат применения компетенций, может оценить эффективность своего отдела и повысить ее.

  5. peresypkinvita1995@gmail Ответить

    2) преемственность основных образовательных программ;
    3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
    4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения;
    5) доступность образования.
    8.Что предстоит пройти поступающим при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации?
    1) обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должностям, профессиям или специальностям;
    2) поступающие проходят обязательные предварительные собеседования по профессиям, специальностям, направлениям подготовки;
    3) обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должностям, профессиям или специальностям, а также собеседования по профессиям, специальностям, направлениям подготовки.
    9. Какой документ выдается лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты?
    1) выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
    2) выдается свидетельство об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
    3) выдается свидетельство об обучении или о периоде обучения государственного образца.
    10.Чем определяется порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации?
    1) определяются локальным нормативным актом этой организации;
    2) определяются Типовым положением;
    3) определяется решением Педагогического совета.
    11. В течение скольких лет лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление?
    1) в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено;
    2) не имеет права;
    3) в течение трех лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.
    12. В какой форме завершается итоговая аттестация по профессиональному обучению?
    1) в форме квалификационного экзамена;
    2) в форме экзамена квалификационного.
    13. Чем завершается освоение дополнительных профессиональных образовательных программ?
    1) итоговой аттестацией;
    2) Государственной итоговой аттестацией;
    14 . Что не включает в себя мониторинг системы образования?
    1) условия осуществления образовательной деятельности;
    2) контингент обучающихся;
    3) учебные и внеучебные достижения обучающихся;
    4) профессиональные достижения выпускников;
    5) состояние здоровья обучающихся;
    6) состояние сети организаций, осуществляющих образовательную деятель-
    15. Какие технологии используются при реализации образовательных программ?
    1) различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;
    2) различные образовательные технологии;
    3) дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
    16. Как реализуются образовательные программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность?
    2) как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
    17. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на:
    1) локальные, модульные, системные;
    2) внешние, внутренние, ресурсные;
    3) ресурсные, образовательные, содержательные;
    4) организационные, дидактические, методические.
    1. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие для СПО
    / Т. Ю. Базаров.- 10-е изд., стер.- М.: Академия, 2012.- 224 с.
    2. Быцанова, В. Е. Разработка интерактивных тестирующих программ с
    использованием программной оболочки «Hot Potatoes». Версия 2.1 [Элек-
    тронный ресурс]: учеб. издание / В. Е. Быцанова, С. А. Дочкин, Е. А. Пахо-
    мова. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2010. — 1 CD-диск. — (Программ-
    ные продукты для профессионального образования ; № 2). — № гос. регистра-
    3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в управлении образова-
    тельными учреждениями [Текст]: учеб. пособие для ВПО / И. Г. Захарова. —
    М.: Академия, 2012.с.
    4. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обу-
    чения [Текст]: учеб. пособие для ВПО / В. И. Звонников. — 4-е изд., стер. — М.:
    Академия, 2011.с.
    5. Панина, Т. С. Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки
    учащихся в учреждениях профессионального образования [Текст]: учебно-
    методическое пособие / Т. С. Панина, С. В. Филипьева, Н. Г. Пастор. — Кеме-
    рово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008.с.
    6. Русаков, С. А. Основы управленческой деятельности [Текст]: учеб. по-
    собие для ВПО / С. А. Русаков. — М.: Академия, 2008.с.7. Федоров, В. А. Педагогические технологии управления качеством про-
    фессионального образования [Текст]: учеб. пособие / В. А. Федоров, Е. Д.
    Колегова. — М.: Академия, 2008.с.
    1. Принципы обучения – это:
    1) приемы работы по организации процесса обучения;
    2) тезисы теории, практики обучения и образования, отражающие ключевые
    моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;
    3) основные положения теории обучения.
    2. Обучение должно носить . характер.
    1) творческий, личностный ;
    3. Образование – это:
    1) результат процесса воспитания;
    2) результат получения системы знаний, умений, навыков и рациональных способов умственных действий;
    3) механизм социокультурной среды по приобщению к общечеловеческим ценностям.
    4. К современным моделям организации обучения относят:
    1) формы организации обучения;
    2) систему принципов, методов, форм, видов организации обучения;
    3) формы и методы организации обучения.
    1) наука об обучении и образовании, раскрывающая закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяющая объём и структуру содержания образования;
    2) система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и
    3) упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.
    6. Обучение – это:
    1) упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели;
    2) наука о получении образования;
    3) упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение поставленной цели.
    7. Педагогические технологии подразделяются на:
    1) общепредметные, предметные и модульные;
    2) общепредметные, предметные, модульные и частнометодические;
    3) общепредметные и предметные.
    8. Педагогическая технология – это:
    1) набор операций по конструированию, формированию, контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;
    2) инструментарий достижения цели обучения;
    3) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.
    9. Методы обучения – это:
    1) способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения;
    2) монологическая форма изложения, ретрансляция системы социального опыта;
    3) средство самообучения и взаимообучения.
    10. К новым информационным средствам обучения не относится:
    11. Развитие – это:
    1) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения;
    2) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в
    количественных, качественных и структурных преобразованиях;
    3) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
    12. Выберите лишний признак развития личности:
    2) количественное нарастание изначально заданных качеств;
    3) появление новых сторон, элементов в самом развитии.
    13. Исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода – это:
    14. Развитие педагогики обусловлено:
    1) прогрессом науки и техники;
    2) заботой родителей о счастье детей;
    3) объективной потребностью подготовки человека к жизни и труду .
    15. Целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности педагога и обучающегося, имеющая целью достижение планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников – это:
    3) образовательная технология.
    16. Метод воспитания – это:
    1) путь достижения цели воспитания;
    2) совокупность однородных приемов воспитательного воздействия;
    3) вариант организации воспитательного мероприятия.
    17. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это:
    1) профессиональная компетентность;
    2) профессиональное мастерство;
    3) профессиональное становление.
    18. Выделите цель урока, ориентированную на развитие информационной культуры обучающихся:
    1) способствовать развитию у обучающихся умений систематизировать информацию;
    2) обеспечить развитие у обучающихся умений выделять основные моменты своей или чужой деятельности как целого;
    3) создавать условия для развития у обучающихся умений структурировать информацию.
    19. Какие основные типы образовательных программ реализуются в системе профессионального образования:
    1) общеобразовательные и индивидуальные;
    2) общеобразовательные и профессиональные;
    3) общеобразовательные и авторские.
    20. Какие требования к образованию определены в ФГОС как обязательные:
    1) требования к кадрам;
    2) требования к структуре основных образовательных программ;
    3) требования к информатизации образовательного процесса.
    21. Какие части являются обязательными для базисного учебного плана
    в соответствии с ФГОС СПО:
    1) инвариантная и вариативная часть;
    2) школьный компонент;
    3) национально-региональный компонент.
    22. Модульное обучение способствует:
    1) глубокому изучению предметов за счет объединения занятий в блоки;
    2) усвоению программного материала на различных планируемых уровнях;
    3) самостоятельной работе обучающихся с индивидуальной учебной про-
    граммой, разделенной на автономные части.
    23. Компетентность – это:
    1 ) продемонстрированная способность применять знания и навыки ;
    2) способность использовать, применять свои знания, умения, навыки, а так-
    же обобщённые способы выполнения действий в многоплановых видах дея-
    3) объективное, поуровневое описание деловых качеств, необходимых для
    успешного выполнения работы . – это компетенция
    24. Профессиональная компетенция – это:
    1) способность успешно действовать на основе умений, знаний и практиче-
    ского опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной
    2) часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая
    определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС
    результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных
    компетенций в рамках одного из основных видов деятельности;
    3) высокий уровень профессиональной деятельности педагога.
    25. Контроль знаний, умений и навыков – это:
    1) цифровое выражение оценки;
    2) совокупность действий по выяснению количественных и качественных ха-
    рактеристик результатов обучения;
    3) отношение преподавателя к обучающемуся.
    26. Обучение путем организации поисковой деятельности обучающихся в процессе выявления и решения познавательных задач, развития их творческого мышления и познавательной активности – это:
    1) программированное обучение;
    2) объяснительно-иллюстративное обучение;
    3) проблемное обучение.
    27. Документ, который регламентирует изучение учебного предмета – это:
    1) учебная программа;
    3) федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
    28. Наиболее распространенной ошибкой в общении является то, что мы …
    1) переходим на личности;
    2) слышим только себя;
    3) говорим слишком мало, а только слушаем.
    29. Отстаивая свою точку зрения, лучше всего придерживаться …
    1) своих эмоций и повышенных интонаций;
    2) идти на поводу эмоций партнера;
    3) спокойствия и твердости в интонациях.
    30. Творческий урок и нестандартный урок — это понятия
    2) имеющие общую основу (пересекающиеся);
    31. К коммуникативным умениям менее всего относится …
    1) умение демонстрировать свою компетентность;
    2) умение вступать в контакт;
    3) умение вести разговор.
    32. Индивидуальная образовательная траектория – это:
    1) целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая обучаю-
    щемуся позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного
    стандарта при осуществлении педагогом поддержки самоопределения и са-
    2) самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, раз-
    витие самооценки обучающихся, познавательной самостоятельности, творче-
    3) описание содержания образования определенного уровня и направленно-
    сти, видов деятельности обучающегося.
    33. Основная профессиональная образовательная программа – это:
    1) учебно-программная документация, включающая в себя базисный учеб-
    ный план, рабочие программы учебных курсов, профессиональных модулей;
    2) совокупность учебно-программной документации, включающая в себя
    учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных
    дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и
    качество подготовки обучающихся, а также программы практик и производ-
    ственного обучения, методические материалы, обеспечивающие реализацию
    соответствующей образовательной технологии;
    3) ФГОС, базисный план, примерные программы дисциплин и профессио-
    34. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их при-
    35. Функции и задачи обучения можно подразделить на:
    1) внутренние и внешние;
    2) коррекционные, организационные и общедидактические;
    3) воспитательные, образовательные и развивающие.
    36. Какое определение соответствует понятию «самообразование»?
    1) система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, на-
    правленная на собственное развитие;
    2) деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соот-
    ветствии с сознательно поставленными целями, идеалами, убеждениями;
    3) процесс непосредственного получения человеком опыта поколений по-
    средством собственных устремлений и выбранных средств.
    37. Из перечисленных утверждений укажите то, которое не является элементом педагогического мастерства:

  6. Spirit9 Ответить

    Framework for Qualification of the EHEA определяет: компетенции специалистов – подтвержденная способность использовать знания, умения, личные, социальные и методологические навыки в рабочей или учебной ситуации в профессиональном и (или) личностном развитии.
    В проекте стандарта ООП ТПУ (Чучалин А.И.) компетенция определяется ФГОС ВПО как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Соответствует понятию «Competence».
    И далее: Кратко компетенцией является: «готовность проявить способность при наличии возможности». «Возможность» зависит от существования проблемной ситуации и ресурсов.
    «Способность» представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и опыта их применения. «Готовность» связана с мотивацией к проявлению «способности» разрешить проблемную ситуацию.
    В соответствии с [52] различают общие и специальные компетенции. Составляющими общих компетенций являются: инструментальные, межличностныеисистемные компетенции.
    Инструментальные компетенции включают:
    когнитивные способности – способность понимать и использовать идеи и соображения;
    методологические способности – способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;
    технологические умения, связанные с использованием техники, компьютерными навыками и способностями информационного управления;
    лингвистические навыки и коммуникативные компетенции.
    Набор инструментальных компетенций включает:
    – способности к анализу и синтезу;
    – способность к организации и планированию;
    – базовые общие знания;
    – базовые знания по профессии;
    – коммуникативные навыки в родном языке;
    – элементарные компьютерные навыки;
    – навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);
    – способность решать проблемы и принимать решения.
    Межличностные компетенции – это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.
    В набор межличностных компетенций входят:
    – способность к критике и самокритике;
    – способность работать в команде;
    – межличностные навыки;
    – способность работать в междисциплинарной команде;
    – способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;
    – способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
    – способность работать в международном контексте;
    – приверженность этическим ценностям.
    Системные компетенции – это сочетание пониманий, отношений и знаний, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных компетенций как основы.
    Системные компетенции включают способности применять знания на практике, исследовательские к самообучению,адаптации к новым ситуациям, генерации новых идей (к творчеству), к лидерству, работать автономно. Также отметим способности к разработке проектов и управлению ими, к инициативе и предпринимательству, а также ответственность за качество и волю к успеху.
    СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ бакалаврского уровня содержат:
    – способность продемонстрировать знание основ и истории предметной области;
    – способность логично и последовательно представить освоенное знание;
    – способность анализировать новую информацию и дать ее толкование;
    – умение продемонстрировать понимание общей структуры предметной области и связь между её подобластями;
    – способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
    – способность правильно использовать методологию и методы предметной области;
    – способность оценить качество исследований в данной предметной области;
    – способность понимать и адекватно оценивать результаты наблюдений и экспериментальной проверки методов и научных теорий.
    СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИмагистерского уровня требуют:
    – владеть предметной областью на продвинутом уровне, владеть новейшими методологиями и методами (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;
    – критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
    – владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
    – быть способным внести оригинальный вклад в предметную область в соответствии с канонами данной предметной области, в том числе в рамках выпускной квалификационной работы;
    – продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
    – овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
    Знакомство с видами компетенций необходимо при составлении ООП направления или специальности, при проектировании рабочей программы учебной дисциплины и, естественно, для грамотной разработки фонда оценочных средств и контролирующих материалов в нем.
    Чтобы выполнить такую работу придется выбрать и согласовать с выпускающей кафедрой те компетенции, которые будут нарабатываться в процессе обучения студента данной дисциплине.
    В такой работе [60] может пригодиться опыт при использовании компетентностного подхода МСФ на кафедре «Физика высоких технологий в машиностроении» и АВТФ на кафедре «ОСУ», а также разработка, выполненная заместителем проректора Боевым О.В.
    Проверка знаний, умений и выбранных компетенций, обозначенных в целях и задачах учебной дисциплины, может осуществляться за счет применения контролирующих материалов фонда при организации различного вида испытаний.

  7. avpes Ответить

    Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия “компетенция”:
    знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
    навыки – это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
    способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
    стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
    усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
    Следующим шагом будет определение видов компетенций. По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.
    Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях.
    Ученые, педагоги, работодатели пытаются определиться в вопросе: какие именно компетенции следует рассматривать как ключевые. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.
    В Нидерландах создана система образования, нацеленная на развитие у учащихся ряда компетенций. К таким компетенциями относятся: стратегическая компетенция, предполагающая развитие умения рефлексировать по поводу будущего; предметная компетенция, связанная со специфическими для изучаемого предмета знаниями и навыками; методическая компетенция, содержанием которой являются распорядительские навыки; социально-коммуникативная основными составляющими которой являются навыки сотрудничества, восприятие критики, предоставление и принятие обратной связи; нормативно-культурная компетенция. Включающая в себя профессиональное отношение, мотивацию, готовность к достижению результата и учебная компетентность. Определяющая развитие учебных навыков, рефлексии, навыков оформления.
    Представляет определенный интерес подход к определению компетенций в Австрии. В австрийской системе образования выделяются следующие ключевые компетенции: компетенции, направленные на самореализацию личности; социальные компетенции и компетенции в определенных сферах деятельности. К компетенциям в определенных сферах деятельности относятся компетенции в таких сферах как “Язык и коммуникация”, “Творчество и дизайн”, “Человек и общество”; “Здоровье и движение”, “Природа и техника”. К социальным компетенциям относятся способность к коммуникации, способность к работе в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других, контактность, социальная ответственность.
    В Британской школе выделяется шесть ключевых компетенций. Которые можно условно разделить на две большие группы. Основные компетенции: общение, вычислительная грамотность, информационная грамотность. Ключевые компетенции широкого профиля: умение работать с другими; умение учиться и совершенствоваться; умение решать задачи.
    Список ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (Модернизация Российского образования):
    · политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;
    · компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;
    · компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;
    · компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;
    · компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.
    Это разнообразие подходов означает, что определение ключевых компетенций может происходить только в рамках региональной, государственной и международной дискуссии при участии всех или по возможности большего количества общественно значимых групп и должно учитывать всю совокупность сфер жизнедеятельности (органы государственной власти, педагогическая общественность и работодатели).
    Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов образования с добавлением результатов по становлению и развитию ключевых компетенций. Развитие компетенций – это дополнение к привычным целям образования.
    Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.
    Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение “keis-study”, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.
    Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции. В британской школе таких уровней пять: I-ый и II-ой уровень учащиеся должны освоить к 16 годам в образовательном учреждении, III уровень – уровень после получения специального образования; IV уровень – уровень бакалавра; V уровень – уровень магистра. Сертификат, предъявляемый при поступлении на работу, создает наиболее выигрышные условия для обладателя сертификата высокого уровня. Опыт работы по развитию ключевых компетенций в разных странах убеждает в том, что ключевые компетенции – это необходимое условие повышения качества образования в целом, начального профессионального в частности.
    Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинула ряд проблем:
    · работа над развитием ключевых компетенций в учебном процессе – на занятиях по общетеоретической и специальной подготовки;
    · подготовка инженерно-педагогических работников к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся;
    · разработка экспертизы занятий с позиций компетентностного подхода.
    В заключении хотелось бы сделать несколько выводов:
    · нацеленность на становление ключевых компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;
    · идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;
    · компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, а способов его освоения снизу вверх, т.е. сначала четко определяется модель выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций;
    · основные ресурсы должны быть направлены на подготовку кадров.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *